Осетинская кухня: богатая история, вкуснейшие рецепты и блюда. Край изобилия: семь рецептов осетинской национальной кухни Осетинская кухня рецепты 2 блюд


Уалибах, фыдджин, цахтон и лывжа - самые вкусные осетинские блюда

Уалибах, фыдджин, цахтон и лывжа - самые вкусные осетинские блюда

Уалибах

Самый распространенный пирог — уалибах, с осетинским сыром. Вот его рецепт от шеф- повара чайханы «Торне» Юрия Вайса. На один пирог потребуется:

Для теста: пшеничная мука 400 гр., дрожжи сухие 1 ч.л., кефир 2 стакана, молоко 1/2 стакана, масло сливочное растопленное 20 гр.- для смазывания пирога, песок сахарный 1 ч.л., соль.
Смешиваем в стакане сухие дрожжи, сахар, 1 ч. л. пшеничной муки, перемешиваем и добавляем теплое молоко. Оставляем на 10-15 минут, пока не поднимется пенка.

Пшеничную муку просеиваем, делаем в середине углубление, в которое вливаем свежий кефир, кладем соль, смесь дрожжей с молоком и замешиваем мягкое тесто. Накрываем его чистой тканью и ставим в теплое место на 2-3 часа.

Для начинки: 300 гр. осетинского сыра надо отжать от остатков сыворотки, тщательно размять (масса должна быть однородной и эластичной), посолить, хорошо перемешать. На мой вопрос, «где вы берете осетинский сыр», Юрий Вайс хитро щурится и улыбается: «есть хороший человек в Подмосковье, осетин, у него свое хозяйство».

Готовое тесто раскатать в лепешки толщиной 0,5-1 см. На середину кладем сырную начинку, разравниваем ее, затем края лепешки постепенно стягиваем к центру и соединяем. Нажимом ладони разравниваем поверхность пирога и, перевернув его швом вниз, еще раз разравниваем. В результате пирог должен иметь ровную поверхность, одинаковую толщину (около 2 см) и округлую форму. Пирог укладываем на подогретую, слегка смазанную маслом форму. Выпекаем в духовке, до золотистого цвета, затем вынимаем, смазываем растопленным cливочным маслом. Подаем к столу горячим.





Фыдджын

Один из самых любимых осетинами пирогов — фыдджын, пирог с мясом. Тесто для него готовят так же, как и для уалибаха. А вот рецепт начинки:
500 гр. не слишком постного мяса (говядины или баранины) пропустить через крупную насадку мясорубки. Добавить мелко нарезанную ножом среднюю луковицу, 2 измельченных зубчика чеснока, посолить и поперчить. Хорошо перемешать фарш руками и оставить на полчаса.

Формировать фыдджын можно двумя способами. Первый - также как уалибах и остальные виды осетинских пирогов. Второй - раскатывая 2 тонких слоя теста. Один укладывается на сковородку, на него фарш, сверху второй слой теста. В этом случае края слоёв защипывают и заворачивают внутрь, затем разравнивают поверхность пирога, а посередине делают отверстие для выхода пара. Готовый пирог смазывают растопленным сливочным маслом и подают горячим.

Лывжа

Кроме непременных трех пирогов, без которых немыслимо осетинское застолье, в кухне этого народа наиболее любимы блюда из мяса. Это чаще всего баранина или говядина. Меньше едят свинину и птицу. Если вы хотите угостить выходца из Осетии, приготовьте ему лывжу. Это универсальное блюдо из тушеной баранины с картошкой — нечто среднее между густым супом и жаркое. В зависимости от количества бульона оно может служить первым или вторым блюдом. Юрий Вайс, готовя его, орудует ножом ловко, артистично. И говорит так, как будто поэму читает: про мясо, про ароматные травы и про вкусовые пристрастия осетин. Вот рецепт его лывжи:

900 гр не постной бараньей мякоти, лучше от задней части, надо порезать кусками размером примерно 4 на 5 см. Залить холодной водой так, чтобы она лишь закрыла мясо, и поставить на огонь. «Если вы хотите добиться ароматного, прозрачного бульона, заливать мясо надо только холодной водой, довести до кипения и сразу снять пену, — рассказывает Юрий. — Солить, перчить — это уже потом, после закипания». Пока мясо тушится в небольшом количестве воды, Юрий режет лук и картофель. На 900 гр. баранины надо 400 гр. картофеля, 100 гр. репчатого лука.



«На Кавказе все овощи, и тем более картофель нарезают крупно. Так лучше ощущается вкус продукта, — объясняет Юрий. — Есть отдельное удовольствие в том, чтобы разломить готовую картофелину, распробовать ее текстуру, насладиться вкусом». Картофель он режет пополам, а репчатый лук, наоборот, мелко, чтобы он отдал в бульон свой аромат. «В Осетии нет традиции пассеровать лук, его кладут в блюдо сырым», — говорит Юрий.

Теперь настает время зелени. Юрий приносит целый букет: петрушка, кинза, орегано(душица). Он отделяет листочки руками, стебли можно, связав ниткой, положить в бульон, а после того, как они отдадут свой аромат, аккуратно достать их.

— Листья мы рвем на кусочки руками, ножом пользоваться нельзя, от соприкосновения с металлом вкус зелени получается совсем не тот, — говорит Юрий, быстрыми движениями измельчая зелень.
— А если взять керамический нож?
— Нет, все равно не годится. Когда я отрываю листочки, я одновременно пережимаю черешки, на которых они держатся. Как бы запечатываю сок внутри. Видите, доска остается сухой. Если бы мы измельчали зелень ножом, половина сока, а вместе с ним почти все эфирные масла остались бы на разделочной доске.

Когда мясо почти готово, Юрий солит блюдо, добавляет черный перец, закладывает картофель и репчатый лук. Теперь это все должно приготовиться за 15-20 минут. И тогда наступает очередь специй и зелени. Сперва чабер. Эта сухая травка просто перетирается в порошок ладонями над кастрюлькой. После этого бульон кипит еще несколько секунд. Измельченную руками зелень добавлять надо в самый последний момент, когда блюдо уже снято с огня.





Подают Лывжу в глубокой посуде.
— Я очень люблю подавать лывжу в глине, поскольку толстостенная глиняная посуда с крышкой держит температуру до часа и более, как будто блюдо только что с огня. Вы можете неспешно беседовать, а ваша лывжа останется такой же горячей и ароматной.

Цахтон

К любому мясу, и к лывже тоже, необходим цахтон. Это очень густой и острый соус на основе домашней сметаны. Юрий достает густую домашнюю сметану. В ней не просто ложка стоит, шеф-повар демонстрирует, как сметана не падает с перевернутой ложки.

«В осетинской кухне, если мы хотим получить ее настоящий вкус, важно, чтобы все продукты были как дома. Если сметана, то самая лучшая, если сыр — то только свежий, осетинский», — говорит он. Для цахтона нужен маринованный жгучий перец вместе с листьями. Его заготавливают в Осетии с осени, листья и плоды. «Такую заготовку мне привозят с Родины, но и в Москве на рынках, поискав, его можно найти, — говорит Юрий. Маринованные листья надо перебрать руками, чтобы не попали жесткие части стеблей. Затем крупно нарезать. Добавить сметану. В принципе, готовят и с домашним кефиром. Это тоже вкусный вариант.

Затем подсолить по вкусу, в зависимости от того, насколько солон маринованный перец-основа. Добавить черный перец-для запаха. И, наконец, последний штрих: Юрий достает мелкий, очень острый красный перец и измельчает его в пыль ладонями, добавляя в блюдо. «Это перец «птичий глаз», достаточно всего одного маленького стручка. Теперь у меня весь день будет чуть печь кожу рук, — улыбается он.






Источник http://mir24.tv/news/lifestyle/8084882

Осетинская кухня уникальна и многообразна. Однажды попробовав относящиеся к ней блюда, хочется повторить! Хорошо, что существует масса рецептов, по которым каждый человек способен приготовить у себя дома традиционное кавказское угощение. Нужно лишь собрать определенные ингредиенты и следовать инструкциям. И сейчас речь пойдет о самых популярных блюдах и рецептах их приготовления.

Лепешки с начинкой: ингредиенты

В первую очередь осетинская кухня известна именно ими. Пироги в виде лепешек с нежным тестом и сочной начинкой любит каждый, кто их пробовал. Для приготовления нужны следующие продукты:

  • Мука. 500 г.
  • Кефир. 200 мл.
  • Вода. 100 мл.
  • Раст. масло. З0 мл.
  • Дрожжи. 1 пакетик.
  • Сахар. 1 ч. л.
  • Соль. 0.5 ч. л.

Это для теста. Ho еще нужна начинка! Осетинские пироги делают с совершенно разными наполнениями - с сыром, фруктами, ягодами, капустой… Но данный рецепт подразумевает приготовление начинки из следующих продуктов:

  • Фарш из свежей говядины. 1 кг.
  • Лук. 1 головка.
  • Чесночные зубчики. 2 шт.
  • Кипяченая вода. 100 мл.
  • Кориандр. 1 ч. л.
  • Пучок свежей кинзы.
  • Соль и перец по желанию.
  • Немного сливочного масла.

Из указанного количества ингредиентов получится три пирога. В соответствии с осетинскими традициями, лепешки для застолий пекут в нечетном количестве. В четном - только для траурных дат.

Приготовление

Итак, в соответствии с самым популярным рецептом осетинской кухни, первым делом надо замесить тесто. Действия следующие:

  • В отдельной емкости надо смешать воду с кефиром и добавить туда сахар с солью. Тщательно перемешать.
  • Добавить туда предварительно просеянную муку с дрожжами.
  • Вымесить вязкое тесто. Оно будет липнуть к рукам - это нормально. Для раскатывания осетинских лепешек не используют скалку. С тестом работают руками.
  • Прикрыть емкость полотенцем и оставить на некоторое время.

Пока тесто поднимается, надо приготовить начинку. Фарш смешать с мелко нашинкованным луком и толченым чесноком, добавить рубленую кинзу, посыпать кориандром, солью и перчиком. Сверху влить воду, можно заменить ее бульоном. После этого хорошенько вымесить фарш. Должна получиться сочная однородная масса.

Тесто к тому времени подойдет. Его нужно выложить на стол, хорошенько присыпанный мукой. Поделить на З равные части. Каждую превратить в лепешку.

В центр горкой выложить начинку. Потом края теста защипнуть, подтянув их к центру. Осторожно сплюснуть шарик, перевернуть. И после этого нужно начать медленно его растягивать. До тех пор, пока не получится лепешка. Главное - не порвать тесто. Можно помочь себе круглыми досками или противнями.

Когда лепешка будет готова, в центре надо сделать маленькое отверстие. Готовить при температуре в 200 °С приблизительно 20 минут. Вынув из духовки, бросить сверху кусочек масла.

Соус цахтон

Вкуснейшая заправка, которую в лучших традициях осетинской кухни готовят на основе мацони. Этот соус универсален - его намазывают на хлеб, маринуют в нем мясо, заправляют им салаты. Для приготовления понадобятся:

  • Острый стручковый перец. 100 г.
  • Свежая кинза. 100 г.
  • Мацони (можно заменить сметаной). 250 мл.
  • Чеснок. 2 зубчика.
  • Хмели-сунели. Одна щедрая щепотка.
  • Соль и перец по желанию.

Сначала нужно вымыть и просушить зелень, после чего как можно мельче ее нарубить. Потом надо заняться перцем. Каждый стручок помыть и разрезать, удалить перепонки и семена, а затем опустить его в кипящую воду на З минуты. Затем выложить и остудить.

Потом перец надо либо пропустить через мясорубку, либо измельчить с помощью блендера. To же самое сделать с орехами и чесноком. Получившуюся массу добавить в мацони, туда же засыпать кинзу. Присыпать солью и перцем, добавить хмели-сунели. Тщательно перемешать, охладить и можно подавать.

Мясо по-осетински

Нельзя не рассказать и об этом рецепте. Какая же осетинская кухня без мяса! Для того чтобы приготовить его в соответствии c традициями, потребуются:

  • Соус цахтон, сделанный по вышеуказанному рецепту.
  • Свежая говядина (задняя нога или же грудинка). 0.5 кг.
  • Вода.
  • Петрушка, укроп, кинза, зеленый лук.

Итак, сначала нужно очистить мясо от сухожилий, пленок и костей. Потом выложить его в емкость для варки и залить чистой водой так, чтобы она его покрыла полностью. Поставить на сильный огонь и быстро довести до кипения, после чего убавить пламя до минимума. Накрыть емкость крышкой.

Нужно не забывать снимать пену и жир, которые собираются сверху. Иначе мясо будет неприятно пахнуть или даже горчить.

Когда оно прокипит, нужно добавить соль и специи по желанию. А затем довести мясо до полной готовности. Оно должно стать мягким.

Приготовленное мясо потом выкладывают на блюдо и немного солят. Когда оно остынет, нарезают и обильно посыпают зеленью. Подают на большом блюде с соусом цахтон. Соус необходимо выложить в отдельную емкость.

Куриный суп карчы лывжа

Перечисляя рецепты блюд осетинской кухни, нельзя не затронуть вниманием и это горячее кавказское угощение. Карчы лывжа понравится даже тем людям, которые не являются любителями супов. Для приготовления понадобятся:

  • Крупная курица.
  • Картофель. 0.6 кг.
  • Острый перец чили. 2 шт.
  • Чеснок. 1 головка.
  • Соль. 5 г.
  • Молотый черный перчик. 15 г.
  • Свежий укроп. 1 ст. л.
  • Морковка. 1 шт.

Первым делом надо заняться картошкой. Каждую из них поделить на четвертинки. Затем мелко нарубить чеснок и лук. Морковку порезать кубиками. Перец чили превратить в однородную массу при помощи блендера.

Потом можно приступать к птице. Курицу нарезать порционно и отправить ее в кастрюле на большой огонь. Варить не до готовности! Когда вода закипит, ее надо слить, набрать в кастрюлю новой и опять поставить на огонь.

Что дальше? Когда новая вода закипит, можно заложить туда картошку, морковь, перец и зелень, присолить по вкусу и варить на среднем огне. По истечении 25 минут добавить чеснок и перец. Подержать еще 15 мин. Потом кастрюлю можно снимать. Разлить суп по тарелкам, посыпать сверху зеленью и подавать.

Аджика

Традиционная зимняя заготовка осетинской кухни. Понадобятся:

  • Томаты. Одно кило.
  • Яблочки. Одно кило.
  • Чеснок. 0.2 кг.
  • Болгарский перец. 0.З кг.
  • Перец чили. 100 г.
  • Кинза и базилик. Один пучок.
  • Соль. 30 г.

Все овощи нужно помыть и почистить (кроме зелени и помидоров), у яблок удалить сердцевины. Пропустить их через мясорубку, присыпать солью. Тщательно перемешать массу. Дать настояться 10 минут. Потом еще раз перемешать, разложить по стерильным сухим банкам и закрыть. Хранить в холодильнике.

Каша дзыкка

О приготовлении этого блюда тоже стоит упомянуть, раз речь идет о рецептах осетинской кухни (с фото). Для приготовления такой каши потребуются:

  • Кукурузная мука. 250 г.
  • Сметана высокой жирности. 1 кг.
  • Соль. 1 ч. л.

Сметану нужно выложить в емкость и отправить ее на средний огонь вариться. Нужно ee помешивать, ни на секунду не отходя от плиты.

Когда сметана закипит, нужно начать порционно всыпать муку. Помешивать, чтобы не образовались комки. Потом добавить соль.

Продолжить варить, все еще помешивая. Масса должна перестать липнуть к стенкам емкости. B процессе удастся заметить выделение топленого масла.

Подают дзыкку горячей и с хлебом. Она получается очень вкусной, но жирной, так что порции лучше делать небольшими.

Пиво

Раз речь идет о рецептах блюд осетинской кухни, то нельзя не рассказать и о данном хмельном напитке. Пиво этого кавказского народа знаменито своим неповторимым вкусом. A для самих осетин напиток имеет сакральное значение. Ни один праздник не обходится без пива! Для его приготовления понадобятся:

  • Вода. 10 л.
  • Хмель. 50 г.
  • Caxap. 1 ч.л.
  • Ржаной хлеб. 1 буханка.
  • Дрожжи пивные. 4 ст. л.
  • Крупа перловая или солод. З кг.

В соответствии с рецептом осетинской кухни, сначала нужно измельчить солод/крупу и обжарить на сухой сковороде, пока масса не станет темно-коричневой. Потом вылить в большую емкость воду и вскипятить ее. Засыпать туда солод/крупу и продолжить варить на большом огне в течение часа. Вода будет кипеть, так что придется постоянно помешивать массу.

По истечении часа надо процедить жидкость и вновь отправить емкость на огонь. Всыпать сахар, перемешать. Добавить хмель. Варить около 3-4 часов, пока не испарится 2-3 сантиметра жидкости. Когда уварка произойдет, можно снимать емкость с огня и добавлять измельченный черствый (или высушенный в духовке) ржаной хлеб.

Дать массе остыть. Пол-литра вылить в отдельную емкость и разогреть ее до комнатной температуры. Развести в этой жидкости дрожжи, тщательно перемешать. Вылить жидкость обратно.

На 2 суток пиво, закрыв крышкой, надо оставить в теплом месте. Напиток получается вкусным, с красивым темным цветом - это видно по представленному ниже фото. С блюдами осетинской кухни по рецептам, перечисленным выше, такой напиток «прозвучит» замечательно.

Заключение

В завершение хотелось бы сказать, что осетинская кухня включает еще немало интересных и оригинальных угощений.

В Осетии, как и в любом другом кавказском регионе, широко распространен шашлык. Традиционно его готовят из мякоти молодой баранины или же говядины. Мясо крупно нарезают, посыпают крупнорубленым луком, солят, перчат, немного поливают свежевыжатым лимонным соком или сухим белым вином. Перемешать и оставить на З часа. Готовят на костре и подают с уксусом и луком.

Что еще можно вспомнить? Тот же знаменитый овсяные блюда, всяческие напитки (брага, арака́, ронг, двайно). И конечно же, пироги. Выше был отмечен лишь один рецепт, и если он понравится, то рекомендуется попробовать сделать давонджин, кабускаджин, картофджин, артадзыхон и многие другие вариации. Инструкции по приготовлению, к счастью, найти несложно.

Осетинская традиционная пища готовилась из продуктов, произведенных в условиях комплексного земледельческо-скотоводческого (зернового и мясо-молочного) хозяйства. Некоторое разнообразие в систему питания вносили продукты охоты, собирательства съедобных дикорастущих растений и рыбной ловли.

В традиционном пищевом рационе осетин они играли вспомогательную роль.

Ритуальная пища осетин включала выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво.

Ритуальный стол олицетворял картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми.

Небрежность, нечистоплотность (физическая и словесная) по отношению к хлебу, а тем более к ритуальным пирогам считалась крайне безнравственным проступком.

У осетин три пирога (с сыром) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства — бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»),

В случае траурной трапезы пироги подают четными числами — отсутствует средний пирог, символизирующий солнце.

Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх» ) и рубленого мяса (фыдджын» ).

Пироги с другими начинками из овощей являются инновацией, результатом этнокультурных взаимовлияний.

Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки.

В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами.
В зависимости от обрядового предназначения их форма варьировалась от круглой, треугольной и овальной.

Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности.

Треугольные и овальные пироги принято разламывать руками.

К традиционной выпечке относятся также:

1) Гуыдын — большой ритуальный пирог, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков (кæхцгæнæн), на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу.

Свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами (хуын).
Для выпечки гуыдына существовали специальные большие печи.
Его начиняли свежим сыром, а иногда и курятиной.

2) Куырды гуыдын — «чурек кузнецу». Гуыдын, начиненный сыром, больших размеров, который обязательно приносили сельскому кузнецу вместе с платой за выполненный заказ.

3) Фыдджын — пирог с начинкой из рубленого мяса.

Он является пищевым воплощением комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций.

Эти пироги готовились только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями.
На поминальных застольях фыдджын никогда не подавали.
Фыдджын был обязательным элементом свадебного застолья, так называемым «разгонным» блюдом, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

4) Хæбизджын — пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле.

5) Скъудаджынтæ (давонджынтæ) — пироги с зеленой черемшой.

В основном готовились и подавались на поминальных застольях.

По народным поверьям, в Великий пост в ночь на «Лаузгæнæн» (Блинные поминки), покойники отправляются далеко на небеса за «давон».
Якобы эта растительная еда заменяет у покойников фрукты.

6) Дедатæ (басылтæ) — лепешки из пшеничной муки.

К этому времени хозяйки готовят пшеничные лепешки в виде фигур людей, животных, разных предметов.

Большая именуется деда, а другие лæппынтæ, которые носят названия разных орудий: сохи, ярма, бороны и т.д.

Приготавливаются также лепешки с сыром под названием басилтæ. Если обрядовые лæппынтæ предназначались для взрослых работников, то басилтæ изготовлялись для детей, колядовавших в новогоднюю ночь.

В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи.

Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез.

Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного.

Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

Популярным мясным блюдом был шашлык — физонæг.

Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже — говядина.

Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл).

Для физонæг’а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки.

Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят.

Это — ритуальный физонæг.

Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост.

После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим.

Осетины жарили шашлык и в котле (аджы физонæг).

Физонæг этот готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное (кусартгæнджытæн).

Все известные модели питания включают хмельные напитки.

У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) — древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

Изготовление пива — сложный и длительный процесс, требующий виртуозного искусства.
Очищенный вызревший ячмень вымачивали, проращивали, превращали в богатый ферментами продукт.

Дробленный не мельнице солод заливали водой и получали сусло, которое фильтровали и кипятили с хмелем.

Отфильтрованное от хмеля и охлажденное сусло смешивают с дрожжами, после чего начинается основной процесс брожения.

В начале XIX века известный российский ученый Г.Ю. Клапрот во время путешествия по Кавказу отметил достоинства осетинского пива: «Пиво осетин — лучшее во всем Кавказе и напоминает, п

Ри условии хорошей варки, английский портер.

Несколько бутылок его были посланы князю Потемкину в Петербург, который нашел его таким хорошим, что выписал осетинских пивоваров».

Особая престижность пива и его сопоставление с духовностью, отвагой и изобилием прослеживаются в специальной «Молитве заквашивающих пиво»:

«Будь приготовлена руками
Нартовской хозяйки Сатаны!
Почетом Сидамона станет почет твой,
Отвагой Алгуза станет отвага твоя,
Изобилием Кусагона — изобилие твое!
Чистым достанься тому,
Для кого тебя приготовили.
Подобно жиру, на пользу будь тем,
Кто выпьет тебя.
Во благо тебе труды мои пойдут!
Мне же славы твоей немного».


Особенностью ритуальных возлияний было непременное заполнение сосуда.

Полная чаша представляла собой символ всех обрядов и идей, связанных с изобилием; выражала идею богатства и благополучия.

Ритуальное выпивание сопровождалось старинной застольной песней «Прими и выпей это».//«Айс æй, аназ æй».

Особый сорт пива «æлутон» осетины называли сказочной пищей, «утоляющей голод навсегда».

Для приготовления такого пива в нем варили овечьи курдюки или даже целые туши.

В исторической памяти осетин сохранилось бытование хмельного напитка из меда «ронг», но способ его приготовления не дошел до нашего времени.

Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда из мучных, молочных и растительных продуктов.

Самым популярным мучным изделием был чурек из кукурузной муки («нартхоры кæрдзын»), который готовился из круто замешанного теста в виде круглых лепешек.
Предварительно поджаренные чуреки запекались в золе.

Иногда их варили в воде («хæлтъамæтæ»).

Чурек употребляли с сыром или с кисломолочными продуктами.

Из кукурузной, ячменной, овсяной круп, из пшеничной муки готовили супы-каши, среди них наиболее распространенным были следующие:

. хамбохъ — похлебка из пшеничной муки на молоке, с добавлением топленого масла.

Она подается в горячем виде и считается женским или детским блюдом;

. бламыхъ
— овсяная мука, замешанная на квасе;

. хомыс — комок липкого теста, замешанного на овсяной муке и квасе;

. къалуа
— блюдо из теста, густо замешанного на овсяной муке и квасе.

Из овсяной муки готовили кисель — «цымгæ».

Для этого муку разводили с холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили.

Были распространены изделия из ячменного солода, обладавшего необычным сладким вкусом. Из него пекли лепешки («задын») и пироги («лакъами»).

Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу «сир».

Из зерен кукурузы и пшеницы варили кашу «дзæрна».

Важное место в питании осетин занимало молоко и молочные продукты.

Высокими вкусовыми и питательными свойствами отличался осетинский сыр, приготовленный путем заквашивания молока сычугом.

Из свежего малосольного сыра готовили изысканное блюдо осетинской кухни — дзыкка.

Растопленный в чугунном котле сыр замешивали мукой и варили до образования кашеобразной массы и выделения масла.

Это блюдо считалось женским.
В пищу употребляли и молочную сыворотку.

В летнее время из нее готовили прохладительный напиток «хуырхдон».

Из молока готовили масло, используя деревянные маслобойки или кожаные бурдюки.

Его предпочитали перетапливать.

После взбивания масла оставалась кисломолочная масса, из которой готовили творог.

Мисын употреблялся в пищу вместе с хлебом или чуреком.

Из него делали кефир («къæпыты мисын») , в основном в нагорной части.

Он применялся как питательный и прохладительный напиток.

Кефир приготовляли из коровьего или овечьего молока.

Чтобы заквасить молоко и получить из него кефир, грибки (къæпытæ) «оживляли», заливали слегка теплой кипяченой водой и выдерживали их в ней сутки.

После этого грибки вынимали, а затем переносили в молоко. Обычно в каждой горской семье имелся запас этих грибков в сушеном виде или в закваске.

К повседневным напиткам осетин относятся квас («къуымæл») и брага («махсымæ») .

Квас готовили из крупно перемолотого ячменя или проса с добавлением солода и дрожжей.

Это — напиток быстрого приготовления, не требующий длительного брожения.

Брага отличается от кваса тем, что подвергается брожению и поэтому содержит определенный процент алкоголя.

В дореволюционное время в горных районах Кавказа, в частности, в Осетии, фруктово-овощной компонент в рационе питания был представлен преимущественно дикорастущими съедобными растениями.

Они были существенным источником витаминов, минеральных солей, других необходимых элементов биологически ценного питания.

Часть плодов, ягод, орехов и трав употребляли в сыром виде, другие варили, запекали, сушили и солили.

Массовое переселение осетин на равнину и последующее развитие буржуазных форм хозяйства способствовали росту этнокультурных контактов с соседними народами. Процесс взаимодействия культур затронул все сферы повседневности и отразился на пище.

Она обогатилась продуктами полеводства и огородничества.

На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте.

Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками («картофджын» — с картофельным пюре и мягким сыром, «цæхæраджын» — с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, «къабускаджын» — с тушеной капустой и луком, «насджын» — с тыквой и луком и др.).

Картофель становился важным продуктом питания.

Он употреблялся не только в качестве самостоятельного блюда, но и стал ингредиентом традиционных видов пищи, в частности, пирогов с картофельной начинкой — картофджынтæ.

Распространились и такие виды овощных культур как фасоль (хъæдур), тыква (нас), капуста (къабуска), редька (булкъ), свекла (цæхæра) и др., также вошедшие в состав некоторых традиционных блюд.

Дальнейшее развитие получила традиция заготовки овощей и фруктов на зиму.

Этот овощной компонент пищи отражает ее суперстратный пласт.

Канукова Залина

ОСЕТИНСКАЯ КУХНЯ

У осетин с древних времен основной пищей было мясо, главным образом в отварном виде, и хлебные изделия (в основном кукурузные чуреки, а также пшеничные пироги с разной начинкой, причем количество пирогов, подаваемых на стол, зависело от назначения). Гостю, например, принято было подавать на блюде три пирога. На праздничный стол, кроме пирогов круглой формы, подавались и треугольные изделия также по три вместе. На поминальном столе количество пирогов обязательно должно было быть четным.

Осетинская кухня славилась не только пирогами, но и мясными блюдами из баранины, говядины и домашней птицы. Мясо чаще варилось целой тушей или большими кусками. Приправой служил соус из чеснока или черемши на сметане или бульоне. Очень популярен был и шашлык из баранины, который готовился без предварительного маринования мяса.

Прежняя осетинская кухня в принципе не отличалась разнообразием блюд. Заправка первых и вторых блюд овощами, помидорами, томатной пастой, обжаренным луком и другими приправами не практиковалась. Ныне эти компоненты вошли в осетинскую кухню.

Изменилась и кулинария строго осетинских национальных блюд. Если раньше традиционные осетинские блюда готовили из пресного теста, замешенного на воде или сыворотке, то в настоящее время для теста используется молоко и кефир с добавлением маргарина и яиц, что улучшает вкусовые качества пирогов, помогант им дольше сохранять свежесть и пышность. Изменились также закладки многих мясных блюд.

Осетинская кухня не развивается изолированно. Она неразрывно связана с кулинарией других народов, особенно кавказских, сохраняя при этом свои особенности. В свою очередь осетинские блюда, особенно пироги, украшают столы многих народов Кавказа.

Национальный осетинский стол имеет свой непреложимый этикет, согласно которому во главе стола сажают тамаду — наиболее уважаемого и красноречивого старейшина и остальные приглашенные по старшинству. В конце стола обычно сидят молодые.

Существует строгий порядок в подаче различных частей мяса, а также в его распределении между сидящими. Издавна самыми почетными частями туши считались шея и голова: их подавали старшему по столу.

В качестве приправы к мясу готовился соус (цахдон) из чеснока или черемши на сметане или бульоне.


И в настоящее время осетинский стол не теряет своей национальной специфики.

Перечень некоторых блюд осетинской кухни:

Дзыкка (дзикка) — блюдо приготовляется из свежего осетинского сыра, пшеничной муки и сыворотки.
Ахсарфамбал — шашлык из кусков легкого или печени животного, обернутый в сальник и поджаренный на вертеле.
Арака — осетинская водка из кукурузы. Крепость — от 25 до 50 градусов и выше (после двойной перегонки).
Баганы — осетинское пиво.
Къуымал — квас.
Куфеи — кушанье из поджаренной кукурузной муки.
Месин — кислое молоко.
Нартхор — хлеб из кукурузы.
Хъадуржын — пирог с фасолью.
Фыдджин — пирог с мясом.
Уалибах — пирог с сыром.
Цахараджын — пирог с листьями свеклы.
Сера — каша из кукурузной муки, приготовленная на сыворотке.
Сувели — горьковатая на вкус съедобная трава.
Цаку — воздушная жареная кукуруза.
Чурек — кукурузный или просяной хлеб.

Рецепты некоторых блюд осетинской кухни:
Пирог со свежим сыром (Уæлибæх)

Пшеничную муку просеять, в середине сделать углубление и налить в него свежий кефир или теплое молоко, положить размягченный маргарин, соль, хлебную соду или дрожжи, сахар и замесить мягкое тесто. Поставить в теплое место и накрыть. Если тесто дрожжевое, то оставить на расстойку на 2—3 часа, с содой — на 30—40 минут. Тем временем подготовить фарш для пирогов. Сыр тщательно размять, хорошо перемешать и разделить на части(по количеству пирогов). Готовое тесто разделить на части и каждую часть раскатать на лепешки толщиной в 0,5 — 1 см. На середину лепешки положить заранее приготовленный фарш из свежего осетинского сыра, разравнять фарш по поверхности лепешки на 3—4 см от края лепешки, затем концы лепешки постепенно стянуть на середину и соединить. Разравнять поверхность пирога ладонью, перевернуть и опять разравнять, придав ему округлую форму и ровную толщину. Положить пирог на подогретую и смазанную маслом сковороду. Посередине пирога на верхней стороне сделать надрез или круглое отверстие. Выпекать до появления «румянца». Подавать на стол горячими, обильно смазав сливочным маслом.

Пирог с мясом (Фыджин)


Пшеничную муку просеять, посередине сделать углубление, влить теплую воду или молоко, вбить яйцо, на кончике ножа соды, соль и замесить не очень крутое тесто. Дать отлежаться 20—30 мин. Перед разделкой еще промять. Разделить на две неравные части, учитывая, что лепешка для нижнего слоя должна быть больше и толще. Раскатать нижнюю лепешку толщиной 0,5 см и положить на смазанную жиром сковороду, чтобы она покрывала ее края. Затем уложить равномерно фарш по всей сковороде, раскатать вторую лепешку толщиной 0,2—0,3 см. Посередине верхней лепешки сделать фигурные нарезы. Затем им накрыть сковороду и скалкой провести по краям, срезая лишнее тесто. Края защипнуть, чтобы при выпечке не вытек сок. Выпекать в сильно нагретой духовке. В середине выпекания, я через отверстия сверху пирога наливаю 2—3 столовые ложки бульона или горячей воды. Кстати, тесто может быть и дрожжевым. Фарш: говяжье мясо, жирное, порубить очень мелко или пропустить через крупную мясорубку. Добавить нарезанный репчатый лук, чеснок, соль, молотый черный перец или красный (лучше стручковый), влить бульон или воду. Если мясо очень жирное, тогда много воды не добавлять. Моя тетя говорит, что пирог будет вкуснее, если перемешать говядину и баранину. А некоторые любят добавить еще и свинину.

Курица под сметанным соусом (Карчы лывзæ æхсыры сæртимæ)

Подготовленную тушку курицы положить в кастрюлю и отварить в малом количестве воды. За это время очистить картофель. Курицу вынуть из бульона и положить туда картофель, нарезанный чесночком, отварить. Затем разрубить курицу на кусочки, опустить в бульон с картофлем и дать закипеть. Положить мелко нарезанный лук, муку, разбавленную на сметане, и потушить. Незадолго до готовности добавить черный молотый перец, чабер, положить размельченный чеснок. Подавать на стол, обильно посыпав зеленью.


Осетинский сыр

Для приготовления настоящего осетинского сыра необходимо приобрести высушенный говяжий желудок (или высушить его самим, предварительно хорошенько просолив). Затем опустить его в свежую сыворотку, круто посолить и оставить в стеклянной посуде на 3 дня. Когда сыворотка забродит, отлить 250 граммов и соединить их с 10 литрами слегка теплого молока. (Оставшуюся сыворотку снова посолить и добавить недостающие 250 гр.) Примерно через полчаса сыр заквасится. Полученную массу хорошенько размешать руками и вновь оставить на полчаса, пока масса не осядет на дно. Затем прямо в сыворотке, не вынимая массу, медленно, не торопясь отжать сыр, придавая ему нужную форму. Осторожно выложить в дуршлаг, дать стечь. Сыр готов. Можно употреблять его в свежем виде, а можно посолить и хранить в холодильнике для дальнейшего употребления.


Дзыкка из сыра

Свежую сметану влить в кастрюлю (желательно в чугунок) и варить на среднем огне 15—20 минут с момента закипания, периодически помешивая, посолить. Свежий сыр отжать от оставшейся сыворотки, хорошенько размять до однородной эластичной массы и положить в кипящую сметану. Варить на тихом огне, непрерывно помешивая ложкой или деревянной веселкой. Когда сыр расплавится, не переставая помешивать, осторожно, маленькими порциями засыпать просеянную пшеничную муку так, чтобы не было комочков. Варить до выделения обильного количества масла. Масса должна принять слегка кремоватый цвет. Когда дзыкка готова, она легко будет отставать от ложки и стенок кастрюли. Подают обычно в горячем виде, но можно и в холодном. Дзыкка можно сварить и из одной сметаны без добавления сыра, а также можно добавить за 2-3- минуты до готовности одно яйцо.

НУ А ВООБЩЕ МНЕ НАДО БЫ НАЧАТЬ С АРАКИ, А Я СО ВКУСНОСТЕЙ, НУ ВОТ ВАМ И АРАКА)

Арака – алкогольный напиток, изготовленный из зерна кукурузы, ячменя или других зерновых культур. История араки насчитывает тысячелетия. При этом в традициях и нормах поведения осетин всегда считалось постыдным напиваться пьяным или же спаивать других. Но это не значит, что осетины все были трезвенниками. На праздниках, свадьбах, поминках и других традиционных застольях наши предки пили араку и осетинское пиво, но знали при этом меру и приличие. При этом, осетины никогда не пили без повода, только из желания выпить. В последнее время в некоторых районах Осетии, особенно в южной её части, араку стали гнать и из незернового исходного материала, например фруктов. Но, всё-таки, изначально арака производилась из зерна, и в данной статье мы также будем говорить об этой технологии.

По вкусу и запаху арака схожа с шотландским виски, а некоторые сорта последнего вообще трудно отличить от очищенной араки двойной перегонки. Этот факт на наш взгляд должен заслуживать внимание историков, изучающих аланские корни и их следы в Западной Европе. Я пробовал искать старинные рецепты перегонки виски, но смог найти только современные применяемые на заводах. Буду очень рад, если кто-то при возможности поделится таковым.

Итак, как производили (перегоняли) араку наши бабушки и дедушки.

Они брали около 10-20 кг (в зависимости от предполагаемого количества конечного продукта) отборного зерна (задаг). Качество зерна для закваски определяет качество конечного продукта. Зерно замачивали в большой кастрюле или специальном котле (арахъуадзан аг) и оставляли на 3 дня. После чего вынимали, и рассыпав на клеёнке или в неглубоком корыте 5-7 сантиметровым слоем плотно накрывали одеялами. Если слой слишком толстый зерно может заплесневеть, а если слишком тонкий – высохнуть. Оно должно хорошенько прорасти. После этого зерно рассыпали на солнце для сушки.

Проросшее и уже сухое зерно перемалывали и откладывали в мешке.

Также перемалывалось «рабочее» зерно для каши. Его должно быть больше чем зерно для «задаг» в 3-4 раза. Требования к качеству зерна могут быть ниже чем в первом случае к задаг. Из этого зерна в больших литых котлах варилась каша из расчёта 2 ведра воды на 2 ведра муки. После того, как каша немного остынет к ней добавляли муки из «задаг» (из расчёта приблизительно 3 кг «задаг» на 10 кг «рабочей» муки), тщательно перемешивая. После этого каша разжижалась, остывала и её разливали в железных бочках. Далее в ведре с кашей разводили дрожжи и эту смесь равномерно добавляли к основной каше (арахъаг). Опять хорошенько перемешав, бочки плотно накрывали плотным материалом или крышкой. Воздух не должен был поступать вовнутрь. В таком состоянии закваску держали около недели, после чего можно было начинать перегонять.

Делалось это так. Почти в каждом доме имелось специальное перегоночное оборудование: чугунный котёл ёмкостью около 50 л, специальная деревянная крышка к котлу и 200–литровая бочка с 2-дюймовой медной трубой, пронизывающей её насквозь.

Закваска (арахъаг) загружалась в котёл, который затем плотно накрывали крышкой с отводом (см. схему).


Для герметичности прилегания крышки края её обмазывали самой кашей. Открытый отвод крышки также герметично соединялся с медной трубой в бочке, а в старину - в корыте (см. снимок) с холодной водой.

Под котлом разводили костер и начинали варить закваску. Огонь не должен был быть слишком сильным, иначе заварка "выплёвывалась" через отвод. Одновременно с этим необходимо было держать воду в бочке в охлажденном состоянии. Для этого одного человека, обычно кого-то из младших, ставили к бочке, чтобы постоянно перемешивать воду. В более поздние времена вместо бочки стали использовать специально сваренный стальной охладитель, с возможностью подсоединения через шланг к водопроводному крану.


Через некоторе время, пары закваски, проходя через трубу – охладитель, конденсировались в жидкость и тонкой струёй вытекали из другого конца трубы. Под трубой ставили 10 литровый стеклянный сосуд, а на ней – лейка с чистой медицинской ватой в качестве фильтра. Этот фильтр менялся после каждого балона. Обычно из одного полного котла получалось 10 л араки средней крепостью 23-27%. Причём первые струи имеют гораздо более высокую крепость. Далее она постепенно убывает. Во многих осетинских домах в последние десятилетия к закваске для повышения крепости араки стали добавлять сахар. По признанию многих, это затем вызывает головную боль и другие неприятные ощущения у употребляющих такую араку.

Часто практиковали двойную перегонку араки. В этом случае вместо закваски в котёл заливалась уже готовая арака и перегонялась заново. Убывало количество, но улучшалось качество. Крепость заметно возрастала.

Приветствую тебя, дорогой читатель, всем известно, что питание для любого человека независимо от его места проживания и национальности является самым необходимым в его жизни и поэтому осетинская кухня с ее национальными рецептурными традициями в приготовлении и приеме пищи оказывает достаточно сильное влияние на жизнь современного жителя Кавказа.

Важнейший фактор здоровья это , его количество и качество, ассортимент потребляемых продуктов и, конечно же, регулярность приема пищи.

С древних времен у осетин главной пищей было отварное мясо и хлебные продукты, которые, как правило, готовились из кукурузной муки.

Национальная кухня Осетии появилась еще в те времена, когда на земле возникло и стало постепенно развиваться древнее государство народов кочевников – алан, впоследствии ставшее в своих устоявшихся географических границах прародителем современных осетин.

Их кочевые предки жили в непростых, а иногда и в тяжелых условиях горной местности, где охотиться за добычей было достаточно сложно, поэтому они в большинстве случаев занимались скотоводством и земледелием.

Кроме источника пропитания выращиваемый скот и плоды земледелия служили им в качестве денежной единицы.

Поэтому их пища была скудной, а ассортимент пищевых продуктов был небольшим. Мясо осетины аланы ели редко, только по большим праздникам или в период проведения национальных обрядов.
Основу их пищи составлял преимущественно кукурузный чурек, запиваемый кислым молоком, сваренным пивом или обычной родниковой водой.

Готовить мясо они позволяли себе только по особым случаям – рождению или поминкам, где в большом походном казане на открытом огне варилась огромная туша крупнорогатого животного. Отсюда блюда осетинской кухни были достаточно однообразны.

Основополагающие принципы кухни осетин

С годами человек накапливал свой жизненный опыт в выращивании и обработке продуктов, тем самым меняя и обогащая свой рацион питания, а с ним и свою национальную кухню.
И в наши дни национальный осетинский стол придерживается своих традиций. При подаче блюд, как правило, их начинают расставлять с головы стола, где сидит уважаемый всеми старший тамада, задача которого — вести стол, поэтому возле него всегда стоит голова и шея отварного животного.

Также как и все национальные кухни, осетинская кухня не развивалась обособленно от других народов. Однако кулинария каждого народа до сих пор сохраняет свои, присущие только ему национальные традиции.

Так в осетинской кухне можно встретить различные кавказские блюда, а осетинские пироги, считающиеся самыми вкусными на Кавказе, сегодня на столах многих других народов нашей страны.

Современная кухня Осетии, как и кухни других народов, расширила свой ассортимент, обогатив ее своими национальными, присущими только ей, специфическими приправами, придав многим блюдам характерный для осетинской кухни вкус и аромат.

Осетинская национальная кухня в настоящее время не стоит на месте и меняется, так к примеру, если раньше осетинские пироги делали из пресного теста, замешанного на воде или молочной сыворотке, то теперь готовят тесто для пирогов на молоке или кефире, добавляя в него маргарин и яйца.

Это в свою очередь сказывается на вкусовых качествах пирогов и позволяет на более долгое время сохранять их пышность и свежесть, да и многие мясные блюда также поменяли свою рецептуру.
Осетины, как и многие народы Кавказа, любят готовить ароматный шашлык, рецептов которого существует бесчисленное множество.

Традиционные блюда осетинской кухни

Главным блюдом осетинской кухни во все времена было и остается отварное свежее мясо говядины или баранины, иногда домашней птицы – курицы либо утки. Варится оно целиком и подается на стол на большом подносе.

К мясу всегда подавалась свежая зелень и обязательно разные острые соусы с перцем и чесноком, а также горький стручковый и черемша на сметане или бульоне. До сих пор самым популярным мясным блюдом Кавказа считается аппетитный шашлык.
В осетинской кухне широкое распространение получили пироги из пшеничной муки с добавлением кукурузной муки треугольной и круглой формы с разной начинкой, количество которых зависит от назначения стола. Как правило, подавать было принято на большом блюде три пирога круглой формы.

В качестве немногочисленной закуски на щедрый осетинский стол в большинстве случаев подается потрясающий по вкусу осетинский сыр, а в качестве национального салата полезная свежая редька, приправленная подсолнечным маслом с солью на ароматных травах.

В качестве легкой закуски могут быть поданы баклажаны с сыром либо грецкими орехами приправленные молочным соусом с чесноком.

Первое блюдо любой кухни – жидкие супы, поэтому в осетинской кухне таким блюдом является фасолевый суп из говядины либо баранины на косточке с картошкой, репчатый луком и свежей зеленью, или суп с рисом либо домашней лапшой, приготовленный на курином бульоне.
Вторым традиционным блюдом осетинской кухни часто является тушеное мясо молодого барашка с картофелем и луком заправленное острым перцем, чесноком и пряным чабрецом. Готовят второе блюдо и с мясом домашней птицы, где курица либо утка готовится в горшочках с овощами, ароматными приправами и чесноком.

Неповторимый аромат и изумительный вкус приготовленного по-осетински этого блюда из птицы восхитит даже самого изысканного гурмана.

Плов из баранины или голубцы из телятины подаются с кисломолочным соусом, приготовленным на кефире, либо сыворотке также могут быть на вашем столе в качестве второго блюда. Чаще всего этот плов готовится в большом казане с толстым дном.

Самой знаменитой выпечкой осетинской кухни, заменяющей хлеб, является традиционный кукурузный чурек с сыром, приготовленный в виде лепешки и хранящейся долгое время.

Это основное выпекаемое лакомство горцы Осетии употребляют в пищу в горячем виде, когда оно издает свой неповторимый хлебный аромат. Его простота рецепта и скорость приготовления снискала всемирную славу.

Знаменитые осетинские пироги

Пожалуй, не найдется такого человека, побывавшего хоть раз и не отведавшего настоящих осетинских пирогов с домашним пивом. Многонациональная республика с ее кухней отличается большим разнообразием блюд с незабываемым вкусом.

Все это многообразие здесь выражено в знаменитых рецептах осетинского пирога, история которого отражена в столетних народных сказаниях жителей Северного Кавказа.
Три осетинских пирога, лежащих в одной порции на большом блюде имеют не только кулинарное, но и ритуальное значение, так как символизируют тройственность мироздания – солнце, вода и земля.

Правильно приготовленный осетинский пирог имеет тонкий слой теста и большое количество начинки, а виртуозом в его приготовлении считается тот мастер, кто сможет приготовить в печи на большой сковороде самый тонкий пирог, подающийся к основным блюдам вместо хлеба.

В качестве такой начинки обычно могут быть:

  1. толченый отварной картофель с молоком,
  2. мягкий рассольный осетинский сыр,
  3. измельченные листья свеклы,
  4. тушеная капуста с острым перцем,
  5. мелко порезанные листья черемши,
  6. отварная фасоль с курдючным салом,
  7. измельченная отварная тыква.

Лидером кулинарного искусства среди пирогов Осетии, покорившим мировых гурманов считается популярный мясной пирог с говяжьим фаршем.

В процессе приготовления в середине мясного деликатеса делается небольшое отверстие либо надрезы для выхода пара, а после окончания выпечки он смазывается немалым куском сливочного масла. Подается на стол такой пирог исключительно в горячем виде.

Осетинские кулинарные шедевры

Самой вкусной сладостью кавказской кулинарии является хрустящий хворост политый медом, а также белые небольшие шарики из теста, приготовленные на топленом масле и обсыпанные сахарной пудрой, эти сладкие десерты нравятся как взрослым, так и детям.

В качестве десертного блюда на осетинский стол подаются популярные во многих кухнях сладкие пироги, где начинкой может быть яблок, лимон или вишня.

Для жителей не только Кавказа, но и других регионов нашей страны домашнее осетинское пиво, приготовленное собственноручно с добавлением небольшого количества меда особый напиток, имеющий темный насыщенный цвет и изысканный вкус.
Наравне с осетинским сыром и знаменитыми пирогами многие эксперты в области питания признали осетинское пиво одним из лучших напитков в мире.

Другим слабоалкогольным напитком, распространенным в Осетии, приготовленным из зерновых растений — кукурузы и ячменя для больших праздников и поминок является арака, средняя крепость которого равна 25 градусам.

В горных районах небольшой на Кавказе республике Северной Осетии с ее малочисленным гостеприимным народом осетинская кухня, широко известная за пределами маленькой по площади и населению республики по-прежнему остается неизменной и сохраняет свои многовековые традиции.
Конечно же, в жизнь осетинского народа глубоко проникла современная цивилизация. Поменялась и форма подачи блюд к столу. Осетинские столы теперь стали сервировать строго по правилам этикета.

Поэтому, несмотря на то, что в современной кулинарии все меняется очень быстро, неизменным по-прежнему остается традиционный осетинский стол, не теряющий своего национального колорита, где всегда в Северной Осетии главным блюдом на любом застолье будут все те же — три пирога, курица и кувшин сваренного домашнего осетинского пива. Приятного вам аппетита и будьте здоровы!

А тех, кого заинтересовали многочисленные рецепты осетинской кухни, я приглашаю в гости в горную солнечную Осетию, чтобы в живую отведать все эти национальные кулинарные шедевры.

А на сегодня это все и спасибо за внимание драгоценный мой читатель. Надеюсь, вам понравилась моя статья о традиционных кавказских блюдах осетинской кухни. Теперь вы знаете, какие кулинарные шедевры можно увидеть на столах щедрых осетин, их рецепты приготовления.

Может быть, вам уже доводилось пробовать их, тогда выскажите ваше мнение об этом в комментарии к статье, мне будет интересно его прочесть. Разрешите на этом с вами попрощаться и до новых встреч дорогие друзья.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога, чтобы получать мои статьи на свою почту. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я всегда рада видеть вас и уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.