Символ Мары. Мара: история персонажа


Существо не из нашего мира

«Божество смерти у древних славян было женского рода и носило разные имена. Самые употребляемые: Марена, Мара, Морена, Моровая Дева, Маара, Морена Кащеевна. Людям она представала в разных обличьях, то в виде страшной горбатой старухи с длинными черными волосами, то в образе очень красивой молодой девушки, опять же темноволосой. Одевалась в яркие красные или же белые одежды и непременно имела с собой клубок ниток. Клубок был непростым, и рукоделием Морена занималась вовсе не из любви к искусству. Каждая ниточка в пряже означала чью-то судьбу. Ниточки переплетались с другими, что означало повороты, изменения в жизни человека. Иногда нити рвались, или же их рвала сама Морена, и тогда ее подопечный умирал».

Мила Тарасевич, студентка-филолог третьего курса Ленинградского университета (образца 1964 года) отложила в сторону книгу и задумалась. Читать про Мару ей было неинтересно, она готовила курсовую по поэзии современных ленинградских поэтов, в частности про Иосифа Бродского, но ее научный руководитель писать про Бродского не посоветовал. Оказалось, что молодой поэт – тунеядец, и его собираются за это привлечь. Вот тут-то и возникла новая тема, про славянские давно всеми забытые мифические существа.

  • Жертвы в честь Марены

    Мила вздохнула и продолжила чтение.

    «Некоторые исследователи утверждают, что в честь богини смерти славяне изредка устраивали жертвоприношения. Сооружали из веток и соломы огромные чучела, похожие на фигуру девы, и пустые в середине, готовили .

    Обкладывали их хворостом, дровами, а внутрь заводили преступников, приговоренных к смерти. Иногда находились сумасшедшие добровольцы, решившие принести себя в жертву божеству из загробного мира, и сами шли на костер, залезая в эти муляжи.


    Марена, Мара, Морена

    Мара-Маруха

    — Неужели, вера была такой сильной, что заставляла нормальных людей заканчивать свою жизнь таким мучительным способом, — подумала Мила, — и пошла на кухню, заваривать чай. – Не было никакой Мары-Марухи, было невежество и дикость наших предков. И какой смысл изучать сегодня их варварские обычаи?

    В дверь позвонили. С утра Милка никого не ждала, родители были на работе, подружки — на учебе. Открыла. На пороге стояла молодая красивая и высокая девушка с черными распущенными волосами. Одета она была в красный брючный костюм, на ногах туфли под цвет ансамблю.

    — Вы Людмила Александровна Тарасевич, — спросила она, — сверившись с записью в блокноте.

    — Да, — Мила решила, что по ее душу пожаловала сотрудница деканата, и в памяти завертелись проступки, за которые мог последовать этот визит.

    — Не волнуйтесь, — произнесла девушка, — я не из деканата, я от вашего научного руководителя Семена Марковича. Он просил передать некоторые записи по теме вашей курсовой. А я тут рядом живу, вот и взялась занести.


    — Ой,- обрадовалась Мила, — проходите, чай будете, я только заварила?

    Та приветливо кивнула, улыбнулась и прошла на кухню.

    — Меня Людмила зовут, — прощебетала студентка, но все называют просто Милкой, а вас?

    — А я – Мария, но для друзей – Мара.

    — Ма-ра, — протянула Милка,- а я как раз про Мару курсовую пишу, Марену — .

    — Я знаю, — девушка показала на пакет, который держала в руках, и вынула оттуда картонную папку, озаглавленную «Богиня смерти — Мара», – это вам от Семена Марковича.

    — Ну конечно, — Мила понятливо кивнула, — вы с его кафедры, я что-то вас раньше не видела.

    — Недавно перевелась из Москвы, я аспирантка.

    За чаем они разговорились, и беседа получилась любопытной. Речь опять зашла о Марене, Морене, Моровой Деве.


    — А что вы про нее думаете, — спросила аспирантка Милу?

    — Да особо ничего, дали тему я и пишу.

    — Напрасно, возразила Маша, чрезвычайно интересная была девушка или старуха, уж кому как нравилось ее представлять.

    — Вот именно, представлять, — возразила Милка, — не было ее на самом деле.

    — Почему вы так решили, Людмила, — Мария взглянула не нее очень внимательно?

    — Как это почему? Сказки, легенды?

    — А вы слышали, о том, что наши мысли творят окружающую действительность?

    — Как это, — не поняла Мила?

    — Грубо говоря, все, о чем человек думает, становится явью.

    — Вы хотите сказать, что если я пишу и думаю о Морене, тем самым взываю ее к жизни?

    — Довольно упрощенно, но в целом правильно.

    Мила задумалась, а Мария стала собираться.

    – Извините, мне пора.

    Она взяла пакет, из которого неожиданно выкатился клубок разноцветных ниток.

    — Вяжете, — поинтересовалась Милка?

    — Пытаюсь, плохо пока получается. Рвутся постоянно, наверное, нитки плохие, вот смотрите.

    Она вытянула из клубка синюю тонкую ниточку и легко порвала ее на две части.

    У порога они распрощались и Мария вдруг, неожиданно обернувшись, произнесла: «Зря вы назвали ее Марухой, это нехорошее слово , Мара может обидеться, а она злопамятна»!

    Когда дверь за незнакомкой захлопнулась, Милка постояла некоторое время в растерянности: «И как она узнала, что я Мару Марухой обозвала?»

    Но думала недолго, надо было делать курсовую. Людмила присела за стол, развязала тесёмки папки Семена Марковича, открыла и начала читать.

    ВИДЕО: Боги славян: Мара — богиня смерти

    Боги смерти в культуре разных народов

    «Темный мир смерти всегда присутствовал в фольклоре всех народов. Среди мистических и божественных существ представители загробного царства занимали одно из главенствующих мест.


    Это и понятно. Могила всегда пугала и до сих пор пугает людей. Мы и про жизнь-то мало что знаем, а уж про смерть — тем более.

    Небытие приводило наших предков в ужас, что там за горизонтом? А там, возможно, творится страшное.

    Именно поэтому к царству мертвых древние относились с уважением, боялись и почитали существ так или иначе причастных к нему.

    И уж, конечно, уход из жизни воспринимался не как естественный акт, а как проявление божественной воли.

    Иногда в царстве мертвых главенствовало одно существо, а иногда эту должность делили сразу несколько, как в Древнем Египте. Там правили Анубис, Селкет, Меритсекерт и еще несколько других, помельче.

    В Древней Греции пригляд за усопшими осуществлялся Аидом и его любимой женой Персефоной (Прозерпиной) – повелительницей душ умерших.

    В индуизме мертвых стерегла богиня Кали, одна из ипостасей Великой богини матери-Деви.

    Смерть – женского пола?

    Среди богов темных, злых, заведующих царством, где обитают души умерших, присутствуют представители обоих полов.

    У немцев, например, смерть – мужского рода, жизнь – среднего.

    Но чаще всего . Почему так происходит – вопрос, но старуха с косой – символ понятный всем.


    Хотя этот образ не уникален.

    Иногда смерть является в виде прекрасной девушки, а умереть в её объятиях, куда как приятнее, чем в волосатых руках мужика с грязными ногтями.

    К тому же «костлявая», хотя и выполняет свои непосредственные обязанности, но уходящим может и посочувствовать.

    У богини смерти нет в планах истребить под корень все сущее вокруг себя. Она исполняет волю верховного божества и в назначенный час забирает души для другой жизни.

    Богиня Мара

    Могила всегда пугала и до сих пор пугает людей. Мы и про жизнь-то мало что знаем, а уж про смерть — тем более

    Славяне не стали исключением, и богиня смерти у них тоже была женщиной и носила красивое имя Мара или Марена.

    Хотя если вслушаться в звучание, то мы уловим родственное слово «Мор», синоним – эпидемия.

    Кстати «mara» на санскрите — «убивающая».

    Не удивительно, что славянская царица Мара управляла ещё и периодами воскрешения и умирания природы.

    Мара – невеста, сестра, жена, мать, дочка, внучка

        1. Генеалогия у богини смерти такая запутанная, что сам Сварог не разберет. Вот несколько версий ее семейных связей.
        2. Мара, подательница смерти, принадлежит к первому поколению славянских богов.
        3. Морена – дочь Черного Змея. Это чудовище охраняет Калинов мост, по которому можно перебраться из Яви в Навь.
        4. Моровая Дева — внучка Ящера, творца вселенского зла и владыки подземного мира.
        5. Маара – жена Кощея, он же по отцу её родной брат.
        6. От мужа-брата Кощея Морена родила дочерей: Снежану, Ледяницу, Замору, Немочу, Водяницу и ещё нескольких, которые были связаны с мором скота, умиранием, неурожаем, разрухой, голодом.
        7. Позже Мара Кащея обманула, сковала чародейскими цепями в казематах его дворца.
        8. Затем коварная Морена соблазнила Дажьбога и женила его на себе. . Бедная Мара так и не нашла семейного счастья и осталась одна со своей силой.
        9. Следующая версия: Мара не жена Кащея, а его дочь, которая заправляла в царстве мёртвых.
        10. Еще один распространенный вариант – Морена, Жива и Лада – три богини, которые родились из искр молота Сварога, которые он высек из священного камня Алатырь.

    Образ Марены

    Как и в случае с генеалогией образ Мары двоится, троится и десятерится.

    Никогда не угадаешь, какой из них носящий, а может, настоящие все, просто богиня меняла личины, в зависимости от настроения, времени года, времени суток и так далее.


        1. Мара, богиня смерти у славян – прекрасна, замечательна той красотой, которую можно назвать волшебной. У обычных земных девушек такой вы не найдете.
        2. Это — молодая девушка с очень белой кожей и длинными черными волосами, свободно падающими на хрупкие плечи. Такой образ был характерен для молодой богини в начале зимы.
        3. Одета богиня Марена в красные или ослепительно белые одежды и в таком виде часто появлялась среди зреющих хлебов.
        4. Удивительно красивой девушкой в славянских поверьях была и богиня Лада, но, по некоторым свидетельствам, Моровая Дева ничуть не уступала ей в красоте и привлекательности.
        5. Следующий образ прямо противоположен, нарисованным выше. Мара – прямое воплощение ночного кошмара: уродливая сгорбленная старуха очень высокого роста со спутанными длинными волосами.
        6. Иногда Мара появлялась в старой изношенной одежде с косой в руках.
        7. Перед простыми смертными она могла предстать и в образе скелета с белыми костями.
        8. И вновь Морена принимала вид красавицы в платье лазурного цвета, отороченного белыми кружевами.
        9. Считалось, что живет она в большом дворце из прозрачного льда.

    Божество смерти у древних славян

    В представлении древних славян Мара была выше понятий добра или зла, она выполняла ту работу, на которую ее обрек верховный Бог славян Сварог.

    Богиня смерти властвовала в царстве теней, именно там были ее владения, но иногда Мара посещала мир людей.

    Богиня Мара

    Мара, богиня смерти прекрасна той красотой, которую можно назвать волшебной. У обычных земных девушек такой красоты вы не найдете

    Являлась к человеку , во время, предначертанное судьбой, и забирала его в свое царство. Иногда приходила предупредить о грядущих события — приятных или же трагических, чтобы человек смог к ним подготовиться.

    Кроме ее ледяного дворца Мару можно было встретить в других довольно мрачных и темных местах: гротах, сырых пещерах.

    Существовали заклинания, вызывающие Мару, но специально искать встречи с богиней смерти было очень опасно. Попав в объятья темной девы, из них не всегда можно было вырваться. Мара не любила, чтобы ее запомнили в том или ином обличье.


    Еще несколько качеств характеризовали прекрасную богиню. Она была принципиальна и строга, никогда не прощала измены, оскорблений и людей, не сдержавших слово.

    Способности и сила Мары

    Мара – это волшебница, которая в состоянии изменить мир до неузнаваемости, правда, лишь на короткое время.

    К тому же ей был подвластен ход времени, как в глобальных масштабах, так и локально.

    Любимое занятие – рукоделие.

    В мифологии более известны римские богини судьбы — Парки (Клото, Лахесис, Атропос). Клото начинала прясть нить человеческой судьбы, Лахесис – пряла и распутывала, Атропос ее перерезала и человек умирал.

    «…Не слышен моря шум и звезды ярки,

    И ветер северный срывает пар из уст,

    И вечный мир, как этот берег пуст,

    И нити ткут невидимые Парки».

    Морена занималась этим в одиночку. И пряла, и распутывала, и обрезала. Древние славяне верили, что в ее пряже спрятаны нити судьбы, нити жизни и смерть всех людей на земле. Как нити окажутся вплетены в узор, так и сложится жизнь живого существа.

    Богиня Мара

    Перед простыми смертными она могла предстать и в образе скелета с обнаженными костями


    Легенды гласят, что Мара владела колдовством, магией и, благодаря этим способностям, в ее руках оказывались жизни не только людей, но и самих богов.

    Марена также дружила с всесильной женой Велеса Ягой. Она дарила Яге души людей, а та разрешала прекрасной брюнетке посещать Навий мир, куда по Сварожьим законам ход был закрыт и богам и людям.

    Через картины сновидений, которые Мара посылала людям, они получали предупреждение о скорой смерти.

    Признаком близкого конца у славян считалось — встреть своего двойника или с женщину с длинными черными волосами. Со стороны богини эти знаки были жестами доброй воли, которые позволяли завершить достойно земные дела и подготовиться к переходу в мир иной.

    Говорят также, что могущество Марены распространялось до такой степени, что она могла не только забрать жизнь, но воскресить человека и даровать ему жизнь вечную.

    Существовали у богини Мары и свои приспешницы, которые помогали ей, выполняли поручения. Смертные люди видели их в образе черноволосых красавиц.


    Атрибуты Мары

    Атрибутов Мары, с которыми славяне связывали ее существование – великое множество. Большинство из них олицетворяют смерть, что для этой богини естественно.

    Вот некоторые из них:

        • Черный лебедь;
        • Серп, с помощью которого она прекращала земное существование человека, перерезав им нить судьбы;
        • Черная луна;
        • Грифон;
        • И, конечно же, ворон, птица, связанная с миром мертвых, предвестник несчастий и беды.

    Атрибутами Мары выступали также – зима, холод, смерть, мрак, тлен, разрушение.


    Ее личный символ, так называемые, «Воды Мары» – застывший поток воды, заключающий в себе замороженную до поры до времени энергию, указывал еще и на то, что стихия воды этой богине также подвластна.

    Следующий знак-символ великой богини Мары – знак Зимы или Мара-Вий. Два треугольника соединенные вершинами символизировали беду, гибель всего живого. Крайне негативный знак.

    Амулет, оберег Мары — защитные свойства

    Оберегом красавицы богини выступал необычный крест, так называемый крест Мары. Символ, который защищал, помогал добиться гармонии в жизни и в мыслях.

    Амулет – это крест с равными сторонами и еще одним мини крестом на каждой вершине.

    Символика такая: 4 времени года 4 стороны света, 4 стихии. Перекос одного из символов мог привести к серьезным последствиям.

    Богиня из иного мира

    Физическим проявлением Мары, безусловно, является зима. Холодными безнадежными зимними ночами она безраздельно властвовала над природой, над всей русской землей и заполняла Навь новыми душами крестьян, погибшими от зимних стуж.

    Богиня Мара

    Через картины сновидений, которые Мара посылала людям, они получали предупреждения о скорой смерти

    И сказаниям она не была жестока безраздельно и беспричинно, напротив, вместе с правдой считалась также богиней справедливости.


    Мара — Богиня из иного мира

    Реальные действия и поступки Марены были непонятны и недоступны разуму людскому. Почему она действует так или иначе не знал никто. Ведь Морена много раз губила мир, но неоднократно его и спасала. Мара – богиня, существующая в ином пласте реальности, как бы в ином измерении, где такие понятия как «добро» и «зло» совсем неоднозначны.

    Особенности культа Мары

    Как поклонялись богине смерти

    В честь Марены на Руси было построено немало алтарей и храмов, но почести ей можно было воздавать везде. Изображения черноволосой девы вырезали из дерева, изготавливали из соломы. Выбирали место для ритуала, обкладывали его камнями. Самый крупный камень ставили перед изображением, это было что-то вроде алтаря.

    Когда обряд заканчивался, все атрибуты священнодействия убирали.

    Иногда при сильных морах и эпидемиях в жертву богине смерти приносили животных, иногда людей, но очень редко.

    Богиня Мара

    Зимними ночами она безраздельно властвовала над природой, над всей русской землей, и заполняла Навь новыми душами

    К тому же жертвы — были добровольцы, которые сознательно сгорали в гигантских куклах-муляжах из соломы.


    Месть Мары

    Студентка третьего курса филологического факультета Ленинградского университета Мила Тарасевич сдала реферат через три дня. На следующей неделе Семён Маркович похвалил студентку.

    — Это благодаря вашим материалам из той папки, которые Мария принесла, — с благодарностью сказала Людмила.

    — Папки? Какой папки, — удивился научный руководитель? — Но тут его отвлекли и разговор прервался.

    Людмила пожала плечами, сложила тетрадки в сумку и направилась к выходу.

    На следующий день Людмила Александровна Тарасевич умерла в своей постели от оторвавшегося тромба.

    На похороны собралось много близких, были однокурсники и представители университета.

    Чуть поодаль стояла ослепительно красивая молодая девушка, с черными распущенными волосами.

    Из сумки на боку у нее торчал клубок ниток с небрежно воткнутыми в него блестящими на солнце спицами.

    Богиня Мара

    Мара – богиня, существующая в ином пласте реальности в ином измерении, где такие понятия как «добро» и «зло» совсем неоднозначны

    По легендам, демон Мара может стать причиной смерти человека, находящегося во сне. Ученые утверждают, что самое беззащитное состояние, в котором может находиться человек - это сон, поэтому дух является человеку только в ночное время и несет угрозу его здоровью и жизни.

    Кто такая Мара?

    Считается, что Мара - это некий дух зла, который приходит ночью к людям с целью напугать или даже навлечь смертельную болезнь. Когда человек засыпает, царь демонов Мара является к нему, забирается на живот и начинает душить. В результате чего жертва, отошедшая ото сна, но будто в полубреду, не просто сильна напугана, а еще и задыхается.

    В разных легендах по-разному описывают эту нечисть: русские легенды описывают его, как старую дряхлую ведьму с длинными распущенными волосами, украинские легенды гласят, что его облик схож с человеческим, но черты лица разительно отличаются, а ранние буддисты считали его просто досадной неприятностью.

    Мара - мифология

    В мифологии Мара - это дочь бога и Лады, богини любви, красоты и богиня плодородия. Она обладает прекрасными внешними качествами, красивыми длинными волосами и носит красные одежды. Мара дарует не только смерть, но и жизнь. Люди всегда почитали ее 15-го февраля, иногда принося ей в жертву к алтарю свой скот.

    По легенде, Мара со своими приспешниками каждым утром пытается возобладать и погубить восходящее Солнце, но каждый раз бессильна перед его мощью и красотой. Занимаясь рукоделием, Мара использует в шитье не простые нити, а нити судеб живых людей. Когда она обрезает нить, человек уходит из жизни.


    Демон Мара - буддизм

    В буддизме Мара - олицетворение зла, равнозначно разрушительным силам гордыни и лжи, изменчивости. Демон Мара является воплощением смерти и конечности человеческой жизни. Считается, что этот демон способствует (повторяющейся смерти). Демон Мара в буддизме имеет четыре значения:

    • мритью-мара (по-другому «смерть»);
    • скандха-мара (по-другому «форма»);
    • клеша-мара (по-другому «страдание, беда»);
    • девапутра-мара (по-другому «Божье дитя»);
    • камма-мара (по-другому как сила чувственных желаний).

    Черная Мара - кто это?

    Черная Мара – это дух расплаты и мщения. Ее образ связан со смертью и с сезонным обрядом воскрешения и умирания природы. Имеет облик молодой девушки либо старухи в черных одеждах. Она способна насылать кошмары и болезни, защититься от которых можно с помощью молитвы. Как правило она приходит ночью, обращаясь по имени, просит поиграть с ней или куда-нибудь проводить. Если заманить на верную смерть жертву не получается, она касается его своей ледяной рукой и с того момента человек до конца своих дней будет спать в тревогах и кошмарах. Как и от вампиров, от демона поможет зубчик чеснока.

    Если Мара приходит к жертве ночью и начинает что-то шептать, самый лучший способ противостояния - это не бояться и успокоиться. Черная Мара способна мучить не только людей, но и домашний скот. Были случаи, когда в далеком 1646-ом году были первые слова о том, что домашний скор погибает в сарае каждую ночь от рук старой ведьмы.

    Славянская Мара

    Мара, славянская богиня, имеет способность управление течением времени, и способность забирать жизнь и сохранять ее. Маре характерны изменения облика в зависимости от времени года, но считается, что она богиня зимы, поэтому почитали ее 1 марта, в последний праздник зимнего божества. По-другому ее называют "Морена" от слова "Мор", "Морить".

    Считается, что она посылает по всему миру своих посланниц, которые являются человеку в облике красивой девушки, либо в облике двойника человека, которому грозит смертельная опасность. А если в селении происходила беда, с ее идолом или ликом славяне обходили его, прося Мару позволить присутствовать в трудный час духам предков, которые могли помочь.

    Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

    Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых , подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

    Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

    В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

    Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

    Способности

    Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных , в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

    Сфера влияния

    Большую часть времени Мара обитает в Нави, но, в отличие от , она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – реку Смородину, хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.

    Славянская богиня Марена или Мара – олицетворение Зимы и Смерти, владычицы Ночи, ее боялись и просили о милости. Но не всех умерших забирала с собой эта хозяйка жизни, а только тех, кто был достоин вечности в мире Слави. Наши предки славили Марену дважды в течение года, соединяя с именами великих языческих божеств Купала и Даждьбога, и тому имелись причины.

    Марена - мифология

    Сказания о Марене возникли из древних арийских мифов, откуда она перешла в сказания германских, скандинавских и кельтских племен. Ее называют дочерью великих Сварога и Лады, сестрой Живы и Лели. По давним верованиям, Марена-богиня имеет несколько титулов:

    • владычица Зимы;
    • хозяйка ночи;
    • хранительница вечной жизни;
    • воплощение судьбы;
    • повелительница Смерти.

    Ее имя походит от слова «мор», что связывали с гибелью, но бытует версия, что эта богиня не прерывала жизнь человека, а вводила его в мир вечности, указывала душе ее дальнейший путь: в свет Нави или Слави, в зависимости от того, что заслужил. Наши предки верили: неискренних и нечистых душой Марена - богиня славян отделяет от чистого мира и отправляет к таким людям стаю пороков и мороков, потому представляли эту владычицу в разных образах:

    • женщины высокого роста, в темных одеждах;
    • горбатой длинноволосой старухи;
    • прекрасной девушки в белых нарядах.

    День богини Марены

    Предки верили, что у Марены 2 владения:

    • ледовый дворец на северных землях;
    • за рекой Смородиной, которая разделяет мир Яви и Нави.

    Потому у Мары имелось 2 праздника в году:

    1. Первый праздник Марены отмечали весной, 1 марта, и назывался он Навий День или Вьюницы. Навиями именовали души умерших, суть этого празднества – празднование воскрешения мертвых, почитание духов предков и Владычицы их мира Мары. Язычники хоронили своих покойников в курганах, совершали требы – приношения еды и питья, чтобы предкам богато жилось в другом мире.
    2. Второй праздник припадал на осень – 25 ноября, когда все жертвы приносились только Марене, которая вступала в свои права Владычицы Зимы. Чтобы защититься от нее, люди в этот день шли на болота и тушили в топи пылающие головешки. Этим как бы показывали грозной богине свою силу с помощью огня.

    Символ Марены у славян

    Самый известный символ Марены – соломенная кукла, которую окружали особыми обрядами в весенний праздник богини, когда провожали богиню Зимы в северные владения. Вокруг этой куклы водили хороводы, а потом проводили церемонию сожжения, уничтожая вместе с ней холода и морозы для своей земли. Пепел потом развеивали над полем, чтобы был богатый урожай и хороший год.

    Исследователи называют еще 2 личных символа Марены:

    1. Поток замерзшей воды – «вода Мары», который олицетворяет застывшую силу, временно пребывающую в покое.
    2. Знак Зимы – 2 треугольника, называемый «Мара-Вий», наши предки считали его гибельным и опасным.

    Велес и Марена

    Имена языческих богов Велеса и Мары связывали только их владения. считался владыкой мира мертвых. Со временем его стали считать славяне еще и покровителем земледелия, поскольку предки, похороненные в земле, тоже были для наших предков подателями хорошего урожая. Марена у славян тоже почиталась, как богиня мира умерших, но принимала она только доблестных людей, а героев, погибших за род, награждала бессмертным поцелуем и провожала в Ирий.


    Марена и Даждьбог

    Даждьбога славяне почитали, как бога великой мудрости и благополучия, а Марена - богиня Зимы и Смерти именовалась в легендах его женой. В некоторых сказаниях ее называют супругой бога злой смерти Кащея. Сохранилось 2 версии:

    1. Мара вышла замуж за Даждьбога, но после свадьбы ее похитил Кащей.
    2. Свадьба состоялась, но молодая жена сбежала сразу после церемонии, потому что любила Кащея. А уступила Даждьбогу, боясь гнева Перуна.

    Перед наступлением холодов язычники праздновали свадьбу Даждьбога и Мары особыми ритуалами. Из соломы делали кукол, с ними прыгали через костер молодые пары. Потом кукол с почетом несли домой, и хранили, как обереги от болезней и смерти. Возле огня накрывали столы, за которыми обязательно должны были помириться враждующие семьи, поскольку Марена и Даждьбог считались покровителями благости рода.

    Марена и Купало

    Ивана Купала славяне почитали, как бога земных плодов, это единственный языческий праздник, который сохранился и в наши дни. Молодежь устраивает пышные гуляния, девушки плетут венки, чтобы пустить по воде и узнать свою судьбу. В честь Купала украшают цветами ветки деревьев, а рядом ставят соломенное чучело Мары. Ночью его сжигают, чтобы с огнем ушли все холода и болезни, ведь славянская богиня Марена считалась олицетворением холодов и смерти.

    Влюбленные пары обязательно прыгают через костер, чтобы очиститься в пламени. Сожжение Марены было особым ритуалом, который сопровождался особыми заговорами на счастливую будущую жизнь. В некоторых регионах сохранился ритуал утопления Мары, как олицетворения смерти и болезней, ведь вода тоже считалась живительной силой, смывающей многие грехи.



    Мара, Морена, Морана- Божество Смерти, Ночи и Зимы у Славян- Русичей. Данная Богиня почиталась как "Навья". То есть относящася к Нави (Загробному Миру). Слава о Ней до нашего времени дошла тоже в разных ипостасях, отображащихся в народном фольклоре и Оккультизме. Образы Её: "Кума Смерть", "Матушка Смерть", "Чёрная Вдова", именно сама "Смерть" собственной персоной. Сами имена Её изначальные на Древнеславянском языке происходят из корней слов: "Марь" и "Мор". Что в прямом значении само за себя говорит прямо: Смерть, Мор. Всё это свидетельствует о Её прямых основных функциях: Принесении Смерти всему живому, прерывание жизнетворящих явлений, остановка на целое полугодие, а то и более того многих Природных жизненно важных действий. Соответственно с Ней и было связано наступление самого сурового и "на более чем полугодовалый период усыпляющего Природу" времени года. Именно зимы. Конечно же это без труда увязывается с мировоззрением и миропониманием людей, живших в те времена- на Руси Дохристианской. Вот например: Осеннее Равноденствие- когда день становился меньше и увеличивалось в продолжительности Навье время (Ночь). Также и само "присечение" всех процессов флоры и уничтожение всего, что из почвы весной и летом выросло. Ещё и сам покров земной поверхности словно белым холодным "саваном". Ну и сами более чем полгода длящиеся суровые климатические условия. И неудивительно, что данный период считался Её временем "воцарения". И окончание его и по сей день традиционно связано с наступлением весны, и празднованием Масленницы- Комоедицы. И ещё с тех традиций празднуется уход зимы, времени Мары, публичным сжиганием её куклы, изготовленной из соломы в виде фигуры женщины. Ещё немало важно стоит отметить: Считалось, что когда кто то умирает- значит Богиня Мара пришла за ним, чтобы забрать в Навий Мир (На Землю Ушедших Предков). То есть так и говорилось прямо - "Мара забрала с собой его". И однозначно подтверждается, что с Данной Богиней контактировали во времена Руси Изначальной "Навьи Волхователи", Колдуны, Ведьмаки и т.п. И тем не менее, во все времена, даже во время и после тотальной христианизации Руси и усиленной борьбы с Язычеством, и вплоть до нашего времени с Ней- Марой в своих Оккультных обрядах контактировали и контактируют прежние и современные Оккультные Практики. И конечно же информация по Данному Божеству Славянскому попадала и попадает под исследования Учёных. Процитирую ниже результаты Их Научных Трудов:


    ==================================================

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии


    У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения)


    Воплощение Смерти, зимы

    Мифология:Славянская

    В иных культурах:Марс


    Марена (польск. Marzan(n)a, Smiertka, словацк. Morena, Marmuriena, чеш. Morana, Smrtka, укр. Марена) - в западно- и восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Имя Марены или Мары носит чучело, кукла или деревце в ритуалах проводов зимы и встречи весны.


    ФУНКЦИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ:


    Образ Марены, по первоначальному этимологическому родству или по вторичному звуковому уподоблению, связывается со смертью и сезонными аграрными обрядами умирания и воскресания природы. Польский хронист XV века Я. Длугош отождествляет Маржану с римской Церерой. Чешская Морана (старочеш. Morana) в подложных глоссах из «Mater Verborum» отождествляется с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»). Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mor- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение - в духе народной этимологии, - корней *Mor- и *mer-, «смерть», в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью). В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в неоязыческой сфере.


    У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день, когда водили «Зелёного Юрия» или «Весника», зиму называли Бабой Ягой:


    Оригинал

    Zelenega Jurja vodimo,

    Maslo in jajca prosimo,

    Jezi-babo zganjamo,

    Mladoletje trosimo!


    Перевод

    Зелёного Юрия водим,

    Масло и яйца просим,

    Бабу-ягу прогоняем,

    Весну рассыпаем!


    32 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 335.


    Четко обозначенная женская сущность ритуального "пожара" заставляет вспомнить этнографические данные о ежегодном обряде сожжения соломенного чучела Мары, Морены, Костромы, Купалы, широко распространенного в славянских землях. Однако между костром в форме женской фигуры и женским чучелом, бросаемым в бесформенный костер, есть существенное различие в самой идее обряда: чучело Мары бросают в огонь (или в воду), символизируя человеческое жертвоприношение; в нашем же случае изображено некое хтоническое божество принимающее какие-то жертвы.


    Главным возражением против этой гипотезы является несомненная однократность весьма торжественного обряда, произведенного в древнем Шумске. И "пожары", оставившие зольники, и костры, в которых сгорали небольшие соломенные куклы Купалы или Костромы, были ежегодными, обычными. Здесь же перед нами уникальный обряд, аналогии которому не находятся.


    2. Вторым, и более естественным, является предположение о жертвоприношении по какому-либо особому, исключительному случаю: стихийное бедствие, засуха, эпидемия.


    Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с кладбищем и крадой возле него.


    Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от "мор", "морить"), которое впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: "в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула"; "Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает" (иногда -- "титьки её на грядке висят").

    ====================================================


    Это были Научные показания, во многом совпадающие с логической интуицией по данному вопросу и Оккультными выводами. Какую же информацию по Данной Богине получает и имеет Оккультная Практика? В этой части своего опуса я и постараюсь разъяснить предельно кратко и наиболее ясно. Имеются также и совпадающие с Научными сведения, что Божество Мара ещё и символизировала "Чёрную Луну"- или же современным языком выражаясь: "Новолуние". В Оккультизме такой день называется "День Мары". В традициях Элинов такие дни именовали: "Дни Гекаты". Точно также Богиня Морена нередко применяет Силы Марса. Основная планета- представитель Её Сил является Марс первостепенно, второстепенно - Луна. В Астрологии дни недели, присущие Маре есть вторник и понедельник. Как и было сказано выше, Морена является Божеством Смерти и Мира Нави- Загробного Мира. При контактировании с Ней вершатся в основном Ритуалы деструктивной направленности: На поражение врагов, на разрушения в основном. Иной раз иногда Её Сила и Энергия применяются в приворотах. Но в целом всё же в порчах и проклятиях, и в защитных обрядах- вершащих именно Её Жрецам и Волхователям. Также имеет свои образы - ипостаси в других Древних Язычествах: Она же нарекалась Геката у Древних Элинов, Она же Эрешкигаль в Шумеро- Аккадской традиции, Она же Кали в Индуизме. В традициях Вуду Она имеет тоже свой образ, именуемый Маман Бригитта. У Славян всегда описывалась и представлялась женщиной, облачённой полностью в чёрные одежды, с косой (С/Х орудием) и с невидимым лицом. Становится ясно и понятно ещё одно явление, почему в Деревенском Чернокнижии Её нарекают именно САМОЙ Смертью, приходящей за любым живым, кого захочет забрать в Мир Навий- на Землю Предков. И в отличии от заявлений нынешнего современного "неоязычества", самоназывающегося "родноверием" ныне, и базирующегося на крайне нелепых и фантастических измышлениях, Божество Морена 100% никогда не имела никаких сходств с некой "доброй феей". Которая попеременно и в зависимости от ситуаций якобы меняла свои образы: То якобы лютая- свирепая во всём чёрном и рваном одетая старуха, то либо в белом платьице добрая красивая девушка с косичкой. Данная информация от неоязычества- "родноверия" является не более чем нелепыми измышлениями. Интересующимся советую изучать информацию, подаваемую Исторической Наукой и Народной Литературой. И представленную строго от Первоисточников, нежели чем копаться в белиберде от всяких лжеучёных и новоявленных псевдоволхвов с подпольным компартийным истинным настоящим. Будьте внимательны и разборчивы! УДАЧИ!

    При желании вы можете оставить отзывы о Маге Танатосе.