Донателло художник эпохи возрождения работы. Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения


Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения. Донатто ди Никколо ди Бетто Барди – техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета.
Статуя Донателло “Давид”.

Эпоха раннего Возрождения в Италии - это эпоха экспериментов, открытий, что очень способствовало небывалому подъёму архитектуры. Одними из достойнейших представителей всех инноваций того времени стали архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.

Искусство этих мастеров отличалось от господствующего во Флоренции стиля “интернациональной готики” - выдуманного мира красоты и условностей, они были полны натурализма и жизненной силы.

Филиппо Брунеллески. Открытия мирового значения

Архитектор и скульптор Брунеллески создал светскую по духу архитектуру. Родился Филиппо Брунеллески (1377-1446) в семье нотариуса. Он получил гуманистическое воспитание и прекрасное по тому времени образование. Исповедуя идеалы преклонения прекрасному, он отказался от карьеры нотариуса и полностью посвятил себя изучению рисования, лепки, гравирования, скульптуры, приобрёл значительные для того времени познания в математике у Паоло Тосканелли.

Талант и фундаментальные знания помогли Брунеллески блестяще решить сложнейшую архитектурную задачу своего времени - возведение купола над кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре.

Технические ноу-хау были результатом чётко спланированного чертежа купола. В голове не укладывается, но Брунеллески создал чертёж купола в натуральную величину. Его холстом стала отмель реки, протекающей близ Флоренции, Арно.

Революционным был способ возведения купола - без сплошной сполубки, без опирающихся на землю лесов и контрфорсов. Инновация была превосходна и тем, что повлекла за собой создание новых механизмов, которые технически позволяли поднимать строительные материалы к самому верху. Подъёмник грузоподъёмностью в одну тонну - гениальное произведение метода Брунеллески.

Купол не только определил характерный силуэт Флоренции, он стал символом новой эпохи - Возрождения, первым ренессансным куполом. Сам папа Евгений IV освятил купол, оказав тем самым высокую честь архитектору и городу.

Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции - это ещё один архитектурный вызов, который преодолел Брунеллески. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.

Вазари о Брунеллески: “Мне думается, о нём можно было бы утверждать, что от времён древних греков и римлян и до наших дней не было художника более исключительного и отличного, чем он”.

Вклад Брунеллески в развитие архитектуры высоко оценили современники: в знак признания заслуг именем Брунеллески назван кратер на планете Меркурий.

Донатто ди Никколо ди Бетто Барди - техника “сплющенного рельефа”, возвращение “ню” и скульптурного портрета

В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) - флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.

Он был сыном простого чесальщика шерсти, но новое веяние эпохи - меценатство - подарило ему покровительство богатого флорентийского банкира Мартелли, оплатившего учёбу Донателло в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо. Поездка с Брунеллески в Рим для окончания художественного образования помогла Донателло преодолеть схематизм церковного искусства.

Смелый гений-новатор Донателло наделяет свои работы эмоциями и чувствами.

Статуя Святого Георгия (1415-1417) - заказ цеха оружейников - это портретная работа. Величественный, бесстрашный, совершенный, мужественный Георгий готов к бою. Двухметровая статуя молодого мужчины в шлеме и с амуницией отчётливо говорит зрителю, что герой готов принять любой вызов!

Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф “Битва Святого Георгия с драконом” (около 1417 года). Донателло приближал рельеф к живописи. Новая техника “сплющенного рельефа” , предложенная скульптором, отличалась предельной реалистичностью. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа - это тоже инновационный для того времени приём. Тончайшая светотень, игра бликов, техника “незаконченности” - своеобразной несовершенной шлифовке заслуга автора, которая находит продолжений в работах великого Микеланджело.

Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры - создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой.

Статуя “Изобилие” (1428-1431) короновала колону на флорентийском рынке. К сожалению, одиночное изваяние не сохранилось до наших дней.

Статуя Донателло “Давид”

“Давид” - бронзовая статуя (1430-е). Естественная нагота молодого героя с длинными волосами, отрубленная голова Голиафа, лавровый венок, поверх шляпы героя живая реалистичная драма, заключённая в бронзу. После появления обнажённого “Давида”, фигуры “ню” становятся неотъемлемой частью искусства.

Ещё одна неоценимая заслуга Донателло - воскрешение совершенно забытой в средние века отрасли пластики - портретных бюстов. Скульптурный портрет Никколо да Уццано датируется 1430 годами. Никколо да Уццано - банкир и политический деятель (был лидером оппозиции семейству Медичи). Бюст из обожжённой глины был отреставрирован в 1985году, и сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

Донателло посвятил жизнь искусству и Флоренции, где скончался в 1466 году и был погребён с большими почестями с церкви Святого Лаврентия.

Вазари о Донателло: “Подобно тому, как в давние времена древних греков и римлян многие художники довели скульптуру до совершенства, так он один множеством своих творений вернул её в наш век безукоризненной и дивной”.

фото с сайтов: studyblue . com , freyasflorence . blogspot . com , lib - art . com , art - prints - on - demand . com , paradoxplace . com , artmagnifique . tumblr . com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Раннее Возрождение в Италии: условия возникновения и представители - на портале 2 queens . ru !

Донателло - это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы. О его жизни и работах мы поговорим в этой статье. Биография данного автора в деталях неизвестна, поэтому представить ее возможно только кратко.

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Будущий скульптор Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году, в семье Николло ди Бетто Барди - богатого чесальщика шерсти. Он обучался в 1403-1407 годах в мастерской человека по имени Лоренцо Гиберти. Здесь он освоил, в частности, технику На творчество этого скульптора большое влияние оказало знакомство с другим великим человеком - Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески остались на всю жизнь самыми близкими друзьями мастера.

Говорил, что скульптор Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.

Ранний период творчества

Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.

Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. "Давид" и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи - героическую индивидуальную личность - Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания - 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.

Гробница Иоанна XXIII

Скульптор Донателло создает вместе с Микелоццо гробницу в период с 1425 по 1427 год. Она стала классическим образцом, использовавшимся для позднейших усыпальниц, относящихся к эпохе Возрождения. Длительное сотрудничество этих двух скульпторов начинается именно с данной работы.

Литье фигур из бронзы

Донателло в начале 1420 годов обращается к литью фигур из бронзы. В этом материале первая его работа - это статуя Людовика Тулузского, которая была ему заказана в 1422 году для украшения ниши в Ор Сан Микеле. Это один из наиболее примечательных памятников, в котором нашло отражение понимание святости как личного подвига, господствовавшее в Ренессансе.

Статуя Давида

Вершиной творчества этого мастера в технике бронзы является созданная примерно в 1430-1432 годах. Она рассчитана, в отличие от средневековой скульптуры, на круговой обход. Еще одним новаторством стала тема наготы, к которой обратился Донателло. Скульптор Давида изобразил нагим, а не в одеяниях, как это было принято раньше, впервые после Средневековья столь реалистично и в столь крупном масштабе.

Другие работы Донателло, относящиеся к 1410-м - началу 1420-х годов - фигура льва, высеченная из песчаника, - эмблема Флоренции, деревянное распятие для церкви Санта-Кроче, бронзовый реликварий для церкви Оньисанти, бронзовая статуэтка, находящаяся в Национальном музее Флоренции под названием "Аттис Аморино", которая является, по-видимому, изображением античного божества плодородия, Приапа.

Работы в технике рельефа

Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. "Рисуя" резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Отметим здесь такие работы, как "Битва Георгия с драконом", "Мадонна Пацци", "Пир Ирода", "Вознесение Марии" и другие. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.

Поездка в Рим, второй флорентийский период

Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города, изучает античную скульптуру. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), "Благовещение" (иначе - Алтарь Кавальканти, см. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания - 1434-1438 годы).

Донателло достигает подлинной классичности в рельефе "Пир Ирода", созданном по возвращении из поездки в Рим.

Около 1440 года скульптор создает бронзовые двери, а также восемь медальонов для флорентийской Старой сакристии Сан-Лоренцо (период с 1435-го по 1443 год). В вылепленных из стука четырех рельефах достигнута была поразительная свобода в изображении интерьеров, зданий и фигур людей.

Падуанский период

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Здесь начинается следующий этап его творчества. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже - в 1453-м. Образом послужил памятник Марку Аврелию. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.

Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. В обоих случаях св. Иоанн представлен идущим, и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. У природы была вырвана новая тайна.

Отличительная черта мастерства Донателло состоит в том, что этот скульптор изображал с одинаковым мастерством и энергию, силу, миловидность и грацию. Так, например, вырубленный в 1434 году барельеф балкончика из мрамора в соборе г. Прато изображает полунагих гениев и детей, которые играют на музыкальных инструментах и пляшут с венками цветов. Чрезвычайно живы их движения, игривы и разнообразны. То же самое можно отметить и о других барельефах из мрамора, выполненных для флорентийского собора.

Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Судя по всему, он тяжело болеет. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.

Поздний флорентийский период

Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Порой говорят об упадке его мастерства, а также о возвращении к некоторым готическим приемам. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. ниже), выполненной из дерева, группой "Юдифь и Олоферн", статуей Иоанна Крестителя, рельефами на темы Воскресения и Страстей Христа двух кафедр в церкви Сан-Лоренцо. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками - Бертольдо и Беллаго.

Умер скульптор в 1466 году. Он был погребен в церкви Сан-Лоренцо, которая украшена его работами, с большими почестями. Так завершается творческий путь Донателло. Скульптор, биография и работы которого были представлены в этой статье, сыграл заметную роль в мировой архитектуре. Отметим, в чем же она состояла.

Значение работ этого мастера

Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека, изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи.

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло. Скульптура в Уффици

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г.г. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera
Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Equestrian Statue of Gattamelata

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата

Bust of Niccolo da Uzzano

Miracle of the Ass (detail)

Funeral Monument to John XXIII (detail)

Agony in the Garden

Tomb of Giovanni Crivelli (detail)

Herod"s Banquet

Madonna and Child between St Francis and St Anthony

Panel of the door with the Apostles

Miracle of the Ass

Miracle of the New-born Child (detail)

Musician Angels

Pulpit (on the left)

Annunciation

St Cosmas and St Damian

St John the Baptist

St Mary Magdalen (detail

Judith and Holofernes (detail)

Resurrection of Druisana

St Cosmas and St Damian

St George (detail)

St George and the Dragon

St John the Evangelist

Old Sacristy

Полностью

Скульптор Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло, родился во Флоренции в 1386 году. Он рано потерял отца, который был, видимо, человеком зажиточным, растяжчик шерсти по профессии.

Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения . С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто (XV века). Он работал в мраморе, бронзе, дереве, камне, терракоте; был автором конного памятника, реалистического портрета, надгробий, круглой скульптуры, рельефов.

Мой Пушкинский. Печать Донателло

О годах учения Донателло нет достоверных сведений. Возможно, что свой трудовой путь он начал в качестве подмастерья у известного флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти .

В первой половине XV века Флоренция – «итальянские Афины», крупный промышленный и культурный центр страны – интенсивно отстраивалась и украшалась.

За короткий период было завершено строительство знаменитого собора Санта Мариа дель Фьоре. Это здание, заложенное на грани XIII – XIV веков, увенчал куполом друг Донателло – Филиппе Брунеллески. Первые работы Донателло были связаны с отделкой собора.

Автор «Святого Георгия» становится любимым скульптором Флоренции; правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство. Однако, достигнув славы, Донателло продолжал вести скромный образ жизни; его часто видели на улицах города в кожаном фартуке и грубых деревянных башмаках, громко стучавших о каменную мостовую. «Он был, – пишет Вазари, – человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».

В период между 1416 и 1436 годами Донателло работал над четырьмя статуями пророков для кампаниле Джотто (ныне в музее Флорентийского собора), дав в этих образах реалистические портреты своих современников. Особую популярность завоевала статуя пророка Аввакума. Флорентийцы нашли в ней сходство с одним из своих сограждан Джованни Керикини, прозванным за лысую голову Цукконе, что значит тыква. Сам Донателло высоко ценил «Цукконе» и зачастую даже клялся его именем, а в период работы над статуей в творческом порыве обращался к нему, как к живому: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул!»

В 1431 году Донателло вместе с Брунеллески отправился в Рим, где изучал, обмеривал, зарисовывал античные памятники. Глубокое познание искусства древних поставило перед флорентийским скульптором ряд проблем, которые он разрешил в своих работах, созданных по возвращении домой на протяжении 1432 – 1443 годов.

Первой из них была проблема изображения обнаженной фигуры в монументальной пластике – проблема, разрешенная искусством древности, но преданная забвению средневековьем. В этом смысле бронзовый «Давид», исполненный Донателло по заказу Козимо Медичи, явился откровением.

В основу произведения положено сказание Ветхого завета о юноше-пастухе Давиде , убившем в единоборстве воина вражеского племени, великана Голиафа. Донателло представил Давида в момент апофеоза: он стоит погруженный в раздумье, опустив правую руку с мечом, захваченным у врага, попирая его голову ногою. Лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытое полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Внимание привлекает прекрасно моделированное обнаженное тело – угловатое сухощавое тело подростка. Фигура тщательно обработана со всех сторон, т. е. рассчитана на круговой обзор (статуя первоначально стояла в одном из внутренних двориков палаццо Медичи, ныне – в Национальном музее Флоренции).

Донателло. Давид, 1430-е

Это было новшеством, так как средневековые статуи были тесно связаны со стеною, подчинены архитектуре; современники Донателло хотя и «оторвали» статую от стены, но не разрешили полностью проблему круглой скульптуры. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть торса ложится на правую, прямо и крепко стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис» – греч.), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло и использован им еще ранее в статуях пророков.

Античностью навеяны и другие работы этого периода: «Благовещение» (церковь Санта Кроче, Флоренция), соборная кафедра для певчих (музей Флорентийского собора), бронзовый амур – Атис (Национальный музей, Флоренция) и портрет Никколо да Уццано (1432. Национальный музей, Флоренция).

Донателло был одним из первых скульпторов-портретистов эпохи Возрождения. Портрет Уццано, общественно-политического деятеля Флоренции первой половины XV века, выдержан в традициях древнеримского портрета: погрудный обрез, римская тога, обнаженная шея и главное – острая передача индивидуальных особенностей лица, раскрывающих духовный мир модели. Бюст выполнен в раскрашенной терракоте, что придает ему своеобразную выразительность.

Обращение Донателло к жанру портрета весьма показательно: эпоха Возрождения приносит интерес к человеческой личности. «Человек – великое чудо...», – писал флорентийский гуманист Пико делла Мирандола . Донателло не только утверждает в искусстве образ своего современника, но и героизирует его.

В 1443 году Донателло отправился в Падую, где пробыл десять лет. Около бокового фасада падуанского собора – Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата» – конный памятник кондотьеру Эразмо Нарни – творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен.

Донателло. Кондотьер Гаттамелата, 1447-1450

«Гаттамелата» (ит. – «пестрая кошка», прозвище Эразмо Нарни) – первый конный памятник эпохи Возрождения – создан в 1443 – 1453 годах. Естественно, что в поисках образца для своего монумента скульптор обращался к традициям прошлого, но нашел его не в чуждых духу Возрождения произведениях средневековой пластики, а в искусстве античности. Во время путешествия в Рим он видел памятник римскому императору Марку Аврелию – единственную уцелевшую конную статую из тех, что во множестве украшали когда-то древний город.

Творение флорентийца в общих чертах напоминает античный монумент. Но трактовка образа у Донателло глубже и полнокровнее. Образ человека, профессия которого – война, передан с большой реалистической силой. Старый полководец, облаченный в доспехи, с непокрытой головою, уверенно сидит на тяжелом, неторопливо выступающем коне. В руках он держит жезл. Лицо статуи портретно – значительное, суровое лицо воина, состарившегося в битвах, равнодушного к опасностям и страданиям людей.

В эти же годы для Базилики дель Санто Донателло оформил алтарь, украсив его статуями и рельефами. Алтарь в целом не сохранился, но бронзовые рельефы и сейчас являются лучшим украшением собора, богатого произведениями искусства.

Когда в 1453 году Донателло вернулся в родной город, ему шел шестьдесят восьмой год. Он продолжал интенсивно работать. Из поздних вещей наиболее известны «Магдалина» и «Юдифь». Около 1455 года Донателло отлил в бронзе группу, которая изображала библейскую , отрубающую голову Олоферну. Казалось бы, идея подвига, вдохновлявшая мастера прежде, и теперь должна была вдохнуть жизнь в его произведение. Но этого не получилось – в нем нет ни ясности, ни гармонии, присущих ранее созданным вещам.

Донателло. Юдифь и Олоферн, 1455-1460

Первоначально «Юдифь» украшала фонтан во дворе дворца Медичи . После изгнания рода Медичи из Флоренции, в 1494 г., группа была поставлена у входа в палаццо Веккио, но в 1504 г. уступила место «Давиду» Микеланджело; затем ее перенесли в Лоджию деи Ланци. Сейчас она находится перед палаццо Веккио.

Деревянная статуя Магдалины с 1500 года находится во флорентийском Баптистерии: из темноты стенной ниши, подобно страшному видению, выступает фигура изможденной, беззубой старухи с пустым взглядом и спутанными космами длинных волос. Трудно поверить, что этот трагический образ старости, неумолимо разрушающей и тело и душу, создан автором «Георгия» и «Давида».

Последние годы жизни Донателло – время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. Не героика, а утонченность, изысканность, изящество – вот что требовалось от искусства. Это направление, характерное для позднего флорентийского кватроченто, выражало творчество художников так называемого медичейского круга.

Донателло умер 13 декабря 1466 года. Крупнейший скульптор Италии домикеланджеловского периода, он оставил много учеников и предопределил основную реалистическую линию развития итальянской пластики эпохи Возрождения.

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло. Скульптура в Уффици

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г.г. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera
Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Equestrian Statue of Gattamelata

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата

Bust of Niccolo da Uzzano

Miracle of the Ass (detail)

Funeral Monument to John XXIII (detail)

Agony in the Garden

Tomb of Giovanni Crivelli (detail)

Herod"s Banquet

Madonna and Child between St Francis and St Anthony

Panel of the door with the Apostles

Miracle of the Ass

Miracle of the New-born Child (detail)

Musician Angels

Pulpit (on the left)

Annunciation

St Cosmas and St Damian

St John the Baptist

St Mary Magdalen (detail

Judith and Holofernes (detail)

Resurrection of Druisana

St Cosmas and St Damian

St George (detail)

St George and the Dragon

St John the Evangelist

Old Sacristy

Полностью