Как проверить гласные безударных окончаниях существительных. Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа


Правописание окончаний имен существительных

Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.

2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.

3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.

4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).

Упражнение

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)

«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)

Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)

Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)

Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).

А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)

В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)

Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).

За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)

Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)

В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)

Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

(заячьего, заячьему, заячьим, о заячьем, заячьи, заячьих, заячьим, заячьи, заячьими, о заячьих). Исключение составляют именительный и винительный мужского рода единственного числа (заячий).

Прилагательные, заканчивающиеся на –чий (зрячий, бродячий) в падежных формах пишутся иначе. Из-за отсутствия суффикса йот в косвенных падежах мягкий знак в подобных словах не . Например, зрячего пирата, с бродячим псом.

Слова междугородный, загородный, пригородный являются исключениями и заканчиваются на –ый, -ое(пригородное, междугородное, загородное), -ая (пригородная, междугородная, загородная), -ые (пригородные, междугородные, загородные), в связи с изменением по твердой разновидности склонения. Слова бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и заканчиваются на –ий, -ее (бескрайнее, иногороднее), -яя (бескрайняя, иногородняя), -ие (бескрайние, иногородние). Написание этих слов необходимо запомнить.

Согласно материалам сайта www.gramma.ru , опирающимся на исследования Д. Э. Розенталя, имена прилагательные, заканчивающиеся на –йный, в именительном падеже мужского рода единственного числа имеют краткую форму, которая заканчивается на –ен. Например, стройный – строен.

Источники:

  • www.gramma.ru

Существительное - часть речи, обозначающая предметы (бочка, здание, шляпа), а также одушевленные существа (женщина, олененок, слон) или явления (дождь, сияние, свобода). В предложении существительное бывает дополнением или подлежащим.

Вам понадобится

  • Знание законов словообразования в русском языке, умение выделять приставку, корень, суффикс и окончание в слове.

Инструкция

Ознакомьтесь, что в справочной по называется окончанием . Окончание или по-другому флексия - изменяемая часть слова, обычно располагается на конце, после корня (отсюда и название). По окончанию в можно определить лицо, род, падеж и число.
Просклоняйте существительное «ковёр» по числам:
«Ковёр» (ед. число) - «ковр-ы» (мн. число).
Окончание во множественном числе - «ы».Обратите внимание, что гласная «ё» в этом слове является «беглой», т.е. при постановке слова в определенную форму буква . В том числе и при склонении по :
Именительный падеж - «ковёр-0» (Окончание нулевое, корень «ковёр»)
Родительный падеж - «ковр-а» (Окончание «а», корень «ковр»)
Дательный падеж - «ковр-у»
Винительный падеж - «ковёр-0»
Творительный падеж - «ковр-ом»
Предложный падеж - «о ковр-е»
Изменяемая часть слова и будет считаться окончанием .

Обратите внимание, существительные в именительном падеже, мужского рода, мн. числа могут иметь окончание «а» или «я» вместо ожидаемого по правилам склонения «ы» или «и». Например, «стог» - «стога». Также возможны случаи вариативности употребления слов в именительном падеже мн.числа. Например, «инструкторы - инструктора». А в падеже мн.числа некоторые существительные могут иметь нулевое окончание, «ов», «ев» или «ей». Например, валенок (нулевое окончание), мандаринов (окончание «ов»), гвоздей (окончание «ей»). Стоит упомянуть еще 10 разносклоняемых существительных ср. рода, которые оканчиваются на «мя». В дательном, родительном и предложном ед. числа окончание у этих имен существительных третьего склонения «и», а в творительном падеже - окончание второго склонения «ем/ём». К ним относятся бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя, племя.

Закрепите навык определения окончания в существительном, выделив его в следующих словах.
Коробка, горы, пенал, окно, поездов, пуловер, корабль, фотоаппарат, вагон, движение, ураган, покрышка, стихия, дом, хозяин, подкова, гром, вода, свобода, обвинение, молоток, работа, деревья, изба, небо, журавль, свечение, потолки, карамель.

Обратите внимание

В существительных встречается особая форма окончаний - нулевое. Оно не выражается звуком и для его обозначения не используется никаких букв, но оно также указывает на грамматическую связь существительного с остальными словами в предложении.

Полезный совет

Тренируйтесь, выделяя окончания в словах других частей речи - глаголе, прилагательном, причастии. При этом не забывайте, что в русском языке существуют части речи, у которых нет окончания - деепричастие и наречие.

Совет 3: Как проверить безударное окончание имени существительного

Имя и правильное написание окончаний изучают ещё в школе. Со временем, простые правила забываются и начинают появляться ошибки. Вспомните, что нужно сделать, чтобы проверить безударное окончание имени существительного.

Инструкция

Имена различаются по родам: мужской, женский, средний. Окончание существительного зависит от падежа и от склонения.Чтобы окончание , сначала определите склонение существительного. Повторите: 1 ое склонение – муж., жен., род, окончания А, Я; 2ое склонение – муж. род нулевое окончание , 3е склонение – жен. род нулевое окончание .

Далее определите падеж существительного. Если слово написано в родительном падеже и относится к первому склонению - Ы-И; второму склонению - А-Я; третьему склонению – И. Если слово в дательном падеже первого склонения – Е; второго склонения – У-Ю; третьего склонения – И. Если слово в предложном падеже первого склонения – Е; второго склонения – Е; третьего склонения – И.

Если существительное первого склонения в имени тельном падеже заканчивается на А, в предложном и дательном единственного числа пишите Е – о вод(е), о галер(ее), к юнош(е). Если существительное женского рода в имени тельном падеже заканчивается на ИЯ, в родительном и дательном падежах пишите И. Например, от арм(ии), к дискусс(ии). Это же правило относится к именам собственным – к Мари(и), о Мари(и).

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема: Ударные и безударные окончания имён существительных единственного числа.

Цель : «Открыть» с учащимися правило проведения орфографического

разбора существительных с безударными окончаниями,

развитие речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся, углублять словарный запас. Содействовать развитию монологической и диалогической речи, умению общаться, воспитывать добрые качества, трудолюбие толерантность, создать атмосферу радости совместного труда.

    Орг момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу.

Дети садятся, включается пение птиц в лесу.

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2.Чистописание.

Птица рада весне, а младенец – маме.

Как понимаете смысл этой пословицы?

Написание каких слов можете объяснить?

Весне – безударная гласная в корне слова, проверяемая, ВЁСНЫ.

Младенец – млад.

Почему эту орфограмму нужно проверять? Какие гласные нуждаются в проверке?

Чему учимся на минутке чистописания?

Мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы.

При быстром письме некоторые буквы, сочетания могут уподобляться друг другу. Какие?

т ш иц ещ е с мл ми ер уг

Массаж рук:

Мы капусту рубим, рубим. (ребром ладони)

Мы капусту солим, солим. (пальцами)

Мы капусту трём, трём. (кулаком по ладони)

Мы капусту жмём, жмём. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Напишите правильно буквы, соединения. Спишите пословицу.

Найдите в этой пословице имена сущ.

Определи падеж имён сущ ( весне, маме. (Д. п))

В каком слове написание окончания не вызывает сомнения, а в каком мы задумаемся что писать? От чего это зависит.

Это зависит от ударения.

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Ударные и безударные окончания имён суш» (СЛАЙД 1)

Мы сегодня с вами сравним написание ударных и безударных окончаний имён сущ, познакомиться со вспомогательным приёмом проверки безударных окончаний.

3. Словарная работа.

На доске слова.

По д_роге, из глуши, в к__лективе, к _вце, по к_пусте, без меб_ли, на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке, в х_зяйстве, от т_тради, у м_ркови.

Какие задания мы можем выполнить со словарными словами?

Вставить пропущенные буквы.

Составить словосочетания гл+сущ и определить падеж сущ.

Разделить на группы м. р. , ж. р., ср, р.

Разделить на группы по склонениям.

Здорово! Сколько вы придумали заданий. Давайте разделим на 3 группы опираясь на знание склонений имён сущ..

Работа в группах.

1 группа – выписывает сущ 1 скл. Поставить ударение, выделить окончание.

2 группа – 2 скл.

3 группа – 3 скл

Карточки для 3 человек

По д_роге, в к__лективе, к _вце, по к_пусте,

на г_р_зонте, к к_ртине, о м_л_ке.

Взаимопроверка в парах

Как справились с работой. Может у кого возникли разногласия и нужна помощь?

4Исследование по новой теме

Объединитесь в группы по 4 человека. Перед вами задача: что общего у всех слов. Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Имена сущ, стоят в одном падеже. (Д.п, П. п., Р.п.)

Слова одного склонения.

Лишнее слово.

    К ОВЦЕ – ударное окончание, одушевлённое, 2 слога.

Какое окончание у сущ 1 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    О МОЛОКЕ – ударное окончание. В коллективе – двойная согласная.

Как переносятся слова с двойными согласными?

Какое окончание у сущ 2 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

    ИЗ ГЛУШИ – ударное окончание, 2 слога, не словарное слово.

Какое окончание у сущ 3 скл в П. п под ударением и без ударения? (СЛАЙД 2)

Что можете сказать об окончании?

Сущ одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Как вы думаете, этот вывод относится ко всем падежам?

Давайте проверим.

5.Работа с учебником.

Стр 94 упр 179 устно.

Чтение вывода в учебнике.

Безударные окончания в именах существительных можно проверить

Какие слова – помощники возьмём для проверки окончаний сущ 1 скл? 2 скл?

А для 3 скл лучше взять слова глушь, рожь. (СЛАЙД 3)

Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку

в правописании окончания имени существительного

Составим план действий. (СЛАЙД 4)

Поставлю ударение в слове

Окончание ударное?

Если да, то Написание соответствует произношению.

Если нет, то Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.

Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже.

Пушу окончание, какое и в слове – помощнике.

Посмотрите на доску. Надо вставить пропущенную букву. Как это сделать?

Для полянк…, к тропинк… .

6.Закрепление.

1.Упр 180 стр 94.

Разбор слова зарядка подробно. (СЛАЙД 5)

Остальные по вариантам (по 1 чел у доски)

Какие слова -помощники?

2. Докажи письменно, какую гласную выбираешь в окончании.

По какому слову проверяем.

на ветке (на реке)

у сирен...

к пристан....

на поезд...

к бабушк…

из избушк…

3. Определи слабую позицию. Проверяй слабую позицию по сильной.

На л…сной опушк... выросла стройн… бере..ка. Распустила она св..и с..рё..ки, разметала густые, з...леные ветви. Скоро в этой гущ... в...твей пос...лились птицы. Росла и х...р...шела берё..ка!

Кто быстро справиться: разбор 1 предложения по членам, определите падеж и склонение имён сущ.

7.Домашнее задание.

С. 95 упр 182 –разбор.

8. Рефлексия.

Какую цель ставили на уроке

Что вам больше всего удалось на уроке?

Над чем стоит ещё поработать?

Мы обязательно включим такие задания на следующем уроке.

Кто доволен своей работой?

Нужен вам сегодняшний урок и зачем? (Чтобы построить грамотно предложение, чтобы речь была красивой, необходимо уметь склонять слова, определять падеж).

Спасибо за урок. Урок окончен.

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .