Литературно-исторические заметки юного техника. Скончался историк дмитрий иванович иловайский Иловайский д и годы жизни


Раненбург Рязанской губернии, ныне город Чаплыгин Липецкой области - 15.2.1920, по другим данным, 20.11.1920, Москва], российский историк, публицист, действительный статский советник (1883; чин пожалован указом императора Александра III по случаю 25-летия научной деятельности Иловайского). Из мещан.

В 1883 году возведён в потомственное дворянство. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854).

Учитель истории в Рязанской (1854- 1858) и 3-й московской (1858-60) гимназиях. Одновременно занимался научной работой: защищённая им в 1858 магистерская диссертация была посвящена истории Рязанского княжества (докторская, защищённая Иловайским в 1870, - Гродненскому сейму 1793 - последнему сейму Речи Посполитой). Адъюнкт кафедры всеобщей истории юридического факультета Московского университета (1860-62). В научных работах Иловайского широко использовал данные археологии и фольклора, при оценке исторических деятелей применял моральные критерии современной им эпохи. Иловайский отвергал норманнскую теорию происхождения русской государственности, считал роксолан предками восточных славян («Разыскания о начале Руси», 1876; версия Иловайского не получила поддержки со стороны других учёных). Обобщающий труд Иловайского «История России» (тома 1-5, 1876-1905; 2-е издание, тома 1-2, 1896-1906) отличали образность повествования, стремление учесть воздействие «национального характера» на «государственный быт» России; при этом Иловайский отказался от поиска других исторических закономерностей, что вызвало критику со стороны некоторых учёных.

Широкую известность Иловайский получил (его фамилия стала нарицательной, синонимом «историка» в массовом сознании) как автор наиболее распространённых в 1860-1900-х годах учебников по русской и всеобщей истории для всех типов средней школы: «Краткие очерки русской истории» (36-е издание, 1912), «Руководство ко всеобщей истории» (30-е издание, 1916), «Руководство к русской истории. Средний курс» (44-е издание, 1916). Их популярность обеспечивали богатство фактического материала, яркость и эмоциональность повествования.

В 1897-1916 Иловайский - редактор-издатель крайне правой литературно-политической газеты «Кремль» (с 1908 - «Кремль Иловайского»). Отстаивал монархические идеалы, «строго национальные» приоритеты. После Революции 1905-07 позиция Иловайского оттолкнула от него представителей образованного общества, ориентированных на конституционные реформы и европейские идеалы социального прогресса, что в свою очередь способствовало утрате популярности его учебников. В конце 20 - начале 21 века возродился интерес к трудам и учебникам Иловайского, они неоднократно переиздавались.

Действительный член многих научных обществ, в том числе Московского археологического (1864), любителей русской словесности (1865), истории и древностей российских (1875). Член Комитета по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете.

Лит.: Языков Д. Д. Учено-литературная деятельность Д. И. Иловайского // Исторический вестник. 1884. №1; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Бабич И. В. Д. И. Иловайский // Историки России. М., 2001; Чекурин Л. В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.

Биография

Родился в семье мещанина, управляющего имением графини Пален. Окончил казённое раненбургское уездное училище и рязанскую мужскую гимназию (1845-1850). Окончил историко-филологический факультет Московского университета , где учился в 1850-1854 годах . После окончания учёбы желал поступить на военную службу, от чего вынужден был отказался из-за подозрения на туберкулез . Как казённокоштный студент имел обязательство отработать не менее шести лет в учреждениях Министерства народного просвещения, вернулся в Рязань, где преподавал в родной гимназии, возглавил литературный отдел губернской газеты по предложению тогдашнего вице-губернатора М. Е. Салтыкова-Щедрина .

В январе 1858 года Д. И. Иловайский представил в совет Московского университета магистерскую диссертацию «История Рязанского княжества» и поскольку автор «показал прекрасный пример собратьям своим, учителям истории в гимназиях губернских городов », 3 июня 1858 года совет университета принял решение опубликовать эту работу за казенный счет «в уважение особенных достоинств… и недостаточности средств автора ». С 16 июня 1858 года он благодаря графу А. С. Уварову получил должность старшего учителя 3-й московской гимназии на Лубянке. В Москве сблизился с собиравшейся вокруг К. Н. Бестужева-Рюмина группой молодых учёных. Диссертацию защитил 16 июня 1858 года (председательствовал на защите и выступил официальным оппонентом С. М. Соловьёв , вторым оппонентом выступил С. В. Ешевский , выступали с критикой О. М. Бодянский и С. М. Шпилевский, присутствовали также А. С. Уваров и ректор А. А. Альфонский ) . В 1860 году избран адъюнктом по кафедре всеобщей истории для преподавания на юридическом факультете, но уже вскоре, 6 мая 1861 года в Петербурге был подписан приказ о его командировке за границу для подготовки к профессорскому званию. Практически сразу по возвращении в Россию 10 марта 1862 года он подал прошение об отставке, мотивировав своё решение невозможностью совмещать педагогическую деятельность с занятиями русской историей ), занялся научной и публицистической деятельностью .

По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий , учились несколько поколений российских гимназистов. Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода . Современные исследователи указывают, что он являлся тогда «едва ли не самым состоятельным отечественным историком»; подчёркивают, что «материальную самостоятельность, отсутствие связи с академической средой необходимо принимать во внимание при анализе научной концепции учёного»; указывают, что «политическое миросозерцание Д. И. Иловайского оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории» . 12 декабря 1870 года совет Московского университета утвердил Д.И. Иловайского в степени доктора русской истории.

Среди книг, на которых сохранились пометы Сталина , есть и «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Книга эта интересна не только многочисленными пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..»

После сложнейших и глубоких исследований относящихся к вопросу о происхождении Руси , выступил решительным противником Норманской теории .

Антинорманизм

Д. И. Иловайский был виднейшим антинорманистом XIX века . Летописный рассказ о признании варягов считался им полностью легендарным, и на основании этого отвергалась всё связанное с Рюриком. Д. И. Иловайский являлся сторонником южного происхождения руси.

«Почти четыре первые въка нашей исторіи Кіевъ съ его областью служилъ средоточіемъ политической жизни Русскаго народа. Эта область собственно и называлась Русскою землею; ибо населявшее ее Полянское племя считалось Русью по преимуществу. Кіевская или Полянская область занимала выгодное положеніе въ торговом и политическомъ отношеніи. Она лежала въ странъ довольно плодородной, обильной текучими водами и лъсовъ. Многоводный Днъпръ представлялъ Русскому племени широкую дорогу на съверъ и на югъ; а судоходные притоки его, Припить и Десна, открывали удобные пути на востокъ и на западъ какъ для торговыхъ сношеній, такъ и для военныхъ потребностей. Ни естественные, ни политическіе предълы Кіевкой земли никогда не были строго опредълены. Если взять ихъ въ обширномъ объемъ, то на съверъ эти предълы терялись въ болотахъ и пущахъ Припитскаго Полъсья, а на югъ въ степныхъ пространствахъ, почти достигавшихъ до порожистой части Днъпра; на западъ они приблизительно простирались до ръкъ Горыни и Случ, и такимъ образомъ захватывали часть собственно Волынской земли. Только на востокъ Днъпр служилъ опредъленною естественною гранью Кіевской области, если не считать небольшую лъвобережную полосу, принадлежавшую Кіевскимъ князьямъ, и обширную Переяславскую область…» (Исторія Россіи. Соч. Д. Иловайскаго. Ч. 2. Владимірскій періодъ. Москва. 1880 г. - С. 1).

Также Д.И. Иловайский отстаивал большую роль славян в Великом Переселении Народов и важную роль славян в союзе гунов.

1. Известие русской летописи (то есть рассказ о призвании варягов)

Д. И. Иловайский считал полностью легендарным. По его мнению совершенно невозможно представить чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу. Если же произошло завоевание, то это должно было сопровождаться перемещением больших масс людей и множеством событий которые должны были оставить след во множестве источников (в частности, иностранных), но этого не произошло. Кроме того малонаселенная и неразвитая тогда Скандинавия не могла бы предоставить необходимого количества сил для такого предприятия. Во всех последующих событиях Русь выступает как достаточно организованное и имеющее опыт государство, что невозможно если представить, что завоевание произошло недавно.

2. Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным.

Старания норманистов объяснять русские названия исключительно скандинавскими языками сопровождаются всевозможными натяжками. Мы думаем, что с меньшими натяжками можно объяснять их языками славянскими, но и то собственно некоторые из них, потому что другие, вследствие утраты слова из народного употребления, или потери своего смысла, или по крайнему искажению, пока не поддаются объяснениям (Есупи, Айфар и Леанти). .

3. Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря.

остаются пока никем не опровергнутые мои доводы о том, что имена наших первых исторически известных князей, то есть Олега и Игоря, несомненно туземные. Это имена почти исключительно русские.

И наоборот, наиболее употребительные исторические имена скандинавских князей, каковы Гаральд, Эймунд, Олаф и т. п., совсем не встречаются у наших князей.

Что же касается до имен дружинников, приведенных в договорах Олега и Игоря, то это отрывки из Русской ономастики языческого периода; часть их встречается потом рядом с христианскими именами в XI, XII и даже XIII веках в разных сторонах России, и только несовершенство филологических приемов может объяснять их исключительно скандинавским племенем.
.

4. Известия византийских писателей о Варягах и Руси.

Из анализа источников Иловайский вывел, что Русь, по мнению византийцев, туземный народ, а не пришлый. Имя же варягов возникает у них значительно позже времён «призвания»

5. Финское название Шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.

надобно прежде объяснить самое слово Руотси. Это слово нисколько не указывает на тождество Шведов с нашею Русью. Филологически никем не доказано, чтобы слова Руотси и Рось были тождество, а не созвучие. Что касается до предполагаемой связи шведской провинции Рослагена или Родслагена и общества Rodhsin (гребцов) с нашею Русью, от нее добросовестно отказа.лись уже сами представители норманистов (после монографии г. Гедеонова)..

6. Известие Бертинских летописей о трех русских послах и известие Лиутпранда о Руссах-Норманнах.

известие Бертинских летописей, служившее сильною опорой норманистам, по нашему мнению, обращается в одно из многих доказательств против их теории. Что можно извлечь из них положительного, так это существование русского княжества в России в первой половине IX века, то есть до так называемого призвания Варягов. А русское посольство к императору Феофилу указывает на ранние сношения Руси с Византией и, следовательно, подтверждает упомянутые нами намеки на эти сношения в беседах Фотия.

Во-первых, если б они были Шведы, то почему стали бы называть себя Руссами, а не Шведами. Во-вторых, самый текст летописей не говорит ясно и положительно о шведском происхождении..

7. Известия арабских писателей.

Итак, перебирая все известия Арабов, окажется, что в них нет ни одной черты, которую можно бы отнести по преимуществу к Скандинавам. Но вот что можно вывести из них как положительный факт: уже во второй половине IX и в первой X века Арабы знали Русь как многочисленный, сильный народ, имевший соседями Булгар, Хазар и Печенегов, торговавший на Волге и в Византии. Нигде нет и малейшего намека на то, чтобы Русь они считали не туземным, а пришлым народом..

8. Скандинавские саги.

Замечательно, что скандинавские саги, столь много рассказывающие о народах Норманнов, совершенно молчат об их плавании по Днепру и его порогам.

В русских летописях и в скандинавских сагах нашлось несколько сходных преданий. Например, о смерти Олега от своего коня, о взятии Коростена Ольгой при помощи воробьев и голубей, и пр. И вот еще доказательство скандинавского происхождения! Интересно при этом незамеченное норманистами обстоятельство, что русские саги по-видимому древнее исландских!

Сходные мифические мотивы можно встречать и постоянно встречаются не только у родственных народов, но также у народов весьма отдаленных друг от друга. Между тем у нас есть целые ученые трактаты, толкующие о заимствовании русскими песен, сказок и пр. то с востока, то с запада. Остается только предположить, что и весь Русский народ откуда-нибудь заимствован!.

9. Позднейшие связи русских князей с Скандинавами.

Одним словом, мы видим иногда довольно деятельные сношения. Но что же из этого? Следует ли отсюда, будто Руссы пришли из Скандинавии? Нисколько. Подобные связи и сношения мы находим и с другими народами, как то: с Греками, Поляками, Немцами, Половцами и т. д.

Примечания

Литература

Список произведений

Книги

  • История Рязанского княжества . - М .: Унив. тип., 1858. - VI, 331 с.
  • Гродненский сейм 1793 года: Последний сейм Речи Посполитой . - М .: Унив. тип. Катков и Ко, 1870. - XXVI, 274 с.
  • Разыскания о начале Руси: вместо введения в русскую историю . - 1-е изд. - М .: Тип. Грачева и Ко, 1876. - VIII, 466 с.
  • Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского . - М .: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1880. - 65 с.
  • Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857-1887 гг. . - М .: Типография М. Г. Волчанинова, 1888. - 416 с.
  • История России: В 5 томах.
    • Часть первая. Киевский период . - 1-е изд. - М .: Типография Грачева и К, 1876. - Т. 1. - VIII, 333 с.
    • Часть вторая. Владимирский период . - 1-е изд. - М .: Типография Н. Лебедева, 1880. - Т. 1. - 578 с.
    • Московско-Литовский период, или Собиратели Руси . - 2-е изд. - М .: Типо-лит. Высоч. утв. Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. - Т. 2. Века XIV и XV. - 528, 75 с.
    • Московско-царский период. Первая половина, или XVI век . - 1-е изд. - М .: Типография М. Г. Волчанинова, 1890. - Т. 3. Век XVI-й. - VIII, 717 с.
    • Часть первая. Смутное время Московского государства. Часть вторая. Эпоха Михаила Феодоровича Романова . - 1-е изд. - М ., 1894-1899. - Т. 4.
    • Окончание Московско-царского периода . - 1-е изд. - М .: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1905. - Т. 5. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. - VIII, 663 с.

Статьи

  • Иван Грозный и Стефан Баторий в борьбе за Ливонию // Исторический вестник, 1889. - Т, 35. - № 2. - С. 334-347. , * № 3. - С. 577-606.
  • Из дипломатической корреспонденции XVIII века // Русский архив, 1868. – Изд. 2-е. – М., 1869. – Стб. 822-830.
  • Образцы политической сатиры в Польше в эпоху падения // Русский архив, 1869. – Вып. 3. – Стб. 583-588.
  • Первый Лжедмитрий // Исторический вестник, 1891. – Т. 46. - № 12. – С. 636-667.
  • Пересмотр вопроса о гуннах // Русская старина, 1882. - Т. 33. - № 3. - С. 717-736.

Учебники

  • Сокращённое руководство ко всеобщей и русской истории: Курс младшего возраста . - 3-е изд. - М .: Тип. Грачева и Ко, 1869. - VIII, 368 с.
  • Сокращённое руководство ко всеобщей истории: Курс мл. возраста, изложенный по преимуществу в чертах эпизодических и биографических. - 5-е изд. - М ..
  • Руководство ко всеобщей истории: Для мл. возраста. В 2 частях. - 5-е изд. - М .: Тип. В. Грачева и Ко, 1866-1867.
  • Руководство к русской истории: Средний курс. - 40-е изд. - М ., 1901.
  • Новая история: (Сред. курс): В пер. на фр. и нем. яз.: С подроб. подстроч. слов. и прим.: Пособие при занятиях новыми яз. в сред. и ст. кл. сред. учеб. заведений и для самообучения. - 40-е изд. - М .: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1887. - VIII, 371 с.
  • Краткие очерки русской истории: Курс старшего возраста . - 9-е изд. - М .: Тип. Грачева и Ко, 1868. - VI, 396 с.
  • «Средняя история. Курс старшего возраста»

Библиография

  • - статья из Большой советской энциклопедии
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Монографии

  • Чекурин Л. В. Русский историк Д. И. Иловайский. Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002;
  • Чекурин Л. В. Без гнева и пристрастия: личность и судьба русского историка Д. И. Иловайского. Рязань, 2009.

Статьи

  • Историографическое наследие провинции. [Вып. 1]. Материалы IV научно-практической конференции, посвященной памяти Д. И. Иловайского и М. К. Любавского. Рязань, 21 февраля 2007 г. / Отв. редактор к.и.н. И. Г. Кусова . Рязань, 2009. 272 с. (Из содержания: Чекурин Л. В. Д. И. Иловайский: исследования по русской культуре, с. 3 - 22);
  • Историографическое наследие провинции. Вып. 2. Материалы V научно-практической конференции, посвященной памяти Д. И. Иловайского и М. К. Любавского. Рязань, 18 февраля 2009 г. / Отв. редакторы к.и.н. В. А. Толстов , к.и.н. И. Г. Кусова . Рязань, 2011. 240 с. (Из содержания: Чекурин Л. В. Труды Д. И. Иловайского: оценки историков, с. 3 - 37; Толстов В. А. Д. И. Иловайский и Рязанская учёная архивная комиссия (1884 - 1918 гг.), с. 38 - 110; Боярченков В. В. Д. И. Иловайский и этнографическое изучение Западного края в середине 1860 гг., с. 111 - 120; Филатов И. А. Славянский вопрос в публицистике Д. И. Иловайского, с. 121 - 128)

Ссылки

  • Иловайский, Дмитрий Иванович (историк) на «Родоводе» . Дерево предков и потомков
  • Мерцалов А. Какую роль играл Григорий Отрепьев в самозванческой интриге? (По поводу статьи Д.И. Иловайского «Первый Лжедмитрий») // Исторический вестник, 1892. – Т. 47. - № 2. – С. 607-608.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 11 февраля
  • Родившиеся в 1832 году
  • Родившиеся в Раненбурге
  • Родившиеся в Рязанской губернии
  • Умершие 15 февраля
  • Умершие в 1920 году
  • Умершие в Москве
  • Писатели в общественном достоянии
  • Историки Российской империи
  • Специалисты по истории России
  • Выпускники историко-филологического факультета Московского университета
  • Преподаватели Третьей Московской гимназии
  • Гласные Московской городской думы
  • Члены Союза русского народа
  • Члены Русского собрания
  • Члены Московского Английского клуба до 1917 года
  • Почётные граждане Рязани

Wikimedia Foundation . 2010 .

Дмитрий Иловайский начинал либералом, а закончил черносотенцем-антисемитом

Дмитрий Иванович Иловайский, известный русский историк, публицист, педагог, а также активный участник монархического движения, родился в маленьком городке Рязанской губернии Раненбурге 11 февраля 1832 года в семье мещанина, служившего управляющим имением графини Пален. Окончив трехклассное раненбургское уездное училище, Дмитрий в 1843 году поступил в Первую городскую гимназию. Из-за недостатка в средствах Иловайский уже с 4-го класса гимназии начал зарабатывать на жизнь репетиторством.

За проявленные в гимназии успехи педагогический совет рекомендовал юноше продолжить обучение в Московском университете, на историко-филологический факультет которого Дмитрий Иловайский вскоре и поступил.

В университете Иловайский также проявил себя как один из лучших студентов. Здесь он оказался однокашником Петра Ивановича Бартенева (1829-1912), основателя, издателя и редактора исторического журнала "Русский архив", в будущем так же, как и Иловайский, ставшего членом черносотенного Союза русских людей (оба они закончили одну и ту же раненбургскую гимназию и всю жизнь поддерживали приятельские отношения).

Когда в 1853 году разразилась Восточная (Крымская) война, втянувшая Российскую империю в неравную схватку с коалицией, состоящей из Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства, Дмитрий Иловайский решается уйти с выпускного курса университета, чтобы поступить в действующую армию добровольцем. Бог весть, как сложилась бы судьба Иловайского, уйди он рядовым солдатом на войну, но этому решительному намерению не суждено было сбыться. Врачи обнаружили у студента Иловайского туберкулез, и молодому человеку ничего не оставалось, как отказаться от своей благородной затеи. Впрочем, в следующую войну с Турцией (1877-1878 годов) уже известным историком Иловайский все-таки побывает на фронте, и будет находиться в самом центре событий - под Плевной, - стремясь разобраться в причинах неудач русской армии.

Окончив университет в 1854 году, несмотря на непреодолимую тягу заниматься наукой, как казеннокоштный студент (то есть учившийся за государственный счет) Иловайский должен был шесть лет отработать полученное образование по назначению учебного округа. Получив назначение "старшим учителем по предмету истории" в свою родную гимназию в Раненбурге, он проработал в ней около четырех лет, параллельно изучая историю края и работая над магистерской диссертацией.

В каникулы Иловайский странствовал по Рязанскому краю, стараясь "доказать себе, что путешествие пешком по внутренней России может быть так же приятно, как по Германии", а берега Оки "для нас должны быть так же интересны, как для немцев берега Рейна". Как пишет современный биограф Иловайского, "мальчишки потешались над его диковинной фигурой с ягдташем, наполненным географическими картами, брошюрами, чаем, сахаром, перекинутым через плечо ружьем, плащом, "скатанным на манер военных", и с зонтиком в руках; крестьянки издалека принимали его за ратника, возвращающегося из Крыма". Однако Дмитрий Иванович не смущался и как внимательно изучал остатки городищ и курганов, так и записывал рассказы старожилов, отмечая особенности выговора, костюма, черт лиц и т.д. Свои путевые очерки позже он опубликовал на страницах "Московских ведомостей".

В Рязани Иловайский познакомился с писателем Михаилом Салтыковым-Щедриным и вошел в кружок местных либералов, обсуждавших грядущие реформы по освобождению крестьян. Однако со временем он разочаровался в либерализме и перешел на славянофильские позиции.

Вскоре трудолюбивого учителя заметили в Московском учебном округе и благодаря ходатайству графа Алексея Уварова перевели в 3-ю московскую гимназию. В 1858 году Иловайский защитил магистерскую диссертацию по теме "История Рязанского княжества", за которую был удостоен Уваровской премии Академии наук. Получив степень магистра, Дмитрий Иванович некоторое время в качестве адъюнкта преподавал на юридическом факультете Императорского Московского университета по кафедре всеобщей истории, но уже в 1862 году навсегда оставил преподавание, всецело посвятив себя исторической науке, публицистике и изданию гимназических учебников.

Через восемь лет, в 1870 году, Иловайский с успехом защитил докторскую диссертацию - "Гродненский сейм 1793 г.: Последний сейм Речи Посполитой". С этого времени начинается неуклонный взлет его научной карьеры. Иловайский становится членом целого ряда научных обществ. Большой успех приносит ему изданная пятитомная "История России" (охватывавшая период с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича), над которой историк работал более 30 лет. Значительный вклад, несмотря на ряд спорных моментов, Иловайский вносит в изучение славянства.


«Разыскания о начале Руси» - фундаментальный труд по древней истории славян

Но настоящую славу Дмитрию Ивановичу принесли составленные им гимназические учебники, по которым несколько десятилетий подряд училась вся Россия. Его учебники по русской и всеобщей истории неуклонно переиздавались из года в год, достигнув по количеству выдержанных переизданий рекордных отметок. Так, до 1917 года его пособие по русской истории для среднего возраста переиздавали 44 раза, для старшего - 36 раз, по всеобщей истории для среднего возраста - 35 раз и для старшего - 30 раз! Такой успех учебников привел к полной материальной независимости историка, что было не характерно для человека из ученой среды.

Заслуги Иловайского были отмечены не только научным миром, но и государем императором. К 25-летию ученой деятельности он был произведен в действительные статские советники (чин равный генеральскому и дававший потомственное дворянство), что было особой монаршей милостью, поскольку историк Иловайский практически не находился на государственной службе (последним его чином стал чин тайного советника).

По своим политическим взглядам в зрелые годы Дмитрий Иванович становится сторонником твердой самодержавной власти, опирающейся на Православие и единение сословий. Сам себя он относил к приверженцам "здорового консерватизма" (или "патриотичного консерватизма", как он выразился в одной из своих статей), имея в виду верность основам русского государственного быта при признании необходимых новшеств русской жизни. "Патриотичный консерватизм… состоит в том, - писал Иловайский, - чтобы вводить те улучшения и усовершенствования, которые, не изменяя основного русского строя, помогли бы Русскому народу подняться на одинаковую культурную высоту с передовыми европейскими нациями; чем в корне были бы подорваны главные аргументы противников этого строя, а сам он был бы обезопасен от будущих потрясений…". Иловайский также заявлял себя сторонником "великодержавного национализма" и противником привлечения иностранного капитала в русскую экономику.

Не в силах находиться в стороне от борьбы, происходившей в конце XIX - начале XX века между сторонниками различных политических направлений, Иловайский проявляет себя еще и как публицист. Со статьями охранительного содержания он печатается в таких известных консервативных изданиях, как "Русский архив", "Русский вестник", "Русское обозрение", "Московские ведомости", "Новое Время". Однако ни одно из перечисленных изданий полностью не удовлетворяло Иловайского, и с 1897 года на доходы от своих учебников он взялся за издание собственной православно-патриотической газеты "Кремль" (с конца 1907 года - "Кремль Иловайского"), состоящей преимущественно из его собственных публикаций (он же был редактором и распространителем, то есть, по сути, единственным сотрудником газеты вплоть до последнего года ее существования - 1916-го). Хотя газета анонсировалась как ежедневная, выходила она весьма нерегулярно. Так, в 1897 году вышло всего 5 номеров, в 1898 году издание "Кремля" вообще прекратилось, в 1899 году вышло всего лишь два номера, та же ситуация повторилась и в 1900 году. Поэтому Дмитрий Иванович вскоре убрал из заголовка газеты слово "ежедневная", заменив его более подходящим к изданию словосочетанием "политическая и литературная газета".

Политическое кредо Иловайского было отчетливо заявлено в одном из первых номеров "Кремля". "Русский самодержавный строй создан и выработан русским народом, проведен им сквозь ряд веков и великих событий до самого настоящего времени, - писал Иловайский в 1897 году. - Этот строй незыблемо покоится на том обаянии царской идеи, которым проникнуты многие миллионы русских людей, на той трогательной вере, которую русский народ питает в своего царя, как высшее идеальное выражение своей народности. В минуты тяжелых испытаний в нем одном он привык видеть свое спасение и свои надежды на лучшие времена. Следовательно, путеводною идеею для русских интеллигентных консерваторов должно быть благо собственного народа или, как мы обыкновенно выражаемся, национальные русские интересы. Все, что идет на пользу коренному русскому народу, то и укрепляет его самодержавный строй; наоборот, где, при столкновении русских интересов с инородческими и иностранными, отдается предпочтение последним, там происходит подрыв или расшатывание этого строя. Борьба консерваторов с радикалами должна происходить именно на этой почве, то есть на почве национальных интересов, и ни на какой другой".


Еще одна работа историка

Неудивительно, что начавшаяся в 1905 году революционная смута была воспринята Иловайским с негодованием. Не преминул историк отметить и непропорциональную еврейскую составляющую революции, ставшей, по его мнению, движущей силой смуты. "Пора бы русскому обществу очнуться от угара, который наслали на него органы жидовской печати, вот уже года три нагло уверяющие, что в России происходит якобы освободительное движение в смысле гражданской свободы, - писал он в октября 1907 года в статье с характерным названием "Поработительное еврейское движение". - Движение это у нас сопровождается полным упадком нравственности, бесконечными убийствами из-за угла, грабежами, бессмысленными рабочими забастовками.., от которых страдают сами же рабочие. …Главная причина таких результатов заключается в том, что означенное движение не русское, не национальное, что им овладело и руководит жидовство, с помощью захваченной в его руки печати, которое все русское национальное преследует и топчет в грязь».

И, тем не менее, будучи сторонником представительных учреждений, Иловайский первоначально приветствовал Манифест, изданный 17 октября 1905 года под давлением Сергея Витте императором Николаем II. Манифест, провозглашавший гражданские свободы и создание народного представительства - законодательной Государственной Думы, - должен был, по мнению Витте, положить конец революции, однако результат оказался прямо противоположным. Все антигосударственные силы восприняли Манифест не как проявление царской милости, а как правительственную слабость и сделали соответствующие выводы - продолжать борьбу с Самодержавием до полной над ним победы.

Поэтому неудивительно, что Иловайский вскоре разочаровался в Манифесте и дарованных народу свободах, окончательно перейдя в лагерь крайне правых (до этого он любил повторять, что является "умеренным консерватором или умеренным либералом, что почти одно и то же"). Иловайский становится действительным членом целого ряда черносотенных организаций: петербургского Русского собрания, московского Русского монархического собрания, Союза русских людей. Несмотря на то, что в силу уже преклонного возраста Дмитрий Иванович не мог принимать активного участия в политической борьбе за священные для него идеалы - православие, самодержавие и русскую народность, - авторитет его среди монархистов был весьма высок.


Иловайский в конце жизни

Все обилие возникающих как грибы политических партий Иловайский делил лишь на два лагеря, справедливо полагая, что, по сути, существует только два направления: "национальное и антинациональное, русское и противорусское". "Все монархические союзы "Русского народа" и "Русских людей" с их отделами представляют более или менее направление национальное, - отмечал историк в одной из своих речей, - все остальные - направление антинациональное".

Когда в ноябре 1908 года Дмитрий Иванович Иловайский отмечал 50-летний юбилей своей научной деятельности, кроме известных ученых, коллективов научных обществ и музеев приветственные телеграммы ему направили практически все руководители монархических организаций. Маститого ученого и русского патриота приветствовали Киевский клуб русских националистов в лице своих лидеров - Алексея Сидорова, Анатолия Савенко, Виктора Страхова; московские Русская монархическая партия и Русское монархическое собрание в лице активного участника черносотенного движения в Москве Бориса Назаревского; Одесский Союз русских людей в лице лидера местных черносотенцев Николая Родзевича; фракция правых III Государственной Думы, которую представляли такие видные монархические деятели, как епископ Евлогий (Георгиевский), профессор Иван Созонович, Сергей Воейков, один из лидеров Союза русского народа Николай Марков и Георгий Замысловский; правая группа Государственного Совета, представленная Владимиром Поливановым, членом Совета русского собрания Александром Чемодуровым и будущим председателем Совета министров - Борисом Штюрмером; Русский народный союз имени Михаила Архангела в лице его бессменного лидера Владимира Пуришкевича и Русское собрание, от которого юбиляра поздравил его председатель князь Михаил Шаховской.

Но если правый лагерь выражал русскому ученому свое глубокое уважение, отмечая присущий Иловайскому твердый монархизм, консерватизм и национализм, то эти же его убеждения (а также никогда не скрываемое им юдофобство) привели к крайней непопулярности историка и публициста в либеральных ученых и общественных кругах, вплоть до забвения его значительных заслуг в области русской истории.

Впрочем, говоря об антисемитизме Иловайского, нужно иметь в виду следующее. Как публицист правого направления он считал, что евреи, населяющие Российскую империю, должны быть ассимилированы, дабы утратить свое антихристианское, а следовательно, и антигосударственное, религиозное и культурное своеобразие. При этом он выступал решительным противником самосудов над евреями - погромов.

Дмитрий Иловайский был человеком с удивительно красивой внешностью. Он напоминал не то какого-то сказочного купца-красавца, не то былинного гусляра Садко. Красавицами, по общему мнению современников, были и обе его жены, а также дети. "Красота в этой семье цвела!", - напишет позже об Иловайских известная поэтесса Марина Цветаева, его сводная внучка. До глубокой старости Дмитрий Иванович сохранял прямую осанку, был бодр, удивительно трудоспособен. Видимо, этому способствовал тот образ жизни, который вел ученый-патриот. Иловайский, как сообщал о нем его внук Андрей, весь московский период своей жизни никогда ни на чем не ездил - всегда ходил пешком. Несмотря на добротный просторный хорошо отапливаемый дом, располагавшийся в Пименовском (с 1922 года - Старопименовском) переулке в Москве ("Дом у Старого Пимена", - как называла его Цветаева), Дмитрий Иванович спал на чердаке, "в самый мороз с открытой форткой", - рассказывал Цветаевой его внук, и, несмотря на хороший достаток, "ничего не ел", съедая лишь "за целый день три черносливины и две миски толокна". "А - здоров!!! До сих пор верхом ездит, а как в рог трубит - уши лопаются!» - передавала рассказ Андрея Владимировича, приходившегося ей единокровным братом, Марина Цветаева.

"Это был красавец-старик. Хорошего роста, широкоплечий, в девяносто лет прямей ствола, прямоносый, с косым пробором и кудрями Тургенева и его же прекрасным лбом, из-под которого - ледяные большие проницательные глаза, только на живое глядевшие оловянно", - вспоминала "деда" Цветаева.


Марина Цветаева - внучка Иловайского

Между тем, в личной жизни Дмитрий Иванович был глубоко несчастен. Первая жена Варвара Николаевна и все трое детей от первого брака рано умерли (двое сыновей и дочь Варвара (1858-1890), бывшая замужем за Иваном Владимировичем Цветаевым - отцом поэтессы Марины Цветаевой). Второй брак, заключенный с Александрой Александровной Коврайской (1852-1929), бывшей на тридцать лет его моложе, также принес Иловайскому немало горя. Двое из троих детей, родившихся в этом браке - Надежда и Сергей, - умерли в 1904 году в возрасте 22-х и 20-ти лет. "Первая жена, двое мальчиков, дочь; сын и дочь от второго брака… Это был какой-то мор на молодость. Мор, щадивший только его", - вспоминала Цветаева. Сам же Дмитрий Иванович относился к этой череде смертей по-христиански - "Бог дал, Бог и взял".

Оставшаяся же в живых дочь Ольга (1883-1958), по словам поэтессы, для Иловайского "хуже, чем умерла: бежала к человеку еврейского происхождения в Сибирь, где с ним и обвенчалась". Такого поступка своей дочери, которая ввела в его род еврейство, Дмитрий Иванович так и не простил…

В 1918 году 86-летний старец "за убеждения" и "за германскую ориентацию" был арестован ЧК и около трех недель просидел в заключении. Однако вскоре, стараниями Цветаевой, обратившейся за помощью к своему квартиранту - влиятельному еврею-большевику, был освобожден. Вот как описывает эти события в своем очерке "Дом у Старого Пимена" сама поэтесса: "Поздно вечером сторожу у тогда еще звонившего телефона своего квартиранта Икса. Топ-топ-топ-топ - по лестнице. Открываю. "Генрих Бернардович!" - "Да?" - "Нечего сказать, хороши ваши большевики, - столетних стариков арестовывают!" - "Каких еще стариков?" - "Моего деда Иловайского". - "Иловайский - ваш дед??" - "Да." - "Историк?" - "Ну да, конечно". - "Но я думал, что он давно умер". - "Совершенно нет". - "Но сколько же ему лет?" - "Сто". - "Что?" Я, сбавляя: - "Девяносто восемь, честное слово, он еще помнит Пушкина". - "Пом-нит Пуш-кина?! - И вдруг, заливаясь судорожным истерическим смехом: - Но эт-то же - анекдот… Чтобы я… я… историка Иловайского!! Ведь я же по его учебникам учился, единицы получал…" - "Он не виноват. Но вы понимаете, что это неприлично, что смешно как-то - то же самое, что арестовать какого-нибудь бородинского ветерана". - "Да - (быстро и глубоко задумывается) - эт-то - действительно… Позвольте, я сейчас позвоню… - Из деликатности отхожу и уже на лестнице слышу имя Дзержинского, единственного друга моего Икса. - Товарищ… недоразумение… Иловайского… да, да, тот самый… представьте себе, еще жив…".

На допросах ЧК старик Иловайский вел себя достойно и мужественно. "Необыкновенный старик! Твердокаменный! - передавала Цветаева рассказ одной из сотрудниц ЧК. - Во-первых, как только он сел, одна наша следовательница ему прямо чуть ли не на голову со шкафа - пять томов судебного уложения. И когда я ей: "Ида Григорьевна, вы все-таки поосторожнее, ведь так убить можно!" - он - мне: "Не беспокойтесь, сударыня, смерти я не страшусь, а книг уж и подавно - я их за свою жизнь побольше написал". Начинается допрос. Товарищ N сразу быка за рога: "Каковы ваши политические убеждения?" Подсудимый, в растяжку: "Мои по-ли-ти-че-ски-е у-беж-де-ни-я?". Ну, N думает, старик совсем из ума выжил, надо ему попроще: "Как вы относитесь к Ленину и Троцкому?". Подсудимый молчит, мы уже думаем, опять не понял или, может быть, глухой? И вдруг, с совершенным равнодушием: "К Ле-ни-ну и Троц-ко-му? Не слыхал". Тут уж N из себя вышел: "Как не слыхали? Когда весь мир только и слышит! Да кто вы, наконец, черт вас возьми, монархист, кадет, октябрист?". А тот, наставительно: "А мои труды читали? Был монархист, есть монархист. Вам сколько, милостивый государь, лет? Тридцать первый небось? Ну, а мне девяносто первый (в действительности Иловайскому шел 87-й год. - Авт.). На десятом десятке, сударь мой, не меняются". Тут мы все рассмеялись. Молодец старик! С достоинством!".

Хлопоты Цветаевой, как уже сообщалось выше, увенчались успехом. Иловайского, в конце концов, выпустили. Хорошо зная своего деда, Андрей Цветаев, благодаря сестру за помощь, просил ее лишь об одном - не говорить Дмитрию Ивановичу, что "освободил его из плена еврей Икс": "…Если узнает - обратно запросится!"…

…Работавший до последнего дня, Дмитрий Иванович Иловайский скончался 15 февраля 1920 года в "Доме у Старого Пимена", немного не дожив до 88 лет. Вскоре дом этот "уплотнили" жильцами (позже в нем разместился комсомольский клуб). Супруга Иловайского - Александра Александровна - доживала свои дни, распродавая на рынке и выменивая на хлеб и сахар нажитое мужем имущество. Пережить мужа ей довелось лишь на девять лет - зимой 1929 года она была убита бандой грабителей. "Пришли шайкой. Пришли за миллионами, а нашли всего только шестьдесят четыре рубля с копейками. "Добра" не тронули - тряпки. Бежали на Кавказ, были прослежены, схвачены, судимы, иные - расстреляны", - напишет позже об этих страшных событиях Марина Цветаева…

РЕФЕРАТ на тему:

«ДмитрийИванович Иловайский»

Глава 1. Биография Д. И. Иловайского

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского в развитие историографии

Список литературы

Глава 1. Биография Д.И.Иловайского

Крупныйрусский историк, педагог, публицист, общественный деятель Дмитрий ИвановичИловайский родился 24 февраля (по старому стилю 11 февраля) 1832 г. вг.Раненбурге Рязанской губернии. Отец его, Иван Михайлович, был приписан кмещанам Козловского уезда Тамбовской губернии. Движимого и недвижимогоимущества у семьи не было. Отец то был управляющим имением, то служил в конторепо управлению мельницами, то перебивался случайными заработками.

В Раненбургском уездном училищеотметили способности мальчика и рано проявившуюся склонность к истории.Инспектирующий училище (видимо, это был будущий директор Рязанской гимназии,талантливый педагог Ф.И. Шиллинг), выслушав ответ ученика, удивился: тот зналне только параграфы учебника, но и предисловие. Встретившись с его родителями,он посоветовал отдать мальчика в гимназию. Стоило это очень дорого, но семьярешилась пойти на расходы.

В августе 1843 г. Иловайский взошелпо ступеням самого красивого здания в городе - Первой мужской гимназии (нынездание сельскохозяйственной академии). Там тоже оценили способности ученика, ипедагогический совет рекомендовал его на историко-филологический факультетМосковского университета.

Студентом Иловайский прошел лучшую вРоссии историческую школу. На формирование его взглядов, жизненных установокнаибольшее влияние оказали самые авторитетные историки - С.М. Соловьев, Т.Н.Грановский, яркие историки литературы Ф.И. Буслаев и С.П. Шевырев.

По знаниям и успехам в наукахДмитрий Иловайский был среди первых студентов университета. Крымская война чутьне изменила его судьбу: на выпускном курсе он пытается уйти в действующую армию. Но безжалостный диагноз - начинающийся туберкулез - исключает военную службу. Только в следующую войну1877-1878 гг. он попал на фронт, но не солдатом, а уже известным историком. Былпод Плевной, ходил под пулями по русским укреплениям, видел изнанку войны,слышал крики и стоны солдат в госпитале, встречался с прославленным генераломМ.Д. Скобелевым.

Но это спустя 20 лет. А в ноябре 1854г. Иловайский получил назначение «старшим учителем по предметуистории» в свою родную гимназию. Почти четыре года были наполненынапряженным преподавательским трудом, научными поисками, путешествиями по рязанскимдревностям, публикациями статей в местной и столичных газетах, сдачеймагистерских экзаменов и подготовкой диссертации. В Рязани были начаты первые16 работ, в том числе сразу замеченная научной общественностью «ИсторияРязанского княжества». Этот труд, удостоенный Уваровской премии Академиинаук, ценится и в настоящее время. Рязанская историография обязана Иловайскомуважными публикациями по истории культуры: об открытии в Рязани публичнойбиблиотеки, истории Рязанской гимназии. Он ввел в высокую науку имена рязанскихисториков Т.Воздвиженского, А.Пискарева, археолога Д.Тихомирова, определил фактсуществования погибших рязанских летописей. Иловайский - родоначальникрегиональной историографии и автор первого очерка о рязанской старине. Задача,которую Дмитрий Иванович ставил в первом своем труде - изучать духовную жизньнарода, его предания, песни, поверья, легенды, - актуальна и для современныхисториков.

В Рязани он познакомился с М.Е.Салтыковым-Щедриным и входил в кружок местных либералов, горячо обсуждавшихгрядущие реформы по освобождению крестьян. Трудолюбивого учителя заметили вМосковском учебном округе и перевели в лучшую тогда 3-ю московскую гимназию.
Переехав в Москву, Иловайский не прерывал связи с Рязанщиной, посылал своикниги, которые бережно сохранила научная библиотека Рязанского краеведческогомузея-заповедника. В его трудах отражены два приезда в Рязань: в 1881 и 1895годах. Историк делал главный доклад на праздновании 800-летия Рязани, былпочетным членом Рязанской ученой архивной комиссии. Всю жизнь Иловайскийсотрудничал с однокашником по Рязанской гимназии и Московскому университету,издателем «Русского архива» П.И. Бартеньевым. Именно в Рязанскойгимназии у Дмитрия Ивановича родилась мысль о создании новых книг по истории.Иловайский создал несколько учебников по российской и всеобщей истории, которыевыходили с 1860 до 1916 г. Он осуществил более двухсот изданий своих пособий - случай в педагогической практикеуникальный. Учебники, как и другие труды Иловайского, после длительногоперерыва были переизданы недавно, в 90-е годы XX века. Иловайский преподавалнекоторое время в Московском университете, но в 1862 г. оставил службу ипосвятил всю свою жизнь науке, публицистике и изданию учебников. Более 30 летон работал над многотомником «История России», много сделал дляизучения славянства. Докторская диссертация Дмитрия Ивановича была посвященаГродненскому сейму - последнему сейму Речи Посполитой. Интересны и егобиографические работы о просветителях XVIII в. - замечательной русской женщине,главе двух академий Е.Р. Дашковой и знаменитом издателе Н.И. Новикове.
Отмечая литературные достоинства трудов Д.И. Иловайского, К.Н. Бестужев-Рюминписал, что «после Карамзина никто ближе Иловайского не подходил к томухудожественному началу, к которому должен стремиться историческийписатель».

Д.И.Иловайский умер в 1920 году. Последниегоды жизни он подвергался критике за свои учебники и некоторые теории игипотезы. Но даже самые откровенные его недоброжелатели отмечали живость языка,яркость и образность изложения, передачу истории в лицах, героику и патриотизм.Современные читатели найдут в его книгах много интересного, а в личности самогоисторика немало поучительного.

Глава 2. Исторические взгляды Д.И.Иловайского

Историк Дмитрий Иванович Иловайскийне был склонен к глубоким историческим обобщениям, но писал свои сочинения таклегко и интересно, что нередко увлекался и сам. Прославился Иловайский какавтор десятки раз переиздававшихся учебников по всеобщей и русской истории. Онтакже является автором ряда статей.

Дмитрий Иванович Иловайский довольноподробно изучил произведение «Слово о полку Игореве». Первым выступлениемИловайского в печати на тему «Слова…»был отклик на статью Ф. И. Буслаева «Русскаяпоэзия XI и начала XII в.», в которой «Слово..» рассматривается как поэтическое произведение, сохранившее мифологию игероический эпос русского народа более ранней поры. И., высоко оценивая трудБуслаева, обратился к другой проблеме.Он доказывал, что «Слово…» является произведением, свидетельствующим о наличиив XII в. развитой традиции княжеско-дружинной поэзии, и что автор его былкняжеским певцом из придворной среды. В конце статьи Дмитрий Иванович сравнивает текст «Слова…», где говорится о Бояне, с отрывками из ЖитияФеодосия, игумена Печерского. Мысли,высказанные относительно «Слова…» в1859, развиты были Иловайским в его«Истории России», в разделе, озаглавенном, «Поэзия, придворные певцы». В ЮжнойРуси было традиционным исполнять хвалебные песни князьям в связи с ихподвигами. Так, галичане в 1221 приветствовали своего освободителя МстиславаУдалого, это известие сохранилось в Летописи Длугоша. Придворным певцом былБоян, который прославлял Ярослава и Мстислава Владимировичей, РоманаСвятославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 Митуса назван «словутным певцом».«Высоким поэтическим даром» наделен был неизвестный автор «Слова…». По мнениюИловайского, он был дружинником, книжно-образованным человеком, но умевшимпользоваться народными преданиями: руссский княжеский род - потомок Дажь-Бога, Боян и вообще певецназывается внуком бога Велеса, ветры - внуки Стрибога, Солнце называется Хорсом. Он служилчерниговско-северскому колену князей, в то время как Киевская летопись(Выдубицкий свод) прославляла Мономаховичей. У автора «Слова…», представителяпридворно-княжеской поэзии, народ («черные люди») остается в тени. На странице 557-559 «Истории России» Иловайский даетперечень трудов по «Слову…», вышедших в 1876-79. Здесь жеДмитрий Иванович возражает М. А. Максимовичу, которыйсчитал Митусу церковным певцом,добавляет пример придворно-дружинного эпоса в Ипат. лет. под 1201, гдеговорится о начале княжения Романа Волынского, в ней же под 1251 по поводупобеды Даниила и Василька над ятвягами сказано - «И песнь славну пояху има».

В 1873 И. опубликовал статью, посвящ.толкованию текста «Слова…» «… дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати… итебѣ, тьмутораканьскый блъванъ». И.обращает в этой связи внимание на то, что среди славянских слов с корнем «бал»имеется польское слово «bałwan», которое одновременно означает чурбан иволну. Это слово, как предполагает Иловайский, в древнеславянском языке также имело значение волны иупотреблялось в этом первонач. значении и на Руси (это мнение со ссылкой на О.Сенковского возродит впоследствии А. Мазон. См. Болван). «Тмутараканский болван» вконтексте «Слова…», по мнению Иловайского, можно перевести как «Тмутараканскийпролив». В следующем году Дмитрий Иванович откликнулся на появившуюся статью Н.Ламбина «О Тмутороканской Руси». В своем отзыве он с позиции противниканорманизама выступил с резкой критикой рассуждений Ламбина о Тмутаракани. Племя таврических готов, уцелевшее в южной горнойчасти Крыма, исповедовало христианство; их нравы, как полагает Иловайский,должны были отличаться от языческой Руси. Поэтому «их недружелюбное отношение кРуси слышится еще в XII веке, в Слове о полку Игореве».

В книге «Разыскания о начале Руси»,посвященной. критике норманнской теории происхождения Руси, Иловайский наряду слетописными материалами пользовался «Словом…» как достоверным источником. Так, он отметил,что в «Слове…» нет намека на призваниеваряжских князей, хотя упоминается о веке Трояна, называются имена князей,которых нет в летописях. О Тмутаракани в летописях упоминается вскользь, а в «Слове…»о ней говорится как о части Русской земли, но отрезанной от нее половцами.Автор «Слова о полку Игоревом» знал о готах, проживавших на южном берегу Крыма,поэтому и упоминает о готских девах. И. предполагал, что пределыТмутараканского княжества на севере почти примыкали к Чернигово-Северскойземле, поэтому для автора «Слова…» памятны связи с Тмутараканью. Как возражениенорманистам о западном происхождении Руси Иловайский указал на славянское происхождение многихназваний («карна» - «печаль», «беда», «Боян» -от слова «баять», «вещать», «Дажь-бог» - «бог воды», «Хорс» - «хороший», «были» - «бояре», «каган» - наименование доверенных лици др.). В небольшой статье «Воспоминание о Галиче на Днестре» Иловайскийкомментирует текст «Слова…» о Ярославе Осмомысле: «Высоко сѣдишина своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи своими желѣзнымиплъки». Исторические иархеологические данные свидетельствуют отом, что Галицкий кремль, находясь на высоком холме, господствовал над долинойс рекой, а береговые холмы, являющиеся отрогами Карпат, на которых стоялиполки, «представляются как бы подпирающими сами Карпаты». И. заключает, что этоявляется подтверждением тому, насколько хорошо автор «Слова…» знал современнуюему Русь, особенно южную.

Как я уже говорила, Дмитрий ИвановичИловайский был ярым противником норманнской теории, а также чрезвычайноскептически относился к летописным известиямо ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчастинастроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайскийнаходит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигалТмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (ксередине X века) Д.И.Иловайский отрицал возможность свободного передвижения поней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой,военной и политической жизни страны.

Гораздо слабее попытки Иловайскогоотожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях.Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в «Разысканиях оначале Руси» (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемыхдополнительных полемиках (М., 1886 и 1892).

Обширная «История России»Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком«Петр Великий и царевич Алексей» начал в «Кремле» печатаниесерии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В«Истории», как и в специальных трудах, Иловайский малоостанавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа;он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; егорассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. поройспособствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к«Истории» богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее втексте. О крещении Владимира он рассказывает по летописи, не привлекаяизвестных ему трудов Васильевского и Розена. Дмитрий Иванович, отмечая близостьВладимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимаетэтого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный духвообще слабеет в «Истории». Она занимает, однако, видное место влитературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все частирусского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как исеверо-восточной.

Учебники Иловайского по всеобщей ирусской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но частострадают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками,отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории)тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно икрайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа«Кремль», исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждаетнемецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает противученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики,чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели кнепопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению егозначительных заслуг в области русской истории.

Глава 3. Вклад Д.И.Иловайского висториографию

Вклад Дмитрия Ивановича вотечественную историографию достаточно весом. Несмотря на то, что многие егоучебники по всемирной и отчественной истории носят более художественныйхарактер, нежели научный, по ним изучалапрошлое своего отечества и вообще мира вся образованная Россия в конце19 – начала 20 веков.

Учебники Д.И.Иловайского, занимавшиев 1870-1880-е гг. монопольное положение в средней школе и доминировавшие вплотьдо конца века, отличались четкой монархической и национал-патриотической направленностью.Это вполне соответствовалосодержанию общего среднего образования и задачам систематического курса историитого времени.

Однако к концу XIX века начались“крестовые походы” в Ученом комитете образования и печати на учебникиД.И.Иловайского со стороны В.В.Розанова, А.С.Суворина, П.Г.Виноградова и многихдругих. Против него выдвигалосьобвинение в недостаточном подчеркивании роли социально-экономического факторапри объяснении эволюции государственных институтов, а также перенесение вучебники своих великодержавных воззрений.

В своих работах по истории отечества,Д.И.Иловайский опирался на многие взгляды Н.М.Карамзина (можно даже сказать наего историческую концепцию). ПодобноКарамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития егогосударственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях ивождях.

В заключение необходимо сказать,что работы Д.И.Иловайского привлекалиинтерес не только детей, но и взрослых из-за живости языка и яркости изложения, атакже из-за передачи истории черезличности, творившие ее.

Список литературы:

1.

Бабич И.В. Иловайский ДмитрийИванович (1832-1920) // Историки России. Биографии. М., 2001

2.

БабичИ.В. О Д.И. Иловайском и его учебниках // Иловайский Д.И. Краткие очеркирусской истории. В 2х ч. М., 1992. Ч.1.

3.

Большая Советская Энциклопедия, М., 1956. Том 13-20

4.

Историографияистории России до 1917 года: Учебник для студентов высших учебных заведений: В двух томах. Т. 2 /Под ред. М.Ю. Лачаевой.- М.: Владос, 2003

5.

Л.Чекурин «Русский историкД.И.Иловайский: к 170-летию со дня рождения» //Рязанские ведомости, 2002, № 5

Дмитрий Иванович Иловайский

Иловайский Дмитрий Иванович (11/23.02.1832-15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - “Православие, Самодержавие, Народность”.

После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы “История Рязанского княжества” (1858) и “Гродненский сейм 1793” (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании “О мнимом призвании варягов” (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что “иностранный элемент” не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси”.

В 1876-1905 Иловайский выпускает “Историю России” (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина , дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича . Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся.

Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897 - 1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету “Кремль”, отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности “инородческих элементов”, засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в Союз Русского Народа . После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах

Примечания ХРОНОСа:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Сочинения:

История Рязанского княжества. М., 1858, 1997; Руководство ко всеобщей истории. М., 1868 и др.; Руководство к русской истории. Средний курс. М., 1868 и др.; Гродненский сейм 1793 года. Последний сейм Речи Посполитой. М., 1870; О мнимом призвании варягов. Из исследования о начале Руси. М., 1870; История России. Т. 1-5. М., 1876-1905; Вопрос о народности русов, болгар и гуннов. [СПб., 1881]; Еще о ереси жидовствующих и митрополите Зосиме. [М, 1884]; Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений М., 1860 и др.; Сочинения Д. И. Иловайского. Ч. 1-3. М., 1884-1914; Мелкие сочинения, статьи и письма. Вып. 1-2. М., 1888-1896; Новая династия, М., 1996; Отец Петра Великого: Царь Алексей Михайлович Романов. М., 1996; Собиратели Руси. М., 1996; Становление Руси. М., 1996, 2003; Царская Русь. М., 1996; Русская история: краткий курс. М., 2003; Начало Руси. М„ 2004 и др.

Литература:

Бабич И. В. О Д. И. Иловайском и его учебниках // Иловайский И. Д. Краткие очерки русской истории. В 2-х ч. 4.1. М., 1992; Дурновцев В. И., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский // Историки России. XVIII - нач. XX века. М., 1996; Иванов А. А. «Смерти я не страшусь». Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Историк Д. И. Иловайский о себе и о своем «Кремле» // Москва. 1909. № 13; Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А. А.Чернобаев. М., 2001; Кирьянов Ю. И. Иловайский Дмитрий Иванович // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996; Правые в 1915 - февр. 1917 (по перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. М.-СПб., 1993. Т. 14; Цветаев Д.В. О труде Д. И. Иловайского «История России. Эпоха Михаила Федоровича». Варшава, 1899; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Чекурин Л.В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.; Юбилей Иловайского Д. И. М., .