Каковы гносеологические корни идеализма. Гносеологические корни агностицизма


Материализм и идеализм и их разновидности имеют свои социальные и гносеологические корни (от греч. gnosis - знание, logos учение).

Возникновение и развитие материалистической философии тесно связано с трудовой, производственной деятельностью людей. "Человек в своей практической деятельности, - подчеркивал В. И. Ленин, - имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 169 - 170.

В процессе труда люди активно воздействуют на природу, изменяют ее и добывают себе необходимые предметы потребления.

Трудовая деятельность людей и вся их жизнь проходит в тесной связи друг с другом. Поэтому в повседневной жизни каждый человек не задумывается над тем, существуют или не существуют вне его сознания предметы, вещи, подобно тому как он не задумывается и над тем, существуют или не существуют другие люди. "Тот самый опыт, - писал В. И. Ленин, - ...который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди, этот самый опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас" **.

** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 65 - 66.

Материалистическая философия сознательно кладет в основу своей гносеологии тот вывод, который непосредственно следует из всей человеческой практики, именно: вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела; наши же ощущения, представления, понятия суть образы внешнего мира ***.

*** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 48, стр. 102, 197 - 198.

Развитие материалистической философии тесно связано не только с производственной, трудовой деятельностью людей, но и с развитием научных знаний. Эта связь выражается в том, что материалистическое мировоззрение отбрасывает религиозно-идеалистические измышления о сверхъестественных, божественных, духовных силах, творящих материальный мир, опирается на результаты научных исследований. Обобщая и перерабатывая накопленные практикой и конкретными науками знания, материалистическая философия способствует более глубокому пониманию мира в целом и всестороннему исследованию его составных частей - неживой природы, растительного и животного мира, человеческого общества, особенностей сознания, его возникновения и развития. Не случайно поэтому большинство крупнейших естествоиспытателей стояло и стоит на позициях материализма, объясняет развитие природы, исходя из нее самой.

С другой стороны, связь материалистической философии с развитием конкретных наук выражается в том, что правильность положений материализма доказывается не с помощью нескольких фокуснических фраз, а путем долгого и медленного развития философии и естествознания ****. Развитие естествознания накладывает отпечаток и на изменение форм материализма *****. Не случайно поэтому в XVII - XVIII вв., когда из всех естественных наук наивысшего развития достигла механика, материализм был преимущественно механистическим, а в середине XIX в., когда происходят великие открытия в области физики, химии, биологии, возникает диалектический материализм.

**** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 43.

***** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 286.

Материалистическая философия развивалась, как правило, представителями передовых классов и социальных групп и являлась идеологией восходящих, прогрессивных слоев общества, заинтересованных в изменении общественных отношений, в развитии производительных сил и пропаганде научного мировоззрения. Так, материализм XVI I - XVIII вв. был идеологией буржуазии, в России XIX в. - идеологией крестьянской демократии. Диалектический материализм является идеологией революционного рабочего класса, коммунистических и рабочих партий.

В противоположность материализму идеализм связан не с наукой, а с религией, выражает, как правило, идеологию не прогрессивных, а реакционных классов и социальных групп. Подобно религии идеализм имеет социальные и гносеологические корни, без выяснения которых невозможно понять ни возникновения идеалистических теорий, ни их сущности.

Идеалистическое представление о мире зародилось на ранних ступенях развития общества. Основной причиной его появления было слабое развитие производительных сил и знаний людей. Низкий уровень экономического развития не давал людям уверенности в том, добудут ли они себе пищу или нет. Люди еще не в состоянии были объяснить причин болезней, стихийных бедствий. Бессилие людей в борьбе с природой н страх перед ее стихийными силами порождали в их сознании ложные представления о сверхъестественных силах - богах, демонах, чертях и т. д., от воли и желания которых зависит якобы человеческая судьба, появление и исчезновение животных, движение солнца и луны, гром и молния и т. д. Незнание причин сновидений, рождения и смерти вызывало у них представление о душе, как особой силе, властвующей над телом. Эти различные ложные представления о природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах и т. д., писал Ф. Энгельс, имеют по большей части лишь отрицательно-экономическую основу; низкое экономическое развитие предысторического периода имело в качестве своего дополнения, а порой даже в качестве своего условия и даже в качестве причины ложные представления о природе.

С возникновением классов происходит отделение умственного труда от физического. Выделяются специальные группы людей из представителей господствующего класса, которые занимаются только умственным трудом и считают этот труд привилегированным по отношению к физическому труду. Все это явилось социальной основой дальнейшего развития идеалистического мировоззрения. Сознание начинает рассматриваться как самостоятельная сила, возвышающаяся над материей и определяющая ее существование.

Создаются и развиваются различные объективно- и субъективно-идеалистические системы и системки.

В классовом обществе религиозно-идеалистические представления становятся мощным идеологическим оружием в руках господствующих классов для угнетения народных масс.

Кроме социальных корней, идеализм имеет еще гносеологические корни. Процесс познания является сложным и диалектически противоречивым. "...Философский идеализм, - подчеркивал В. И. Ленин, - есть одностороннее, преувеличенное, uberschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

Познание начинается с восприятия предметов и явлений органами чувств. Значение чувственного познания огромно. Кто ничего не ощущает, тот ничего не может знать об окружающем мире. Субъективные идеалисты извращают эту сторону процесса познания.

Они отрывают ощущения от объективного источника - предметов и явлений, рассматривают их не как результат взаимодействия предметов и явлений с органами чувств человека, а лишь как результат творческой деятельности субъекта, объявляют ощущения элементами, основой мира вещей.

В процессе познания люди связывают единичные предметы, вещи, явления, устанавливают между ними общие черты, свойства и выражают это в понятиях. Эти понятия, созданные в процессе абстрагирования от конкретных, чувственно воспринимаемых предметов, идеалисты отрывают от материальной основы, объявляют их либо результатом творческой деятельности человеческого сознания, не связанного якобы с миром вещей (субъективный идеализм), либо результатом мирового разума, чистой мысли (объективный идеализм) .

Развитие научного познания немыслимо без образования общих понятий, но оно таит в себе возможность отлета мысли от действительности. Если за общими понятиями, суждениями и умозаключениями люди не видят реальной действительности, черт, связей и отношений, отражающихся в этих формах логического познания, то они скатываются на позиции идеализма.

Возможность появления идеализма в процессе познания превращается в действительность лишь в классовом обществе, ибо здесь идеализм и поповщину "закрепляет классовый интерес господствующих классов" **.

**. Там же, стр. 322.

Идеалистическую философию в большинстве случаев защищали и развивали идеологи реакционных классов, партий и групп, тормозившие ход истории, не заинтересованные в научной пропаганде и коренном изменении общественных отношений. В наши дни идеализм является господствующей идеологией империалистической буржуазии и всех ее прислужников.

Идеализм тесно связан с религией. Основы идеализма, отмечал В. И. Ленин, по существу тождественны основам религии. Утверждая, что в основе мира лежит дух, идея, воля, сознание, идеализм по существу дает теоретическое обоснование религиозных догматов о сотворении мира сверхъестественным духовным существом *.

* См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 6, 14, 19 - 25, 72 - 73, 75 - 77, 86, 179, 222, 229 - 230, 238 - 243 и др.

Идеализм является утонченной формой поповщины, а религия грубой формой идеализма **. "Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или zce просвещенную, философскую..." ***.

** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 536.

Одной из характерных черт современной буржуазной философии является тенденция слияния философии с теологией.

Следует, однако, иметь в виду и различия между идеалистической философией и религией. Философия, в том числе и идеалистическая, стремится доказать, обосновать свои положения и обращается к разуму. Религия же оперирует положениями, рассчитанными на веру, слепое восприятие. Далее. Часть идеалистов играла немалую роль в разработке проблем диалектики, форм мышления.

Религия же, как говорил К. Маркс, была и остается опиумом народа, хотя многие ее представители, особенно в наши дни, стремятся приспосабливаться к прогрессу науки.

Гносеологические и классовые корни идеализма - причины, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Идеализм возникает на почва живого человеческого познания, вследствие его сложности, противоречивости. В самом процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной действительности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего преувеличенного развития, раздувания одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота гносеологические корни идеализма» (Ленин В. И., т. 29, с. 322). Обьективный идеализм преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, субъективный идеализм - роль восприятий, ощущений, одинаково противопоставляя их объективному миру. Классовые корни связаны с утверждением эксплуататорских классов, обособлением и противопоставлением умственного и физического труда. Так возникает отрыв познания от практической деятельности трудящихся масс и монополизация идеологической деятельности господствующими классами, что приводит к появлению и укреплению иллюзии об абсолютной самостоятельности и особой творческой роли умственной, идеальной стороны человеческой деятельности. Все это н обусловливает неверную мысль о первичности идей, понятий, вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Теоретико-познавательные корни идеализма тесно связаны с классовыми корнями, не только порождающими идеалистическое мировоззрение, но и закрепляющими его в интересах эксплуататорских классов.

Гносеологические (теоретико-познавательные) корни идеализма – это сложности процесса познания. Процесс познания можно графически изобразить как раскручивающуюся ввысь спираль, в которой взаимосвязаны чувственная и рациональная стороны познания.

Субъективный идеализм формируется при абсолютизации в процессе познания роли ощущений как единственного источника знания о предмете. Кстати, ощущение представляет собой субъективную форму предмета , а не сам предмет, а потому нередко дает ошибочное знание. Поэтому в процессе познания следует различать субъективную форму воспринимаемого предмета (отношение к предмету) и объективные знания о предмете, в котором воплощена его сущность. Это и делает ученый, стоящий на материалистических позициях.

Объективный идеализм абсолютизирует в познании роль абстрактного мышления. Здесь идея вещи (ноумэн) – её сущность мыслится как существующая объективно и извечно. У Платона она – одна из многих в вечном мире Идей, а у Гегеля – одна из проявлений Абсолютной идеи. Импульс мыслительной деятельности человека дает якобы существующее независимо от человека духовное начало , некая сверхъестественная духовная сила. Очевидно, что такое объяснение возникло потому, что человечество вплоть до настоящего времени не раскрыло до конца механизмы творческой деятельности, позволяющей открывать тайны природы и создавать принципиально новые вещи и предметы, не имеющие аналога в природе. Эту творческую активность человека объективный идеализм также связывает с автономным, объективным Духом, порождающим всё сущее.

Социально-исторические корни идеализма:

1) Отделение умственного труда от физического, которое произошло благодаря общественному разделению труда и образованию классового общества;

2) Утверждение в классовом обществе приоритета духовной деятельности, ставшей монополией господствующих классов, над материальной деятельностью.

3) Утверждение в общественном сознании иллюзорных представлений о том, что идеи, желания и стремления господствующих классов и, прежде всего, вождей, царей, государей являются определяющим фактором развития истории.

В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснить их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются) и этим путём с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира».

Использование идеалистических подходов в осуществлении познавательной деятельности, способствуют расширению творчески-познавательных возможностей человека – воображения, интуиции, моделирования образа познавательного объекта при недостатке информации. Полное преодоления идеалистических подходов в понимании окружающего мира возможно лишь с уничтожением его корней:

Ø гносеологических , что предполагает объяснение в полной мере источников и механизмов познавательной и творчески-преобразовательной деятельности при исследовании и преобразовании природных и социальных процессов;

Ø социально-исторических , что связано с преодолением отчуждения, как условия сохранения разделения труда на умственный и физический, что не позволяет социальному субъекту в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

Оба эти условия взаимосвязаны, одно порождает другое. Поэтому, преодоление и снятие этих условий связано с прогрессом социальных отношений и деятельности в некоторой, достаточно отдаленной перспективе исторического развития человечества.

Социальные и гносеологические корни материализма и идеализма

Материализм и идеализм и их разновидности имеют свои социальные и гносœеологические корни (от греч. gnosis - знание, logos учение).

Возникновение и развитие материалистической философии тесно связано с трудовой, производственной деятельностью людей. "Человек в своей практической деятельности, - подчеркивал В. И. Ленин, - имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 169 - 170.

В процессе труда люди активно воздействуют на природу, изменяют ее и добывают себе необходимые предметы потребления.

Трудовая деятельность людей и вся их жизнь проходит в тесной связи друг с другом. По этой причине в повсœедневной жизни каждый человек не задумывается над тем, существуют или не существуют вне его сознания предметы, вещи, подобно тому как он не задумывается и над тем, существуют или не существуют другие люди. "Тот самый опыт, - писал В. И. Ленин, - ...который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди, данный самый опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас" **.

** В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 65 - 66.

Материалистическая философия сознательно кладет в основу своей гносœеологии тот вывод, который непосредственно следует из всœей человеческой практики, именно: вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела; наши же ощущения, представления, понятия суть образы внешнего мира ***.

*** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 48, стр. 102, 197 - 198.

Развитие материалистической философии тесно связано не только с производственной, трудовой деятельностью людей, но и с развитием научных знаний. Эта связь выражается в том, что материалистическое мировоззрение отбрасывает религиозно-идеалистические измышления о сверхъестественных, божественных, духовных силах, творящих материальный мир, опирается на результаты научных исследований. Обобщая и перерабатывая накопленные практикой и конкретными науками знания, материалистическая философия способствует более глубокому пониманию мира в целом и всœестороннему исследованию его составных частей - неживой природы, растительного и животного мира, человеческого общества, особенностей сознания, его возникновения и развития. Не случайно в связи с этим большинство крупнейших естествоиспытателœей стояло и стоит на позициях материализма, объясняет развитие природы, исходя из нее самой.

С другой стороны, связь материалистической философии с развитием конкретных наук выражается в том, что правильность положений материализма доказывается не с помощью нескольких фокуснических фраз, а путем долгого и медленного развития философии и естествознания ****. Развитие естествознания накладывает отпечаток и на изменение форм материализма *****. Не случайно в связи с этим в XVII - XVIII вв., когда из всœех естественных наук наивысшего развития достигла механика, материализм был преимущественно механистическим, а в серединœе XIX в., когда происходят великие открытия в области физики, химии, биологии, возникает диалектический материализм.

**** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 43.

***** См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 286.

Материалистическая философия развивалась, как правило, представителями передовых классов и социальных групп и являлась идеологией восходящих, прогрессивных слоев общества, заинтересованных в изменении общественных отношений, в развитии производительных сил и пропаганде научного мировоззрения. Так, материализм XVI I - XVIII вв. был идеологией буржуазии, в России XIX в. - идеологией крестьянской демократии. Диалектический материализм является идеологией революционного рабочего класса, коммунистических и рабочих партий.

В противоположность материализму идеализм связан не с наукой, а с религией, выражает, как правило, идеологию не прогрессивных, а реакционных классов и социальных групп. Подобно религии идеализм имеет социальные и гносœеологические корни, без выяснения которых невозможно понять ни возникновения идеалистических теорий, ни их сущности.

Идеалистическое представление о мире зародилось на ранних ступенях развития общества. Основной причиной его появления было слабое развитие производительных сил и знаний людей. Низкий уровень экономического развития не давал людям уверенности в том, добудут ли они себе пищу или нет. Люди еще не в состоянии были объяснить причин болезней, стихийных бедствий. Бессилие людей в борьбе с природой н страх перед ее стихийными силами порождали в их сознании ложные представления о сверхъестественных силах - богах, демонах, чертях и т. д., от воли и желания которых зависит якобы человеческая судьба, появление и исчезновение животных, движение солнца и луны, гром и молния и т. д. Незнание причин сновидений, рождения и смерти вызывало у них представление о душе, как особой силе, властвующей над телом. Эти различные ложные представления о природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах и т. д., писал Ф. Энгельс, имеют по большей части лишь отрицательно-экономическую основу; низкое экономическое развитие предысторического периода имело в качестве своего дополнения, а порой даже в качестве своего условия и даже в качестве причины ложные представления о природе.

С возникновением классов происходит отделœение умственного труда от физического. Выделяются специальные группы людей из представителœей господствующего класса, которые занимаются только умственным трудом и считают данный труд привилегированным по отношению к физическому труду. Все это явилось социальной основой дальнейшего развития идеалистического мировоззрения. Сознание начинает рассматриваться как самостоятельная сила, возвышающаяся над материей и определяющая ее существование.

Создаются и развиваются различные объективно- и субъективно-идеалистические системы и системки.

В классовом обществе религиозно-идеалистические представления становятся мощным идеологическим оружием в руках господствующих классов для угнетения народных масс.

Кроме социальных корней, идеализм имеет еще гносœеологические корни. Процесс познания является сложным и диалектически противоречивым. "...Философский идеализм, - подчеркивал В. И. Ленин, - есть одностороннее, преувеличенное, uberschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный" *.

* В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

Познание начинается с восприятия предметов и явлений органами чувств. Значение чувственного познания огромно. Кто ничего не ощущает, тот ничего не может знать об окружающем мире. Субъективные идеалисты извращают эту сторону процесса познания.

Οʜᴎ отрывают ощущения от объективного источника - предметов и явлений, рассматривают их не как результат взаимодействия предметов и явлений с органами чувств человека, а лишь как результат творческой деятельности субъекта͵ объявляют ощущения элементами, основой мира вещей.

В процессе познания люди связывают единичные предметы, вещи, явления, устанавливают между ними общие черты, свойства и выражают это в понятиях. Эти понятия, созданные в процессе абстрагирования от конкретных, чувственно воспринимаемых предметов, идеалисты отрывают от материальной основы, объявляют их либо результатом творческой деятельности человеческого сознания, не связанного якобы с миром вещей (субъективный идеализм), либо результатом мирового разума, чистой мысли (объективный идеализм) .

Развитие научного познания немыслимо без образования общих понятий, но оно таит в себе возможность отлета мысли от действительности. В случае если за общими понятиями, суждениями и умозаключениями люди не видят реальной действительности, черт, связей и отношений, отражающихся в этих формах логического познания, то они скатываются на позиции идеализма.

Возможность появления идеализма в процессе познания превращается в действительность лишь в классовом обществе, ибо здесь идеализм и поповщину "закрепляет классовый интерес господствующих классов" **.

**. Там же, стр. 322.

Идеалистическую философию в большинстве случаев защищали и развивали идеологи реакционных классов, партий и групп, тормозившие ход истории, не заинтересованные в научной пропаганде и коренном изменении общественных отношений. В наши дни идеализм является господствующей идеологией империалистической буржуазии и всœех ее прислужников.

Идеализм тесно связан с религией. Основы идеализма, указывал В. И. Ленин, по существу тождественны основам религии. Утверждая, что в основе мира лежит дух, идея, воля, сознание, идеализм по существу дает теоретическое обоснование религиозных догматов о сотворении мира сверхъестественным духовным существом *.

* См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 6, 14, 19 - 25, 72 - 73, 75 - 77, 86, 179, 222, 229 - 230, 238 - 243 и др.

Идеализм является утонченной формой поповщины, а религия грубой формой идеализма **. "Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - верят в наития, в откровения, в спасителœей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или zce просвещенную, философскую..." ***.

** См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 536.

Одной из характерных черт современной буржуазной философии является тенденция слияния философии с теологией.

Следует, однако, иметь в виду и различия между идеалистической философией и религией. Философия, в том числе и идеалистическая, стремится доказать, обосновать свои положения и обращается к разуму. Религия же оперирует положениями, рассчитанными на веру, слепое восприятие. Далее. Часть идеалистов играла немалую роль в разработке проблем диалектики, форм мышления.

Религия же, как говорил К. Маркс, была и остается опиумом народа, хотя многие ее представители, особенно в наши дни, стремятся приспосабливаться к прогрессу науки.

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.

Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Формирование.

Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует к др. людям и природе, и т.д.

Роль.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением.

Эти действия и эти цели – как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Типы мировоззрения:

1. Мифология

2. Искусство

3. Религия

4. Философия

Миф – колыбель мировоззрения. Мифологическое мышление осуществляется не в понятиях, а в комплексах. Мифологическое мышление не выделяет человека из мира. Основная особенность мифа в том, что он объясняет «все», для него нет непознанного и неизвестного.

С помощью сказаний, преданий пытались объяснить глобальные вопросы: устройство мироздания, устройство природы, стадии жизни людей, тайны рождения и смерти, и т.п.

В первобытной общине: миф – это не история, которую рассказывают, а реальность которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива.

Задача мифа: не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение; миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенных типов верований и поведения стабилизаторы общественной жизни.

Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры.

В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Миф обычно соединяет в себе 2 аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Т.о., с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Главное значение мифа – устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом => обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На основе мифа постепенно формируются религиозный и художественный типы мировоззрения.

В отличие от мифа, религия и искусство определяют слова, действия и мысль. И искусство, и религия выделяют общее и комплексное.

Религиозное мировоззрение основано на различии мира и представлениях о мире: таких, какие предлагает та или иная религия. Религиозное мировоззрение основано на вере. Оно не оставляет выбора, не предполагает индивидуальных интерпретаций, только чувственная интерпретация.

Также как и миф, апеллирует к фантазии и чувствам, но религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на 2 противоположных полюса.

Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.

Как и любая человеческая культура религия не оставалась неизменной; развивалась, приобретала разные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи.

Но все религии объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что эти ценности и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Специфика религии заключается в том, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхествесвенным

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретаю характер вероучения. Становятся основой формальной религии и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости, и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие священным сверхестественным

Основная функция: помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, переходящие, относительные аспекты его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Искусство – оставляет свободу выбора мировоззрения. Оно не заставляет верить. Художественное мировоззрение основано на условности. Через условные формы искусство предлагает истинные чувства и мысли.

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни читать, ни писать.

Философское знание постоянно развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Но при этом сохраняется преемственность познанного

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Специфика философии – органическое соединение в философии 2-х начал – научно-теоретического и практически-духовного =>; совершенно уникальная форма сознания.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и месте человека в нем.

Функции философии

Можно выделить различные функции философии. Назовем основные

Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее заботе о благе людей.

Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.

Прогностическая функция философии заключается в выдвижении гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

Аксиологическая функция или ценностная. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Основной вопрос философии, две его стороны. Понятие материализм и идеализм, идеальное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.

Основной вопрос философии:

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения : направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек)