Анна ярославна королева франции. Что предшествовало свадьбе


19 мая 1051 года, в день Пятидесятницы, в Реймском соборе – месте коронации и венчаний французских королей – празднично звонили колокола. Они оповещали народ о королевской свадьбе. Генрих I из династии Капетингов брал в жены дочь «короля Георга из земли рутенов».

Девушке, стоявшей перед алтарем рука об руку с уже немолодым по тем временам мужчиной, предстояло стать одной из самых ярких личностей в бурной французской истории, королевой Анной Русской. Нам она известна как Анна Ярославна.

Что предшествовало свадьбе

Анна родилась, предположительно, около 1031-го или 1036 года. Она была младшей дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича, в крещении получившего имя Георгий. Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым, прославился своей активной внешней политикой и многочисленными союзами в государями Европы, которые он заключал самым надежным в ту пору способом – посредством брачных уз. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингегерде, получившей в крещении имя Ирина. Свою сестру Ярослав выдал замуж за польского короля Казимира, старшую дочь Елизавету – за норвежского короля Харальда Сурового, вторую дочь - Анастасию – за венгерского короля Андраша I. Сыновья Ярослава тоже были женаты на иноземных принцессах.

Анне повезло меньше всех. Франция, раздираемая феодальными войнами, в ту пору еще не была столь сильным королевством, как в более поздние времена. Первоначально Ярослав хотел выдать Анну за германского императора Генриха III, и это был бы, безусловно, более выгодный брак, но не получилось. И тут в Киев нагрянули послы из Франции.

Королю Генриху I в то время было уже сильно за сорок лет - возраст по тем временам почти старческий. Он был один раз женат и овдовел. Супруга умерла при родах, вместе с ней умер и неродившийся наследник. Королю нужен был сын. Но к тому времени в Европе сложилась весьма непростая ситуация: все короли, герцоги и князья были в родстве между собой, и Папа Римский, дабы прекратить кровосмесительные союзы, объявил, что отлучит от Церкви всякого, кто сочетается браком с родней ближе седьмого колена. Поэтому выбор пал на русскую принцессу. Она была знатна, состояла в родстве с многими королевскими домами, о могуществе и богатстве ее отца ходили легенды. К тому же до короля дошла молва о том, что Анна очень хороша собой.

После свадьбы

Уже через год молодая жена родила королю наследника, которого назвали Филиппом. После этого у королевской четы было еще трое детей.

О том, как складывались отношения между Генрихом и Анной, судить сложно, поскольку хронисты, подробно описывая военные походы и политические неурядицы, редко останавливали свое внимание на частной жизни. Все, что известно о годах, когда Анна сидела на королевском троне рядом со своим мужем, основано на легендах, преданиях и более поздних романтических вымыслах. Говорят, что народ прозвал Анну «рыжей» - за золотой цвет ее волос. Этот же цвет тщательно выписан и на средневековых миниатюрах, изображающих Анну. Говорят, что она была очень образована, во всяком случае, на фоне французского королевского двора, где нередко знатные сеньоры не умели читать. В Реймсе хранится Евангелие, написанное кириллицей. Это так называемое Реймское Евангелие, на нем присягали во время коронации все французские короли после Генриха I. Согласно легенде это Евангелие привезла из Киева Анна. Во многих документах, вышедших из канцелярии короля, стоит надпись: «В присутствии жены моей Анны» или «С согласия жены моей Анны», что свидетельствует о серьезном влиянии на короля со стороны молодой супруги. Есть и письмо Папы Николая II, датируемое 1059 годом, в котором сказано: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом». Многие историки склонны считать этот текст подлинным, но с небольшой оговоркой: письмо не столько восхваляет Анну, сколько указывает на ее чрезмерное рвение в государственных делах и рекомендует ей быть несколько скромнее.

Анна – вдова

В 1060 году Генрих умер. Регентом при малолетнем Филиппе был назначен Бодуэн Фландрский. Анна не была отстранена от управления королевством и сохранила влияние при дворе. Она участвовала в поездках юного короля по его владениям, на документах появлялась ее подпись кириллицей «Анна реина» («королева Анна»). А потом Анна вновь вышла замуж.

Счастливый брак

Рауль де Крепи был настоящим наказанием для французского королевского дома. Он относился к числу самых знатных сеньоров Франции. Его владения составляли едва ли не половину тогдашней Франции. Всю свою жизнь проведя в распрях с соседями, Рауль де Крепи не очень-то опасался и самого короля, поскольку был богаче и сильнее монарха. В Анну он был, по-видимому, влюблен давно. Она овдовела, когда ей было около 30 лет, и оставалась по-прежнему красивой, желанной и богатой. От мужа ей достались в наследство город Санлис и владения между Ланом и Шалоном.

Однажды во время охоты, которую Анна очень любила, пылкий граф де Крепи похитил вдовствующую королеву и увез в один из своих многочисленных замков.

Разгорелся страшный скандал. Рауль, который приходился родственником покойному королю, был женат. Эту проблему он разрешил довольно просто: обвинил свою жену в прелюбодеянии и добился развода. Гораздо хуже был тот факт, что Анна была матерью короля Франции. Она покинула и Филиппа, и других своих детей, младшему из которых не было и семи лет. У архиепископа Реймского Жерве были основания писать Папе: «Наша королева вступила в новый брак с графом Раулем, из-за чего король и весь двор в большом горе». Дело усугубила жалоба оболганной первой жены Рауля, с которой она обратилась в Рим.

В итоге в 1062 году Рауля де Крепи отлучили от Церкви. Новобрачным было запрещено появляться при дворе. Однако влюбленные наслаждались свободой, охотой и предавались разнообразным забавам в богатых владениях графа де Крепи. Через 9 лет, когда началась война с Фландрией и королю понадобились сильные союзники, с дерзкого графа сняли отлучение - пара вернулась ко двору. В 1074 году граф Рауль де Крепи умер - Анна вновь стала вдовой.

Конец жизни

После своих скандальных похождений Анна не просто вернулась ко двору в статусе королевы-матери, но и возвратила себе былое влияние. Есть сведения о том, что она управляла дворцовым хозяйством. Дни свои Анна окончила в основанной ею обители святого Винсента в Санлисе около 1089 года. Есть легенда, что она вернулась на родину.

Русь и окружающие земли в 1050 г. Карта

Еще довольно слабая, новая французская венценосная семья, с одной стороны, предпочла избежать матримониального союза с более сильным благородным семейством местного происхождения, а с другой – стремилась посредством брака с дочерью киевского князя противодействовать давлению германского императора Генриха ІІІ (1017–1056) и занять более сильную позицию в отношениях с влиятельным нормандским герцогом Вильгельмом (1027–1087).

Косвенно должна была посодействовать браку и информация о мощах святого папы Климента († между 97/100), находившихся в Киеве и ставшими известными посредством Бруно из Кверфурта (974–1009) французскому хронисту Адемару Шабанскому (988–1034). По мнению последнего – именно погибший мученической смертью от рук пруссов св. Бруно крестил Русь, правители которой, таким образом, в рецепции христианской идеологии и мировоззрения представителей двора Капетингов накануне заключения Генрихом І своего второго брака, получали дополнительные бонусы. Сведения о мощах св. Климента вероятно синхронно собирал и каноник собора в Реймсе Одальрик, хорошо знакомый с участником французского посольства в Киев в 1049 г. шалонским епископом Роже ІІ (1042–1066), который, видимо, вместе с другими послами озвучил отцу невесты предложение о заключении матримониального союза.

В браке со своим мужем Анна прожила до его смерти 4 августа 1060 г., приведя на свет четверо детей – трое сыновей: Филиппа (1053–1108) , Роберта (1055–1060), Гуго (1057–1102) и одну дочь Эмму (1054–1109?), возможно, известную с 1600 г. под церковным именем Эдигна – блаженную римско-католической и, впоследствии, Украинской греко-католической церквей. Появление во французской правящей династии греческого имени Филипп, довольно популярного в стране в последующие века, напрямую связано именно с этим браком. Старший сын Генриха и Анны стал третьим в истории страны по продолжительности правления королем (48 лет). Второй сын Роберт умер в юном возрасте, зато третий Гуго – участник І Крестового похода, основатель разветвленного рода Вермандуа.

Абсолютно неизвестное по летописям, жизнеописание Анны Ярославны реконструируется исключительно по западноевропейским памятникам XI–XII вв., где она записана как «filia regis illius terre Rabastia, Anna nomine» («дочка короля той земли Руси [испорченное –Rabastia . –М.В.] по имени Анна»), «regis Ruthenorum filie» («дочка короля рутенов»), идентифицирована по имени (Anna, Agnes ), матримониальной и семейной принадлежности к королевской семье (S. Henrici regis. S. Annae regine uxoris ejus, Henricus couigisque meus, Philipus rex cum matre regina ), по титулу (Anna Reginae, A. Gratia Dei Francorum regina ) и пр. В целом, из десятков выданных в течение Х–XIV вв. за династов «латинского» мира представительниц династии Рюриковичей, она третья по количеству упоминаний в источниках, достаточно, в отличие от прочих, обласкана вниманием исследователей разных стран уже с XVIII в., но вместе с тем – объект политизации, частых мистификаций и инсинуаций.

Дочь киевского князя, жена Генриха I на момент бракосочетания была образованной. Это единственная из всех Рюриковен, аутентичный кириллический автограф которой дошел до наших дней. Он представлен большими буквами – АНАРЪИНА («Анна королева», либо с латыни, либо форма статрофрацузского) в грамоте ее старшего сына, французского короля Филиппа І аббатству св. Крепина в Суассоне от 1063 г.. После переезда во Францию за ней, вместе со старым греческим именем, закрепилось новое, латинизированное с греческого – Агнесса (хагне – в переводе с греческого «чистый», «святой»), отмеченное источниками после смерти мужа в 1060 г., что может служить аргументом, впрочем, слабым, о конверсии. Источники XI в. ничего не сообщают о канонических предписаниях, а тем более – случаях перехода с греческого обряда (ritus graeci ) на латинский (ritus latini ), характерных скорее для XIV–XV вв. Добродетель французской королевы подчеркнута не только выданными ее мужем и лично ею же грамотами-пожалованиями окружающим обителям, но и датированным 1059 г. письмом папы Николая ІІ († 1061), в котором тот недвусмысленно сравнивал ее с ветхозаветными благочестивыми женщинами, например, с царицей Савской (Х в. до н. э.).

Анна Ярославна относится к числу первых выданных замуж заграницу представительниц условной династии Рюриковичей, которая после смерти своего мужа, не пошла в монастырь, как это часто (практически всегда) случалось в руських землях с венценосной вдовами, и, несмотря на канонические предостережения и вразумления церковных архиереев, все же в 1061/1062 г. во второй связала себя браком. Она вышла замуж за бывшего врага Генриха I – одиозного графа Рауля де Крепи из рода Валуа († 1074) .

На момент заключения брака, живой (впрочем, для «соблюдения процедуры», обвиненной в измене и изгнанной) оставалась вторая жена французского вельможи Элеонора (Хакенеза), графиня Монтидье и Перрона. Это грозило графу Раулю церковными санкциями от архиепископа Реймса Гервасия (1007–1067), которые, вероятно, как указывает Chronicon sancti Petri Vivi Senonensis , на какое-то короткое время все же были к нему (но не к Анне Ярославне!) применены. Однако, активное участие новой четы в жизни Франции во время правления Филиппа І в качестве регентов, подписи обоих под многочисленными актами свидетельствуют скорее о временном отлучении (если таковое вообще было!) Рауля де Крепи.

После последнего документального упоминания об Анне Ярославне в одном из актов короля Филиппа І, датируемого 1075 г., ее судьба и место захоронения остаются неизвестными. Находка в XVII в. в аббатстве Вилльер города Серни надгробной плиты с фрагментарно уцелевшей надписью «Здесь лежит домина Агнесса, жена бывшего короля Генриха» (Hic jacet domina Agnes uxor quondam Henrici regis ) в научной литературе с Анной Ярославной не связывается.

Анна Ярославна – королева Франции

Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Из хроник известно, что королева Анна была красавицей, получила хорошее образование, знала несколько языков и прекрасно гарцевала на коне. Но вообще о ней мало сохранилось точных сведений, дошедших из глубокого прошлого. Не сохранилась даже могила Анны Ярославны. Более того, никому не известно, в какой стране ее похоронили. Однако во Франции ее глубоко почитают до сих пор. В Реймсе, неподалеку от знаменитого собора, можно увидеть панно, на котором начертаны имена всех французских монархов и их жен, которые короновались в этом городе. И среди них имя королевы Анны, которую 19 мая 1051 года короновал вместе с ее супругом Генрихом I архиепископ Реймский Ги де Шатильон. Ее прямые потомки правили Францией более двух с половиной веков, занимая трон одиннадцать раз, до 1382 года.

Послы короля Франции, недавно овдовевшего Генриха I, отправились в Киев весной, в апреле. Посольство продвигалось медленно. Кроме послов, ехавших верхом, кто на мулах, кто на лошадях, обоз составляли многочисленные повозки с припасами на долгий путь и повозки с богатыми дарами. В подарок князю Ярославу Мудрому предназначались великолепные боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши…

На ладьях спустились по Дунаю, потом на лошадях прошли через Прагу и Краков. Путь не самый ближний, но самый проторенный и безопасный. Эта дорога считалась наиболее удобной и многолюдной. По ней шли торговые караваны на восток и на запад. Возглавлял посольство шалонский епископ Роже из знатного рода графов Намюрских. Вечную проблему младших сыновей – красное или черное – он решил, выбрав сутану. Незаурядный ум, знатное происхождение, хозяйская хватка помогли ему успешно вести земные дела. Его дипломатические способности не раз использовал король Франции, посылая епископа то в Рим, то в Нормандию, то к германскому императору. И теперь епископ приближался к цели своей великой исторической миссии, на тысячелетия вошедшей в историю.

Кроме него в посольстве был епископ города Мо, ученый богослов Готье Савейер, который станет вскоре учителем и духовником королевы Анны. Французское посольство прибыло в Киев за невестой, русской княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Брат Анны, Всеволод Ярославич, встречал послов и легко объяснялся с ними на латыни.

Согласие родителей и самой Анны на брак с французским королем было получено, и весной 1051 года Анна Ярославна, совершив длительное путешествие через Краков, Прагу и Регенсбург, приехала в старинный город Реймс.

Прибытие Анны Ярославны на землю Франции обставили торжественно. Генрих I выехал встретить невесту в Реймс. Король в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев Анну, улыбнулся. Как утверждают хроники, Генрих I понравился Анне. 19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба. К чести высокообразованной русской княжны надо сказать, что она свободно владела греческим языком, да и французский выучила быстро. На брачном контракте Анна написала свое имя, ее же супруг король вместо подписи поставил «крестик».

Именно в Реймсе с давних времен короновали французских королей. Анне была оказана особая честь: церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. Уже в начале своего королевского пути Анна Ярославна совершила гражданский подвиг: проявила настойчивость и, отказавшись присягать на латинской Библии, принесла клятву на славянском Евангелии, которое привезла с собой.

Под влиянием обстоятельств Анна затем примет католичество, и в этом дочь Ярослава проявит мудрость – и как французская королева, и как мать будущего короля Франции, Филиппа I. А пока на голову Анны была возложена золотая корона, и она стала королевой Франции. Приехав в Париж, Анна Ярославна не сочла его красивым городом. Хотя к той поре Париж из скромной резиденции каролингских королей превратился в главный город страны и получил статус столицы. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый; она сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев.

По преданию, Анна долгое время не могла подарить Генриху I наследника. Чтобы вымолить его у Всевышнего, она основала в городе Санлисе, где поселилась королевская чета после свадьбы, аббатство Сен-Венсен. Оно существует и поныне. Огромный собор с резными порталами, узкие улочки, где нет ни одного дерева, и аккуратная рыночная площадь, окруженная домами, верхние этажи которых поддерживают могучие каменные столбы с арками. Все сохраняется, как во времена Средневековья. В аббатство Сен-Венсен об Анне Ярославне помнят до сих пор. Королеву здесь называют не иначе как Анна Киевская.

В аббатстве сейчас разместился лицей. Вокруг древних построек – пустынное пространство. Подойдя поближе к древнему храму, можно увидеть женскую статую из камня. В одной руке она держит миниатюрную конструкцию собора, а в другой – лотос, символ королевской власти. На постаменте надпись: «Анна Киевская. Королева Франции. Она основала сию обитель под покровительством Святого Венсена 21 апреля 1060 года».

Господь Бог услышал молитвы Анны и подарил ей троих сыновей, старший из которых, Филипп, после смерти своего отца стал королем Франции. Но ему было всего девять лет, а потому вместе с ним правила и его мать. Королева никогда не забывала близкое ее сердцу аббатство. Сохранился документ: «Я употребила свои личные средства, которые мой супруг король Генрих преподнес мне в дар в день нашей свадьбы. С одобрения моего сына и с согласия всех знатных рыцарей королевства я предоставляю все деньги этому аббатству, чтобы там могли жить и служить Богу монахи в соответствии с законами Святых Апостолов и Блаженного Августина».

Из книги Великая Борьба автора Уайт Елена

Глава 12 Реформация во Франции После протеста в Шпейере и принятия Аугсбургского исповедания, доставивших Реформации победу в Германии, последовали годы борьбы и мрака. Ослабленный раздорами среди своих приверженцев и постоянно подвергаясь нападкам со стороны

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

1. Реформаты во Франции Франциск I, который правил Францией с 1515 по 1547 год, практически постоянно был занят борьбой с испанским королем за Италию. Вмешательство Франции в итальянские дела привело на практике к появлению библейского гуманизма, потому что французы,

Из книги Избранное: Величие и нищета метафизики автора Маритен Жак

Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

ХРАМЫ В ДЕПАРТАМЕНТАХ ФРАНЦИИ

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

Из книги История христианства Том II. От эпохи Реформации до нашего времени. автора Гонсалес Хусто Л.

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

Из книги История папства автора Лозинский Самуил Горациевич

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Бнай-Брит во Франции Бнай-Брит постепенно обосновался в Европе, и его главные задачи сосредоточились в области идеологии, включая средства информации, систему образования, педагогику, издательское дело. Первой страной, где широко утвердился в этой сфере орден, стала

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

13. Святая Клотильда, королева Франции (память 3 июня ст. ст., † 545) Роль св. Клотильды в истории Православия во Франции сравнивают с заслугой св. Ольги на Руси, св. Людмилы – в Чехии, св. Елены – в Римской империи.Благодаря св. Клотильде обратился в Православие ее супруг –

Из книги Белая королева (Повесть о Мэри Слессор) автора Дональд Макфарлен

БЕЛАЯ КОРОЛЕВА

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

119. «КОРОЛЬ» И «КОРОЛЕВА» В некоторых местах приход мая - повод для различных соревнований, для выбора «первой» пары («короля» и «королевы»), обрядовой борьбы и т. д. Все такие испытания, каково бы ни было их первоначальное назначение, в итоге свелись к стимулированию

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

2 Религиозные практики во Франции: исследовательские подходы До 1960-х годов подходы к исследованию религиозных практик во Франции были довольно простыми. С одной стороны, надо было учитывать положение католической церкви в пространстве религиозного поля, которое, как

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

Гуманисты Франции Оригинальные мыслители-вольнодумцы XVI в. составили целую плеяду гуманистов, выросших во Франции в условиях общеевропейской обстановки Возрождения. Тесная связь Франции с Италией, политическая и культурная, способствовала развитию там гуманизма,

Из книги Живое предание XX века. О святых и подвижниках нашего времени автора Никифорова Александра Юрьевна

Русские беженцы во Франции Когда разразилась революция, Лиза примкнула к партии социал-революционеров, соединившей идеи западной демократии с русским народничеством, с его жаждой правды. В 1918 году в разгар Гражданской войны Лиза живет со своей матерью и дочерью Г аяной в

Т. СЕМЕНКОВА, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

События, о которых пойдет речь, охватывают двухсотлетний отрезок - X-XI века - истории Франции и России. Об этом периоде и особенно о судьбе русской царевны Анны Ярославны (1032-1082) в последние десятилетия немало написано. Но, к сожалению, и журналисты и литераторы подходили к теме без достаточного научно-исторического анализа. В предлагаемой статье выбран подход от частного к общему, метод дедукции. Он позволяет через описание отдельных событий более ярко и образно представить картину исторического развития. Воссоздать образы одаренных, исключительных для своего времени людей, а главное - посмотреть на женщину в средневековом обществе, на роль, которую она играла на фоне основных событий, характеризующих ту эпоху. К таким событиям относятся изменение границ государств, преобразование институтов власти, ускорение денежного обращения, усиление роли церкви, строительство городов и монастырей.

Великий князь Ярослав Мудрый - строитель. Реконструкция по сохранившимся фрагментам фрески Софийского собора в Киеве. Время его правления считается "Золотым веком" Киевской Руси.

Киевский Софийский собор в XI веке. Современная реконструкция.

Золотые ворота "города Ярослава" в Киеве (реконструкция С. А. Высоцкого).

Члены семьи Ярослава Мудрого, изображенные на фресках киевского Софийского собора.

Генрих I, король Франции. Надгробие в церкви Сен-Дени.

Анна Ярославна, королева Франции. Скульптура из монастыря Святого Винцента в Санли. Внизу подпись королевы: "Ана Ръина" - "Анна королева".

Старинная миниатюра, запечатлев осаду одной из крепостей, дает представление о бесконечных войнах, которые шли в раннем Средневековье.

Лишь спустя 86 лет после смерти королевы Анны в Париже, на острове Сите, начали возводить грандиозный собор, получивший название "Собор Парижской богоматери".

ЖЕНЩИНА И КОНСОЛИДАЦИЯ ВЛАСТИ

В Х веке в России произошло объединение многих славянских племен (их было более тридцати) в единое Древнерусское государство. При этом интересно проследить социально-экономические и иные причины, вызвавшие тогда изменения в истории Франции и России. Они почти одинаковы. От раннефеодальной раздробленности обе страны переходят к централизованной власти. Это обстоятельство особенно важно, поскольку общепризнано, что до нашествия монголов Древняя Русь развивалась по законам, единым с Европой.

Это было время, когда важнейшее, основополагающее значение приобретает власть. Изначально она имела как бы "домашний", придворный характер. В исторических документах того периода традиционно освещается власть мужчины на разных уровнях и конечно же как главы государства. О присутствии рядом с ним женщин говорят только их имена и даты жизни. О роли, ими исполняемой, можно судить лишь косвенно, по тем конкретным событиям, что происходили в стране и во дворцах государей. И тем не менее особая роль женщины уже тогда была очевидна. Даже церковь (как институт), определяя место духовной власти в государстве, использовала образ женщины-матери и объявила, что церковь - это мать, которая дает людям духовную жизнь через своих верных сынов-епископов.

Власть и ее формы в государстве устанавливались прежде всего на основе имущественных, экономических отношений, но и под влиянием неравенства. Опыт неравенства традиционно приобретался в семье, в семейных взаимоотношениях. Поэтому неравенство мужчины и женщины воспринималось как ниспосланное свыше, сотворенное Богом - как разумное распределение обязанностей. (Лишь с XVIII века под влиянием революционных идей и идей Просвещения понятие неравенства начинает рассматриваться с негативных позиций.)

Отношения супругов (особенно во властных, государственных сферах) означали, что женщинам, вступающим в брак, определен один лишь долг - защищать интересы мужа и помогать ему. Исключение составляли вдовы, которые после потери супруга выполняли роль главы семьи, а иногда и государства. Тем самым от "женских" обязанностей они переходили к исполнению обязанностей "мужских". Такую миссию с успехом выполняла лишь женщина, обладающая талантом, характером, волей, например великая княгиня Ольга, новгородская посадница Марфа, вдовствующая царица Елена Глинская... Однако и здесь речь не идет о "равенстве женщин", ибо перед нами, по сути, понятие иного порядка.

С возникновением крупных феодальных империй потребовалась строгая преемственность власти. Именно тогда встал вопрос о контроле за институтом брака. Чье слово будет при этом решающим? Короля, священников? Оказалось, что главное слово часто оставалось за женщиной, продолжательницей рода. Увеличение семьи, заботы о подрастающем потомстве, о его физическом и духовном развитии и о том положении, которое оно займет в жизни, как правило, ложились на плечи женщин.

Вот почему так много значил выбор невесты, будущей матери наследников. От этого выбора зависели то место и влияние, которые мать могла приобрести в семье, а не только благодаря уму и таланту. Немалую роль играло и ее происхождение. Если же говорить о семьях государей, то здесь важна была степень отношения жены к царскому роду своей или иной страны. Именно этим во многом определялись международные и экономические отношения между государства ми Европы. Вынашивая царское дитя, женщина воссоединяла две родительские крови, две родословные, предопределяя не только характер будущей власти, но часто и будущее страны. Женщина - супруга и мать - уже в раннее Средневековье была основой миропорядка.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ И РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ ПРИ КНЯЖЕСКОМ ДВОРЕ

На Руси, так же как и в Европе, брачные союзы составляли важную часть внешней политики. Семейство Ярослава I, названного Мудрым (годы великого княжения: 1015-1054), породнилось со многими королевскими домами Европы. Его сестры и дочери, вступив в брак с европейскими королями, помогали Руси устанавливать дружественные отношения со странами Европы, решать международные проблемы. Да и формирование менталитета будущих государей во многом определялось мировоззрением матери, ее родственными связями с королевскими дворами других государств.

Будущие великие князья и будущие королевы европейских государств, вышедшие из семьи Ярослава Мудрого, получили воспитание под надзором матери - Ингигерды (1019-1050). Ее отец - король шведский Олав (или Олаф Шетконунг) - дал в приданое дочери город Альдейгабург и всю Карелию. Скандинавские саги передают подробности женитьбы Ярослава на принцессе Ингигерде и замужества их дочерей. (Пересказ некоторых из этих скандинавских саг сделала С. Кайдаш-Лакшина.) Легенды и мифы, вошедшие в сборник "Круг земной", подтверждают упомянутые исторические события. Несомненно, родственные и дружественные связи великой княгини Ингигерды оказали влияние на брачные союзы дочерей. Королевами европейских стран стали все три дочери Ярослава: Елизавета, Анастасия и Анна.

Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Гарольда, в юные годы служившего ее отцу. Чтобы быть достойным Елизаветы Ярославны, Гарольд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поэтически поведал нам А. К. Толстой:

Гарольд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает дорогою он тяжело:
"Звезда ты моя, Ярославна!"

Гарольд Смелый, совершив походы на Константинополь, Сицилию и в Африку, с богатыми дарами вернулся в Киев. Елизавета стала женой героя и королевой Норвегии (во втором замужестве - королевой Дании), а Анастасия Ярославна - королевой Венгрии. Об этих браках было уже известно во Франции, когда княжну Анну Ярославну посватал король Генрих I (он царствовал с 1031 по 1060 год).

Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), - за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян. Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 год).

Путь Ярослава к великокняжескому престолу был далеко не прост. Первоначально отец, Владимир Красное Солнышко (980-1015), посадил Ярослава княжить в Ростове Великом, потом в Новгороде, где уже через год Ярослав решил стать самостоятельным государем обширной Новгородской земли и освободиться от власти великого князя. В 1011 году он отказался посылать в Киев по 2000 гривен, как это делали до него все новгородские посадники.

Когда Ярослав княжил в Новгороде "под рукою" Владимира, появились монеты с надписью "Ярославле серебро". На одной ее стороне изображен Христос, на другой - Святой Георгий, покровитель Ярослава. Эта первая чеканка русских монет продолжалась до смерти Ярослава Мудрого. В ту пору Древняя Русь находилась на одном уровне развития с соседними европейскими странами и играла заметную роль в формировании облика средневековой Европы, ее политической структуры, экономического развития, культуры и международных отношений.

После смерти Владимира Красное Солнышко между его сыновьями развернулась упорная борьба за великокняжеский престол. Победил в конце концов Ярослав, ему исполнилось тогда 37 лет. И надо было быть воистину Мудрым, чтобы раз за разом преодолевать многочисленные противостояния удельных князей во имя объединения Руси: за свою жизнь Ярослав несколько раз завоевывал престол великого князя и терял его.

В 1018 году он заключил союз с Генрихом II Германским - то был высокий уровень международных отношений Руси. Не только Генрих II считал за честь вести переговоры с Русью, но и Роберт II Благочестивый, король французский, отец будущего мужа Анны Ярославны. Два государя договаривались в 1023 году о реформе церкви и установлении среди христиан мира Божьего.

Правление Ярослава Мудрого - время экономического процветания Руси. Это дало ему возможность украшать столицу по примеру Константинополя: в Киеве появились Золотые ворота, Софийский собор, в 1051 году был заложен Киево-Печерский монастырь - высшая школа русского духовенства. В Новгороде в 1045-1052 годах возвели храм Святой Софии. Ярослав Мудрый, представитель нового поколения грамотных, просвещенных христиан, создал большую библиотеку русских и греческих книг. Любил и знал церковные уставы. В 1051 году Ярослав сделал русскую православную церковь независимой от Византии: самостоятельно, без ведома Константино поля, назначил русского митрополита Иллариона. Ранее митрополиты-греки назначались только византийским патриархом.

АННА ЯРОСЛАВНА - КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ

Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Послы короля Франции, недавно овдовевшего Генриха I, отправились в Киев весной, в апреле. Посольство продвигалось медленно. Кроме послов, ехавших верхом, кто на мулах, кто на лошадях, обоз составляли многочисленные повозки с припасами на долгий путь и повозки с богатыми дарами. В подарок князю Ярославу Мудрому предназначались великолепные боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши...

На ладьях спустились по Дунаю, потом на лошадях прошли через Прагу и Краков. Путь не самый ближний, но самый проторенный и безопасный. Эта дорога считалась наиболее удобной и многолюдной. По ней шли торговые караваны на восток и на запад. Возглавлял посольство шалонский епископ Роже из знатного рода графов Намюрских. Вечную проблему младших сыновей - красное или черное - он решил, выбрав сутану. Незаурядный ум, знатное происхождение, хозяйская хватка помогли ему успешно вести земные дела. Его дипломатические способности не раз использовал король Франции, посылая епископа то в Рим, то в Нормандию, то к германскому императору. И теперь епископ приближался к цели своей великой исторической миссии, на тысячелетия вошедшей в историю.

Кроме него в посольстве был епископ города Мо, ученый богослов Готье Савейер, который станет вскоре учителем и духовником королевы Анны. Французское посольство прибыло в Киев за невестой, русской княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Брат Анны, Всеволод Ярославич, встречал послов и легко объяснялся с ними на латыни.

Прибытие Анны Ярославны на землю Франции обставили торжественно. Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс. Король в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев Анну, улыбнулся. К чести высоко образованной русской княжны надо сказать, что она свободно владела греческим языком, да и французский выучила быстро. На брачном контракте Анна написала свое имя, ее же супруг король вместо подписи поставил "крестик".

Именно в Реймсе с давних времен короновали французских королей. Анне была оказана особая честь: церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. Уже в начале своего королевского пути Анна Ярославна совершила гражданский подвиг: проявила настойчивость и, отказавшись присягать на латинской Библии, принесла клятву на славянском Евангелии, которое привезла с собой. Под влиянием обстоятельств Анна затем примет католичество, и в этом дочь Ярослава проявит мудрость - и как французская королева, и как мать будущего короля Франции, Филиппа Первого. А пока на голову Анны была возложена золотая корона, и она стала королевой Франции.

Приехав в Париж, Анна Ярославна не сочла его красивым городом. Хотя к той поре Париж из скромной резиденции каролингских королей превратился в главный город страны и получил статус столицы. В письмах к отцу Анна Ярославна писала, что Париж хмурый и некрасивый; она сетовала, что попала в деревню, где нет дворцов и соборов, какими богат Киев.

ДИНАСТИЯ КАПЕТИНГОВ УКРЕПЛЯЕТСЯ НА ПРЕСТОЛЕ

В начале XI века во Франции на смену династии Каролингов пришла и утвердилась династия Капетингов - по имени первого короля династии Гуго Капета. Через три десятилетия королем из этой династии стал будущий муж Анны Ярославны Генрих I, сын короля Роберта II Благочестивого (996-1031). Свекор Анны Ярославны был человеком грубым и чувственным, однако церковь ему все прощала за набожность и религиозное рвение. Он считался ученым богословом.

Вступление на престол Генриха I не обошлось без дворцовой интриги, в которой главную роль играла женщина. Роберт Благочестивый был женат дважды. С первой женой, Бертой (матерью Генриха), Роберт по настоянию отца развелся. Вторая жена, Констанца, оказалась женщиной мрачной и злобной. Она потребовала от мужа, чтобы он короновал в качестве соправителя их юного сына Гуго II. Однако принц бежал из дома, не вынеся деспотичного обращения матери, и стал грабителем на дорогах. Он умер совсем юным, в 18 лет.

Вопреки интригам королевы соправителем отца в 1027 году стал смелый и энергичный Генрих I, коронованный в Реймсе. Констанца возненавидела пасынка лютой ненавистью и, когда умер его отец - Роберт Благочестивый, попыталась низложить молодого короля, но тщетно. Именно эти события заставили Генриха подумать о наследнике, чтобы сделать его своим соправителем.

Овдовев после первого брака, Генрих I решил жениться на русской княжне. Главный мотив такого выбора - желание иметь крепкого, здорового наследника. И второй мотив: его предки из дома Капетов были в кровном родстве со всеми соседними монархами, а церковь возбраняла браки между родственниками. Так судьба предназначила Анну Ярославну продолжить королевскую власть Капетингов.

Жизнь Анны во Франции совпала с экономическим подъемом в стране. Во время царствования Генриха I возрождаются старые города - Бордо, Тулуза, Лион, Марсель, Руан. Процесс отделения ремесла от земледелия идет быстрее. Города начинают освобождаться от власти сеньоров, то есть от феодальной зависимости. Это повлекло за собой развитие товарно-денежных отношений: налоги с городов приносят государству доход, который способствует дальнейшему укреплению государственности.

Важнейшей заботой мужа Анны Ярославны было дальнейшее воссоединение земель франков. Генрих I, как и его отец Роберт, вел экспансию на восток. Внешняя политика Капетингов отличалась расширением международных отношений. Франция обменивалась посольствами со многими странами, в том числе с Древнерусским государством, Англией, Византийской империей.

Верный путь укрепления власти королей состоял в приращивании, увеличении королевских земель, превращавших королевский домен в компактный комплекс плодородных земель Франции. Домен короля - это земли, на которых король полновластен, здесь ему принадлежали право суда и реальная власть. Этот путь осуществлялся с участием женщин, через продуманные брачные союзы членов королевской семьи.

Чтобы укрепить свою власть, Капетинги утвердили принцип наследственности и соправительства королевской власти. Для этого наследника, сына, приобщали, как уже говорилось, к управлению страной и короновали еще при жизни царя. Во Франции в течение трех веков именно соправительство сохраняло корону.

Роль женщин в поддержании принципа наследования была немалая. Так, жена государя после его смерти и перехода власти к малолетнему сыну становилась регентшей, наставницей молодого короля. Правда, это редко обходилось без борьбы между дворцовыми группировками, которая иногда приводила к насильственной смерти женщины.

Практика соправительства, утвердившаяся во Франции, использовалась и на Руси. Например, в 969 году Ярополк, Олег и Владимир стали соправителями отца, великого князя Святослава I Игоревича. Иван III (1440-1505) объявил соправителем старшего сына Ивана от первого брака, но вторая жена, византийская принцесса Софья из семьи Палеологов, осталась недовольна этим. После ранней загадочной смерти сына, Ивана Ивановича, Иван III назначил соправителем своего внука Дмитрия Ивановича. Но и внук и невестка (супруга покойного сына) попали в ходе политической борьбы в опалу. Тогда соправителем и наследником престола был объявлен сын, рожденный Софьей, - Василий Иванович.

В тех же случаях, когда такой порядок нарушался и отец раздавал сыновьям уделы, после его смерти начиналась братоубийственная борьба - путь к феодальной раздробленности страны.

ТРУДНАЯ ДОЛЯ КОРОЛЕВЫ-МАТЕРИ, ЕСЛИ ОНА ВДОВА

Овдовела Анна Ярославна в 28 лет. Генрих I умер 4 августа 1060 года в замке Витри-о-Лож, недалеко от Орлеана, в разгар приготовлений к войне с английским королем Вильгельмом Завоевателем. Но коронование сына Анны Ярославны, Филиппа I, как соправителя Генриха I состоялось еще при жизни отца, в 1059 году. Генрих умер, когда юному королю Филиппу исполнилось восемь лет. Филипп I царствовал почти полвека, 48 лет (1060-1108). Он был умным, но ленивым человеком.

Завещанием король Генрих назначил Анну Ярославну опекуншей сына. Однако Анна - мать молодого короля - осталась королевой и стала регентшей, но опекунство, по обычаю того времени, она не получила: опекуном мог быть только мужчина, им и стал шурин Генриха I граф Фландрский Бодуэн.

По существовавшей тогда традиции вдовствующую королеву Анну (ей было около 30 лет) выдали замуж. Вдову взял в жены граф Рауль де Валуа. Он слыл одним из самых непокорных вассалов (опасный род Валуа и раньше старался низложить Гуго Капета, а потом Генриха I), но тем не менее всегда оставался приближенным к королю. Граф Рауль де Валуа - сеньор многих владений, да и воинов имел не меньше, чем король. Анна Ярославна жила в укрепленном замке мужа Мондидье.

Но есть и романтическая версия о втором замужестве Анны Ярославны. Граф Рауль влюбился в Анну с первых дней ее появления во Франции. И только после смерти короля осмелился открыть свои чувства. Для Анны Ярославны на первом месте был долг королевы-матери, но Рауль проявил настойчивость и похитил Анну. Со своей прежней женой граф Рауль расстался, уличив ее в неверности. После развода брак с Анной Ярославной был заключен по церковному обряду.

Жизнь Анны Ярославны с графом Раулем была почти счастливой, ее беспокоили лишь отношения с детьми. Любимый сын, король Филипп, хотя и относился к матери с неизменной нежностью, но в ее советах и участии в королевских делах уже не нуждался. А сыновья Рауля от первого брака, Симон и Готье, не скрывали своей неприязни к мачехе.

Анна Ярославна овдовела во второй раз в 1074 году. Не желая зависеть от сыновей Рауля, она покинула замок Мондидье и вернулась в Париж к сыну-королю. Сын окружил стареющую мать вниманием - Анне Ярославне было уже больше 40 лет. Младший ее сын, Гуго, женился на богатой наследнице, дочери графа Вермандуа. Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа.

ВЕСТИ ИЗ РОССИИ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

О последних годах жизни Анны Ярославны мало что известно из исторической литературы, поэтому интересны все имеющиеся сведения. Анна с нетерпением ожидала вестей из дома. Вести приходили разные - то плохие, то хорошие. Вскоре после ее отъезда из Киева умерла мать. Через четыре года после смерти жены, на 78-м году жизни, скончался отец Анны, великий князь Ярослав.

У старого больного Ярослава не хватило решимости оставить верховную власть кому-то одному из сыновей. Европейский принцип соправительства им не был использован. Свои земли он поделил между сыновьями, завещая им жить в согласии, почитая старшего брата. Владимир получил Новгород, Всеволод - Переяславль, Вячеслав - Суздаль и Белоозеро, Игорь - Смоленск, Изяслав - Киев, а поначалу и Новгород. Таким решением Ярослав заложил новый виток борьбы за великокняжеский престол. Трижды смещали Изяслава, дважды возвращался на престол любимый брат Анны Всеволод Ярославич.

От брака Всеволода с дочерью византийского императора Анастасией в 1053 году родился сын Владимир, племянник Анны Ярославны, который войдет в историю как Владимир Мономах (великий князь киевский в 1113-1125 годах).

Анне Ярославне жилось теперь тоскливо, ее больше не ждали никакие значительные события. Ушли из жизни отец и мать, многие братья, родные и близкие люди. Во Франции умер ее учитель и наставник епископ Готье. Погиб муж любимой сестры Елизаветы, король Норвегии Гарольд. Не осталось никого, кто некогда прибыл с юной Анной Ярославной на французскую землю: кто умер, кто возвратился на Русь.

Анна решила путешествовать. Ей стало известно, что старший брат, Изяслав Ярославич, потерпев поражение в борьбе за киевский престол, находится в Германии, в городе Майнце. Генрих IV Германский был дружен с Филиппом I (оба конфликтовали с Папой Римским), и Анна Ярославна отправилась в путь, рассчитывая на добрый прием. Она напоминала осенний лист, оторвавшийся от ветки и гонимый ветром. Прибыв в Майнц, узнала, что Изяслав уже перебрался в город Вормс. Настойчивая и упрямая, Анна продолжила путешествие, но заболела в дороге. В Вормсе ей сообщили, что Изяслав уехал в Польшу, а его сын - в Рим к Папе. По мнению Анны Ярославны, не в тех странах следовало искать друзей и союзников для Руси. Огорчения и болезнь сломили Анну. Она умерла в 1082 году в возрасте 50 лет.

Анна Ярославна в памяти Франции

Древнерусская история очень мало ведает нам о жизни женщин в Киевской Руси - государстве восточных славян, существовавшем с конца 9 по 13 век, с центром в городе Киеве.


Но некоторые женщины из княжеского рода Рюриковичей принимали активное участие в общественной жизни не только своего города, но и всего государства, и даже всей Европы.
Анна Ярославна (1032 - 1089 приблизительные годы жизни), дочь известнейшего многодетного князя Киевской Руси Ярослава Мудрого (1019 - 1054 годы его правления).



Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), - за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян.


Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 год).



Фреска в Софиевском Соборе г. Киева, представляющая дочерей Ярослава Мудрого. Анна, предположительно, самая младшая.



Софиевский собор

Правление Ярослава Мудрого - время экономического процветания Руси. Это дало ему возможность украшать столицу по примеру Константинополя: в Киеве появились Золотые ворота, Софиевский собор, в 1051 году был заложен Киево-Печерский монастырь - высшая школа русского духовенства.



Саркофаг Ярослава Мудрого, Софиевский собор, Киев.



Когда иностранные купцы и путники пришли в Киев в XI веке, они сильно удивлялись на многие достопримечательности, одна из них, нет сомнения, были в Золотые Ворота Киева.

В Новгороде в 1045-1052 годах возвели храм Святой Софии. Ярослав Мудрый, представитель нового поколения грамотных, просвещенных христиан, создал большую библиотеку русских и греческих книг. Любил и знал церковные уставы. В 1051 году Ярослав сделал русскую православную церковь независимой от Византии: самостоятельно, без ведома Константино поля, назначил русского митрополита Иллариона. Ранее митрополиты-греки назначались только византийским патриархом.



Отъезд княжны Анны, дочери великого князя Ярослава Мудрого, во Францию для венчания с королем Генрихом I.

Конечно же, уже немолодому королю очень приглянулась красивая и юная княжеская дочь Анна. Но в то время, как известно, браки могли заключаться и по политическим выгодам как для одной, так и для другой страны.


Сватовство и свадьба Анны Ярославны состоялись в 1050 году, тогда ей было 18 лет. Послы короля Франции, недавно овдовевшего Генриха I, отправились в Киев весной, в апреле. Посольство продвигалось медленно. Кроме послов, ехавших верхом, кто на мулах, кто на лошадях, обоз составляли многочисленные повозки с припасами на долгий путь и повозки с богатыми дарами. В подарок князю Ярославу Мудрому предназначались великолепные боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши.


На ладьях спустились по Дунаю, потом на лошадях прошли через Прагу и Краков. Путь не самый ближний, но самый проторенный и безопасный. Эта дорога считалась наиболее удобной и многолюдной. По ней шли торговые караваны на восток и на запад. Возглавлял посольство шалонский епископ Роже из знатного рода графов Намюрских.

Вечную проблему младших сыновей - красное или черное - он решил, выбрав сутану. Незаурядный ум, знатное происхождение, хозяйская хватка помогли ему успешно вести земные дела. Его дипломатические способности не раз использовал король Франции, посылая епископа то в Рим, то в Нормандию, то к германскому императору. И теперь епископ приближался к цели своей великой исторической миссии, на тысячелетия вошедшей в историю.


Кроме него в посольстве был епископ города Мо, ученый богослов Готье Савейер, который станет вскоре учителем и духовником королевы Анны. Французское посольство прибыло в Киев за невестой, русской княжной Анной Ярославной. Перед Золотыми воротами столицы Древней Руси оно остановилось с чувством удивления и восторга. Брат Анны, Всеволод Ярославич, встречал послов и легко объяснялся с ними на латыни.

Послам было поручено получить согласие на брак Анны с Генрихом, ибо даже до Франции «дошла слава о прелестях принцессы, именно Анны, дочери Георгия (Ярослава)». Король велел передать, что он «очарован рассказом о её совершенствах». Анна была красива (по преданию, она имела «золотые» волосы), умна и получила прекрасное по тому времени образование.

Выбрать невесту Генриху I в Западной Европе было весьма сложно, так как Папа Римский запретил монархам совершать браки между родственниками до седьмого колена.
Политические отношения между Русью и Францией начались еще со времен франков (с VII века).


Киевский князь Ярослав Мудрый не раз оказывал военную помощь Франции в борьбе против норманнов. Вот и теперь, Генрих I был заинтересован в военном о финансовом потенциале Киевской Руси, для борьбы против своих врагов за объединение Франции, против графов и баронов которые не желали признавать власть правящего короля.
Киевский князь тоже видел Францию в кругу своих союзников, чтобы уверенно противостоять могущественным на то время Византийской и Германской империям.


Согласие родителей и самой Анны на брак с французским королём было получено, и в мае 1051 года. Анна Ярославна, совершив длительное путешествие через Краков, Прагу и Регенсбург приехала в город Реймс. Согласно хроникам Генрих I очень понравился Анне.


Реймский собор

Венчание состоялось в городе Реймсе, в соборе, где всегда короновались французские монархи.
19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба

Анна Ярославна стала женой Генриха I. Великий киевский князь - отец Ярослав Мудрый обеспечил дочери хорошее приданное. Но самое главное - это то, что с собой молодая невеста привезла маленькую рукопись«Евангелие», которое впоследствии стало называться «Реймсское Евангелие» (сейчас рукопись хранится в библиотеке города Реймс).


Обитатели королевского двора, и сам Генрих I, были очень удивлены не только культурному воспитанию юной невесты, а и ее образованности.


Портрет Анни Ярославни. Сделан в Венеции,гравюра с коллекции академика Бассена.

Анна, оторванная от дома, от близких, чувствовала себя одинокой рядом с королем, погрязшим в ссорах с вассалами, раздиравшими Францию. Образованная Анна, оказавшись в лесной глуши после златоглавого Киева, города множества храмов, церквей, библиотек, школ, превосходящего по своим размерам Париж и Лондон того времени, затосковала. Она писала отцу в родной Киев: “В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны. Но вполне достоверных сведений о жизни Анны в 1051-1060 годах нет.

Анна была чуть ли не единственной персоной при дворе, умевшей читать и писать на нескольких языках. Генрих, к слову, был безграмотным. Сохранились документы, на которых рядом с крестиками-подписями короля и вельмож стоит подпись "Анна".
Причем, расписывалась она особым письмом, древнегреческим уставом, словно напоминая о своем происхождении. Кстати, сам факт, что жена короля наравне с ним подписывала государственные бумаги, уникален. Ни до, ни после не было случая, чтобы на королевском указе стояла подпись не царствующей королевы, а жены короля.



Девушка, хоть и 18-ти лет, но с характером. Во время коронации она отказалась произносить клятву на латинской Библии, а поклялась на Евангелии, которое привезла с собой.


Имя королевы Анны не сходило со страниц западноевропейских хроник. Римский папа Николай ІІ писал Анне: “Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей… вы выполняете … свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом”. Много писали об Анне историки, писатели, драматурги, исследователи. Достоверные сведения о Жизни Анны содержат многие грамоты, письма Анны и письма к ней. Имя Анны встречается во всех государственных актах того времени, хартиях, монастырских документах.


В 1052 году у супругов родился первый сын Филипп — будущий король Франции Филипп I, а воследущие годы еще два сына и дочь. Особую известность среди них впоследствии получит сын — Гуго I (V) Великий Капетинг. Брат французского короля, основатель второго дома Вермандуа, граф Вермандуа и Валуа станет одним из вождей и вдохновителем Первого Крестового похода, а также участником Второго Крестового похода.


Примечательно, что именно с Анной связано распространение греческо-византийского имени Филипп, не употребляемого в Западной Европе в те времена. Этим именем она назвала своего старшего сына, будущего короля Франции. Благодаря его популярности в народе, имя впоследствии получило широкое распространение. Его носили ещё пять французских королей, это имя стало фамильным и в других европейских династиях. Кроме того, Анна родила еще троих детей Генриху: Эмму (1055- ок.1109), Роберта (1055-1060) и Гуго (1057-1102).


Муж Анны Ярославны король Генрих I был храбрым воином. С самого начала правления ему неоднократно приходилось отстаивать свое право на власть. Неутомимый солдат участвовал во многих сражениях, часть из которых завершалась не в его пользу. Так он проиграл две битвы Вильгельму Нормандскому, который сумел завоевал Британские острова и известен в истории как Вильгельм Завоеватель. Королева помогала мужу управлять государством и многие современники, в том числе папа римский Николай II были восхищены ее мудростью.

В 1060 году король умер и власть перешла к его старшему сыну. Регентом при малолетнем короле был назначен был граф Бодуэн Фландрский.


Но французские хроники сообщают о том, что Анна отказалась от регентства, хотя незадолго до своей смерти Генрих I предлагал ей эту должность.
Королева была очень умной женщиной и не хотела брать на себя ответственность за государство, в котором и сама была чужой, хотя и королевой


Но как маме малолетнего короля, королеве Анне Ярославне все же пришлось подписывать вместе со своим сыном разные государственные документы. Ее подпись славянскими кирилличными буквами очень известна историкам: «Анна Регина», т.е. «Анна - королева».



Для самого Французского государства очень сложным был этот период: жестокие распри между графами и баронами, нашествие кочевников, эпидемии чумы и холеры. Норманны смогли уже завоевать Англию и Южную Италию и теперь грозили Франции.


Грамота Французского короля Филиппа I в пользу аббатства Св.Крепина в Суассоне, содержащая автографическую подпись Анны Ярославны, королевы Франции, 1063 год.

В 1060 году, после смерти мужа, Анна переселилась в замок Санлис, в 40 км от Парижа.



Замок стоял в чрезвычайно лесистой местности, где Анна, привыкшая к киевским звериным ловам, любила охотиться. “Каждый день по многу часов Анна не спускалась с коня, оставляя далеко позади своих дам”, также прекрасных всадниц. Древнерусская Диана, французская королева “за очень короткий срок… пленила рыцарей и оруженосцев своим умением запускать сокола или травить оленя”, … все… готовы были отдать жизнь за один ее взгляд и убить каждого, кто отважится ее обидеть”. С королем с “неудовольствием шли … охотиться его рыцари, предпочитавшие охоты с королевой”,- напишет Режина Дефорж в “Анне Киевской”.



Мысли Анны обращались к материнству. Она дала обет, что построит монастырь, если родит сына. Она подарила Генриху трех сыновей - Филиппа, Роберта и Гуго. Филипп стал королем, Роберт умер в детстве, Гуго, граф Крепи, праотец королевского рода Вермандуа, проводил жизнь в крестовых походах.

Выполняя данный ею обет, Анна, в честь рождения первенца, выстроила в Санлисе аббатство святого Викентия. Щедрой она была и к другим монастырям, о чем свидетельствует ее духовные записки и школа в Санлисе, основанная Анной. Выстроенный ею собор святого Викентия, стал ее резиденцией и последним прибежищем.





Здесь ею был основан женский монастырь, и церковь св. Викентия (на портике храма в XVII веке было воздвигнуто лепное изображение русской княжны, держащей в руках модель основанного ею храма






Анна устала от требовательной политической жизни, постоянных придворных интриг, безнадежной и изнурительной борьбы мужа с мятежными феодалами, и даже может - от своей несчастной любви Тогда ей было 35-36 лет. Ее еще ждала любовь.

Небольшой город Санлис для королей двух первых французских династий - Каролингов и Капетингов был одной из главных резиденцией.





Именно здесь был избран монархом Хьюго Капет, основатель династии Капетингов.

Остатки королевского замка










Один из мэров города в XIX в. отказался проводить сюда железную дорогу, поэтому сегодня в городе нет никакой промышленности, а, значит, и современных зданий, город сохранился нетронутым, таким, каким он был на протяжении веков.






В нее влюбился граф Рауль де Крепи де Валуа, один из самых могущественных вельмож королевства



Надгробье Рауля де Крепи.Мондидье, церковь Святого Пьера

У неё завязался роман с Раулем, в результате чего они решили пожениться. Однако Рауль уже был женат. Для того, чтобы развестись, он обвинил свою жену Хакенезу в супружеской измене и на этом основании аннулировал брак, а в 1061 году похитил на охоте в санлисском лесу молодую вдову Генриха I и женился на ней.



Алиенора «Хакенеза» (ум. после 1063, наследница Мондидье и Перонны.года. Детей от него не было.)-вторая жена Рауля, с которой он развелся, обратилась с жалобой к папе Александру II.

Это вызвало скандал, который приказал архиепископам Реймса и Руана провести расследование, по результатам которого брак был признан недействительным. Кроме того, Раулю и Анне было велено жить отдельно друг от друга, однако они проигнорировали это требование. В итоге Рауль был отлучён от церкви.

Отлучение было снято только после смерти Хакенезы, когда папа Григорий VII признал брак Рауля и Анны. Анна продолжала много времени проводить в принадлежавшем Раулю замке Крепи, хотя иногда и появлялась при дворе своего сына Филиппа I.


Юный Филипп I очень больно переживал авантюрную историю маминой любви и ее незаконных отношений с графом Раулем.
В фамильном замке графа Крепи они прожили 9 лет до его смерти.

В 1974 году их брак был признан законным и сын не только простил матери скандальный брак, но даже доверил ей управление дворцовым хозяйством.


Таким поступком Анны Ярославны был возмущен и весь королевский двор. Но все - таки, как и раньше, Анна считалась королевой, и придворные просто вынуждены были держаться с ней приветливо и уважительно. Она и дальше подписывала со своим сыном - королем государственные документы.

Для русских туристов особенно интересным для посещения местом является старинное аббатство Святого Винсена (L"Abbaye de Saint-Vincent), которое было основано в 1060 году королевой Анной, дочерью Ярослава Мудрого, выданной замуж за Генриха I.
Монастырь в Санлисе, основанный Анной, сохранился до нашего времени.

В XVII веке, после перестройки Санлиского собора, вблизи часовни времен Анны появилась скульптура в полный рост, в короне, с длинными косами, с надписью на постаменте: “Anne de Russ ie Reme de Prance (Анне русской, королеве Франции) и основательнице собора, 1060 года”. У подножья памятника можно прочитать: “Анна возвратилась на землю своих предков”. Но письменные источники этого не подтверждают. Уже давно не стало отца Анны, и застать дома она могла лишь далеких сородичей.



Аббатство Сен-Винсан


Статуя Сен-Винсана

Все было очень красиво и в духе времени. И до наших дней в Санлисе сохранилась часовня, построенная в XI веке, а попозже у входа в часовню поставлено скульптурное изображение Анны, на котором написано «Анна - королева Франции, основательница собора в 1060 году».




Портрет Анны Ярославны с росписей аббатства

Анна решила создать аббатство после рождения своего первенца Филиппа, будущего короля Франции. Византийское имя Филипп было впервые использовано в королевской семье Франции именно Анной, впоследствии оно стало одним из наиболее популярных мужских имен.


Аббатство Сен-Венсан, Санлис

Украинская епархия святого Владимира в Париже купила в расположенном около Парижа (Франция) Санлисе церковь, основанную в 1060 году дочерью Ярослава Мудрого, и с 16 ноября откроет двери храма для посетителей. Здание церкви было куплено за €203 тысячи, сообщает пресс-служба Украинской греко-католической церкви, передает Цензор.НЕТсо ссылкой на НБН.



«Это большой день для украинской общины в Париже, во Франции, во всей Европе, и, наконец, для всех украинцев, где бы они ни были. Мы приобрели церковь в Санлисе, королевском городе, в котором жила Анна Ярославна, известная в мире как Анна Киевская, королева Франции. Этим церковным и юридическим актом мы показали, что источники украинской христианской европейской традиции живы и жизнеспособны», - заявил епископ Борис Гудзяк.



Здание церкви было приобретено 27 сентября за €203 тысячи, собранных силами украинцев Франции, Великобритании, США, Канады и Украины. По мнению представителей УГКЦ, на ремонт и обустройство храма еще понадобиться около $1,5 миллиона, поскольку уже несколько столетий церковь не использовалась для религиозных обрядов.


Аббатство св. Викентия (Saint-Vincent) основано Анной Киевской, женой короля Генриха I, в 1066 году
.





Построено оно на месте старой деревянной обители для монахов-августинцев. После революции 1789 года было передано под эгиду церкви св. Женевьевы в Париже. Это одно из немногих религиозных строений, не пострадавших во время Французской революции.


Якобинцы использовали его как ткацкую фабрику. В 1836 году здание было выкуплено епископом Бове, который устроил в нем интернат и школу для мальчиков. При Наполеоне III здесь разместилась военная школа, а после падения императора здание выкупил один из бывших учащихся. С тех пор здесь размещается частная школа. Из ее стен вышли знаменитый французский поэт Хосе-Мария Эредия и историк Анри Брейль.

Неизвестно, действительно ли Анна вернулась на Русь, - никаких документальных свидетельств об этом нет. По одной версии, Анна умерла в Киеве, закончив свои дни в монастыре. По другой, королева провела последние дни в замке Саоли около Парижа, но место ее могилы неизвестно. С XVII в французы нет-нет, да и займутся поисками могилы королевы Анны

Вроде бы, находили ее могилу в аббатстве Вилье в местечке Серни недалеко от Ла Ферте Алле (департамент Эссон), однако оно было разрушено во время Великой Французской революции.


Как и когда умерла Анна историкам точно не известно. Существуют только предположения, что это случилось в 1089 году. и была погребена в аббатстве Вилье, возле города Этампа. За долгие годы пребывания в чужой для нее стране, она утратила связь с Родиной, и может потому ее почти нигде не упоминали древнерусские летописцы.

В одном из французских аббатств в XVII веке монах обнаружил могилу, как он считал, королевы Анны, возможно, такому утверждению послужил ее герб - лилии и открытые ворота крепости, увенчанные короной (не память ли это о парадных Золотых воротах Киева?). Существует гравюра из коллекции музея аббатства святого Винцента в Санлисе, на которой изображена королева Анна.


В 2005 году президент Украины Виктор Ющенко в торжественной обстановке открыл в Санлисе памятник Анне Киевской. Президент выразил надежду, что памятник станет украшением города. Монумент изготовлен за средства украинской стороны скульпторами Валентином и Николаем Знобами.

Просмотр кинофильма «Анна Ярославна-королева Франции»
http://megogo.net/ru/view/7751-yaroslavna-koroleva-francii.html
или


Во французской Национальной библиотеке хранятся государственные грамоты, на которых есть подпись королевы Анны славянскими буквами; Подписывалась она “Анна-регина” - “Анна королева”. “Анна ръина” - так старалась она славянской кириллицей передать французское произношение латинского “Anna regina». Ее подпись соседствовала с крестами, поставленными французскими придворными. Анна знала латынь, официальный язык того времени, но коронованная киевлянка не забывала кириллицу. Подписи Анны современны самому древнему нашему письменному памятнику, “Остромирову евангелию”. Дочь создателя “Русской Правды” была верна родному языку.



Существует предание, что это евангелие показывали Петру I. Когда; в 1717 году Петр осматривал собранные в Реймсе реликвии, он обратил внимание на явно славянское происхождение евангелия. Память об “Анне Русской” продолжала жить во Франции. Об этом вспоминал Тургенев, искавший в архивах исторические документы. В XIX веке оригинал “Реймского евангелия” считался утраченным. Осталась лишь очень неверная французская копия. Множество ошибок заставляли исследователей делать предположения о происхождении книги (Чехия, Сербия)


Только в наше время, 20 лет назад, во время выставки, посвященной истории дипломатических отношений с Францией, проходившей в Москве, в Музее изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, обнаружилось знаменитое “Реймское евангелие”; Его тщательно изучили специалисты древнерусской рукописной книжности. Сличение оригинала с копией XIX века подтвердило киевское происхождение рукописи - графическими, лексическими особенностями, своеобразными заставками, указывающими на время Ярослава Мудрого.



В современном Виде «Реймское евангелие» слагается из двух частей - привезенной во Францию Анной Ярославной, писанной и содержащей 16 листов, и написанной в XIV веке глаголицей, в 31 лист; как она попала во Францию, кто переплел ее вместе с киевским экземпляром - этого уже никто не узнает. Древнейшая рукопись с четким шрифтом и изящными рисунками бесценна, ведь она одна из тех рукописей, богатейшее собрание которых хранила Ярославова библиотека при соборе святой Софии Киевской.



Эта древняя книга, созданная на Руси в I половине XI века и хранящаяся в Париже, в Национальной библиотеке, напоминает об Анне Ярославне, женщине Древней Руси, управляющей Францией и прославившейся не только красотой, но умом и образованностью.



Bautier, Роберт,-Анри. - Анна, Киев, королева Франции, и королевской политики в XIe века: критический анализ документации. In: Обзор исследований, славян, Том 57 /4, 1985, стр. 539- . Fliche, Августин. Период Правления Филиппа Ier, король Франции, 1060-1108, Paris, 1912 .
- Réimpr. : Женева, Slatkine Reprints, 1975. Специально стр. 16-25, 96-97.
. Hallu, Роджер. - Анна, Киев, королева Франции. Рим, Edit. Universitatis Catholicae Ucrainorum, 1973. (Universita cattolica ucraina. Opera, 24).
. Льюис, Эндрю В. Королевской Крови. Семья капетингов, и Государство, Франция, XeXIVe века av. Н.э., Paris, Gallimard, 1986. (Coll. Библиотека Истории).
Дюби Ж., История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460 / Пер. с фр. Г. А. Абрамова, В. А. Павлова. — М., 2001.