Психологические тренинги. К


Термин «Т-группа » происходит от английского «Training group ».

«Собственно Т-группы (тренинговые группы) берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно. В 1945 году в США создается Центр по изучению групповой динамики , где работают специалисты в области общественных наук, включая Левина, создателя теории групповой динамики. В 1946 году работа в мастерской межгрупповых отношений наталкивает ее организаторов на мысль о возможности нового метода группового обучения и одновременно исследования групповой динамики. Уже в 1947 году в США создается Национальная лаборатория тренинга, существующая и поныне.

По сути, именно Т-группы стали предшественницами большинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас понятием “социально-психологический тренинг”».

Большаков В.Ю., Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры, СПб, “Социально-психологический центр”, 1996 г., с. 10-11.

«Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в психологически безопасных условиях тренинговой группы. Участникам Т-групп предлагается возможность экспериментировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в атмосфере доверия и поддержки, что способствует их большему самораскрытию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участники тренинга получают от тренера необходимую психологическую информацию и приобретают навыки, способствующие их личностному росту и более успешному общению с другими.

Дальнейшее развитие Т-групп привело к появлению множества их разновидностей, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга, но в общем их можно разделить на три течения:

1) общее развитие индивидуума;
2) формирование и исследование межличностных отношений;
3) улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых
отношений».

Евтихов О.В., Практика психологического тренинга, СПб, «Речь», 2005 г., с. 20-21.

«Особенностью Т-групп была и остается ориентация скорее на отношения, чем на деловые задачи. (Заметим, что психологи, пришедшие в качестве тренеров в нынешний российский корпоративный тренинг, нередко приносят в него приемы, заимствованные именно из этой методологии.) Хотя Т-группы долгое время использовались в подготовке менеджеров, с начала 70-х годов их стали оттеснять более жесткие, бизнес-ориентированные подходы к работе группы, основанные на совместном анализе целей, стратегическом планировании. Команда управленцев, команда менеджеров по продажам и торговых представителей, команда рабочих сборочного участка - это разные команды, и работать с ними по одним рецептам не получится. Но есть и общее - целостный подход к работе, интерес к совместному результату, а не только к своему участку».

Кларин М.В., Корпоративный тренинг от А до Я, М., «Дело», 2002 г., с. 87.

Одно из основных понятий Т-групп -

Т-группа

(от англ. training group - группа тренинга) - малая группа , создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения (см. ); развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики . Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин - тренинг чувствительности). Т-г. относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения - т. е. обучения посредством переживания опыта . Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения . ведущего, называемого тренером или фасилитатором (см. ), состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Т-группа

Группа, создаваемая для воздействия на ее членов в системе отношений межличностных - с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия (см. ). Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина. Ныне они - одна из самых распространенных моделей исследования отношений межличностных, стадий развития группы, и пр.

Для Т-групп характерна:

1 ) кратковременность существования - от нескольких дней до недель;

2 ) отсутствие предварительной структурированности, нормированности и регламентации.

Основной метод в т-группах - свободная дискуссия без предварительно принятого плана (см. ), сочетаемая с играми ролевыми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу «здесь и теперь» - анализируются события, происходящие непосредственно в группе, по возможности - без обращения к прошлому опыту участников.

Условие успешной работы Т-групп - климат взаимного доверия, стимулирующий участников на установление отношений межличностных, на кои они обычно не решаются в обыденной жизни, и помогающий пониманию протекающих процессов. Создание климата доверия обеспечивается особой формой ведения группы тренером (ведущим). Обучение - развитие чувствительности к процессам групповым - происходит преимущественно через переживание участниками многогранного группового опыта.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Т-группа Этимология.

Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.

Категория.

Форма психотерапии.

Специфика.

Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Литература.

(Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "т-группа" в других словарях:

    Группа советских войск в Германии - Группа советских оккупационных войск в Германии, Группа советских войск в Германии, Западная группа войск. (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ). Эмблема ВС Годы существования 10 июня 1945 года 31 августа 1994 года Страна … Википедия

    Группа пользователей Linux - Группа пользователей Linux, LUG (от англ. Linux User Group) некоммерческое, неформальное объединение пользователей операционных систем Linux. Основными целями группы пользователей чаще всего являются взаимная поддержка и обмен… … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Корее - Группа советских военных специалистов в Корейской Народно Демократической Республике … Википедия

    Группа советских военных специалистов на Кубе - (ГСВСК). 200пкс Памятный знак Годы существования 1962 1993 года Страна … Википедия

    Группа советских военных специалистов в Египте - Советские военные … Википедия

    ГРУППА - множество, на к ром определена операция, наз. умножением и удовлетворяющая спец. условиям (групповым аксиомам): в Г. существует единичный элемент; для каждого элемента Г. существует обратный; операция умножения ассоциативна. Понятие Г. возникло… … Физическая энциклопедия

    Группа (математика) - Теория групп … Википедия

    группа - ы, ж. groupe m., нем. Gruppe <, ит. gruppo. 1. иск. Несколько фигур (лиц, предметов), составляющих композиционно единое целое. Сл. 18. Посредине ниш в которой группа ввиде великолепной женщины стремя гениями. 1765. МАХ 102. Мирон работник… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Группа периодической таблицы - Группа периодической системы химических элементов последовательность атомов по возрастанию заряда ядра, обладающих однотипным электронным строением. Номер группы определяется количеством электронов на внешней оболочке атома (валентных электронов) … Википедия

    Группа Ли - Группа (математика) Теория групп … Википедия

    Группа Пуанкаре - Группа (математика) Теория групп Основные понятия Подгруппа Нормальная подгруппа Факторгруппа … Википедия

История создания тренингового метода решения проблем (от англ. training - специальный тренировочный режим, тренировка, обучение, дрессировка) относится к середине 40-х годов и связана с трудами К. Левина. Он пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. К. Левин писал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие».

Первая группа тренинга (Т- группа) возникла случайно. Несколько специалистов в области естественных наук (Брэдфорд, Липпитт, Левин) создали в 1946 году группу из деловых людей, целью которой было совместное изучение основных социальных законов и «проигрывание» различных ситуаций, связанных с применением этих законов. Помимо выработки оптимальных вариантов решений и поведения, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самосознания с помощью получения обратной связи.

Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения и уже в 1947 году в городе Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лаборатория тренинга. Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение её участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на:

ќ группы умений (подготовка руководителей, деловых людей);

ќ группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса и др.);

ќ группы «сензитивности» (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности и др.).

Еще долгое время акцент делался на обучение здоровых людей.

Вопрос о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной. Перечислим преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах, выделив их сущность и снабдив необходимыми комментариями.

Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем: человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнёров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло - система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это даёт им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами: к реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть, своё отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое, возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

В группе „человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то, возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

Групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.

T-groups) Т-г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив возглавлял Курт Левин. По окончании семинара, на "разборе полетов", четыре ведущих семинар сотрудника пришли к выводу, что использование группового процесса в качестве программы изучения развития группы и предпринимаемых действий было важным открытием, нуждавшимся в дальнейшей разработке. Эти авторы ввели четкое разграничение между групповой терапией, ориентированной на интраперсональную динамику участников, и Т-г., ориентированной на изучение развития группы, динамики лидерства/членства и процессов межличностного взаимодействия. В 1950-е гг. представители разных профессий начали адаптировать Т-г. к собственным нуждам. Специалисты, ориентировавшиеся на клинические, личностно-центрированные задачи, разработали "группу встреч" (encounter group), проявляя особый интерес к развитию личности в результате вовлечения индивидуума в процесс интенсивного группового взаимодействия и межличностной обратной связи, получаемой от др. членов группы при содействии профессионального ведущего. Др. специалисты проявили заинтересованность в создании малых рабочих групп (small face-to-face work groups) в качестве единицы, играющей решающую роль в повышении организационной продуктивности. В целом ряде экспериментов были предприняты попытки адаптировать процесс Т-г. к работе с естественными (полными) производственными группами. В 1960-1970-е гг. в рамках движения за личностный рост была предпринята адаптация Т-г. для целей самоисследования, освобождения индивидуума от блокировки в личностном и межличностном функционировании. Все это представляло собой весьма значительный отход от первоначальной задачи Т-г. - изучения группы и интерперсональной динамики. В 1980-е гг. вновь оживился интерес к тезису Левина о том, что малая первичная (face-to-face) группа представляет собой важное связующее звено между большой системой и конкретным чел. С повышением внимания к качеству трудовой жизни, имеющему отношение как к производительности труда, так и к психич. здоровью, все более очевидным становится то, что поддерживающая первичная группа яв-ся важным связующим звеном между организационной системой и человеком, в силу чего навыки и ценностные ориентации, формированию которых способствует опыт участия в Т-г., приобретают новое значение. См. также Групповая динамика Р. Липпитт

Т-ГРУППА

группа людей, собирающихся вместе с целью повышения культуры и навыков общения, которая достигается в процессе обсуждения между ними их проблем и взаимоотношений. Такие группы иногда формируются в процессе обучения персонала психиатрических клиник (в Великобритании).

Т-группа

Словообразование. Происходит от англ. training-group - тренинг-группа.

Специфика. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Литература. (Eds.) Brandford L., Gibb J., Benne K. T-Group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964

Т-группа

англ. training group - группа тренинга] - малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин - "тренинг чувствительности"). Т-г. относятся к совокупности методов так наз. экспериментального обучения - т.е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса. Л.А. Петровская

T-ГРУППА

от англ. training group – группа тренинга) – малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения; развитие самопознания. Возникновение T.– г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи – проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин – «тренинг чувствительности»). T.– г. относятся к совокупности методов т. н. экспериментального обучения – т. е. обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм обучения. Роль ведущего, называемого тренером, или фасилитатором, состоит, прежде всего, в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Одной из типичных личностных причин конфликтов является неумение человека грамотно организовать свое взаимодействие с окружающими. В этом случае конфликт возникает не из-за реальных и значимых противоречий, а по причине ошибок, допущенных человеком в общении с другими. Обучение в Т.– г. помогает человеку понять значимость общения, осознать его многочисленные трудности, овладеть первичными навыками оптимизации межличностного взаимодействия, в т. ч. предупреждения и разрешения конфликтов.

Методы СПТ

История предмета

(Кьел Рудестам «Групповая психотерапия»)

Основные понятия:

Тренинг: (Словарь Петровского, Ярошевского, 1990 г.) – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении .

Петровская Л. А. (1982 г.) -- это средство психического воздействия , направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения .

Ключевые слова:

Группа – Общность, выделенная на основе к-л. признаков

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельностью.

Технология – (искусство, ремесло) – совокупность средств и способов достижения результатов, совокупность знаний о способах и средствах проведения процессов.

Первые примеры групповой работы в 19 веке (опыты Месмера.). Групповое воздействие (внушение) на психически больных людей приводили к + результатам. Пратт – работа с туберкулёзными больными, 2-я Мировая война – помощь ветеранам

Работы Курта Левина в середине 20-го века (работа с группой управленцев).

Его основная идея: что человек (я) становится человеком только в человеческом сообществе. Именно общение с другими людьми по К. Левину формирует человека. (Я и Другие). Как личность человек формируется в социальной ситуации развития.

Последовательность стадий развития человека:

Индивид (как представитель рода) – личность – индивидуальность.

Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапев­тическую или психокоррекциоиную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых попу­лярных.

При огромном разнообразии школ и направлений, можно говорить о наличии ключе­вой и ведущей идеи , объединяющей почти все имеющиеся в практической психологии подходы:

стремление помочь разви­тию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобо­ждения ее потенциала;

Это идея изменения, трансформации че­ловеческого Я в изменяющемся мире. (И. Вачков)

Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на различные составляющиесамосознания , которое осуществляет­ся во всех типах медицинской психотерапии и во всех видах групповой и психокоррекционной работы, даже в тех, где подоб­ная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознается.

Т-группы

1946 г. – зарождение групп. Работы. Ученики К. Левина в Бетеле (США). Липпит создал научную лабораторию тнренинга и проводил семинары. Тренинг предлагал широкий спектр методов обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков и изучение процессов в малых группах. В некоторых группах внимание уделялось сензитивности и процессам всестороннего развития личности. В Т-группах обучали управленцев, политиков.



К. Левин предложил основные ценности: Демократичность, Взаимопомощь, Осознанность, Возможность выбора при встрече с проблемами.

Цели: овладеть коммуникативными и управленческими навыками, научиться разрешать конфликты.

Основные понятия Т-групп:

1. Обучающая лаборатория, т. е. испытание новых способов поведения.

2. Учись учиться. Неопределённость, дух исследования, необходимость открытости и искренности, самопрезентация, подсказки тренера.

3. Экспериментирование. Окно Джохари. Для сокрытия информации от себя и других надо очень много энергии.

Основные процедуры:

1. Описание поведения. 2. Передача чувств. 3. Активное слушание. 4. Конфронтация.

Что способствует продуктивной конфронтации?

· Тренер проявляет позитивное отношение к участникам и готовность к ещё более близким отношениям.

· Просьба и предложения, а не требования (горизонтальные отношения).

· Т. описывает поведение, а не приписывает мотивы.

Роль Т. многообразна: мамочка-наседка, Образцовый отец, Святой пророк, Мефистофель-искуситель.

Критика: Не вполне ясно, как группа приходит к изменению поведения.