Где сейчас икона святой Параскевы, спасшая Мариуполь от холеры? Житие мученицы параскевы, нареченной пятницею Святая параскева римская.


Преподобномученица Параскева Римская! 8 августа. Cвятая преподобномученица Параскева родилась в Риме, в семье благочестивых христиан Агафона и Почитии. Они долгое время не имели детей, и только после горячих молитв Господь даровал им единственную дочь Параскеву названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева - пятница - греч.) Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина - Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н. э.), и в правление которого из них жила Параскева, неведомо. Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти св. Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам - проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никагого вреда. Тогда последовал новый приказ - бросить св. Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал св. Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву «Раба истинного Бога, - просил он, - помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой, император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство. Отпущенная с миром св. Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить св. Параскеву от евангельской проповеди, но не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк.16 18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа. Наконец, св. Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. В Крыму, у села Тополевка, рядом со святым источником чистой ключевой воды, расположился Троице-Параскевский Топловский женский монастырь. Ему более 130 лет. До 1917 г. в нем жили 300 монахинь. В настоящее время в возрожденном монастыре хранятся ценные православные реликвии: иконы, распятие с мощами святых. Пребывавшие в монастыре возвращаются к истокам веры своих отцов, заряжаются духовными и нравственными идеалами православия. Местные крымские жители твердо веруют, что именно здесь в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля / 8 августа, не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су - источник живой, здоровой воды). Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среда густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места. И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением св. преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением- по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля ст. ст.) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир». (панаир - церковный праздник (греч).) Наряду с древними, существовали и более современные предания о святой преподобномученице Параскеве. Замечательно, что эти предания бытовали не только среди окрестного православного населения, но и в значительной степени среди татар. «Топловский монастырь, - говорили они, - никогда не оскудеет; его хранит и за него молится сама св. Параскева. По ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках: тихая, прекрасная, она безмолвно благословляет встретившегося ей путника и, если он болен, исцеляет его своим дивным взглядом. Но случилось, что злые люди хотели сделать вред монастырю; тогда святая являлась им и своим мановением останавливала дерзких; пораженные незримой силой, они не могли продолжать своего пути и оставляли то, что неправедно взяли. Так было с татарами, пытавшимися унести ночью приготовленные бревна и доски для постройки церкви и монастырских келий; они со своей ношей доходили только до св. источника, где их заставало утро, несмотря на их усилия скрыться и увести похищенные ими предметы». Тропарь преподобномученице Параскеве Римской глас 1 Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая, равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси, Параскево победоносная, темже изливаеши исцеления и молишися о душах наших. Кондак преподобномученице Параскеве Римской глас 4 Храм твой, всечестная, яко врачебницу душевную обретше, в нем вси вернии велегласно почитаем тя, преподобномученице Параскево славная. Ин кондак преподобномученице Параскеве Римской глас 8 Страстотерпице, вернии, песнь Параскеве, приидите, согласно воспоим, облиставает бо чудесы в мире, отгоняющи прелести тьму, и дающи верным благодать независтную, зовущим: радуйся, мученице многострадальная. Молитва преподобномученице Параскеве Римской: О, святая и многострадальная преподобномученице Параскево! К тебе, аки теплей за ны к Богу молитвеннице, припадаем и прилежно молимся: умоли Господа и Владыку нашего пробавити милость Свою к нам, недостойным рабом Его, даровати же нам душевное и телесное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, во благочестии христианстем преуспеяние, к житию временному нужная и довольная, и вся ко спасению потребная; да мирно и благочестно поживше, сподобимся благую кончину христианскую улучити и Царствие Небесное наследити. Ей, предстательнице наша благая! Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице крепкое на Тя возлагаем, но буди нам ходатаица во спасение, да сподобимся вкупе с тобою и всеми святыми в радости блаженства вечнаго славити во твоем заступлении великую милость Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Жизнеописание святой преподобномученицы Параскевы повествует следующее: она родилась в Риме, в семье благочестивых христиан: Агафона и Политии. Они долгое время не имели детей, и, только после горячих молитв, Господь даровал им единственную дочь Параскеву, названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева - пятница, греч.). Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина - Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н.э.) и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.

Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам - проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никакого вреда. Тогда последовал новый приказ - бросить Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву: «Раба истинного Бога, - просил он, - помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.

Отпущенная с миром Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить Параскеву от евангельской проповеди, но, не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.

Наконец, святая Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преодобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы святой преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. Частицы этих мощей некогда имелись в обители.

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

Много заступников божьих есть в православии, много ходатаев за грешников, но особенно почитается великомученица Параскева Пятница. Отдельное уважение ей оказывает женская половина населения. Святая вставала в ряд наравне с Богородицей и Николаем Чудотворцем, настолько она была любима, дорога и почитаема. Образ великомученицы часто изображали на обратной стороне иконы Богородицы. На Руси лик Параскевы был в каждом доме в красном углу. А также было популярно имя Прасковья, производное от Параскевы.

Вконтакте

Одноклассники

Житие

В ее житие написано, что родилась она в 3 веке в Иконии . Тогда это была великая Римская империя, и правил ей грозный гонитель христиан Диоклетиан. Будущая святая появилась в семье зажиточного сенатора. Ее родители были глубоко верующими православными христианами, чтили все обычаи и праздники. Но особенно почитали они пятницу, день распятия и смерти Иисуса Христа.

Особый пост соблюдали родители Параскевы в среду и пятницу, вспоминая предательство и страдания Господа. Также по пятницам они возносили особую молитву о даровании им дитя. Прошение было услышано. Когда в семье родилась девочка в пятый день недели, ее решили назвать Параскевой. В переводе с греческого означает «пятница».

В юности она осталась сиротой . Но все равно стала продолжательницей дела родителей и стала невестой Христовой. Много женихов к ней сваталось, но дева была непреклонна. Свое богатое наследство праведная девушка раздавала нищим, обездоленным и всем кто нуждался. Параскева продолжала молиться и проповедовать в народе веру Христову. Многих горожан она обратила в христианство, но были и недоброжелатели, которые клеветали и злословили на нее. В итоге девушку посадили в темницу.

В этот период император велел подданным искоренить христианство. И эпарх Аэтий решил исполнить приказ в подвластной ему области Ликаонии, где и находился город Икония. Ему поспешили рассказать о проповедующей Параскеве. Жрецы культа обвиняли ее в магии, волшебстве и волховании.

Когда эпарх увидел прекрасную деву, он соблазнился ее красотой и юностью. И предложил стать его женой и жить в богатстве. В обмен она должна была отречься от Христа и принести жертву языческим богам. Но проповедница была непреклонна и видела женихом своим только Иисуса Христа . Об этом она и сказала правителю.

Аэтий разозлился и приказал обнажить ее и избить сырыми воловьими жилами. В минуты истязаний мысли подвижницы Христовой были заняты только об истинном Боге Иисусе. Но военачальнику жалко было уродовать такую красоту и тогда Аэтий остановил пытку и начал снова соблазнять деву земными радостями. Только бы она поклонилась идолам. Мученица молчала. Тогда он начал хулить весь род христианский, дева не выдержала этого и плюнула ему в лицо. Разгневавшись, Аэтий велел подвесить Параскеву вверх ногами и терзать железными когтями. Но она мужественно терпела и не стенала. Чтобы продлить ее предсмертные мучения, деву бросили в темницу, в надежде на ужасную смерть.

Но по ее молитвам и за мученический подвиг Господь послал в утешение и исцеление Ангела . Утром стража обнаружила здравствующую и похорошевшую девушку, которая пела хвалебные молитвы Господу. Но подданный императора решил, что это его боги исцелили деву. Тогда Параскева велела показать ей этих богов и ее повели в языческий храм. За ними следовало много народу.

Все думали, что она отречется от своей веры и поклонится идолам. Но, прикоснувшись к статуе идола, она повелела именем Господа Иисуса Христа превратиться им в прах. Тогда произошло сильное землетрясение и капище было разрушено. Многие люди, увидев это, уверовали в Иисуса Христа. Но жрецы были уверены, что она колдунья, и только ее волшебство разрушило идолов.

Аэтий был согласен со жрецами и продолжил мучения Параскевы. Приказал подвесить ее и жечь бока огнем. Девушка вознесла молитву с особой горячностью и верой. И огненное пламя перекинулось на мучителей. Увидев это, люди стали сомневаться в могуществе языческих богов и уверовали в Иисуса .

Правитель решился на смертную казнь Параскевы, через отсечение головы, боясь восстания и мятежа в народе. Когда свершилась казнь, воздух наполнился благоуханием. Так, Господь забрал к себе непорочную душу святой. Христиане похоронили ее в домовой церкви. Вскоре смерть настигла ужасного истязателя. Когда эпарх отправился на охоту, конь встал на дыбы и опрокинул его.

Покровительница Иконии

Святая великомученица покровительствовала своему родному городу и после смерти . В минуты осады иноверцами Иконии к раке с ночью явились ангелы и просили Параскеву пойти с ними. Они предупреждали, что город будет предан в руки арабов за грехи жителей. Она отказалась и вознесла молитву ко Господу. Затем святая сказала, что если городу суждено сгинуть пусть, и она погибнет, но город не оставит. В это мгновение у стен города началась сильная буря и из тучи на врага стали падать горящие камни. Голос с небес повелел врагу отступить от города. Это происшествие уничтожило 70 полков эмира.

Тогда арабский правитель решил заключить мир с иконийцами. Те взамен дали ему много серебра. И он поведал им, как неведомая сила ночью уничтожила почти все его войско. Тогда епископ рассказал о видении в храме у гроба святой Параскевы.

Эмир решил завладеть мощами святой , но впряженные в повозку кони были неподвижны. Почти три десятка лошадей не могли увезти гроб. После этого все поняли, что святая хочет остаться на родине. Епископ начал умолять эмира оставить ее, тогда арабский правитель назначил выкуп за мощи. Он велел принести столько золота, сколько весит тело святой. Рассчитывая, на щедрый выкуп. Драгоценный металл был собран. На одну чашу весов положили гроб святой, а на другую начали сыпать монеты. Весы уравнялись, только когда на чаше осталось 15 золотников. Так, святая Параскева спасла город от захватчиков.

В православии было несколько святых Параскев:

Языческое начало в образе Параскевы

На Руси образ святой неотрывно связывался со славянской языческой богиней Мокошью (Макошью) , покровительницей воды, судьбы, прядения, ткачества, скотоводства и ремесел. А также богиней любви и красоты Ладой, хранительницей семейного очага, плодородия и природы. Поэтому святой приписывают покровительство сельскому хозяйству, рукоделию, ткачеству и домашнему быту.

Священный синод запретил смешивание образа подвижницы Христа с языческими богинями, но традиция освящать плоды на день Параскевы и хранить их до следующего года сохранилась. Также святую великомученицу связывали с культом Недели (воскресенья), который перемешался с почитанием святой Анастасии (в переводе имя означает «воскресенье»).

С образом Параскевы проводят параллели в мифологии других стран. В мифах таджиков есть образ «госпожи Вторник» (Биби-Сешанби) . Она является покровительница семейного счастья, прядения и обработки хлопка. Есть и другие мифические создания, которые прядут судьбу: древнегреческие мойры, исландские норны, немецкая богиня Фригг. Она помогала роженицам, устраивала судьбы новорожденных, прорицала и колдовала.

В народном понимании Пятницу представляли высокой дородной женщиной с большими грудями и длинными волосами, что сближает ее с мифическими персонажами типа Смерти, русалки, Доли. В сказаниях Параскева Пятница прядет оставленную работу, что также роднит ее образ с домовым, кикиморой и Марой (Мореной), славянской богиней смерти и плодородия.

С чем обращаются к святой Параскеве Пятнице

О чем молятся страждущие перед ее образом:

Почитают ее промышленники и портные . На Руси не было ни одного базара, где не находился бы храм святой. Сами торги устраивались в пятницу, поэтому ее также почитают торговцы.

Святая является покровительницей воды, ее образ часто являлся в водах. По всей России есть много источников носящих ее имя, но есть один наделенный особой целебной силой. На Руси ставили вырезанные из дерева скульптуры, иконы, возводили часовни Параскевы возле водоемов и колодцев. Храмы у распутья дорог так и называли Пятницами.

Обычаи и обряды, связанные с Параскевой Пятницей

В день Параскевы Пятницы желательно сходить в церковь и освятить отрез льна . Им потом обвешать икону. Существует обряд, в котором икону нужно поставить возле воды, чтобы та обрела целебные свойства. В дальнейшем принимать эту воду для лечения. В день святой можно привязать цветы и травы к иконе, а потом сварить из них лечебный отвар. Если завернуть текст молитвы в лен и приложить к больному месту, то наступит исцеление. Перед родами женщина вешала на шею образок с молитвой к святой.

В память о Параскеве в пятницу запрещено рукодельничать. Считалось, что тот, кто ослушивался ее запрета, тот засорял ее глаза, прял ее волосы и колол веретенами. Святая могла наказать, запутать нитки, нагнать слепоту или закинуть в окно 40 веретен, которые надо было спрясть в короткий срок.

У финно-угорских народов девятая пятница после Пасхи считалась «заветным днем больных» . В этот день чудотворный образ святой Пятницы приносил исцеления.

На праздник Параскевы Пятницы не приветствуется бурное веселье и тяжкий труд. В это время нужно соблюдать , нельзя заниматься домашними делами и сельхоз работами. Запрещается мыться, купать детей, расчесываться и сплетничать. Женщина, ожидающая ребенка, не должна давать в долг. Считалось, что в чужие руки передавалась судьба дитя.

Часто на день Параскевы повторяли обряды Покрова Богородицы.

Гадания

Гадают на сон . Нужно, не раздеваясь, лечь в постель, распустить волосы. На подушку положить зеркало, расческу, мыло или платочек. Если приснится милый и будет нежен и ласков, то свадьбе быть. Наутро нельзя смотреть в окно, чтобы не спугнуть сон. Если присниться кошмар, то нужно умыться водой и рассказать сон, чтобы он не сбылся.

Приметы

  • если на Параскеву Пятницу наступает быстрая оттепель, то это сулит долгие морозы;
  • если около луны образовался круг, то поднимется сильный ветер;
  • если на Параскеву слякотно и грязно, то через месяц ждать зимы.

Храмы и церкви в честь святой Параскевы

В северном Бутово есть храм Параскевы Пятницы 16 века , который окончательно отреставрировали в 20 веке. Он имеет форму корабля, олицетворяя духовный флагман для верующих.

Есть Пятницко-Туговский храм в Ярославле, построенный в 17 веке. И в Суздали Пятницкий храм, который называется Никольский. Возводят церковь в селе Хвощеватка Воронежской области. В годы войны храм Параскевы разрушили бомбежкой. Недалеко есть известный на всю Россию источник «7 ручьев» («7 ключей»), примечательный своей целебной силой. В селе Савино недалеко от Екатеринбурга в 19 веке в водах реки Пышмы явилась икона святой. В итоге в тех местах построили храм, где икона и нашла свое место. В женском монастыре в Республике Коми есть мироточащая икона великомученицы.

Крупицы мощей есть в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в храме Вознесения Господня в Москве. В столице раньше на Охотном ряду была церковь Параскевы Пятницы. Теперь там стоит Госдума. А московский Пятницкий переулок был назван в честь храма святой, но теперь на его месте метро. Моща Параскевы Пятницы есть также в в правом приделе, освященном в честь Петра и Павла. Мощи Параскевы присутствуют на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре.