Развитие речи городские птицы средняя группа. Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Зимующие птицы"


Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми в средней логопедической группе
Тема: «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»

Образовательная область «Познавательно-речевое развитие» в интеграции с образовательными областями: коммуникативно-личностное развитие, физическое развитие.

Цель : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»

Задачи :

1) Формировать представление детей об образе и понятии «птица» (строение, внешний вид). Закрепить представление как человек может помочь птицам выжить зимой

2) Развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление; умение координировать речь с движением, понимать и чётко выполнять инструкцию взрослого

3) Воспитывать положительные эмоции к птицам, желание проявлять заботу к ним.

4) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: употреблять в предложении простые предлоги (в, на), выполнять графические упражнения.

Предварительная работа:

В рамках реализации детсадовского проекта «Зима» и группового проекта «Зимующие птицы»: чтение Е. Александрова «Новая столовая», чтение отрывка из рассказа «Синичкин календарь», отгадывание загадок;

Наблюдение на прогулках за птицами, подкармливание птиц. Работа с родителями по изготовлению кормушек для птиц.

Дидактические игры:

«Слёт птиц», «Четвёртый лишний», «Найди птицу», «Выложи птицу».

Настольные игры:

Развивающее лото «Птицы», «Угадай, какая птица?»

Игры на развитие речи: «Добавь словечко», «Скажи ласково! «Один - много», «У кого кто?»

Игры с движениями : «Перелёт птиц», «Воробышки и автомобиль», «Совушка»

Художественное творчество : роспись птицы, лепка птицы.

Словарная работа : введение в активный словарь детей новых слов: кормушка, крошки, птичка-невеличка, встрепенулась, распушила.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Дети входят в группу. Слышится пение птички. Воспитатель обращает внимание детей на данный звук.

Ребята, нас кто-то в гостях?

Кто это? (Птичка)

Вам нравится, как она поёт?

Птица хочет привлечь наше внимание.

Что это? (Замечаем, что рядом с птицей рулончик бумаги)

Птица хочет задать нам загадки. Вы готовы их отгадать?

1. Чик-Чирик

К зёрнышку прыг,

Клюй не робей.

Кто это? (Воробей)

2. Синяя косынка,

Тёмненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать её (синичка)

3. Выпал снег,

А эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовём

Красногрудым (снегирём)

Дети отгадывают загадки и находят картинки с их изображением.

Про кого мы отгадали загадки? (Про птиц)

Какие это птицы? (Зимующие)

Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Дятел, ворона, сорока, голубь)

Чем питаются птицы (семечками, семенами, крошками, ягодами) - Трудно ли птицам зимой?

Почему люди подкармливают птиц? (Чтобы они не замёрзли, выжили0

Можем ли мы им помочь?

Трудно птицам зимовать,

Нужно птицам помогать.

Холодно птицам, как они греются?

Упражнение «Снегири»

Вот на ветках, посмотри (машут руками),

В красных майках снегири (наклоняют головы в стороны),

Распушили пёрышки (потряхивание руками),

Греются на солнышке (хлопают по бокам, голову поднять).

Дети, что есть у птиц?

Дети рассматривают и показывают части тела птицы.

У меня есть карточки, посмотрите внимательно и разложите их так, как вы считаете правильным.

Д/и «Кто как устроен»

Все птицы устроены одинаково

Что находится у птиц впереди?

Что находится у птиц на голове?

Что находится сзади?

Чем покрыто тело птицы?

Что умеет делать птица?

Дети находят и выкладывают соответствующие часть тела.

Дети, вы хотите показать нашей гостье, как мы зовём птичек за угощением?

(Птиц зимой нужно кормить, может, позовём их?)

Прилетайте птички (зовущие движения руками),

Сала дам синичке (режущие движения),

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой),

Хлебушка немножко («Крошим» хлеб),

Эти крошки - голубям (правую руку вперёд, ладонью вверх),

Эти крошки - воробьям (левую руку вперёд, ладонью вверх),

Галки да вороны (катают между ладоней «макароны»)

Ешьте макароны!

Игра «Добавь словечко»

Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие (крошки)

Дети, а вы знаете, какой корм любят птицы?

Хотите накормить птиц их любимым лакомством?

Детям предлагают таблички (карточки)

Упражнение «Соедини правильно»

Задание: нужно провести линию от птицы к её любимой еде.

Проверяем правильность выполнения задания.

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Дети, вы хотите покормить птиц?

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Мы вешаем кормушки

Для птичек на сучок.

Здесь есть столовая для птиц?

На ватмане нарисовано дерево, висят кормушки, сидят птицы.

Что вы видите? (Дерево, птицы)

Сколько всего воробьёв? (Два воробья)

Где сидят воробьи? (На кормушке)

Сколько на дереве снегирей? (Один снегирь)

Где находится снегирь? (Сидит на ветке)

Сколько синиц? (Три синицы)

Где сидят синицы? (Синицы сидят в кормушке)

Вы уже знаете, чем любят питаться птицы?

Выбирайте нужный вам материал и приступайте к работе. Дети наклеивают ягодки (из красной бумаги), насыпают на клей пшено, семечки. Приклеивают, рисуют крошки (восковыми карандашиками

Мы кормим птиц зимой, а они позаботятся о наших лесах, садах летом: будут уничтожать вредных насекомых.

По небу, весело скользя,

Летят пернатые друзья,

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Сарапулова Анна Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92», г. Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы...
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.


Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Полина, каких птиц мы называет зимующие?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Семён, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: Юля, что ты узнала интересного на занятии? (Что тебя удивило?)
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.

Организация: МАДОУ ДС № 48

Населенный пункт: Тюменская область, г. Нижневартовск

Цель:

Расширить представления о зимующих птицах, их строении. Сформировать понятие «зимующие птицы».

Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизировать словарь по теме птиц, составлять предложения, учить отвечать на вопросы,.

Учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, птичка, кормушка. Планируемый результат: Дети любознательны, активны, называют зимующих птиц, задают и отвечают на вопросы, способны образовывать самостоятельно качественные прилагательные, используют их в речи.

Ход занятия.

Музыка звучит читает стихотворение Е. Благининой «Морозы»:

Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозик, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить.

И тогда им будет легко переносить холода.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это птичка…

Она прилетела к нам в гости. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами?

Дети: Зимующие птицы.

Птичка: Посмотрите картинки и назовите птиц которые здесь изображены.

Дети: Воробей, ворона, голубь, сорока.

Воспитатель: Есть птицы которые прилетают к нам перезимовать - снегири, синицы.

Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц: Снегирей называют так они прилетают к нам с первым снегом. У снегирей красивая красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

Воспитатель: Давайте познакомимся-это ворога. Какая она?

Дети: Черная, большая.

Птичка: Кто изображен на картинке…воробей. Какой он?

Дети: Воробышек маленький, шустрый, коричневый...

Воспитатель: Послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?

«Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор».

Дети: Дятел.

Воспитатель: Где он обитает, какой он?

Дети: Он живет в лесу, добывает из-под коры вредных жуков, лечит деревья.

Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Вы узнали его? Голубь

Дети: Голубь красивый, большой, воркует, любит хлеб

Физкультминутка:

Птицы высоко летали

(дети бегают),

Птицы крыльями махали

(дети машут руками),

А теперь они спустились

(приседают),

У них крылышки сложились

(прячут руки за спину).

Упражнение «Назови ласково» (с птичкой).

Птичка: Сейчас поиграем с птичкой в игру«Назови ласково»:

Снегирь - снегирёк,

Синица - синичка,

Голубь - голубок,

Воробей - воробейчик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

Дети: Кормушка.

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

Дети: Человек.

Воспитатель: Для чего они это сделали?

Дети: Чтобы люди могли подкармливать птиц зимой, т.к им холодно и голодно зимой

Итог занятия:

Давайте вспомним, о ком сегодня было занятие?

Каких птиц мы вспомнили?

Как можно помочь птицам зимой?

Как называются птицы которые остаются с нами?

На прогулке на участке мы покормим птиц в наших кормушках

Муниципальное автономное дошкольное учреждение общеразвивающего вида

9 г.Грязи муниципального района Липецкой области

(МАДОЙ д/с №9 г.Грязи)

Конспект НОД

в средней группе по развитию речи

«Зимующие птицы»

Воспитатель:

Шмелева Елена Анатольевна

г. Грязи 2017 год

Цели:
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
закрепить понятие «зимующие птицы»;
учить постановке элементарных опытов со льдом и помогать делать выводы на основе полученных результатов;
расширять представление детей о свойствах льда;
развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов;
воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;
активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы», умение говорить «громко-тихо», вырабатывать силу голоса;
расширять словарный запас детей: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Материал:
иллюстрации с изображением зайца, волка, лисы, белки, воробья, вороны, снегиря, синицы, кошки;
опорные карточки по ознакомлению детей с понятием «Птицы»,
карточки с изображением корма для птиц.
ягоды, замороженные в кубиках льда, стаканы с тёплой водой;
кормушка;
на тарелочках сало, семечки, зёрна, крошки; запись с голосами леса, зимы;
макеты деревьев, фланеграф.
Ход занятия.
Восп. : - Ребята, здравствуйте! Мы сегодня с вами отправимся на лесную опушку.
Раз, два, три, повернись, (дети закрывают глаза)
На лесной опушке окажись!
(звучит музыка)
Восп. : - Ой, как здесь холодно! А почему, ребята, как вы думаете?
Дети: - Потому что зима холодная пришла.
Восп. : - А какая ещё зима бывает?
Дети: - Снежная, морозная, лютая, суровая, вьюжная.
Восп. : - А что бы нам было не холодно, нам нужно одеться.
Дети делают вид, как будто одеваются в тёплую одежду.
Восп. : - Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! (Звучит музыка «голоса леса»). Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Восп. : - Молодцы, как можно назвать одним словом зайца, белку, волка и лису?
Дети: - Дикие животные.
Восп. : - Как можно назвать одним словом воробья, синицу, снегиря и ворону?
Дети: - Зимующие птицы.
Восп. : - Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Дети: - Да, любим.
Восп. :
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Окраской – сероватая,
повадкой – вороватая,
каркунья хрипловатая.
Очень хитрая персона,
А зовут её … (ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Восп. : - Посмотрите, а чем покрыто тело птиц?
Дети: - Перьями.
Восп. : - А у кошки?
Дети: - А у кошки волосы, шерсть.
Восп. : - Зачем птичкам перья?
Дети: - Тепло сохраняют, крылья у птицы из перьев, перья помогают летать.
Восп. : - Где у птички расположены длинные перья, а где короткие?
Дети: - Длинные - на крыльях, короткие – на голове, животе.
Предлагаю детям найти карточку, обозначающую покров тела птицы, и выставить на фланелеграф.
Восп. : - А что помогает птицам узнавать, что находится вокруг них?
Дети: - Глазки.
Восп. : - А где ушки?
Дети: - Они спрятаны под пёрышками.
Восп. : - Что ещё находится на голове у всех птиц, но нет этого у зверей, например кошки?
Дети: - У птичек есть на голове клюв, а у кошки нет.
Восп. : - Найдите карточку, обозначающую голову с клювом.
Восп. : - Зачем птицам клюв?
Дети: - Птичка им клюёт корм, чистит перья, пьёт воду. С помощью клюва она поёт песенки.
Восп. : - А ещё, ребята, на клюве есть носовые отверстия, поэтому часто клюв называют носом. Как может передвигаться птичка? Что ей в этом помогает?
Дети: - Птицы летают, прыгают, ходят. Для полёта у птиц есть крылья, хвост, а для ходьбы-ноги.
Восп. : - А как кошка передвигается? Что ей в этом помогает?
Дети: - Кошка лазает, прыгает, ползает, бегает. У неё есть ноги.
Восп. : - У кого количество ног больше у кошки или у птички? На сколько больше?
Дети: - У кошки 4 ноги, а у птички 2. У кошки на 2 ноги больше, чем у птички.
Предлагаю выбрать карточку с органами передвижения птичек из набора: на одной карточке - 2крыла и 6 ног, на другой - 4 крыла и 6 ног, на третьей - 2ноги и 2 крыла. Дети прикрепляют правильную карточку в ряд с выставленными раньше на фланелеграф.
Восп. : - У всех птичек есть две ноги и два крыла. Давайте посчитаем, сколько пальцев на ноге у птички.
Дети считают. Их четыре.
Восп. : - А сколько пальцев у вас на ноге?
Дети: - Пять пальцев.
Восп. : - А хвост зачем птице? Он ей мешает или помогает?
Дети: - Хвост помогает летать. У самолёта тоже есть хвост.
Восп. : - Найдите карточку с изображением хвоста птицы и прикрепите на фланелеграф.
Воспитатель выставляет карточки с гнёздами птиц: в одном – яички, в другом – птенчики.
Восп. : - Что находится в первом гнезде, во втором?
Дети: - В первом гнезде – яйца, во втором – птенчики.
Восп. : - Давайте прочитаем вывод, используя карточки: «Что такое птицы».
Дети: - Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями, есть клюв, передвигаются с помощью двух крыльев и двух ног, им помогает хвост, сначала птицы откладывают яйца, а потом из них появляются птенцы.
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири - тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Восп. : - Ребят, а легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Восп. : - Да, правильно, ребята, птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм. А чем питаются птицы?
Дети: - Крошками, зёрнышками. Дети высказывают свои предложения
Восп. : - Правильно, ребята (говорит таинственным и тихим голосом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Восп. : - А вы знаете, что воробьи питаются зёрнышками и крошками. Давайте обозначим их вот такой карточкой.
Восп. : - А синицы тоже питаются зёрнышками и крошками, но любимое их лакомство – сало, его обозначим
Восп. : - Снегири едят семена, ягоды, очень любят клевать ягоды рябины, их обозначим так
Восп. : - Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим так
Пальчиковое упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Восп. : - Давайте теперь поиграем. Вы запомнили, кто чем питается? Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по - одному, выбирают карточку – модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Восп. : - Молодцы! Я принесла сегодня настоящие ягоды. Ой, ребята, пока мы с вами здесь играли, зима заморозила ягодки и превратила их в льдинки. Что же нам делать, как освободить ягодки из ледяного плена?
Дети: - Надо растопить лёд.
Восп. : - А как это можно сделать?
Дети: - Можно погреть в кулачке, можно положить на батарею, можно положить в тёплую воду.
Восп. : - Давайте проверим и узнаем, какой из предложенных опытов самый быстрый,
(Проводим опыты с таянием льда. Делаем вывод, что в тёплой ладошке лёд начинает таять и превращается в воду; в тёплой воде льдинки тают быстрее, чем в холодной.)
Восп. : - Ребята, а что мы сделаем с ягодками, которые мы разморозили?
Дети: - Можно накормить птичек, отнести на улицу и положить на кормушку.
Восп. : - А какая птичка больше всего любит такие ягоды?
Дети: - Снегирь.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть настоящий корм. На столе припасены в тарелочках сало, крошки хлеба, зерно, очистки от яблок. Детям предлагаю положить на кормушку каждого вида питания птиц.
Восп. : - Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Один, два, три, повернись,
В детском саде окажись!
Итог
- Каких птиц мы повстречали в лесу?
- Как можно назвать их одним словом?
Какое доброе дело мы сделали?
- Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочками яблок?

Занятие по развитию речи для детей средней группы на тему: «Зимующие птицы».

Тема : Зимующие птицы.

Цель : расширять знания детей о зимующих птицах нашего края.

Задачи :

Активизировать в речи имена прилагательные;

Учить отвечать на вопросы полным ответом;

Составлять описательный рассказ по вопросному плану;

Воспитывать любовь и заботу к птицам.

Оборудование : звукозапись «Времена года»; искусственные деревья, мешочки тканевые, иллюстрации птиц, корм; оформленная ширма с изображением леса.

Ход занятия :

Ребята, мы сегодня с вами отправимся на прогулку в зимний лес. (Звучит музыка «Голоса птиц). Внимательно прислушайтесь к звукам и скажите, что вы услышали в зимнем лесу? (Голоса птиц).

Ребята, вы мне много назвали птиц. Но вы знаете, что некоторые птицы осенью улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать вместе с нами.

Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Каких вы знаете зимующих птиц?

А сейчас мы с вами прогуляемся по зимнему лесу и посмотрим, кто же живёт в нём.

Ребята, а вон на ёлочке кто – то сидит и смотрит по сторонам.

Кто это?

Как называется эта птица?

Давайте, ребята, послушаем стихотворение про воробья.

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

*Какой он по размеру?

*Какого цвета его пёрышки?

*Сколько у воробушка лапок?

*Для чего нужны воробью лапки?

*Как передвигается воробушек?

*Чем питаются воробьи?

Физкультминутка «Птички и кот».

Ребята, а теперь послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

Непоседа, невеличка,

Жёлтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеницу.

Кто узнал её?

А сейчас (Лиза К.) расскажет нам стихотворение о синичке.

Маленькая птичка –

Жёлтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает.

А ещё чем питается синичка?

Ребята. А вы знаете, что в ноябре некоторые люди празднуют «синичкин день» - они укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зёрнышки, вешают за окно кусочки солёного сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».

А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется «Кто как кричит?».

(Показываю птиц: воробья, синичку. Как кричит воробей? Как подаёт голос синичка? Вначале хором, а потом спросить одного).

А сейчас игру усложним. Если я картинку поднимаю вверх, то вы произносите громко, а сели вниз, то тихо.

Ребята, послушайте ещё одно стихотворение, которое нам Настя К.

На ветвях, украшенных

Снежной бахрамой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют.

Что это, ребята, за яблоки?

Почему их назвали яблоками?

Молодцы! Хорошо вы знаете птиц, которые зимуют в наших краях. А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать.

А чем же мы будем птиц кормить, узнаем сейчас в ходе игры.

Игра «Определи корм на ощупь».

(У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм).

С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.

Ребята, мы будем подкармливать птиц поздней осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода и холода?

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой наши кормушки, развесим их на деревья и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм.