Принятие конституции развитого социализма год. Принятие конституции ссср


Арендный блок

Конституция СССР не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Целью деятельности Советского государства , по Конституции СССР, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.

Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советов депутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

Конституция СССР закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР, касались уточнения их полномочий и более четкого определения их компетенции.

Были расширены полномочия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

Конституция СССР изменила порядок формирования Совета Министров СССР, разрешив участие в нем руководителей ведомств и других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

Конституция СССР расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (Конституция СССР впервые закрепляла право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложений в государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

Конституция СССР устанавливала следующую систему обязанностей граждан :

соблюдать Конституцию СССР и советские законы;

уважать правила социалистического общежития;

с достоинством нести высокое звание гражданина СССР;

добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;

беречь и укреплять социалистическую собственность;

оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;

бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка.

На основе Конституция СССР были приняты соответствующие конституции союзных и автономных республик.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

История отечественного государства и права

Государственный строй России. Конституция РСФСР. Советская судебная система. Предпосылки гражданской войны. Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Конституция СССР. Кодекс законов о труде. Земельный кодекс РСФСР. Социальное, экономическое и политическое развитие государства. Признаки правового государства РФ.

К данному материалу относятся разделы:

Изменения в государственном строе России (февраль - октябрь 1917 г.)

Конституция РСФСР 1918 г.: разработка и принятие, структура, основные положения

Развитие советского государственного аппарата в годы гражданской войны 1918-1920 гг.

Образование СССР: причины, альтернативные проекты, формы государственного устройства

Конституция СССР 1924 г. анализ основных положений. Проблема суверенитета Союза ССР и союзных республик в Конституции

Вернуться назад на Социализм

Действующая Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР, представляет собой выдающийся документ современной эпохи, концентрированный итог 60 летнего развития Советского государства, великих побед нашей партии и всего советского народа. Она является первым в мире Основным Законом социалистического общенародного государства, ярким свидетельством воплощения в жизнь идей Октябрьской революции, великой хартией развитого социализма.

Рассмотрению проекта Конституции было посвящено около полутора миллионов собраний трудящихся по предприятиям, колхозам, воинским частям и по месту жительства. Всего в обсуждении проекта Конституции приняло участие свыше 140 млн. человек, т. е. более взрослого населения страны.

Объективными предпосылками создания Конституции 1977 г. были глубокие изменения во внутренней жизни нашей страны, которые нашли отражение в Основном Законе. Конституция СССР 1977 г. отражает социально-политическое единство советского общества, ведущей силой которого является рабочий класс; характеризует наше общество как общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их дружбы и братского сотрудничества сложилась новая историческая общность - советский народ; фиксирует перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное; раскрывает сущность Советского общенародного государства, выражающего интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, определяет его главные задачи - создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание нового человека коммунистического общества, повышение материального благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и международного сотрудничества; указывает высшую цель Советского общенародного государства - построение коммунизма. В Основном Законе страны (ст. 6), в отличие от Конституции 1936 г., дана развернутая характеристика авангардной роли Коммунистической партии: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Одной из главных черт Конституции 1977 г. является то, что в ней отражено расширение и углубление социалистической демократии. Дальнейшее развитие получили демократические принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Более широко по сравнению с Конституцией 1936 г. представлен комплекс социально-экономических прав и полнее сформулированы политические права и свободы советских граждан. Особое внимание уделено дальнейшему развертыванию социалистической демократии - основному направлению развития политической системы советского общества. В Конституции 1977 г. шире, чем в Конституции 1936 г., отражены вопросы развития экономической системы СССР, основу которой составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

В Основном Законе указано, что экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Конституция 1977 г. закрепила социальную основу СССР, которую составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Особые главы Основного Закона нашей страны посвящены миролюбивой внешней политике СССР и защите социалистического Отечества.

Каждая Советская Конституция отражает исторические этапы развития советского общества и государства. Конституция РСФСР 1918 г. - первый в мире Основной Закон социалистического государства - подвела итоги борьбы народных масс в Великой Октябрьской социалистической революции за свержение ига эксплуататоров, обобщила и закрепила опыт создания и упрочения Советской власти. Конституция СССР 1924 г. отразила факт образования Союза Советских Социалистических Республик, создала правовую основу для дальнейшего укрепления единства, дружбы и сотрудничества союзных республик, всех наций и народностей единого Советского государства.

Конституция СССР 1936 г. отразила важный этап в развитии нашего общества и государства - ликвидацию эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства, провозгласила построение основ социализма в СССР, принципы социалистического народовластия, ставшие основой последующей созидательной деятельности советского народа в решении задач коммунистического строительства.

Конституция СССР 1977 г. законодательно закрепила новый исторический рубеж - построение в нашей стране развитого социалистического общества. Она сохранила преемственность Конституций 1918, 1924, 1936 гг. При разработке Конституции СССР 1977 г. был учтен опыт конституционного строительства других братских социалистических стран. В Конституции СССР 1977 г. закреплен главный принцип народовластия в Советском Союзе - полновластие народа в лице Советов народных депутатов, составляющих политическую основу СССР, выражены основополагающие принципы советского строя, основные черты развитого социализма. Ее справедливо называют законом жизни общества развитого социализма. Конституция СССР 1977 г. является правовой основой советского законодательства. Конституции союзных и автономных республик и другие законы принимаются на основе Конституции СССР, нормы которой обладают наивысшей юридической силой.

Монархия
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Научный коммунизм: Словарь

Конституция развитого социализма -

Основной Закон общенародного государства, зафиксировавший сложившиеся в условиях развитого социализма политическую и экономическую системы, достигнутый уровень социального развития и культуры СССР, основные права, свободы и обязанности советских граждан, национально-государственное и административно-территориальное устройство Советского Союза, систему и принципы организации и деятельности органов государственной власти и управления.

на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР, представляет собой выдающийся документ современной эпохи, концентрированный итог 60‑летнего развития Советского государства, великих побед нашей партии и всего советского народа. Она является первым в мире Основным Законом социалистического общенародного государства, ярким свидетельством воплощения в жизнь идей Октябрьской революции, великой хартией развитого социализма.

Рассмотрению проекта Конституции было посвящено около полутора миллионов собраний трудящихся по предприятиям, колхозам, воинским частям и по месту жительства. Всего в обсуждении проекта Конституции приняло участие свыше 140 млн. человек, т. е. более ⅔ взрослого населения страны.

Объективными предпосылками создания Конституции 1977 г. были глубокие изменения во внутренней жизни нашей страны, которые нашли отражение в Основном Законе. Конституция СССР 1977 г. отражает социально-политическое единство советского общества, ведущей силой которого является рабочий класс; характеризует наше общество как общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их дружбы и братского сотрудничества сложилась новая историческая общность - советский народ; фиксирует перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное; раскрывает сущность Советского общенародного государства, выражающего интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, определяет его главные задачи - создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание нового человека коммунистического общества, повышение материального благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и международного сотрудничества; указывает высшую цель Советского общенародного государства - построение коммунизма. В Основном Законе страны (ст. 6), в отличие от Конституции 1936 г., дана развернутая характеристика авангардной роли Коммунистической партии: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Одной из главных черт Конституции 1977 г. является то, что в ней отражено расширение и углубление социалистической демократии. Дальнейшее развитие получили демократические принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Более широко по сравнению с Конституцией 1936 г. представлен комплекс социально-экономических прав и полнее сформулированы политические права и свободы советских граждан. Особое внимание уделено дальнейшему развертыванию социалистической демократии - основному направлению развития политической системы советского общества. В Конституции 1977 г. шире, чем в Конституции 1936 г., отражены вопросы развития экономической системы СССР, основу которой составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. В Основном Законе указано, что экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Конституция 1977 г. закрепила социальную основу СССР, которую составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Особые главы Основного Закона нашей страны посвящены миролюбивой внешней политике СССР и защите социалистического Отечества.

Каждая Советская Конституция отражает исторические этапы развития советского общества и государства. Конституция РСФСР 1918 г. - первый в мире Основной Закон социалистического государства - подвела итоги борьбы народных масс в Великой Октябрьской социалистической революции за свержение ига эксплуататоров, обобщила и закрепила опыт создания и упрочения Советской власти. Конституция СССР 1924 г. отразила факт образования Союза Советских Социалистических Республик, создала правовую основу для дальнейшего укрепления единства, дружбы и сотрудничества союзных республик, всех наций и народностей единого Советского государства. Конституция СССР 1936 г. отразила важный этап в развитии нашего общества и государства - ликвидацию эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства, провозгласила построение основ социализма в СССР, принципы социалистического народовластия, ставшие основой последующей созидательной деятельности советского народа в решении задач коммунистического строительства.

Конституция СССР 1977 г. законодательно закрепила новый исторический рубеж - построение в нашей стране развитого социалистического общества. Она сохранила преемственность Конституций 1918, 1924, 1936 гг. При разработке Конституции СССР 1977 г. был учтен опыт конституционного строительства других братских социалистических стран.

В Конституции СССР 1977 г. закреплен главный принцип народовластия в Советском Союзе - полновластие народа в лице Советов народных депутатов, составляющих политическую основу СССР, выражены основополагающие принципы советского строя, основные черты развитого социализма. Ее справедливо называют законом жизни общества развитого социализма. Конституция СССР 1977 г. является правовой основой советского законодательства.

Конституции союзных и автономных республик и другие законы принимаются на основе Конституции СССР, нормы которой обладают наивысшей юридической силой.

Советская Конституция полностью соответствует положению, высказанному В. И. Лениным о том, что она «концентрирует то, что уже дала жизнь, и будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизни» (т. 37, с. 21). Принятие Конституции СССР стало важной вехой в истории нашего государства, мощным стимулом в интернациональной борьбе трудящихся всего мира за свободу, демократию, социальный прогресс человечества и прочный мир.

← Конкретные социальные исследования ← | К оглавлению | → Контрреволюция →

В 1977 г., в канун 60-летнего юбилея Советской Родины, состоялось событие выдающегося, поистине исторического значения в жиз­ни нашей страны: внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР единодушно приняла новую Конституцию Страны Советов - Основной Закон нашей державы, нашей жизни. День принятия новой Конституции - 7 октября вошел в историю Советского государства как одна из наиболее памятных дат; ежегодно отмечается советскими людьми и всем прогрессивным человечеством как праздник торжества социалистической демократии.

Вступившая в силу Конституция Союза ССР - это выдающийся политический, идейно-теоретический и правовой документ современно­сти, воплощающий в себе замечательные достижения общества разви­того социализма, волю и стремления советского народа, вековые надежды всего трудового человечества. «Новая Конституция,- подчеркнул председатель Конституционной Комиссии Л. И. Брежнев, - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно претворяют­ся в жизнь»

В обсуждении Конституции участвовал весь советский народ. В те­чение четырех месяцев в стране проходило исключительно широкое, свободное и по-настоящему деловое рассмотрение проекта трудящимися массами, представителями всех наций и народностей, всех слоев и по­колений нашего общества. Это была невиданная по своему размаху и значению политическая кампания, в которой приняло участие свыше 140 млн. человек. Было внесено более 1,5 миллиона предложений, до­полнений, уточнений и изменений к проекту. Конституционная Комиссия не оставила без внимания ни одного замечания, ни одного предложе­ния, высказанного в ходе обсуждения. Обогащенная опытом миллио­нов, принятая седьмой сессией Верховного Совета СССР, Конституция воплотила в своих чеканных формулировках коллективную мудрость партии и народа. С полным основанием можно сказать, что подлинным творцом этого выдающегося документа является весь советский народ.

Новая Конституция СССР отражает нынешний облик советского общества во всех его основных проявлениях - экономическом, соци­альном, политическом.

Ключевым фактором для установления консти­туционных основ современного советского строя является построение в СССР развитого социализма, который представляет собой закономер­ный этап в становлении коммунистической формации.

В соответствии с ленинской традицией Конституция 1977 г. не толь­ко отражает социально-экономические и политические завоевания развитого социализма, но также исчерпывающе полно формулирует высшую цель Советского государства - построение бесклассового, ком­мунистического общества - и главные задачи государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социа­листических общественных отношений и их преобразование в комму­нистические, воспитание человека коммунистического общества, повы­шение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обес­печение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

В Конституции дана развернутая характеристика роли Коммуни­стической партии как руководящей и направляющей силы общества, как ядра его политической системы, всех государственных и общест­венных организаций.

Помощниками партии, постоянными и непременными, по выраже­нию В.

И. Ленина, участниками управления государством всегда были и остаются общественные организации. В Конституции СССР профес­сиональным союзам, комсомолу, кооперативным и другим массовым общественным организациям отводится большое место, еще выше под­нимаются их авторитет и значимость в политической системе. За ними закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйствен­ных, социально-культурных вопросов, право законодательной ини­циативы.

Для Советской Конституции характерно то, что она не ограничива­ется, подобно буржуазным конституциям, фиксацией преимущественно политического устройства, но и закрепляет основы социальной и эконо­мической системы СССР. Указав, что Союз Советских Социалистиче­ских Республик есть социалистическое общенародное государство, Кон­ституция подчеркивает, что его социальную основу составляет ныне нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Принципиальное значение имеет конституционное по­ложение о том, что основой всей экономической системы СССР явля­ется социалистическая государственная и колхозно-кооперативная соб­ственность на средства производства. Экономика рассматривается как единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны.

Советская Конституция - яркое свидетельство того, что именно человек и его благо является целью всех преобразующих усилий пар­тии и Советского государства в экономической, политической, социаль­ной и других областях. Закрепляя права и свободы советских граждан, провозглашенные Конституцией 1936 г., новая Конституция существен­но расширяет и обогащает их.

Значительно расширены реальные гарантии таких жизненно важных прав советских граждан, как право на труд, на образование, на отдых, на пользование достижениями культуры.

Новым конституционным правом граждан СССР стало право на жилище. Наша Конституция провозгласила его одной из первых в мире. Оно гарантируется и будет все полнее обеспечиваться осуществлением широкой программы жилищного строительства.

Каждой своей статьей наша Конституция утверждает ту великую истину, что свобода, демократия, человечность осуществимы лишь в условиях общественного строя, при котором ликвидирована эксплуата­ция человека человеком.

Важным конституционным принципом является неразрывное един­ство демократии, дисциплины и ответственности членов советского общества.

Социалистическая концепция демократии отрицает возмож­ность использования прав и свобод против интересов трудящихся. В Конституции подчеркивается, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Советское государство запрещает пропаганду войны, расовой и национальной вражды.

Права и свободы советских граждан неотделимы от их основных обязанностей. Это созвучно социалистическому образу жизни, нравст­венным идеалам советских людей, рожденным социализмом представ­лениям об общественном долге.

Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности. По предложению трудящихся, в Конституцию включено дополнение о том, что уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Новая Конституция СССР сохраняет и развивает подлинно демо­кратические принципы, формирования Советов. Речь идет прежде всего о всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании, а так­же демократическом порядке выдвижения кандидатов в депутаты. Исходя из характера народного представительства в развитом социа­листическом обществе, органы государственной власти стали имено­ваться Советами народных депутатов.

В решении важных вопросов коммунистического строительства ис­ключительно большая роль принадлежит трудовым коллективам - этим первичным ячейкам нашего хозяйственного и политического орга­низма.

В соответствии с пожеланиями трудящихся в Конституции широко отражены задачи и права трудового коллектива, особенно в таких об­ластях, как планирование производства и социального развития, подго­товка и расстановка кадров, улучшение условий труда и быта работ­ников, повышение их квалификации, воспитание коммунистического отношения к труду.

Принципиально важным является включение в Конституцию спе­циальной главы о внешней политике нашего государства и защите со­циалистического Отечества.

На современном этапе, когда Советское государство переросло из государства диктатуры пролетариата в общенародное, его внешняя политика не утратила своего классового характера. Напротив, социали­стическая, интернационалистическая основа этой политики расширяет­ся, становится более прочной. В соответствии с Конституцией, внешняя политика СССР направлена на обеспечение благоприятных междуна­родных условий для построения коммунизма в СССР, укрепление пози­ций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс.

В Основном Законе зафиксировано, что наша страна и впредь будет проводить ленинскую политику мира, выступать за предотвращение агрессивных войн, за развитие широкого международного сотрудниче­ства.

Выступая за прочный мир и международную безопасность, наша партия и народ не могут не принимать во внимание, что агрессивные круги империализма бряцают оружием, пытаются сорвать разрядку международной напряженности, ввергнуть народы в термоядерную вой­ну. Вот почему, исходя из необходимости обеспечить благоприятные условия для построения коммунизма в СССР, Основной Закон утвер­ждает, что защита социалистического Отечества есть важнейшая функ­ция государства, дело всего народа. Наши Вооруженные Силы видят свой долг в том, чтобы надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный от­пор любому агрессору.

На основе Конституции Союза ССР приняты новые конституции союзных и автономных республик.

В новой Конституции отражено продвижение Советской страны к социальной однородности, дальнейшее укрепление социально-политиче­ского единства социалистического общества. Это убедительно подтвер­дили выборы в Верховный Совет СССР, состоявшиеся в марте 1979 г, В них приняли участие около 175 млн. человек, или 99,99 % общего числа избирателей. За кандидатов блока коммунистов и беспартийных проголосовало 99,90 % граждан, принимавших участие в голосовании. В этих результатах голосования убедительно выражена полная поддержка народом внутренней и внешней политики партии и Советского государства.

Материалы: http://waldorf.in.ua/konstituciya-razvitogo-socializma/

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Конституция СССР 1977 г.

Необходимость создания новой Конституции СССР. Вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР впервые был поставлен H.C. Хрущевым на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем в материалах XXII съезда партии, состоявшегося в 1961 г., этому было дано более полное обоснование. Оно сводилось к тому, что советское государство из государства диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство, пролетарская демократия - в общенародную демократию. Данное положение было закреплено в Программе партии, принятой XXII съездом КПСС.

Съезд признал необходимым закрепить новое качественное состоять советского общества и государства в Основном Законе и постановил приступить к разработке проекта Конституции СССР.

В соответствии с этим 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принял постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым.

В составе комиссии были созданы девять подкомиссий, которые вели работу по различным разделам проекта будущего Основного Закона.

После октябрьского 1964 г. Пленума ЦК КПСС, на котором первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, в составе Конституционной комиссии произошли существенные изменения. 11 декабря 1964 г. постановлением Верховного Совета СССР председателем комиссии быт утвержден Л.И. Брежнев. Данное обстоятельство, однако, не привело к повышению активности в работе над проектом Конституции. Более десяти лет комиссия практически бездействовала. В течение этого десятилетия произошли изменения в характеристике существовавшего в стране общественного строя.

В ноябре 1967 г. в докладе, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Л.И. Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества. Естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект Конституции. На это было обращено особое внимание на состоявшемся в 1971 г. XXV съезде Коммунистической партии. После съезда работа Конституционной комиссии интенсифицировалась.

Майский 1977 г. Пленум ЦК КПСС рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его в основном. Вслед за этим Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 г. проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати. Началось его всенародное обсуждение, которое продолжалось около четырех месяцев. В обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, или более 4/5 взрослого населения страны.

Проект был рассмотрен и одобрен на 1,5 млн. собраний трудовых коллективов, воинских частей и граждан по месту жительства, 450 тыс. партийных и 465 тыс. комсомольских собраний. Проект Конституции был обсужден и одобрен на сессиях более чем 50 тыс. местных Советов и на сессиях Верховных Советов всех союзных и автономных республик. В ходе обсуждения от трудящихся страны поступило 180 тыс. писем. В целом в ходе всенародного обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, направленных на уточнение, улучшение и дополнение проекта Конституции.

Все поступившие предложения были изучены и обобщены, а затем рассмотрены на заседаниях Конституционной комиссии и Президиума Верховного Совета СССР. Многие предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения, были учтены и использованы при доработке проекта Конституции. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва проект нового Основного Закона СССР подвергся всестороннему обсуждению, причем в I 18 статей были внесены поправки и добавлена еще одна статья. 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Она делилась на преамбулу, 21 главу, 9 разделов и содержала 174 статьи.

Преемственность и особенности Конституции СССР 1977 г. Характеризуя отличительные особенности Конституции СССР 1977 г., следует указать, что она сохранила преемственность по отношению к ранее действовавшим советским конституциям. Вместе с тем она существенно отличалась от предыдущих советских конституций, содержала много нового. Впервые в советской конституционной истории составной частью Основного закона стала преамбула. В ней прослеживался исторический путь советского общества, в качестве итога которого рассматривалось развитое социалистическое общество. В преамбуле давалась характеристика основных черт этого общества.

В Конституции СССР 1977 г. расширен круг вопросов, касающихся политической и экономической систем. Им посвящен раздел «Основы общественного строя и политики СССР».

В ст. 1 говорилось о советском государстве как о социалистическом общенародном государстве, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Как и в Конституции СССР 1936 г., в новой Конституции в качестве политической основы закреплялись Советы. Однако в условиях общенародного государства они получили название Советов народных депутатов.

В качестве экономической основы Конституция сохраняла социалистическую собственность.

Одной из характерных черт Конституции СССР 1977 г. являлось расширение пределов конституционного регулирования. В ней рассматриваются вопросы, связанные с охраной природы, обеспечением воспроизводства природных богатств и улучшением окружающей человека среды.

Важное значение имело также формулирование в Конституции принципов политики государства, всех его органов. Это выражено в таких новых главах, как «Социальное развитие и культура», «Внешняя политика», «Защита социалистического Отечества». В Конституции была представлена политическая система СССР (государство Советы, общественные организации, трудовые коллективы) как единый механизм осуществления народовластия под руководством Коммунистической партии, являющейся ядром этой системы.

Впервые в истории советских Конституций в Основном законе 1977 г. прямо закреплялся принцип социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц (ст. 4).

Особая статья была посвящена закреплению руководящей роли Коммунистической партии в политической системе СССР (ст. 6).

В отличие от Конституции СССР 1936 г., где о правах и обязанностях граждан говорилось лишь в десятой главе (после глав об органах государства), раздел «Государство и личность» в Конституции СССР 1977 г. следует за разделом «Основы общественного строя и политики СССР».

При этом Конституция СССР 1977 г. существенно расширяла совокупность прав и свобод граждан. К ранее установленным правам теперь добавлялись право на охрану здоровья, право на жилище, право на пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в Государственные органы, критиковать недостатки в их работе.

Особенно важно отметить, что в Конституции СССР 1977 г. впервые в советском конституционном законодательстве предусматривалось право граждан обжаловать действия любых должностных лиц в суд (ст. 58). Правда, ни Конституция, ни последующее законодательство не устанавливали механизма осуществления данного права, что, конечно, не могло не отражаться на реальности этого конституционного права граждан.

Более развернутую трактовку получили обязанности граждан. Основными были обязанности граждан соблюдать Конституцию и законы, добросовестно трудиться и блюсти дисциплину труда, оберегать интересы государства и способствовать укреплению его могущества, укреплять дружбу наций и народностей страны, беречь социалистическую собственность, бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка, оберегать природу и памятники культуры. Конституция устанавливала обязанность с достоинством нести высокое звание гражданина СССР, защищать социалистическое Отечество, содействовать укреплению дружбы и сотрудничества между народами.

В разделе I Конституции содержатся также новые главы о социальном развитии и культуре, о внешней политике СССР и защите социалистического Отечества.

Главы, посвященные национально-государственным отношениям, объединены в раздел «национально-государственное устройство», что более точно отражало сущность тех норм, которые составляли содержание раздела.

Специальный раздел Конституции СССР 1977 г. посвящен Советам народных депутатов и порядку их избрания. За ним следуют разделы, определяющие систему органов государственной власти и управления, а также основы построения республиканских и местных государственных органов. Далее следовал раздел о правосудии, арбитраже и прокурорском надзоре.

Завершают Конституцию СССР разделы (не делящиеся на главы): о гербе, флаге, гимне и столице СССР, о действии Конституции и порядке ее изменения.

Вскоре после принятия Конституции СССР в 1978 г. были приняты новые Основные законы союзных и автономных республик, которые соответствовали Конституции СССР и учитывали особенности республик. Конституция РСФСР была принята Верховным Советом Российской Федерации 12 апреля 1978 г.

Последняя Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. По своей структуре новая Конституция отличалась от трех предшествующих ей (1918, 1924 и 1936 годов) и вошла в историю как «Брежневская» (иногда ее называют «Конституция развитого социализма»).

Вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР впервые был поставлен Н.С. Хрущевым еще на внеочередном XXI съезде КПСС. Затем XXII съезд постановил приступить к разработке проекта Конституции СССР, а 25 апреля 1962 года Верховный Совет СССР принял постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Одновременно была образована Конституционная комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, которая более десяти лет практически бездействовала, поскольку в ноябре 1967 года Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества, и, естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект новой Конституции.

Майский Пленум ЦК КПСС 1977 года рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его, после этого Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 года проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати. Началось его всенародное обсуждение, которое продолжалось около четырех месяцев. В обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, или более 4/5 взрослого населения страны, а многие предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения, были учтены и использованы при доработке проекта Конституции. На внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва проект нового Основного Закона СССР подвергся всестороннему обсуждению, в 118 статей были внесены поправки и добавлена еще одна статья.

7 октября 1977 года Верховный Совет единогласно утвердил Конституцию СССР. Она состояла из преамбулы, содержащей некоторые положения политического, научного и практического значения (в ней констатировалось построение развитого социалистического общества, создание общенародного государства, а в качестве цели указывалось построение «бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении»), и 174-х статей. Все статьи нового Основного Закона СССР объединялись в 9 разделов, 7 из них имели деления на главы (всего 21 глава).

Конституция состояла из следующих разделов: 1) основы общественного строя и политики; 2) государство и личность; 3) национально-государственное устройство; 4) советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) высшие органы власти и управления; 6) основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) герб, флаг, гимн и столица; 9) действие Конституции и порядок ее применения.

Многие историки и юристы же увидели в принятии Конституции СССР 1977 года стимуляцию дальнейшего развития права и существенного обновления советского законодательства.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.