Столкновение американского корабля с грузовым судном. Тайна столкновения эсминца «Фицджеральд» с контейнеровозом оказалась просто ужасной


Многочисленные поводы для шуток о флоте (с памятного военного парада украинских ВМС) давал, разве что, украинский катер «Прилуки». Шутки встали на конвейер, и потому, как только ракетный катер ВМСУ фигурировал в каких-либо сводках, сразу же появлялись колкости о том, что этот «тот самый, который сам себя на параде чуть не утопил». Нам отвечали колкостями о чёрном дыме «Адмирала Кузнецова» и «утопленных» при посадке двух истребителях из состава его авиационного крыла во время выполнения задач в Сирии.

На этом фоне продолжает воплощаться (по крайней мере, в официальных заявлениях) программа, по которой к 2020 году российская армия и флот будут перевооружены на 70%. До 2020 года остаётся не так много времени, как виделось изначально, и актуальность программы перевооружения становится всё более явной.


Повод для размышления об актуальности модернизации армии и флота «подкидывает» не только приближение натовской инфраструктуры к нашим рубежам и всё более одиозные заявления так называемых «партнёров», но и такие инциденты, как тот, который произошёл накануне. Туманный инцидент «по причине тумана» в Чёрном море.

Изначально всё выглядело даже комично. Российское исследовательское судно «Лиман» столкнулось с неким судном «Ашот-7» в юго-западной части акватории и получило пробоину. Так сообщили в пресс-службе Минобороны. Само название судна, с которым произошло столкновение «Лимана», действительно настраивало на определённую иронию. Однако с каждой новой минутой приходила уточняющая информация, которая говорила о том, что дело куда серьёзнее, нежели представляется из первых публикаций.

Пришли сообщения о том, что пробоина, полученная средним разведывательным кораблём «Лиман» Черноморского флота ВМФ РФ, находится ниже ватерлинии, и что экипаж «ведёт борьбу за живучесть». На этом фоне зарубежные источники сообщили, что 15 российских моряков якобы пропали без вести. Практически сразу же после этого турецкие СМИ вышли с сообщениями о том, что к месту столкновения двух кораблей (а это примерно в 40 км от пролива Босфор) направились спасательные суда береговой охраны Стамбула.

Выяснилось, что судно, с которым «Лиман» столкнулся, на самом деле носит название «Youzarsif H». По данным , проводящего мониторинг передвижения судов, «Youzarsif H» - это судно, предназначенное для перевозки скота, и двигавшееся в тот момент из румынского порта Мидия в иорданский «красноморский» порт Акаба, находящийся в нескольких километрах от израильского Эйлата.

63 российских военных моряка в ходе операции были спасены сотрудниками турецкой береговой охраны, ещё 15 – те самые, которых зарубежные СМИ поспешили записать в пропавшие без вести, были спасены экипажами самого «Youzarsif H», которое шло под флагом Тоголезской Республики. Примечательно, что через непродолжительное время после столкновения российский разведывательный корабль 1970 года постройки затонул. В то же время судно-скотовоз получило минимальные повреждения и после осмотра спокойно продолжило своё движение по маршруту.

В это время в Минобороны продолжали говорить о столкновении «Лимана» именно с судном «Ашот-7».
Портал MarineTraffic представляет схематический «репортаж» о месте столкновения и спасательной операции:

Публикация с «Youzarsif H» от 2013 года:

А это экстерьер того самого «скотовоза»:

Он же с другого ракурса:

Владельцем судна является ливанская компания Hammami Livestock. Это одна из крупнейших на Ближнем Востоке компаний, занимающихся перевозкой морем сельскохозяйственных животных.

Владелец «скотовоза» сообщает более подробную информацию о «Youzarsif H». Год постройки – 1977. В 2013 году судно прошло переоборудование, о чём свидетельствует то самое видео, которое опубликовано выше. Порт приписки – Ломе (Того). Длина – 81 м, ширина – более 13 м. Осадка 5,9 м. Одновременно способно перевозить около 1,5 тыс. голов скота.

Некоторые характеристики российского «Лимана»: длина 73,3 м, ширина 10,8 м (по другим данным – 11,2 м), осадка 3,9 м. Водоизмещение 1,56 тыс. тонн.

Как видно, превосходства в размерах «на порядок» - нет. В этой связи нанесение фатального ущерба военному кораблю на фоне незначительных повреждений судна под тоголезским флагом выглядит странно. Одной из причин случившегося названо то, что, двигаясь в тумане, гражданское судно носовой частью «распороло» боковую часть «Лимана». Это привело к тому, что «Лиман» принял на борт около 800 тонн воды и затонул.

Из сообщения :

Чтобы избежать гибели людей, командир принял решение покинуть судно и пересесть на спасательные плоты.

Что на себя обращает внимание? Российский исследовательский (средний разведывательный) корабль «Лиман» принимал участие в проведении разведывательной деятельности у берегов Сирии. В феврале вёл наблюдения за военно-морскими учениями НАТО «Sea Shield 2017». На его борту – радиолокационная система корабельного базирования «Дон», принятая на вооружение в ВМФ СССР 60 лет назад. На «Лимане» - гидроакустическая станция ГАС «Бронза», аппаратура радио- и радиоэлектронной разведки "Ротор-Н", "Вахта-М", "Вахта-10", "Вахта-12", МРР-1-7, "Виток-АК", "Визир-М", "Узел", "Кайра". Это из известного. На самом деле набор оборудования для проведения разведки «Лиманом» находится под грифом «секретно» - по вполне понятным причинам. Однако и части этого «открытого» набора, даже если по каким-то его элементам давно плачет качественная модернизация, вполне должно было хватить, чтобы даже в тумане обнаружить приближение практически любого крупного судна. Ведь ливанский скотовоз под тоголезским флагом вряд ли в 2013 году после переоборудования получил технологии «стелс»...

А если верить другим источникам (включая турецких метеорологов), то в районе столкновения погода и вовсе была ясная. И это вызывает ещё больше вопросов о причинах столкновения разведывательного корабля ЧФ РФ и грузового судна. Если «видел» и пытался предупредить об опасном сближении, а этот то ли «Ашот», то ли «Youzarsif H» не реагировал, то что мог противопоставить «Лиман» - стрельбу из стрелкового? Ну, не «Иглой» же по скотовозу...

Официальная информация появится только после опроса командованием флота и следственными структурами моряков с «Лимана», вот только не стоит ожидать, что все подробности инцидента в 20 морских милях от Стамбула сразу же станут достоянием общественности. Тем более что корабль совсем не простой, даже при учёте того, что шёл ему – работяге – 5-й десяток.

Ну и задавать официальным представителям командования флота вопрос о том, что произошло с "Лиманом" в Чёрном море, практически бессмысленно, так как общий ответ вряд ли выйдет за рамки названия этого материала.

Главное, люди целы.

ТАЛЛИНН, 17 июн — Sputnik. Эсминец ВМС США USS Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел к юго-западу от японского города Йокосука 17 июня ночью, сообщает РИА Новости .

В результате столкновения пострадали как минимум три человека, включая капитана корабля Брайс Бенсон. Все они получили рваные раны и ушибы. Пострадавшие были доставлены в госпиталь ВМС США Йокосука. Сообщается, что капитан находится в стабильном состоянии, состояние двух других моряков оценивается.

Помимо пострадавших в результате инцидента сообщается о семи пропавших без вести членах экипажа эсминца. Корабль и японская береговая охрана продолжают их поиски.

В результате столкновения оба корабля получили повреждения. Эсминец получил повреждения правого борта, в некоторые отсеки корабля проникла вода, при этом он остается на ходу.

"USS Fitzgerald получил повреждения правого борта как ниже, так и над линией воды. Столкновение привело к подтоплению", — сообщили пресс-службе ВМФ США. Отмечается, что эсминец остается на собственном ходу, хотя работа его двигателей ограничена.

При этом седьмой флот ВМФ США сообщает на своей странице в Twitter, что течь удалось стабилизировать.

Оба судна после инцидента продолжили следование. Эсминец направляется в порт дислокации Йокосука, а контейнеровоз — на северо-восток от острова Идзуосима.

© REUTERS / KYODO

Случаи столкновения судов в мире в 2017 году

В этом году это уже не первый случай столкновения крупных морских судов. Так, 11 мая в водах залива Сквиллаче итальянская подводная лодка Scirè столкнулась с торговым судном. В результате инцидента никто из команды подлодки или экипажа торгового корабля не пострадал.

9 мая американский военный корабль, проводивший учения, столкнулся с южнокорейским рыболовным судном в Японском море. Не уточнялось, какой именно американский корабль участвовал в инциденте. На рыболовном судне никто не пострадал.

27 апреля в 40 километрах от Босфора российское исследовательское судно Черноморского флота "Лиман" столкнулось с судном "Ашот-7" и получило повреждения по правому борту. Экипажи обоих судов спасены. Причиной инцидента мог стать туман.

20 марта недалеко от порта Барселоны в море произошел инцидент с участием российского танкера-химовоза "Мидволга-2". Он столкнулся с рыболовным судном El Fairell, в результате чего оно затонуло. Два человека погибли.

В Тихом океане вызывает немало вопросов. Как могли удариться корабли, оснащенные радарами и системой предотвращения аварий? Эксперты считают, что причина - человеческая ошибка. Основную ответственность возлагают на грузовое судно, но вина неизбежно ляжет и на командира эсминца, потерявшего семь своих матросов убитыми, и даже на командование флота. Повышенная активность ВМС США в Тихом океане в последние месяцы привела к первым жертвам: в воскресенье стало известно, что в затопленных каютах американского эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») найдены тела семерых моряков. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже выразил соболезнования президенту США Дональду Трампу по этому поводу.

Напомним, корабль в субботу столкнулся с филиппинским торговым судном ACX Crystal («Кристалл») в водах Японии в 103 км от Йокосуки. Кроме семерых погибших, трое матросов были ранены, включая самого командира корабля Брайса Бенсона. Все пострадавшие были госпитализированы.

Контейнеровоз подбил эсминец

Инцидент произошел в 2.30 по местному времени (20.30 мск в пятницу), когда филиппинский контейнеровоз протаранил носовой частью (как напоминает CNN, суда такого типа имеют носовой бульб - выступающая часть выпуклой эллипсоидной формы чуть ниже ватерлинии - для уменьшения сопротивления течению воды) правый борт американского эсминца, создав серьезную пробоину, как выше, так и ниже ватерлинии. У военного корабля оказалось повреждено машинное отделение, а также каюты капитана и экипажа, большая часть которого в ночное время спала (что, в том числе и обусловило такие серьезные жертвы).

Благодаря усилиям экипажа Fitzgerald остался на плаву и смог дойти до порта Йокосука. Командующий 7-м флотом ВМС вице-адмирал Джозеф Окойн отметил: несмотря на серьезный урон, эсминец поддается ремонту, однако на это потребуется несколько месяцев, если не год. У ACX Crystal лишь незначительно повреждена носовая часть, судно полностью остается на плаву.

Fitzgerald - эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (УРО) ВМС класса Arleigh Burke («Арли Берк»), эксплуатируется с 1995 года. Был одним из 15 эсминцев УРО, которые были модернизированы для установки на них зенитных управляемых ракет большей дальности - SM-3. На его борту госсекретарь США Хиллари Клинтон в 2011 году подписала Манильскую декларацию о старте переговоров по решении морских споров с Филиппинами .

В последнее время Fitzgerald находился на боевом дежурстве возле берегов Японии и Южной Кореи (базируясь в Йокосуке). В пятницу перед столкновением он вышел для выполнения «штатных операций». Стоит отметить, что это корабль внушительных размеров: водоизмещение более 8 тыс. тонн и длина более 150 м, а экипаж состоит из 337 человек.

В то же время ACX Crystal - судно в разы больших размеров. Его водоизмещение составляет более 29 тыс. тонн, а длина - более 220 м, однако его экипаж составляет лишь 21 человека. Такая разница в габаритах объясняет несопоставимость повреждений, полученных кораблями. Контейнеровоз, находящийся в эксплуатации 9 лет, плавает под флагом Филиппин, однако был построен в Южной Корее, принадлежит японской компании Dainichi-Invest Corporation и зафрахтован крупнейшей японской судоходной фирмой NYK Line (входит в Mitsubishi Group). Во время столкновения судно везло более 1 тыс. контейнеров из Нагои в Токио.

Как такое могло произойти?

ВМС США и береговая охрана Японии (хотя инцидент произошел в японских водах, в нем задействован американский военный корабль) начали расследование, - и намерены в первую очередь допросить экипаж контейнеровоза, ведь именно он протаранил эсминец. Кстати, согласно навигационным данным ACX Crystal перед столкновением почему-то отклонился от курса и совершил два резких маневра.

В любом случае подобные инциденты в море вызывают недоумение. Виновны, скорее всего, обе стороны. Морской эксперт Том Дайер заявил изданию Wired, что оба судна оснащены системами предотвращения столкновений, которые основываются на показаниях радаров. В этих условиях есть два варианта причин произошедшего: или сбой систем, или же ошибка командиров (либо штурманов) обоих кораблей. И второе куда более вероятно.

Вот и японские власти предположили, что виновата «профессиональная халатность». В США также звучат голоса о том, что, даже если основная ответственность лежит на контейнеровозе, командир Fitzgerald также виновен, что не сумел предотвратить происшествие. Брайан Макграт, бывший командир одного из эсминцев США, подчеркнул: «Каждый, кто когда-либо командовал кораблем, знает, что ты неизбежно ответственен за все, что происходит под твоим надзором. Тут нет таких моментов, как „Я спал“ или „Я был на суше“.

Бывший контр-адмирал американского флота Джон Кирби отметил, что виновные должны понести наказание и поплатиться должностями. „В отсутствие боевых действий в море, боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо - ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи“, - подчеркнул он.

Как ни странно, критике подвергся даже президент Дональд Трамп. Он так и не назначил ни министра (шефа) ВМС, ни американского посла в Японии спасательная операция и ее координация между Токио и Вашингтоном сталкивались с проблемами, считает бывший представитель администрации Барака Обамы Брендон Фридман.

Корабли сталкиваются все чаще

Как отмечает FT, в мае на симпозиуме в Сингапуре представители военных ведомств государств Азии выражали опасение по поводу стремительного наращивания в этом регионе флота подводных лодок (в ближайшие восемь лет должен достигнуть 250 единиц) и увеличения численности военных кораблей США. Это повышает риск „ошибок в расчетах“, что может вести к авариям. Столкновение эсминца Fitzgerald и контейнеровоза ACX Crystal косвенно подтвердило эти опасения.

Стоит также вспомнить, что в апреле похожий инцидент произошел и в Черном море. Тогда в 40 км северо-западнее пролива Босфор грузовое судно под флагом Того Youzarsif H (»Ашот-7») протаранило российский разведывательный корабль «Лиман». В результате корабль Черноморского флота затонул. Команда, однако, не пострадала, благодаря своевременной эвакуации.

Представитель Черноморского флота в этом месяце рассказал «Независимой газете», что разведывательный корабль стоял на якоре и своевременно обнаружил приближение Youzarsif H, сообщив об этом капитану сухогруза. Однако сухогруз так и не изменил курс даже после второго сеанса связи, хотя и сообщило, что принял информацию. Однако остается вопрос, почему командир «Лимана» до последнего тянул с решением сняться с якоря и уйти, на что в итоге времени не хватило. Об официальных итогах расследования гибели «Лимана» пока не сообщалось.

Корабли вылавировали. Но кто виноват?

Россия и США обвинили друг друга в опасном сближении своих боевых кораблей, едва не закончившемся столкновением. Участниками инцидента в Восточно-Китайском море стали американский ракетный крейсер "Чанселорсвилль" и российский большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов".

Российские военные заявили, что маневры американского крейсера едва не привели к столкновению с российским кораблем.

  • Россия часто заявляет о перехвате военных самолетов. А как это делается?
  • Новая стратегия ПРО США: бить из космоса на взлете

"Инцидент произошел в пятницу в 6:35 по московскому времени в юго-восточной части Восточно-Китайского моря при движении параллельными курсами отряда кораблей Тихоокеанского флота России и авианосной ударной группы ВМС США", - процитировали российские СМИ пресс-службу Тихоокеанского флота РФ.

Также в сообщении отмечается, что крейсер "Чанселорсвилль" внезапно изменил направление движения и пересек курс БПК "Адмирал Виноградов" в 50 метрах от корабля, а российский экипаж совершил вынужденное экстренное маневрирование.

"На международной волне командованию американского корабля был заявлен протест и указано на недопустимость подобных действий", - заявили в пресс-службе Тихоокеанского флота.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Американские военные обвиняют в инциденте БПК "Адмирал Виноградов"

В свою очередь американская сторона возложила ответственность на российских моряков, назвав их действия "небезопасными и непрофессиональными".

"Находясь в Филиппинском море, российский противолодочный корабль класса "Удалой" совершил небезопасный маневр по отношению к крейсеру "Чанселорсвилль"", - заявил официальный представитель Седьмого флота США Клейтон Досс.

Он назвал заявления российских военных пропагандой. По его словам, российский корабль подошел к "Чанселорсвиллю" на расстояние 15-30 м.

Обе стороны возлагают ответственность друг на друга, называя действия оппонента небезопасными. Помимо разных изложений инцидента отличается также и географическое местоположение. Американские военные утверждают, что это произошло в Филиппинском море, а российские настаивают, что в Восточно-Китайском.

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Image caption Американский крейсер "Чанселорсвилль"

В распоряжении CNN оказалась фотография сближения двух кораблей . Американские военные ранее сообщили телеканалу, что хотят рассекретить фото инцидента, чтобы доказать свою правоту. Затем фото было распространено другими агентствами.

Сигнал США?

В интервью CNN капитан в отставке Карл Шустер, служивший в ВМФ США, рассказал, что этот эксцесс необычен, поскольку произошел на большом удалении от российских территориальных вод.

"Обычно россияне тревожат наши корабли, когда те находятся в водах, которые Россия считает сферой своего влияния - Черное море, Баренцево море, воды у Владивостока. Очевидно, что Путин отдал приказ российскому ВМФ при всякой возможности оказывать давление на американские корабли. Возможно, это стало проявлением солидарности с китайским лидером Си Цзиньпином во время его визита в Россию. Хотя, скорее всего, это сигнал о том, что Россия готова бросить вызов превосходству США на мировой арене и на морях", - цитирует его слова CNN.


Media playback is unsupported on your device

Перехват самолета-разведчика ВМС США российским истребителем. Видео

Это далеко не первый случай, когда военные двух стран сообщают об опасных сближениях боевой техники. 4 июня российский Су-35 трижды за три часа перехватил американский патрульный противолодочный самолет Boeing P-8 Poseidon над Средиземным морем, заявило командование Шестого флота США.

Правообладатель иллюстрации U.S. Navy/Handout via REUTERS Image caption Снимок российского БПК, сделанный с борта американского крейсера

Военные отметили, что первое и третье сближение были безопасными, а второе - нет, потому что российский самолет осуществил высокоскоростной проход перед американским самолетом, подвергнув риску жизни пилотов. Второй перехват продолжался 28 минут.

По мнению американского командования, несмотря на то, что российский самолет находился в международном воздушном пространстве, его маневры были безответственными. "Небезопасные действия увеличивают риск просчета и вероятность столкновения в воздухе", - говорится в сообщении.

Характеристики кораблей

Ракетный крейсер "Чанселорсвилль" (CG-62)

Полное водоизмещение - 9800 т

Длина - 173 м

Максимальная скорость - 59 км/час

Экипаж - 30 офицеров и 300 матросов

Вооружение:

  • Две установки вертикального пуска управляемых ракет МК 41
  • Восемь противокорабельных ракет "Гарпун"
  • Две 127-мм артиллерийские установки Mark 45
  • Два 25-мм пулемета МК 38
  • 2-4 крупнокалиберных пулемета Браунинг М2
  • Два зенитных артиллерийских комплекса Phalanx CIWS
  • Два торпедных аппарата Mark 32
  • Два вертолета

Большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов"

Полное водоизмещение - 7500 т

Длина - 163 м

Максимальная скорость - 54 км/час

Экипаж - 293 человека

Вооружение:

  • 2 × 4 ракето-торпед ПЛРК "Раструб"
  • Две 100-мм одноствольные артиллерийские установки АК-100
  • Две 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21-К
  • Четыре 30-мм артиллерийских установки АК-630
  • Две реактивно-бомбометометных установки "Смерч-2"
  • Два зенитно-ракетных комплекса "Кинжал"
  • Два торпедных аппарата ПТА-53
  • Два вертолета

Джонатан Маркус, корреспондент Би-би-си по вопросам обороны и дипломатии:

Два военных корабля, две разные истории, но одна реальная возможность инцидента и возможных человеческих жертв. Не существует какого-либо оправдания для столь тесного сближения судов такого размера.

Один из них - или, возможно, оба - были неправы. Обе стороны винят друг друга. Но подобные случаи происходят все чаще, и в целом, похоже, это результат скоординированной политики России по провоцированию действий США и их союзников в море при любой возможности.

Зачастую эти инциденты происходят в Черном море, которое Москва иногда расценивает как свой водоем. С таким мнением не согласны черноморские страны, входящие в НАТО или желающие туда вступить.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе подобные инциденты между Россией и США происходят реже. Обычно трения возникают между американскими и китайскими самолетами и кораблями. Но где бы это ни происходило, подобное нагнетание обстановки опасно и нецелесообразно.

Утром 7 мая в Восточно-Китайском море крейсер Chancellorsville ВМС США внезапно пересек курс большому противолодочному кораблю "Адмирал Виноградов", сообщает пресс-служба Тихоокеанского флота.

Американский корабль внезапно отклонился от курса и изменил направление движения. Для того, чтобы избежать столкновения, экипаж "Адмирала Виноградова" был вынужден совершить экстренное маневрирование. В результате Chancellorsville прошел всего в 50 метрах от россиян. "Гремящий", на выход! Что за российские корабли проходят испытания в Балтийском море

"На международной волне командованию американского корабля был заявлен протест и указано на недопустимость подобных действий", - отмечается в сообщении.

Мнение

Военный обозреватель Виктор Литовкин в разговоре с Baltnews объяснил, что американские моряки действовали безответственно и проявили свой непрофессионализм, идя на неоправданный риск.

"Когда наши самолеты перехватывают американские самолеты в воздухе у российских границ, США заявляют о непрофессионализме наших летчиков (из-за "опасных" перехватов - прим. Baltnews). Вот здесь американские ВМС демонстрируют непрофессионализм своих моряков из-за их неоправданного риска. Они же понимали, что если они пересекли курс российскому кораблю, то он мог носом врезаться в американский крейсер. У него появилась бы дыра в борту со всеми вытекающими последствиями - их корабль мог пойти ко дну", - рассказал Литовкин.

"Они совершили большую глупость и хулиганство, на мой взгляд. Но что тут сделать - США пытаются продемонстрировать везде, что они хозяева: в воздухе, на море, на суше и так далее. Они ставят мир на грань катастрофы. Любой корабль представляет страну, и такой удар российского корабля по американскому мог привести к серьезному осложнению отношений между Россией и США", - подчеркнул собеседник портала. "Полное подавление спутника". Чем хороши новые российские комплексы РЭБ

Он отметил высокий профессионализм российских моряков, которым удалось избежать столкновения кораблей.

"Российскому экипажу удалось продемонстрировать профессионализм и избежать катастрофы. Это говорит о том, что российские моряки - профессионалы высшего ранга. Американцам следует подумать над своим поведением, потому что это не первый случай, когда американцы сталкиваются с российскими кораблями. Например, я сам был тому свидетелем, в 1992 году американская подводная лодка столкнулась с российской", - рассказал эксперт.

Инцидент случился 11 февраля 1992 года. Тогда в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Российскую подлодку удалось успешно отремонтировать за полгода, однако американскую пришлось списать и утилизировать. Похожий инцидент случился годом позднее - тогда в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Российская субмарина после ремонта вернулась в строй, однако американская оказалась списана из-за невозможности восстановления.