Россияне без газа, или почему провалилась газификация россии. Газ ищет выход Труба должна быть государственной


Программой газификации с 2005 по 2025 год предусмотрено выполнение мероприятий по 833 объектам. Общая протяженность построенных газопроводов составит 4856 км. Будут созданы условия для газификации 742 населенных пунктов Подмосковья, в которых проживает более 370,2 тысяч человек.

Критерии программы:


1. Для мероприятий по развитию газификации населенных пунктов Московской области - количество граждан, постоянно проживающих в населенном пункте Московской области, от 100 человек (за исключением населенных пунктов Московской области, развитие газификации которых планируется осуществить в рамках исполнения обязательств Московской области по Плану-графику синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации, согласованному с ПАО "Газпром").

2. Для мероприятий по увеличению пропускной способности газораспределительной системы:
1) проектирование и строительство новых газораспределительных станций, строительство межпоселковых газопроводов-связок, необходимых для бесперебойного функционирования существующих сетей от газораспределительных станций, мощность которых достигла проектной и/или реконструкция которых предусмотрена Договором о газификации Московской области от 18.03.2015 N 03, подписанным между Правительством Московской области и ООО "Газпром трансгаз Москва";
2) строительство газопроводов-связок в городах и сельских населенных пунктах Московской области, в том числе газопроводов-связок между пунктами редуцирования газа и социально-бытовыми объектами, необходимость которых связана с минимально зафиксированным давлением в сетях:
для газопроводов высокого давления I категории менее 0,6 МПа;
для газопроводов высокого давления II категории менее 0,3 МПа;
для газопроводов среднего давления менее 0,005 МПа;
для газопроводов низкого давления менее 0,0013 МПа;
3) реконструкция газопроводов в связи со значительным их износом или повреждениями, выявленными на основании результатов: диагностики газопроводов сроком эксплуатации более 40 лет; приборного обследования (каждые 5 лет); коррозионного обследования (ежегодно).

3. Для мероприятий по созданию условий для обеспечения развития газоснабжения земельных участков для реализации инвестиционных проектов на территории Московской области на период до 2025 года - соответствие инвестиционных проектов, подлежащих реализации на соответствующих земельных участках, постановлению Правительства Московской области от 03.09.2015 N 757/24 "О порядке заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области" и наличие заключенного соглашения о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области

Основные цели и задачи Программы

  1. Реализация государственной политики по обеспечению населения Московской области природным газом на основе внедрения прогрессивных технологий и максимального использования потенциала газораспределительной системы Московской области.
  2. Создание благоприятных условий для перспективного развития газоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
  3. Создание благоприятных условий для газификации сельских населенных пунктов Московской области.
  4. Создание благоприятных условий для перевода систем газораспределения населенных пунктов Московской области с сжиженного углеводородного газа на природный газ и перевода котельных с иных видов топлива на природный газ с внедрением энергосберегающих технологий и современных материалов, децентрализация систем отопления и горячего водоснабжения.
  5. Содействие проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства в Московской области.
  6. Улучшение условий жизни населения Московской области, обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производства, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  7. Повышение инвестиционной привлекательности Московской области и развитие инвестиционной активности субъектов экономики.
  8. Создание новых источников газоснабжения для подачи газа в газораспределительную систему Московской области.
  9. Увеличение пропускной способности газораспределительной системы

Россия снабжает голубым топливом всю Европу, но не может провести газ в дома собственных жителей. Почему так происходит и кто виноват в провале газификации регионов России?

Сапожник без сапог, Россия без газоснабжения

По состоянию на первый квартал 2016 года показатель газификации в Российской Федерации составил 66,2%. Много это или мало? Для сравнения приведем уровень газификации других государств:

  • Голландия – 99,9%;
  • Армения – 93%;
  • Азербайджан – 80%;
  • Узбекистан – 75%;
  • Украина – 72%.

В Европе средний показатель газификации по странам превышает 90%. Как же так сложилось, что великая газовая держава не обеспечила своих жителей газом?

Карта газификации России.

Естественно, во всем виноваты «папередники», то есть СССР, если верить словам Дмитрия Медведева, который в 2007 году заявил «НТВ», что по состоянию на 1991 год РСФСР была газифицирована только на 30%, и в 2009-м пообещал провести газ для всех к 2015 году. Тогда успехи России в газификации кажутся ошеломляющими: всего за 25 лет мы провели голубое топливо в большее количество домов, чем это было сделано при СССР. Нам есть, чем гордиться, не правда ли?

Нет, не правда. По официальным данным, уровень газификации РФ на 1991 г. – 40%. В 1998 году он составил 47,6%, т.е. динамика ежегодного прироста – всего лишь 1,085%. Конечно, столь невысокие темпы можно списать на « » и постперестроечный . Но что мы видим дальше? За период с 1999 по 2012 год газификация страны увеличилась на 15,6%, т.е. ежегодный прирост газифицированных потребителей составил 1,2%, и это притом, что прибыли «Газпрома» за эти годы возросли многократно! А если посмотреть на вложенные средства, то окажется, что «Газпром» за тот же 13-летний период потратил на газификацию…4,6% своей прибыли!

Темпы газификации за 2001-2012 годы.

Но уже в 2015 году темпы газификации снизились до 0,9%, поскольку «Газпром» теряет интерес к инвестированию этого проекта. Почему так происходит?

Почему газификация в РФ провалилась?

Для объяснения этого есть несколько причин, но самая главная из них весьма банальна: «Газпрому» просто невыгодно вкладываться в столь масштабное строительство.

1. Невыгодная инвестиция

Какой смысл вкладывать средства в строительство местных газопроводов, если выгоднее продавать топливо в Европу по уже имеющейся трубе? При этом следует учесть, что цены на газ для европейцев и для населения России разные. Если раньше в «Газпроме» рассчитывали, что сравняют стоимость голубого топлива для жителей РФ и Европы уже в 2014 году, то сейчас говорят как минимум о 2019-2020 годах.

А ведь есть еще и , в первую очередь нуждающиеся в финансовых вливаниях, например, разработка месторождения Чаянда. Так зачем же тратить деньги на заведомо убыточную прокладку труб для россиянина, если европеец уже сейчас платит больше и, что немаловажно, регулярно, в отличие от наших должников?

2. Должники

А задолженность россиян за газ действительно впечатляет: 65,6 млрд. рублей – долг теплоснабжающих предприятий, и 67,5 млрд. рублей – долг населения; общий долг за газ всех потребителей составил 189,3 млрд. рублей на апрель 2016 года. Из них 52,5 млрд. приходится на Северо-Кавказский федеральный округ. И пока эта ситуация не исправится, .

Наоборот, неплательщиков отключают от услуги. И раз уже существующие потребители не могут платить за газ, то как за него заплатят неимущие селяне, на которых и нацелена программа газификации?

3. Нищее население

Если посмотреть на недавно газифицированные деревни, можно заметить парадокс: газовая труба есть, но местные жители не спешат к ней подключаться и продолжают топить печи дровами и углем. Почему так? Да просто это дешевле!

Дело в том, что даже при наличии газовой трубы в деревне нужно еще заплатить за подключение к ней. А для этого придется:

  • подать заявку на подключение дома к газу;
  • составить проект газификации;
  • проложить газовую трубу как от магистрали до дома, так и внутри него;
  • врезать трубу в магистраль;
  • пройти инспекцию.

И все это стоит больших денег! Например, проект обойдется в среднем от 3500 р., а монтаж газовой трубы – от 35 000 р. (10-20 метров) до 65 000 р. и выше (более 30 метров). Средний ценник на газификацию домовладения по Сибири в 2016 году – 200 000 рублей. А в Подмосковье стоимость газификации дачного товарищества может достигать 20 000 долларов! Откуда у деревенской бабушки возьмутся такие деньги, если учесть, что средняя пенсия по итогам 2015 года в России составляет 12 000 р.?

4. «Просто денег нет»

Если посмотреть на европейский опыт, то там государство помогает населению с проведением газа в дом, предоставляя выгодный кредит. У нас же процентная ставка на «газовый» кредит составляет 18%. Не удивительно, что мало кто соглашается на такой грабительский процент.

С другой стороны, местные власти могли бы позаботиться о газификации населенных пунктов, ведь чем развитее инфраструктура, тем дороже цена земли. Но тут тоже все не так просто: доля муниципальных бюджетов составляет всего лишь 5% от общего бюджета страны, да и те успешно разворовываются местными чиновниками. Иными словами, у государства на помощь населению в газификации, а переложить на потенциальных потребителей эту задачу тоже оказалось невозможным: у них денег тоже нет.

Вот и получился замкнутый круг, выхода из которого не видно. А это значит, что Россия вряд ли будет газифицирована не то, что к 2020, но даже к 2030 году. Тем более что даже в тех регионах, где газ добывается, уровень газификации крайне низок, как, например, в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь находится одно из самых крупных газовых месторождений мира, но при этом газификация составляет менее 50%. И это можно считать символичным: точно так же и Россия, крупнейшая газовая страна, не может обеспечить своим гражданам подвод газа в каждый дом.

Иван Сергеев,

специально для Анвиктори

В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Программа, решающая проблемы населённых пунктов, куда не подведён газ, появится в следующем году

Государство намерено вплотную заняться решением проблемы газификации сельских населённых пунктов. Пока, по данным экспертов, этот показатель не превышает 50 процентов. Законопроект Правительства, который Госдума планирует принять до конца весенней сессии, предлагает возложить ответственность за газификацию на муниципалитеты. О том, поможет ли это обеспечить нуждающихся в дешёвом топливе, шёл разговор в пресс-центре «Парламентской газеты» 15 июня.

В программе забыли о государстве

«Газификация домовладений, в особенности сельских, предполагает новое качество жизни населения», - прогнозирует член Комитета Госдумы по энергетике . В 2001 году была принята правительственная программа газификации сельских населённых пунктов. Согласно документу, к 2025 году газификация в России достигнет 85 процентов территории страны.

Летом прошлого года глава Газпрома Алексей Миллер докладывал президенту, что показатель газификации пока что достиг 67 процентов. Таким образом, программа к расчётному году может быть даже перевыполнена. Однако цифры - вещь лукавая.

Дело в том, что газификация по-газпромовски означает подведение магистральной трубы к границам населённого пункта. Дальше - зона ответственности региональных газоснабжающих компаний. Но они не спешат включаться в работу, пока не увидят коммерческой выгоды. «Близок локоток, да не укусишь», - вспоминается русская пословица. Для многих населённых пунктов в нашей стране ситуация с газификацией именно так и выглядит. Свидетельство тому - тысячи обращений от жителей во все инстанции, в том числе и к президенту.

«Мы долгие годы с нетерпением ждали, когда в нашу деревню придёт газ. Но велико было разочарование, когда мы узнали, что наша деревня не включена в реестр по газификации. В администрации сельсовета нам ответили, что газовики почему-то вычеркнули из этого списка нашу деревню. Даже не знаем почему к нам такая немилость, почему мы попали в опалу к газовикам. Ведь наша деревня не самая маленькая, не вымирающая, она не в глуши и не заброшена. Она живая, процветающая, наблюдается приток молодого населения», - пишут жители села Вязниковского района Владимирской области. Впрочем, чтобы узнать об остроте газовой проблемы, ездить далеко от столицы вовсе необязательно. В Московской области из шести тысяч сельских населённых пунктов газифицировано менее трёх тысяч. За период с 2013 по 2017 год в регионе газифицировано всего 400 населённых пунктов.

Конечно, газ можно провести в свой дом, заключив в частном порядке договор с газоснабжающей компанией. Правила заключения такого договора прописаны в постановлении Правительства от 2013 года. Но тут возникает вопрос цены за подключение, а у региональных газовщиков они заоблачные.

«Друзья, подскажите, как быть? Построил дом в Новой Москве и решил подключить газ. Обратился в Мособолгаз и был в шоке - цена за подключение и составление технической документации составила 1 миллион 890 тысяч рублей!», - пишет на форуме житель Новой Москвы Николай Н. Получается, что госпрограмма сама по себе, а реальность сама по себе. »В государственной программе довольно плохо прописана роль самого государства. Многие региональные проекты по газификации не могут получить финансовой поддержки от Правительства. В итоге большая часть расходов покрывается Газпромом и региональными бюджетами», - заметил замдиректора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев .

К газу подключат… муниципалитеты

В Правительстве намерены исправить ситуацию и придать забуксовавшей газификации новый импульс. В Госдуму внесён законопроект, направленный на решение вопросов газификации посёлков. «Суть документа в том, что газификация на внутрипоселковом уровне становится ответственностью муниципалитетов. Для этого расширяются их полномочия», - объяснил член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких.

Муниципальные чиновники должны провести ревизию на территории, какие населённые пункты или объекты должны быть газифицированы, в какие сроки. Также они обязаны предоставить данные о прогнозируемых объёмах потребляемого газа (этот показатель крайне важен для Газпрома). «Иными словами, в каждом муниципалитете должна появиться своя программа газификации», - отметил депутат.

Хорошо, конечно, что определена ответственность за подведение газа к домам, однако повлияет ли это на цену подключения для потребителя?

Эксперты сходятся во мнении, что прямого влияния на снижение цен закон окажет лишь в том случае, если работа муниципалитета позволит объединить жителей. «Подключение для 250 домов, будет в разы дешевле, чем для 5-10. Разница - от 60 тысяч до трёх миллионов, если подключаться в одиночку. Объединяться необходимо, а то часто происходит так: пять человек в посёлке оплачивают подключение к газу, а остальные ждут, чтобы осуществить потом незаконные врезки», - констатировал заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Наталия Пронина .

«Введение ответственности для муниципалитетов за газификацию на местах скажется положительно ещё и потому, что если будет установлено, что плата за газификацию данного населённого пункта превышает материальные возможности жителей, местные органы власти смогут ходатайствовать о том, чтобы газ в данный посёлок был проведён на бюджетные деньги», - подчеркнул Борис Гладких. Депутат добавил, что бюджетные средства на газификацию предусмотрены, однако, по его мнению, муниципалитеты должны конкурировать за их получение. И способом такой конкуренции станет создание местных программ газификации.

Труба должна быть государственной

«Так или иначе муниципалитетам придётся идти на переговоры с Газпромом и нетрудно догадаться в чью пользу они закончатся», - сказал член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды . По его мнению, данный законопроект - лишь первый шаг. За ним должны последовать более действенные меры со стороны государства. Одна из них - появление государственной трубы (уже не принадлежащей Газпрому), подключение к которой и, соответственно, его стоимость будут регулироваться государством. «Кстати, ничего особенного изобретать не придётся, - считает Александр Василенко. - В нефтяной отрасли уже создан такой прецедент. Добываемая частными компаниями нефть течёт по трубе, которая принадлежит «Транснефти», а она - госкомпания».

Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа.

Возможны и другие варианты газификации. Например, использование попутного газа в регионах, где есть нефтедобыча. Сегодня попутный газ просто сгорает в факелах. Нефтедобывающие компании были бы не прочь отдавать его Газпрому, но цены монополии за допуск к трубе никого не устраивают. Сжечь дешевле. «Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа. Осуществит её уже не Газпром, а альтернативный поставщик», - уверен Александр Василенко. Он считает, что программу газификации на федеральном уровне позволит выполнить только огосударствление газопроводов и появление альтернативных поставщиков газа. «И это произойдёт рано или поздно», - отметил депутат.

На всем протяжении развития газовой отрасли, одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов и созданием Единой системы газоснабжения развивалось такое важное направление деятельности ПАО «Газпром» как газоснабжение и газификация субъектов Российской Федерации.

История

В 2001 году, в процессе совершенствования данной работы, в ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») с привлечением ООО «Газпром межрегионгаз» впервые была организована работа по формированию и утверждению ежегодных программ газификации по субъектам Российской Федерации на основе системного подхода к выбору объектов для строительства.

В 2005 году для ускорения темпов газификации российских регионов, главным образом населенных пунктов в сельской местности, руководством ОАО «Газпром» было принято решение о значительном увеличении объемов инвестиций. Функции по организации и координации работ, связанных с выполнением Программы газификации регионов РФ, были возложены на «Газпром межрегионгаз». При этом региональным компаниям по реализации газа, входящим в структуру «Газпром межрегионгаза», было поручено представлять интересы «Газпром межрегионгаза» в регионах и осуществлять контроль на всех этапах реализации проектов.

Выполнение функций заказчика строительства было поручено организациям ОАО «Регионгазхолдинг» и ОАО «Газпром газораспределение» (c 18 апреля 2016 года - АО «Газпром газораспределение»).

Графики синхронизации определяют ответственность сторон.

Начиная с 2005 года, основной целью реализации программ газификации является доведение газа до конечного потребителя. Для ее решения совместно с администрациями регионов стали ежегодно подписываться планы-графики синхронизации выполнения программ газификации. В планах-графиках по каждому населенному пункту, к которому подводится межпоселковый трубопровод, указывается планируемое количество потребителей, в том числе домовладений и котельных, которые подлежат газификации, с четкими сроками завершения работ.

В соответствии с закрепленными сферами ответственности, ООО «Газпром межрегионгаз» осуществляет строительство межпоселковых газопроводов согласно утверждаемой ПАО «Газпром» Программой газификации регионов Российской Федерации, которая формируется на основе предложений администраций регионов.

При этом строительство уличных (внутрипоселковых) распределительных сетей и подготовка потребителей к приему газа обеспечиваются администрациями субъектов Российской Федерации за счет привлечения средств бюджетов всех уровней и других источников финансирования.

Таким образом, «Газпром межрегионгаз» обеспечивает финансирование проектно-изыскательских работ и строительства межпоселковых газопроводов. На «Газпром межрегионгаз» также возложены функции взаимодействия с администрациями субъектов РФ по координации работ.

Подписываемые между ПАО «Газпром» и администрациями регионов планы-графики направлены на обеспечение синхронности работ по строительству межпоселковых газопроводов и строительству распределительных сетей с подготовкой потребителей к приему газа с момента ввода в эксплуатацию построенных мощностей.

В соответствии с Концепцией участия ПАО «Газпром» в газификации регионов РФ при строительстве внутрипоселковых газопроводов регионы должны применять технические требования ПАО «Газпром». Это позволяет значительно повысить безопасность строительства и эксплуатации объектов газораспределения, а также не нарушает архитектурный облик газифицируемых населенных пунктов, так как техтребования предусматривают строительство внутрипоселковых газопроводов надземным способом только в случае специального обоснования.

Приоритеты финансирования Программы газификации в регионах:

  • полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ;
  • экономическая эффективность предлагаемых к строительству объектов газификации;
  • обеспечение готовности потребителей к приему газа;
  • загрузка существующих газопроводов-отводов и газораспределительных станций;
  • содействие со стороны администраций регионов в работе по внедрению энергосберегающих технологий.

Объемы инвестиций для нового строительства предусматриваются в тех регионах, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей в необходимых объемах по программам.

По итогам реализации ежегодных программ газификации следует отметить, что взятые на себя обязательства «Газпром» стабильно выполняет в срок и в полном объеме.

Итоги реализации программы

Совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов Российской Федерации позволила сделать значительный шаг в развитии газификации Российской Федерации.

Если всего за 12 лет (с 2001 года) по Программам газификации регионов РФ было выделено более 190 млрд рублей, то за период с 2005 по 2016 год - порядка 295,2 млрд рублей, и это без учета денежных средств, направленных на проектирование и строительство газопроводов-отводов и ГРС (газораспределительных станций), являющихся неотъемлемой частью газификации регионов.

Вложенные с 2005 по 2016 годы средства позволили обеспечить строительство 2 046 газопровода - протяженностью более 28 тысяч км. При этом было газифицировано 5 060 котельных, более 815,1 тысяч домовладений и квартир.

Обязательства ПАО «Газпром» выполняются в полном объеме.

В результате реализации Программы газификации регионов РФ с 2005 по 2016 гг. средний уровень газификации в России вырос с 53,3% до 67,2% в том числе в городах - с 60% до 70,9%, в сельской местности - с 34,8% до 57,1%.

Настоящее и будущее

Для реализации Программы газификации регионов РФ в 2016 году были выделены инвестиции в объеме 25 млрд рублей - для проектно-изыскательских работ, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации регионов и строительства газораспределительных сетей в 67 субъектах РФ.

Для закрепления обязательств ПАО «Газпром» и администраций регионов в 2016 году была продолжена практика совместного подписания планов-графиков синхронизации выполнения программ газификации.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, при распределении объемов выделяемых ПАО «Газпром» инвестиций на 2017 и последующие годы будет особо учитываться выполнение субъектами РФ своих обязательств по подготовке потребителей к приему газа в прошлые годы и соблюдение потребителями платежной дисциплины при оплате за поставленный им газ.

Концепция газификации

В соответствии с Концепцией участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, «Газпром» осуществляет дифференцированное участие в газификации, с учетом наличия и развития в регионах запасов природного газа, а также с использованием альтернативных энергоносителей, включая сжиженный и компримированный природный газ (СПГ и КПГ), сжиженный углеводородный газ (СУГ). При этом в зависимости от уровня и перспектив развития систем газоснабжения регионы могут быть отнесены к следующим трем группам.

В первую группу входят регионы, имеющие развитую систему газопроводов и подключенные к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Их газификация будет осуществляться преимущественно сетевым природным газом. Для отдаленных районов может применяться автономная (с использованием только СПГ, КПГ и СУГ) или комплексная газификация (путем строительства как газопроводов, так и объектов автономной газификации).

Вторая группа включает в себя субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения. Газификация этих регионов будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей. Если региональная система газоснабжения еще не создана или слабо развита, предусмотрена автономная газификация, которая может быть сохранена на постоянной основе для отдаленных районов.

В третью группу объединены регионы, не подключенные к ЕСГ и не имеющие ни региональных систем газоснабжения, ни газовых (газоконденсатных) месторождений. Здесь будет применяться только автономная газификация.

Уполномоченной компанией в группе «Газпром» по строительству и эксплуатации объектов автономной газификации СУГ и СПГ определено АО «Газпром газэнергосеть» , (дочернее общество ООО «Газпром межрегионгаз»).

Стратегия

Основными приоритетными направления деятельности ПАО «Газпром» в области газификации регионов остаются:

  • дальнейшее развитие газификации регионов РФ: направлено на достижение максимального, экономически оправданного уровня газификации территорий, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, улучшение бытовых условий жизни населения, преимущественно в сельской местности, и рост экономического потенциала субъектов РФ;
  • совершенствование совместной работы ПАО «Газпром» и администраций субъектов РФ: направлено на синхронное создание комплекса «газопровод - потребитель» и загрузку построенных мощностей с момента начала эксплуатации;
  • газификация и газоснабжение регионов Дальнего Востока и южных регионов России.