Из воспоминаний. Гранд-дама советской эпохи


В октябре в одной из петербургских газет*) было опубликовано интервью с Александром КУТЕНЕВЫМ, где прозвучала информация о внебрачных детях Александра III. Поскольку наша газета интересуется царской семьей, то мы решили связаться с Александром Павловичем и уточнить у него этот вопрос.

– Александр Павлович, не можете ли подробнее рассказать о внебрачных детях Александра III?

– У Александра III, действительно, было немало внебрачных детей, поскольку он был человеком безудержным и страстным. Среди детей были и исторические знаменитости. В частности, Александр Ульянов, старший брат Владимира Ильича Ленина. Дело в том, что Мария Александровна, мать Ленина, была фрейлиной при дворе Александра II. Когда Александр III был просто великим князем, у него был роман с Марией Александровной, от него она в девичестве родила сына Александра. История знает немало подобных примеров: в России к бастардам относились гуманно – давали княжеский титул, приписывали к гвардейскому полку. Известно, что Ломоносов был сыном Петра I, князь Бобринский – сыном Потемкина и Екатерины II, Разумовский – внебрачным сыном Елизаветы. Все они, как вы знаете, сделали прекрасную карьеру, и никогда не чувствовали себя изгоями. Такая же участь была уготована и Александру, брату Ленина.

Но Мария Александровна все испортила: вслед за Александром она родила еще ребенка – девочку, и к Александру III эта девочка уже никакого отношения не имела. Держать при дворе фрейлину с двумя детьми было неприлично. Чтобы замять скандал, решили передать дело охранке. Охранка нашла в Петербурге несчастного человека – гомосексуалиста Илью Ульянова. Как человек с не традиционной сексуальной ориентацией, он был на крючке у охранки. Ему дали в приданое к Марии Александровне дворянский титул, хлебное место в провинции, и молодожены отправились в Симбирск.

И вся бы эта предыстория замялась, если бы не страстный нрав Марии Александровны. Она и в Симбирске не отличалась строгим поведением, и хотя сексуальная жизнь с Ильей Николаевичем у нее сложиться никак не могла, она родила еще четырех детей, неизвестно от каких отцов.

Можете представить, каково было детям Ульяновых в гимназии. В маленьком городке все сразу становится известным, и мальчишки дразнили своих сверстников Ульяновых: припоминались и мамочка, и царь, и Илья Николаевич. В конечном счете все это отрицательно повлияло на Александра: он вырос очень озлобленным с желанием во что бы то ни стало шлепнуть папочку. С этими планами он и отбыл в Петербург на учебу. Остальное все организовала охранка. Как в наше время спецслужбы организовали Народный фронт и другие демократические организации. Там в те далекие времена охранка помогла Александру Ульянову войти в народовольческую революционную организацию и принять участие в покушении на царя.

Как только Мария Александровна узнала, что сын арестован за покушение на царя, она сразу же поехала в Петербург и явилась к Александру III. Удивительное дело: ни один источник не поражается тому, что никому не известная бедная симбирская дворянка без всяких проволочек попадает на прием к царю! (Впрочем, историки никогда не удивлялись и тому факту, что даты рождения двух первых детей Ульяновых предшествуют дате свадьбы Ильи и Марии.) А Александр III принял свою старую пассию сразу и они вместе посетили Сашу в крепости. Царь простил «цареубийцу», пообещав дать ему княжеский титул, записать в гвардию. Но Сашенька оказался с характером, он сказал все, что думает об обоих своих родителях. И пообещал им, что как только очутится на свободе, предаст гласности всю их бесстыдную историю и обязательно швырнет бомбу в папочку! Поэтому на свободу Александра Ульянова так и не выпустили, а отправили в психушку, где он своей смертью умер в 1901 году. Историки не сходятся на способах казни, но казни никакой не было.

Так Мария Александровна косвенно повлияла на судьбу своего старшего сына. Не очень повезло в такой семье и последующим детям. Поскольку Илья Николаевич знал, что дети не его, то он относился к ним как к потенциальным объектам своей любовной привязанности. Сашеньку как сына царя он никогда не трогал, а вот Володе досталась вся его пылкая неотцовская любовь. В юности Владимир Ильич был очень привлекателен. Как мать ни протестовала, она была бессильной отстоять сына: Илья Николаевич попрекал ее собственным поведением.

– И что Ленин?

– Он оставался до конца дней своих гомосексуалистом. Кстати, это известно во всем мире, только советские люди ничего не знали и жили в благоговейном поклонении вождю пролетариата. У Антониони снят фильм о великих гомосексуалистах, и Ленину в нем отведена особая глава. Об этом написано уже несколько книг.

Страдал Ленин или нет впоследствии от своей ориентации, мы не можем сказать, но вот в детстве это для него тоже было нелегким испытанием: он вырос озлобленным, возненавидил весь мир. В гимназии он вымещал свое зло на сверстниках, дрался, бил своих супостатов, при всем при том он, конечно, был очень талантливым человеком.

– А откуда у вас такая ошарашивающая информация?

– Это тоже особая и интересная история. У ее истоков стоит Мариэтта Шагинян. В 70-х годах эта писательница писала книгу о Ленине и получила доступ к архивам. Видимо, хранители архивов сами не знали, что спрятано в бумагах за семью печатями. Когда Мариэтта Шагинян ознакомилась с бумагами, она была потрясена и написала докладную записку Леониду Ильичу Брежневу лично. Брежнев познакомил с этой информацией свой круг. Суслов три дня лежал с давлением и требовал расстрелять Шагинян за клевету. Но Брежнев поступил иначе: он вызвал Шагинян к себе и в обмен на молчание предложил ей премию за книгу о Ленине, квартиру и т.д. и т.п.

– И Шагинян ведь действительно получила какую-то премию за книгу о Ленине?

– Да, она получила Ленинскую премию за книгу «Четыре урока у Ленина». А записку засекретила и она лежала в архиве Центрального комитета партии. Когда я прочел в архиве эту записку, мне захотелось увидеть и сами архивные материалы. И я запросил копии. Все именно так и было…

От редакции.
Мы отдаем себе отчет, сколь неоднозначной будет реакция читателей на эту публикацию. Но времена замалчиваний и недосказанностей миновали, надеемся, навсегда. И точка зрения историка, исследовавшего эту «острую ситуацию», имеет полное право быть услышанной.

---------------------
*) газета «24 часа», С-Петербург

======================================== =============================

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Известно, что
Ленинское правительство в декабре 1917 года, действительно, отменило все законы царской Росси, направленные против гомосексуалистов. То есть, Ленин был за сексуальную свободу.

Была полная половая свобода. К тому же, в ленинской России были разрешены нудисты (это те, кто придерживается идеи ходить в чем мать родила). Так, известен факт, когда в начале 1920-х по Киеву прошла демонстрация нудистов. В колонне демонстрантов прошел, в частности, пролетарский поэт Владимир Маяковский; как и все демонстранты, он был совершенно голый, и только на бедрах висели на веревке деревянные ложки.

Закон о свободе гомосексуализма в Советской России (с первого месяца 1917 г.!) можно сравнить с Украиной. В первые же месяцы независимости один из видных депутатов Верховной Рады пишет законопроект о свободе гомосексуализма в Украине; закон был утвержден Верховной Радой. Автор проекта был подозреваем в мужеложстве и сам он этого не скрывал, во всяком случае, от этих подозрений он никогда не защищался. Места его работы за последние 17 лет: Верховна Рада, Кабинет Министров и опять Верховна Рада. Как видим, закон, очевидно, был проведен в жизнь, в первую очередь, под себя. Не так ли было и в случае с Лениным и его ближайшими соратниками?

Большинство из геев прошлых лет практически являлись бисексуалами, а не чистыми гомосексуалами. Они вступали в браки, имели детей и любовников обоего пола. Подобная ситуация наблюдалась и в более далеком прошлом, к примеру, такие известные гомосексуалы, как убийца Распутина Феликс Юсупов, великий князь Константин Константинович или Петр I были женаты и имели детей.

Известно, что
все дети семьи Ильи и Марии Ульяновых были по жизни очень жестокими людьми. Не потому ли, что в семье все было ужасно? Например, в телеграмме в Нижний Новгород от 9 августа 1918 года (период контрреволюционного восстания), Ленин демострирует свою любовь к беспричинному насилию; Ленин предписывал, что каждую женщину, замеченную в проституции, следовало расстреливать или подвергать высылке без суда и следствия (ПСС, том 50, стр. 142).

Вопреки ложным словоизлияниям в защиту прав женщии, на деле Ленин показывал женоненавистничество в переписке с Иннесой Арман. Не обладая чувством сострадания, Ленин красноречиво и мощно мог писать только об угнетении и эксплуатации.

Кроме того, Ленин ведь умер от сифилиса мозга. Значит последние лет 10 он был просто-таки невменяемым шизофреником. И очевидно, это тоже привносило дополнительную агрессию и ни с чем не сравнимую жестокость (ведь и песни он любил об унижтожении: «…весь мир до основания мы разрушим…») .

Известно
следующее высказывание Сталина о Ленине: «Страшный был человек».

В 1930-е годы Сталин решил покончить с гомосексуализмом. 17 декабря 1933 г. было опубликовано Постановление ВЦИК, которое 7 марта 1934 г. стало законом, согласно которому мужеложство снова стало уголовным преступлением, эта норма вошла в уголовные кодексы всех советских республик. Сталин очистил Политбюро и старших офицеров Красной Армии от гомосексуалистов.

Ниже показаны портреты Императора Александра III и Александра Ульянова. Схожи по форме носы, глаза и бровные дуги. На второй подборке портретов приведены для сравнения фотографии матери Ленина Марии Александровны Ульяновой, самого Ильи Николаевича Ульянова, Владимира Ульянова-Ленина и Александра Ульянова. Черты лица Ильи Николаевича Ульянова не присутсвуют в лицах Александра и Владимира Ульяновых, не правда ли?

к 130-летию со дня рождения

«Жадность к жизни, прямота,

бесстрашие и аскетизм в быту…»

Ф. Абрамов

Мариэтта Шагинян – необычайное, редкое явление в нашей литературе. Она прожила долгую жизнь – ровно 94 года. Родилась и умерла в Москве (1888 - 1982 гг.). Интересно заметить, что родилась и умерла в один день: 21 марта (по старому стилю) родилась, 21 марта (по новому стилю) умерла. Хотя, конечно, сегодня считается, что родилась 2 апреля.

У Мариэтты Шагинян удивительная судьба. Поэтесса Серебряного века, первый советский писатель-фантаст, искусствовед, журналист – десятки лет она публиковалась в «Правде» и «Известиях». Сомневаясь в самой себе, не раз бросала литературное поприще, но спустя годы вновь возвращалась к тому, без чего не могла жить. Нет такого литературного жанра, начиная с небольшого стихотворения и кончая эпической тетралогией, что был бы ей не под силу. М. Шагинян публиковала свыше 70-ти книг романов, повестей, рассказов, очерков, стихов и около 300 печатных листов статей, рецензий, докладов. Горячая и эмоциональная, Шагинян страстно бралась за новое в любом возрасте. Работая над очерками об Армении, она спускалась в самые глубокие недра рудников в Зангезуре и поднималась на самую высокую – 4090 метров над уровнем моря – гору Арагац, став первой женщиной, взобравшейся на нее. Не каждый знает, что она имела диплом альпиниста!

Родилась Мариэтта Шагинян 2 апреля 1888 года в Москве, в семье известного практикующего врача, доцента Московского университета Сергея Давыдовича Шагиняна и домохозяйки Пепронии Яковлевны Шагинян. В 1908 году поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, однако увлеклась символико-философской поэзией Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус, решив даже переехать поближе к ним в Санкт-Петербург.

Шагинян действительно начинала как поэтесса – декадентка. Стихи ее пользовались популярностью. Шагинян котировалась тогда выше Цветаевой. Вся Россия твердила ее двусмысленную строчку: «Девы нет меня благоуханней», а непосредственный Куприн попросил при встрече: «Благоухни мне, как бутон».

Вот как звучали ее стихи:

Разлюбившему.

Не печалься над любовью-странницей,

Что, как тень, пройдя по жизни, канет…

Тень пройдёт, а светлый мир останется,

И глазам в миру виднее станет.

Сладок холод сердца разлюбившему!

Он глядит, как в первый день творенья.

Возвращенье памяти — забывшему,

Ненавидящему — примиренье.

Или вот это:

Восхищённому взору открывало небо вечернее

Золотые свои письмена,

И водила по ним всё полней и размернее

Указующим пальцем луна.

Солнце слало к ночи гонцов с укоризною:

Что ж, готовы ль пути для меня?

И священные буквы стирались рукою капризною

Суетливо-безумного дня.

Снова тайна небес отошла, непрочитана,

Затерялась вдали золотая строка,

Но как сладостно знать, что опять заблестит она

Непрочтённой в века.

Какая она была в те годы, вспоминает Сергей Яблонский, популярный в те годы фельетонист, который вместе с женой поддерживал молодую девушку в ее поэтических начинаниях: « Странная была у нее внешность. Лицо ярко выраженного армянского типа иногда казалось почти красивым, хотя красивыми на нем были только большие глаза, те глаза, которые Толстой, хваля, назвал у Катюши Масловой воловьими. Эпитет как будто бы грубый, но недаром же греки называли Геру волоокой. В них было много напряженной мысли, прямоты, часто восторга. <…> Некрасивою была и ее маленькая неизящная фигурка; она горбилась, безвкусно одевалась; чудачествуя, появлялась то в мужской кепке, то с толстою палкой в руке, то с пледом на плечах».

Вячеслав Ходасевич, которого она, не будучи знакомой лично, вызвала на дуэль на шпагах, впоследствии написал о ней весьма примечательный очерк со следующей характеристикой: «Мне нравилась Мариэтта. Это, можно сказать, была ходячая восемнадцатилетняя путаница из бесчисленных идей... В идеях, теориях, школах, науках и направлениях она разбиралась плохо, но всегда был чем-нибудь обуреваема. Так же плохо разбиралась и в людях, в их отношениях, но имела доброе сердце, и, размахивая картонным мечом, то и дело мчалась кого-нибудь защищать или поражать...». Очерк небольшой, но главная мысль содержится в его конце. Предлагаю читателям самим ознакомиться и сделать вывод.

А это уже более поздняя зарисовка. Борис Изюмский вспоминал: «Ялтинская студия готовила впрок фильм о Мариэтте к какому-то её юбилею. Сценарист, вопреки совершенно несентиментальному характеру Шагинян, заставлял её кормить у озера лебедей и поглаживать пушистую кошку. Наконец, терпение у Мариэтты лопнуло. Она схватила кошку за хвост и подержала её вниз головой. Кошка от неожиданности поцарапала её. Я увидел Мариэтту, бегущую от озера к дому с воплем:

– Она бешеная!».

Так что темперамент у М. Шагинян был взрывной и неуемный.

Ее отличал огромный интерес к жизни и ко всему новому. Не случайно, увлекаясь поэзией, творчеством Гете, посетив ради него Германию, она вдруг меняет свои интересы и увлекается политикой! Сразу же и безоговорочно приняла революцию. Взахлеб читала статьи Ленина, писала разгромные статьи о вреде чтения ленинских статей по цитатам. Ленинское высказывание «Учиться, учиться и еще раз учиться» Мариэтту Шагинян поразило настолько, что она принялась тщательно изучать биографию В.И. Ленина, прояснив кое-что уже в раннем романе «Перемена» (1923), понравившемуся и самому Владимиру Ильичу: «Жить, чтоб делать, чтоб познавать, чтоб бороться. Жить, чтоб взошли на земле семена окрыленной мечты человечества о справедливости. Жить, чтоб своими руками, из камня и стали, строить то, что мерещилось в думах, записано в книгах». Именно поэтому, видимо, в 1930-х годах окончила Плановую академию Госплана им. В. В. Молотова, где изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику. Работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистом, историографом на ленинградских фабриках.

Одной из первых Шагинян решилась взяться за создание цикла историко-биографических книг о Ленине. И это начинание едва не подвело ее под монастырь: работая в архивах, писательница обнаружила, что отец вождя имеет в своей генеалогии калмыцкие корни, а дед со стороны матери вообще еврей – правда, крещеный... Этот ужасный компромат был немедленно заперт на сто замков, в адрес Шагинян прогремело специальное постановление ЦК (правда, секретное), а писательницу не тронули только в силу личного расположения к ней самого Сталина. Гроза миновала.

Записной пародист эпохи Александр Архангельский сочинил на Шагинян эпиграмму:

Широту ее размаха

Не уложишь в писчий лист:

Поэтесса, лектор, пряха,

Шерстовед и романист.

И действительно Шагинян на месте не сидела, мотаясь по стране, как спецкор «Правды» и «Известий».


В 1923-1925 годах Шагинян публикует под псевдонимом Джим Доллар серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Мэнд», имевшую большой успех.

В 1928 году публикует своеобразное литературное произведение – «роман-комплекс» – «Кик», объединивший разные жанры – «от поэмы до доклада». В 1930-1931 годах пишет роман «Гидроцентраль», явившийся результатом проведенных ею лет на строительстве Дзорагэс. Это, по сегодняшним меркам, производственный роман. Но, порывистая, неугомонная и постоянно увлекающаяся писательница, взялась за реализацию удивительной идеи – показать труд «вкусным», увлекательным занятием. В своем дневнике она писала: «Надо научиться подавать процесс труда как процесс игровой, соревновательный». Как сказал Д. Быков, «Гидроцентраль» ― это мучительная попытка написать о труде так, чтобы было интересно.


Сегодня читатели забыли М. Шагинян, да и книги ее найти трудно. Но есть среди ее огромного наследства те, что вспомнить приятно.


Конечно, прежде всего, «Месс-Мэнд». Северо-Американские Соединенные Штаты, двадцатые годы двадцатого века. Вдохновленные победой Октябрьской революции в России, американские рабочие создают тайный пролетарский союз «Менд-Месс», чтобы построить в Америке социализм. Но это не марксистская организация: как и Махатма Ганди, американцы ищут «третий путь». И находят его: оказывается, рабочие — творцы вещей, имеют над ними мистическую власть. Достаточно только стать Творцом с большой буквы, изучить тайные свойства материалов и вещей — и приобретешь неограниченную конспиративную власть над миром капиталистов. Но, начиная действовать, руководители союза Мик Тингсмастер и Сорроу, их помощники, рабочие парни Лорри Лэн, Виллингс, Нэд, Бигс, Том ван Гоп сталкиваются с другой конспиративной организацией — Союзом фашистов, который возглавляет принц Грегорио Чиче. Начинается борьба не на жизнь, а на смерть, в конце которой — разоблачение всех злодеев.

Посоветовала бы перечитать рассказ «Прыжок». Рассказ написан в разгар НЭПа в 1926 году. В центре сюжета находится компания из жён нэпманов с одной стороны и «неосмотрительно поселившийся в этом тараканьем гнезде» высокопоставленный работник партии с сыном – с другой. Нэпманши всячески лелеют и балуют Витеньку, сына «партийца», то ли потому что ищут в этом выгоду, то ли потому что боятся крупного «вождя» в лице отца Вити. За спиной же мальчика и нэпманши, и их дети отзываются о нем непристойно низко и недостойно. Мальчик сначала не понимает, что происходит, а затем, осознав свою значительность, начинает портится на глазах… Этот рассказ актуален и сегодня, потому что здесь решаются извечные вопросы нравственности – гордость, честность, благородство и т.д.

С удовольствием перечитала «Приключение дамы из общества». Приятное чтение для отдыха о том, как молодая богатая и избалованная дама открывает для себя революционные идеи. Язык прост, сюжет даже мил.

Кроме того, не потеряли своей актуальности и художественной ценности ее работы, посвященные Т.Г.Шевченко, И. А. Крылову, И.В. Гете, Низами, Й. Мысливечека. Ценны литературные портреты У. Блейка, С. В. Рахманинова, В. Ф. Ходасевича.


Родина, уважая М. Шагинян за творчество и общественную деятельность, высоко оценила ее заслуги, наградив ее следующими орденами и медалями: Сталинская премия третьей степени (1951) — за книгу очерков «Путешествие по Советской Армении» (1950), Ленинская премия (1972) — за тетралогию «Семья Ульяновых»: «Рождение сына» (1937, переработанное издание 1957), «Первая Всероссийская» (1965), «Билет по истории» (1937), «Четыре урока у Ленина» (1968) и очерки о В. И. Ленин Герой Социалистического Труда (1976), два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, три ордена Трудового Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени Армянской ССР (1932), орден Красной Звезды (1945, орден «Знак Почёта» (8.8.1943),орден Дружбы народов, Большая золотая медаль ЧССР — за книгу «Воскрешение из мёртвых» (1964).

Источники:

Я долго сомневался, возвращаться ли к теме, которая не один раз переходила из сайта в сайт. Речь идет об интервью петербуржского историка Александра Павловича Кутенева газете "Новый Петербургъ", которое называлось «О чём молчала Мариэтта Шагинян?» , где прозвучала информация о внебрачных детях Александра III. Но прочитав пост нашего блоггера Оксана Лютова с материалами о родословной Ульянова (Ленина), решил все же свой критический взгляд на указанную статью подкрепить статьей Владимира Чижика (старшее поколение наверно помнит такого музыканта, который эммигрировал в США в середине 70-х годов) в ньюйоркской газете "Davidzonгазета". Для того, чтобы было понятно читателю о чем идет речь, приведу обе статьи. Итак статья

О чём молчала Мариэтта Шагинян?

Мариэтта Шагинян (1914)

НП: Александр Павлович, не можете ли подробнее рассказать о внебрачных детях Александра III?

АК: У Александра III, действительно, было немало внебрачных детей, поскольку он был человеком безудержным и страстным.

Царь Александр III (1845 - 1894)

Среди детей были и исторические знаменитости. В частности, Александр Ульянов, старший брат Владимира Ильича Ленина. Дело в том, что Мария Александровна, мать Ленина, была фрейлиной при дворе Александра II. Когда Александр III был просто великим князем, у него был роман с Марией Александровной, от него она в девичестве родила сына Александра. История знает немало подобных примеров: в России к бастардам относились гуманно - давали княжеский титул, приписывали к гвардейскому полку. Известно, что Ломоносов был сыном Петра I, князь Бобринский - сыном Потемкина и Екатерины II, Разумовский - внебрачным сыном Елизаветы. Все они, как вы знаете, сделали прекрасную карьеру, и никогда не чувствовали себя изгоями. Такая же участь была уготована и Александру, брату Ленина.

Семья Ульяновых -

Слева направо: стоят - Ольга, Александр, Анна; сидят - Мария Александровна с младшей дочерью Марией, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир.

Но Мария Александровна все испортила: вслед за Александром она родила еще ребенка - девочку, и к Александру III эта девочка уже никакого отношения не имела. Держать при дворе фрейлину с двумя детьми было неприлично. Чтобы замять скандал, решили передать дело охранке. Охранка нашла в Петербурге несчастного человека - гомосексуалиста Илью Ульянова. Как человек с не традиционной сексуальной ориентацией, он был на крючке у охранки. Ему дали в приданое к Марии Александровне дворянский титул, хлебное место в провинции, и молодожены отправились в Симбирск.

Мария Александровна Ульянова

И вся бы эта предыстория замялась, если бы не страстный нрав Марии Александровны. Она и в Симбирске не отличалась строгим поведением, и хотя сексуальная жизнь с Ильей Николаевичем у нее сложиться никак не могла, она родила еще четырех детей, неизвестно от каких отцов.

Можете представить, каково было детям Ульяновых в гимназии. В маленьком городке все сразу становится известным, и мальчишки дразнили своих сверстников Ульяновых: припоминались и мамочка, и царь, и Илья Николаевич. В конечном счете все это отрицательно повлияло на Александра: он вырос очень озлобленным с желанием во что бы то ни стало шлепнуть папочку. С этими планами он и отбыл в Петербург на учебу. Остальное все организовала охранка. Как в наше время спецслужбы организовали Народный фронт и другие демократические организации. Там в те далекие времена охранка помогла Александру Ульянову войти в народовольческую революционную организацию и принять участие в покушении на царя.

Как только Мария Александровна узнала, что сын арестован за покушение на царя, она сразу же поехала в Петербург и явилась к Александру III. Удивительное дело: ни один источник не поражается тому, что никому не известная бедная симбирская дворянка без всяких проволочек попадает на прием к царю! (Впрочем, историки никогда не удивлялись и тому факту, что даты рождения двух первых детей Ульяновых предшествуют дате свадьбы Ильи и Марии.) А Александр III принял свою старую пассию сразу и они вместе посетили Сашу в крепости. Царь простил «цареубийцу», пообещав дать ему княжеский титул, записать в гвардию. Но Сашенька оказался с характером, он сказал все, что думает об обоих своих родителях. И пообещал им, что как только очутится на свободе, предаст гласности всю их бесстыдную историю и обязательно швырнет бомбу в папочку! Поэтому на свободу Александра Ульянова так и не выпустили, а отправили в психушку, где он своей смертью умер в 1901 году. Историки не сходятся на способах казни, но казни никакой не было.

Так Мария Александровна косвенно повлияла на судьбу своего старшего сына. Не очень повезло в такой семье и последующим детям. Поскольку Илья Николаевич знал, что дети не его, то он относился к ним как к потенциальным объектам своей любовной привязанности. Сашеньку как сына царя он никогда не трогал, а вот Володе досталась вся его пылкая неотцовская любовь. В юности Владимир Ильич был очень привлекателен. Как мать ни протестовала, она была бессильной отстоять сына: Илья Николаевич попрекал ее собственным поведением.

НП: И что Ленин?

АК: Он оставался до конца дней своих гомосексуалистом. Кстати, это известно во всем мире, только советские люди ничего не знали и жили в благоговейном поклонении вождю пролетариата. У Антониони снят фильм о великих гомосексуалистах, и Ленину в нем отведена особая глава. Об этом написано уже несколько книг.

Страдал Ленин или нет впоследствии от своей ориентации, мы не можем сказать, но вот в детстве это для него тоже было нелегким испытанием: он вырос озлобленным, возненавидил весь мир. В гимназии он вымещал свое зло на сверстниках, дрался, бил своих супостатов, при всем при том он, конечно, был очень талантливым человеком.

НП: А откуда у вас такая ошарашивающая информация?

АК: Это тоже особая и интересная история. У ее истоков стоит Мариэтта Шагинян. В 70-х годах эта писательница писала книгу о Ленине и получила доступ к архивам. Видимо, хранители архивов сами не знали, что спрятано в бумагах за семью печатями. Когда Мариэтта Шагинян ознакомилась с бумагами, она была потрясена и написала докладную записку Леониду Ильичу Брежневу лично. Брежнев познакомил с этой информацией свой круг. Суслов три дня лежал с давлением и требовал расстрелять Шагинян за клевету. Но Брежнев поступил иначе: он вызвал Шагинян к себе и в обмен на молчание предложил ей премию за книгу о Ленине, квартиру и т.д. и т.п.

НП: И Шагинян ведь действительно получила какую-то премию за книгу о Ленине?

АК : Да, она получила Ленинскую премию за книгу «Четыре урока у Ленина». А записку засекретила и она лежала в архиве Центрального комитета партии. Когда я прочел в архиве эту записку, мне захотелось увидеть и сами архивные материалы. И я запросил копии. Все именно так и было…

Мариэтта Шагинян (1980)

Представляю читателю вторую статью Владимира Чижика в ньюйоркской газете "Davidzonгазета".

ТАКИЕ СЕНСАЦИИ «ПИПЛ НЕ ХАВАЕТ»

Интервью с петербургским историком Александром Павловичем Кутеневым публикованное в «Davidzon ГАЗЕТЕ» №22(72) по материалам газеты «Новый Петербургъ» называлось «О чём молчала Мариэтта Шагинян?» Подзаголовок: «Сенсационные документы о семье Ульяновых». Неприязнь к Владимиру Ильичу мой дедушка привил мне давным-давно. Как все мы (не отпирайтесь!) я клюю на сенсации.

В общем, газету я начал глотать с этой публикации. Но моя погоня за сенсацией сбилась с темпа в самом начале: глаз споткнулся о непривычную комбинацию слов: «князь Бобринский - сын Потёмкина и Екатерины II». Любой киевский еврейский послевоенный мальчик хоть раз слышал от бабушки ироничное: «Кто это за тебя сделает? Граф Бобринский?». Князь и граф, конечно, оба дворяне - но всё же это не одно и то же. Пошёл за уточнением в Интернет. Оказалось, что еврейские бабушки разбираются в дворянских титулах лучше, чем петербургский автор сенсации. Бобринский был таки да граф. Попутно выяснилось, что папой графокнязя был не Григорий Потёмкин, как считает наш учёный историк, а тоже Григорий, тоже фаворит любвеобильной Екатерины, но Орлов. Возможно, это не так важно для тайн дома Ульяновых, но квалификация и научная добросовестность их разоблачителя меня заинтриговали.

Опять я отправился в небольшую экскурсию по Интернету. При этом, чтобы по возможности отсеять фальсификации пропаганды советских времён, я пользовался материалами (и русскими, а английскими) не «моложе» 2000-го года, благо их предостаточно. Стало очевидно, что следование историческим фактам не является любимым занятием Александра Павловича Кутенева. Его высокая фантазия непринуждённо воспаряет над низкими и неудобными фактами.

Кутенев: «Дело в том, что Мария Александровна, мать Ленина, была фрейлиной при дворе Александра II. Когда Александр III был просто великим князем, у него был роман с Марией Александровной, от него она в девичестве родила сына Александра».

Факты: Мария Александровна Ульянова (в девичестве Бланк) родилась в 1835 году в Санкт-Петербурге. Ее отец - Израиль (Сруль) Моисеевич (Мойшевич) Бланк, еврей из Житомира, крещеный в июле 1820 года под именем Александра Дмитриевича, окончил Медико-хирургическую академию. Практиковал в разных городах России. В 1838 году он овдовел и через три года женился вторично. Затем А.Д. Бланк работал в должности инспектора госпиталей оружейного завода в Златоусте. В 1847 году он вышел в отставку и уехал в Казань, где в 42 км от города купил имение Янсалы (Кокушкино) площадью более 500 га и

39 душ крестьян. В том году Машеньке Бланк было двенадцать лет, а великому князю Александру - семь. В Кокушкино Мария Александровна жила вместе со своей большой семьей в 1847-1863 годах. Осенью 1861 года она приехала в Пензу к старшей сестре Анне, где познакомилась с учителем физики и математики этого института Ильей Николаевичем Ульяновым. 6 сентября 1863 года 32-летний И.Н. Ульянов и М.А. Бланк, обвенчались в Казанско-Богородицкой церкви села Черемышево (близ Кокушкино) Лаишевского уезда Казанской губернии. Фрейлина - это младшее придворное женское звание, которое давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Отец же Марии Александровны получил дворянское звание, дослужившись до надворного советника (примерно соответствует

чину подполковника), то есть к знатному роду его семья никак не относилась. К тому же, как мы уже знаем, и жила семья далеко от царского двора. Старший брат Ленина Александр Ильич Ульянов родился в 1866 году, через три года после бракосочетания его официальных родителей. То есть, даже если бы Мария Александровна была «фрейлиной-заочницей», к моменту рождения сына с неё было бы снято звание фрейлины, на которое имели право только незамужние девушки.

Дальше историк Кутенев рассуждает о возможной благополучной судьбе царственного бастарда (Александра Ульянова), которую порушила его распутная мамаша. «Но Мария Александровна всё испортила: вслед за Александром она родила ещё одного ребёнка - девочку… Держать при дворе фрейлину с двумя детьми было неприлично…Охранка нашла в Петербурге несчастного человека - гомосексуалиста Илью Ульянова…Ему дали в приданое к Марии Александровне дворянский титул, хлебное место в провинции, и молодожёны

отправились в Симбирск». Всё это построение - плод воспалённой фантазии. Старшим ребёнком четы Ульяновых был не Александр, а Анна Ильинична Ульянова-Елизарова, родившаяся в августе 1864 года (через 11 месяцев после бракосочетания родителей),

за два года до своего брата, судьба которого взволновала нашего учёного. Отец Ленина, Илья Николаевич Ульянов, осенью 1854 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата математических наук в Казанском университете. В 1855-1869 годах он преподавал в Пензенском дворянском институте и Нижегородской мужской гимназии, а не рыскал по Петербургу со своими гнусными домогательствами, как это мерещится

Александру Кутенёву. В конце 1869 года Ульянов занял должность инспектора, а с 1874 года - директора народных училищ Симбирской губернии. В 1877 году получил чин действительного статского советника, что давало право на причисление к потомственному дворянству. Мне ничего неизвестно о его сексуальной ориентации, поэтому эту важнейшую для господина Кутенева тему вынесем за рамки наших рассуждений, но факты говорят о том, что дворянский титул он получил не в приданое «за услуги по покрытию греха», а через 14 (!) лет после свадьбы.

Какими-то специальными сведениями обладает Кутенев и о смерти Александра Ульянова: « …<его> отправили в психушку, где он своей смертью умер в 1901 году. Историки не сходятся на способах казни, но казни никакой не было».

Факты: историки сходятся в способах казни: участники покушения на царя Шевырев, Генералов, Осипанов, Андреюшкин и Ульянов были приговорены к смертной казни и 8 мая повешены во дворе Шлиссельбургской крепости. На следующий день сообщение об этом появилось в газете «Правительственный вестник». Известно даже, что Ульянов перед

казнью приложился к кресту, а Шевырёв отказался. Историк Кутенёв «спас» Александра Ульянова не только от казни, но и от похотливых посягательств отца.

Я не совсем понял из публикуемого интервью все ли дети Ульяновых пали жертвой пагубной страсти гомосексуалиста-педофила, но о Володе Ульянове учёный историк высказался безаппеляционно: «.. Володе досталась вся его пылкая неотцовская любовь…

Он (Ленин - В.Ч.) оставался до конца дней гомосексуалистом». Ну что ж, это не самый большой грех вождя мирового пролетариата.

Доказательство господин Кутепов приводит «железное»: «У Антониони снят фильм о великих гомосексуалистах, и Ленину в нём отведена особая глава». Всё бы хорошо, но в фильмографии великого режиссера Микеланджело Антониони фильм о гомосексуалистах

мне найти не удалось. Вот такой курьёз!

В конце интервью Александр Павлович Кутенев раскрывает источник своей информации. По его словам на эти сенсационные материалы наткнулась Мариэтта Шагинян, когда она в 1970 годах она работала в архивах над книгой о Ленине. Правильно, она работала над такой книгой, но в 1965 году. Материал, который она разыскала в Житомирском архиве, касался не морального облика Марии Александровны и не сексуальной ориентации Владимира Ильича, а национальности его дедушки. Пассаж историка Кутенева о том, Брежнев предложил Марриэте Шагинян квартиру в обмен на молчание, ничего кроме улыбки вызвать не может.

Каждый абзац обсуждаемой публикации содержит либо ошибку, либо подтасовку, либо прямую ложь. Если бы советская пропаганда не изгадила в середине прошлого века термин «Фальсификаторы истории», я бы знал, как назвать эти заметки.

Владимир Чижик

Владимир Чижик (справа)

Мне не хотелось бы подводить черту под этой темой. Надеюсь, что читатели продолжат дискуссию не привязываясь к датам и юбилеям.

В год столетия Великой Октябрьской социалистической революции определились две тенденции в отношении к ее вождю - Владимиру Ильичу Ленину. Это тиражируемая в СМИ ненависть к нему самопровозглашенной "интеллектуальной аристократии", обслуживающей олигархически-чиновничью власть, и потребность всего, что есть честного и мыслящего в российском обществе, защитить народную память о гении русской революции. Революции, давшей миру прообраз его будущего - Советский Союз. Для каждого же члена КПРФ столетие Великого Октября - прекрасный повод обратиться к личности Ленина, чтобы, оставаясь наедине с ним при изучении его трудов, брать у него уроки воспитания в себе коммуниста.

Очень важная вещь в "Материализме и эмпириокритицизме"

В советской литературной Лениниане немало произведений, созданных на основе изучения ленинских источников. Авторы этих произведений не только известные писатели (Валентин Катаев и Эммануил Казакевич), драматурги (Николай Погодин и Михаил Шатров), публицисты (Эрнст Генри и Валентин Чикин), но и философы, из-под пера которых вышли популярные работы для молодежи: Эвальд Ильенков и Генрих Волков. Особое место в этом ряду занимает Мариэтта Шагинян. В 1972 году ее тетралогия "Семья Ульяновых" была удостоена Ленинской премии.

В заключительной ее части - "Четыре урока у Ленина" - Шагинян осуществила, как мы считаем, художественно-философское исследование, цель которого - показать нерасторжимую связь материалистического мировоззрения Владимира Ильича с его отношением к людям. К ленинским урокам, по Шагинян, мы и обратимся в нашей статье.

Начнем с того, что отметим жесткую критику Мариэттой Шагинян порочной практики изучения ленинских работ, что, увы, утвердилась в советское время в системе партучебы. Программа изучения охватывала много трудов Ленина, но изучались они не целиком, а фрагментарно, с указанием страниц, нужных для прочтения по тому или иному вопросу: от такой-то до такой-то страницы. "Считаю для себя счастьем, - пишет Шагинян, - что я избегла... этой пестроты знакомств с книгой по кусочкам и смогла прочитать Ленина том за томом, каждое произведение в его целостном виде. Правда, не имея ни консультанта, ни старшего товарища, который "вел" бы меня в этом чтении, я часто "растекалась мыслью" по второстепенным местам, увлеченная какой-нибудь деталью, и упускала главное. Зато детали эти мне потом пригодились. Одна из таких деталей, останавливающая внимание на первых же страницах "Материализма и эмпириокритицизма", помогает, мне кажется, понять очень важную вещь: связь индивидуализма в характере человека со склонностью его мышления к теоретическому идеализму". Далее у Шагинян мы читаем: "Ленин, издеваясь над "голеньким" Эрнстом Махом, пишет, что, если он не признает объективной, независимо от нас существующей реальности, "...у него остается одно "голое абстрактное" Я, непременно большое и курсивом написанное Я..."

Фрагментарное изучение (если это можно назвать изучением) ленинских источников явилось одной из причин формального, потребительски-карьеристского отношения к идейно-теоретическому наследию В.И. Ленина. Достаточно было заучить набор цитат из Ленина, чтобы создать впечатление об идейно-теоретической эрудиции и тем самым замаскировать карьеристскую, эгоистическую направленность личности, ее сугубый индивидуализм. Короче говоря, с именем Ленина на устах действовать против дела Ленина - дела рабочего класса, должного, по Марксу и Ленину, осуществлять свою диктатуру, вплоть до построения коммунизма.

Конечно же, далеко не каждый стоящий на позиции теоретического идеализма непременно есть индивидуалист. История знает множество примеров героического самопожертвования во имя спасения Отечества людей верующих, в том числе и тех, кто пытался соединить религию с наукой. Тот же Богданов, которого Ленин подверг беспощадной критике в "Материализме и эмпириокритицизме", во имя науки пожертвовал собой: исследуя возможности человеческого организма в экстремальных ситуациях, сознательно произвел над собою медицинский эксперимент, приведший к смертельному исходу. Но индивидуализм, ставший стержнем характера человека, с неизбежностью ведет его к идеализму, и нередко в формах, опасных для людей (от абстрактного гуманизма, за который массы расплачиваются кровью, до фашизма).

Для коммуниста переход на позиции идеализма, прикрытого марксистско-ленинской фразеологией, всегда чреват отрывом от партии, от рабочего класса, от народа. Чреват идейным перерождением, а в конечном счете - предательством научных идей и живых людей.

Что такое "новое мышление" М. Горбачева, как не чистейшей воды идеализм в политике: "Мы плывем в одной лодке"! Иными словами, мир капитализма и мир социализма, по Горбачеву, обречены на единство: о классовой борьбе между ними, о противоречии между трудом и капиталом надо забыть... И забыли о том в КПСС. Результат известен всему миру. За горбачевский абстрактный гуманизм в политике (а именно он был в основе "нового мышления") народ России до сих пор выплачивает тяжкую дань империалистическому Западу.

Что значит становиться на позицию рядового товарища

Но вернемся к размышлениям Мариэтты Шагинян в "Четырех уроках у Ленина". Читаем, как нам кажется, весьма поучительное для нас - современных коммунистов: "Именно от полноты своего материалистического сознания Ленин очень сильно ощущал реальное бытие других людей. И каждый, к кому подходил Ленин, не мог не чувствовать реальность этого подхода человека Ленина к другому человеку, а значит, не мог не переживать ответно свое человеческое равенство с ним".

Шагинян определяет исходные реального подхода человека Ленина к другому человеку: "его постоянное общение с рабочим классом, привычку в первую очередь думать о простом труженике, о его психологии, его отношении к людям, о его нуждах - и для выработки собственного суждения становиться на позицию "рядовых товарищей". До последних дней жизни сохранил Ильич эту способность никогда не "держаться на расстоянии" от народа, всегда чувствовать себя среди него, становиться на позицию рядового товарища".

Выделим "его постоянное общение с рабочим классом". Речь идет о неразрывной связи Ленина как пролетарского вождя с классом, призванным историей сыграть роль могильщика буржуазии. Но чтобы осознать свою историческую миссию, рабочему классу нужно обрести свое классовое материалистическое сознание в лице наиболее сознательных, наиболее мыслящих пролетариев. Привнесению этого сознания в рабочую среду Ленин посвятил всю свою жизнь интеллигента-революционера, политика-ученого.

В "Что делать?" - в этой настольной книге коммуниста, не раз цитируемой Мариэттой Шагинян, Владимир Ильич писал: "Сознание рабочих масс не может быть истинно классовым сознанием, если рабочие на конкретных примерах и притом непременно злободневных (актуальных) политических фактах и событиях не научатся наблюдать каждый из других общественных классов во всех проявлениях умственной, нравственной и политической жизни этих классов; - не научатся применять на практике материалистический анализ и материалистическуюоценку всех сторон деятельности и жизни всех классов, слоев и групп населения".

В наше время - время общего понижения умственной культуры, вплоть до клипового мышления, вполне может показаться тем же "тоже марксистам", что не реален ленинский максимализм - учить обыкновенных рабочих всестороннему анализу жизни каждого (?!) из общественных классов. Однако у Ленина речь идет об обучении материалистическому анализу прежде всего передовых рабочих, то есть рабочих-интеллигентов, какими были Бабушкин, Шляпников, Шотман и другие. Именно они, а не только революционные интеллигенты, просвещали классовое сознание пролетариев и просвещались сами, будучи вовлеченными в идейную борьбу Ленина с его многочисленными противниками.

А борьба эта была яростной в начале ХХ века (1901 - 1903 гг.), о чем публицистически емко пишет Мариэтта Шагинян, представляя нам картину того времени: "Напряженным оно было, как у бойца передового фронта в момент боя: атакуя и отражая атаки на все четыре стороны, Ильич страстно боролся с приверженцами стихийной практики, - "экономистами"..; с левацкой фразой тех, кто получит позднее название ликвидаторов; с правеющими все более и более плехановцами, будущим лагерем "меньшевиков"; и с опасным дилетантизмом эсеров, бесшабашно возрождавших народничество и терроризм. Буквально мечом и стилетом сверкает проза Ленина в этих атаках". "Он бьется за точность теории, за выковку основных теоретических положений". Не единожды Шагинян обращается к "Что делать?" В.И. Ленина, органично вплетая извлечения из этой книги в ткань своего повествования, в котором сквозной является тема простого труженика.

Для Ленина "думать о простом труженике, о его психологии, его отношении к людям, о его нуждах" означало не снижаться до его обыденного, житейского сознания, а думать, как поднять его на ступеньку выше "в отношении культурном, политическом", то есть как приблизить его к материалистическому (научному) сознанию "с минимумом трений". "Становиться на позицию рядового товарища" означало для Ленина прежде всего уважение его способности к самостоятельному критическому мышлению, его чувства собственного достоинства. В этом отношении не утратило своей актуальности ленинское суждение, высказанное в "Что делать?".

"Я далек от мысли, - писал Ленин, - отрицать необходимость популярной литературы для рабочих и особо - популярной (только, конечно, не балаганной) литературы для особенно отсталых рабочих. Но меня возмущает это постоянное припутывание педагогии к вопросам политики, к вопросам организации. Ведь вы, господа радетели о "рабочем-середняке", в сущности, скорее оскорбляете рабочих своим желанием непременно нагнуться, прежде чем заговорить о рабочей политике и рабочей организации. Да говорите же вы о серьезных вещах выпрямившись и предоставьте педагогию педагогам, а не политикам и организаторам... Поймите же, что самые уже вопросы о "политике", об "организации" настолько серьезны, что о них нельзя говорить иначе как вполне серьезно".

Не "как" и "кто", а "что"

Но как научиться говорить вполне серьезно, чтобы тебя поняли? Данный вопрос стоит перед каждым коммунистом-пропагандистом и агитатором. Чему нас может научить опыт Ленина-оратора?

Этим вопросом задается Мариэтта Шагинян и дает на него свой ответ, акцентируя внимание на особенности публичных выступлений Владимира Ильича. Для начала она воспроизводит впечатление от ленинских выступлений шотландского коммуниста Галлахера. По ее мнению, он сумел точно передать основную особенность Ленина-пропагандиста:

"Я два раза был у Ленина дома и имел с ним частную беседу. Меня больше всего поразило в нем то, что пока я был с ним, я не имел ни одной мысли о Ленине, я мог думать только о том, о чем он думал..." (подчеркнуто М. Шагинян). Вот, наконец, черта, - заключает Мариэтта Шагинян, - за которую может уцепиться мысль. Видеть лицом к лицу Ленина, слышать его голос, может быть, не раз встретиться с ним глазами и, несмотря на это, все время не видеть и не слышать самого Ленина, не думать о нем самом, а только о предмете его мыслей, о том, что Ленин думает, чем он сейчас живет, то есть воспринимать лишь содержание его речи не "как" и "кто", а "что"! Таким великим оратором был Ленин, и так умел он целиком отрешиться от себя самого, перелившись в предмет своего выступления, что слушателю передавалась вся глубина его убеждения, все содержание его мыслей, заставляя забыть о самом ораторе и ни на секунду не отвлечь этим внимания от существа его речи или беседы".

Иллюстрацией к сказанному Шагинян могут служить воспоминания Клары Цеткин о Ленине-ораторе: "Его доклад - мастерский образец его искусства убеждать. Ни малейшего признака риторических прикрас. Он действует только силой своей ясной мысли, неумолимой логикой аргументации и последовательно выдержанной линией. Он кидает свои фразы, как неотесанные глыбы, и возводит из них одно законченное целое. Ленин не хочет ослепить, увлечь, он хочет только убедить. Он убеждает и этим увлекает. Не при помощи звонких, красивых слов, которые пьянят, а при помощи прозрачной мысли, которая постигает без самообмана мир общественных явлений в их действительности и с беспощадной правдой "вскрывает то, что есть".

О прозрачности мысли в ленинском слове удивительно просто и точно сказано Владимиром Маяковским:

Я знал рабочего,

Он был безграмотный.

Не разжевал

даже азбуки соль.

Но он слышал,

как говорил Ленин,

знал - все.

Анализируя особенность ленинского публичного речетворчества, Мариэтта Шагинян выделяет две формы реакции на два типа ораторов: "К одному после его доклада подходишь с восхищением и поздравлением: "Как вы прекрасно, как блестяще выступили!" И к другому подходишь и говоришь не о том, как он выступал, а сразу же о предмете его речи, захватившем, заинтересовавшем, покорившем вас. Подчеркнув красным крестиком глубокие и бесхитростные слова Галлахера, я сделала для себя такой вывод: если аудитория начнет после твоего доклада хвалить тебя и восхищаться тобой, значит, ты плохо сделал свое дело, ты провалил его. А если разговор сразу же пойдет о предмете и содержании твоего доклада, как если б тебя самого тут и не было, значит, ты хорошо выступил, сделал свое дело на "пять".

"Никто и никогда ничего вам не даст, ежели не сумеете брать"

Чтобы воспитать в себе пропагандиста ленинского типа, когда твоя речь воспринимается за ее содержание (не "как" и "кто", а "что"), надо добиваться его ясности и простоты. А для этого нет иного пути, как постоянно упражнять свой ум в постижении новых и новых знаний. С познавательным интересом читается у Шагинян глава "В Библиотеке Британского музея", в которой дан портрет Лениначитателя. Это система в отборе научных источников, широкий их охват, но главное - предельное внимание к внутренней диалектике содержания работ великих авторов: Канта, Гегеля, Фейербаха, Маркса, Энгельса, многих других. Именно она-то, эта диалектика, "вся ушла сквозь пропущенные школьной партучебой страницы, словно рыба через слишком большие ячеи рыбной сети" при изучении трудов Ленина в советском прошлом. Имя Ленина почитали, да плохо его читали. Расплата не заставила себя долго ждать: она пришла в горбачевскую перестройку.

Как уже было сказано, особо напряженным для молодого Ленина оказалось начало ХХ века: ответственнейший момент в истории молодой русской социал-демократии - создание программы ее партии. Именно в этот момент выходит в свет книга Ленина, выдвинувшая его (наряду с Плехановым и, как оказалось, на смену ему) в теоретики рождающейся РСДРП. "Подобно скале среди встречных бурунов, встает его капитальный труд "Что делать?", казалось бы, сотканный из полемики "текущего момента". А на самом деле незыблемый во все времена, удивительно злободневный и для настоящего времени". Эти слова Мариэтты Шагинян стоит повторить и сегодня ввиду их чрезвычайной актуальности.

Но последуем за нею дальше: "Свыше восьми статей "Материалов к выработке программы РСДРП". Огромное количество писем. Ответов на письма, небольших статей в "Искре". "Аграрный вопрос и "критики Маркса"; "Аграрная программа русской социал-демократии"; конспекты лекций "Марксистские взгляды на аграрный вопрос в Европе и в России".

Наконец брошюра "К деревенской бедноте". Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы" - около двухсот тридцати пяти убористых страниц только об одном аграрном вопросе. Уже по заглавиям можем мы догадаться, как много читал Ленин по аграрному вопросу... Как всегда бывает у подлинного творца, вершиной этих огромных знаний, огромного чтения с карандашом в руках (как читал Ильич), глубинного освоения темы, рождается простота, солнечная простота... - брошюра, адресованная простому малограмотному и вовсе неграмотному читателю - русскому крестьянину".

Насколько Ленин был предельно внимателен и чуток к отсталому рабочему и малограмотному русскому крестьянину, настолько был беспощаден он в обличении тех русских социал-демократов из интеллигенции, коим посылалась из Лондона нелегальная литература, а они не утруждали себя ее освоением, не вчитывались в нее, не распространяли и не комментировали ее в рабочих кружках, но притом требовали от Ленина новых и новых брошюр и называли то, что им шлют, "старьем". Ленин яростно отвечал им: "Это старо! - вопите вы. Да. Все партии, имеющие хорошую популярную литературу, распространяют старье: Геда и Лафарга, Бебеля, Бракке, Либкнехта и пр. по десятилетиям. Слышите ли: по десятилетиям! И популярная литература только та и хороша, только та и годится, которая служит десятилетия. Ибо популярная литература есть ряд учебников для народа, а учебники излагают азы, не меняющиеся по полустолетиям. Та "популярная" литература, которая вас "пленяет" и которую "Свобода" (изданиеэсеров. - Ю.Б.) и с.-р. издают пудами ежемесячно, есть макулатура и шарлатанство. Шарлатаны всегда суетливые и шумят больше, а некоторые наивные люди принимают это за энергию".

В этом ленинском письме к Ленгнику (большевику-искровцу) есть "не для печати" и такие слова: "Никто и никогда ничего вам не даст, если вы не сумеете брать: запомните это". Шагинян совершенно справедливо характеризует данное утверждение Владимира Ильича как вневременное, имеющее абсолютный характер.

Уметь брать у классиков непреходяще ценное, вневременное - об этом между строк речь идет в письме Ленина к Ленгнику. Непреходяще ценное - это искусство владения диалектико-материалистическим методом анализа и оценки социальной действительности. Ему учишься всю жизнь, ибо старые противоречия заявляют о себе в новых условиях и возникают новые, никем еще не исследованные, либо исследованные лишь отчасти.

Ленинское письмо к Ленгнику бичует шарлатанство, верхоглядство, пренебрежение научными знаниями в погоне за модными, а на деле пустыми и чуждыми марксизму "течениями мысли".

Свободна ли КПРФ от поветрий шарлатанства? Увы, нет. Еще можно услышать в партийной среде претенциозное утверждение: "Маркс и Ленин - гении. Но это гении ушедшего прошлого. Тому, что ими написано, более ста лет. На дворе XXI век - век космического мышления. Необходимо сквозь призму нового мышления критически переосмыслить наследие классиков". И переосмысливают... То ставят под вопрос историческую миссию пролетариата (а есть ли он сегодня?). То под лозунгом творческого развития марксизма-ленинизма идут на его ревизию с уклоном в сторону религии, прикрываемой то славянофильством, то евразийством: от Маркса и Ленина назад к Данилевскому и Ильину.

Ленинские уроки Мариэтты Шагинян позволяют, как нам кажется, поставить в КПРФ вопрос о необходимости определения в системе партучебы марксистсколенинского минимума, обязательного для каждого коммуниста, то есть знания отдельных работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина. Таково наше мнение, которое, конечно же, может быть оспорено в товарищеской дискуссии. Но выветрить шарлатанство из партии без знания коммунистами основ марксизмаленинизма вряд ли возможно.

Чтобы критика велась по существу и была созидательной

Еще один урок, взятый у Ленина Мариэттой Шагинян. Урок непримиримой, беспощадной критики по отношению к тем коммунистам, которые, по ленинскому выражению, теряют "чувство солидарности с партией", отрываются от рабочей массы. Шагинян приводит пример именно такой критики Лениным молодого руководителя германской компартии Пауля Леви. Казалось бы, для нее не было оснований: Леви написал брошюру о стихийном революционном движении (или вспышке его) в марте 1923 года в немецком городе Мансфельде. В ней критика участников движения - рабочих была непримиримо жесткой, хотя и теоретически верной. Рабочие Мансфельда и поддержавшие их пролетарии других городов выступили против невыносимых притеснений со стороны хозяев фабрик и заводов. Действовали они разрозненно, партизанскими отрядами, что создавались стихийно. Но в стычках с полицией держались по-революционному мужественно и смело. Неподготовленность выступления мансфельдских рабочих (в чем, безусловно, была и вина коммунистов), его непродуманность, низкая дисциплина, слабая связь с пролетарскими массами обрекли его на провал. Обо всем этом и написал Пауль Леви. Написал резко, категорично и вроде бы верно, забыв об одном: воздать должное революционной смелости рабочих, обретению ими пусть и горького, но ценного опыта борьбы с капиталом.

Критика Леви революционного выступления немецких пролетариев вызвала резко негативное отношение к нему в Коминтерне. Защищать его как "молодого, талантливого, подающего надежды" руководителя германских коммунистов взялась Клара Цеткин. За помощью она обратилась к Ленину: "Намерения Пауля Леви были самые чистые, самые бескорыстные... сделайте все возможное, чтоб мы не потеряли Леви!"

Но Ленин не внял просьбе чрезвычайно уважаемой им Клары. Вот что он ей сказал: "Пауль Леви, к сожалению, стал особым вопросом... Я считал, что он тесно связан с пролетариатом, хотя и улавливал в его отношениях к рабочим некоторую сдержанность, нечто вроде желания "держаться на расстоянии". Со времени появления его брошюры у меня возникли сомнения на его счет. Я опасаюсь, что в нем живет большая склонность к самокопанию, самолюбованию, что в нем - что-то от литературного тщеславия. Критика "мартовского" выступления была необходима. Но что же дал Пауль Леви? Он жестоко искромсал партию. Он не только дает очень одностороннюю критику, преувеличенную, даже злобную, - он ничего не делает, что позволило бы партии ориентироваться. Он дает основание заподозрить в нем отсутствие чувства солидарности с партией".

По Ленину, односторонняя, преувеличенная, а то и злобная критика внутри партии, когда критикуемый подвергается моральному расстрелу, есть критика разрушительная. Именно такой она была в печально известном докладе Хрущева о пресловутом "культе личности Сталина". Эта критика и послужила отправной точкой разрушения партии, советского общества и СССР. Ленинская критика могла быть убийственной, но в полемике с классовым врагом, никак не в отношении товарищей по партии. Внутрипартийная критика Ленина всегда была созидательной. Даже будучи жестко принципиальной, требовательной, она опиралась на лучшие черты критикуемых, а не на худшие. Уважая их человеческое достоинство, давала перспективу исправления допущенных ими ошибок.

Бережное отношение к самолюбию человека особо проявлялось Лениным в критике ошибок молодых товарищей.

Поучительно в данной связи приведенное Шагинян воспоминание В. Мюнценберга - организатора швейцарской молодежи - о его совместной работе с Лениным в десятых годах ХХ века: "Его критика никогда не оскорбляла нас, мы никогда не чувствовали себя отвергнутыми, и, даже подвергая нас самой суровой критике, он всегда находил в нашей работе что-нибудь заслуживающее похвалы".

Когда же Ленин допускал сбой в тоне и такте товарищеской критики, он находил в себе силы признать это и извиниться. Когда в июне 1921 года, в дни жаркой дискуссии на III конгрессе Коминтерна о тактике германской компартии, Ленин пришел к заключению, что был слишком резок в своей критике, он написал членам немецкой делегации следующее письмо: "Я получил копию вашего письма Центральному Комитету нашей партии. Большое спасибо. Свой ответ я сообщил вчера устно. Пользуюсь этим случаем, чтобы подчеркнуть, что я решительно беру назад употребленные мною грубые и невежливые выражения и настоящим повторяю в письменной форме свою устную просьбу извинить меня". Много ли найдется подобных примеров в нашей внутрипартийной жизни?..

К кому Ленин был неумолим в своей резкости, так это к тем, кто посягал на единство партии - идейное, организационное, нравственно-политическое. В период кризиса партии, на Х съезде РКП(б) в марте 1921 года, он, можно сказать, определил кредо внутрипартийной критики: "Всякий выступающий с критикой должен по форме критики учитывать положение партии среди окружающих ее врагов"; "чтобы критика велась по существу, отнюдь не принимая форм, способных помочь классовым врагам пролетариата".

Этика пролетарского вождя

У Мариэтты Шагинян нет завершенных формулировок каждого из четырех ее ленинских уроков. Она рассматривает жизнь Владимира Ильича как художник, живописуя образы его друзей и врагов, образ его бытия как обычного, равного нам человека. Из поведанных ею драматических историй как бы само собой вытекают уроки жизни гения. Из повествования Шагинян можно выделить множество ленинских уроков для нас: уроки диалектики, научного анализа социальной действительности, уроки правды и этики партийной критики, уроки мужества, верности революционному долгу, уроки ораторского мастерства и прочие.

Ленин в простоте его гениальности раскрывается прежде всего в его сочинениях. Было бы лукавством утверждать, что все они читаются легко, без каких-либо трудностей их восприятия. Легко ли читать "Государство и революцию", не говоря уж о "Материализме и эмпириокритицизме"? Да и "Что делать?" не прочтешь на одном дыхании. Чем ценны ленинские уроки Мариэтты Шагинян, так это, в первую очередь, тем, что в них прямо говорится о серьезной подготовке к усвоению научных текстов, с карандашом в руках, как это делал Ленин, штудируя Маркса, и не только.

Ценны эти уроки и тем, что Шагинян, прежде чем обратиться к анализу конкретной ленинской работы, повествует о конкретно-исторической ситуации ее создания и выделяет в ней конкретно-исторический смысл и смысл вневременной, методологический. Говорит она также о том, что переживал в это время Ленин, за что и против кого он боролся, кто были его друзья и враги. Все это позволяет воспринимать написанное им в эмоциональной окраске, сопереживать вместе с ним анализируемые им события.

История личности гения чрезвычайно интересна и поучительна. О многом из нее сказано Мариэттой Шагинян. Но есть в поведанном ею три момента жизни Владимира Ульянова-Ленина, представляющих, как нам думается, наиболее наглядно его этику революционера и политика. Это - его нравственная чувствительность и самоотрешенность как политического бойца, пуританская неприхотливость в быту, повседневная забота о простых людях - рядовых товарищах.

Владимир Ильич Ленин уже в молодые годы прошел закаляющую школу политической борьбы. Как говорится, умел держать удар и наносить разящие удары по классовому противнику. Был мастером полемики в яростной идейной схватке.

"Но, - пишет Шагинян, - личные нападки не могли все же, вплетаясь в идейную борьбу... не изводить и не мучить его. "Нервы у Владимира Ильича так разгулялись, что он заболел тяжелой нервной болезнью - "священный огонь", которая заключается в том, что воспаляются кончики грудных и спинных нервов", - писала в конце лондонского периода Надежда Константиновна".

Это воспоминание Крупской подтверждает простую истину: Ленин не щадил себя. Он знал, что избранная им судьба революционера потребует готовности ко всему, в том числе и к преждевременной смерти. Он не раз рисковал своей жизнью. Офицер, посланный для ареста Ленина по приказу Временного правительства в июле 1917 года, имел указание убить его, так сказать, "при попытке к бегству". Не забудем и о выстреле Каплан.

Ленин был необычайно жизнелюбив, но подчинил все личное революционной деятельности и вел пуританский образ жизни, в быту отличался предельной скромностью. Шагинян приводит воспоминание одного из его современников:

"Всем известно, что Ленин вел очень скромный образ жизни как за границей, так и в России. Жил он невероятно скромно".

Знавший Ленина еще в годы первой мировой войны в Цюрихе итальянский коммунист Ф. Мизиано рассказывал: "Я тогда часто захаживал в ресторан Народного дома. Там подавались обеды трех категорий: за 1 фр. 25 сант. - "аристократический", за 75 сант. - "буржуазный" и за 50 сант. - "пролетарский". Последний состоял из двух блюд: супа, куска хлеба и картошки. Ленин неизменно пользовался обедом третьей категории". Его скромность и неприхотливость в быту стали музейной редкостью в поздней КПСС, за что она и поплатилась. Не забыть бы об этом в КПРФ.

Из всех драматических историй из жизни Ленина, рассказанных Мариэттой Шагинян, одна более других не дает нам покоя... Шел октябрь 1923 года. Казалось, Владимир Ильич стал оправляться от удара: мог ходить, двигать левой рукой и произносить, хотя и с трудом и неясно, отдельные слова. Единственное слово, которое он произносил четко, было "вот-вот". В конце октября к нему приехали И.И. Скворцов-Степанов и О.Я. Пятницкий. Стали рассказывать о выборах в Московский Совет. Владимир Ильич не выказал большого внимания к их рассказу. Но как только посетители повели разговор о поправках к наказу рядовых рабочих Московскому комитету партии, он стал предельно внимателен при перечислении этих поправок: об освещении слободок, где живут рабочие и городская беднота, о продлении трамвайных линий к предместьям, где живут рабочие и крестьяне, о закрытии пивных и пр.

По словам Пятницкого, "Ильич... своим единственным словом, которым он хорошо владел: "вот-вот" стал делать замечания во время рассказа с такими интонациями, что нам вполне стало ясно и понятно, так же, как это бывало раньше, до болезни Ильича, что поправки к наказу деловые, правильные и что нужно принять все меры, чтобы их осуществить". Ленину оставалось жить менее трех месяцев...

Здесь предоставим слово Мариэтте Шагинян: "Таков предсмертный урок Ленина, данный им каждому коммунисту. И пусть слышится нам его "вот-вот" всякий раз, когда совесть наша подсказывает нам главное, что надо сделать коммунисту, на что обратить внимание в работе с людьми". Всякий раз, когда в руках оказывается то или иное произведение Ленина и глаза бегут по строчкам его текста, ты остаешься наедине с гением и твоим современником. Какое это счастье, что есть Полное собрание сочинений Владимира Ильича, что, перечитывая его труды заново, ты видишь революционное будущее России и мира. Другим, по Ленину, оно быть не может. В непрерывном революционном мышлении и действии - весь Ленин, в его жизни и его бессмертии.

Советская писательница Мариэтта Шагинян считается одной из первых русских писательниц-фантастов своего времени. Журналистка и писательница, поэтесса и публицистка, эта женщина обладала даром литератора и завидным мастерством. Именно Мариэтта Шагинян, стихи которой при ее жизни были очень популярны, по мнению критиков, внесла свой незаурядный вклад в российско-советскую поэзию конца девятнадцатого-начала двадцатого веков.

Осознание себя как литератора и художника человеку приходит от природы. А когда в одном человеке удивительным образом сочетаются талант и жажда жизни, тяга к знаниям и удивительная работоспособность, то эта личность занимает в истории особое место. Именно такой и была Мариэтта Шагинян.

Биография

Родилась будущая писательница в Москве, в семье армянских интеллигентов двадцать первого марта 1888 года. Ее отец, Сергей Давыдович, был приват-доцентом МГУ. Мариэтта Шагинян получила полноценное образование. Сначала она училась в частном пансионе, а позже - в Ржевской гимназии. С 1906 года она начала публиковаться. В 1912 году Мариэтта заканчивает историко-философский факультет на Высших женских курсах В. И. Герье. Она едет в Санкт-Петербург. Именно здесь, в городе на Неве, будущая писательница и публицистка знакомится и в дальнейшем сближается с такими корифеями, как З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский.

С 1912 по 1914 год девушка изучает философию как науку в Гейдельбергском университете в Германии. На формирование ее творчества оказала очень сильное влияние поэзия Гете. В 1913-м вышел первый сборник, автором которой была тогда еще никому не знакомая Шагинян Мариэтта Сергеевна. Стихи Orientalia, собственно, и сделали ее известной.

С 1915 по 1919 год Мариэтта Шагинян живет в Ростове-на Дону. Здесь она работает корреспондентом сразу нескольких газет, таких как «Трудовая речь», «Приазовский край», «Ремесленный голос», «Черноморское побережье» и т. д. Одновременно писательница преподает в Ростовской консерватории эстетику и историю искусств.

После 1918 года

Мариэтта Шагинян с энтузиазмом восприняла революцию. Позже она говорила, что для нее это стало событием, имеющим «христианско-мистический характер». В 1919 году она работает инструктором Доннаробраза, а затем ее назначают директором ткацкой школы. В 1920 году Шагинян переезжает в Петроград, где три года сотрудничает с газетой «Известия Петроградского Совета», по 1948 год она является спецкором газет «Правда» и «Известия». В 1927 году Мариэтта Шагинян переезжает на свою историческую родину - в Армению, но в 1931-м возвращается в Москву.

В тридцатые годы она оканчивает Плановую академию Госплана. Годы войны Шагинян проводит на Урале. Отсюда она пишет статьи для газеты «Правда». В 1934-м проходит Первый съезд советских писателей, где Мариэтта Шагинян избирается членом правления.

Творчество

Литературные интересы этой талантливой женщины охватывали самые разные области жизни. В ее творчестве особое место занимают научные монографии, посвященные Гете, Тарасу Шевченко, Иозефу Мысливечеку. Именно Шагинян является автором самого первого детективного советского романа «Месс Менд». Она была и выдающейся советской журналисткой. Ее перу принадлежат многие проблемные статьи и очерки. При этом журналистику Шагинян воспринимала не столько и не только средством для заработка, сколько возможностью непосредственно изучать жизнь.

В ее книге под названием «Путешествие в Веймар» в первый раз отчетливо проявились особенности ее прозаического стиля. Критики считают, что именно в этом произведении можно увидеть удивительное умение автора через реальность бытовых деталей раскрывать личность человека и его связь человека с временем. «Путешествие в Веймар» - первая работа этой писательницы в форме путевых очерков - в жанре, которому будет верна всю свою жизнь Мариэтта Шагинян.

Книги

Первый свой большой роман она начала в 1915-м, а закончила в 1918 году. «Своя судьба» - книга философская. Шагинян была и знатоком музыки, и литературным критиком, ее можно смело называть и беллетристом, и исследователем-путешественником. Но в первую очередь Шагинян была писателем и публицистом. Она оставила после себя много литературных произведений, таких как «Гидроцентраль», «Дневник депутата Моссовета», «Урал в обороне», «Путешествие по Армении» и т. д.

Ее перу принадлежат также четыре сборника стихов, некоторые из которых входили даже в школьную программу. На протяжении долгих лет Мариэтта Сергеевна Шагинян создавала литературные портреты тех людей, с которыми была близко знакома - Н. Тихонова, Ходасевича, Рахманинова, а также описывала жизнь и творчество дорогих ей авторов - Т. Шевченко, И. Крылова, Гете.

Семья

Мужем Мариетты Шагинян был филолог и переводчик с армянского Яков Самсонович Хачатрян. У них росла дочь Мирэль. Девочка не захотела пойти по стопам родителей. Ее больше интересовала живопись. Мирэль Яковлевна была членом Союза художников. У Шагинян остались внук и внучка.

Умерла Мариэтта Сергеевна в 1982-м в Москве. Ей было девяноста четыре года. В конце жизни она не выходила из своей небольшой двухкомнатной квартиры, находящейся на первом этаже вполне обычного жилого московского дома. Некогда популярная писательница обходилась без роскоши и изысков. В ее квартире стоял стандартный советский набор мебели, обычные бытовые предметы. Единственной роскошью в ее доме было старенькое

Долгая жизнь, которую прожила Мариэтта Сергеевна Шагинян, была заполнена малыми и большими историческими событиями, о которых писательница всегда говорила заинтересованно и горячо. Особое место в ее огромном творчестве занимает ленинская тема. Ее романы-хроники «Семья Ульяновых», «Первая Всероссийская» не всегда воспринимались однозначно. Биографические материалы о вожде пролетариата и его близких Мариэтта Шагинян собирала многие годы.

Первое издание книги-хроники «Семья Ульяновых» увидело свет в 1935-м и сразу же вызвало резкое недовольство Сталина. Гнев «отца всех народов» был вызван публикацией Шагинян фактов о том, что в жилах Ленина есть калмыцкая кровь. Более того, роман был назван ошибкой и два раза обсужден на президиуме Союза писателей СССР, где подвергся критике за показ семьи вождя как мещанской.