Постановка на учет в Росфинмониторинг. Регистрация в Росфинмониторинге
О регистрации в Росфинмониторинге можете что-то подсказать? как узнала, что нужно регистрироваться еще и там, то просто в ужасе. Если в курсе, то подскажите, Форма 2-КПУ для юр.лиц и для ИП разная должна быть? Где ее скачать? и самое главное что такое "Разработка и согласование правил внутреннего контроля"?
Максим Правдин
Здравствуйте, Наталья, а вы относитесь к тем "счастливчикам" которым надо вставать на учет в Росфинмониторинг?
Эти лица перечислены в ст.5 ФЗ от 7.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
операторы по приему платежей;
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
микрофинансовые организации;
общества взаимного страхования;
негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Форма 2-КПУ есть в Приказе Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 ноября 2005 г. N 164, подходит она и для ООО, и для ИП.
Максим Правдин
По поводу разработки и согласования правил внутреннего контроля – существует Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2012 г. «О размещении на официальном сайте Росфинмониторинга новой редакции примерного образца правил внутреннего контроля», в котором есть образец таких правил.
Наталия Оленина
Максим, да, мне очень "повезло" и моя деятельность есть в этом списке. А возможно внести изменения в список кодов эконом. деятельности? я указала несколько видов деятельности, которыми в данный момент не занимаюсь, но в будущем хотела бы, вот именно из-за них и надо регистрироваться в росфинмониторинге. Или это все не так страшно, как написано?))
В каких случаях организация должна становиться на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу?
Организация становится на учет в территориальный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу. Каков полный перечень компаний, подлежащих постановке на учет в данную службу - читайте в статье.
Вопрос: В каких случаях ООО становится на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу?
Ответ: Постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу подлежат следующие организации:
Лизинговые компании;
Операторы по приему платежей;
Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (п.2. Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы).
Если Ваша организация подпадает под вышеуказанный перечень, то вы обязаны встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Это необходимо сделать в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации организации или с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица или в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
За нарушение вышеуказанной обязанности предусмотрена ответственность по ст. 15.27 КоАП РФ .
Обоснование
Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.03.2014 № 34
О постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 , - настоящей статьи, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
1.1. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи , - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" , от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.1
2. За административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 ».
- Скачайте формы
Тарифы и услуги
Услуга | Результат | Стоимость (руб.) |
---|---|---|
Постановка на учет в Росфинмониторинге | Уведомление Росфинмониторинга о постановке организации на учет | 5 000 (+ нотар. пошлина) |
Разработка и согласование Правил внутреннего контроля (ПВК) | ПВК с отметкой Росфинмониторинга «согласовано с учетом уведомления», Уведомление Росфинмониторинга о согласовании ПВК | 12 000 |
Сообщение об изменении сведений в карте 2-КПУ |
Квитанция и опись вложения об отправке в Росфинмониторинг сообщения заказным письмом с уведомлением или отметка Росфинмониторинга на втором экземпляре (копии) сообщения | 3 000 |
Снятие с учета в Росфинмониторинге | Уведомление о снятии организации с учета в Росфинмониторинге | 5 000 |
Получение копий уведомлений (отказов) либо экземпляра ПВК в случае их утери | Копия уведомления (отказа) либо экземпляра ПВК с отметкой Росфинмониторинга | 3 000 |
Представительство в Росфинмониторинге по вопросу привлечения к административной ответственности | Протокол об административном правонарушении, Постановление по делу об административном правонарушении | 5 000 |
Постановка на учет в Росфинмониторинге
Кто обязан вставать на учет в Росфинмониторинге
Постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат следующие организации:
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации и лизинговые компании;
- организации федеральной почтовой связи;
- ломбарды;
- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи , тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Исходя из информационного сообщения Росфинмониторинга о том, что являются видом лотерей, подлежат постановке на учет:
- организации, организующие и проводящие стимулирующие лотереи
На заметку: если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность связана или относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны вставать на учет в Росфинмониторинге, индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) в инициативном порядке встать на учет в Росфинмониторинге.
Срок представления документов для постановки на учет в Росфинмониторинге:
30 дней с даты регистрации организации.
На заметку:
Соблюдение срока представления документов с даты регистрации обязательно для организаций, у которых коды ОКВЭД в Информационном письме об учете в Статрегистре Росстата и Выписке из ЕГРЮЛ относятся к деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге, независимо от того, занимается организация этой деятельностью фактически или нет. Для иных организаций необходимо соблюдение срока представления документов со дня фактического начала деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге.
Документы, представляемые для постановки на учет:
- заявление о постановке на учет;
- карта постановки на учет по форме 2-КПУ.
На заметку: организация вправе представить для постановки на учет дополнительные документы, которые могут иметь значение для постановки на учет.
10 дней с даты представления документов для постановки на учет.
Документ, подтверждающий постановку на учет:
Уведомление о постановке организации на учет.
Основания отказа в постановке на учет:
представление ненадлежащим образом оформленных документов (в том числе содержащих противоречивую и/или недостоверную информацию). При этом организации направляется уведомление об отказе в постановке организации на учет.
На заметку: организация после устранения причин, по которым ей было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для постановки на учет, в территориальный орган Росфинмониторинга.
Разработка и согласование в Росфинмониторинге Правил внутреннего контроля (ПВК)
Кто обязан разрабатывать, утверждать и согласовывать ПВК:
- организации, для которых обязательна постановка на учет в Росфинмониторинге;
- адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетам или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций,
(согласования ПВК адвокатам, нотариусам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в Росфинмониторинге не требуется)
На заметку: если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность связана или относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны разрабатывать и утверждать ПВК, индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) в инициативном порядке разработать и утвердить ПВК (согласования ПВК в Росфинмониторинге не требуется).
Срок разработки, утверждения и представления на согласование ПВК в Росфинмониторинг:
ПВК должны быть разработаны и утверждены в течение 1 месяца со дня государственной регистрации организации, а также представлены на согласование в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
На заметку: Соблюдение сроков разработки, утверждения и согласования ПВК с даты регистрации обязательно для организаций, у которых коды ОКВЭД в Информационном письме об учете в Статрегистре Росстата и Выписке из ЕГРЮЛ относятся к деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге, независимо от того, занимается организация этой деятельностью фактически или нет. Для иных организаций необходимо соблюдение сроков разработки, утверждения и согласования ПВК со дня фактического начала деятельности, подлежащей учету в Росфинмониторинге.
Документы, представляемые для согласования:
- заявление о согласовании ПВК;
- ПВК в 2-х экземплярах.
На заметку: организация вправе представить для согласования ПВК дополнительные документы, которые могут иметь значение для согласования ПВК.
Срок рассмотрения документов:
15 рабочих дней со дня получения документов для согласования ПВК.
Документы, подтверждающие согласование:
- уведомление о согласовании ПВК;
- отметка “согласовано с учетом уведомления” на получаемом обратно экземпляре ПВК.
Основания отказа в согласовании ПВК:
представление ПВК, несоответствующих нормативным актам (ненадлежащее оформление, неполный перечень, противоречивая и/или недостоверная информация, несоответствие законодательству РФ). При этом организации направляется уведомление об отказе в согласовании ПВК.
На заметку: организация после устранения причин, по которым ей было отказано в согласовании ПВК, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для согласования ПВК, в территориальный орган Росфинмониторинга.
Снятие с учета в Росфинмониторинге
Снятию с учета подлежат организации, состоящие на учете в Росфинмониторинге, в случае их ликвидации или изменения профиля деятельности. Территориальные органы Росфинмониторинга принимают решение о снятии с учета или об отказе в снятии с учета в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов для снятия с учета.
Сообщение об изменении сведений в карте постановки на учет
В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Росфинмониторинг.
Ответственность и санкции
Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. - Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. - Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. - Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. - Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На заметку: Если организация, подлежащая постановке на учет в Росфинмониторинге и обязанная согласовывать правила внутреннего контроля не выполняет этих требований, и Росфинмониторинг в результате проверки выявляет указанные нарушения, то административная ответственность может наступить одновременно по нескольким частям ст. 15.27 КоАП РФ. Из статистики Росфинмониторинга за 2010 г. минимальная сумма штрафов на одну организацию в этом случае составила 150 000 рублей, у 45 организаций была приостановлена деятельность сроком на 90 дней.
Нормативные акты и полезные ссылки
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
- Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".
- Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами ил иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р.
- Приказ ФСФМ от 30.11.2005 г. № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».
- Приказ ФСФМ от 14.12.2007 г. N 318 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
- Приказ ФСФМ от 23 мая 2008 г. N 130 об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют органы законодательства.
- Информационные письма и сообщения на официальном сайте ФСФМ www.fedsfm.ru .
- Портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru в разделе «Юридическим лицам» - «Федеральная служба по финансовому мониторингу» - «Постановка на учет и снятие с учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» и «Согласование правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».