Что такое STEAM-образование? STEAM-образование как универсальный инструмент преподавания Стим подходы в изучении физики.


Это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество. Написана в соответствии с ФГОС, возможна к интегрированию в основную образовательную программу, а так же в систему дополнительного образования в ДОО.

При участии ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской Академии Образования Совмес тно с ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
(авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.)
На базе образовательной организации возможно открытие «Инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Тема инновационной деятельности «РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ».

По парциальной модульной программе “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» оказывается методическое сопровождение и организация курсов повышения квалификации

Современный мир ставит перед образованием не пр остые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?
S -
science (
естественные науки )

T - technology (технология )

Е - engineering (инженерное искусство )

M - mathematics (математика )





1. https://www.youtube.com/watch?v=vzCC8ukPtaY&t=10s вебинар РАО (спикеры Волосовец Т.В., Теплова А.Б., Аверин С.А.) что такое STEM
2. мультстудия https://www.youtube.com/watch?v=W3wv cW5LW9g&t=1119s (лектор Муродходжаева Н.С.) + что такое мультстудия https://www.youtube.com/watch?v=FzWCKA7XYa4&t=38s
3. роботрек (робототехнический конструктор Питер) https://www.youtube.com/watch?v=gsdRI0Hm9fs&t=64s (лектор Натэла Грейлих Питер)
4. https://www.youtube.com/watch?v=u5LqZyVj3CA&t=17s пчелки bee-bot (обзор Луканина-Михалева)
5. https://www.youtube.com/watch?v=S3N3UGi5ypk&t=2128s дидактическая система Ф. Фребеля (читает автор Маркова В.А.)
6. https://www.youtube.com/watch?v=VckPiKIboYs&feature=youtu.be математика Маркова В.А.

https://www.youtube.com/channel/UCJwblN3CWW0P-XPu2FR46iw?view_as=subscriber - канал с видео мероприятий.

Предложенная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

Программа также может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел - образовательный модуль - самостоятельно применяться как в вышеуказанных образовательных организациях, так и в системе дополнительного образования.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

Экспериментирование с предметами окружающего мира;

Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

Освоение пространственных отношений;

Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

Осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

Формирование экологического сознания

«LEGO - конструирование»

Способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

Умение группировать предметы;

Умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

Свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

Умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Образовательный модуль «Робототехника»

Развитие логики и алгоритмического мышления;

Формирование основ программирования;

Развитие способностей к планированию, моделированию;

Обработка информации;

Развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

Умение быстро решать практические задачи;

Овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

Знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

Развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

Освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий;

Организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

В каждый отдельный модуль входит тематическая подборка пособий, обеспечивающих комплексный подход к реализации образовательных задач для развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей младшего возраста.

На базе образовательной организации возможно открытие «Инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Тема инновационной деятельности «РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ».

По парциальной модульной программе “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» оказывается методическое сопровождение и организация курсов повышения квалификации.

Марина Судавцова

Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее МДОУ «ЦРР - д/с №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки) расположен в районе Соцгородка. Работает учреждение с сентября 1975 года. С октября 1999 года функционирует в статусе «Центра развития ребёнка»

В нашем регионе, как и в стране в целом, большое внимание уделяется работе по профилактике дорожно -транспортного травматизма. Этот факт не может оставаться без внимания образовательных учреждений , которым необходимо формировать у дошкольников основы безопасного поведения на дороге . Ведь именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге .

Автора опыта заинтересовала проблема . Началом работы по теме опыта стало проведение в апреле 2014 года среди выпускников детского сада диагностики по определению уровня по методике игровых тестовых заданий Замалеевой А. И. (приложение № 1) .

По итогам проводимых исследований было определено, что высоким уровнем сформированности навыков безопасного поведения на дороге обладало только 10% из участвовавших в диагностике воспитанников, средним уровнем - 49% воспитанников, низким уровнем- 45%.

Анализ проведенной диагностики свидетельствовал о необходимости активизации работы по повышению уровня .

Актуальность опыта

Проблема детского травматизма на дорогах , с каждым годом становится все острее. Ребенок, который вышел на улицу, автоматически попадает в зону опасности. Детский дорожно -транспортный травматизм представляет собой очень серьезную проблему современности. Ведь чаще всего его виновниками становятся сами дети, которые переходят дороги и улицы в неположенных местах, играют вблизи дорог , неправильно входят и выходят из автобусов и трамваев.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка. Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить её важность в условиях дошкольного образовательного учреждения , возможно, если использовать в образовательном процессе STEAM–технологию .

Данная технология активно применяется в практике работы образовательных учреждений дошкольного и школьного образования зарубежных стран таких как : США, Австралия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швеция.

Несколько лет назад её стали применять и в дошкольных образовательных учреждениях России . И она показала свою высокую эффективность.

Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений существует устойчивое противоречие между необходимостью использования инновационных технологий в образовательном процессе и технологической неразработанностью системы применения STEAM-технологии для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге .

Представляемый опыт направлен на устранение данного противоречия.

Целью педагогической деятельности является использование STEAM –технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге

Задачи, способствующие достижению данной цели :

Поиск и изучение соответствующей литературы по проблеме использования STЕАM – технологии для создания метапредметной среды формирования навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников ;

Создание обучающей среды с использованием STEAM – технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения для повышения уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников ;

Подбор развивающих заданий с использованием STEAM – технологии для формирования навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников ;

Создание системы работы воспитателя, направленной на формирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге с использованием STEAM – технологии и апробирование в практической деятельности ;

Подбор диагностик и организация мониторинга успешности работы.

При организации работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников с использованием STEAM -технологии необходимо учитывать основные педагогические принципы :

Интегративности, предполагающий взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, определяющий целеполагание, содержание обучения, его формы и методы ;

Сознательности и активности, предполагающий выработку глубоких и осмысленных знаний, на основе собственной познавательной активности ребенка, обеспечивающий определение логических связей между известным и неизвестным, понимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями, учитывающий индивидуальные интересы дошкольника;

Наглядности обучения, обеспечивающий наглядную иллюстрацию информации , содержащей строго зафиксированные научные закономерности;

Системности, обеспечивающий взаимосвязь содержания и форм воспитания обучающихся в зависимости от их возраста;

Доступности и последовательности, обеспечивающий единство взаимосвязи обучения и воспитания ребенка;

- природосообразности , обеспечивающий воспитание и образование ребенка в соответствии с законами его физического и духовного развития;

Сотрудничества единство взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в воспитании и образовании ребенка .

Система использования в образовательном процессе STEAM -технологии строилась в соответствии с требованиями ФГОС ДО и на основании программы дошкольного образовательного учреждения , в учебном плане которой часть формируемая участниками образовательных отношений была представлена образовательной деятельностью по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников . Для разработки принципов деятельности , определения используемых при её организации форм и методов педагогической работы была использована парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, раздел «Ребенок на улицах города» .

Для организации работы необходимо было создать материально-техническую базу. Были приобретены требуемые конструкторы, макеты города, машины, игрушки «STEAM » .

Автор опыта изучил методическую литературу по проблеме использования STEAM- технологии в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения и на основе этого определил систему форм и методов работы , максимально соответствующих педагогической деятельности .

Первым и основным необходимым условием успешности организации такой деятельности было выделены условия соблюдения техники безопасности применения игрушек «SТEAM» в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения .

Второе условие заключалось в использовании игр и макетов , соответствующих возрастным особенностям детей.

Третьим условием успешности применения STEAM – технологии заключалось использованием практических работ с элементами исследования при организации каждого вида деятельности .

В начале работы над темой опыта необходимо обратить особое внимание на обеспечение в полном объеме двух первых условий. Только в этом случае возможно успешная организация применения STEAM – технологии для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников .

Выполнение третьего условия можно обеспечить только через использование опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности практической направленности при организации образовательного процесса . При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В ходе режимных моментов использовалась опытно-экспериментальная деятельность , позволяющая закрепить навыки безопасного поведения на дороге у детей , полученные в ходе организованной образовательной деятельности , тематических бесед, экскурсий. Например, после проведенной экскурсии с детьми средней группы к перекрестку оснащённым светофором, с детьми была проведена практическая работа с элементами исследования по теме «Светофор в стакане» в ходе данной деятельности дети закрепляли увиденное на экскурсии, разыгрывали ситуации правильного и неправильного перехода проезжей части, повторили сигналы светофора.

Цель опытно-экспериментальной деятельности : запомнить порядок расположения цветов светофора.

Организация и проведение работы :

1 этап. Для увеличения плотности воды в стакан с водой, окрашенной в желтый цвет, добавляется 1 ложка сахара, в стакан с водой, окрашенной в красный цвет, добавляются 2 ложки сахара.

2. этап. Пустой стакан заполняется на 1/3 часть водой зеленого цвета.

С помощью спринцовки с этот же стакан добавляется вода жёлтого цвета объемом 1/3 стакана.

3. этап. С помощью спринцовки с этот же стакан добавляется вода красного цвета объемом 1/3 стакана.

Если три предыдущих этапа выполнены правильно, тогда в ранее пустом стакане получается три слоя воды разного цвета, которые располагаются в таком же порядке, как и у светофора.

После выполнения работы педагог проводит небольшую беседу с дошкольниками о предназначении каждого цвета светофора.

Таким образом , в данном случае для организации по использованию STEAM – технологии , необходимо было провести комбинированное занятие, состоящее из прогулки с элементами экскурсии, наблюдения и опытно-экспериментальной деятельности в группе при этом мы добились того, что дети усвоили порядок и предназначение цветов светофора.

При организации применения STEAM – технологии в старшей группе задачи комбинированного занятия усложняются. Обучение будет эффективным, если комбинировать прогулку и образовательную деятельность в старшей группе при изучении следующих тем «Транспорт» , «Проезжая часть» , «Знаки» .

После экскурсии в зимнее время года к проезжей части, где дети подготовительной группы наблюдали за передвижением транспорта, в группе была проведена исследовательская деятельность «Чем отличается движение транспорта в условиях зимнего и летнего времени года» узнали, как едет машина по скользкой дороге зимой (по атласной ткани) и по сухой дороге в тёплое время года (по ткани вельвета) . Опыт направлен на то, что бы дети увидели опасность скользкой дороги зимой и могли сделать вывод, что без специальной резины на колёсах ездить зимой опасно. Дети в данном опыте обсуждали, что ещё предпринимают люди с дорожным покрытием , что бы обеспечить безопасность автомобилистов и пассажиров. Опыт развивает познавательную инициативу, умение сравнивать явления устанавливать простые связи и отношения между ними.

Одной из любимых детьми форм обучения по применению STEAM –технологии в образовательной деятельности является применение данной технологии при организации досуговой деятельности .

деятельности в средней группе по теме «Кошка, которая гуляет сама по себе» с помощью опыта с песком расширяется знание детей о разновидностях пешеходных переходов (приложение № 2) . С помощью песка дети строят подземный и наземный переход, моделируют участок улицы, учатся правильно расставлять дорожные знаки . Организация опытно-экспериментальной деятельности с применением STEAM - технологии способствует формированию и развитию познавательной активности обучающихся, развивает наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.

Так при организации досуговой деятельности в средней группе по теме «Незнайка в городе» организуется опытно-экспериментальная деятельность по теме «Зачем пассажирам при езде пристёгивать ремень безопасности (автомобильное кресло) ». При её организации используется конструктор . Дети видят как при резком торможении транспорта человечек на машине, пристёгнутый ремнём безопасности , сохраняет свое положение при резких движениях автомобиля, в то время как человек, не пристегнутый ремнем безопасности , не может сохранять свое первоначальное безопасное положение в автомобиле. Опытно - экспериментальная деятельность с использованием STEAM - технологии способствует закреплению знаний детей о мерах безопасности , которые необходимо соблюдать во время поездок (детские удерживающие устройства, развивает познавательную инициативу, умение сравнивать явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.

В подготовительной группе можно использовать досуговую деятельность с применением STEAM - технологии при изучении тем «Знаки» , «Транспорт» , «Перекрёсток» .

Очень важным этапом у дошкольников является организованная образовательная деятельность . Такая деятельность отличается от прогулки, режимного момента, развлечения сосредоточенностью на учебной задаче. И хотя основой её проведения является игра, наиболее сложный и важный материал необходимо изучать и закреплять именно здесь.

Так дети старшего возраста при организации образовательной деятельности используют практическую исследовательскую работу по теме «Светоотражающие знаки катафоты и сигналы на велосипедах и самокатах» . При этом они узнают, что специальные знаки на велосипедах и самокатах светятся в темноте при попадании на них света от фар машин и убеждаются в том, как плохо видно велосипедиста в темноте без опознавательных знаков. Применение STEAM -технологии учит детей быть внимательными велосипедистами и всегда использовать светоотражающие знаки катафоты и сигналы на велосипеде или самокате. При этом у детей развивает наблюдательность, способность анализировать, сравнивать в конкретной жизненной ситуации, что способствует развитию навыков безопасного поведения на дорогах .

Создание метапредметной среды при использовании STEAM – технологии невозможно без конструирования.

Конструирование целесообразно применять в том случае, когда дети не только знакомятся с ситуацией. Но и должны её моделировать. Так, например, в средней группе было проведено мероприятие «Правила дорожного движения для маленьких пешеходов» , где дети конструировали из конструктора - лего город и учились правильно расставлять знаки для пешеходов. Здесь дети могут проявлять инициативу, обсуждать проблемные ситуации : «Если около детского сада и школы не поставить знак «Осторожно! Дети!» и не будет лежачего полицейского то….». Опыт способствует развитию внимания, памяти, образного и пространственного мышления.

При проведении мероприятия «Наш друг – Дядя Стёпа» дети конструируют город и обсуждают совместно с инспектором ГБДД те или иные ситуации на дороге , которые могут случиться, если не соблюдать правила дорожного движения .

Дети старшего возраста выстраивают из конструктора путь из дома в детский сад, при постройке рассказывают, что они встречают на пути, какие знаки стоят, и следует ли путь через проезжую часть. Содержание данного мероприятия предполагает закрепление навыков безопасного перехода через проезжую часть, а так же закрепление знаний об устройстве проезжей части и безопасного пути из дома в детский сад и обратно .

«Дорожные ловушки » , здесь дети строят город и могут, как бы путая ровесников ставить знаки не на том месте или машину на пешеходную дорожку , остальные дети ищут нарушения на дороге и исправляют их . Содержание данного мероприятия предполагает закрепление знаний об устройстве проезжей части.

Эксперимент с батарейкой и магнитом : в данном эксперименте дети сами собирают конструкцию : батарейку ставят на магнит, сверху одевают алюминиевую проволоку, из которой сконструирован «мальчик» , после чего «мальчик» начинает быстро крутиться. Данный опыт знакомит детей с принципом взаимодействия батарейки, магнита и проволоки и при сборе конструкции дети ставят её на макет, сконструированный «мальчик» быстро вращается и дети обсуждают ситуации, которые могут произойти на проезжей части, если не соблюдать правила дорожного движения : «А что если?» . Данный эксперимент очень увлекает детей и позволяет им развивать мышление, воображение .

Мероприятие : «Азбука светофорных наук» - дети конструируют виды светофоров, рассказывают о них. Данное мероприятие позволяет закрепить представлений детей о предназначении светофора, его сигналах и видах.

В подготовительной группе дети при проведении мероприятия «Мы регулировщики» , сооружают город с перекрёстками, где за порядком следит регулировщик. Дети изучают жесты регулировщика, применяют эту роль на себя. Содержание данного мероприятия предполагает закрепление и расширение знаний о работе регулировщика, сложности перекрёстка, а так же закрепление знаний об устройстве проезжей части.

В работе над проектом : «Путешествие на машине времени» (приложение № 3) дети знакомятся с историческими светофорами, машинами и с историей правил дорожного движения . Дошкольники конструируют светофоры. При постройке города обсуждают ситуации, которые возникали в прошлом, когда не было знаков и какие сложности были, при появлении первых машин. Содержание мероприятий проведённых в рамках проекта направлено на то, что бы дети могли понять значимость правил дорожного движения и обязательное их соблюдение.

Знание основ математики (Формирование Элементарных Математических Представлений – далее ФЭМП) является необходимым условием успешной реализации SТЕАM- технологии в образовании .

Так, например, в игре с конструктором дети средней группы строят город, проезжую часть и обсуждают, по какой дороге может проехать грузовая машина, а по какой легковая - по узкой или широкой. Какие дома и деревья на улице города : низкие и высокие. Через игры с конструктором дети изучают отношение между предметами, размер, форму , количество, тем самым закрепляют знания о городе и проезжей части.

В старшей группе дети определяют путь на макете длиннее и короче : «от детского сада к школе путь длиннее, чем от детского сада до библиотеки». В игре «Рассади пассажиров» дети обговаривают, правила передвижения пассажиров в общественном транспорте, сколько можно посадить пассажиров в автобус, можно ли ехать стоя и тд. Данная игра помогает детям закрепить знания о правилах перевозки пассажиров и правилах поведения в общественном транспорте.

Дети подготовительной группы в играх «Дорожные знаки » знакомятся с знаками запрещающими, разрешающими и спецзнаками и могут рассказать, что все знаки разной формы , разного цвета. В содержании данных игр включены задания на различение дорожных знаков по виду , назначению, дети тренируются в правильной расстановке знаков, собирании знаков из частей, учатся анализировать дорожные ситуации .

Для формирования прочных навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников необходимо развивать то, чтобы они могли применять свои знания в нестандартных ситуациях. Для этого воспитатель должен уметь организовать творческую деятельность детей в ходе развлечений, праздников, театрализованных постановках, выставок творческих работ.

Например, дети средней группы, при постройке города и проезжей части с помощью пластикографии и аппликации мастерят светофор, закрепляя тем самым последовательность цветов у светофора. Через театрализованную деятельность дети закрепляют пройденный материал о безопасном поведении на дороге – «Заяц – непоседа» , дети разыгрывают мини сценку про зайца, который не выполнял правилами дорожного движения и что в итоге с ним получилось. При постановке таких представлений дети размышляют, обсуждают поведение героев . Театрализация способствует развитию творческих способностей детей. При подготовке развлечений и праздников по ПДД, дети разучивают песни и стихи.

Дошкольники старшего возраста лепят из пластилина и глины машины, человечков, для создания ситуаций на макете города, обсуждают, каким будет их город, что можно привнести в постройку, что бы город был красивым и гармоничным. Из цветной бумаги дети клеят проезжую часть (дорога , зебра, так же не сложные знаки в форме треугольника , круга, квадрата, тем самым закрепляют знания о проезжей части и о дорожных знаках . Театрализация сказки на родительском собрании : «Путешествие козлёнка и волчонка» способствовала закреплению знаний детей о правилах безопасного поведения в городе (приложение № 4) .

Дети, для воспитанников младших групп, показывают концерт, исполняют танцы , песни, читают стихи о правилах дорожного движения . Данная деятельность способствует развитию творческих способностей детей и воспитывает желание делиться своими знаниями с детьми младших групп.

Дети подготовительно группы в рамках проекта «Колесо истории» изготавливали исторические светофоры, что позволило им представить, какие были светофоры в древности и как они работали (приложение № 5) .

С помощью пластилина и глины дети делали панно «Город дорожных правил » , где с помощью пластикографии на картоне воссоздавали город с проезжей частью и дорожными знаками , закрепляя при этом правильность расстановки знаков и разметки дорожного полотна (перекрёсток, пешеходный переход) . «Осторожно! Зима!» , дети сами придумывали, а потом рисовали разрешающие и запрещающие знаки для детей, которые катаются на санках, лыжах и коньках в зоне опасной для жизни. При постановке сказки «Путешествие колобка» дети закрепили свои знания о правилах дорожного движения . При проведении развлечений, досугов дети читают стихи о правилах дорожного движения , исполняют песни и танцы .

Таким образом , использование SТЕАМ-технологии для формирования навыков безопасного поведения на дороге имеет ряд преимуществ :

Движения, трансформированность , техничность привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Данная технология способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения , мышления, творчества детей;

Обеспечивает наглядность, игрушками, которые способствуют восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти : мыслительная, зрительная, моторная;

Макеты технического и экспериментального содержания позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни;

-«SТЕАМ» игрушки– это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Автор опыта считает, что использование SТЕАМ-технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения дает возможность развивать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге .

Какое направление Вас интересует? - Понедельное расписание - О летних каникулах - Программа прогулок - Программа кружков - Видео - Фото - Раннее развитие - Подготовка к школе + раннее развитие - Подготовка к школе (с 5 лет) - Подготовка к школе (с 6 лет) - Кембриджские курсы для дошкольников - Подготовка к школе по английскому языку - Творческое познание мира - Социально-эмоциональное развитие - Математические компетенции - Раннее развитие языковых навыков - Изучение окружающего мира - Нарушения речи - Нарушение слоговой структуры слов - 4-5 лет - 5-6 лет - 6-7 лет - 7-8 лет (Робототехника. Подготовительный уровень) - 7-8 лет (Электроника. Подготовительный уровень) - 8-9 лет (Робототехника. Начальный уровень) - 8-9 лет (Электроника. Начальный уровень) - 7-9 лет (3D-моделирование и прототипирование) - Соревнования - Робототехнический фестиваль СкилзЛаб - Репетитор по английскому языку - Кембриджские курсы - Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ - английский язык - Репетитор по математике - Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ - математика - Подготовка к олимпиадам - математика - Увлекательная математика (от 6 лет) - Репетитор по русскому языку - Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ - русский язык - Подготовка к олимпиадам - русский язык - Пишем сочинение вместе (5-11 класс) - Построй свою историю (2-6 класс) - Читательский клуб (1-11 класс) - Репетитор по информатике - Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ - информатика - Подготовка к олимпиадам - информатика - Изучаем информатику практически! (от 12 лет) - Креативное программирование (от 7 до 17 лет) - Репетитор по физике - Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ - физика - Подготовка к олимпиадам - физика - Технология и физика. Базовый уровень. От 8 лет - Пневматика. От 8 лет - Возобновляемые источники энергии. От 10 лет - Технология и физика. Повышенная сложность. От 10 лет - Физические эксперименты. EV 3. От 10 лет - Нарушение слоговой структуры слов -- Основы робототехники и программирования EV3 -- Основы робототехники и программирования Технолаб (1 уровень) -- Основы электроники (1 уровень) -- Основы 3D-моделирования и прототипирования -- Основы гейм-дизайна -- Основы создания мобильных приложений -- Информатика (дополнение к курсу Основы робототехники и программирования EV3) -- Математика (дополнение к курсу Основы робототехники и программирования EV3) -- RobotC (1 уровень) -- Инженерные проекты (TETRIX, MATRIX) -- Основы электроники (2 уровень) -- Творческие проекты в области робототехники (1 уровень) -- Балансирующие роботы -- Технолаб (2 уровень) -- Андроидные роботы (1 и 2 уровни) -- Летательные аппараты -- Элементы видеозрения -- Основы навигации -- RobotC (2 уровень) -- Программирование смартфонов -- Программирование микроконтроллеров Ардуино (1 и 2 уровень) -- Творческие проекты в области робототехники (2 уровень) - Робот Dash - РОБОТ UBTECH ALPHA - BITRONICS LAB - Робоняша - Робит Город (Robit City) - Робит Открытие (Robit Discovery) - EasyApp - ЛЕГОLab - LEt’sGO studio (Йошихито Исогава) - 3D MAKER - Шпионские миссии - Лунная Одиссея - Космические проекты - SMARTCity - ЭлектроBot - Соревнования (Футбол, гонки, битва роботов) - STARTER - ELEMENTARY - PRE-INTERMEDIATE - INTERMEDIATE - UPPER-INTERMEDIATE - ПОДГОТОВКА К КЕМБРИДЖСКИМ ЭКЗАМЕНАМ - Super Safari (4-5 лет) - Kid’s Box Starter (5-6 лет) - Kid’s Box 1 (7-8 лет) - Kid"s Box 2 (8-9 лет) - Fun for Starters (8-9 лет) - Kid"s Box 3 (9-10 лет) - Kid"s Box 4 (10-11 лет) - Fun for Movers (10-11 лет) - Kid"s Box 5 (11-12 лет) - Kid"s Box 6 (12-13 лет) - Fun for Flyers (12-13 лет) - Prepare! 2-3 (13-14 лет) - Prepare! 4-5 (14-16 лет) - Prepare! 6-7 (16-18 лет)

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

Некоторые родители и педагоги все еще хватаются за голову в поисках решения всех этих вопросов, а другие спокойны за будущее своего ребенка, потому что сделали правильный выбор в пользу STEM-образования!

Аббревиатура STEM расшифровывается как «Science, Technology, Engineering and Mathematics» - наука, технология, инженерия и математика.

Это взаимосвязь и тесное взаимодействие тех областей знаний, которые позволяют ребенку понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии. Наука неотъемлемо присутствует в мире вокруг нас. Технология всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни. Инженерия используется в проектировании конструкции дорог и мостов, в вопросах глобальных климатических изменений и улучшении окружающей среды, и во многом другом. Математика же касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого нами в повседневной жизни.


Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают координально новый уровень развития ребенка.

В учебную программу школы «Robooky», основанную на STEM, включены кейсы из реальной жизни: запуск космической ракеты, строительство моста, очистка нефти, сборка робота и т.д. Разбор этих кейсов помогают глубже понять жизненное применение теоретических знаний. Проще говоря, ребенку становится понятно для чего это нужно в жизни, а значит - интересно, увлекательно и полезно.





Программа Школа инжиниринга и робототехники «Robooky» объединяют различные модули инженерии: строительная, морская, аэрокосмическая, промышленная и т.д., и дает детям возможность попробовать себя в совершенно разных профессиях, что позволяет решить такую актуальную проблему, как профориентация. И даже если ребенок в дальнейшем не станет инженером, полученные знания и навыки станут его весомым преимуществом, ведь согласно статистике, у специалистов, получивших образование в сферах STEM, наблюдается более высокий доход даже в тех случаях, когда они выбирают профессию, не связанную со STEM.

Для тех же, для кого STEM станет будущим - прогнозы более чем благоприятные. По данным Министерства торговли США, занятость в сфере STEM выросла на 17%, тогда как в других профессиях - в среднем на 9,8%.


Специалисты в науке, технике, инженерии и математике играют ключевую роль в устойчивом росте и стабильности экономики страны и являются важным элементом, способствующим сохранению мирового лидерства любой страны в будущем. Образование в сферах STEM приучает критически мыслить, повышает научную грамотность и порождает новое поколение новаторов и изобретателей. Инновации приводят к появлению новых товаров и процессов, которые поддерживают нашу экономику. Эти инновации и научная грамотность опираются на прочную базу знаний в областях STEM. Не подлежит сомнению, что для большинства рабочих мест будущего потребуется базовое понимание математики и науки.

Россия так же активно включилась в развитие STEM - образования.
На Заседании Совета по науке и образованию (23 июня 2014 г) В.В.Путин сказал:

«Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости.
Первое, кто будет учить будущих инженеров?
Преподаватели должны обладать современными знаниями, сами понимать весь технологический процесс – и не на основе опыта десятилетней, двадцатилетней давности, а именно так, как организована работа на передовых предприятиях, которые являются технологическими лидерами в своих отраслях.
Второе. Нужно активнее приглашать ведущих учёных, специалистов-практиков из за рубежа для преподавания на наших технических факультетах.
В этой связи отмечу те результаты, которые показала так называемая программа мегагрантов. У наших студентов, молодых преподавателей, аспирантов появилась возможность напрямую учиться у звёзд мировой науки, в том числе и у наших соотечественников, которые работали или продолжают работать в зарубежных вузах и научных центрах.
Третье. Будущих инженеров должны учить не только учёные, но и практики.
Следует устранить барьеры, которые не позволяют вузам привлекать специалистов, работающих на конкретных предприятиях. Конечно, это должна быть соответствующая методика, подходы
соответствующие: любого практика тоже в вуз не пригласишь, но подходящих людей –
надо критерии выработать и приглашать их преподавать.»

Слова президента поддержал С.В. Кириенко: «Перелом по количеству стремящихся попасть на инженерные специальности определяется масштабом задачи… человек хочет гордиться тем, что он будет делать. Популяризация разных конкурсов, которые будут показывать, уж извините за сленг, драйв от инженерных специальностей – вот это принципиально важно. Люди должны это видеть и чувствовать»

В XXI веке научно-технические инновации становятся всё важнее, поскольку мы сталкиваемся с новыми технологическими вызовами и проблемами глобализации. Чтобы преуспеть в этом новом информационном и высокотехнологичном обществе, учащимся необходимо развить свои возможности до уровня, намного превышающего тот, что считался приемлемым в прошлом.

Образование в сфере STEM имеет решающее значение для того, чтобы Россия смогла и дальше оставаться мировым лидером. Если образование в сфере STEM останется на нынешнем уровне, оценки России в мировом рейтинге по математике и наукам будут продолжать снижаться - а значит, страна не сможет сохранить свой положение среди других стран.


К примеру, на рисунке слева приведены Международные исследования образования PISA 2006 и TIMSS 2007.

По горизонтали отложены результаты исследования TIMSS, в котором проверяются предметные знания, а по вертикали - исследование PISA, в котором проверяются способность применять эти предметные знания на практике.

Учащиеся России показали хорошие результаты в предметных знаниях, но существенно ниже в способности их применять в реальной жизни.

Таким образом, STEM - это нечто большее, чем школьные уроки. Благодаря STEM-мероприятиям, дети могут увидеть, как то, чему они сейчас учатся, встраивается в их собственное будущее и будущее всего мира, и это вызывает у них интерес, которого часто не хватает при изучении новых концепций: ведь детям часто кажется, что школьные предметы совершенно оторваны от реальной жизни.

Преподаватели Школы инжиниринга и робототехники «Robooky», для детей в возрасте от 5 до 15 лет, помогают применить теоретические знания на практике, тем самым, дети получают возможность собственными руками сделать не только свое изобретение, но и создать свое счастливое будущее.