Семен нарышкин. Нарышкин Семён Кириллович (Semyon Naryshkin Kirillovich)


› Награды:

Семён Кириллович Нарышкин (5 апреля 1710 года - 27 ноября 1775 года, Москва) - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра, создатель моды на роговую музыку, генерал-аншеф, обер-егермейстер, посол России в Великобритании (1741-1743), кавалер ордена Андрея Первозванного.

Биография

Происходил из близкого императорскому рода Нарышкиных. Родился 5 апреля 1710 года в семье последнего кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина и его жены Анастасии Яковлевны, урожденной княжны Мышецкой. Получил домашнее образование. Вскоре был пожалован в камер-юнкеры.

Ходили слухи о его отношениях в этот период с Елизаветой Петровной. Отношения были настолько прочными, что разошлись слухи о возможном браке или даже тайном венчании. Послан узнавшим о связе с цесаревной Петром II за границу. Подвергся опале при императрице Анне Ивановне и бежал во Францию, где жил под именем Тенкина, откуда вернулся лишь ко времени вступления на престол Елизаветы Петровны.

Находясь в Париже в мае 1741 года был пожалован в камергеры, а 31 декабря того же года был назначен чрезвычайным посланником в Англию, на место бывшего там князя Щербатова. В рескрипте ему предписывалось: дать понять английскому министерству, что императрица желает продолжения доброго согласия и дружбы между Россией и Англией; не входить в обсуждение подробностей тогдашней европейской политической системы; наблюдать за намерениями Англии относительно войны с Испанией и за тем, какое участие может принять в этой войне Франция .

В Лондоне любили князя Щербатова и были недовольны, что он отозван, а потому отнеслись к Нарышкину несочувственно. По-видимому и Нарышкин, проживший долгое время в Париже, где дружески сошелся с Дидро, с Фальконе и с русским посланником при французском дворе князем Кантемиром, более склонялся на сторону Франции, нежели Англии.

Посланником в Лондоне Нарышкин пробыл лишь полтора года, до июня 1743 года, когда в Англию был снова отправлен князь Щербатов, а Нарышкин отозван в Петербург.

Ходили разноречивые слухи о том назначении, которое получит Нарышкин - одни полагали, что он будет канцлером вместо Бестужева, другие думали, что императрица сделает его президентом Академии наук.

В 1744 году Нарышкин был послан встречать принцессу Цербстскую и дочь её, выбранную в невесты наследнику русского престола, великому князю Петру Фёдоровичу.

30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта. 18 декабря того же года награждён орденом Александра Невского.

В 1757 году Нарышкин был произведен в генерал-аншефы и сделан обер-егермейстером. В 1760 году был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. Примерно в то же время он был назначен присутствовать в Придворной конторе. Умер 27 ноября 1775 года в Москве. Похоронен в Донском монастыре.

Образ жизни

Мария Павловна

Нарышкин вел роскошный образ жизни, имел прекрасный домашний театр, который посещали Высочайшие Особы. Кроме того, он завел превосходный оркестр роговой музыки, изобретенной придворным музыкантом, впоследствии капельмейстером Нарышкинского оркестра - чехом Иоганом Марешом. В 1757 году Мареш достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя оркестры роговой музыки. Появление Нарышкина при Дворе в различных торжественных случаях всегда давало ему случай обратить внимание на его блестящий и оригинальный костюм, да и вообще он слыл первым щеголем своего времени.

На «великолепных обедах» у Нарышкина бывал граф Казанова, который с одобрением отзывается о нём в своих записках. В одном из писем знаменитый ловелас обсуждает идею «охотничьей музыки», с которой он познакомился в доме Нарышкина.

Семья

Был женат на Марии Павловне, урожденной Балк-Полевой (1728-1793), внучке Матрёны Монс (сестры любовницы Петра I). Их сын Кирилл (1761-70) и дочь Екатерина (1763-71) умерли в детстве.

Примечания
  1. Елизавета Петровна / Биографический словарь
  2. Балязин Б. В. Тайны дома Романовых. Родственные союзы
  3. Jacques De Seingal Casanova. In London and Moscow: The Memoirs of Casanova . ISBN 9781434484147. P. 510-511.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

НАРЫШКИН СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ

Русский политический и государственный деятель.

Род Нарышкиных вошел в русскую историю благодаря тому, что его представители играли важную роль в политической и культурной жизни России. По имени Нарышкиных даже был назван архитектурный и художественный стиль, распространенный в конце XVII начале XVIII века.

По преданию, Нарышкины происходили от татарского вельможи Нарышкина, который в 1463 году перешел на русскую службу. Однако возвышение этой семьи относится лишь к концу XVII века, когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая стала матерью императора Петра I.

Один из членов этой семьи, Семен Кириллович Нарышкин, получил превосходное домашние образование, и, казалось, ничто не могло помешать его придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престол вступила Елизавета Петровна, он попадает в опалу, и ему приходится уехать из России.

Семен Кириллович поселился во Франции и принял вымышленную фамилию Тенкин. В Россию он вернулся только в 1741 году, поскольку был пожалован придворным чином камергера. Правда, императрица Елизавета не изменила своего отношения к Нарышкину и немедленно отправила его за пределы страны: Нарышкин был назначен посланником русского престола в Англии.

Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев. На обратном пути в Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представлен принцессе Ангхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. В то время Нарышкин и не подозревал, что встреча изменила судьбу. Всего через три года ему пришлось встретить принцессу Софью-Фридерику, приехавшую в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III.

Сопровождая будущую императрицу, Семен Кириллович учил ее даже тому, как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж в ту пору в Европе был не известен. И, тем не менее, несмотря на почетное поручение, Нарышкин продолжал оставаться на грани оплаты. Известен случай, когда императрица Елизавета во время бала подозвала к себе его жену Марию Павловну, которую все единодушно считали самой красивой придворной дамой, и срезала ножницами все украшения с ее платья. Подобные унижения были не редкостью в поведении Елизаветы.

Сам Семен Кириллович, как и его жена, считался первым щеголем своего времени. Однако не меньше. Чем его туалеты, был известен его театр, который он организовал в Петербурге для увеселения двора. Это был второй в истории России придворный театр (первый был организован немецким актером при дворе царя Алексея Михайловича).

С именем Нарышкина связано и своеобразное нововведение в русском быту. Еще в начале пятидесятых годов XVIII века он организовал в своем имении так называемый роговой оркестр. Он состоял из нескольких десятков музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном роге только одну ноту. В качестве руководителя такого уникального коллектива Семен Кириллович пригасил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговая музыка звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников, была очень мелодичной, по своему звучанию напоминая органную.

Когда же на престол вступила Екатерина II, Семен Кириллович Нарышкин, наряду с Потемкиным, оказался в числе самых приближенных к императрице людей. Он был пожалован званием генерал-аншефа и назначен обер-егермейстером. 16 августа 1760 года Нарышкин был награжден высшим российским орденом Андрея первозванного.

Тогда же на землях, которые принадлежали семье Нарышкиных, и зародился новый архитектурный стиль – русское или нарышкинское, барокко. Первой постройкой в этом стиле стала церковь Покрова в Филях – подмосковной усадьбе Нарышкина. Позже крепостной зодчий яков Бухвостов построил в стиле нарышкинского барокко церкви в Троице-Лыкове, Рязани, а также храм Спаса в Уборах. Для всех этих построек характерна яркая декоративность, сочетание различных геометрических форм, зрительная легкость. Недаром известный искусствовед И. Грабарь назвал эти строения Бухвостова «кружевной сказкой».

НАРЫШКИН СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ (1710 - 1775) Русский политический и государственный деятель. Род Нарышкиных вошел в русскую историю благодаря тому, что его представители играли важную роль в политической и культурной жизни России. По имени Нарышкиных даже был назван архитектурный и художественный стиль, распространенный в конце XVII начале XVIII века. По преданию, Нарышкины происходили от татарского вельможи Нарышкина, который в 1463 году перешел на русскую службу. Однако возвышение этой семьи относится лишь к концу XVII века, когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая стала матерью императора Петра I. Один из членов этой семьи, Семен Кириллович Нарышкин, получил превосходное домашние образование, и, казалось, ничто не могло помешать его придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престол вступила Елизавета Петровна, он попадает в опалу, и ему приходится уехать из России. Семен Кириллович поселился во Франции и принял вымышленную фамилию Тенкин. В Россию он вернулся только в 1741 году, поскольку был пожалован придворным чином камергера. Правда, императрица Елизавета не изменила своего отношения к Нарышкину и немедленно отправила его за пределы страны: Нарышкин был назначен посланником русского престола в Англии. Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев. На обратном пути в Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представлен принцессе Ангхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. В то время Нарышкин и не подозревал, что встреча изменила судьбу. Всего через три года ему пришлось встретить принцессу Софью-Фридерику, приехавшую в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III. Сопровождая будущую императрицу, Семен Кириллович учил ее даже тому, как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж в ту пору в Европе был не известен. И, тем не менее, несмотря на почетное поручение, Нарышкин продолжал оставаться на грани оплаты. Известен случай, когда императрица Елизавета во время бала подозвала к себе его жену Марию Павловну, которую все единодушно считали самой красивой придворной дамой, и срезала ножницами все украшения с ее платья. Подобные унижения были не редкостью в поведении Елизаветы. Сам Семен Кириллович, как и его жена, считался первым щеголем своего времени. Однако не меньше. Чем его туалеты, был известен его театр, который он организовал в Петербурге для увеселения двора. Это был второй в истории России придворный театр (первый был организован немецким актером при дворе царя Алексея Михайловича). С именем Нарышкина связано и своеобразное нововведение в русском быту. Еще в начале пятидесятых годов XVIII века он организовал в своем имении так называемый роговой оркестр. Он состоял из нескольких десятков музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном роге только одну ноту. В качестве руководителя такого уникального коллектива Семен Кириллович пригасил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговая музыка звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников, была очень мелодичной, по своему звучанию напоминая органную. Когда же на престол вступила Екатерина II, Семен Кириллович Нарышкин, наряду с Потемкиным, оказался в числе самых приближенных к императрице людей. Он был пожалован званием генерал-аншефа и назначен обер- егермейстером. 16 августа 1760 года Нарышкин был награжден высшим российским орденом Андрея первозванного. Тогда же на землях, которые принадлежали семье Нарышкиных, и зародился новый архитектурный стиль – русское или нарышкинское, барокко. Первой постройкой в этом стиле стала церковь Покрова в Филях – подмосковной усадьбе Нарышкина. Позже крепостной зодчий яков Бухвостов построил в стиле нарышкинского барокко церкви в Троице-Лыкове, Рязани, а также храм Спаса в Уборах. Для всех этих построек характерна яркая декоративность, сочетание различных геометрических форм, зрительная легкость. Недаром известный искусствовед И. Грабарь назвал эти строения Бухвостова «кружевной сказкой». Автор Заруба Кирилл Волгоград 2003 год.

Нарышкин Семен Кириллович (1710 - 1775)

НАРЫШКИН СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ

Русский политический и государственный деятель.

Род Нарышкиных вошел в русскую историю благодаря тому, что его

представители играли важную роль в политической и культурной жизни России.

По имени Нарышкиных даже был назван архитектурный и художественный стиль,

распространенный в конце XVII начале XVIII века.

По преданию, Нарышкины происходили от татарского вельможи Нарышкина,

который в 1463 году перешел на русскую службу. Однако возвышение этой

семьи относится лишь к концу XVII века, когда царь Алексей Михайлович

женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая стала матерью императора

Один из членов этой семьи, Семен Кириллович Нарышкин, получил

превосходное домашние образование, и, казалось, ничто не могло помешать его

придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престол вступила

Елизавета Петровна, он попадает в опалу, и ему приходится уехать из России.

Семен Кириллович поселился во Франции и принял вымышленную фамилию

Тенкин. В Россию он вернулся только в 1741 году, поскольку был пожалован

придворным чином камергера. Правда, императрица Елизавета не изменила

своего отношения к Нарышкину и немедленно отправила его за пределы страны:

Нарышкин был назначен посланником русского престола в Англии.

Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев. На обратном пути в

Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представлен принцессе

Ангхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. В то время Нарышкин

и не подозревал, что встреча изменила судьбу. Всего через три года ему

пришлось встретить принцессу Софью-Фридерику, приехавшую в Россию в

качестве невесты будущего императора Петра III.

Сопровождая будущую императрицу, Семен Кириллович учил ее даже тому,

как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж в ту пору в Европе

был не известен. И, тем не менее, несмотря на почетное поручение, Нарышкин

продолжал оставаться на грани оплаты. Известен случай, когда императрица

Елизавета во время бала подозвала к себе его жену Марию Павловну, которую

все единодушно считали самой красивой придворной дамой, и срезала ножницами

все украшения с ее платья. Подобные унижения были не редкостью в поведении

Елизаветы.

Сам Семен Кириллович, как и его жена, считался первым щеголем своего

времени. Однако не меньше. Чем его туалеты, был известен его театр, который

он организовал в Петербурге для увеселения двора. Это был второй в истории

России придворный театр (первый был организован немецким актером при дворе

царя Алексея Михайловича).

С именем Нарышкина связано и своеобразное нововведение в русском быту.

Еще в начале пятидесятых годов XVIII века он организовал в своем имении

так называемый роговой оркестр. Он состоял из нескольких десятков

музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном роге только одну ноту.

В качестве руководителя такого уникального коллектива Семен Кириллович

пригасил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговая музыка

звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников, была

очень мелодичной, по своему звучанию напоминая органную.

Когда же на престол вступила Екатерина II, Семен Кириллович Нарышкин,

наряду с Потемкиным, оказался в числе самых приближенных к императрице

людей. Он был пожалован званием генерал-аншефа и назначен обер-

российским орденом Андрея первозванного.

Тогда же на землях, которые принадлежали семье Нарышкиных, и зародился

новый архитектурный стиль – русское или нарышкинское, барокко. Первой

постройкой в этом стиле стала церковь Покрова в Филях – подмосковной

усадьбе Нарышкина. Позже крепостной зодчий яков Бухвостов построил в стиле

нарышкинского барокко церкви в Троице-Лыкове, Рязани, а также храм Спаса в

Уборах. Для всех этих построек характерна яркая декоративность, сочетание

различных геометрических форм, зрительная легкость. Недаром известный

искусствовед И. Грабарь назвал эти строения Бухвостова «кружевной сказкой».

Сведения о связи Елизаветы с Семеном Нарышкиным (1710–1775) поступают в основном из иностранных источников, имеется даже упоминание, что они состояли в браке. При дворе их действительно одно время называли женихом и невестой, но о том, что было венчание, документов нет.

Обер-гофмейстер императорского двора Нарышкин был близким человеком Елизавете. Они были ровесниками, родственниками. Нарышкин был очень хорош собой и считался первым щеголем в обеих столицах. Петр II невзлюбил Семена Кирилловича – может быть, приревновал к Елизавете. Во всяком случае, его выслали из России, но, слава богу, не в Сибирь, а всего лишь в Париж.

Почему-то во Франции Нарышкин носил фамилию Тенкин, жил очень широко, посещал модные салоны, пополнял образование. В период регентства Анны Леопольдовны он был назначен послом в Лондон (1740–1741). После восшествия на трон Елизаветы он вернулся в отечество, получил чин генерал-аншефа и был назначен гофмаршалом при дворе наследника престола (будущего Петра III). Потом он сменил статус, став егермейстером, то есть начальником царской охоты, – весьма лакомая должность при дворе. О богатстве его ходили легенды, ему завидовали. Во всем – в речах его, повадках, нарядах, образе жизни – чувствовался «французский шик». Когда Семен Кириллович разъезжал по городу, за каретой его бежали зеваки. Виданное ли дело, чтобы колеса между спиц были украшены зеркалами! И еще Нарышкин очень гордился своим крепостным театром, и было за что. Этот театр не раз посещала императрица Екатерина II.

Я бы назвала мужчин Елизаветы возлюбленными, да и не так уж их было много. В своих отношениях с сильной половиной человечества Елизавета никак не похожа на Екатерину Великую. Про молодость цесаревны пишут, закатив глаза: откровенный разврат. Если и «разврат», то вполне в духе эпохи. Гены играют, все это издержки молодости. Все годы после смерти матери Елизавета была занозой в теле и всем мешала. Незаконнорожденная! Замуж бы ее выдать, так не получается! Первый год правления Анны Иоанновны двор пребывал в Москве, а Елизавета удалилась в поселение под названием Александровская слобода. Когда-то здесь лютовал Иван Грозный. Почему Елизавета выбрала это место для проживания – неизвестно, может быть потому, что там находился знаменитый на всю Россию женский монастырь, в стенах которого были похоронены умершие в младенчестве сестры Петра Великого – Марфа и Феодосия. Конечно, матушка Петра I имела здесь собственное подворье, которое унаследовала Елизавета. Может быть, цесаревна решила скрыться здесь от дворцовой жизни; не исключено также, что ее привела сюда любовь к уроженцу этих мест прапорщику лейб– гвардии Семеновского полка Алексею Шубину.

Откуда мы «черпаем знания» о любовных похождениях Елизаветы? Во-первых, иностранные дипломаты с их отчетами, в которые собраны все дворцовые сплетни, а если с ответом не сходится, то ведь можно и присочинить – работа такая! Во-вторых, мемуары современников, хотя никто, как говорится, «свечку не держал». В Александровской слободе рядом с церковью во имя Захария и Елизаветы она построила себе летний деревянный дом, был у нее и зимний дом, оба на каменном фундаменте. «Дом, стоящий на окраине города и приобретший весьма дурную славу», – пишет Валишевский. А Елизавете было наплевать на эту «дурную славу». Она умела принимать жизнь такой, какая она есть, а потому, забыв царское происхождение, дружила с крестьянскими девушками, принимала участие в их играх, пела и водила хороводы, была в курсе их сердечных дел, сидела с ними за столом – запросто – и угощала пряниками и прочими сладостями. Любимым развлечением, как всегда, была верховая езда, она знала толк в лошадях. Зимой цесаревна каталась на коньках – рядом был пруд – и охотилась на зайцев. В большом лесу, что рядом с деревней Курганихой, принимала участие в травле волков. Рядом с домом она велела разбить большой сад, – словом, жила в свое удовольствие.

Из доклада прусского посланника Мардефельда своему государю Фридриху, вернее сказать, отчета, написанного звонко и велеречиво, мы знаем о любовной связи Елизаветы с работниками ее конюшни. Конюха звали Никита, из-за «подлого» происхождения фамилии он не имел. Следующий «развратник» – камер-паж Пимен Лялин. Упомянут также некий Ермолай Скворцов – сын другого кучера. Откуда Мардефельд получил эти сведения, бог весть, но князь Щербатов в своем сочинении тоже не обошел их вниманием. Эти сведения подтверждает последующая судьба упомянутых персонажей. С восшествием Елизаветы на трон Никита приобрел фамилию Возжинский, все трое получили дворянское звание, чин камергеров и богатые поместья. Так-то оно так, но и за верность и преданность можно награждать, тем более что преданными эти люди были в самое трудное для Елизаветы время. Впрочем, все знают, молодость – это время великих глупостей.