Презентация "жанр басни в мировой литературе". Жанр басни в мировой литературе Сообщения на тему басни в мировой литературе


Слайд 1

Жанр басни в литературе.

Слайд 2

Жанр басни имеет древнюю и богатую историю.

Эзоп – древнегреческий баснописец, живший в 6 в до н. э.

Слайд 3

Общее в басне воплощается в частном случае. Невежество, наглость, глупость – эти качества характера присущи только одному человеку? Поэтому, в басне «Ворона и лисица» на примере только одной вороны и одной лисицы высмеиваются лесть и глупость – дурные качества, которыми могут обладать многие люди.

Слайд 4

Человеческие отношения переводятся в картины из жизни животных. Как вы понимаете это утверждение? С какой целью это делается? Читая басни, мы имеем возможность посмотреть на человеческую жизнь с некоторого расстояния, увидеть то, что не видно с первого раза, подумать над тем, над чем не задумываемся в действительной жизни.

Слайд 5

Что же такое басня? Басня – жанр литературы, короткий рассказ моралью, в котором в иносказательной, аллегорической форме, сатирически высмеиваются изображённые человеческие поступки и отношения, героями в басне часто являются животные. Какие важные слова вы выделите в этом определении, для того, чтобы лучше понять особенности жанра басни? Короткий рассказ. Мораль басни. Иносказательная, аллегорическая форма. Сатирически высмеиваются. Герои басни – животные.

Слайд 6

Композиция (строение) басни: Рассказ. Мораль - нравоучительный вывод, в котором заключена идея басни. Прочитайте следующие отрывки. Как вы назовёте их? Чему они нас учат и от чего предостерегают? «У сильного всегда бессильный виноват». «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

Слайд 7

Выводы: Из каких двух элементов состоит композиция басни? Что такое мораль?

Слайд 8

« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать. Что такое иносказание? Что такое аллегория? Что такое «сатирическое высмеивание»? Почему героями басни часто являются животные? Что такое олицетворение?

Слайд 9

« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать. 1. Иносказание – «говорение» на другом языке. 2. Аллегория - элемент иносказания, такое изображения предмета, когда за ним скрывается другой предмет (человек) или некое одно качество (хитрость, злость, коварство). Лиса в басне «Ворона и лисица» – это аллегория. . Ворона в этой же басне – это аллегория. . . Свинья в басне «Свинья под дубом» - это аллегория. . .

Слайд 10

« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать. 3. Сатирическое высмеивание – это прямое, иногда злое высмеивание дурных качеств человека. Какие дурные качества высмеиваются в басне «Лебедь, рак и щука»? Какие дурные качества высмеиваются в басне «Ворона и лисица»? Какие дурные качества высмеиваются в басне «Свинья под дубом»? 4. Почему героями басни часто являются животные? - В изображении героев используется приём олицетворения. - Олицетворение – приём, когда животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

Человек всегда любил слушать интересные истории, которые кто-то рассказывает. На уроках литературы, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» - это глагол БАЯТЬ. Именно от этого глагола произошло название литературного жанра - Басня. Мне захотелось подробнее узнать об этом литературном жанре. Поэтому я и назвал свою работу «Басня как литературный жанр». Я определил Цель:

Изучить материал по теме «Басни» для применения полученных знаний на уроках литературы и поставил перед собой следующие задачи:

познакомиться подробно с жанром басня;

узнать имя первого баснописца;

Расширить свои знания по творчеству И.А.Крылова.

ответить на вопрос «Нужны ли басни сегодня?»

Сначала я нашел определение басни и выяснил, что Басня -это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Практически каждая басня содержит нравоучительный вывод- мораль. В баснях есть

Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.

Эзопов язык (по имени древнегреческого мудреца Эзопа)-речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и

другими приёмами для скрытия прямого смысла

Возникновение басни связывают с легендарным древнегреческим баснописцем Эзопом;

Легендарный баснописец, живший в Древней Греции еще в 440 г.

до н. э. предложил «давать поучения» не в форме наставлений, а в

другой. Он говорил, что «лучше это делать не в скучной тираде, описывая

человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком

живом рассказе – в прозаической или стихотворной форме - басне»

Басни Эзопа написаны в прозе, они небольшие по объёму. Вот одна из них

«Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит:

«Он ещё не дозрел».

Так иногда бывает, Иной не может доделать что –либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай. Так и эта лисица

Почти через семь веков римский поэт Федр переложил басни Эзопа в

стихотворную форму и издал в отдельном сборнике. Так родился жанр

латинской стихотворной басни.

В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном, который лишь после 30-ти лет начал свою писательскую деятельность. Сначала он переводил басни Эзопа, а затем начал писать свои, выражая в них собственное понимание мира. У него учился И. А. Крылов. Им восхищался А.С. Пушкин. Именно с басен Лафонтена этот жанр начал активно развиваться в мировой литературе.

Развивали жанр басни и русские баснописцы: А. П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов

И. А. Крылов позднее продолжит традиции басенного жанра. Его жизнь

была удивительно насыщенной: русский баснописец, драматург,

журналист, самостоятельно изучал литературу, математику, французский

и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием,

хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В 1808 г. в «Драматическом

Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое

отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской

литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов

и почестей. С 1809 по 1843 гг. он создал 200 басен.

Забавно он людей исправил,

Сметая с их пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят.

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Цель басни

осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще

являются условные басенные звери.

В басне «Стрекоза и Муравей» Крылов показывает не сценку из жизни насекомых, а то, как праздность и лень приводят к печальным последствиям. Используя полученные знания, я составил синквейн про басню.

Басня

Поучительная, юмористическая

Обличает, учит, наставляет

Краткий рассказ поучительного

Жизнь.

Басенная мораль - выводы басни, вошли в обиход нашей разговорной речи в качестве пословиц и поговорок.

    У сильного всегда бессильный виноват.

    Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

    Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!

    Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том верно мало толку.

    В сердце льстец всегда отыщет уголок.

И сегодня это наше наследие, которое учит нас. Читая

басни Крылова, можно сделать вывод, что баснописцы нам нужны, благодаря им мы учимся различать пороки и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района Нижегородской области

Научно – практическая конференция

учащихся – членов НОУ «УСПЕХ»

Номинация «Мир слова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие жанра басни:

от древности до наших дней»

Выполнили:

ученицы 5 класса

Плотникова Анжела,

Попова Дарья,

Смутилова Дарья

Руководители:

Устюжанина С.А.

Плотникова Л.П.

2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

    1. Актуальность проекта

      Понятие басни как литературного жанра.

      Происхождение и развитие жанра басни в творчестве известных баснописцев.

    ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

    1. Макеты информационных листов для «Литературного уголка»

      Басни собственного сочинения.

    ВЫВОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

На уроке литературы мы изучали тему «Басни». Учительница рассказала нам о том, что такое басни, кто были известные баснописцы. Также мы познакомились с баснями различных авторов. Мы заинтересовались данным материалом и хотели узнать, как появился литературный жанр басни и как он развивался с древних времён до наших дней.

Мы провели опрос 20 школьников и 20 взрослых, задавая им одинаковые вопросы:

    Знаете ли вы, что такое басни?

    Каких баснописцев Вы знаете?

    Какие басни Вы знаете?

    Какие строки из басен помните наизусть?

    Как вы думаете, пишут ли басни современные писатели?

Результаты опроса позволили сделать следующие выводы:

    87% учащихся и 100% взрослых знают, что такое басни.

    Среди известных баснописцев И.А.Крылов, Эзоп, Л.Н.Толстой.

    Отвечая на 3 вопрос, 100% взрослых и детей перечислили названия басен И. А. Крылова.

    Процитировать басни смогли все взрослые и 67% детей.

    Вопрос о современных баснописцах вызвал затруднение, как у детей, так и у взрослых. Многие считают, что современные писатели сочиняют басни, но привести примеров никто не смог.

Цель проекта: исследовать историю развития жанра басни и разработать макеты информационных листов для «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

Задачи:

    изучить историю развития жанра басни, используя различные информационные источники;

    отобрать и систематизировать материал по теме исследования.

    выпустить информационные листы для оформления «Литературного уголка» в кабинете русского языка и литературы.

    сочинить басни для публикации в школьной газете «Молодёжный размах».

    познакомить учащихся, родителей и работников школы с материалами проекта.

    2. ПОНЯТИЕ БАСНИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Нередко это заключительное слово одного из действующих лиц в басне.

Басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, трезвостью и практичностью общего духа. Вывод из басен их мораль принадлежит к житейской мудрости, то есть направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Но бывают басни и совсем иного рода: вместо житейской лукавости, - в них просветленная наивность; вместо разговорного языка - стройная литературная речь, общий тон их возвышенно серьезный; место элементов сатиры занимает лирика. Таковы, например стихи В.А. Жуковского: «Солнце и Борей» и «Умирающий Лебедь». По форме - это настоящие басни: в первом стихотворении действуют солнце и ветер, во втором - лебедь, голубка и утка. Вывод из басен выражен в последних словах стихотворений. «Солнце и Борей» кончается словами: «Видишь, злобы самовластной милость кроткая сильней»; «Умирающий лебедь» - словами: «Кто на свете жил прекрасно, тот прекрасно и умрет». Этот род басен не получил у нас широкого распространения, но его общая значительность, а также его доступность и близость для всех не подлежит сомнению.

Басне сопутствует почтенная древность, она наглядно сочетает поучение с развлекательностью.

    1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА БАСНИ

Существуют две концепции происхождения басни. Согласно первой концепции, басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Согласно второй концепции, басня близка пословицам и поговоркам.

Первые басни были известны еще в глубокой древности. Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (см. Приложение №1), который жил в конце IX - начале VIII века до нашей эры, и Стесихор - VI век до нашей эры.

В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V века до нашей эры) (см. Приложение №2), писавший басни в прозе. В Риме - Федр (I век нашей эры).

Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен () (см. Приложение №3) .

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова , И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева (см. Приложение №4). Басни И. Дмитриева – это, в основном, перевод работ Лафонтена. Поэт стремился различными красками передать стилистические тонкости оригинала. «Муха», «Лебедь и гагары», «Воробей и Зяблица», «Прохожий», «Отец с сыном», «Пчела и муха», «Слон и мышь» - правдоподобные, поучительные стихотворные рассказы.

В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова (см. Приложение №5) с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

Широко использовал всем понятный и доступный жанр басни Лев Николаевич Толстой (см. Приложение №6). Писатель добивался, чтобы мораль в его баснях была живой и конкретной, была понятна даже детям. Одни басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. В других баснях писатель показывает реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляет задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного (см. Приложение №7), С. Михалкова (см. Приложение №8).

Среди современных писателей наше внимание привлекли басни практикующего педагога и разработчика настольных игр, игрушек и обучающих методик, режиссера детского кукольного театра «Тилилюк» Олеси Емельяновой (см. Приложение № 9).

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

2.1 МАКЕТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЛИСТОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Греческий поэт живший около 700 года до нашей эры. Второй после Гомера великий эпический поэт, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Всю жизнь Гесиод провел в родной деревне, трудясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Автор поэмы «Теогония (т. е. родословная богов)»

В эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов. В назидание современникам Гесиод рассказывает первую известную нам в истории европейской литературы басню. Это знаменитая «Притча о соловье и ястребе», обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, мораль в устах ястреба.

Басню теперь я царям расскажу, хоть они и разумны.

Вот что однажды сказал Соловью пестрошейному Ястреб -

Нес он его высоко в облаках, обхвативши когтями.

Жалобно плакался пленник, язвимый кривыми когтями.

Ястреб же молвил надменно в ответ ему слово такое:

"Глупый, о чем же кричишь ты? ведь держит тебя много лучший.

Будешь ты там, куда я понесу, хоть певец ты отличный.

Съем тебя, коль захочу, а могу отпустить и на волю.

Тот неразумен, кто с более сильным захочет тягаться;

Не достигает победы, позор лишь да горе потерпит".

Так быстролетный тот Ястреб сказал, простирающий крылья.

(перевод С.И. Радцига)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Эзоп - родоначальник названной по его имени "Эзоповой" басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до н. э., был рабом. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе.

Басни Эзопа

Орел, галка и пастух.

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: "Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она - орел".

Орел и жук

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

    Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

(1621-1695)

- французский баснописец. Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр. В 1668 году появились первые 6 книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» Второе издание, включавшее уже 11 книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой книги - в конце 1693 года.

«Ворон и лисица»

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, -
То вы - Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
«Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

(1760-1837)

русский поэт, баснописец, государственный деятель.

Басни и сказки Дмитриева считались лучшим украшением его литературного венка, чему способствовали внешние их качества - легкий язык, свободное и плавное стихосложение.

Стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка.

Басня «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» - от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
«Откуда? - мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

(1769- 1844)

Русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии, ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности.

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Крылов является автором более 200 басен, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
«Чиж и Голубь»

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Более ста лет тому назад, в 1859 году, Толстой основал народную школу в Ясной Поляне. Детям нужна была «Азбука». И Толстой решил написать для них книгу. Когда Толстой прочитал басни Эзопа, он понял, что без них не может обойтись ни одна «Азбука». Произведения греческого мудреца оказались крылатыми.

Басня возникла в живой разговорной речи, как пословица, как меткое словцо, сказанное к случаю, как сценка для комедианта, как поучение мудреца. Толстой проверял свои басни «с голоса», читал их ученикам, слушал, как они передают «не только содержание, но и тот общий вывод, который, по их понятиям, вытекает из басни».

В представлении Толстого басня - это не только умная комедия, но и наглядное поучение. Басни в переводах Толстого - это целая книга, живая и поучительная, веселая и грустная, понятная каждому, одинаково близкая и детям и взрослым, как все истинно прекрасное в искусстве.

«Два товарища»

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

(1883–1945)

Русский поэт. Настоящие фамилия, имя и отчество - Придворов Ефим Алексеевич. Работал в газете "Правда", где было опубликовано огромное количество его стихов. В 1913 был издан его первый сборник "Басни". Наибольшей известности и популярности Бедного достиг в годы Гражданской войны - было издано более 40 сборников его стихов, он писал лозунги и частушки, басни и тексты песен (например, "Как родная меня мать провожала").

«Клоп»

Жил-был на свете клоп. И жил мужик Панкрат.

Вот как-то довелось им встретиться случайно.

Клоп рад был встрече чрезвычайно;

Панкрат - не слишком рад.

А надо вам сказать: судьба свела их вместе -

Не помню точно - где, не то в суде,

Не то в присутственном каком-то важном месте.

Кругом - чины да знать. Нарядная толпа

Изнемогает в кривотолках.

Панкрат и без того сидел как на иголках, -

А тут нелегкая несет еще клопа!

Взобравшись ловко по обоям

К Панкрату на рукав, клоп этаким героем

Уселся на руку и шарит хоботком.

От злости наш Панкрат позеленел весь даже:

«Ах, черт, и ты туда же кормиться мужиком!» -

И со всего размаху хлоп дядя по клопу свободною рукой.

Мир праху и вечный упокой!

Читатель, отзовись: не помер ты со страху?

А я - ни жив ни мертв. Наморщив потный лоб,

Сижу, ужасного догадкой потрясенный:

Ну что, как этот клоп - казенный?!

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

(1913-2009)

У Сергея Михалкова есть пароль, и обозначается он двумя всем знакомыми словами: «Дядя Стёпа». Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется с обликом и личностью самого поэта. Мы знаем его как любимого поэта всех мальчишек и девчонок всего. Стихи Сергея Владимировича не приходится заучивать. Они сами запоминаются.

«Грибы»

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
- Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал...

«Аисты и лягушки»

Поспорила Лягушка с Аистом: Кто красивее?
- Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги!
- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка.
- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
- А вот на что! - рассердился Аист и... проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Практикующий педагог, разработчик детских игр, автор сценариев, режиссер детского кукольного театра «Тилилюк». С тонким юмором она высмеивает человеческие пороки, такие как жадность, грубость, зависть.

«Добро и зло»

(басня в стихах)

Счастливые, как вешние ветра,
Шли по дороге вместе два Добра.
Но Злу ведь тоже дома не сидится
Настигло их и начало глумиться:
С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,
В лицо шипит, смеется и плюет,
Истошно воя сквозь угар кровавый,
Мол, нету на меня нигде управы!
Одно Добро слезами залилось,
Второе, кулаки сжав, поднялось –
Оно со Злом три дня, три ночи билось,
И с той поры зовется – Справедливость!
Зло наказав, она обет дала,
Что будет защищать Добро от Зла.

Чиня Добру обиды, помнить надо,
Что Справедливость тоже где-то рядом.

(2010 г.)

2.2. БАСНИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ

Иван Шестипёрстов, Сергей Кудряшов

«Братишка и телефон»

Мой брат, любитель телефонов, он от людей слыхал,

Что телефон - есть всё!

Лишь будет у тебя мобильник и позвонишь

Куда захочешь, и поиграешь,

И музыку послушать можешь ты.

И брат с мобилой так и сяк, его из рук не выпускает,

То кошке даст послушать, то к брату пристаёт,

То в Интернет случайно забредёт,

То вовсе обо всём забудет.

Вот так бывает у людей,

Как не полезна вещь,- цены не зная ей.

Про всё на свете забываешь

И не звонишь, а только лишь играешь!

2013 г.

Сергей Кудряшов, Воробьёва Нина Павловна

«Электрик и Барбос»

В электрики нанялся мужичок,

Одел он свой рабочий пиджачок,

Пошёл работать, лампочки включать,

Чтоб добрым людям свет в квартиры дать.

К нему подходит пёс Барбос

И говорит:

«Зачем ты свет даёшь?

Пусть жить попробуют они,

Как мы, зверьё, живём –

На улице, без света и тепла».

Электрик говорит:

«На то вы и зверьё…

А люди жить должны как люди.

А ты, Барбос, не злись,

А будь добрее к ним.

Тогда ты будешь сыт и в тёплой конуре.

И в благодарность верно послужи:

Дом охраняй, скотину сторожи,

Мораль сей басни такова:

Твори добро и помни лишь одно -

Всегда вернётся с торицей оно.

2013 г.

Анна и Ольга Николаевна Зыковы

«Басня о двух товарищах»

Жили – были на свете двое друзей,

Друга два – два хороших товарища.

И дружили они со младенчества,

Пока были еще несмышлеными.

А как стали они да на возрасте,

То один из них начал пошаливать:

Сигаретки курить по задворочкам,

Пить вино, самогон, пиво пенное!

Стал гулять по ночам неизвестно где,

Исколол себе рученьки белые!

А другой – то товарищ умнее был

И дружил он с мячом, да с природою.

Плавал в речке, как щука зубастая,

Бегал быстро, как звери рыскучие.

Повстречал как – то раз он товарища,

Не узнал его – тот очень сгорбился,

Кашлял, что старики да столетние,

«Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был цензором назначен я,
На басни бы налег. Ох, басни - смерть моя!
Насмешки вечные над львами, над орлами! »
А.С Грибоедов

Вступительное слово к викторине

Предмет нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавали из уст в уста, переписывали набело, чтобы каждое последующее поколение не забывало о простых истинах, изложенных в них. С самого детства мы знаем о Вороне и Лисице, Слоне и Моське, других персонажах. А что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.

Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.

Составитель викторины Ирис Ревю

1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.

2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем

3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи

4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Хемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и другие

5. О каком баснописце идёт речь?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?..

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Ответ: об Иване Андреевиче Крылове

6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни

7. Какова структура (композиция) басни?
Ответ: в самом общем случае — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда какая-либо составляющая может отсутствовать

8. Всегда ли есть мораль в басне?
Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.

9. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.

10. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория - иносказание - изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Я басню написал тем людям в назиданье,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указанье
Считать обычное чиханье
Вышестоящего лица.

Ответ: С.Михалков

12. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;
Ответ: «Квартет»

«Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;
Ответ: «Ворона и Лисица»

«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»

«С тех пор к Демьяну ни ногой»;
Ответ: «Демьянова уха»

«А Васька слушает, да ест»;
Ответ: «Кот и Повар»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
Ответ: «Кукушка и Петух»

«Когда ты вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».
Ответ: «Свинья под Дубом».

13. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение - наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.

14. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.

15. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.

Цели урока: Углубить представление о жанре басни; ü Расширить читательский кругозор; ü Учить правильно понимать смысл и мораль басен; ü Учить выразительно читать басни; ü Учить элементам сравнительного анализа текстов. ü

Древняя Греция Родоначальником жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп, живший в VI веке до н. э.

В России басня начала развиваться особенно быстро в XVIII веке – в творчестве В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, В. И. Майкова, И. И. Дмитриева, И. И. Хемницера, М. В. Ломоносова.

Самую широкую известность получили басни, созданные И. А. Крыловым (1769 -1844). «Вы нашли себя, говорил И. И. Дмитриев И. А. Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

ТЕОРИЯ. Басня – это краткий аллегорический рассказ в стихах или прозе, высмеивающий человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Мораль – это нравоучительный вывод. Аллегория – это изображение жизненной ситуации, при котором в конкретном мы можем увидеть обобщающий смысл, когда одно явление изображается через другое.

Иносказание Приём, когда баснописцы изображают животных, а имеют в виду людей. Иносказание придумал Эзоп, который жил около трёх тысяч лет назад в Древней Греции. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.

Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769 – 1844) Родился в семье армейского офицера. 10 лет было мальчику, когда умер отец. С 11 лет он начал работать в канцелярии Калязинского земского суда. (Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья.) Самостоятельно изучил французский и итальянский языки. Занимался математикой, литературой. Проработал библиотекарем 30 лет. Литературную деятельность начинал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился своими баснями.

План сравнительного анализа 1. Тема басни 2. Герои басни 3. События, действия героев 4. Цель басни 5. Мораль 6. Художественные особенности (изобразительновыразительные средства) Басня «Лисица и виноград»

Общее Различное 1. Тема (о лисице, которая хотела 1. Объем; полакомиться виноградом); 2. Герой басни – Лисица; 2. Форма прозаическая); (стихотворная и 3. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей; 3. Действие более развернуто у Ж. де Лафонтена и И. А. Крылова; 4. В басне высмеиваются пороки людей: себялюбие, тщеславие; ---- 5. Басня имеет поучение – мораль. 4. Мораль басни Эзопа и И. А. Крылова одинаковая, у Ж. де Лафонтена – немного иная.

Викторина по басням И. А. Крылова 1. Определите названия басен, откуда взяты эти строчки: ü Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, Только мука. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

üНевежи судят точно так: В чем толку не поймут, То все у них пустяк. Басня «Петух и Жемчужное зерно»

2. Закончите крылатые выражения: ü Ты всё пела? Это дело… ü Кукушка хвалит петуха… ü Чем кумушек считать трудиться… üА ларчик просто… ü Беда, коль пироги начнет печи сапожник… ü У сильного всегда… üА Васька слушает… ü Слона-то я и… üАй, Моська! Знать она…

3. Помогите герою басни найти свою пару: Свинья üПетух üМоська üВорона üЯгненок üКукушка üСтрекоза üФока ü Васька ü

Жанр басни в XX веке… С. В. Михалков Грибы Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: -Смотрите на меня! Заметней нет поганки! -Как я красив! Красив и ядовит! – А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал. И потому его никто не замечал…

Жанр басни в XXI веке… На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Слава Васильев Великие баснописцы Красавица Стрекозка, Оса, Пчела и Божия коровка Решили басню написать. Да так, чтоб в книгу Гиннеса попасть. Достали ручки, скрепки, кнопки и листок И сели дружно под дубок. Сидят, сидят листок же всё пустой. «Подружки, стой! – кричит Стрекозка. Чтоб лучше басню написать, Давайте сядем на кровать. На мягком месте лучше думать! И басня сложится, как знать? »