Капитальный ремонт дорог нужна ли экспертиза. Нужна ли гос


Президентом РФ Д.А. Медведевым были подписаны законопроекты о внесении изменений в Градостроительный кодекс ФЗ-215 и ФЗ-243 от 18 июля 2011 года.

Благодаря этим законопроектам в Градостроительном кодексе появились определения капитального ремонта, реконструкции линейных объектов и капитального ремонта капитальных объектов.

Привожу эти определения:

а. реконструкция объектов капительного строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов,

б. капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов,

в. реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов,

г. капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов,

Изменения также коснулись и государственной экспертизы проектной документации. Так теперь, "государственная экспертиза проектной документации не проводится в
отношении разделов проектной документации, подготовленных для
проведения капитального ремонта объектов капитального строительства,
за исключением проектной документации, подготовленной для проведения
капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования"
,

"Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта."

Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В случае, если на проектную документацию на капитальный ремонт опасного производственного объекта, направленную на государственную экспертизу проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получено положительное заключение такой государственной экспертизы, проведение экспертизы промышленной безопасности указанной документации не требуется.

Все мы ходим и ездим по дорогам. Периодически дорожное покрытие изнашивается, и его приходится ремонтировать. На каком основании принимается решение о ремонте? Проводится ли экспертиза дорожного покрытия?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

Понятие «экспертизы» можно раскрыть следующим образом – это исследование, которое проводится «узким» специалистом в области науки, техники, искусстве или другой области, для получения компетентного ответа на поставленные заказчиком вопросы.

Проводится она по инициативе:

  • заинтересованного лица;
  • или решения суда.

Экспертиза дорог – это одна из разновидностей строительной экспертизы и дорожного строительства. Проводится она для оценки качества проведённых работ по укладке дорожного покрытия, а также ремонта и реставрации тех участков дорог, которые уже эксплуатируются.
Объектами данного вида экспертизы являются:

  • автомобильные дороги;
  • пешеходные тротуары;
  • внутрихозяйственные дороги;
  • проезды и площадки возле подъездов многоквартирных домов;
  • городские площади и парки;
  • грунтовые и асфальтовые дороги;
  • парковки автомобилей.

Проводить экспертизу дороги могут только специальные экспертные организации, имеющие лицензию или действующий допуск СРО на проведение подобного вида работ. Кроме того, в штате этой организации должны быть соответствующие специалисты.

Законодательство

Экспертиза дородного покрытия может проводиться с разными целями. Поэтому есть несколько законодательных актов, которые регулирует проведение такой экспертизы.

Если подобное исследование проводится в рамках уголовного процесса (например, ДТП со смертельным исходом), то ориентироваться нужно на нормы:

Если экспертиза проводится в рамках гражданского процесса (например, возмещение морального ущерба после ДТП), то стоит ориентироваться на:

Любая судебная экспертиза проводится в соответствии с нормами
Если же экспертиза проводится в рамках приёмки строительных работ, то дорожное покрытие должно соответствовать ГОСТам и другим нормам.

Для того чтобы провести судебную экспертизу, в экспертную организацию нужно направить ходатайство.

Оно составляет по правилам ведения деловых бумаг, а также в соответствии с уголовным и гражданским процессуальным законодательством.

Видео: безопасность

Цель

Исследование дорожного покрытия может проводиться с различными целями:

  • строительство новой дороги и укладка нового дорожного полотна;
  • ремонт и реконструкция того полотна, которое уже используется.

В зависимости от целей определяются этапы проводимых работ и исследований, сроки их проведения, а также стоимость каждого этапа.

Для строящихся дорог

Когда проводится оценка только строящихся дорог, то она преследует следующие цели:

  • определение стоимости технологических операций, которые были реально выполнены на данном участке, а также сравнение этой стоимости с теми данными, которые предоставили строители;
  • выявление операций, во время проведения которых могла быть реально завышена стоимость работ;
  • выявление реального количества материала, затраченного на возведение нового участка дороги и определение соответствия со сведениями, которые указаны в проекте;
  • проверка качества произведённых работ и выявление соответствия с установленными нормативами.

Чтобы эти цели были достигнуты, эксперты проводят комплекс мероприятий на отдельно взятом участке дорожном пути. Прежде чем построить новую дорогу, специалисты проводят ряд необходимых исследований.

Таких как:

  • сбор результатов на местности. Это начальная стадия подготовки к строительству нового дорожного полотна;
  • затем изучаются сведения об интенсивности дорожного движения в данной местности;
  • заключительная стадия – анализ полученных результатов, и определение конкретного объёма работ и исследований на конкретных участках дороги.

Для сданных в эксплуатацию

Но многие участки дороги уже сданы в эксплуатацию, и им уже требуется ремонт.

В этих случаях экспертиза проводится для достижения следующих целей:

  • оценивается функциональность дорожного полотна, а также степень его изношенности;
  • выявление необходимости проведения ремонтных работ на конкретном участке дорожного полотна;
  • выявление соответствия реальных характеристик дорожного полотна тем нормативам, которые указаны в документации.

Если в ходе проведения исследования будет выявлено, что данному участку дороги требуется ремонт, тогда эксперты определяют вид ремонтных работ, а также сроки их проведения.

Подлежит ли дорога экспертизе

Экспертизе подлежит не сама дорога, а покрытие на ней. В зависимости от вида дороги, её назначения и других критериев, на ней должно быть определённое покрытие. Оно должно соответствовать нормативам и стандартам.
Поэтому именно покрытие проверяется экспертами на соответствие и законность.

Нередко экспертиза дорожного покрытия требуется для выявления обстоятельств ДТП.

В данном случае, будет изучаться и проводиться:

  • ширина проезжей части;
  • ширина обочины;
  • геометрическая видимость поверхности дороги, а также идущего навстречу транспорта;
  • физические и механические характеристики асфальта;
  • экспертиза главной дороги и второстепенных примыкающих дорог;
  • другие показатели, необходимые для выявления специфики происшествия.

Для оперативного получения необходимой информации, экспертные организации использую подвижные лаборатории, а также современное диагностическое оборудование.

Это помогает довольно оперативно получить сведения о:

  • конструктивном слое дорожного покрытия;
  • ровности дорожной одежды;
  • коэффициенте сцепления;
  • других важных показателях.

Основные этапы проведения

Как и любой другой вид экспертизы, исследование дорожного полотна проводится в несколько этапов.

Это:

1. осмотр конкретного участка дороги. Во время осмотра выявляются выбоины и трещины.
Эксперты проводят осмотр с помощью специальной линейки, длина которой составляет 3 м.

С её помощью они производят замеры, которые используют для выявления таких характеристик как:

  • уклон;
  • крутизна откосов насыпей;
  • размеры неровностей и выемок.

2. во время осмотра эксперт делает забор проб покрытия. Это делается для того чтобы определить его реальную толщину.

Также отбирается материал, который, в дальнейшем, будет подвергнут лабораторному исследованию.

3. фото – и видеосъёмка производимых действий;
4. определение широты дорожного полотна, и проверка соответствия этого показателя заявленным нормам;
5. лабораторный анализ взятых ранее проб;
6. составление заключения.

Так как экспертиза дорожного полотна – это многоэтапный исследовательский процесс, то для получения более полной картины эксперты составляют заключение отдельно по каждому лабораторному исследованию.

Для обобщения этапы проведения экспертизы дороги можно охарактеризовать следующим образом:

  1. инструментальное обследование объекта;
  2. исследование материалов, образцов и фрагментов конструкций;
  3. составление заключения эксперта.

На какие вопросы отвечает

Для проведения компетентного исследования эксперту необходимы вопросы, на которые он будет отвечать.

Для исследования дорожного полотна эксперт должен ответить на следующие:
1. Есть ли нарушения в конструкции дорожного покрытия?

Если есть, то в каких параметрах:

  • в толщине слоёв;
  • в уплотнении песчаной основы;
  • в геометрических показателях.

2. Каково качество используемых строительных материалов и соответствует ли оно требованиям проекта?
3. Оценка водоотводных устройств?
4. Какие материалы использовались для поперечного профиля дороги?
5. Какое качество строительно–монтажных работ при наложении слоёв дороги?
6. Проводится анализ сметы на её достоверность?
7. Другие вопросы, которые зависят от цели проведения экспертизы.

Для того чтобы эксперт смог ответить на эти и другие вопросы, он должен изучить не только образцы покрытия дороги, но и следующее документы:

  • всю проектно – сметную документацию на вновь возводимую дорогу;
  • всю исполнительную документацию. Эти документы необходимы как для приёмки нового участка дороги. Так и для принятия решения о ремонте старого;
  • всю отчётную документацию по объекту.

Сроки проведения экспертизы зависят от объёмов работ и исследований, которые необходимо будет провести эксперту, а также от количества необходимых испытаний и расчётов.

Сроки устанавливает сам эксперт, исходя их понятия разумности, изучив полностью техническое задание.

Техническое задание составляет заказчик экспертизы. Он же определяет цели проводимых работ, и вопросы, на которые эксперт должен будет дать ответы в ходе исследования.

Стоимость

Стоимость экспертизы дорожного покрытия весьма высока. Многие экспертные организации взимают плату за каждую стадию проведённого исследования.

Стоит понимать, что исследование дороги – это внесудебная экспертиза, проводимая по договору с физическим или юридическим лицом. А экспертиза дороги – это только по решению или определению суда, следователя, прокурора или дознавателя.

Характер будущей диагностики влияет на его стоимость. Проведение исследования по инициативе физического или юридического лица стоит примерно 30 000 рублей со сроком исполнения 5 рабочих дней .

Экспертиза по решению суда стоит намного дешевле, но срок её исполнения может составлять не один месяц.

Кроме того, на цену проведения экспертизы на коммерческой основе могут повлиять следующие факторы:

  • срочность получения заключения. Если нужно сократить срок проведения экспертизы, то её стоимость может вырасти в несколько раз;
  • выезд эксперта на место в праздничные или выходные дни;
  • подготовка нескольких экземпляров заключения;
  • выезд эксперта за пределы МКАД (актуально для Москвы).

Одним из востребованных направлений в работе независимых экспертов является строительная экспертиза проекта дорог. Тщательное исследование проекта автодорог, произведенное специалистами НП «Федерация Судебных Экспертов», позволит достоверно оценить такие критерии будущего строительства, как качество дорожного покрытия, соответствие проектировки трассы предполагаемому объему и скорости автомобильного движения, обеспечение безопасности движения.

Экспертиза проектно-сметной документации будущего строительства или реконструкции автомобильной дороги имеет свою специфику. Последовательность изучения проекта зависит от эксперта и может быть различной, но чаще всего проходит в следующем порядке.

На первом этапе эксперт проверяет представленные документы по следующим параметрам:

  • комплектность всех документов;
  • соответствие объекта существующим генеральным планам развития дорог в регионе;
  • наличие всех необходимых согласований с контролирующими учреждениями;
  • соответствие всех параметров проекта утвержденным показателям в технико-экономическом обосновании и технико-экономических расчетах.

На следующем этапе проверяется экономическая часть проекта. Для этого эксперт исследует следующие пункты:


  • сопоставление имеющихся данных об интенсивности движения транспорта и общем объеме грузоперевозок, заложенном в расчетах проекта;
  • анализ расчетов предполагаемого объема грузоперевозок и существующих транспортных связей;
  • проверка экономической целесообразности строительства новой дороги или реконструкции существующей.

Следующим этапом является экспертиза технической части проекта автодороги, в ходе которой проверяются:

  • степень обоснованности заложенных в проекте инженерных решений;
  • проверка предложенных источников по поставке стройматериалов и конструкций для строительства объекта;
  • контроль заложенных в проекте мероприятий по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • сопоставление имеющихся вариантов прокладываемой трассы с учетом особенностей ландшафта, грунта и климата.
  • проверка обоснованности сметы.

Проверка соблюдения технико-строительных норм и требований по охране окружающей среды является актуальной не только при обследовании проекта строительства дороги. Примерно по таким же параметрам проводится и экспертиза проекта котельной.

Изучение проекта строительства котельной является комплексным исследованием, при котором специалисты оценивают различные параметры и аспекты будущего строительства, после чего выносят свое заключение. Основной целью экспертизы проекта котельной является контроль и предотвращение возможного нарушения различных технических и строительных нормативов.

В ходе проверки эксперты тщательно изучают технические показатели будущего здания и котельного оборудования. Предложенные строителями решения должны соответствовать всем техническим требованиям и обеспечить безопасную эксплуатацию котельной.

Еще одним важным аспектом в ходе экспертизы является проверка проекта котельной на ее экологическую безопасность. Изучение проектной документации, возможностей котельного оборудования и предполагаемого режима эксплуатации позволит экспертам определить степень воздействия котельной на окружающую среду. В случае нарушения каких-то требований в заключении экспертов будут указаны рекомендации для их исправления.

Еще одним востребованным направлением в работе с различными техническими проектами является экспертиза проекта перепланировки. Такое исследование проводится довольно часто, поскольку очень часто встречаются случаи самовольной перепланировки квартиры, и возникает необходимость проверки для предотвращения аварийных ситуаций.

Перепланировкой называется изменение общей конфигурации помещений внутри квартиры (снос межкомнатных перегородок, установка проема в несущей стене, заделывание двери, монтаж внутренних лестниц и т.п.). Перепланировка является серьезной мерой, которая может негативно сказаться на конструкции здания и создать аварийную ситуацию, опасную для жизни и здоровья жителей всего дома.

В случае нелегальной перепланировки квартиры может быть проведена проверка. Если обнаружится факт самовольной перепланировки, то будет назначена экспертиза, которая проверит, как внесенные жильцом изменения сказались на общем состоянии конструкций жилого дома, и насколько качественно были выполнены работы по перепланировке. Если будут обнаружены серьезные дефекты, вызванные неграмотной перепланировкой, жилец будет обязан восстановить прежнюю конфигурацию помещений.

Экспертизу перепланировки квартиры можно заказать и самостоятельно, в частном порядке. Более того, если перепланировка была сделана самовольно, но без угрозы для несущих конструкций дома, то акт экспертизы будет хорошим подспорьем для узаконивания произведенных изменений. Наши эксперты подскажут, какие документы нужно подготовить и в какие инстанции следует обратиться, чтобы утвердить новую конфигурацию помещений квартиры.

Экспертные исследования такого характера лучше заказывать в предварительном порядке, до проведения каких-либо изменений. К примеру, экспертиза проекта планировки территории, проведенная нашими экспертами, позволит заранее выявить уязвимые места и разработать варианты их исправления, поможет согласовать суть и детали проекта с существующими юридическими и техническими требованиями.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ

НА СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ И КАПИТАЛЬНЫЙ

РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО

ПОЛЬЗОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" и Положения о разграничении функций между Госстроем России и Минтрансом России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса:

1. Утвердить Положение о проведении государственной ведомственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них.

2. Структурным подразделениям Росавтодора, Росдорэкспертизе, управлениям автомобильных магистралей, федеральным управлениям автомобильных дорог, дирекциям строящихся дорог и территориальным управлениям дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение Положения в части, касающейся дорожных объектов, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно в срок до 20 марта представлять в Росавтодор перечень проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт территориальных автомобильных дорог и сооружений на них, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежащей экспертизе в Главгосэкспертизе при Госстрое России или в ГУ "Росдорэкспертиза" Минтранса России.

4. Департаменту строительства автомобильных дорог и методологии проектирования (Серегин Н.П.), Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) и Управлению дорожной политики и развития сети дорог (Беляков С.А.) в недельный срок после утверждения программы проектных работ на текущий год представлять на согласование в Главгосэкспертизу при Госстрое России перечень федеральных автомобильных дорог, проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых будет проходить экспертизу в Главгосэкспертизе при Госстрое России и в ГУ "Росдорэкспертиза" Минтранса России.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Скворцова О.В.

Первый заместитель Министра

И.Н.СЛЮНЯЕВ

Утверждено

распоряжением Росавтодора

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

НА СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

И СООРУЖЕНИЙ НА НИХ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" с учетом Положения о разграничении функций по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса между Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерством транспорта Российской Федерации, утвержденного 15 августа 2002 г.

1.2. Положение устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета, государственных кредитов, кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее - дорожные проекты).

1.3. При проведении экспертизы дорожных проектов следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами, регулирующими дорожную деятельность.

1.4. Все дорожные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Утверждение и реализация дорожных проектов без положительного сводного заключения государственной экспертизы не допускается.

1.5. Сводное экспертное заключение органов государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения организациями-заказчиками, органами управления автомобильными дорогами, подрядными, проектными и другими организациями, участвующими в реализации дорожных проектов.

1.6. Порядок проведения государственной экологической экспертизы дорожных проектов в зависимости от воздействия объекта на природную среду и сложности природных условий определен Законом Российской Федерации "Об экологической экспертизе" и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698.

Экологические требования к составу, порядку разработки, содержанию материалов экологического обоснования проектных решений определяются Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.12.95 N 539, и Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов, одобренными Федеральной автомобильно-дорожной службой 26.06.95 по согласованию с Минприроды России от 19.06.95 N 03-19/АА.

2. Цели и задачи экспертизы дорожных проектов

Государственная экспертиза является одним из этапов инвестиционного процесса и проводится в целях:

Установления обоснованности, экономической целесообразности и эффективности строительства объекта;

Исключения строительства объектов, не являющихся федеральной собственностью;

Установления соответствия параметров сооружений требованиям действующих нормативных документов;

Установления обоснованности принимаемых решений, их оптимальности;

Проверки полноты материалов для всесторонней оценки возможности строительства объекта;

Проверки обеспечения надежности и долговечности сооружений, их безопасности при эксплуатации;

Оценки предлагаемых технологий и технических решений;

Контроля за определением стоимости объектов;

Всесторонней оценки применения материалов, конструкций и изделий с учетом возможных источников получения и транспортных схем;

Оценки и контроля установления необходимых площадей для отвода земель, возмещения убытков при их изъятии, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

Проверки требований технических условий и затрат на переустройство инженерных коммуникаций и сооружений.

3. Разграничение по проведению экспертизы

дорожных проектов

3.1. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на дорожные объекты на федеральном уровне проводится:

А) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;

Б) Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы;

В) Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России (далее - Росавтодор).

3.2. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством Российской Федерации.

3.3. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (далее - Главгосэкспертиза при Госстрое России) проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мостов и тоннелей протяженностью более 500 метров, строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог всех категорий и территориальных автомобильных дорог 1 - 11 технических категорий, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее - средств федерального бюджета), а также по экспериментальным и базовым проектам для массового применения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.

Главгосэкспертиза при Госстрое России проводит государственную экспертизу указанных выше объектов с участием Росавтодора.

3.4. В соответствии с Положением о разграничении функций между Госстроем России и Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства транспортного комплекса Росавтодор проводит государственную экспертизу по дорожным проектам на основании ежегодно утверждаемого Росавтодором совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России перечня.

3.5. Росавтодор совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России ежегодно определяют и утверждают перечни объектов из числа указанных в п. 3.3 настоящего Положения, рассматриваемых соответственно Росавтодором и Главгосэкспертизой при Госстрое России. Росавтодор в десятидневный срок после согласования и утверждения указанных перечней направляет их заинтересованным организациям.

3.6. Государственную экспертизу дорожных проектов, подлежащих рассмотрению Росавтодором, осуществляет Государственное учреждение по проведению государственной вневедомственной экспертизы Минтранса России (далее - Росдорэкспертиза).

3.7. Органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации проводят государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог III - V категорий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

3.8. В отдельных случаях для проведения комплексной экспертизы проектов на строительство и реконструкцию крупных и сложных дорожных объектов, когда реализация проекта может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких субъектов Российской Федерации, в соответствии с Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.93 N 942, могут быть созданы межотраслевые экспертные комиссии с участием представителей всех заинтересованных экспертных органов. Сводное заключение должно быть подписано руководителями всех участвующих экспертных органов.

4. Порядок представления проектных

материалов и организация проведения государственной

экспертизы дорожных проектов

4.1. До представления предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу заказчики дорожных проектов обязаны проверить ее комплектность, наличие всех необходимых согласований, соответствие утвержденному техническому заданию, а также провести рассмотрение и экспертизу проектных решений с подготовкой соответствующего заключения, подписанного руководителем или главным инженером организации Заказчика.

4.2. Заказчики предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, мостов и других дорожных сооружений на федеральных автомобильных дорогах по объектам, подлежащим государственной экспертизе в Главгосэкспертизе и Росавтодоре, с учетом положений раздела 3 настоящего Положения представляют дорожные проекты в Росавтодор с положительным заключением по представленной документации.

4.3. Представление предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию федеральных объектов на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу осуществляет Росавтодор, а по дорожным объектам, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органы, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представление на экспертизу проектов дорожных объектов в органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом субъектом Федерации.

4.4. Представленная в Росавтодор для проведения государственной экспертизы предпроектная и проектная документация направляется для рассмотрения в Росдорэкспертизу.

4.5. По объектам, подлежащим рассмотрению в Главгосэкспертизе при Госстрое России:

4.5.1. Росдорэкспертиза в недельный срок с момента получения документации:

Б) проверяет их комплектность и наличие всех необходимых согласований.

В случае выявленных указанных выше недостатков Росдорэкспертиза возвращает документацию Заказчику с соответствующей мотивировкой.

В случае выявления некомплектности или выявления недостатков в предпроектной и проектной документации, требующих доработки, Заказчик обязан возвратить эту документацию на доработку проектной организации.

4.5.2. Росавтодор после проведения регистрации и проверки представленной документации, в соответствии с п. 4.5.1 настоящего Положения, с участием соответствующего структурного подразделения Росавтодора, направляет материалы в Главгосэкспертизу при Госстрое России.

4.6. По дорожным проектам, представляемым на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу, Росдорэкспертиза готовит свое экспертное заключение, которое в соответствии с установленным порядком направляется в Главгосэкспертизу не позднее 30 дней с даты направления документации на экспертизу.

4.7. Росдорэкспертиза, соответствующие структурные подразделения Росавтодора, организации - заказчики предпроектной и проектной документации участвуют в ее рассмотрении и подготовке сводного заключения Главгосэкспертизой.

4.8. По объектам, подлежащим рассмотрению Росавтодором, Росдорэкспертиза в срок не более 15 дней:

А) регистрирует представленные документы;

Б) проверяет комплектность документации и наличие всех согласований;

В) готовит и предварительно согласовывает с Заказчиком проект договора о проведении экспертизы;

Г) направляет Заказчику:

Проект договора о проведении экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям);

Уведомление о сроках представления недостающих материалов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).

4.9. При неполучении от Заказчика в течение 30 дней подписанного им договора о проведении экспертизы или непредставлении Заказчиком в указанный срок запрашиваемых документов государственная ведомственная экспертиза не проводится, а все документы в 7-дневный срок возвращаются Заказчику.

4.10. Проведение государственной экспертизы дорожных проектов осуществляется Росдорэкспертизой по поручению Росавтодора в следующем порядке:

А) регистрация и предварительное рассмотрение документации с учетом п. 4.5.1 настоящего Положения;

Б) подготовка и заключение договора с Заказчиком на проведение экспертизы (п. п. 4.8 и 4.9 Положения);

В) подготовка заключения и направление его Заказчику;

Г) рассмотрение Заказчиком с участием проектной организации замечаний Росдорэкспертизы и подготовка сводки замечаний;

Д) рассмотрение сводки замечаний в Росдорэкспертизе;

Е) корректировка документации по замечаниям Росдорэкспертизы с подготовкой и представлением на утверждение тома "Изменения и дополнения по замечаниям экспертизы";

Ж) подготовка и утверждение сводного заключения государственной экспертизы.

4.11. Заключение Росдорэкспертизы по проектной (предпроектной) документации направляется Заказчику документации.

Для подготовки экспертного заключения Росдорэкспертиза вправе привлекать независимых экспертов.

4.12. После получения заключения Росдорэкспертизы Заказчик обязан в месячный срок с участием проектной организации рассмотреть замечания, подготовить том с изменениями и дополнениями в проектную документацию, сводку замечаний по заключению экспертизы и представить эти документы для окончательного рассмотрения.

Том с изменениями и дополнениями должен содержать описание изменений и дополнений, внесенных по замечаниям экспертизы, чертежи (при необходимости), сводку рассмотрения замечаний экспертизы, а также таблицу сравнения основных технико-экономических показателей по представленному проекту и проекту, рекомендуемому к утверждению.

4.13. В случае, если Заказчик не смог обеспечить корректировку документации в указанные выше сроки, документация считается возвращенной на доработку.

4.14. При необходимости, по инициативе Заказчика, вопросы, связанные с рассмотрением дорожных проектов, могут обсуждаться на рабочих совещаниях в Росдорэкспертизе с участием соответствующих структурных подразделений Росавтодора.

4.15. В необходимых случаях до утверждения дорожных проектов Росавтодор вправе назначить их рассмотрение на Техническом совете Росавтодора.

4.16. Представление предпроектной и проектной документации на утверждение руководству Росавтодора осуществляет Заказчик в установленном порядке.

4.17. Стоимость проведения государственной экспертизы определяется на основании утвержденных в установленном порядке нормативов.

4.18. В процессе проведения государственной экспертизы по договоренности с Заказчиком могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая договоренность оформляется дополнительным соглашением. При этом общий срок проведения экспертизы не должен превышать 6 месяцев.

5. Состав документации, представляемой на экспертизу

5.1. Проекты на дорожные объекты представляются на экспертизу в составе, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в трех экземплярах (из них один - архивный экземпляр на магнитном носителе), вместе с исходными данными, разрешительной документацией, необходимыми согласованиями, заключением органа управления дорожным хозяйством, осуществляющим функции заказчика на разработку проектов, заключениями специализированных экспертных органов (государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы условий труда (при необходимости) и др.). Перечень представляемых документов указывается в сопроводительном письме.

5.2. Проекты на дорожные объекты, переработанные в соответствии с отрицательным заключением органа экспертизы, представляются на повторную экспертизу в порядке, установленном для первоначальной экспертизы.

6. Сроки проведения экспертизы

6.1. Сроки проведения экспертизы проектов на дорожные объекты принимаются в соответствии с планами, утверждаемыми ежегодно в установленном порядке в зависимости от трудоемкости экспертизы, и не должны превышать 3 месяцев.

В отдельных случаях при рассмотрении проектов крупных и сложных объектов, а также проектов, содержащих индивидуальные и экспериментальные проектные решения, указанный срок может быть увеличен по решению Росдорэкспертизы.

6.2. В случае выявления в процессе проведения экспертизы необходимости дополнительных проверок, специализированных экспертных рассмотрений в соответствии с п. п. 3.4 - 3.5 , срок проведения экспертизы может быть продлен по решению Росдорэкспертизы.

6.3. Сроки проведения повторной экспертизы проектов не должны превышать сроков первоначальной экспертизы.

6.4. Сроком начала экспертизы является дата подписания договора, окончания экспертизы - дата утверждения заключения.

6.5. Утвержденное экспертное заключение в пятидневный срок доводится до сведения соответствующих органов управления автомобильными дорогами.

7. Сводное заключение по результатам проведения

государственной экспертизы

7.1. Сводное заключение по результатам государственной экспертизы (далее - сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической безопасности, а также соответствия принятых решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении устанавливаются основные утверждаемые показатели проектной документации.

7.2. Сводное заключение подготавливается органом экспертизы с учетом заключения (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов.

7.3. Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных выводов специализированных экспертиз и содержит рекомендации к утверждению проекта. Утверждение предпроектной и проектной документации без положительного сводного заключения не допускается.

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Составлены отделом
проектного обеспечения и экспертизы
Главдорупра

Москва 1990

Приказом Минавтодора РСФСР от 5.04.89 № 4 утверждение проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения стоимостью до 4 млн. рублей возложено на автодоры и автомобильные дороги. В связи с этим экспертиза этих объектов должна производиться создаваемой в автодорах и автомобильных дорогах экспертной службой.

В целях оказания методической помощи этой службе Министерство направляет разработанные Отделом проектного обеспечения и экспертизы Рекомендации по проведению экспертизы TЭP проектов, рабочих проектов на строительство реконструкцию автомобильных дорог.

Заместитель министраГ.И. Лонцов

Общие положения

Главными задачами экспертных работников является:

Обеспечение проведения в установленном порядке экспертизы технико-экономических расчетов, проектов, рабочих проектов и смет (в дальнейшем именуется проектно-сметная документация) на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, титульных мостовых переходов, зданий и сооружений на высоком научно-технической уровне с учетов применения в проектировании достижений научно-технического прогресса, рационального и экономного использования материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов, достоверного определения сметной стоимости строительства;

Осуществление контроля за соблюдением в технико-экономических расчетах, проектах и сметах государственной инвестиционной политики, за комплексным решением вопросов строительства и охраны окружающей среды.

1 Порядок проведения экспертизы в утверждения документации

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.03.89 № 90, постановлением Совета Министров РСФСР от 07.05.88 № 174, приказами Минавтодора РСФСР от 05.04.89 № 4, от 06.06.88 № 3, от 19.12.89 № 167-ор установлен следующий порядок экспертизы и утверждения проектно-сметной документации:

5.2. Заключение подписывается лицом, проводившим экспертизу и руководителем экспертного подразделения и является основанием для утверждения проектно-сметной документация.

5.3. Утверждение проектно-сметной документации оформляется приказом, решением, протоколом, подписанными руководителям организаций согласно настоящих Рекомендаций.

5.4. Распорядительные документ об утверждении документации и заключение экспертизы направляются проектной организации и представляются в финансирующий Промстройбанк для открытия финансирования.

6 Корректировка проектов по замечаниям экспертизы

6.1. Корректировка проектно-сметной документация по замечаниям экспертизы производится в месячный срок в соответствии с порядком, изложенным в письме Минавтодора РСФСР от 22.10.84 № НА-4/607 и методическими рекомендациями, утвержденными Госстроем СССР и Стройбанком СССР (приложение ).

6.2. В случае некачественной и несвоевременной корректировки проектной документации к проектным организациям по представлению органов экспертизы применяются санкции со стороны Промстройбанка (письмо Госстроя РСФСР, Роспромстройбанка, Росжилсоцбанка см. приложение ).

Приложение:


Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования
(утв. Минтрансстроем СССР 31.07.87).

Приложение № 3

Председатель совещания-_______________________________

(Ф.И.О)

Секретарь совещания-_______________________________

(Ф.И.О)

Присутствовали-_______________________________

(т.т.)

Повестка дня: рассмотрение технико-экономического расчета

строительства (реконструкции)

_______________________________________________________

(наименование объекта)

Постановили: утвердить технико-экономический расчет

строительства (реконструкции) _______________________________________

(объект)

рассмотренный по заключению от ____________________________________

со следующими основными показателями:

протяженность (км)__________

ширина земляного полотна (м)__________

тип покрытия__________

габарит моста__________

схема моста__________

расчетная стоимость (тыс. руб.)__________

в том числе строительно-монтажных работ__________

Председатель совещания ____________________

(подпись)

Секретарь совещания____________________

(подпись)

Заключение №

по технико-экономическому расчету

строительства (реконструкции)

автомобильной дороги (мостового перехода)

____________________________________________

(наименование объекта)

1. Заказчик документации

2. Генеральная проектная и строительная организации

__________________________________________________________________________

(наименование организаций, их ведомственная принадлежность)

3. Основание для проектирования

__________________________________________________________________________

(постановление, решение, план работ по ТЭР, задание, утвержденное…)

4. Характеристика существующих условий

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

состояние рассматриваемого участка дороги, моста,

__________________________________________________________________________

условия безопасности движения и т.п., экономические связи

__________________________________________________________________________

на расчетную перспективу, расчетная интенсивность движения)

__________________________________________________________________________

(краткое описание основных проектных решений, в том числе:

__________________________________________________________________________

протяженность, ширина земляного полотна, габарит моста, конструкция дорожной

одежды, схема моста, конструкции опор и пролетных строений, методы организации

строительства, транспортная схема, продолжительность строительства)

6. Мероприятия по охране окружавшей среды

__________________________________________________________________________

(краткая характеристика предусмотренных мероприятий)

7. Экономическая целесообразность запроектированного объекта

__________________________________________________________________________

(указываются определённые в ТЭР коэффициент экономической эффективности,

__________________________________________________________________________

срок окупаемости капиталовложений и сравниваются с нормативными показателями)

8. Экономия и рациональное использование материальных ресурсов

__________________________________________________________________________

(указывается потребности по ТЭ P в основ ax строительных материалах:

__________________________________________________________________________

цементе, металле, битуме, а также размер экономии

по сравнению с базовыми показателями)

9. Сметная стоимость

__________________________________________________________________________

(заявленная сметная стоимость по представленному ТЭР,

__________________________________________________________________________

сравнение с нормативами удельных капвложений стоимость 1 км дороги,

1 кв.м. моста, сравнение с аналогами)

10. Соответствие проектных решений заданию, СНиП,
достижениям научно-технического прогресса в отрасли

__________________________________________________________________________

(указать соответствие или несоответствие при отступлении от СНиП

указать причины и соответствующее обоснование)

11. Изменения, внесенные по замечаниям экспертизы

__________________________________________________________________________

(краткое изложение замечаний и внесённых изменений или уточнений)

12. Выводы

(для автомобильной дороги)

протяжение (км)______________

ширина земляного полотна

и проезжай части (м)______________

покрытие______________

(для титульного мостового перехода)

длина мостового перехода (км)______________

в том числе длина моста (м)______________

габарит моста______________

ширина земляного полотна подходов (м)______________

тип покрытия на подходах______________

схема моста______________

пролетные строения опоры ____________________________________

(материал, № типового проекта)

расчетная стоимость (тыс. руб.)______________

в том числе строительно-монтажных работ______________

продолжительность строительства (мес.)______________

подпись исполнителя и руководителя отдела______________

дата______________

Приложение № 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
(Госстрой СССР)

Госстрой СССР рассмотрел письмо Минавтодора РСФСР и считает возможным, в порядке исключения, разрешить разработку рабочей документации (без выполнения проектов) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Сибири и Дальнего Востока, Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского районов, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей, а также Башкирской АССР по утвержденным технико-экономическим расчетам (обоснованиям) при наличии договорных цен, установленных на основании расчетных стоимостей строительства, и согласия генеральных подрядных организаций (при подрядном способе строительства).

Объемы указанной документации и сроки ее передачи в производство, учитывающие технологическую последовательность г конкретные условия строительства, определяются в договорах на выполнение проектно-изыскательских работ.

Заместитель Председателя

Госстроя СССРА.В. Чернышев

Приложение № 5

В связи с поступающими запросами Минавтодор РСФСР разъясняет, что действие письма Госстроя СССР от 06.06.88 г. № 22-Д "О проектировании объектов стройиндустрии и предприятий промышленности и строительных материалов" распространяется на подведомственные организации Министерства.

В целях ускорения развития строительной индустрии и промышленности строительных материалов, увеличения выпуска прогрессивных материалов и конструкций заказчик по согласованию с генеральными подрядными и проектными организациями осуществляет разработку рабочей документации на строительство объектов собственной производственной базы и предприятий по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций непосредственно на основе утвержденных технико-экономических обоснований (технико-экономических расчетов) и установленной договорное цены. Необходимость составления смет в составе рабочей документации определяется в договоре.

Заказчик и генподрядчик принимает решение о составе и содержании проектной документации и сроках ее разработки в зависимости от конкретных условий сооружения объектов и технологической последовательности строительства.

Приложение № 6

Практика применения в 1988 году Прейскурантов на потребительскую единицу строительной продукции на сооружение автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР для определения стоимости строительства показала резкое увеличение ее по сравнение с нормативами удельных капитальных вложений.

Минавтодор РСФСР предупреждает, что пределом оценки стоимости строительства объектов является нормативы удельных капитальных вложений.

Если стоимость строительства, рассчитанная по прейскуранту, выше чем стоимость объекта по нормативам удельных капитальных вложений, то за основу принимается последняя.

Заместитель МинистраА.А. Надежко

Приложение № 7

Минавтодор РСФСР доводит для сведения и руководства письмо Российской республиканской конторы Стройбанка СССР и Госстроя РСФСР от 01.10.84 № 15-123/4 "О порядке корректировки проектов по замечаниям экспертизы", которым сообщается, что Госстрой РСФСР указания от 10.01.84 № 15-10/4 в целях повышения качества проектов и материалов их экспертизы установил порядок корректировки проектов по заключениям экспертизы, обеспечивающий постоянный контроль за проведением этой работы и более полное отражение в ежегодной отчетности показателей эффективности капитальных вложений, снижения материалоемкости и энергоемкости и достоверности сметной стоимости строительства.

Несмотря на эти указания Госстроя РСФСР, данные по результатам корректировки проектов по замечаниям органов экспертизы поступают не в полном объеме, в большинстве случаев с нарушением установленных сроков, без необходимых технико-экономических показателей и откорректированной сметной документации, что не дает возможности экспертным подразделения установить качество доработанных проектов и обеспечить должный контроль за этой работой учреждениями Стройбанка СССР.

Учитывая изложенное, Российская республиканская контора Стройбанка СССР и Госстрой РСФСР считают необходимый повысить контроль за своевременной корректировкой проектов и требовать от заказчиков представления материалов корректировки в необходимом объеме в установленные сроки. В случаях нарушения этих требований применять к заказчикам я проектным организациям санкции, предусмотренные совместным письмом Госстроя СССР и Стройбанка СССР от 29.09.82 № АБ-5423-20/14 и от 24.09.82 № 255.

Сведения о непредставлении материалов корректировки или представлении их с нарушением установленных объемов и сроков должны сообщаться экспертными подразделениями Финансирующим учреждениям Стройбанка СССР.

Заместитель МинистраА.А. Надежко

Краткие методические рекомендации по составление корректирующей записки к проекту после доработки по замечаниям экспертизы

1. Заказчик проекта после получения заключения местного органа экспертизы или Главгосэкспертизы Госстроя РСФСР по проектам, рассмотренным в порядке выборочного контроля, поручает проектной организации в установленные сроки внести изменения в. проектную документации по технический решениям и сметам, а также дополнить необходимыми документами (копиями), отсутствие которых отмечено в экспертных заключениях.

2. В отдельных случаях, когда заказчик и проектная организация считают возможным доказать правильность принятых проектных решений, необходимо по каждому из них привести соответствующие обоснования со ссылкой только на нормативные документы или на дополнительные расчеты с приложением копий этих расчетов.

3. Если при доработке проекта возникает необходимость выпуска дополнительных чертежей или внесения изменений в ранее выпушенные, то они должны входить в состав корректирующей записки. Изменения, внесенные в ранее выпущенные чертежи, представляются вместе с соответствующими чертежами утвержденного проекта.

4. После внесения изменений в графическую часть проекта (выпуск дополнительных чертежей или исправленных ранее выпущенных) составляются или корректируются локальные и объектные сметы, соответственно сводный сметный расчет (сводная смета) и пересчитываются основные технико-экономические показатели (удельные капитальные вложения, расход основных строительных материалов: цемент, металлопрокат, лесоматериалы, расход энергетических ресурсов - тепловой и электрической энергии- и другие показатели, предусмотренные эталоном экспертного заключения). Все показатели должны сопоставляться с ранее утвержденными, что позволит выявить экономический эффект после корректировки проекта. Необходимо также приложить краткую пояснительную записку с описанием выполненной работы по корректировке проекта по отдельным разделай и пунктам сводного экспертного заключения.

5. Корректирующая записка выпускается как дополнительный том к проекту и должна иметь тот же индекс, что и основной проект и после согласования ее с органами экспертизы включается в состав проекта и представляется финансирующей конторе Стройбанка СССР, а также направляется заказчику в количестве экземпляров, предусмотренном п. 4.29 СН 202-81 (теперь СНиП 1.02.01-85 п. 2.1).

6. Примерный состав корректирующей записки:

а) краткая пояснительная записка, в которой приводится описание всех дополнений и изменений, внесенных в проект по замечаниям экспертного органа;

б) копии документов, отсутствие которых было отмечено в экспертном заключении;

в) дополнительные расчеты (при необходимости), а также ссылки на СНиП и другие нормативные документы;

г) дополнительно выпущенные или исправленные чертежи, а также соответствующие чертежи утвержденного до внесения изменений проекта;

д) локальные или объектные сметы (вновь составленные или откорректированные в связи с выпуском или исправлением ранее выпущенных чертежей);

е) сопоставительная таблица технико-экономических показателей.

7. Корректирующая записка, не отвечающая по объему и содержанию указанным выше кратким методическим рекомендациям, Госстроем РСФСР к рассмотрению не принимается, а к заказчику и проектной организации будут приниматься санкции, предусмотренные письмом Госстроя и Стройбанка СССР от 29.09.82 № АБ-5423-20/14 и от 28.09.82 № 255.

8. Корректирующая записка подписывается заказчиком и проектной организацией и направляется заказчиком в органы экспертизы после согласования в соответствии с СН 202-81 (СНиП 1.02.01-85 п. 5.1).

Приложение № 8

О мерах по повышению качества

предпроектной и проектно-сметной документации

Анализ результатов экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации свидетельствует., что проектные организации допускают передачу заказчикам недоброкачественной проектной продукции, содержащей грубые нарушения нормативных требований по составу и содержанию, с низкий техническим и экономический уровней.

Так, из-за некачественной разработки Главгосэкспертизой РСФСР было возвращено заказчикам на доработку в 1988 году - 58% документации, больше чем в 1987 году на 10 процентов.

Высокая доля возвращаемых на доработку проектов свидетельствует о формальной подходе проектных организаций к внедрению через проекты научно-технических достижений. При проектировании не проводится глубокий анализ на основе данных по передовому зарубежному и отечественному опыту, технико-экономических показателей предприятий и отдельных производств, качества намечаемой к выпуску продукции, специализации и кооперирования производства, целесообразности создания дополнительных мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения вместо нового строительства и расширения предприятия. При разработке технологической части проектов практически не привлекаются специализированные проектные и научно-исследовательские организации. Недостоверно определяется стоимость строительства.

Проведенные проверки показали, что проектные организации не несут экономической ответственности за выпуск недоброкачественной проектной продукции.

При этом ее доработка по требованиям экспертных органов осуществляется также неудовлетворительно и несвоевременно, что крайне отрицательно сказывается на обеспечении строек качественной проектно-сметной документацией, а зачастую приводит к срыву сроков строительства и ввода в эксплуатацию важнейших объектов, предусмотренных планами капитального строительства.

В то же время, проектные институты и организации заказчики неоправданно завышают стойкость проектных работ при определении договорных цен на них, в частности устанавливаются повышающие коэффициенты на вариантные проработки проектных решений, надбавки за качество и эффективность разрабатываемой документации, что в последующем не подтверждается при рассмотрении документации экспертными органами.

В целях повышения экономической ответственности проектных институтов, заказчиков за качество проектов, их комплектностью и полнотой разработки, а также своевременной доработкой по замечаниям и рекомендациям экспертизы, Госстрой РСФСР, Российский республиканский банк Промстройбанка СССР, Российский республиканский банк жилсоцбанка СССР сообщают, что в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 23 июля 1987 г. № 841 и Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1987 г. № 386 в случаях некачественной разработки проектов или их разделов, а также при несвоевременной их корректировке к проектным организациям по представлениям органов экспертизы будут применяться санкции (наложение штрафа, списание стоимости оплаченного проекта с расчетного счета проектной организации и восстановление ее лишь после устранения всех замечаний), предусмотренные ст. 17 п. 3 Закона о государственном предприятии (объединении), п. 2 постановления Совета Министров СССР от 16.09.85 № 911, п. 20 инструкции Стройбанка СССР от 4.05.82 № 27.

В соответствии с просьбой Минавтодора РСФСР и с целью сокращения сроков прохождения проектно-сметной документации на строительство (реконструкции) автомобильных дорог общегосударственного значения от разработки до утверждения руководством МВД СССР принято решение о передаче функций по согласованию проектов сметной стоимостью менее 4 млн. рублей управлениям (отделам) ГАИ МВД автономных республик, УВД крайоблисполкомов Российской Федерации (письмо МВД СССР от 19.12.89 № 27/г-606к).

Одновременно сообщаем, что проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного значения сметной стоимостью 4 млн. рублей я более будет согласовываться Управлением Госавтоинспекции МВД РСФСР.

Начальникп/пЭ.М. Ваулин