А нужна ли людям Истина? Эмиграция и эмигранты Истина всегда ли она нужна.


Некоторые комментаторы спрашивают меня, зачем необходимо искать истину (к счастью, почти никому не нужно объяснять, что есть истина). Желание сделать своё мировоззрение рациональным вырастает именно из стремления к истине, и уже благодаря этому желанию все мировоззрения можно разделить на «хорошие» и «плохие».

В «Двенадцати добродетелях рациональности » я писал: «Первая добродетель - любопытство». Любопытство - первая причина искать истину, и, несмотря на то, что эта причина не единственна, в ней есть особая восхитительная чистота. В глазах человека, движимого любопытством, приоритет вопроса зависит от его эстетической ценности. Сложный вопрос, где вероятность неудачи необычно высока, стоит больших усилий, чем простой, где ответ и без того ясен - ведь узнавать новое интересно.

Кто-то может возразить: «Любопытство - эмоция, а эмоции иррациональны». Я называю эмоцию «иррациональной», если она основана на ложных убеждениях или, точнее, поведении, неправильном в свете известной информации: «К твоему лицу подносят железо, и ты веришь, что оно раскалено, но можно видеть, что оно холодно - тогда Учение осуждает твой страх. К твоему лицу подносят железо, и ты веришь, что оно холодно, но можно видеть, что оно раскалено - тогда Учение осуждает твоё спокойствие». И наоборот: эмоцию, вызванную истинными убеждениями либо рациональным с точки зрения желания узнать истину мышлением можно назвать «рациональной эмоцией» (Поэтому удобно считать, что спокойствие - не абсолютный ноль шкалы, а тоже эмоция, не лучше и не хуже всех остальных).

Мне кажется, что люди, противопоставляющие «эмоции» и «рациональность», на самом деле говорят о Системе 1 - системе быстрых, основанных на восприятии суждений - и Системе 2 - системе медленных обоснованных суждений. Обоснованные суждения не всегда правдивы и интуитивные суждения не всегда ложны, поэтому важно не путать эту дихотомию с вопросом о рациональности и иррациональности. Обе системы могут служить как истине, так и самообману.

Что ещё заставляет искать истину, не считая любопытства? Желание достигнуть какой-то цели в реальном мире: например, братья Райт хотят построить самолёт и для этого им необходимо знать правду о законах аэродинамики. Или, более повседневно: я хочу шоколадного молока, и поэтому меня интересует, можно ли купить его в ближайшем магазине: тогда я смогу решить, пойти ли туда, или куда-нибудь ещё. В глазах человека, движимого прагматизмом, приоритет вопроса определяется ожидаемой полезностью ответа на него: степенью влияния на решения, важностью этих решений, вероятностью того, что ответ сместит итоговое решение в сторону от первоначального решения.

Поиск истины в прагматичных целях выглядит неблагородным - разве истина не ценна сама по себе? - но такие поиски очень важны, поскольку они создают внешний критерий проверки. Упавший на землю самолёт или отсутствие молока в магазине говорят о том, что ты сделал что-то неправильно. Ты получаешь обратную связь и можешь понять, какие методы мышления работают, а какие нет. Чистое любопытство прекрасно, но стоит найти ответ - оно исчезает вместе с поразительной загадкой, и ничто уже не заставляет проверять ответы. Любопытство - древняя эмоция, появившаяся задолго до древних греков, руководившая ещё предками их предков. Но легенды о богах и героях удовлетворяют любопытство ничуть не хуже результатов научных экспериментов, и очень долго никто не видел в этом ничего плохого. Лишь наблюдение «некоторые методы мышления отыскивают суждения, позволяющие управлять миром » уверенно направило человечество на путь науки.

Итак, есть любопытство, есть прагматизм, что ещё? Третья причина поиска истины, которая приходит мне в голову - честь. Вера в то, что отыскание истины благородно, нравственно и важно. Такой идеал приписывает истине внутреннюю ценность, но он не похож на любопытство. Мысль «Интересно, что за занавесом» ощущается не так, как мысль «Мой долг - заглянуть за занавес». Паладину истины легче верить в то, что за занавес должен заглянуть кто-то ещё , и легче осуждать кого-то за добровольное закрывание глаз. Из этих соображений я называю «честью» убеждение в том, что истина имеет практическую ценность для общества и поэтому её следует искать всем. Приоритеты паладина истины в отношении белых пятен карты определяются не полезностью и не интересностью, но важностью; кроме того, в одних ситуациях долг искать истину зовёт сильнее, чем в других.

Я с подозрением отношусь к долгу как мотивации для поиска истины: не потому , что идеал плох сам по себе, а потому, что из такого мировоззрения могут вытекать некоторые проблемы. Слишком легко приобрести в корне ошибочные методы мышления. Например, посмотрим на наивный архетип рациональности - мистера Спока из «Звёздного пути». Эмоциональное состояние Спока всегда зафиксировано на отметке «спокойствие», даже когда это совершенно неадекватно ситуации. Он часто сообщает чудовищно неоткалиброванные вероятности, называя при этом слишком много значащих цифр («Капитан! Если ты отправишь Энтерпрайз в эту чёрную дыру, то вероятность нашего выживания всего лишь 2,234%!» - и при этом в девяти случаях из десяти Энтерпрайз отделывается мелкими царапинами. Оценка отличается от реального значения на два порядка; каким идиотом надо быть, чтобы раз за разом называть четыре значащие цифры?). Но при этом многие люди, думая о «долге быть рациональным» представляют себе в качестве примера именно Спока - неудивительно, что они не принимают искренне такой идеал.

Если сделать рациональность моральным долгом, то она теряет все степени свободы и превращается в деспотичный первобытный обычай. Получившие неверный ответ люди возмущённо утверждают, что они действовали в точности по правилам, вместо того, чтобы учиться на ошибках.

Но всё же, если мы желаем стать более рациональными, чем наши предки охотники и собиратели, то нам необходимы обоснованные убеждения о том, как правильно мыслить. Написанные нами ментальные программы рождаются в Системе 2, системе медленных обдуманных решений, и очень медленно переселяются - если вообще переселяются - в цепи и сети нейронов, образующих Систему 1. Поэтому, если мы желаем избежать некоторых определённых типов рассуждений, - например, когнитивных искажений - то это желание остаётся внутри Системы 2 в качестве предписания сторониться нежелательных мыслей, превращается в своеобразный профессиональный долг.

Некоторые методы мышления помогают найти истину лучше, чем другие - это приёмы рациональности. Часть приёмов рациональности говорят о преодолении определённого класса препятствий, когнитивных искажений.

Почему мы стремимся к истине и её поиску? Что является первопричиной, источником и движущей силой этого стремления?

Чтобы разобраться в этом вопросе, вначале обратимся к авторитетным источникам. В основе буддизма лежит учение Гаутамы Будды о “Четырёх Благородных Истинах”, в котором он объяснил причины человеческих страданий и пути избавления от них. Вкратце эти четыре положения можно сформулировать так:

1. Существует страдание.

2. Существует причина страдания.

3. Существует возможность освобождения от страдания.

4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Не буду здесь подробно рассматривать данные положения, прочитать о них вы можете в Интернете и в книгах. В двух словах: причиной жизненных страданий и неудовлетворённости Будда называет эгоистичные человеческие желания, которые ведут к усилению привязанности к своей самости, что, в свою очередь, порождает еще более ненасытные желания, ведущие к большей неудовлетворённости и страданиям. Цикл замыкается и повторяется каждый раз с большим размахом, что ведет к росту кармы. Причину желаний Будда объясняет как раз привязанностью (то есть отождествлённостью), а причину самой привязанности — в заблуждении, отсутствии истинного видения и понимания своей сущности. В качестве пути к освобождению от страданий Будда предлагает так называемый срединный или Восьмеричный путь и подробно разъясняет все этапы этого пути.

Если внимательно проанализировать описанный механизм возникновения и роста страданий и неудовлетворённости, то станет понятно, что он несколько упрощён и идеализирован. Ведь люди, даже если они не являются приверженцами буддизма или иной религии или учения, в большинстве так или иначе придерживаются некоего срединного пути, стремясь к умеренности в своих желаниях, поскольку чувствуют и понимают, хотя бы из соображений здравого смысла, что желания, дай им волю, легко погубят своего обладателя. По этой причине указанный механизм работает в чистом виде редко: почти всегда существуют некие сдерживающие факторы, уберегающие людей от бездумного потакания своим желаниям и препятствующие проявлению описанных Буддой причинно-следственных связей в крайних формах.

Однако существует еще один источник возникновения неудовлетворённости и страданий, не включённый Буддой в упомянутую схему. Нет сомнений в том, что Будда, как просветленный, знал этот источник лучше, чем кто бы то ни было. Но, судя по всему, он не стал говорить о нём по той же причине, по которой упростил упомянутую выше схему: он не хотел запутывать и смущать умы большинства людей рассуждениями о категориях, которых они не могут знать и потому не понимают. Тем более, что даже если первопричиной неудовлетворённости определённого типа и является тот неизвестный людям источник, — механизм возникновения страданий, описанный в “Четырёх Благородных Истинах”, так или иначе, но всё равно проявит своё действие — по крайней мере, до тех пор, пока человек остаётся человеком.

О каком типе неудовлетворённости и о каком его источнике я веду речь? Как вы уже догадались, это неудовлетворенность, подталкивающая человека к духовному поиску, к поиску истины. Ведь обратите внимание: несмотря на то, что практиками, чётко ориентированными на достижение именно просветления, занимается не так уж много людей, — людей, занимающихся духовным поиском вообще очень много — пожалуй, подавляющее большинство. Религия, философия, эзотерика или просто размышления о смысле жизни — всё это виды духовного поиска, и в том или ином возрасте и с той или иной серьёзностью или вовлечённостью им занимаются или интересуются почти все люди.

Что же является причиной стремления человека к духовному поиску? Религиозная традиция? Интерес? Мода? Желание выделиться, быть не таким, как все? Все эти факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на людей, принадлежащих к определенным человеческим сообществам или группам. Но есть еще одна причина, действующая на всех без исключения людей, — пусть сильнее или слабее — но на всех.

Это осознанность.

Осознанность присутствует во всех людях — да и вообще во всех живых существах: без осознанности они просто не могли бы жить и действовать. В своём подавляющем большинстве люди не знают, что такое осознанность: из-за отождествлённости с умом для них понятия “сознание” и “ум” — одно и то же. Однако такое положение дел ничуть не мешает самой их осознанности, проявлению в них глобального Сознания. Как бы там ни было, но именно глобальное Сознание управляет всем, что творится в проявленном мире, и связь отождествленного с умом человеческого существа с глобальным Сознанием проявляется именно через осознанность — неважно, знает ли это сам человек, “видит” ли он это или нет.

И именно осознанность является тем побуждающим фактором, который заставляет человека заняться духовным поиском, рождает и поддерживает в нем стремление к познанию своей сути. Именно осознанность является причиной возникновения жизненной неудовлетворенности определенного типа, побуждающей искать ее причины и приводящей в итоге к духовным исканиям.

Именно осознанность — как ниточка, связывающая человека с истинным источником его существования — служит передающим звеном, заставляющим людей самостоятельно, без чьего-либо принуждения, искать пути к единению с Создателем, Богом, глобальным Сознанием — искать пути к своей сути, своему источнику.

Конечно, побуждение или стремление к духовному поиску, порожденное осознанностью, может в дальнейшем привести к возникновению эгоистичного желания, которое запустит циклический механизм раскручивания страстной привязанности (отождествлённости), описанный в учении Будды о “Четырёх Благородных Истинах”. Но если человек придерживается разумной сдержанности и умеренности, следует срединному пути, то при должном усердии его духовные искания вполне могут увенчаться успехом — осознанием своей сути, осознанием истины.

А есть ли вообще смыл в поиске истины? Ведь все равно рано или поздно, через пятьсот или тысячу жизней, осознанность каждого из нас вырастет настолько, что все осознания случатся сами собой и все мы в итоге окажемся там, где следует? Здесь выбор, собственно говоря, за вами. Если вы можете прожить свою жизнь, не задумываясь, если ваша осознанность не рождает неудовлетворенности или вы в состоянии не обращать на это внимания — живите так, как хочется. Но, даже вращаясь в бесконечном круговороте сансары, рано или поздно вы всё равно не сможете избежать духовного поиска. От одной жизни к другой ваша осознанность так или иначе станет расти — это неизбежно, даже если вы к этому не прикладываете специальных усилий. А значит, наступит момент, когда порожденная возросшей осознанностью неудовлетворённость станет настолько невыносимой, что вы сочтёте за счастье устремиться к духовному поиску и найдёте в нем истинный смысл своей жизни.

Не отказывайтесь от радостей этой жизни, если вы находите в них радость. Не испытав этой радости, не пресытившись ею, вы не сможете, да и не захотите серьёзно заниматься духовным поиском. Если вас тянет и к тому, и к другому, пробуйте это совмещать, но не насилуйте себя, не заставляйте себя работать над собой через силу. Без истинного стремления не будет и истинного усердия, а значит, и результата. Какой тогда смысл заниматься тем, к чему не лежит душа?

А если ваша неудовлетворённость делает жизнь невыносимой и рождает истинное стремление к духовному поиску, если ваши намерения серьёзны и непоколебимы — не ждите быстрых и явных результатов и не отчаивайтесь из-за их отсутствия. Результатом уже является сам ваш поиск — именно он ведёт к глубокому исследованию собственной природы, познанию её механизмов и, как следствие, к ускоренному росту осознанности. А рост осознанности рано или поздно обязательно приведет к познанию истины.

Секреты эзотерики на сайт

Есть люди – ярые скептики. Или те, кто верит в Бога. Существует человек, которому все равно, он не спорит, не доказывает. Ему некогда – он работает, самосовершенствуется. А что такое эзотерика? Религия? Вера в Бога? В людей? В сверхразум? А, может быть, в себя? Многие не задумываются о таких вещах, а задумавшись, не находят ответов на свои вопросы.

Эзотерика – это тайные знания, не доступные людям, несведущим в магии, мистике, оккультизме. По крайней мере, таковыми они были раньше. Знаниями и умениями, которыми не могли обладать все. Лишь избранные.

Начитавшись разных лент в Интернете, можно получить лишь разрозненные данные и слабое представление о том, что такое эзотеризм. Лишь решившись изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону, собравшись с силами и пройдя курс видео семинаров, построенных специалистами так, что все становится по полочкам, на свои места, можно добиться успеха.

Понятие эзотерики и почему не нужно ее бояться

Эзотерика – это огромный раздел человеческой жизни, помогающий обрести себя через познание мира. Ее изучение дано далеко не каждому. Ведь это не просто религия или наука. Это та самая нить, соединяющая все нюансы и аспекты обычного мира и области непознанной магии, которая окружает нас.

Самым первым таким тайным обществом была пифагорейская школа. Она делилась на обычную и эзотерическую. Ее тайная часть давала пожизненную клятву о неразглашении того, чему учили членов общества. И какие знания они там получали, человечеству не известно до сих пор. Сейчас эзотерика не является скрытой от всех. Есть доступная информация, изложенная в видеосеминарах или мастер-классах. Почему же люди боятся или не хотят прикоснуться к неизвестному и изучить неизведанные области собственной жизни?

Рассмотрим основные критерии человеческого нежелания:

  1. Многие не хотят изучать новую религию. На самом деле, эзотерика – не только религия, хотя и тесно с ней соприкасается. Она помогает раскрыть себя и собственный скрытый внутренний потенциал. Да, здесь присутствует религия – вера в себя и окружающий мир.
  2. Неверие в возможность изменить свою жизнь. Мысль всегда материальна. А желания всегда исполнимы. Возможно все — стоит только поверить и пройти этот непростой путь к знанию.
  3. Нежелание получать новые знания, так как уже есть успех в личной жизни. Эзотеризм дает возможность получить успех не только в одной области человеческой деятельности. Он позволяет уравновесить все критерии, которые крайне важны. Добиться желаемого и самого сокровенного всесторонне.
  4. Боязливое отношение к понятию магия. Стоит отметить, что непознанное – это не только магическое. Это просто незнакомое. После прохождения семинара, становится ясно, что магическим считается часто то, что кажется невероятным, невозможным.
  5. Отсутствие свободного времени. Для прохождения обучение, естественно, нужно время и немало. Но в последствии, потраченные часы окупаются сторицей. Жизнь уравновешивается, все становится на свои места и все происходит в свой миг.

Уже утвердившаяся отрасль, наука, как психология, давно считается с эзотерическим мнением. Прибегает к ее методам. Благосклонно относится к практике тайного знания.

Что дает эзотерическое познание?

Почему считается, что эзотерическое знание дано далеко не всем? Лишь избранным? Потому, что не каждый готов проститься с прежним миром, трехмерным пространством, ощущением шаткой стабильности своей жизни. Каждый человек – кузнец своего счастья. Понимающие это стремятся к лучшему.


Что такое эзотерика — ответы на сайт

К преобразованию себя. Изнутри. Начиная с мыслей. А мысли – это то, что происходит с нами. Эзотерические практики же дает людям не только знания. Они помогают прочувствовать окружающее пространство. Начать мыслить иначе, не как раньше. Проснуться однажды и осознать происходящее. То, что нужно делать, чтобы добиться успеха в желаемых отраслях. Понять, что мир не трехмерен. Он вообще безграничен. Сознание всесильно.

Почему человек приходит к эзотерике?

Разные дороги могут привести к тому или иному знанию. События, люди, случайность? В любом случае, эзотеризм появляется в жизни человека, когда он нужен. Причины же могут быть разные:

  1. Поиск новых, небывалых ощущений. Когда становится скучно, мир теряет свою привлекательность, окружающие не приносят былой радости. Эзотерика поможет взглянуть на все в другом свете, увидеть новое и поверить в чудо.
  2. Поиск метода лечения. Когда традиционная медицина бессильна. Когда таблетки не помогли. И речь не только о привычных болезнях, но и о постоянной депрессии, о болезни самой жизни, когда, сколько бы человек ни старался, он не может достичь своих целей. Человек обращается в отчаянии. И эзотеризм, магия, ритуалы помогают вылечиться.

Эзотерика и магия – это древние науки. Это знания, накопленные множеством лет и веков. Это великая мудрость, которую постичь может каждый, действительно желающий этого. И помочь себе преодолеть трудности. Освободиться от тяжести и стать свободным. Достичь результатов и быть счастливым.

Проще сказать, что такое эзотерика, следующим образом. Это попытка объяснить сложное строение видимого и невидимого мира и процессов, которые протекают в этих мирах и влияют на человека, его поступки и даже судьбу. Почти все слышали о необыкновенном опыте видоизмененного сознания. На этом принципе построены большинство современных коммерческих практик достижения финансового успеха, практик осуществления желаний человека или формирования событий.

Эзотерические практики направлены на достижения устойчивого расширения сознания человека, которое позволило бы получить более совершенное мировосприятие. В более узком, прикладном смысле все эзотерические учения направлены на изучение внутреннего мира человека, его скрытых возможностей и выработку конкретных приемов для самореализации и духовного развития. Эзотерические течения есть во всех мировых религиях, хотя много и самостоятельных эзотерических систем.

Существуют теоретические мировоззренческие системы, рассматривающие только духовное развитие личности путем накопления специальных знаний и медитативных практик. Есть течения, направленные на достижение конечного результата при помощи обрядов, ритуалов и прочего. К ним относится оккультизм, который предполагает использование магии, обращение к непризнанным силам духов, природных сил и обитателей параллельных миров. Интересное отношение к вопросу, что такое эзотерика, у представителей религиозных систем. Например, есть мнение, что любые эзотерические практики запрещены христианством, а обращение к подобным знаниям или практикам расценивается как тяжкий грех, за который предусмотрены жесткие наказания.

Но подобное отношение церкви не останавливает тех, кто видит в эзотерике средство для решения своих жизненных проблем. Такое положение вещей, на наш взгляд, связано еще и с тем, что официальная церковь налагает жесткий запрет без объяснения реальных возможностей эзотерических практик. Вместе с тем существует огромное количество специфических обрядов, относящихся к так называемой церковной магии, которые доступны для ознакомления и широко применяются. Современному человеку полезно знать ответ на вопрос: «Эзотерика — что это?», так как это возможность больше узнать о своей внутренней структуре, природе и окружающем мире. Зная об эзотерических методах познания, человек не будет бояться совершать ошибки, а проблемы не будут казаться ему непреодолимым препятствием на пути к счастью.

Истина - это то, что не может быть никаким образом опровергнуто, подвергнуто сомнению, охаиванию или того хуже, осмеянию.

Для чего нам нужна истина?

Для того, чтобы опираясь на истину, исходя и нее, не совершать ошибок в жизни, ибо опираясь на лжеистины, то есть на заблуждения, мы как раз и совершаем кучу ошибок, и как результат, оттого наша жизнь до сих пор далека от гармонии, от совершенства, от идеала, от справедливости, от нравственности...

Вы жаждете примеров положительной работы истины, результата в плюс при торжестве истины?

Пожалуйста, сколько пожелаете!

Вот сейчас строится Керченский мост, он будет состоять, сложен из сложнейших металлических конструкций, обеспечивающих его прочность и долговечность, эти конструкции рассчитаны по формулам сопромата, и если бы эти формулы имели в себе погрешность, то мост бы под внешним воздействием разрушился. Но так как эти формулы отражают истину, то мост будет стоять столько, на сколько его расчитали инженеры-конструкторы.

Следующий пример.

Вы думаете, наши российский изобретатель Ползунов открыл принципы парового двигателя на основе веры в Бога? Что вы, он опирался только на законы физики, ранее открытые учеными, в нашем случае это были законы Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. И разве паровоз двинулся бы с места, если бы эти законы не отражали истину, были бы ложными, обманными, высосанными из пальца или были бы результатом фантазии, оторванной от реальной жизни?

Если бы Циолковский ошибся бы в своих расчетах, то полетел бы Гагарин на ракете Восток в открытый космос? Значит, расчеты Циолковского истинны?

Не буду до бесконечности нагружать вас истинами, которые нас окружают - это и автомобили, пароходы, тепловозы, самолеты, дроны, велосипеды, радио, телевизоры, электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, компьютеры - это все основано на истинности законов физики.

Но все это касается физики материального мира, с этим легко и просто разобраться, а вот как быть с нематериальным миром, миром наших мыслей, дум, чувств, желаний, верований, нашего поведения и поступков, как в них отличить истину от лжеистины?

Опять приходится на пальцах, на примерах показывать, разъяснять суть вопроса, иначе мы не приблизимся к истине, чтобы ее рассмотреть поближе, издалека истина не так выпукла и контрастна в деталях.

Не обязательно для человеческого общества искать абсолюта - достаточно относительных качеств более-менее справедливой жизни, в этом и заключена истина, которая раскрывается научной теорией Маркса. Но истина не нужна классу богатеев, потому ее будут подальше прятать от простого народа, или в случае чего охаивать на каждом шагу, обливать грязью, высмеивать ее и плевать в ее сторону. Истина нужна миллионам людей, но она не нужна правящему классу нуворишей и олигархов, вот потому у нас лживая демократия, вот потому у нас множится коррупция, вот потому нет у нас справедливости высшего порядка - правды во всем.

В любой области, касающейся человека, истина так или иначе присутствует и не слушайте тех, кто говорит, повторяет расхожую циничную фразу - что истины не существует. Это утверждение выдумано для того, чтобы скрыть правду, если нет истины, то нет и правды. Значит, всем руководит ложь? Истина в том, что тот, кто владеет капиталом в нашем мире, тот и диктует свои якобы истины, являющиеся ложными и умелыми подтасовками, на которые мы, доверчивые и необразованные лохи, ведемся, что и нужно олигархической верхушке, чтобы сохранить себя и свои немереные деньги, средства добычи себе рая на земле, эксплуатируя труд миллионов простых людей.

Можно коснуться даже обыкновенной человеческой любви, в какой мере она связана с истиной?

Допустим, вы полюбили кого-то и отдаете всего себя этому человеку и что вам в этом случае лгать, если вы действительно любите и готовы идти с объектом своей любви бок о бок всю оставшуюся жизнь, для вас это истина - если вы любите, то вы вместе и ваше счастье в этой части в этом и состоит? Но если вдруг любовь уйдет, а вы будете продолжать говорить своей половинке, что так же, как и прежде любите ее и готовы ради нее на все, то это будет ложь? И истина тут уже будет в том, что без любви, вы не сможете быть в той же мере счастливы, как это было ранее, когда вы действительно любили? Истина в человеческих отношениях в правде, если начинает довлеть ложь, то истина любви отступает и приходит обман, лжеистина, в которую невозможно верить, а как, скажите, верить человеку, который лжет вам, что он вас любит, а на деле этим даже не пахнет и он держится за вас ради корысти и денег?

Не обойду я вниманием и самую сейчас щекотливую тему, тему веры в Бога. Где тут спрятана истина и как доказать, что вера в Бога - это лжеистина? Конечно, тому, кто изучил законы физики, можно и не доказывать истину, что Бога нет, он сам до этого дойдет через осмысливание объективной реальности и отраженной в нашем сознании, как действующие законы той же самой физики всех простых, сложных и запутанных природных процессов вокруг нас.

В чем подвох веры в Бога и почему эта вера так сильна и непобедима пока?

Чтобы человеку во что-то поверить, для этого ему нужны доказательства, в противном случае он эту истину подвергнет сомнению, что и делают с верой в Бога материалисты - они ее на дух не переносят, ибо она пришла к нам из отсутствия знаний, а знание мира - это есть истина, а не то, что мы придумали, как это было с Богом. Бог - это красивый миф, теперь вот работающий для определенных целей, вот и вся истина появления и существования до сих пор этой лжеистины.

Доказательством несуществования Бога является то, что Бог ни в каком виде за миллионы лет не проявил себя практически на земле, да и в бесконечном космосе тоже. А то, что он якобы явился нам в образе человека, то бишь Христа, на землю и передал его заветы нам - это сочинения человека, отражающих свойство человеческого разума мечтать и только.

Истина в том, что Бога нет, что это лжеистина, прикрывающая наше слабоумие, которое конечно, когда-нибудь пройдет - наука и просвещение свое дело сделают, человек прозреет на этот вопрос и будет жить согласно истине - то есть науке и практике, подтверждающей науку на каждом шагу. Истина в том, что человек любит обманываться, в этом его слабость, а сила в правде. Чтобы принять правду отсутствия в природе Бога, нужно быть сильным, а силу человеку дают знания, просвещение, образование, основанные на голой правде незыблемых физических законов, как ни крути, как не юли.

За что цепляется вера в Бога, что мол невозможно доказать практически, что Бога нет? Но и доказать то, что Бог есть тоже невозможно?

А истина тут в том, что мир для нас существует лишь только в тех координатах и предметах, вещах, объектах, которые мы видим и можем на своей шкуре прочувствовать или осмыслить разумом через инструментальные математические формулы, отражающие совершенство природы, ее гармонии. Приписывать Богу величие самого человеческого разума - это признавать за собой свое ничтожество, этакое самоуничижение, преклонение перед чем-то всесильным, тогда как именно человек с разумом - это есть вершина природы. Это утверждение - истина и доказательства этой истины вокруг нас - это миллионы новых объектов бытия, что окружают нас - это все наши поделки, что сделаны, сотворены человеческим разумом, а не повеление какого-там Бога, сотворившего мир.

Мир существует вечно и в бесконечности - и этот закон и есть истина, единственно в который должен верить и принимать разум, все остальное химера и обман, часто самообман.

Но придет время, истина восторжествует, не время еще истины, истина только пробивает себе дорогу к свету и свободе, ее сейчас заковали в наручники и спрятали, чтобы она не мешала жировать единицам, обманывать несведущий народ, и тем самым выуживать золотую рыбку для себя любимых.

Зачем нужна истина, если она мешает хапать миллиарды в свой карман? Истина, правда в том, что выгодно ее, правду и истину, прятать от людских глаз, засунуть подальше в пыльный подвал истории и набивать пузо не в меру, попирая справедливость и правду на каждом шагу.

Если бы истина торжествовала на земле, разве мы жили бы так, как живем сейчас, в вечных конфликтах и войнах, санкциях и политических кризисах повсюду?

Значит, делаем вывод, раз так плохо живем, то властвует над нами лжеистина, не дающая развернуться человеку и его разуму, создать справедливое и мирное общество людей.

Истина в том, что человек разумный просто обязан выстроить отношения между собой, чтобы не лилась кровь и на разрушалось то, что построено для жизни! И лжеистина в том, что такое общество якобы построить невозможно, а это ложь, выгодная тем, кто сейчас жирует и покупает всё, и ваши доверчивые непросвещенные мозги тоже.

Истина в том, что лжеистина, которая рядится в тогу непререкаемой истины - это инструмент в руках тех, кому выгодно несправедливое общество и потому, если мы одолеем тех, кто владеет миром и уничтожим этот насквозь лживый закон о частной собственности, то мы придем к настоящей, а не лживой истине - к справедливому устройству мира человеческого, а это как раз разумная мера человеческого богатства, нельзя человеку давать так много, как денег, так и власти, ибо он с такими деньжищами может свободно искривлять, портить мир, ломать его через колено для себя любимого, что он и делал ранее и продолжает делать сейчас, имея в руках купленную им власть и оттого для него вседозволенность буквально во всем.

Так в чем же реализуется истина?

Истина в правде, если нет правды - то нет и истины.

А правда - это то, что не обманет вас и потому отдаст вам все то, чтобы вы заработали, все то, что вы заслужили, а человек заслуживает самого лучшего, если он не нарушает закон совести внутри себя, не берет лишнего и большего, чем ему на самом деле нужно.

Истина, правда в том, что человеку не нужно так много, ибо получая сверх меры, человек уходит от себя самого разумного и просвещенного к примитивному животному инстинкту получения плотских наслаждений, постепенно и неуклонно вырождающихся в безнравственные суррогаты счастья, а это тупик человеческой цивилизации, ее логическая погибель.

Спасти человеческий мир можно лишь одним способом - одолеть крупную частную собственность, поставить ее под контроль всего человечества - это истина, основанная на правде жизни, на правде экономических законов, по которым и функционирует человеческое общество.

Нам нужно повернуться лицом к истине, к правде, а не отворачиваться от нее, как это мы делаем сейчас во вред себе, во вред большинству человечества, но в угоду сверхсытому и сверхбогатому меньшинству, владеющему всем миром!

Некоторые спрашивают меня, зачем необходимо искать истину (к счастью, почти никто не интересуется, что есть истина). Желание сделать своё мировоззрение рациональным вырастает именно из стремления к истине, и уже благодаря этому желанию все мировоззрения можно разделить на «хорошие» и «плохие».

В «Двенадцати добродетелях рациональности» я писал: «Первая добродетель - любопытство». Любопытство - первая причина искать истину, и, несмотря на то, что эта причина не единственна, в ней есть особая восхитительная чистота. В глазах человека, движимого любопытством, приоритет вопроса зависит от его эстетической ценности. Сложный вопрос, где вероятность неудачи необычно высока, стоит больших усилий, чем простой, где ответ и без того ясен - ведь узнавать новое интересно.

Кто-то может возразить: «Любопытство - эмоция, а эмоции иррациональны». Я называю эмоцию «иррациональной», если она основана на ложных убеждениях или, точнее, поведении, неправильном в свете известной информации: «К твоему лицу подносят железо, и ты веришь, что оно раскалено, но можно видеть, что оно холодно - тогда Учение осуждает твой страх. К твоему лицу подносят железо, и ты веришь, что оно холодно, но можно видеть, что оно раскалено - тогда Учение осуждает твоё спокойствие». И наоборот: эмоцию, вызванную истинными убеждениями либо рациональным с точки зрения желания узнать истину мышлением можно назвать «рациональной эмоцией» (Поэтому удобно считать, что спокойствие - не абсолютный ноль шкалы, а тоже эмоция, не лучше и не хуже всех остальных).

Мне кажется, что люди, противопоставляющие «эмоции» и «рациональность», на самом деле говорят о Системе 1 - системе быстрых, основанных на восприятии суждений - и Системе 2 - системе медленных обоснованных суждений. Обоснованные суждения не всегда правдивы и интуитивные суждения не всегда ложны, поэтому важно не путать эту дихотомию с вопросом о рациональности и иррациональности. Обе системы могут служить как истине, так и самообману.

Что ещё заставляет искать истину, не считая любопытства? Желание достигнуть какой-то цели в реальном мире: например, братья Райт хотят построить самолёт и для этого им необходимо знать правду о законах аэродинамики. Или, более повседневно: я хочу шоколадного молока, и поэтому меня интересует, можно ли купить его в ближайшем магазине: тогда я смогу решить, пойти ли туда, или куда-нибудь ещё. В глазах человека, движимого прагматизмом, приоритет вопроса определяется ожидаемой полезностью ответа на него: степенью влияния на решения, важностью этих решений, вероятностью того, что ответ сместит итоговое решение в сторону от первоначального решения.

Поиск истины в прагматичных целях выглядит неблагородным - разве истина не ценна сама по себе? - но такие поиски очень важны, поскольку они создают внешний критерий проверки. Упавший на землю самолёт или отсутствие молока в магазине говорят о том, что ты сделал что-то неправильно. Ты получаешь обратную связь и можешь понять, какие методы мышления работают, а какие нет. Чистое любопытство прекрасно, но стоит найти ответ - оно исчезает вместе с поразительной загадкой, и ничто уже не заставляет проверять ответы. Любопытство - древняя эмоция, появившаяся задолго до древних греков, руководившая ещё предками их предков. Но легенды о богах и героях удовлетворяют любопытство ничуть не хуже результатов научных экспериментов, и очень долго никто не видел в этом ничего плохого. Лишь наблюдение «некоторые методы мышления отыскивают суждения, позволяющие управлять миром» уверенно направило человечество на путь науки.

Итак, есть любопытство, есть прагматизм, что ещё? Третья причина поиска истины, которая приходит мне в голову - честь. Вера в то, что отыскание истины благородно, нравственно и важно. Такой идеал приписывает истине внутреннюю ценность, но он непохож на любопытство. Мысль «Интересно, что за занавесом» ощущается не так, как мысль «Мой долг - заглянуть за занавес». Паладину истины легче верить в то, что за занавес должен заглянуть кто-то ещё, и легче осуждать кого-то за добровольное закрывание глаз. Из этих соображений я называю «честью» убеждение в том, что истина имеет практическую ценность для общества и поэтому её следует искать всем. Приоритеты паладина истины в отношении белых пятен карты определяются не полезностью и не интересностью, но важностью; кроме того, в одних ситуациях долг искать истину зовёт сильнее, чем в других.

Я с подозрением отношусь к долгу как мотивации для поиска истины: не потому, что идеал плох сам по себе, а потому, что из такого мировоззрения могут вытекать некоторые проблемы. Слишком легко приобрести в корне ошибочные методы мышления. Например, посмотрим на наивный архетип рациональности - мистера Спока из «Звёздного пути». Эмоциональное состояние Спока всегда зафиксировано на отметке «спокойствие», даже когда это совершенно неадекватно ситуации. Он часто сообщает чудовищно неоткалиброванные вероятности, называя при этом слишком много значащих цифр («Капитан! Если ты отправишь Энтерпрайз в эту чёрную дыру, то вероятность нашего выживания всего лишь 2,234%!» - и при этом в девяти случаях из десяти Энтерпрайз отделывается мелкими царапинами. Оценка отличается от реального значения на два порядка; каким идиотом надо быть, чтобы раз за разом называть четыре значащие цифры?). Но при этом многие люди, думая о «долге быть рациональным» представляют себе в качестве примера именно Спока - неудивительно, что они не принимают искренне такой идеал.

Если сделать рациональность моральным долгом, то она теряет все степени свободы и превращается в деспотичный первобытный обычай. Получившие неверный ответ люди возмущённо утверждают, что они действовали в точности по правилам, вместо того, чтобы учиться на ошибках.

Но всё же, если мы желаем стать более рациональными, чем наши предки охотники и собиратели, то нам необходимы обоснованные убеждения о том, как правильно мыслить. Написанные нами ментальные программы рождаются в Системе 2, системе медленных обдуманных решений, и очень медленно переселяются - если вообще переселяются - в цепи и сети нейронов, образующих Систему 1. Поэтому, если мы желаем избежать некоторых определённых типов рассуждений, - например, когнитивных искажений - то это желание остаётся внутри Системы 2 в качестве предписания сторониться нежелательных мыслей, превращается в своеобразный профессиональный долг.

Некоторые методы мышления помогают найти истину лучше, чем другие - это приёмы рациональности. Часть приёмов рациональности говорят о преодолении определённого класса препятствий, когнитивных искажений...

Расскажу-ка я для начала ехидную сказочку на тему.

* * *

В деревне ёжиков-неофитов каждый ёжик носит с собой палку на вырост: длинную-предлинную в сравнении с реальным ростом ёжика. Каждому новоприбывшему вручают её для того, чтобы ёжику легче было работать над собой, следить за своим ростом.

Ежи - народ колючий, это всем известно. Общение с ними всегда чревато мелким травматизмом. Но ежи-неофиты - народ особенный, если что не по ним, они ещё и палкой могут огреть. Так что в деревне ежей-неофитов туристам делать нечего. Но как в ней выжить самим ежам?

Правило первое. Всегда помни, что перед тобой ёж-неофит, а не просто ёж. Будь готов применить палку первым - при необходимости.

Правило второе. Помни, что палка тебе дана для самовоспитания, несмотря на то, что чаще ею пользуешься для самозащиты.

Правило третье. Использование палки для нападения на других ежей, особенно ежей-неофитов, категорически запрещено.

Правило четвёртое. Не бей ежа, люби ежа - он твой брат по неофитству.

Правило пятое. Прощай ежа-неофита, если он тебя ударил, но врежь ему хорошенько, чтобы помнил, что палка есть и у тебя.

Такую инструкцию вручают каждому новоприбывшему ежу вместе с палкой. Только её никто не читает, потому что неофиты и так всё знают.

Что взять с неофита-ежа, кроме его колючек?

* * *

Мораль сей басни-сказочки такова: человек без принципов - чудовище, но живущий по принципам вместо любви - чудовище не меньшее, ибо слишком часто принципы - лишь палка, которой маленькие люди избивают больших. Ежи-неофиты не умеют правильно пользоваться вручёнными им критериями истины, т. е. применяют их не по назначению. А зло, как мы все хорошо помним, - это всегда зло употребление, т. е. некорректное пользование даром, данностью, предметами и обстоятельствами, некорректное, ошибочное, греховное отношение к другому человеку, творящее в итоге зло.

Пока человек не вырос, он думает, что истина ему дана для того, чтобы бить ею других (тех, у кого не так, иначе, по-другому - не в соответствии с его истиной). А когда вырастет, начинает понимать, что истина ему дана для того, чтобы видеть ею другого, видеть её в другом, всматриваться, вслушиваться в другого и любить его - истиной.

Именно в связи с вышесказанным хорошо раскрывается смысл крылатого афоризма Бернара Грассе: «Любить - значит перестать сравнивать ». Причём, вероятно, сравнивать не только с собой и другими (тогда невозможна зависть), но и с идеалом. Сравнивание ведёт к оценочному суждению, а не к радости общения, узнавания, постижения.

Более того, сравнивание невозможно даже на подступах к любви, ибо если «любовь» - результат оценочного суждения и последующего за ним выбора, то это не любовь (а расчёт и корысть). У любви другая стихия, другое вещество, другое измерение, которое было хорошо знакомо митрополиту Сурожскому Антонию. И, возможно, именно в его понимании христианской жизни кроется секрет его высокой личности. «Да, свобода действительно это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в созерцательном положении, то есть они друг на друга смотрят как на - говоря уже христианским языком - икону , как на живой Божий образ, который нельзя трогать : перед ним можно преклониться, он должен явиться во всей красоте, во всей глубине, но перестраивать его нельзя» (Митрополит Антоний (Блум). О свободе и подвиге).

Ненависть друг ко другу, которая всё глубже входит в сердца и души даже так называемых христиан, не говоря о тех, кто не знает о Христе и знать не желает, - это реальное, действенное созидание ада. Верой своей мы должны созидать рай на земле, ибо, согласно апостолу Павлу, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11:1 ). Верой мы должны прозревать в ближнем Христа и жертвовать, т. е. расходовать ему на пользу, свою жизнь. Мы своим видением в ближнем Христа, созидаем ближнего, помогаем ему осуществиться . «Любить - видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. Не любить - видеть человека таким, каким его осуществили родители. Разлюбить - видеть вместо него: стол, стул» (М. Цветаева. Записные книжки).

Мы разлюбили Христа и только потому разлюбили ближнего. Другой человек для нас всё равно что лишний предмет - мешает, зачастую мешает только тем, что не преклоняется перед нашими ложными выводами и умозаключениями, которые мы возомнили истиной. Но ведь не Христос, а диавол в нас требует: поклонись мне! Надо бояться в себе этого промаха, этого не попадания в цель.

Самый простой способ проверить свою истину на истинность, проследить за тем, каким образом мы её применяем. Истина не для того, чтобы ею бить, но для того, чтобы любить, чтобы слышать песню сердца другого и помогать ей петься.

* * *

Горе, когда не делающие судят делающих, не знающие - познаю́щих, стоящие на месте судят идущих, не падающие только потому, что никогда не вставали - судят упавших и встающих, мёртвые, никогда не знавшие жизни, живущие в смерти, судят смертельно страдающих в жизни.
Пустота взыскует пустоту, а полнота - полноту; знающие - узнаю́т, а не знающие - не хотят знать. Живые оживают, а мёртвые пребывают мёртвыми, потому что выбирают смерть.
Не знающие - не знают, что не знают. Не ищущие не ищут. Не рождённые не желают родиться. И только жизнь болит в каждом живом. Жизнь - болит и поёт.

Желающих петь много - это красиво, но люди бегут от страданий и страдающих, боясь заразиться болью. Люди плюют на слабых, не зная, что песня делает слабым. Поющий силён только пока поёт. Песня - мост, как и Христос: человеческое братство возможно только в песне, но для этого надо возлюбить страдающего, как самого себя. Страдающий - тоже мост: от себя мёртвого к себе живому.

Если подменить песню, если направить жажду песни не в ту сторону, можно сильно повлиять на людей, изменить их до неузнаваемости. Человека хранит его песня.

Уважение к чужой песне - критерий человечности. Равнодушие в людях и мертвенная глупость развиваются от равнодушия к песне: и своей, и чужой. Своя песня напрямую связана с песней другого, потому что это в принципе одна песня, только спетая разными голосами. Люди порой свою болтовню ценят выше чужой песни - верный признак того, что и своя песня им мало знакома.

Разумеется, в нас есть какая-то природная подглуховатость к тому, чего не знаешь (и к голосу другого). Но в Песне, как в день Пятидесятницы, все границы между голосами-язы́ками становятся условными, слышимость достигается каким-то иным путём - не тем, что обычно.

Любить человека - это помогать петься песне его сердца, помогать осуществляться ему в Песне и через Песню, вопрошать человека о его Песне и петь вместе с ним или хотя бы вслушиваться в него. Место встречи нельзя изменить, место встречи человека с человеком - Песня. Мы понимаем друг друга, только когда вслушиваемся в песни друг друга.

Встреча личностей возможна только на территории Песни, то есть, если не в Песне, то неизбежно - в столкновении, или же это будет простое функционирование на уровне механизма в той или иной механистической системе. Личность - надсистемна, личность - органична, а не механична.

Когда человек дорастает до Песни, он выбрасывает палку ежа-неофита, как рудимент*, чтобы никого даже случайно не ударить. Песня сердца лучше и, главное, вернее хранит человека, нежели палка. Песня сердца - святилище души живущего Христом и поющего во Христе человека.

Получается, что палка - внешний критерий истинности, а Песня - внутренний. И внутренний, разумеется, гораздо более верный, даже больше - единственно верный критерий. Потому что по многим внешним критериям Христос нарушал Закон в то время, когда исполнял его более совершенным образом, чем могли понять и вообразить внешние - за что, собственно, и был распят.

—-

* Рудимент – это орган, который больше не используется по назначению человеком. То есть это те органы, которые спустя сотни тысяч лет эволюции стали попросту не нужны современному человеку. Тем не менее, они развиваются у зародыша на начальной стадии. Как у слепого, так и у неофита фокус внимания – на кончике палки, которой он ощупывает мир по причине слепоты.