Самостоятельный чип тюнинг. Оборудование для чип-тюнинга – секреты перепрошивки


Чип-тюнинг своими руками - явление уже достаточно распространенное в наших реалиях. Русские мужики - они такие: дай только сэкономить на поездке на СТО, если можно решить проблему у друга в гараже. Хотя, конечно, чип-тюнинг двигателя своими руками - процедура не самая простая, и, если что-то пойдет не так, есть риск существенно потрепать себе и нервы, и кошелек.

Чип-тюнинг своими руками для начинающих - азы

Откуда пошло понятие — чип-тюнинг двигателя? Из тех времен, когда деревья еще были большими, девушки - симпатичнее, а в автомобилях уже появились первые электронные блоки управления (ЭБУ) двигателем. Вот тогда-то к некоторым особо смышленным автовладельцам и пришло понимание того, что если есть микросхемы с процессором и контроллером, задающие определенные параметры работы двигателя, - то можно же их и заменить?!

Первый чип-тюнинг своими руками - это действительно был чип-тюнинг своими руками и, вдобавок, паяльником с канифолью и припоями. На словах мануал очень прост: выпаял одну микросхему с платы и впаял другую - с заранее «вшитыми» туда параметрами. И вуаля! - машина уже едет по-другому.

Зачастую лучше, иногда - хуже, чем было. Тогда приходилось повторять процедуру. Сейчас все изменилось: чип-тюнинг своими руками стал гораздо проще - ноутбук со специальным программным обеспечением, разъем для диагностики, программатор - и вперед! По сути, нынешний чип-тюнинг своими руками - это такая же перепрошивка, как и с современными смартфонами. Ответственности, разве что, больше.

Как сделать чип-тюнинг двигателя своими руками - и что это даст

Не секрет, что многие владельцы - особенно те, кто уже имеет определенный опыт езды на своем автомобиле, хотели бы несколько улучшить некоторые его характеристики. Чаще всего требования бывают следующими: либо улучшить динамику автомобиля, либо уменьшить расход топлива . Чип-тюнинг своими руками - самый простой способ это сделать это, и, пожалуй, самый доступный для обычного водителя.

Чип-тюнинг своими руками — вмешательство в управляющую электронику двигателя с целью изменения каких-либо характеристик — бывает разной степени глубины: либо полная перепрошивка или замена управляющей электроники, либо более мягкий вариант: вмешательство в базу данных штатного бортового компьютера автомобиля.

Есть специальные тюнинговые наборы: например, немецкий RaceChip или бельгийский Remus Powerizer обещает прирост мощности до 30% вкупе с 10%-ной экономией топлива, при сохранении обычного стиля езды.

По сути, такие чип-тюнинг-боксы, визуально представляющие собой обычную пластиковую коробочку с «принтерным» разъемом, можно устанавливать на любые типы двигателей - и бензиновые (атмосферные или турбированные, не так важно), и дизельные. Его особенность - неглубокое вмешательство в работу блока управления двигателем, а не классическая перепрошивка.

Чип-тюнинг двигателя своими руками - плюсы и минусы

Основной минус: при полной перепрошивке блока управления есть риск того, что где-то что-то пойдет не так - как при переустановке Windows, например. Но если на обычном компьютере легко сделать откат системы или заново ее накатить, то с автомобилем все немного сложнее.

В самых печальных случаях можно и вовсе попрощаться со старым электронным блоком управления. А технология чип-тюнинг-бокса подразумевает скорее дополнение информационной базы бортового компьютера, управляющего двигателем, различными необходимыми для работы мотора в различных режимах данными, изначально «зашитыми» в этом блоке.

Еще один плюс подобных чип-тюнинг боксов - они не обнаруживаются диагностами на СТО официальных дилеров, у которых был приобретен автомобиль. И, естественно, это не влечет за собой снятия с гарантийного обслуживания - что тоже немаловажно, особенно для владельцев двух-трехлетних машин с небольшим пробегом. Кстати, еще один важный момент: после установки чипа необходимо проехать 150-200 километров - дабы произошла его калибровка и согласование работы с ЭБУ.

Обычно после установки чип-тюнинг-бокса автомобиль становится более отзывчив на педаль газа, несколько динамичнее разгоняется (здесь еще важно учитывать изначальные параметры двигателя - к примеру, никакой чип-тюнинг ВАЗ своими руками не придаст, например, «десятке» динамику Mitsubishi Lancer или Subaru Impreza) и приносит владельцу автомобиля больше позитивных эмоций.

Чип-тюнинг своими руками - как это работает

У двигателя есть компьютер, который «говорит», когда зажигаться искре в свечах, сколько форсунке поливать бензина в цилиндр, когда турбине начинать дуть и с каким усилием - всем этим управляет одна небольшая коробочка, которая иногда может находиться в совсем уж неожиданных местах. Чип-тюнинг своими руками позволяет изменить ту программу, которая там хранится, и в которую занесены все заводские значения тех или иных параметров работы автомобильного двигателя.

Все просто: диагностический разъем, подключение к компьютеру, «сливка» старой прошивки и «накатка» новой. Суть нынешнего чип-тюнинга: приехать на СТО к парням с ноутбуком, на машине в 120 л.с. и за условные 5 000 рублей снимать со своего двигателя уже 150 л.с. - и это не волшебство.

В моторе есть различные топливные карты, регулирующиеся несколькими параметрами - они, при определенном умении, скачиваются и изменяются: многие двигатели на сегодняшний день обладают обширным ресурсом для увеличения мощности - их, в угоду экологии, даже «тушат».

Зажигание выставлено неоптимально - если поменять углы, заставить раньше загораться искру и больше топлива давать от форсунки - с атмосферного мотора можно легко «прибавить» 10-15% мощности. Если мотор турбирован - меняют алгоритм работы клапанов турбины.

В итоге она начинает дуть раньше и сильнее, плюс все то же самое с зажиганием и форсунками - это может дать до 30% прироста мощности. И что самое важное, без потери ресурсных характеристик! Самая благодатная почва для чип-тюнинга - это турбодизельные моторы: работа даст увеличение мощности, плюс расход топлива останется аналогичным.

Чаще всего и эффективнее всего чип-тюнинг выглядит на тех моторах, которые в Россию и Украину поставляются с гораздо меньшей степенью форсировки - тюнеры просто заливают «европейскую» или «американскую» прошивку - 100% она эффективно и безопасно работает. Также «чиповаться» стоит, чтобы перенести максимальный крутящий момент на более низкие обороты двигателя.

Они-то и являются самыми рабочими - и убрать «микропровалы» при разгоне. Это плюс! Главное ведь - не только прирост мощности, но и возросшая эластичность двигателя. Хотя если мотор изначально не очень хорош - его кардинально не исправить никакой «чиповкой».

Чип-тюнинг своими руками и его опасности

Сложнее приходится, если характеристики работы мотора начинают менять в угоду своим прихотям - тогда двигатель начинает работать в нескольких несвойственных для себя режимах. Что зачастую сказывается на его моторесурсе. Еще одна проблема: те, кто занимается чип-тюнингом в гараже у дяди Васи, иногда могут быть нечисты на руку. Например, вместо перепрошивки подобные товарищи могут просто изменить отклик на педаль газа - установив так называемый «джеттер».

Дело в том, что электронный блок двигателя «чувствует», когда и как вы нажимаете на педаль газа - нажали на треть, он и топлива нальет на треть. Нажали более основательно - форсунки откроются на полную. С «джеттером» при любом нажатии на педаль машина старается рвать с места, как Усэйн Болт. Вот и все изменение. Расход топлива при этом, само собой, уж точно не уменьшится.

В общем, если решили сделать чип-тюнинг своими руками - найдите всю информацию о своем двигателе , его мощностные характеристики. Интернет большой, там есть все. Как проверить эффективность работы? Только замерами на стенде. В стоковом варианте и «прочипованном». Смотрим на графики и сравниваем.

Помните, что в результате неудачного чип-тюнинга могут возникнуть уже необратимые изменения в работе мотора, которые способны привести к весьма дорогостоящему ремонту. Кстати, если «чиповать» бензиновый турбированный двигатель - придется переходить с 92-го или 95-го бензина на 98-й. И, конечно, может возникнуть проблема с коробкой передач: не порвет ли ее из-за прироста мощности и возросшего крутящего момента - он-то по-любому начинает потихоньку изнашивать КПП.

А самая забавная штука: если купили подержанное авто, которое уже «чиповалось», а предыдущий хозяин ничего об этом не сказал - то можете залить ровно ту же кастомную прошивку, что и была. Смешно, но факт - можете заплатить деньги (обычно - от 150 до 400 у.е., в зависимости от степени сложности и глубины работы, а вот чип-тюнинг-боксы могут обойтись и еще дороже) - буквально ни за что.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

© А.Пахомов (aka IS_18 )

Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.

Диагност

Основные требования к кандидату в автодиагносты – желание, возможность и способность к самообучению, достаточные (в идеале – глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и «умение паять».

Вы должны четко представлять себе специфику данной «отрасли»: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много. Не последнее место занимает умение аккумулировать и применять полученный опыт.

Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента – не жизнь 🙂

Обучение

Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель – получить права, а дальше – естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам «заочное» обучение азам автодиагностики – уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих «Обучение диагностике автомобиля». .

Оборудование

Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.

Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В‑третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:

1 . Сканеры
2 . Мотортестеры.
3 . Газоанализаторы.

Рассмотрим каждую подробнее.

Сканеры

Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков , обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ) . Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

1 . Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2 . Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3 . Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4 . Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.

Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно . Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные , работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:

  • Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM – порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
  • Адаптер K‑Line (K‑L-Line ) с комплектом проводов и разъемов.
  • Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic – тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.

Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.

Мотортестеры

Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов , это и осциллограммы высокого напряжения , и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, – давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

1 . О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2 . О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3 . О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4 . О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5 . О реальном угле опережения зажигания.

Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут .

С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – .

Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности.

Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory . Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.

Газоанализаторы

Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, – достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано .

Краткий итог

Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:

  • Топливный манометр. О нем почитайте .
  • Установка для очистки форсунок. Ультразвуковая с проливочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная.
  • Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания.
  • Качественный ампервольтомметр (мультиметр), желательно не китайского производства.
  • Хороший набор инструмента. Желательно фирменный.
  • Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером «под себя» и самостоятельно .

Чип – тюнингом будем заниматься?

Тогда еще одна статья расходов:

  • Программатор ЭБУ c флэш-памятью (Январь 5 .xx, Январь 7 .2 , Микас 7 .x, Бош МП7 , Бош М7 .9 .7 ). Для начала можно и простой, бесплатный. Их можно скачать на соответствующем разделе сайта. К покупке коммерческого варианта приходят практически все через некоторое время, при достижении определенного уровня и/или накопив определенное количество «обломов» и потерянных клиентов.
  • Программатор ПЗУ (Январь 4 , GM, Микас 5 , Бош М154 ) и, естественно, набор ППЗУ и панелек (на панельках не стоит экономить – берите цанговые). Мы рекомендуем использовать электрически стираемые ПЗУ Winbond 27 С257 (32 Kb) и 27 С512 /27 E512 (64 Kb).
  • УФ-лампа для стирания ППЗУ с УФ-стиранием, если Вы решили не пользоваться советом выше 🙂
  • Оборудование для пайки – паяльник, отсос и т.д (в идеале – паяльная станция).
    К трем последним пунктам можно отнестись как к второстепенным – ЭБУ этих типов встречается уже нечасто. С 2003 г. они вообще перестали устанавливаться на автомобили. Но данное оборудование может пригодиться при тюнинге большинства иномарок начала/середины 90 ‑х готов прошлого столетия.
  • Набор прошивок под все типы ЭСУД – в зависимости от уровня:
    а) бесплатных б) коммерческих в) собственные наработки.
  • Для продвинутых – программа для изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента, да и просто для творчества.
  • Инженерный блок – для профессионалов, для калибрования непосредственно «на ходу».
  • Контроллер ШДК – для владельцев инженерного блока, для контроля состава смеси. На худой конец пойдет простой альфаметр , но он сильно искажает показания на составах смеси сильно отличающихся от стехиометрического.

Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает «переписать программу, а то что-то не едет», а автомобиль просто нуждается в ремонте.

И последнее, без чего не обходится диагностический участок, – это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Как делается диагностика

Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.

1 . Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.

2 . Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя.

Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.

3 . Первым делом «узнаем врага в лицо », т.е. с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83 , Евро‑2 , Евро‑3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27 , блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.

4 . Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.

5 . Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.

6 . Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Как – .
Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.

7 . На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Про диагностику систем с блоком Бош МП7 .0 можно . Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.

8 . Фиксируем показания газоанализатора.

9 . При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.

10 . Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.

11 . А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.

Дополнительно:

1 .

Каждый автовладелец со временем начинает мечтать о новой, более мощной машине. И если раньше это сделать можно было, только купив новую, то сегодня вариантов улучшить мощность, скоростные и другие динамические показатели авто существует несколько. Одним из самых популярных способов улучшения динамики мотора машины сегодня считается . Стоимость этой процедуры на специализированном автосервисе достаточно невысокая, всего несколько тысяч рублей. Однако наши автолюбители очень часто пытаются сделать всё самостоятельно. Это вполне возможно. Для этого вам понадобится или же тщательно изучить особенности работы чип-тюнера, или же довериться разработчикам чип-боксов и просто подключить уже готовое, купленное в магазине оборудование. Рассмотрим детально каждым из методов своими руками.

Установка чип-бокса

Если вы не хотите тратить много времени на тюнинг, то можете просто установить чип-бокс

Одним из самых простых вариантов сегодня считается установка чип-боксов. Этот метод чиповки вполне доступен даже для начинающих. Для этого понадобится лишь разобраться с тем, какой у вас двигатель и приобрести для него подходящий чип-бокс. После этого надо найти стандартный диагностический разъём электронного блока управления и подключить через него дополнительное устройство. После установки корректировку работы электронного блока управления модуль будет выполнять сам. На этом процедура закончена. Делается она достаточно просто и за очень короткое время. устройства также происходит просто и очень быстро, а все заводские настройки автоматически возвращаются.

Здесь возникает вопрос в другом, стоит ли доверять таким устройствам или лучше всё-таки производить прошивку чипа? Ведь согласно отзывам, боксы по-разному влияют на параметры двигателя, к тому же вследствие их установки многие отмечали снижение ресурса двигателя автомобиля и других его систем.

Прошивка чипа своими руками

Прошивка чипа, как правило, более эффективна, так как при проведении этой процедуры происходит не подмена сигналов, а настраивается вся электроника двигателя. В результате этого можно добиться качественного улучшения работы всей электроники автомобиля. Перепрошитый блок управления позволит увеличить мощность двигателя, повлияет на работу кондиционера, что, в свою очередь, улучшит работу авто на холостых оборотах. Настройка позволит сократить время разгона машины и снимет скоростные ограничители, снизит расход топлива, токсичность выхлопов, заставит работать все бортовые электроприборы правильно, но более эффективно, так как большинство заводских настроек занижают и стараются сэкономить ресурс. Это никак не повлияет на ресурс работы, ведь вследствие чипования вы просто станете использовать всю электронику авто по максимуму.

Для того чтобы осуществить прошивку чипа ЭБУ своими руками, потребуется гораздо больше усилий. Вам необходимо будет разобраться с тем, как сделать чип-тюнинг своими руками, иными словами, самому изучить все тонкости и особенности работы чип-тюнера. Разобраться с тем, как работает двигатель, достать или купить необходимое оборудование и только после этого можно будет чипования.

Сам процесс прошивки двигателя может отличаться в зависимости от возраста автомобиля. На более старых машинах эта процедура производится достаточно сложно. Ведь для того чтобы всё сделать, необходимо разбирать ЭБУ, распаивать резисторы и впаивать новую микросхему. И только после этого можно запускать программу для прошивки. На новых машинах, тех, которые выпущены в последнее десятилетие, процедура чиповки производится проще, всё можно сделать без разборки через диагностический разъём.

Что понадобится для чип-тюнинга?

Для того чтобы сделать чип-тюнинг двигателя своими руками, вам понадобится:

  1. Прошивка. Желательно брать качественную, проверенную либо же официальную, так как гарантий о том, что скачанная из интернета будет работоспособной, вам никто не даст.
  2. Ноутбук с подходящим программным обеспечением. Его надо будет или переустановить, или же хотя бы скачать временные версии.
  3. Программатор. Именно он будет производить прошивку. Этот прибор достаточно дорогой, так что лучше договориться о его аренде, так удастся значительно сэкономить. К тому же, если вы не собираетесь заниматься чип-тюнингом постоянно, он в будущем вам совершенно не понадобится.
  4. Программное обеспечение. Здесь надо посмотреть на софт, который должен быть изначально установлен на ноутбуке для работы с программатором и самой прошивкой.
  5. Адаптеры для соединения с портом автомобиля.

Если вы собираетесь делать чип-тюнинг двигателя более старого авто, где необходима доработка ЭБУ, то вам также понадобится:

  1. Микросхема - её следует подбирать исходя из марки автомобиля и ваших предпочтений. Обычно для таких целей отлично подходят ПЗУ 27С256 или 27С512. Микросхемы возможно купить как в специализированных магазинах, автомастерских, занимающихся прошивкой, так и заказать через интернет.
  2. Панель для микросхемы - так же, как и в случае с прошивкой, лучше взять качественную, пусть она и обойдётся дороже. Здесь экономить не стоит, ведь основная задача этой детали - защита микросхемы.
  3. Рабочий инструмент: ключи и, возможно, паяльник, бокорез.

Подготовка к прошивке

Перед тем как начинать делать чип-тюнинг своими руками, нужно проверить мотор машины на исправность. Очень важно, чтобы всё работало правильно, иначе результаты работы могут быть самыми неожиданными или даже навредить вашему автомобилю.

Сначала вам понадобится запустить ноутбук, установить на него необходимое программное обеспечение, драйвера, подключить к нему программатор. Всё оборудование необходимо установить надёжно, лучше закрепить, чтобы во время работы оно не могло сдвинуться.

Последовательность прошивки чипа без доработки ЭБУ

Здесь всё так же достаточно просто. После того как необходимые программы и драйвера установлены на компьютер, колодка адаптера подключается к диагностическому порту. Зажигание при этом должно быть отключено. Далее запускается ноутбук, включается зажигание. После этого запускается Flasher и выбираются ошибки, которые необходимо устранить. После того как ошибки удалены, запускаете новый файл с прошивкой и ждёте, пока закончится настройка. Только после того, как всё завершено, отключаете зажигание, ждёте минимум минут 5 и включаете зажигание снова. Смотрите, что выбивает вам Flasher. Если после настройки опять бьют ошибки, то процедуру следует провести заново.

После того как всё завершено, запускаем двигатель и смотрим, как работает автомобиль. Если всё нормально, то процедура прошивки на этом завершена.

Последовательность выполнения работ с доработкой ЭБУ

Как уже было обозначено ранее, сделать чип-тюнинг двигателя на старых машинах гораздо сложнее. Ведь сначала нужно будет заменить микросхему в ЭБУ, и только потом приступать к программированию и настройке.

Сначала ЭБУ. Для этого необходимо снять панель над правой и левой консолью. Блок находится слева. Для того чтобы его снять, нужно отвести фиксатор и осторожно, не касаясь контакта, вынуть разъём из гнезда. Далее откручиваем болты крепления и снимаем вместе с кронштейном сам блок питания.

После этого блок необходимо вскрыть: отгибаете фиксаторы и снимаете крышку. Под ней вы найдёте печатную плату. С платой следует работать очень осторожно, так как её очень легко повредить.

Вам необходимо заменить микросхему. Стандартный чип имеет 28 выходов, и перед тем как его заменить, необходимо пометить чем-то первый выход. Снимаете микросхему с платы, аккуратно отжав верх, или же, если она запаяна, то просто перекусив все места соединения бокорезом. Далее устанавливаете новый чип. Важно проследить чтоб нигде не было перекосов. Если микросхема была впаяна, восстанавливаете пайку. После того как всё сделано, закрываете крышку ЭБУ, устанавливаете на место, соблюдая обратный порядок всех работ.

Когда всё установлено, подключаете ноутбук к диагностическому порту, включаете зажигание и дальше выполняете прошивку. Обычно на калибровку уходит около получаса. После того как программа завершит свою работу, отключаете зажигание, ноутбук. Для того чтобы проверить работоспособность двигателя с новой калибровкой, необходимо подождать минут 10 и только после этого заводить мотор. Если автомобиль завёлся и всё работает, то настройка произведена успешно. Если же нет, опять выключаем зажигание, ждём минут 5–10 и дальше всё повторяем заново.

Возможные последствия самостоятельной прошивки

Самостоятельная чиповка - это не только способ сэкономить, но и возможность освоить для себя что-то новое, изучить устройство и работу своего автомобиля. Возможность лучше разбираться в возникающих проблемах машины. А если сильно понравится и всё получится, то можно стать профессиональным чип-тюнером, самому зарабатывать на этом деньги.

Однако в большинстве случаев чиповать свой автомобиль самостоятельно опытные специалисты не рекомендуют. Во-первых, много сэкономить не удастся, особенно если всё оборудование придётся покупать. Да и времени на изучение всего процесса у вас уйдёт немало. Во-вторых, есть риск выбора неправильной прошивки (особенно если берёте неофициальную версию, а ломаную из интернета), которая может негативно отобразиться на токсичности выхлопов, привести к снижению ресурса деталей или же, вообще, вывести из строя блок управления. А чтобы потом всё исправить, вам придётся обращаться к специалистам и платить за это деньги.

Выводы

Таким образом, разобравшись с тем, как чиповать машину самому, рассмотрев подробно возможные способы чип-тюнинга, каждый для себя должен решить, стоит ли это делать самостоятельно, сможет ли он справиться или же лучше обратиться к специалистам. Если же вы всё-таки решились самостоятельно чиповать мотор, стоит ещё раз детально изучить последовательность выполнения всех работ, детально выполнять все рекомендации и следовать инструкции.

FAQ для Начинающих:

1.
Вопрос: В чем смысл тюнинга?
Ответ: Представим что двигатель это насос по перекачке воздуха. Каждый заводской двигатель имеет свой объем и свои особенности конструкции. Для примера возмём 2 двигателя, это 8кл. двигатель 2111 и 16кл. двигатель 2112. Если снять логи с каждого из этих двигателей и проанализировать их, то мы увидим что 16кл. двигатель 2112 потребляет больше воздуха чем 8кл. 2111, может быть не во всем диапазоне оборотов, но по крайней мере на высоких оборотах дв.2112 потребляет больше воздуха. Соответственно автомобиль с дв.2112 будет быстрее ехать и быстрее разгоняться. Потому что у дв.2112 большее потребление воздуха (4 клапана на цилиндр), вместо 2-х у дв.2111. Таким образом когда мы ставим тюнинг железки, распредвалы, ресивер, дроссель, прямоточный выпуск, растачиваем каналы ГБЦ, увеличиваем объем двигателя или ставим турбину мы тем самым добиваемся 2-х факторов, это более большего потребления воздуха двигателем и более лучшей пропускной способности. Чем больше двигатель потребляет воздуха тем выше его мощность и момент. Для примера заводской 16кл. двигатель 2112 потребляет около 320 кг воздуха/час, турбированный уже около 900 кг воздуха/час.
Итог: больше воздуха>больше мощности, меньше воздуха>меньше мощности.

2.
Вопрос: Зачем после тюнинга надо калибровать прошивку?
Ответ: У каждого заводского инжекторного автомобиля в электронный блок управления записана прошивка, которая была откалибрована в соответствии с конфигурацией двигателя. Т.е прошивка была откалибрована в соответствии с объемом двигателя, параметрами распредилительных валов, фазой распредилительных валов, конструкцией ресивера, конструкцией дроссельного узла, выпускной системы, производительностью форсунок и т.д. Двигателем управляет прошивка, углом опережения зажигания, составом смеси, хол. ходом и тд. И когда мы ставим скажем тюнинг распредвалы и ресивер, мы тем самым кардинально меняем систему впуска и систему газораспределения двигателя. Таким образом после тюнинга мы получили новые динамические характеристики двигателя, это требует новой калибровки прошивки, под нашу новую конфигурацию двигателя. Потому что заводская прошивка была настроена на заводскую конфигурацию, и на новой тюнинг конфигурации она не будет правильно работать. Будут рывки и провалы в движении, авто не будет развивать максимальной мощности и максимальной скорости, хол. ход будет не стабильным. Кроме того работа двигателя на не настроенной прошивке может вызвать продолжительную детонацию, это прогар клапанов, раскол поршней, повреждение шатунов и стенок цилиндров, в общем в лучшем случае ремонт двигателя в худшем его замена.
Итог: прежде чем тюнить авто, надо найти настройщика или самому обладать хотя бы начальным уровнем знаний. И конечно иметь оборудование для калибровки прошивки. В идеале любая установка тюнинг железки на двигатель, например прямоточного выпуска ТРЕБУЕТ новой калибровки прошивки.

3.
Вопрос: Какое оборудование мне нужно для калибровки прошивки?
Ответ: Когда мы нафаршировали двигатель кучей нестандартного железа, распредвалы, ресивер, выпуск и тд., мы выполнили только 50% работы. Нихрена все это никуда не поедет без калибровки прошивки. Остальные 50% это настройка всего этого фарша) Так вот, для этого нужна система, которая позволит нам все это дело настроить. Под словом система я имею ввиду инженерый блок управления двигателя и проводка к нему до датчиков двигателя. Инженерный блок управления отличается от обычного тем, что на инженернике можно калибровать прошивку в режиме реального времени, этот режим называется онлайн. Т.е. едите вы за рулем, а настройщик в это время сидит рядом с вами с ноутбуком, подключившись через адаптер к вашему эбу и калибрует прошивку получая данные в реальном времени, такие как состав смеси, угол опережения зажигания, температуру впускного воздуха и тд. и соответственно также изменяет эти параметры в реальном времени. Систем для калибровки прошивки в режиме онлайн масса, это январь, корвет, мегасквирт, инвент и тд. Суть у них одна, настраивать прошивки в режиме онлайн. Далее, одного инженерника мало, нужен еще широкополосный датчик кислорода чтобы видеть состав смеси в выпускном коллекторе. Обычного заводского датчика кислорода будет мало, он видит лишь состав смеси равной 14.7, это означает что чтобы сжечь одну часть бензина, нужно 14.7 частей воздуха, а шдк видит смесь от 10 до 20, как раз таки в этом диапазоне смеси работают 99% двигателей. Для всего этого оборудования нужна прошивка и программы, которые позволят нам все это дело настроить, без программ любое оборудование куча бесполезного металла и пластика. Как правило всегда при покупке оборудования в комплекте идут программы и прошивки, либо продаются отдельно. Это минимальный набор настройщика. Существует еще масса устройств для облегчения настройки прошивки, в частности датчик ЕГТ который вкручивается в выпускной коллектор и позволяет видеть температуру выхлопных газов, это нужно для настройки зажигания.
Итог: для калибровки онлайн нужны, инженерный блок с проводкой, шдк, набор кабелей для подключения/перепрошивки блока, программное обеспечение и прошивки. Ну и знания всего этого дела)

4.
Вопрос: С чего начать тюнинг, что сделать в первую очередь?
Ответ: Прежде чем тюнинговать свою тачку нужно перейти на систему позволяющая настроить прошивку в режиме онлайн. Под словом система имеется ввиду электронный блок управления. Например если у вас на авто с завода идет блок управления бош 7.9.7, то прежде чем тюнить свою тачку нужно заменить этот блок на Январь 7.2, если у вас блок бош 7.9.7 или 7.9.7+ то просто покупаем Январь 7.2 и ставим его т.к. проводка между этими 3-мя блоками взаимозаменяемая. Если у вас блок скажем м74 с электронной педалью газа, то здесь нужно произвести эти же действия, установить эбу Январь 7.2 или 5.1 но с заменой проводки, потому что проводка от м74 не подходит к любому из Январей. Т.к любой из Январей не поддерживает е-газ, то соответственно нужно будет перейти на механический дроссель, да и вообще е-газ это сплошная головная боль, от него больше гемороя чем пользы. Когда вы перейдете на любой из эбу Январь, уже можно ставить тюнинг железки. Первым что нужно сделать это установить выпускную систему паук 4-1 или 4-2-1 или вставку вместо катализатора, тем самым вы дадите лучше дышать двигателю, это сыграет огромную роль в дальнейшем тюнинге. А потом когда у вас уже будет конфигурация двигателя по серьезнее, вы без труда сможете обратиться практически к любому настройщику чтоб он вам настроил прошивку. При этом эбу Январь у вас может быть обычный(заводской, не инженерный), когда настройщик настроит вам прошивку на своем инженерном эбу эта прошивка будет прекрасно работать на вашем заводском эбу. Правильно настроенная прошивка при тюнинге это залог успеха. Скачивая уже готовые прошивки на просторах интернета для тюнинг конфигурации двигателя, вы совершаете ошибку и занимаетесь онанизмом, машина может будет ехать но не так как она должна ехать. Будет дерготня, рывки и провалы во время движения, увеличенный расход. Прошивка настраивается индивидуально для каждого двигателя это еще один залог успеха. Бесплатный халявный сыр бывает только в мышеловке. А хороший и вкусный сыр покупается за средства.
Итог: сначало переходим на эбу Январь 5.1/7.2, потом ставим выпуск паук, а потом уже распредвалы/ресивер/дроссель и на последок четыре турбины, на каждый цилиндр)


Спасибо за статью