Безусловные рефлексы презентация. Презентация к уроку биологии "рефлекторная теория поведения"


Cлайд 1

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Задачи: Дать характеристику рефлексам, рефлекторным дугам

Cлайд 2

Рефлекс. Рефлекторная дуга Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований - рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения. Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг.

Cлайд 3

Рефлекс. Рефлекторная дуга Самые простые рефлекторные дуги образованы всего двумя нейронами. Отростки чувствительных нервных клеток образуют контакты непосредственно на исполнительных нейронах, посылающих свои длинные отростки к мышцам или железам. Примером наиболее простых рефлексов может служить коленный рефлекс, который обычно вызывает врач, обследующий больного. Для этого пациенту предлагают положить ногу на ногу и ударяют резиновым молоточком по сухожильной связке чуть ниже коленной чашечки.

Cлайд 4

Рефлекс. Рефлекторная дуга Рефлекторная дуга этого рефлекса состоит всего из двух нейронов. Исполнительный нейрон находится в спинном мозге. Подавляющее же большинство рефлекторных дуг имеет более сложное строение. Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган.

Cлайд 5

Рефлекс. Рефлекторная дуга Они образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона. Прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки. Они образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона. Прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки. Болевые сигналы от рецепторов попадают в спинной мозг и передаются вставочным нейронам. Те в свою очередь возбуждают исполнительные нейроны, посылающие команду к мышцам руки. Мышцы сокращаются, и рука сгибается.

Cлайд 6

Рефлекс. Рефлекторная дуга Часть рефлекторной дуги какого-либо рефлекса всегда располагается в определенном участке центральной нервной системы и состоит из вставочных и исполнительных нейронов. Это и есть нервный центр данного рефлекса. Иными словами, нервный центр - это объединение нейронов, предназначенное для участия в выполнении какого-то определенного рефлекторного акта.

Cлайд 7

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Д.З. § 8 Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Простая рефлекторная дуга из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Сложная рефлекторная дуга кроме чувствительного и двигательного содержит вставочные нейроны. Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган. Работа с тетрадью:

Cлайд 8

Рефлекс. Рефлекторная дуга Описанные выше коленный и сгибательный рефлексы относятся к разряду врожденных. Для осуществления врожденного рефлекса организм имеет готовые рефлекторные дуги. Поэтому для их осуществления не требуется никаких особых дополнительных условий, вот почему они получили название безусловных рефлексов.

Cлайд 9

Cлайд 10

Рефлекс. Рефлекторная дуга Для осуществления же открытых И. П. Павловым условных рефлексов организм не имеет готовых нервных путей. Условные рефлексы формируются в течение жизни, когда для этого возникают необходимые условия. Образование условных рефлексов лежит в основе обучения организма различным навыкам и приспособлений к изменяющейся среде. Наличие рефлекторной дуги - непременное условие для реализации рефлекса, но оно не гарантирует точности его выполнения.

Cлайд 11

Рефлекс. Рефлекторная дуга Тем не менее, нервный центр данного рефлекса имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд. Эти сигналы возникают в рецепторах, расположенных в самих исполнительных органах. Он по «обратным связям» получает информацию об особенностях осуществления рефлекса. Такое устройство позволяет нервным центрам в случае необходимости вносить срочные изменения в работу исполнительных органов.

Cлайд 12

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга Д.З. § 8 Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Простая рефлекторная дуга из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Сложная рефлекторная дуга кроме чувствительного и двигательного содержит вставочные нейроны. Рефлекторная дуга – путь по которому проходит нервный импульс при рефлексе. В рефлекторной дуге различают 5 элементов: 1 – рецепторы, 2 – чувствительный нейрон, 3 – нервный центр, 4 – двигательный нейрон, 5 – исполнительный орган. Безусловные рефлексы – врожденные рефлексы. Условные рефлексы – приобретенные рефлексы. Обратные связи – нейроны, передающие информацию от исполнительного органа в ЦНС. Работа с тетрадью:

Cлайд 13

Повторение: Что такое рефлекс? Какие рефлексы называют безусловными? Приведите примеры врожденных рефлексов. Какие рефлексы называют условными? Приведите примеры условных рефлексов. Перечислите элементы рефлекторной дуги. Какие типы рефлекторных дуг вы знаете? Каковы звенья рефлекторной дуги простого рефлекса? Как осуществляется контроль нервной системы за выполнением рефлекса? Что такое «обратная связь»?

Cлайд 14

Повторение: **Тест 1. Верные суждения: Рефлекс – это ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Движение амебы по направлению к пище – рефлекс. Движение гидры по направлению к пище – рефлекс. **Тест 2. К безусловным рефлексам относятся: Коленный рефлекс. Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету. Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот. Слюноотделение у собаки при виде пищи. **Тест 3. Верные суждения: Условные рефлексы имеют готовые рефлекторные дуги уже при рождении. Учение об условных рефлексах создано И.М.Сеченовым. В основе обучения лежит образование условных рефлексов. В основе обучения лежит образование безусловных рефлексов.

Cлайд 15

Повторение: **Тест 4. К условным рефлексам относятся: Реакция собаки на слово «Фас». Отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету. Слюноотделение у собаки при попадании пищи в рот. Слюноотделение у собаки при виде пищи. Тест 5. Рефлекторная дуга состоит: Из рецепторов и чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру. Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, анализирующего информацию. Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, двигательного нейрона и рабочего органа. Из рецепторов, чувствительного нейрона, нервного центра, двигательного нейрона, передающего возбуждение на орган и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс.

Cлайд 16

Повторение: Тест 6. Простая рефлекторная дуга состоит: Из чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру. Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона. Из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов. Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс. Тест 7. Сложная рефлекторная дуга состоит: Из чувствительного нейрона, передающего возбуждение к нервному центру. Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона. Из чувствительного, вставочных и двигательного нейронов. Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс.

Cлайд 17

Повторение: Тест 8. Нервный центр рефлекса состоит: Из чувствительного нейрона с рецепторами. Из чувствительного нейрона и двигательного нейрона. Из вставочных и исполнительного нейронов. Из чувствительного, вставочных, двигательного нейронов и обратных связей, с помощью которых нервный центр контролирует рефлекс. Тест 9. Заслуга в создании учения о рефлекторной деятельности головного мозга принадлежит: И.П.Павлову. И.М.Сеченову. И.И.Мечникову. Э.Дженнеру. Тест 10. Обратные связи: Двигательные нейроны. Чувствительные нейроны, воспринимающие раздражение. Чувствительные нейроны, расположенные в исполнительных органах. Вставочные нейроны.

«Строение нервной системы» - Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. Строение и значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения. Спиной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводящую.

«Рефлекс» - Могут изменяться и исчезать при изменении условий. Понятие рефлекса. Имеются с рождения. Выработка условного рефлекса. Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Одинаковы для всех организмов данного вида. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни.

«Нервная система» - Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Центральная нервная система. Нервная система ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой. От спинного мозга отходят нервы, управляющие работой мышц и тела и плавников. Нервная клетка. Нервная система млекопитающих достигает наибольшего развития.

«Урок Нервная система» - Эволюция нервной системы позвоночных животных. У Простейших ответная реакция на раздражения происходит в форме раздражимости. Значение органов чувств: Больше всего развиты большие полушария, которые покрыты корой. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Эволюция органов чувств.

«Физиология ЦНС» - Рецепторы бывают: 1. Избирательная проницаемость. Химические. 15. 10. Явления в клетке. +. Na. Самсонов С. 19. 15 Na 5 K. Потенциал покоя. 10 Na 10 K. Мембрана клетки. 2. 3.

«Вегетативная нервная система» - Изучить состояние здоровья нервной системы учащихся МОУ «СОШ №5». Реферат Нарушения работы нервной системы учеников в связи с утомлением в школе. У девушек нарушения работы Н.С. встречаются чаще, чем у юношей, т.к. девушки более эмоциональны и ранимы. Подобрать наиболее эффективные способы лечения и предупреждения болезней нервной системы.

Слайд 1

Торможение условных рефлексов

Слайд 2

Торможение – активный нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.

Слайд 3

Центральное торможение было открыто в 1863 году И.М.Сеченовым. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)

Слайд 4

В процессе опыта И.М.Сеченов удалил у лягушки головной мозг на уровне зрительных бугров и определял время сгибательного рефлекса. Затем на зрительные бугры помещался кристалл соли, в результате чего наблюдалось увеличение продолжительности времени рефлекса.
Это наблюдение позволило И.М.Сеченову высказать мнение о явлении торможения в ЦНС. Данный тип торможения называют сеченовским или центральным.

Слайд 5

Слайд 6

Безусловное(внешнее)торможение
Безусловное торможение свойственно всем отделам нервной системы.
Его не нужно вырабатывать, оно наступает в результате действия нового раздражителя.
Проявляется в ослаблении или угнетении других рефлексов.
Пример:
посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
а) Гаснущее - это посторонний сигнал, который после нескольких повторений теряет свое тормозящее влияние из-за потери существенного значения для организма.
б) Негаснущее - это такой дополнительный раздражитель, который с повторением не теряет своего тормозящего действия.

Слайд 7

торможение, приобретённое в процессе жизни.
Условное(внутреннее)торможение
развивается только в коре
Непременное условие условного торможения - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает. В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых. Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.

Слайд 8

Угасание формируется постепенно при неподкреплении безусловным раздражителем(например, пища) условного раздражителя(например, свет лампочки или бутылочка с соской)
Виды условного торможения
Угасание
От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания.

Слайд 9

Дифференцировка
Виды условного торможения
Дифференцировка – это способность отличать один сигнал от других, похожих.
Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел: свои или чужие. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы "не путать" сходные раздражители. Например, только хозяйка даёт кошке лакомства. Кошка бежит к открыванию двери, если пришла хозяйка(слышит звук открываемого замка). На приход других людей кошка не реагирует(замок открывают чуть-чуть по-другому)

Слайд 10

Торможение запаздывания развивается при неподкреплении начальной части действия сигнального раздражителя и точно приурочивает безусловный рефлекс ко времени действия безусловного раздражителя. Например, включается свет, а подкрепление пищей дается только через 3 мин. Отделение слюны, после того как выработалось запаздывающее торможение, начинается к концу 3-й минуты. Собака "не слюнит" бесполезно. Условный раздражитель вначале вызывает в коре: торможение, которое только перед действием безусловного раздражителя сменяется возбуждением.
Виды условного торможения
Торможение запаздывания

Слайд 11

Разновидностью врожденного тормозного процесса является так называемое запредельное торможение. Оно развивается при длительном нервном возбуждении организма и при действии чрезвычайно сильного условного сигнала или нескольких несильных, сила которых суммируется. В этом случае нарушается "закон силы" (чем сильнее условный сигнал, тем сильнее условно-рефлекторная реакция) - условно-рефлекторная реакция с увеличением силы начинает уменьшаться. Это происходит потому, что клетки имеют определенный предел работоспособности, и раздражение выше этого предела выключает нейроны, предохраняя их тем самым от истощения. Этот особый вид торможения открыт И. П. Павловым и назван охранительным, так как охраняет нервные клетки от чрезмерного возбуждения.
Запредельное торможение

Слайд 12

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

Слайд 13

Доминанта
Доминантный очаг отличается рядом особенностей: Во-первых, он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения Во-вторых, достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельности
А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте.
При усилении определённой потребности возникает временно господствующий в ЦНС очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Такой механизм временного господства возбуждения получил название доминанты.
Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант.

«Нервная система» - Хорошо развит сред­ний мозг. Совершенствование нервной системы отразилось и на развитии органов чувств. Нервная система рыб представлена головным и спинным мозгом. Кора покрывает весь передний мозг. Передний отдел лишь незначительно расширен, являясь зачатком головного мозга. В связи с наземным существованием нервная система пресмыкающихся еще более усложняется.

«Рефлекс» - Приспосабливают организм к постоянным условиям. Условные рефлексы. Примеры безусловных рефлексов. В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение. Выработка условного рефлекса. Одинаковы для всех организмов данного вида. Рефлексы. Врожденные рефлексы называют безусловными. В основе дрессировки- условный рефлекс.

«Вегетативная нервная система» - В целом состояние здоровья учащихся удовлетворительное. Заболевания Н.С. чаще встречаются у учащихся 12-16 лет. Выполнила: Иванова Юлия Школа № 5 9 «б» класс. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую. Реферат Нарушения работы нервной системы учеников в связи с утомлением в школе.

«Нервная система человека» - ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (спинной мозг). Выполнила: Димитрова Ирина 234 группа. Строение нейрона. В нервной системе выделяют: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (головной мозг). Функции нервной системы: Сформировать представление о строении нервной клетки, об особенностях нервной системы человека. Цель:

«Строение нервной системы» - Спинной мозг выполняет две основные функции - Рефлекторную и проводящую. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Периферическая нервная система (нервы и нервные узлы). Внешне спинной мозг напоминает тяж цилиндрической формы. Строение и функции спинного мозга. Путем сокращения скелетных мышц выполняются прежде всего защитные движения.

«Высшая нервная деятельность человека» - Возможность формирования условных рефлексов на разные формы раздражителей. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим. По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена. Общая характеристика ВНД. Филогенетическое изучение условных рефлексов. И.М. Сеченов опубликовал работу под названием «Рефлексы головного мозга».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рефлексы.

Понятие рефлекса. Рефлекс- это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни. Условные рефлексы не передаются по наследству. Врожденные рефлексы называют безусловными. Они передаются по наследству.

Безусловные рефлексы. Имеются с рождения. Не меняются и не исчезают в течение жизни. Приспосабливают организм к постоянным условиям. Одинаковы для всех организмов данного вида

Примеры безусловных рефлексов

Чихание – защитный врожденный рефлекс.

Условные рефлексы. Приобретаются в течение жизни. Могут изменяться и исчезать при изменении условий. У каждого организма вырабатываются свои. Приспосабливают организм к меняющимся условиям.

Примеры условных рефлексов у животных

В основе дрессировки- условный рефлекс

Выработка условного рефлекса

Выводы. В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение. Рефлексы делятся на условные, выработанные в течение жизни и врожденные или безусловные. Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Благодаря условным рефлексам животные приобретают навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок рефлексии в 5-ом классе.

Урок рефлексии в 5-ом классе.Тема “Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.”Тип урока: урок рефлексии....