История печатных машинок. Полиграфическая история Первая печатная машина в англии


За свою более чем 100-летнюю историю печатные машинки «видели» множество талантливых произведений, они были непосредственными участниками создания тысяч шедевров и бестселлеров по всему миру. На протяжении многих десятилетий печатная машинка считалась основным рабочим инструментом писателей, философов и журналистов.

А начиналась история создания печатной машинки в 1714 году, когда был выдан патент на некий пишущий агрегат. Изобрел ее водопроводчик Henry Mill (Генри Милл) из Англии, но точных данных о механизме и фото самого агрегата, к сожалению, нет.

Потребовалось потратить практически целое столетие, чтобы в 1808 году была создана первая, и что немаловажно, работающая пишущая машинка. Творцом и разработчиком стал Пеллегрино Тури, который придумал ее для знакомой графини Carolina Fantoni da Fivizzono. Каролина была слепа, а при помощи такого аппарата она могла переписываться со своими родственниками. Письма Каролины Фантони да Фивизоно сохранились до наших дней, а вот пишущий аппарат – нет. Известно, что для печати использовалась бумага, испачканная сажей (похоже на копирку). Кстати, идея «копирования» нескольких документов была разработана не Тури. В 1806 году англичанин Ральфом Ведгвудом запатентовал «угольную бумагу». Она на протяжении еще двух веков активно применялась в делопроизводстве для быстрого получения копий.

Но вернемся к печатным машинам.

Следующей попыткой создать пригодный для «быстропечатанья» агрегат была в России, когда М.И. Алисов разработал наборно-пишущую машину. Михаил Иванович хотел упростить и облегчить процедуру переписывания рукописей и оригиналов, и ему это удалось. Машинка отлично себя показала. Правда, высокая стоимость изделия, поставила жирный «крест» на истории развития этого изделия.

Сентябрь 1867 года стал знаковой датой для всех пишущих агрегатов мира.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Кристофер Лэтхэм Шолес был писателем, журналистом и, конечно, изобретателем. В 1867 он подал заявку на получение патента для производства своего «детища» – печатного аппарата. «Бюрократической машине» понадобились месяцы на принятие решения, но тем не менее в 1868 году Кристофер получил заветное подтверждение. Соавторами разработки были указаны Глидден и Соул.

Спустя шесть лет на американский рынок поступила первая партия пишущих агрегатов под брендом «Sholes & Glidden Type Writer». Следует отметить, что внешний вид сильно отличался от того, какой мы привыкли видеть: клавиатура представляла собой в два ряда букв, размещенных согласно алфавитной иерархии. Кстати, цифр 1 и 0 не было, их роль исполняли «I» и «O». Минусов у первого агрегата были предостаточно. Это и неудобное расположение букв, и невозможность быстро работать, ведь молоточки, на которых закреплены штампы с буквами не успевали занимать исходное положение, и путались между собой.

Кстати, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, увидевшая свет в 1876 году, была напечатана именно на такой машинке с «путающимися молоточками». Можно позавидовать терпению автора.

Решить проблему запутывания молоточков можно было несколькими способами: работать медленней (это не устраивало писателей) или менять конструкцию машинки. Но Christopher Sholes воспользовался третьим методом: изменил порядок литер. Дело в том, что молоточки были установлены на дуге, и чаще всего заклинивало буквы, размещенные по «соседству». И тогда, разработчик решил закрепить их так, чтобы буквы, которые участвуют в образовании устойчивых сочетаний, находились дальше друг от друга. Разместив литеры в правильном порядке, обновленная клавиатура начиналась с букв Q,W, E, R, T, Y.

QWERTY-раскладка или универсальная клавиатура стала популярна во всем мире.

Знаете ли вы, что любимым пишущим помощником Л. Н. Толстого, без которого не возможно было представить интерьер его рабочего кабинета, был надежный «Ремингтон», а его коллега по писательскому цеху В.В Маяковский был ярким поклонником «Ундервуда».

В 1877 году Шолес продал права на изготовление печатной машинки компании «Remington», производившей оружие. И это было началом новой главы в истории создания печатной машинки. Инженеры Ремингтон дополнили «исходник» возможностью печатать заглавные и строчные буквы (в первоначальном варианте писались только заглавные). Для этого добавили клавишу «сдвиг» (Shift).

Успех Шолеса вдохновлял и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер заполучил патент на изготовление машинки с горизонтально расположенными рычагами, которые ударяют по бумагоопорному валу спереди. Главным отличием, и в то же время достоинством, от изобретения 1867 года было то, что напечатанный текст был виден в процессе работы. После Вагнер продал права на изготовление своей печатной машинке Джону Ундервуду. Конструкция была очень удобной в использовании, и уже очень скоро новый владелец заработал на ней целое состояние.

Помимо «ремингтонов» и «ундервудов», десятки других компаний выпускали свои варианты других пишущих машинок. С 1890-1920 годы эти устройства постоянно модернизировались и улучшались. Среди машин этого периода можно выделить два основных вида: с единым буквоносителем и с рычажным устройством. Удобство первых заключалось в том, что напечатанный текст можно было увидеть сразу, но при этом они были очень медленным в работе и имели слабую пробивную способность. Преимуществом вторых была скорость.

Последний завод по изготовлению печатных машинок, которых находился в Индии, был закрыт в апреле 2011 года. Это значит что, эпоха этого писательского инструмента официально закончилась.

Компания Godrej and Boyce сейчас распродает остатки на складах печатных машинок аи больше не намерена производить эти устройства, поскольку их полностью заменили компьютеры.

Godrej and Boyce Prima – последняя произведенная пишущая машинка в мире

Godrej and Boyce после 2000 года оставалась единственным в мире производителем печатных машинок. До 2009 года эта индийская компания изготавливала 10-12 тысяч устройств, которые использовались в некоторых государственных учреждениях страны. В прошлом году было продано всего 800 экземпляров механических машин

Производство пишущих машинок в Индии было начато в 50-х годах прошлого столетия и на то время воспринималось как символ индустриализации. А первое коммерческое устройство для механического набора текстов появилось в США в 1867 году.

Кстати, на рубеже XVIII-XIX веков для печатных машинок был разработан единый стандарт размещения символов на клавишах. Он сохранился и по сегодняшний день в QWERTY-раскладке, которая сейчас используется практически везде.

Последняя фабрика-производитель печатных машинок закрывается, и на продажу выставляются последние несколько сотен машинок. Это известие вызвало приступ ностальгии у людей, хотя в Азии, судя по всему, есть еще несколько более мелких фабрик, которые изготавливают печатные машинки. Впрочем, не секрет, что печатные машинки сейчас практически полностью уступили место компьютерам и в скором времени единственным местом, где вы сможете их встретить, будут музеи и магазины антиквариата (ну, или подвалы вашего безумного дядюшки-коллекционера).

Но хотя печатные машинки практически остались в прошлом, давайте вспомним те времена, когда они имели колоссальное влияние на жизнь любого офиса.


1. В начале и середине девятнадцатого века, некоторые изобретатели пытались воплотить в жизнь строительство механических письменных машин. Прорыв произошел в 1870 году, когда датский изобретатель, Расмус Маллинг-Хансен, получил патент на то, что в будущем станет первой печатной машинкой коммерческого производства в мире, печатным шаром Маллинг-Хансена.


2. Это напечатанный чертеж Печатной машинки, изобретенной Кристофером Л. Шоулсом, Карлосом Глидденом, и Дж.В. Соулом. Их идея, которую они запатентовали в 1867 году, принесла свои плоды через несколько лет в виде первой коммерчески успешной печатной машинки в мире.


3. Так выглядела печатная машинка Шоулса и Глиддена. Она стала не только первой коммерчески успешной печатной машинкой, она также была первой машинкой с QWERTY-клавиатурой. Не так много изменится в основной конструкции в течение следующих 100 лет.


4. Гравюра, изображающая печатную машинку Хаммонда, изобретенную Джеймсом Бартлетт Хаммондом в 1870-х годах и произведенную компанией Hammond Typewriter.


5. Печатная машинка Remington, произведена около 1875 года. Компания Remington Typewriter подарила эту модель в Смитсоновский институт, охарактеризовав ее как «одну из первых моделей печатных машинок». После гражданской войны, фирма Remington, которая была основным поставщиком вооружения, стала производить разнообразное офисное оборудование.


6. Печатная машинка также стала предсказателем социальных изменений, так как появился спрос на людей, которые могли заниматься офисной работой – так на исходе 19-го века и в начале 20-го появились женщины-машинистки.


7. Пишущую машинку Бликкенсдерфер изобрел Джордж С. Бликкенсдерфер в 1891 году. Ее изготавливала компания Blickensderfer Typewriter Company. Это была одна из первых по-настоящему портативных машинок. Вместо того, QWERTY-клавиатуры, у нее была DHIATENSOR-клавиатура.


8. Бесшумная печатная машинка Remington Noiseless Typewriter 6, впервые изготовленная в 1925 году компанией Remington Typewriter.


9. В 1933 году компания IBM купила то, что осталось от компании Electromatic Typewriters, Inc. из Рочестера, штат Нью-Йорк. Тогда произошла смена дизайна печатной машинки Electromatic, и к 1935 году была представлена модель электрической печатной машинки 01 IBM Electric Typewriter.


10. Этой машинкой многие пользовались во время учебы в колледже: печатная машинка IBM Selectric typewriter. Впервые она появилась в продаже в 1961 году, и продержалась на прилавках до 1980-х.


11. Продукт, который испортил все веселье. Не многие люди поняли это в то время, но дебют компьютера IBM PC означал конец эпохи печатных машинок. Первый персональный компьютер, получивший широкое признание в деловом мире, IBM PC, вскоре оттеснил печатную машинку на задний план. Чем все это закончилось, известно каждому. Любая здравомыслящая компания в своем уме вскоре прекратила делать заказы на печатные машинки, так как бюджет позволил перейти на компьютеры. Кто-то из нас помнит еще, как оно – менять ленту в печатной машинке. Остальным же предлагаем подумать над тем, как быстро устаревает сейчас любая технология, использующаяся в современном офисе.

Лошади и коляски, юбки на китовом усе, машины с паровыми двигателями... Да, повседневная жизнь предыдущего столетия очаровательна в своей простоте. Но это отнюдь не означает, что ремесленники и инженеры того времени ничего не смыслили в инновациях.

Взять, к примеру, письмо. Письмо - как процесс. Посмотрим на него до того, как светлые умы человечества не модернизировали это занятие. Ручки (и перья), которые постоянно высыхали, чернила, которые проливались и размазывались по бумаге, неразборчивый подчерк… Донести без потерь смысл письма – особенно написанного вручную – было в лучшем случае проблематично, в худшем – невозможно. Так было, пока на сцене не появились...


Печатные машинки


Уильям Остин Берт в 1829 году создал аппарат под названием "пишущая машинка". Была ли конструкция Берта первой – это предмет серьезных споров, поскольку подобную машину соорудил в тоже самое время Пеллегрино Тури. Некоторые даже считают, что пальму первенства следует отдать Генри Миллу, который сделал "машину для письма" в далеком 1714 году.

Все эти устройства представляли собой только образцы-прототипы: скорее потенциальную, нежели практическую возможность сделать письмо ясным, быстрым и не требующим усилий. И после этих начинаний были другие, но ни один агрегат не имел коммерческого успеха. При взгляде на них очевидно почему: во многих ранних экземплярах машинок печать осуществлялась выбором нужной буквы на ползунке и прижатием литеры к бумаге. Было бы слишком мягким назвать их «медленными». Замена ползунка с буквами на дисковый механизм немного помогла, но не настолько, чтобы сделать любую из этих машин достаточно простой и популярной.

Вот «Линейная пишущая машинка». Она никогда не имела успеха у покупателей:) Только задумайтесь, каких усилий стоит расшифровка клавиш на этом чудовище:

«Виктор» 1890 года:



Механизм, который многие считают настоящим предком истинной, эффективной и финансово успешной печатной машинки был создан Расмусом Маллинг-Хансеном. Помимо того, что "Печатный шар" был эффективен, он был и эффектен: изящен и даже красив. Медная полусфера, усыпаная клавишами, располагалась над цилиндром с закрепленным листом бумаги. Механизм был построен и действительно работал, в отличие от некоторых прежних неудачных агрегатов, хотя он больше похож на престижные часы, чем на офисную технику:



"Печатный шар" Маллинг-Хансена не только первая коммерчески успешная печатная машинка, но и самая элегантная:



Такой шар, безусловно, украсит любой рабочий стол:



Гравюра, выполненная Гансом Герхардом Блодорном:




Конечно, у шара были серьезные недостатки – такие как дороговизна и неудобное расположение клавиш над бумагой, ведь машинистка не могла увидеть то, что печатает до тех пор, пока не доставала лист из машинки. Но и они не мешали продавать его лучше, чем множество прочих моделей. Одной из находок шара было то, что клавиши на нем были расположены для облегчения работы машинистки, а не самой печатной машинки.

Хансен не остановился на создании первого шара. За многие годы работы он создал целый набор всевозможных вариаций печатных машинок. Солидная коллекция шаров Маллинг-Хансена, включая прекрасный образец в деревянном корпусе:



Миниатюрный «печатный шар»:



«Шифровальный печатный шар» Алексиса Кохлса, приблизительно 1883 года:

Захватывающая модификация клавиатуры: клавиатура в стиле пианино производства американской компании "Хаммонд", 1880-ый год:



В конечном счете, были созданы другие, более дешевые печатные машинки, спасшие от некрасивого почерка не одно поколение писателей, секретарей, бизнесменов и всех тех, кто привык водить пером по бумаге...

По материалам:

Today.mts.com.ua

Изобретатель : Кристофер Леттам Шоулз и Самуэль Сулле
Страна : США
Время изобретения : 1868 г.

Машинная революция в 70-е годы XIX века затронула даже такую, казалось бы, далекую от техники область, как письмо. Испокон веков человек пользовался для начертания письменных знаков только своей рукой. С изобретением пишущей машинки он мог поручить эту операцию механизму. Вместо того чтобы выписывать буквы, теперь достаточно было ударить по нужной клавише.

Появление пишущей машинки привело к значительным сдвигам во многих областях человеческой деятельности и подняло на более высокий уровень культуру делопроизводства. Скорость и качество канцелярской работы возросли в несколько раз.

В самом деле, научиться писать может каждый, но не все могут писать быстро и в то же время четко, разборчиво и красиво.

Между тем распространение письменных сношений между людьми, увеличение числа деловых бумаг и коммерческой корреспонденции, требующих особой отчетливости рукописи, а также многие другие причины (например, желание ускорить работу наборщиков, которые, набирая текст со слепой рукописи, часто работали медленно и делали ошибки) вызвали стремление изобрести буквопечатающую машину, которая была бы доступна каждому и позволяла бы сразу и быстро получать один или несколько экземпляров аккуратной и быстро читаемой рукописи.

Несколько моделей пишущих машин появилось еще в XVIII веке, но они работали настолько медленно, что не могли иметь практического значения. Одна из первых известных пишущих машинок была собрана в 1833 году французом Прогрином. Его ктипограф состоял из 88 рычагов, соединенных с буквенными и цифровыми штемпелями. Рычаги располагались по окружности и передвигались вдоль и поперек листа бумаги на особых салазках. Понятно, что работать на такой машинке было трудно и неудобно.

В 1843 году Шарль Турбер взял патент на изобретенную им печатную машинку, предназначенную для слепых. Именно ему принадлежала очень плодотворная идея рычажной передачи движения букв, примененная позже во всех пишущих машинках. Были и другие конструкции печатающих устройств. Однако пишущая машинка в современном смысле этого слова появилась только тридцать лет спустя, и не в Европе, а в Америке.

В 1867 году два американских типографщика Леттам Шоулз и Самуэль Сулле изобрели машину для печатания номеров, которую можно было использовать для нумерации страниц, а также для печатания номеров и серий банковских билетов. Один из знакомых Шоулза, заинтересовавшись новым устройством, предложил им, используя принцип этой простой печатной машинки, создать пишущую машину, которая вместо знаков и цифр могла бы печатать буквы и слова. Эта мысль увлекла Шоулза. Поначалу он продолжал работать вместе с Сулле.

Летом была готова первая однобуквенная печатающая машинка. Она состояла из старого телеграфного ключа в форме клавиши, стеклянной пластинки и некоторых других частей. Шоулз клал на пластинку угольную ленту и тонкий лист белой бумаги, затем, двигая одной рукой бумагу, он другой нажимал на телеграфную клавишу, на которой находилась вырезанная из латуни буква «B». В результате на бумаге получался оттиск.

Осенью того же года был создан первый образец многобуквенной пишущей машинки. Она работала настолько хорошо, что писала быстро и отчетливо, но была еще очень неудобна для практического использования, так как имела плоскую клавиатуру (как на пианино) и печатала только большими буквами. В 1868 году на эту машинку был получен патент, после чего Сулле потерял к ней интерес.

Но Шоулз решил во что бы то ни стало создать такой образец машинки, который можно было бы запустить в производство. Один из его знакомых, Дексимор, оказал ему финансовую поддержку. Шоулз с головой ушел в работу. В следующие пять лет он изготовил около 30 моделей машинок, причем каждая следующая была лучше, чем предыдущая, но по-прежнему далека от совершенства.

Только в 1873 году была создана достаточно надежная и удобная модель пишущей машинки, которую Шоулз предложил известной фабрике Ремингтона, выпускавшей оружие, и земледельческие машины. В 1874 году первая сотня машинок уже была пущена в продажу. Знаменитый американский писатель Марк Твен был одним из первых ее покупателей. Именно на ней он отпечатал своего «Тома Сойера». Возможно, это было первое классическое сочинение, созданное за пишущей машинкой.

Однако в целом положение оставалось не совсем удовлетворительным. Еще восемь лет пришлось приучать публику к этой удивительной технической новинке. Много машинок из первой серии было возвращено в магазины, некоторые с испорченными частями. Долгое время на пишущие машинки смотрели как на предмет роскоши. Но постепенно положение менялось. Деловые конторы, фирмы и банки были первыми, кто по достоинству оценил новое изобретение.

Уже в 1876 году был налажен массовый выпуск машинок. Первые «ремингтоны», хотя имели такой же принцип действия, как современные печатные машинки, все же отличались некоторыми специфическими особенностями. Например, текст в них печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять тележку, для этой цели расположенную на шарнирах. Понятно, что это было не совсем удобно.

Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1890 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами и с видимым при печатании шрифтом. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться массовым спросом, и Ундервуд заработал на ней огромное состояние. Сам изобретатель не был, впрочем, так удачлив и умер в бедности.

С 1908 года «Ремингтон» тоже стал выпускать машинки с видимым шрифтом. После «Ундервуда» появились пишущие машинки других фирм, в том числе несколько европейских разработок. Но в первые десятилетия своего существования это изобретение более соответствовало американскому образу жизни. По крайней мере, вплоть до начала XX века львиная доля всех производимых и покупаемых машинок приходилась на США. Принцип действия у всех этих машинок в общих чертах был один и тот же.

Наверное, нет человека, который бы не видел работы пишущей машинки. Поэтому нет нужды подробно описывать ее действие и устройство. Главные части машинки составляли: клавиатура с системой рычагов, каретка с валиками для бумаги и чугунная оправа механизма, установленная на деревянной доске. Каретка (подвижная тележка, несущая бумагу) несла на себе твердый каучуковый цилиндр и параллельный ему деревянный валик, между которыми и проходила .

При работе машинки каретка автоматически двигалась справа налево после оттиска каждой буквы. При нажатии на определенную клавишу, поднимался связанный с ней рычаг, который имел на себе стальную вырезанную букву. Эта буква ударяла по резиновому валику, по которому передвигалась бумага. Все буквы били в одну точку, так как были расположены по образующей цилиндра.

Между бумагой и буквой автоматически проходила специальная лента, пропитанная черной или цветной краской. Стальная буква, ударяя в ленту, отпечатывала на бумаге свой оттиск. На каждом рычаге помещались две буквы. Для того чтобы напечатать вторую надо было сдвинуть нажимом на особую клавишу каучуковый цилиндр (переместить его в верхний регистр).

При ударе по клавише не только приходил в движение соединенный с ней рычаг, но путем зубчато-конического зацепления поворачивалась на определенный угол катушка с лентой, которая сматывалась с одной из них и наматывалась на другую, так что следующая буква ударялась по другому месту ленты. Когда вся лента проходила под шрифтом, особым рычагом менялось направление ее движения, и катушки начинали вращаться в обратную сторону. Одновременно с движением ленты навстречу ей под действием пружины перемещался упругий резиновый валик, несомый кареткой и поддерживающий бумагу. Обратное движение каретки производилось от руки.

Таким образом, каждое нажатие на клавишу вызывало сразу три действия машинки: 1) буква оставляла оттиск на бумаге; 2) каретка смещалась на один шаг влево; 3) перемещалась лента. Все это достигалась благодаря взаимодействию различных частей пишущей машинки, главными из которых были печатающий механизм, шаговый механизм и ленточный механизм.

В дореволюционной России пишущие машинки не производились, но использовались. Однако в силу особенностей дореволюционной орфографии размещение клавиш несколько отличалось от нынешнего. Первая пишущая машинка в нашей стране была произведена в 1928 г. в Казани, именовалсь она «Яналиф».

В более позднее время наиболее распространёнными отечественными марками пишущих машин в СССР были «Украина» (канцелярская) и «Москва» (портативная). Из зарубежных достаточно широко были распространены «Оптима» (ГДР, канцелярская) и «Консул» (ЧССР, портативная). Однако по уровню распространённости пишущие машинки значительно уступали компьютерам.

Как бы вы вели себя на месте старого короля, у которого наследники стали умирать одним за другим? Стали бы сговорчивее за столом переговоров? Вопрос сложный, и каждый решает его по-своему. «Король-солнце» пошел на переговоры. В 1713 году был заключен Утрехтский мир, который обесценил одиннадцать лет борьбы Франции. И тогда наследники французского престола умирать перестали...

Двойной луидор Людовика XV 1764 год, золото


Наследником стал пятилетний малыш, правнук «короля-солнца», будущий Людовик XV. Ребенок-дофин при семидесятичетырехлетнем короле, который мог умереть от старости в любой момент. Умри король — кто поможет, кто охранит ребенка? Французское государство оказалось бы в очень уязвимом положении, если бы не красавец двадцати восьми лет — герцог Беррийский, второй внук Людовика XIV, дядя наследника. На него престарелый король возложил ответственность за судьбу страны и малолетнего короля. И… Да, все верно. Герцог Беррийский тоже вскорости умер. Получил травму на охоте и со всей силы ударился о луку седла.

Обычно пишут: упал с лошади и разбился. Получается вроде как сломал себе шею или позвоночник. Но это не так. Несчастный герцог Беррийский умер 4 мая 1714 года после «четырехдневной болезни». Теперь пишут, что причина смерти — «внутренние повреждения после падения с лошади». Как такое могло случиться? Вполне могло, если бы еще один участник бурной политики того времени не умер аналогичным образом, тоже упав с лошади…

После несчастного случая с внуком Людовик XIV потерял интерес к жизни. Опасаясь дальнейших «случайностей», он даже изменил закон. До тех пор наследниками трона являлись только дети, рожденные от королевы. У Людовика XIV было несколько внебрачных детей. Король их узаконил и поставил в иерархии королевского дома после принцев крови. Еще через пару месяцев Людовик XIV специально оговорил следующее: в случае пресечения законного рода трон могут занять новоявленные принцы. Он знал, кто уничтожает его род, и понимал: череда смертей не случайна, и она может продолжиться.

В 1715 году «король-солнце» скончался. Казалось бы — конец истории. Но на самом деле она только начиналась. Не прошло и года после смерти старого короля, как акционеры Банка Англии убедились в оправданности своих опасений. Их ноу-хау, их изобретение попытались нагло украсть. Скопировать, как сегодня ушлые китайские производители копируют форму автомобилей известных марок. Сохранить тайну «печатной машинки» оказалось невозможно. Преимущества и гениальная простота были налицо. Вместо сложной процедуры добычи золота и серебра — простой процесс печатания денег.

Франция, потерпевшая поражение в войне из-за «недостаточности кредита», решила открыть свою «печатную машинку». В 1716 году шотландец Джон Лоу получил патент на открытие частного банка с правом выпуска обмениваемых на металл банковских билетов. Король Франции Людовик XV в тот момент был малышом и, понятное дело, вопросами финансирования не интересовался. Зато регент, герцог Филипп Орлеанский, с радостью ухватился за прекрасную идею. Он повелевает, чтобы банковские билеты стали приниматься в уплату податей наравне со звонкой монетой.

В 1718 году банк Лоу был переименован в Государственный банк. Хотя по сути это было такое же «совместное предприятие», где доли между собой поделили хитрые банкиры и королевская власть. Теперь военное и дипломатическое соперничество Англии и Франции приняло и тайный финансовый оборот. Две группы банкиров, получившие две разные государственные «крыши», сражались между собой за право бесконтрольно печатать пустые деньги. И тем самым получить власть над миром.

Но мы немного отвлеклись. Вернемся к клонированию французами «английской» идеи бумажных денег. История быстрого расцвета Англии под скипетром Вильгельма начала повторяться во Франции. Ничего удивительного в этом нет — ваша персональная экономика тоже разом расцветет, если вы найдете на улице чемодан с деньгами. Государственный банк Франции был очень успешен. Джон Лоу, словно добрый волшебник, разом решает финансовые проблемы королевской власти: он дает правительству в долг 100 млн ливров под 3 % годовых. Для сравнения: на момент смерти «короля-солнца» в казне имелось лишь 700 тыс. ливров. А в конце 1716 года, когда Джон Лоу включил свою «печатную машинку», дефицит бюджета достиг 140 млн ливров.

И теперь Франция может продолжать мировую экспансию, потому что у нее появляются деньги. Французы копируют систему англичан не только в главном, но и в частных моментах. Власть отдает Джону Лоу на откуп разработку золотых месторождений в Луизиане и всю заморскую торговлю. Заниматься всем этим будет Индская компания, полный аналог британской Ост-Индской компании. Акции нового предприятия продаются поначалу всем желающим, а потом только тем, кто расплачивается банковскими билетами, которые можно было получить в обмен на свои золотые монеты.

«Это превратилось в соревнование, кто быстрее освободится от своего золота». Но успехи будут недолги, просто удивительно недолги. Кредитно-денежный базис расширения Французской империи будет уничтожен буквально за несколько месяцев. Вот хронология расцвета и моментальной гибели дублера Банка Англии на французской земле. В январе 1720 года банкир Джон Лоу на волне феноменального успеха «лавочки» становится генеральным контролером финансов Франции, ведь только что руководимый им Банк ссудил Франции 100 млн ливров. И в этот момент происходит нечто страшное.

«Тут же с невероятной быстротой распространились тревожные слухи, и весь Париж оказался во власти чудовищной паники» — пишет французский писатель Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции». И уже в начале 1720 года начался массовый напор на банк тех, кто желал обменять бумажные банковские билеты на монеты. Обмен сначала был замедлен, а потом и вовсе приостановлен. Когда это случилось? В феврале-марте 1720 года. За давностью лет сложно проследить, как была организована «паника вкладчиков», но думаю, что технологии ничуть не отличаются от сегодняшних.

Обратите внимание, что произошло это через три года работы Государственного банка Франции. Значит, поначалу его дела шли в гору. И вдруг резко покатились вниз — после «рекордного» займа в 100 млн ливров, полученного правительством. Совпадение? Судите сами — удар был нанесен быстрый и безжалостный. Банк, выпустивший 3 млрд бумажных денег под гарантию 700 млн наличных монет, оказался не в состоянии платить. Но правительство Франции не хотело сдаваться без борьбы. И нашло очень «оригинальный» выход из ситуации.

Раз население не хочет пользоваться бумажными банкнотами, а предпочитает монеты, значит, нужно… запретить хождение монет. «Декретом от 11 марта 1720 года было объявлено о запрете после 1 мая употреблять звонкую монету; найденная у кого-либо, она подлежала конфискации». Вы можете представить, какую реакцию это решение вызвало во Франции. Конечно — всеобщее ликование и полный энтузиазм масс. После такого декрета популярность бумажных билетов и вовсе упала, как и популярность королевской власти. Все начали гоняться за запретной монетой и бежать от разрешенных ассигнаций. И это очень быстро закончилось катастрофой.

Следующим декретом от 22 мая 1720 года было объявлено о снижении номинального курса банковских билетов вдвое. То есть те, кто законопослушно выполнил предыдущий указ короля и пользовался бумажными деньгами, стал разом вдвое беднее. Затем 10 октября 1720 года был издан третий декрет о прекращении хождения билетов после 1 ноября 1720 года. Мелкие билеты было постановлено обменять на государственные облигации с уменьшением номинального курса еще в два раза. В итоге произошел очень быстрый двойной грабеж законопослушных граждан.

Ясно, что королевское правительство, совершившее во Франции такие трюки (прямо «списанные» с наших российских реформ), стало крайне непопулярным. Именно в это время и был заложен тот заряд ненависти к французской монархии и стране, который в 1789 году приведет к революции и разнесет в щепки королевскую власть. В ноябре 1720 года Государственный банк обанкротился, а его основатель через месяц был вынужден бежать из Франции. Интересно только узнать — КУДА? Это многое бы прояснило…

Дальнейшая судьба основателя «печатной машинки» во Франции мне неизвестна. Зато известна судьба основателя Банка Англии. Как мы помним, Вильгельм III Оранский, король Англии, договорился с банкирами. И договоренностей не нарушил. Возможно потому, что тоже очень вовремя умер. В марте 1702 года он скончался в Кенсингтонском дворце от… (опять?!) последствий падения с лошади. Могло такое случиться? Могло. Вызывают подозрение только два факта: аналогичная кончина герцога Беррийского и официально озвученная причина смерти основоположника «печатной машинки». Отчего конкретно он умер?

Вильгельм скончался от воспаления легких, явившегося осложнением после перелома плеча. Которое, в свою очередь, король сломал при падении с лошади. Кто бы мог подумать, что воспаление легких начинается с перелома? Какая связь между переломом и воспалением легких? Согласитесь, все это крайне любопытно. И очень подозрительно… Основатель чего бы то ни было необходим для иконостаса. Ведь именно этот король подписал все нужные банкирам законы: он дал все, что мог и что им было нужно на тот момент. Следующие короли получат систему уже как данность. А тайну своих договоренностей Вильгельм III Оранский унесет с собой в могилу и будет строго смотреть на наследников трона с парадного портрета.

Банк Англии для новых монархов станет данностью. Заветом и наказом. Не подлежащим изменению решением предка. Пора было начать думать о дальнейших шагах по установлению мировой гегемонии. Способ для этого всегда имелся один — война. Ведомая банкирами британская элита добавит в мировую геополитическую копилку еще один — специальные операции. И то и другое обильно «смазывается» деньгами — благо теперь они появляются из воздуха. Война за испанское наследство — это начало долгого пути «печатной машинки» к июльскому утру 1944 года в Бреттон-Вудсе, когда фунт передаст первенство доллару.

Придет время менять дислокацию, и «печатная машинка» переедет за океан, где она будет в большей безопасности. Но сначала будет Первая мировая война, которая уничтожит золотой рубль и золотую германскую марку. Уйдет в небытие валюта Австро-Венгерской и Османской империй. До мирового господства останется только один шаг, только одна глобальная война. И сценарий Второй мировой, который писался в Лондоне, будет отличатся от того, что случится в реальности.

…И главное правило — правил не существует

Печатная или пишущая машинка – когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник – День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY – клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее. Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.

В 1870 году русский изобретатель Михаил Иванович Алисов изобрёл наборно-пишущую машину, известную как «скоропечатник» или «скорописец», с целью замены каллиграфического переписывания бумаг и рукописей, машинка для перевода на литографский камень. Скоропечатник был пригоден для своей цели, получил медали и высокие отзывы на трёх всемирных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876) и Париже (1878), Русское императорское техническое общество присудило медаль. По устройству печати и внешнему виду она значительно отличалась от большинства знакомых нам машин, на ней пробивалась восковая бумага, которая потом подвергалась размножению на ротаторе.

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но… Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.

Была даже альтернатива – печатные машинки без… клавиатуры. Это так называемые индексные пишущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.