Чертеж металлические калитки ворота. Делаем железные ворота своими руками


Металлические ворота простейшей конструкции, которые зачастую монтируются на загородных дачных участках, представляют собой две симметричные створки, формирующие распашную конструкцию. Металлические ворота изготавливаются примерно по следующим параметрам: ширина – 3 метра, высота – 2 метра, данные размеры можно корректировать, исходя из потребностей владельца участка или задач, которые должны выполнять ворота. В том случае, если ширина ворот окажется излишне большой, то конструкция будет испытывать непосильные нагрузки, поэтому размеры нужно просчитать тщательно.

Одним из самых распространённых материалов, из которых изготавливается полотно ворот, является профнастил, ворота могут быть решётчатыми или коваными, в принципе, при изготовлении таких конструкций применяются различные недорогие материалы.

Типы конструкций ворот

Наиболее часто встречается схема, когда две створки ворот навешаны на петли. Встречаются также усложнённые конструкции, когда створок и проходов может быть больше двух, кроме защитной функции, ворота выполняют декоративные функции, качественно и хорошо выполненные ворота придадут загородному участку ухоженный и аккуратный вид.

Железные ворота из профнастила

Ворота из профнастила

В качестве столбов для ворот из профнастила используют профильную трубу с толщиной стенки не меньше, чем 2 мм, и размеров 60*60. Расчёт количество необходимого материала производится следующим образом: общую длину забора делят на расстояние между столбами, к полученным показателям прибавляется по одному столбу на каждую калитку, и ещё по одному на каждые ворота, и один столб на поворот. Между столбами рекомендуется оставить расстояние, равное 2,5 метра, такая длина позволит обеспечить необходимую жёсткость, и позволит избежать разрыва конструкции при смене сезонов.

В роли лаг для забора можно задействовать металлическую профильную трубу, толщиной стенки не менее чем 2,5 мм, размером 40*20. Расчёт количества материала происходит по следующей схеме: количество лаг, которые необходимо установить в каждом пролёте, их должно быть не меньше двух, умножается на длину будущего забора, а к полученному результату прибавляется длина калиток и ворот.

Для изготовления листов для забора нужно выбирать профнастил, толщина которого должна быть не меньше 0,5 мм, высота профильного ребра должна составлять 2 см. Необходимое количество материала высчитывается исходя из рабочей ширины листа, например, для листа С20 – это 1100мм. Общую длину забора нужно разделить на рабочую ширину, результат равен необходимому количеству профнастила, кроме того, необходим минимум одни лист в запас.

Крепить листы к каркасу лучше всего саморезами, рекомендуется выбирать качественный крепёж, в противном случае, сверление лаги займёт неоправданно много времени.

Кроме того при изготовлении распашных ворот понадобятся следующие строительные материалы и инструменты: навесы (петли) – 4 шт., листовой профнастил, дрель (шуруповёрт), саморезы, цемент, камень или битый кирпич, лопата, песок, болгарка, сварочный аппарат, краска и кисточки, металлические трубы.

Инструмент, необходимый для монтажа конструкции

Для установки и ворот, и забора требуется наличие определённого инструмента, в зависимости от типа конструкции и используемого материала: сварочный аппарат, уровень, кувалда, рулетка, шнурки, бур или бензобур, болгарка.

Изготовление опор и рам для металлических ворот

Особенных трудностей изготовление и установка металлических ворот самостоятельно не вызовет. В первую очередь изготавливаются опоры, в качестве материала используются трубы из стали диаметром 10 см и металлический профиль, двутавр или швеллер, с полкой шириной не менее 100 мм. В зависимости от степени крепости и жёсткости опоры можно будет судить о долговечности и надёжности конструкции ворот. Лучше всего створки выполнить из профиля из металла прямоугольного или квадратного сечения. Оптимальным вариантом будет условие, чтобы ширина полки профиля составляла не менее 40 мм.

Установка опор металлических ворот

Установка опор для ворот должна осуществляться более основательно, нежели для забора, причиной этому является повышенная нагрузка испытываемая осями при закрытии и открытии створок. Поэтому устанавливать воротные опоры необходимо очень основательно. В качестве навесов для металлических распашных ворот конструктивно оптимально подходят гаражные петли, лучше, чтобы диаметр внутреннего сечения был свыше 120 мм. Для ворот простой конструкции хватит четыре штуки петель, для более массивного проекта необходимо шесть навесов. К каждой петле основательно с двух сторон по площади всего контура касания привариваются металлические пластины толщиной 0,5 см.

Для изготовления приопорных стоек для створок ворот необходимо взять квадратный профиль, от которого нужно отрезать два идентичных куска, которые должны быть на 15-30 см короче, чем высота створок. К стойкам привариваются пластины петель, обе конструкции должны быть получится одинаковые. После чего надо зафиксировать конструкции на опорах ворот при помощи креплений, которые необходимо чётко отверить по горизонтали, и по вертикали. Осуществлять работу надо таким образом, чтобы сделать как можно меньший зазор между опорным столбом и приопорной стойкой, желательно до 3-5 мм. После фиксации приопорной стойки нужно отрезать верхний кусок профиля по размеру, после чего его нужно установить на верхние торцы стоек. Конструкция осматривается на ровное положение всех составляющих, после чего всю конструкцию необходимо «точковать» сваркой.

Завершающий этап по установке железных ворот

После подготовки рамы, две центральные стойки устанавливаются по центру ворот, таким образом, чтобы зазор составлять между ними около 10 мм. Все центральные стойки также «точкуют» сваркой, а пластины приваривают основательно к опорным столбам. Чтобы усилить конструкцию ворот нужно взять стальной лист толщиной 4-3 мм, из которого выполняются 8 заготовок, которые необходимо прикрепить по углам створок. На окончательном этапе рамочная конструкция делится на две половины посредством болгарки. Оптимальным вариантом будет выполнение минимальных зазоров в петлях, в этом случае смещения створок удастся практически избежать. В качестве декоративного решения конструкции можно произвести отделку внешней стороны ворот каким-либо материалом.

Видео — процесс изготовления железных ворот своими руками

Вид красивых декоративных ворот на фоне соответствующего забора всегда впечатляет прохожих, а если они еще и сделаны руками хозяина, то впечатляют вдвойне. Сказать, что создать самостоятельно въездную группу участка легко, значит обмануть читателя. Но и то, что это нереально, тоже утверждать нельзя. Сделать правильно ворота своими руками сложно, но выполнимо.

Предпочтение распашной конструкции

Начинающие мастера, конечно, не рискнут сразу же мастерить в домашних условиях сложные конструкции с замысловатыми механизмами, а всем известные и полюбившиеся конструкции распашных ворот изготовить и установить можно и попробовать своими силами.

Но, прежде чем начинать творить в саду из подручного материала или из досок, лучше все-таки сделать или заказать чертеж ворот, произвести расчет количества необходимого материала, обеспечить рабочее место оборудованием и инструментом, и только после этого можно изготавливать ворота своими руками к садовому забору, или же, к парадному въезду частного поместья.

Предпочтение чаще отдают такому варианту, как распашные конструкции по нескольким причинам:

  • они несложные в изготовлении;
  • в сравнении с другими въездными группами, требует меньших затрат на материал и сил на изготовление;
  • качественно изготовленное изделие прослужит долго своему хозяину;
  • огромный выбор материала для обшивки;
  • возможность установки автоматики;
  • масса вариантов декорирования;
  • простая эксплуатация.

Перечисленные достоинства сопровождаются всего одним, но значимым недостатком – нужно необходимое расстояние для открывания створок ворот внутрь или наружу двора. А садовые участки не всегда имеют достаточное пространство. Но если такой проблемы нет, то можно смело приступать к изготовлению.

Элементы ворот

Это самая древняя конструкция, которая подвергалась видоизменениям столетиями, но принципиально ничего не изменилось, все составляющие элементы остались прежними:

  1. Опорные столбы – важная часть ворот, которая удерживает на себе весь вес створок и ветровую нагрузку. Поэтому к их установке нужно отнестись с предельной серьезностью. Материалом чаще выступает металл. И даже если опоры из кирпича, то сердцевина их в любом случае будет металлическая, так как крепить петли для створок нужно к металлу.
  2. Створки ворот состоят из рамы, материалом которой может быть как металл, так и дерево. Хотя более популярен все тот же металл, так как он прочнее, надежней и долговечнее.
  3. Об отделке, то есть обшивке створок мы уже упоминали, но это тоже неотъемлемый атрибут конструкции, и о весе материала не стоит забывать. Чем тяжелее обшивка, тем надежнее нужно делать раму, учитывая ветровую нагрузку региона.
  4. Петли для конструкции тоже играют немаловажную роль, так что при их подборе желательно не задумываться об экономии, лучше это сделать на чем-нибудь другом.
  5. Замки, задвижки, фиксаторы и прочие аксессуары хозяин подбирает на свое усмотрение, но также с учетом общего веса конструкции.

С общим видом изделия мы разобрались, поэтому можно приступать к размышлениям о том, как сделать ворота по чертежу и рассчитать материал.

Зачастую место монтажа изделия напрямую влияет на материал и внешний вид изделия. Если, например, нужно поставить выездные ворота на практически незаметном заднем дворе или на садовом участке, или просто оградить временным забором и въездными воротами строительный участок, то и требования к конструкции будут упрощены.

Для парадных декоративных въездных проемов и требования более жесткие, соответственно и затраты на все мероприятие могут удвоиться.

Выбор материала имеет прямое отношение к размеру въездной группы, весу конструкции и многих других факторов, включая природные.

Но по утверждению специалистов, для рамы створок чаще используют профильную трубу сечением 60*40 мм, где толщина металла 1,5 – 2 мм. Может подойти и труба с сечением 40*20 мм, все зависит от веса обшивки.

Сечение трубы для опорных столбов тоже зависит от веса конструкции, но лучше руководствоваться знаниями специалистов, которые утверждают:

  • для общего веса створок, не превышающего 150 кг можно использовать трубу с сечением 80*80 мм и толщиной металла 4 мм;
  • выше 150 кг и до 300 кг – желательно применять трубу 100*100 мм с толщиной 5 мм;
  • выше 300 кг, применяется труба 140*140 мм, с толщиной 5 мм.

Относительно петель, можно выбирать любые механизмы – регулируемые или нерегулируемые, но материал, из которого они изготовлены, должен быть качественный, чтобы механизмы смогли выдерживать вес створок ворот, сделанных самостоятельно.

Монтаж опорных столбов

Может кто-то и думает, что самодельные въездные изделия в саду или на участке никогда не получатся аккуратными и красивыми. Но, как показала практика, если подойти к изготовлению со всей ответственностью и даже педантизмом, то можно своими трудами превзойти ту продукцию, которая предлагается на строительном рынке.

Сделанные ворота своими руками, будь они самые простые дачные, изготовленные из подручного материала, но правильно просчитанные и изготовленные строго по чертежу, будут необычные и уникальные.

Итак, строим, соблюдая размеры, расстояния и постоянно измеряем правильность всех углов, вертикалей и горизонталей.

В первую очередь следует установить опорные элементы, на которые будут повешены створки. В столбах из кирпича должны быть предусмотрены закладные элементы. К ним приваривается одна часть петель.

Если сделать опоры садовых ворот предполагается металлическими, то их следует обязательно укрепить. Для этого пробуривают лунки на глубину 80 – 120 см, дно лунки засыпается песком или щебнем, по уровню устанавливаются столбы, закрепляются деревянными или металлическими распорками, заливаются цементным раствором и утрамбовываются.

Расчет и сварка рам

Пока раствор застывает, можно приступать к изготовлению рам. Здесь без сварки не обойтись. Строго по размерам отрезанные трубы, с помощью сварки соединяются между собой. Важно процесс сварки проводить на специальном столе или на ровной поверхности, чтобы не получился перекос.

Сварка должна проходить поэтапно. Сначала прихватываются все детали в нескольких местах, затем, проверяется правильность сварки по диагонали и по углам, если все предельно точно, то можно приступать к чистовой сварке.

Если для изготовления садовых ворот применяются ржавые трубы, то перед сварочными работами желательно очистить их от ржавчины. Тогда швы получатся более ровные и качественные.

После сварки следует тщательно зачистить все швы, покрыть рамы грунтовкой, дождаться полного высыхания и покрасить.

Для стандартной рамы понадобится следующий материал:

  • периметр рам и перемычки можно изготовить из трубы 60*40 мм. В общей сложности нужно будет приобрести 22 м;
  • внутренний каркас для усиления рам изготавливается из трубы 40*20 мм, для него понадобится 15 м. На этот внутренний каркас и будет крепиться обшивка.

Поскольку трубы продаются в погонных метрах, то лучшим вариантом будет заказать нужные размеры, соответствующие размерам схемы. Такой подход имеет двойную выгоду – не нужно будет в домашних условиях замерять и отрезать нужную длину, а также упростится доставка.

Размеры изделий

В идеале, ворота следует строить вместе с забором. Но бывают случаи, когда появляется необходимость расширить проезд, или вышли из строя старые изделия, тогда следует перед изготовлением новых конструкций произвести расчет предельно точно.

И желательно, чтобы стилистическое решение полностью импонировало забору. Если, например, забор из кирпича, то для столбов ворот такого забора обязательно придется применять кирпич. Если забор садового участка невысокий и сделан из досок, то вариант декоративных высоких кованых ворот такому забору вряд ли будет гармонировать.

При проведении замеров и расчете материала следует учитывать покрытие подъездных путей. Если на территории въезда находится асфальт, бетон или плитка, то достаточно оставлять просвет 5 см. А когда садовая дорога заросла травой, то в таком случае лучше оставлять просвет 10 см для беспрепятственного открывания створок.

Также желательно предусматривать зазор между створками, чтобы нивелировать небольшое смещение столбов от времени.

Монтаж створок

Этот процесс начинается с крепления петель, которые привариваются к основной раме створки и к опорным столбам. Если столб выполнен из кирпича, но закладной элемент предусмотрен не был, то к кирпичу дюбелем прикрепляется швеллер, а к нему привариваются петли. Ну а если в столбе из кирпича все предусмотрено, то проблем с креплением петель не должно возникнуть.

Кстати, эти небольшие, но важные элементы тоже имеют свои инструкции по монтажу, которые идут в комплекте. Поэтому лучше перед сварочными работами внимательно изучить инструкцию.

Когда все сварочные работы закончены, следует сделать контрольную зачистку швов и покраску. Только после высыхания краски можно производить монтаж створок на петли.

Далее, проводится монтаж всей оставшейся фурнитуры – замков, задвижек, фиксаторов, автоматики. Эти элементы въездной группы, бесспорно, должны монтироваться строго по схемам, прилагаемым в комплектах. И если задвижку еще можно прикрепить без инструкции, то произвести монтаж автоматики без схемы не получится, да и замок сложно прикрепить без внимательного изучения схемы или инструкции.

Финишная отделка

Как сделать для дачи металлические ворота своими руками? Что нужно иметь для этой работы? Каким требованиям должны они удовлетворять? Обычно для дач и коттеджей большинство людей предпочитают изготовление ворот из железа, хотя можно сделать их и из другого металла. Играет роль стоимость материала и возможность применения сварки при создании конструкции.

Какие ворота существуют?

На рынке есть большой выбор подобных изделий. Но большинство людей отпугивает их сравнительно высокая цена. Хотя можно использовать промышленные образцы для того, чтобы создать чертежи своей конструкции. Вороты делятся на следующие виды:

  1. Распашная модификация — имеет 2 створки, которые можно раскрыть в обе стороны.
  2. Раздвижные или откатные конструкции делают в том случае, когда нужно сэкономить место. Проход открывается при сдвигании вдоль забора одной или двух створок. Такие двери монтируют на роликах, или используют подвижный каркас.
  3. Секционные конструкции применяют на воротах гаражей. Они могут опускаться сверху вниз и состоят из определенного числа соединенных между собой секций. При их применении экономится большое пространство, но для таких ворот характерны заедания механизма.

Из вышеперечисленных видов обычно для дач и коттеджей люди выбирают первый вариант — распашную конструкцию.

Длина их створок может доходить до 4-6 метров, а сами они вращаются на петлях, которые установлены на столбах из металлических труб, или стеновой раме. Они имеют сравнительно малую стоимость, и на них нет сложных механизмов.

Существует множество вариантов дизайнерского оформления такой конструкции. Ворота просты в обслуживании и не требуют особого ухода.

Обладают функциональностью и удобством в эксплуатации. Их может изготовить любой человек, который знаком с азами сварки.

Изготовление железных ворот своими руками

В начале работы делается схема самодельной конструкции. Затем на строительном рынке надо купить листовое железо (сталь), трубы, петли и инструмент. Можно сделать конструкцию из металлической сетки, приваренной к каркасу из уголков, но обычно для дач делают конструкции из сплошного листового материала.

Владельцы собственных домов предпочитают ворота, набранные из приваренных к угольникам прутьев или труб. Для глухой конструкции можно использовать и профнастил. Он обладает хорошими качествами и сравнительно дешев. Выбрав нужный материал и приобретя все необходимое, можно приступать к последующему этапу работы.

Вначале надо установить металлические столбы — опоры. Их делают из труб калибром от 100 до 200 мм. Размер зависит от веса створок. Процесс работы таков:

  1. Нарезают опоры по высоте.
  2. Копают ямы у концов забора на таком расстоянии друг от друга, которое равно полной длине сомкнутых створок.
  3. Укрепляют и бетонируют трубы.
  4. После просыхания бетона к ним приваривают нижние половинки петель.

Из металлических угольников сваривают 2 рамы для створок и закрепляют на них половинки дверей сваркой или винтами.

Для придания жесткости конструкции надо, чтобы рамы имели 1-2 растяжки из угольников, приваренных в середине. Затем в нужных местах к створкам приваривают верхние половины петель.

Самостоятельная установка ворот

Чтобы сделать сборку конструкции, понадобится несколько человек. Половинки створок поднимают и заводят отверстия петель в штыри. Важно точно и правильно сделать все замеры и приварить все детали, чтобы не было перекосов.

При монтаже металлических ворот из других материалов технология их создания и установки практически такая же, как и описанная выше.

После того как створки будут установлены на место, надо проверить легкость их хода. Затем в нужном месте устанавливают задвижку и, если это нужно, замок.

Всю поверхность конструкции грунтуют и окрашивают в желаемый цвет. Количество слоев наносимой краски — 2-3.

Какие нужны инструменты и материалы? Вот примерный список:

  1. Цемент, песок.
  2. Металлические угольники, прутья, трубы
  3. Большие петли для ворот.
  4. Замок и готовая задвижка.
  5. Краска и грунтовка.
  6. Сварочный аппарат.
  7. Электродрель.
  8. Ножовка, плоскогубцы, молоток.
  9. Разметочный инструмент.
  10. Лопата, ведро.

Для создания подобной конструкции надо тщательно подготовиться, чтобы не допустить при сварке деталей и сборки просчетов. Созданные своими руками железные ворота будут служить много лет.

Автоматическое управление въездными воротами упрощает и делает более безопасным въезд автомобиля на участок или в гараж. Преимущества электрического привода очевидны - открыть и закрыть створки можно прямо из салона авто, а чтобы впустить в заснеженный двор машину гостей не придётся прощаться (хоть и ненадолго) с тёплым, уютным помещением. Высокая цена на качественную, заводскую автоматику вынуждает народных умельцев искать более доступные варианты. И они находятся. Сегодня надёжные автоматические ворота можно построить своими руками. Всё, что для этого понадобится, можно найти в гараже или за бесценок купить на рыночных развалах.

Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки

Если не брать во внимание чересчур оригинальные конструкции, то все существующие ворота можно разделить на три группы:

  • откатные;
  • распашные;
  • гаражные.

Распашные конструкции имеют самую богатую историю и знакомы всем по двум створкам, которые при помощи петель крепятся к боковым опорным столбам. Такие ворота отличаются простотой и надёжностью, но требуют места для открывания перед въездом на участок или во двор. Распахивающиеся створки являются незаменимым вариантом для узких проездов и в сравнении с другими конструкциями обладают максимальной надёжностью. Самый большой минус ворот этого типа заключается в повышенных требованиях к устойчивости боковых столбов. Недостаточная жёсткость стоек со временем приводит к их наклону, а это, в свою очередь, вызывает заклинивание створок. Недостатком является и то, что для их автоматизации потребуется пара синхронно работающих приводов, в то время как другие системы нуждаются лишь в одном исполнительном механизме.

Для автоматического открывания распашных ворот потребуется пара синхронно работающих приводов

Откатные ворота имеют полотно, которое можно отодвинуть в сторону буквально вплотную к забору. В зависимости от опорной поверхности, откатные системы делятся на три вида:


Сдвижная система является наиболее практичной, поскольку не зависит от наличия места перед въездом.

Откатные ворота сегодня используются как в частных домовладениях, так и для оснащения автостоянок, открытых площадок и различных промышленных объектов

Что же касается минусов, то к ним можно отнести необходимость в обустройстве фундамента и более сложную, чем у распашных ворот, конструкцию. Кроме того, сдвигающееся в сторону полотно на узком участке не поставить - потребуется не менее 5 дополнительных метров в сторону от проезда. Несмотря на это именно откатные ворота легче всего поддаются автоматизации и отличаются самим высоким удобством и надёжностью в работе.

Хоть для обустройства гаража и подходят все описанные выше конструкции, «истинно гаражными» считаются подъёмно-поворотные, секционные и роллетные механизмы. Такие системы являются наиболее сложными для изготовления в кустарных условиях, поэтому домашними мастерами практически не используются.

Приводы для автоматизации

Превратить вращательное движение вала электромотора в поступательное движение исполнительного механизма можно несколькими способами:

  • с помощью кривошипно-шатунного механизма;
  • винтовой или червячной передачей;
  • посредством рейки и зубчатого колеса;
  • цепной передачей.

С использованием этих кинематических схем надёжный, работоспособный привод можно соорудить даже в условиях гаража или небольшой домашней мастерской.

Для распахивающихся створок

Чтобы сделать распашные ворота автоматическими, на их створки устанавливают приводы линейного или рычажного типа. К первым относятся механизмы с червячной или винтовой передачей, работающие по принципу изменения длины штока. Рычажными называют конструкции, принцип действия которых напоминает движение руки. Они состоят из двух рычагов, которые соединяются подвижным шарниром.

Заводской привод линейного типа

Чаще всего используют линейные приводы - их можно установить на распашные ворота со створками, которые открываются в любую сторону. Если же полотна навешены на каменные или кирпичные столбы, то проще применить один из рычажных механизмов - они не так требовательны к расположению точки опоры.

В кустарных условиях линейные системы для автоматического открывания ворот чаще всего представлены заводскими актуаторами для спутниковых антенн или самодельными приводами с винтовой передачей. Для рычажных конструкций также используются готовые механизмы - в их качестве выступают приводы автоматических стеклоподъёмников или стеклоочистителей. Что же касается самоделок, то в сети можно найти и оригинальные решения из редукторного электродвигателя и составного рычага.

В домашних условиях привод для распашных ворот можно сделать из автомобильных стеклоподъёмников

Автоматика для сдвижного полотна

Для механизации откатных ворот можно использовать комплект заводской автоматики, в который входит привод, зубчатая рейка и блок управления с датчиками. Если же есть желание сэкономить, то не менее надёжную систему можно собрать из подходящего электромотора с редуктором, пары звёздочек и длинной цепи от автомобильной или сельскохозяйственной техники.

Схема самодельного привода для откатных ворот

Изготовление автоматических распашных ворот

Для распашных ворот промышленность выпускает множество приводов рычажного и линейного типа, рассчитанных на различное напряжение питания и усилие открывания. Эти механизмы отличаются высокой прочностью, надёжностью и способны обеспечить работоспособность конструкции в любых погодных условиях. Их можно было бы назвать идеальным выбором, вот только есть одно но - за пару простых исполнительных механизмов и блок управления придётся отдать более 300 евро. Именно поэтому автоматические распашные ворота лучше всего сделать своими руками.

Конструкция распашных ворот

Подготовительные мероприятия

Чтобы ворота были удобными и практичными, необходимо учитывать несколько факторов:

  • место установки;
  • способ открывания - внутрь или наружу;
  • габариты створок;
  • вид и способ монтажа опорных стоек;
  • тип, а также способ и точки крепления приводов;
  • метод прокладки кабелей к исполнительным механизмам;
  • тип питания (только от электросети или с резервным аккумулятором);
  • конструктивные особенности фиксатора;

Кроме того, потребуется учитывать особенности материалов, из которого будут изготавливаться ворота. Только ответив на этот вопрос, можно приступать к проектированию конструкции и выбору привода.

Размер створок

При определении размера ворот ориентируются на ширину автомобилей, которые будут заезжать на участок. Для проезда легкового транспорта будет достаточно проёма 2.5 м, тогда как грузовики и трактора потребуют проезжей части шириной от 3.5 м. Необходимо учитывать и то, смогут ли машины заезжать под прямым углом к проёму. В случае когда узкая дорога возле участка не позволяет сделать необходимый манёвр, проезд расширяют в 1.2 – 1.5 раза. Кроме того, обратите внимание, будут ли открытые створки выступать на проезжую часть. В случае, когда конструкция ворот не исключает такую возможность, к размеру проёма необходимо прибавить ещё и удвоенную толщину одного полотна.

Если конфигурация участка позволяет сделать широкие ворота, не стоит пренебрегать этой возможностью. Кто знает, может через пару лет на участок надо будет загнать строительный кран или самосвал? Как показывает практика, проёма шириной 4–4.5 м будет достаточно для проезда любой автомобильной техники.

Выбор материала

Для изготовления каркаса ворот лучше всего подходят стальные профильные трубы - они имеют высокую прочность, и, что очень важно, делают конструкцию максимально жёсткой. Для заполнения воротного полотна подходят:

  • металлические листы;
  • поликарбонат;
  • профнастил;
  • доски или штакетник;
  • ковка.

Изящно и оригинально выглядят ворота с комбинацией различных материалов. Например, кованых элементов с основанием из поликарбоната или дерева.

Распашные ворота можно сделать ажурными, с заполнением из металлических прутков или кованых элементов

Как правило, на выбор материала для ворот самое большое влияние оказывает толщина кошелька их владельца. Тем не менее, если делать створки своими руками, то можно сэкономить на оплате труда специалисту и за счёт этого выбрать более дорогую ковку или штамповку.

Для изготовления опорных стоек можно выбрать:

  • стальные трубы или швеллеры;
  • брус из твёрдых пород дерева;
  • железобетон;
  • каменную или кирпичную кладку.

Выбор материала, из которых будут изготовлены столбы, должен учитывать вес полотен. В противном случае под весом створок стойки будут сходиться и закрывание ворот будет требовать значительных усилий - о нормальной работе автоматических устройств в таких условиях не может быть и речи.

Изготовление распашных ворот не отличается высокой сложностью, а их конструкция предполагает использование оригинальных эскизов. Точно следовать какому-то чертежу нет необходимости - всё зависит от фантазии и финансовой состоятельности хозяина участка. Тем не менее представляем вашему вниманию чертежи и схемы автоматических распашных ворот. Надеемся, они помогут вам создать собственный проект без трудноустранимых ошибок и досадных оплошностей.

Фотогалерея: схемы и чертежи автоматических ворот

Распашные ворота с калиткой, врезанной в одну из створок Распашные ворота с двойным заполнением профнастилом Распашные ворота с калиткой и усиленным каркасом Распашные ворота без калитки Схема автоматизации распахивающихся створок Схема электрических подключений привода распашных ворот Схема автоматизации распашных ворот

Что понадобится в процессе работы

Для сооружения распашных ворот понадобится немало разнообразных материалов:

  • для монтажа опорных стоек - металлические трубы, камень или кирпич. Если столбы будут изготовлены в виде кладки, то следует подготовить металл для закладных;
  • для изготовления каркаса - профильные трубы сечением от 60х60 мм до 40х20 мм;
  • для заполнения каркаса - стальные листы, профнастил, дерево, поликарбонат или кованые элементы;
  • петли;
  • детали механизма запирания.

Лучше всего для оснащения автоматических распашных ворот подходят петли с привалочной плоскостью и опорным подшипником

Закладные детали представляют собой металлические элементы, которые устанавливают в кладочные швы для последующего крепления створок и других деталей конструкции. Изготавливаются из толстой листовой стали, металлических уголков, швеллеров и т. д.

Для устойчивости конструкции металлические стойки надо будет забетонировать, а под столбы из камня и кирпича соорудить фундамент. Для этого надо будет завезти на участок песок, щебень и цемент.

Сделать привод распашных ворот можно из новых или бывших в употреблении деталей и узлов от автотранспорта и бытовой техники. Так, в качестве деталей механизма автоматического открывания подойдут:


Систему дистанционного управления очень просто сделать из простенькой автомобильной сигнализации, подключив электромоторы приводов через обычное 12-вольтовое реле. Кроме этих деталей понадобятся концевые выключатели, сигнальная лампа и монтажные провода.

Для изготовления ворот не требуется специального инструмента или каких-то профессиональных приспособлений. Что же касается автоматического привода, то всё зависит от его конструкции - возможно, некоторые детали придётся выточить на станке или заказать у знакомого токаря. В остальном же следует подготовить или приобрести:

  • сварочный аппарат (лучше всего небольшой инвертор, который удобно перемещать по участку);
  • угловую шлифмашину (по-народному «болгарку»);
  • заклёпочник;
  • электродрель с набором свёрл по металлу;
  • набор гаечных ключей;
  • рулетка;
  • строительный уровень;
  • чертилка из инструментальной стали.

Кроме того, для земляных и бетонных работ будут нужны лопаты, ёмкости для сыпучих материалов и раствора, материалы для опалубки и трамбовка. Не забудьте и о том, что металлические поверхности надо будет защитить от атмосферных воздействий, поэтому заранее купите преобразователь ржавчины, грунтовку по металлу и алкидную краску для наружных работ.

Этапы строительства

Пошаговая инструкция по изготовлению автоматических распашных ворот позволит систематизировать процесс и избежать ошибок в работе.

Установка опорных стоек

Установка опорных стоек с армированием и без него

Металлические или деревянные столбы должны входить в землю на глубину не менее 1 м, иначе под весом створок они будут смещаться от вертикального положения. Для того чтобы установить опоры, необходимо:


При значительной массе каждого полотна, а также в случае изготовления столбов из камня или кирпича, потребуется нижняя перевязка металлических стоек и обустройство фундамента.

Усиление опорных столбов и фундамента для установки автоматических распашных ворот

Работу ведут по такому алгоритму:


После заливки бетон должен отстояться не менее 10 дней, которые можно потратить на изготовление створок. Весь этот срок основание опор периодически поливают водой - это повысит его прочность и позволит избежать растрескивания.

Сварка створок

Чтобы каркас во время сварочных работ не скрутило «пропеллером», рекомендуется на чистом и ровном месте обустроить простейший стапель. Для этого используют деревянные бруски и рейки, из которых собирают плоскую горизонтальную конструкцию.

Стапель для сварки створок

Основной причиной, которая приводит к нарушению геометрии створок во время эксплуатации, является ветровая нагрузка. Поэтому рама ворот должна быть максимально жёсткой - особенно это касается полотен с заполнением из таких материалов, как поликарбонат и профнастил. Лучшим материалом для изготовления каркаса считается профилированная стальная труба. Процедуру монтажа несущей рамы проводят в несколько шагов:


После этого к столбам приваривают ответные части петель и створки навешивают на место. Приступать к малярным работам пока ещё рано - это делают после того, как будут смонтированы кронштейны для крепления приводного механизма.

При установке створок на место можно воспользоваться любыми подходящими подпорками

Как соорудить привод

После установки ворот приступают к установке автоматического привода. Чтобы определить, какой из механизмов - линейный или рычажный, подойдёт, измеряют расстояние между плоскостью полотна и внешним краем столба (отмечено буквой М на нижнем рисунке).

Схема установки линейного привода на распашные ворота

Если указанный размер превышает 150 мм, то применяют рычажный механизм. В противном случае можно устанавливать привод линейного типа. Он относится к более современным и эстетичным. Если же линейную автоматику необходимо установить на массивных столбах из камня или кирпича, то в кладке делают ниши с закладными для крепления привода.

Крепление актуатора в нишу - один из способов совместить линейный привод с массивными столбами

Линейный механизм открывания ворот со створками весом до 100 кг можно изготовить из двух актуаторов для спутниковых антенн. Всё, что для этого понадобится - прикрепить к полотнам и столбам ворот кронштейны для их крепления. Выбирая актуаторы, предпочтение отдают устройствам с ходом штока не менее 350 мм.

Для более тяжёлых ворот линейный привод можно изготовить самостоятельно. Вот что для этого понадобится:


В процессе работы будут нужны всё те же болгарка, сварочный инвертор и электродрель, а также другой слесарный инструмент, который есть у каждого хозяина.

Изготовление привода ведут по следующей схеме:

  1. С домкрата снимают защитную крышку, демонтируют ручку и шестерни. При помощи стопорных колец и шайб сооружают фиксатор, предотвращающий продольный люфт винта.

    Бывший в употреблении домкрат необходимо полностью разобрать и почистить

  2. Воспользовавшись болгаркой, демонтируют опорную платформу подъёмного устройства.
  3. Механизм стеклоочистителей разбирают - в дальнейшем понадобится только электромотор с редуктором.

    Электродвигатель стеклоочистителя в сборе с редуктором

  4. Из отрезка профильной трубы 20х20 см длиной 6–8 см изготавливают присоединительную муфту, которую крепят к винту домкрата.

    Монтаж присоединительной муфты выполняют при помощи сварки

  5. В квадратном прутке 18х18 мм выполняют сверление, в котором нарезают резьбу под вал редуктора.
  6. Монтируют ответную часть присоединительной муфты на моторчик стеклоочистителей.

    Монтаж присоединительной пластины

  7. По углам пластины выполняют ряд сверлений, соответствующих присоединительным размерам корпуса редуктора.
  8. Электродвигатель и винтовую часть собирают при помощи длинных шпилек и гаек.

    Самодельный привод для ворот в сборе

Ещё один вариант изготовления привода из «жигулёвского» домкрата представлен на рисунке ниже. Механизм выглядит более громоздко, но зато не потребуется демонтировать планетарную передачу и продумывать фиксацию рабочего винта.

Ещё один вариант привода из моторчика дворников и домкрата от ВАЗовской «классики»

В случае когда для автоматизации ворот подходит только рычажный механизм, можно воспользоваться приводом стеклоподъёмников автомобиля ГАЗ или доработать парой рычагов любой подходящий редуктор.

Привод из стеклоподъёмника для автомобиля ГАЗ

Для подключения привода к сети напряжением 220 В используют понижающий трансформатор с выпрямителем на 12 В. Для отключения электродвигателя в крайних положениях используют концевые выключатели. При этом необходимо продумать, каким образом будет осуществляться реверс двигателя. Возможно, в этом вам смогут помочь несколько электрических схем, которые используются на реальных конструкциях.

Фотогалерея: схемы электрических подключений деталей привода автоматических ворот

Электрическая принципиальная схема с реле для привода распашных ворот Схема подсоединения элементов привода распашных ворот Схема для реализации реверса

Монтаж и настройка привода

Для установки привода к столбам и створкам необходимо приварить обычные П-образные кронштейны, которые будут обеспечивать подвижное соединение.

Узел сопряжения привода и створки ворот

В качестве оси вращения лучше всего использовать калёные болты диаметром 8–10 мм. Оцинкованные китайские метизы из ближайшего строймага лучше не использовать - слишком мягкая сталь будет быстро изнашиваться, а это не способствует надёжности и безопасности.

А теперь - несколько полезных советов по установке и настройке привода от специалистов, которые занимаются монтажом автоматических ворот:

  • устройство устанавливается электромотором и рычагом вниз, лучше всего по верхнему краю полотна;
  • в первую очередь выполняют крепление механизма к столбам, а затем - к створкам ворот;
  • после монтажа привода ворота необходимо открыть вручную и настроить работу концевых выключателей;
  • электропитание следует подключать при заблокированном приводе;
  • для того чтобы избежать поломки электродвигателя при блокировании створок, в электрическую схему вводят устройство, отключающее сеть при резком возрастании силы тока;
  • на видном месте устанавливают сигнальную лампу, которая будет включаться при подаче напряжения на электромоторы.

После монтажа проверяют плавность открывания и чёткость срабатывания «концевиков». Электромотор и редуктор защищают от осадков при помощи кожухов, которые можно сделать из подручных средств.

Видео: распашные ворота с самодельным электрическим приводом

Для человека, умеющего обращаться со сварочным аппаратом и «болгаркой», изготовление въездных или гаражных ворот - дело обыденное. Совсем другое дело - автоматизация процесса их открывания. Многие пасуют перед более сложной конструкцией из-за отсутствия привода, других пугает электрическая часть. Тем не менее сделать надёжную, работоспособную систему открывания несложно. Главное, чтобы её механизм соответствовал типу створок и их весу.

При обустройстве придомовой территории огромное значение имеет установка ограждения с калиткой и воротами. Но если монтаж забора и калитки не вызывают особых трудностей, то во время изготовления ворот возникает ряд вопросов. Ведь хочется, чтобы собранная конструкция прослужила долгие годы. О том, какие шаги следует предпринять, монтируя ворота из металла своими руками, подскажут эксперты.

Способ декорирования листов металла

Разработка проекта

Любая стройка начинается с разработки проекта, и установка распашных ворот из металласвоими руками не является исключением. Поэтому перед началом сборочно-монтажных работ необходимо составить подробные эскизы будущей конструкции. На чертежах следует указать расположение всех элементов, включая петли и навесы, ребра жесткости, запорный механизм для фиксации створок.

Декорированные створки, но можно обшить обычными листами металла

Металлические ворота из глухого полотна выглядят не слишком эстетично. Чтобы внести нотку разнообразия и придать воротам художественную ценность, их декорируют коваными элементами. Сделать их можно самостоятельно, используя технологию холодно ковки, а можно приобрести красивые металлические элементы в специализированных торговых точках.

На этапе разработки проекта, важно с максимальной точностью указать размеры ворот, это позволит рассчитать количество необходимого материала и составить предварительную смету .

Вы можете разработать эскизы самостоятельно, или воспользоваться уже готовыми идеями, просмотрев чертежи с образцами работ .

Створки ворот

Створка металлических ворот представляет собой каркас, обшитый пластинами листового металла.

Чаще всего, монтируя ворота для дачи, в качестве материала для каркаса, используют профильные трубы квадратного 40х40х2 мм или прямоугольного 40х30х2 мм сечения. Они удобны в работе, обладают достаточной прочностью и относительно небольшим весом (2.31 кг на каждый погонный метр). Для сравнения труба аналогичного сечения для ворот с толщиной стенки 2.5 мм имеет вес 2.8 кг, а 3 мм уже 3.36 кг. Хотя некоторые мастера все же предпочитают применять в своей работе круглые трубы диаметром 30–40 мм.

  1. Приступая к изготовлению створок для ворот, необходимо позаботится об обустройстве рабочего места. Если опытные сварщики с многолетним стажем, долгие годы, занимающиеся установкой металлических ворот, способны собирать рамочные конструкции на весу, то новичкам это вряд ли под силу. Поэтому лучше потратить полчаса на подготовку ровной площадки, на которой можно без труда разложить и сварить всю раму, чем потом переделывать ворота из металла.
  2. Повышенным качеством и прочностью отличаются ворота металлические, в каркасах которых соединение труб в углах происходит не стык встык, а по диагонали. Для того чтобы конструкцию не перекосило при сборке, следует тщательно замерять трубы при нарезке, следя чтобы срезы были выполнены под углом 45 градусов. Ошибка в 1–2 градуса, даст перекос в несколько сантиметров на противолежащей стороне.
  3. Нарезанные трубы для ворот, отшлифуйте в местах срезов, чтобы удалить заусеницы и повысить качество сварных швов.
  4. Запаситесь угловыми струбцинами. Предварительно собрав и зафиксировав каркас , вы сможете проверить правильность углов и идентичность диагоналей. Таким образом, без труда удастся смонтировать качественные ворота своими руками, даже если ранее вы никогда не занимались подобными работами.
  5. Собранную раму вначале прихватите точечной сваркой и только затем проложите сплошные швы.
  6. Для придания конструкции большей прочности обязательно приварите несколько ребер жесткости.
  7. Закончив собирать каркас, зашлифуйте и зашпаклюйте швы.
  8. Чтобы в процессе эксплуатации сварные швы не разрывались, перед тем как сделать финальное соединение каркаса с листом, с нижней стороны горизонтальных поверхностей труб просверлите сливные отверстия для удаления конденсата.

Привариваем сталь

Покупая стальной лист, вероятнее всего, вам придется столкнуться с ограничением выбора по размеру. В широкую продажу, обычно поступают листы с габаритами 1000 х 2000 или 1500 х 2500. Поэтому в целях экономии, проектируя и собирая ворота своими руками, все же разумней закладывать высоту и ширину створки отталкиваясь от этих размеров. Выбирайте холоднокатаную сталь, она гораздо тверже, реже идет волнами, поэтому имеет более ровную и качественную поверхность.

Совершая покупку, проверяйте диагонали листа, чтобы в процессе работы не выравнивать углы и не терять длину.

Начинайте соединять лист железа и каркас от центра к краям, чтобы минимизировать вероятность образования волн. Как и при сборке рамы, вначале прихватите точечной сваркой, а затем проложите швы.

Если вам приходится использовать несколько листов железа, чтобы обшить каркас, располагайте соединительный шов на ребре жесткости, чтобы придать ему повышенную прочность и жесткость.

После сборки основных деталей приваривают резные элементы, если они предусмотрены проектом.

Петли

В зависимости от массы створки подбирают соответствующую модель навеса и петли для металлических ворот. Иногда при существенном весе конструкции, для лучшего распределения нагрузки, приходится на каждой половине ворот размещать не 2, а 3 или даже 4 петли. Однако мы не советуем намеренно утяжелять дачные ворота, используя толстостенную трубу или толстую сталь. Ведь в этом случае монтаж опор требует существенных доработок.

Иногда в процессе эксплуатации петли отрываются от ворот вместе с фрагментами металла, к которому они приварены. Чтобы этого не произошло, следует усилить места крепления петель, наварив дополнительные железные пластины толщиной 4–5 мм.

Опорные столбы

К установке ворот предъявляют более высокие требования, чем к калитке, ведь они обладают большей массой. От того насколько грамотно будет проведен монтаж опорных столбов зависит срок эксплуатации железных ворот. Огромную роль при установке имеет качество почвы. Пучинистые грунты с высоким залеганием подземных вод доставляют дополнительные трудности при монтаже, все недочеты, допущенные при установке, будут заметны уже после первой зимы.

Чтобы опорные столбы не перекосились, их распирают перемычками. Но так как верхняя перекладина ограничивает заезд машин во двор, то зачастую располагать их под землей.

Порядок установки опор

Если в изготовление ворот используются новые опорные столбы, то бетонировать их необходимо поочередно.

  1. Выкапывают 2 котлована не менее 1 метра в глубину с шириной стенок 50–70 см, на заданном расстоянии друг от друга.
  2. Пользуясь уровнем, выставляют первую опору строго вертикально и заливают бетонной смесью на 2/3 глубины котлована.
  3. Чтобы не произошло случайного завала опоры при гидратации цементной смеси, её дополнительно фиксируют (временно приваривая перемычками к секциям забора или старым столбам).
  4. После затвердевания бетона, навешивают створку ворот на закрепленную опору.
  5. Вторую створку навешивают на второй столб и устанавливают его свободно в подготовленный котлован.
  6. Выравнивают конструкцию по уровню.
  7. Створки фиксируют в жестком положении, размещая между ними прокладки для обеспечения ровного зазора между ними.
  8. К свободной опоре приваривают поперечную перемычку, на одном уровне с поверхностью земли. Она не даст столбу просесть и соскочить с петель.
  9. В верхней части ворот из металла приваривают перекладину между опорами, чтобы распереть их и зафиксировать (если она будет ограничивать въезд транспортных средств во двор, то после окончания работ её можно срезать).
  10. Заливают опору бетонной смесью на 2/3 глубины котлована и оставляют застывать.
  11. Перед тем как сделать окончательную заливку опор бетоном, между опорными столбами прокапываю траншею глубиной примерно 30 см, и прокладывают в ней дополнительную перемычку, тщательно приваривая ее к столбам.
  12. Бетонируют опоры вровень с поверхностью земли.

Кирпичные опоры

Если приходится крепить металлические ворота к кирпичным столбам, то опорные рейки приваривают к закладным, а затем монтируют петли и навешивают створки.

Размечая места под петли, обязательно пользуйтесь водяным уровнем или лазерным нивелиром. Только так удастся добиться идеальной ровности створок.

Если ответственно подойти к предварительным расчетам, точно измерить каждый элемент, следить за соблюдением углов и единой плоскости в процессе установки, то изготовление металлических ворот своими руками превратится в увлекательное и интересное занятие. Которое поможет вам сэкономить часть денежных средств и воплотить в жизнь свои дизайнерские амбиции и строительные навыки.