Вера православная - пост-алф. Что такое пост, для чего нужен, как правильно его соблюдать Подготовка к началу Великого поста


Прежде чем начать разговор о том, как правильно держать Великий пост в первый раз, необходимо сказать несколько слов о Великом посте и его предназначении. По христианскому учению, смыслом жизни человека является спасение души, достигаемое через нравственное совершенствование. Без него путь к вечной жизни закрыт. Важнейшей составляющей воцерковления является покаяние, включающее в себя осознание грехов и искреннее желание преодолеть их власть. Без этого человек обречён на духовную смерть.

Отрешение на время поста от мирских забот

Очень важно, чтобы человека, возложившего на себя этот труд, и помышляющего только о том, как держать пост перед Пасхой, ничто не отвлекало, не мешало полностью посвятить себя важнейшему из дел.

Именно для этого в дни постов все мирское должно отойти на второй план, оставив место лишь вдумчивой молитве, покаянию и размышлениям о своей жизни.
Посты бывают длительные (их четыре в году) и однодневные, соответствующие некоторым из евангельских событий.

Самым продолжительным и строгим является Великий пост. Он длится около сорока дней и завершается Великой седмицей - неделей, предшествующей Пасхе. Она напоминает о конце земного пути Иисуса Христа. Таким образом, его продолжительность 47, а иногда и 48 дней. Именно о том, как правильно держать Великий пост, как к нему подготовиться и как добиться максимального блага для души и тела, пойдёт разговор в этой статье.

Подготовка к началу Великого поста

Предваряют начало поста четыре подготовительные недели. Их назначение - постепенно ввести верующих в состояние аскетизма, необходимого для очищения души. Особенно такая последовательность необходима тем, кто только начинает путь к христианской жизни и ещё не знает, как держать пост. В первый раз такому человеку, как никому другому, требуется поддержка. Подготовка начинается вскоре по отдании праздника Богоявления.

Первая неделя именуется "О мытаре и фарисее". Её лейтмотивом является известная повествующая о том, насколько нравственно выше приносящий покаяние грешник, чем мнимый праведник, кичащийся своим показным благочестием.
Следующая седмица - "Неделя о блудном сыне". В её основу также легла библейская притча, в которую заложена мысль о всепрощении Божием и о том, что каждому раскаявшемуся грешнику открыты Его отеческие объятия. Далее следуют в которую заканчивается употребление мяса, и сыропустная, когда позволяется вкушать лишь молочную и рыбную пищу.

Как держать Великий пост в первый раз

Кроме духовной подготовки, следует проявить заботу и о своем теле. Очень важно посоветоваться с врачом диетологом и с его помощью чётко определить, как держать пост в первый раз, чем питаться в эти дни и как. Держать Великий пост впервые - это сделать шаг в ту область жизни, которая до сих пор была от вас скрыта, и поэтому вам крайне необходимы советы и медиков, и священнослужителей. Каждый, кто желает при помощи поста вступить на путь внутреннего очищения, должен усвоить важнейшую истину: пост телесный без поста духовного бесполезен. В этом случае он превратится в обычную диету, которая, возможно, избавит от каких-то плотских недугов, но изменить настрой души человека бессильна.

В чем же состоит духовный пост? Прежде всего, в решительном отторжении злых помыслов и гнева. В отказе от любых поступков, несущих в себе проявления злобы. Многие святые, творцы духовных книг, ставших в наши дни жизненным руководством христиан, писали о том, что очень часто новообращённые (да и не только они), постясь телом, забывают о душе, тем самым перечёркивая свои труды. Вспоминается горькая народная ирония: «Великим постом молочко не кушала, а соседку поедом съела…».

Особенности постного меню

Вполне очевидно, что вопрос о том, как правильно держать пост в первый раз, подразумевает, прежде всего, ограничения в еде. Прежде всего нужно напомнить, что их степень устанавливается священником и врачом. Кроме того, беременные женщины, дети, больные и престарелые люди, а также путешествующие и находящиеся на войне, от поста освобождаются. Всем остальным рекомендуется воздержание от мясной, молочной и рыбной пищи, а также продуктов, в состав которых они входят. Предпочтение следует отдавать всевозможным блюдам из овощей и фруктов.

Традиционное состоит из картофеля и изделий из него, сушеных и свежих грибов, салатов, солений и маринадов. Овощные супы и крупяные каши также помогут поддерживать силы. Особое место в рационе в течение этих дней занимают сухофрукты, мёд и различные компоты. Не возбраняется употребление маргарина, но только в том случае, если в его состав не входит молоко. Очень важно учитывать, что постом ограничивается не только состав пищи, но и её количество. Есть нужно в меру, иначе можно объесться и сухарями. Кроме того, следует отказаться от употребления спиртных напитков, особенно крепких. Как исключение, допускается в отдельные дни красное вино.

Календарь постного меню

Первая и последняя недели Великого поста наиболее строги в отношении уставами предусматриваются даже дни полного отказа от пищи. В миру это редко соблюдается, но по мере сил, решая, как держать пост в первый раз, надо стараться максимально урезать свой дневной рацион. В остальной период поста по понедельникам, средам и пятницам принято вкушать холодную пищу без масла.

Во вторник и четверг её можно разогреть, но масло не добавлять. В выходные дни делается послабление: можно принимать горячую пищу и употреблять в небольших дозах вино. Для рыбных блюд исключение делается только в такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье. Есть также один день - Лазарева суббота, когда вкушается икра. Некоторые изменения вносятся в тех случаях, когда на Великий пост выпадают дни памяти особо почитаемых святых.

Польза поста для здоровья

Великий пост всегда бывает весной. К этому времени организм человека испытывает негативные последствия рациона, характерного для зимы. Обилие тяжёлой мясной пищи, жареных блюд и высококалорийных продуктов наносит существенный вред системе пищеварения. В организме накапливаются различные Нередко за зиму набирается лишний вес. Ввиду этого врачи указывают на несомненную пользу поста для здоровья человека. Благодаря столь продолжительной разгрузке из организма выводятся шлаки и создаются условия для лучшего усвоения витаминов. Благотворно его воздействие и в плане похудения.

Религиозно-этические аспекты прохождения поста

Каждый постящийся должен помнить о необходимости соблюдать целый ряд этических норм, связанных с постом. Например, находясь в гостях в доме, где не постятся и ставят на стол скоромные блюда, очень важно суметь тактично уклониться от их вкушения, не огорчив хозяев. Если это невозможно, то употребление такой пищи допускается. Лучше преступить букву церковного Устава, чем обидеть людей. Но делать это надо со смирением. Кроме того, совершенно недопустимо нарочитое афиширование того, что вы держите пост, и похвальба этим. Упрёки в адрес тех, кто не постится, заслуживают особого порицания.

Размышляя о том, как держать пост в первый раз, следует иметь в виду, что основной духовной составляющей поста является молитва и в храме, и дома. Очень важны также чтение религиозной литературы и размышления о прочитанном. Хотя бы один раз каждый постящийся обязан исповедаться и причаститься. Это соответствует и традициям, и смыслу поста. А по поводу того, как держать пост перед исповедью и причастием, следует посоветоваться со священником.

Воздержание

В традициях православной церкви - отказаться на этот период от всевозможных развлечений. Рекомендуется воздерживаться от посещения различных увеселительных мероприятий, театров, концертов, кино, а также от просмотра большинства телевизионных передач. Также предписывается временный отказ от супружеских отношений. Эти ограничения преследуют лишь одну цель - создать особый психологический настрой, необходимый для полноценного прохождения поста, глубокого покаяния и молитвы.

В дореволюционной России на эти дни специальным правительственным указом закрывались все театры, рестораны и прочие развлекательные заведения. Из этой статьи вы вкратце узнали о том, как держать пост перед Пасхой, какие существуют на этот счет правила. Самое главное - это не забывать о том, что пост с его ограничениями нужен в первую очередь вам, а не кому-нибудь другому.

В последнее время стало довольно популярно поститься. Из года в год все больше людей ограничивают себя в еде с целью физического оздоровления и духовного очищения. Верующие люди, безусловно, хорошо знают, как правильно поститься. Наша статья предназначена для тех, кто собирается выдержать пост впервые, мы расскажем Вам о том, в чем смысл поста, для чего он нужен, как поститься, что можно и чего нельзя есть во время поста, а также о том, кому разрешены послабления поста.

Нужно ли поститься?

В первую очередь стоит сказать, что смысл любого поста, согласно православной церкви, заключается в очищении духа и тела от земных страстей, злобы и ненависти. Сам Иисус Христос в своих проповедях говорил о том, что пост должен быть порывом души, которая ищет успокоения, мира и гармонии. Ни в коем случае нельзя соблюдать пост напоказ, для того чтобы произвести впечатление на окружающих. Пост следует посвящать только Богу, и делать это с радостью и от души.

Люди издавна постились перед совершением чего-то важного, когда они особо нуждались в силе и мудрости от Бога. Также поститься следует для того, чтобы смирить свою душу перед Богом и очистить свое сердце, приближаясь к нему. Только такой пост Бог принимает, только такой пост угоден Богу, и только в такой пост он примет и услышит искренние молитвы человека, давая ему силы творить добрые дела.

Ответ на вопрос: «Нужно ли поститься?» каждый человек дает сам. Важно, чтобы Вы действительно этого хотели, чтобы это было искренним желанием Вашей души.

Согласно Библии пост — это даже не сокращение рациона с выведением из него скоромных продуктов, это полное воздержание от пищи, иногда с воздержанием от питья, а также с отказом от половых отношений на протяжении какого-то периода времени. Это время, в течение которого человек смиряет и сокрушает свою гордыню перед Богом и отдает себя в его власть и на его милость. По Библии поститься следует только из любви к Богу и только перед ним, без показухи и лицемерия.

Второй популярный вопрос, связанный с постом: «Можно ли не поститься при тех или иных обстоятельствах в жизни?» Библия говорит о том, что важнее всего пост духовный, а уж потом — телесный. Т.е. в период поста Вы обязательно должны жить в смирении и целомудрии, читать молитвы, причащаться, а соблюдать пост можно и не слишком строгий. Соблюдения требуют лишь первые и последние 7 дней поста. Церковь официально разрешает не поститься:

  • беременным женщинам и кормящим мамам
  • путешественникам
  • старикам

Медики к этому перечню добавляют:

  • больных онкологическими заболеваниями
  • подростков, которым необходимо большое количество белка, витаминов и минералов
  • людей, имеющих проблемы с давлением, болезни ЖКТ, сердечную недостаточность
  • людей, занятых тяжелым физическим трудом
  • людей, живущих в экстремальных климатических условиях

Вообще по церковным правилам степень строгости поста каждый человек устанавливает для себя сам после беседы со своим духовным наставником: чем более человек ощущает себя грешным, тем более строгий пост он должен соблюдать, а самое важное – тем искреннее он должен хотеть его соблюдать!

Как поститься в пост

Теперь поговорим о том, как поститься в пост. Наступает Великий пост, как правильно поститься? В первую очередь следует подумать о духовном очищении и в связи с этим сократить просмотр телевизора, пользование Интернетом и прослушивание музыки. Кроме того, следует больше времени проводить дома в кругу семьи, избегать шумных компаний и других развлечений. Здорово, если Вам удастся сократить количество интимной близости в период поста, она строго запрещена в первую и последнюю недели поста. Поститься без молитвы не имеет практически никакого смысла, также необходимо за время поста помириться со всеми ближними, каждое воскресенье посещать церковь и хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться.

С духовным постом разобрались. Теперь поговорим о том, . Самые строгие дни поста — первые четыре дня, а также вся последняя неделя перед Пасхой. При этом в первый понедельник поста (Чистый понедельник) и в последнюю пятницу перед Пасхой (Страстную пятницу) нельзя вообще ничего есть и пить. Остальные дни допускается сухоядение (фрукты, орехи, семечки, соленые, свежие или квашеные овощи).

Во время поста нельзя курить, употреблять алкоголь (за исключением красного вина по выходным и по праздникам, которые приходятся на этот период), мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты, их содержащие. Еще нельзя употреблять в пищу растительное масло, оно разрешено только по выходным.

Кушать следует не более одного раза в день, если Вы придерживаетесь строгого поста, и не более двух — при нестрогом посте.

Питание во время поста построено по графику:

  • понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи)
  • вторник, четверг — разрешена горячая пища без масла (чай, кофе, каши, термически обработанные овощи)
  • суббота, воскресенье — можно есть 2 раза в день любую еду, кроме скоромной, плюс растительное масло

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье можно кушать рыбу, а в Лазареву субботу — рыбную икру.

Совет: в течение всего поста пейте больше воды, чтобы предотвратить обезвоживание организма. Помните, что бороться с голодом помогают запахи корицы или гвоздики.

Как поститься перед причастием

И последнее в контексте постов — это пост перед причастием. Немногие знают, как поститься перед причастием. Обязательно перед причастием нужно поститься тем людям, которые не соблюдают посты в течение года и причащаются лишь раз в году, например, на Пасху. В таком случае поститься следует в течение недели перед причастием, причем за сутки до самого Причастия следует полностью отказаться от еды и воды.

Если же Вы соблюдаете посты в течение года и поститесь по средам и пятницам, тогда Вам будет достаточно евхаристического поста, т.е. причащения натощак.

Помимо соблюдения поста, перед причастием следует читать правила, каноны и молитвы перед причастием, которые есть в любом молитвослове.

Помните, что самое важное в посте — это не ограничения в пище, а очищение души. Отказываться стоит не столько от пищи, сколько от страстей земной жизни, которые тяготят наши души. Тогда пост будет в радость.

Является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь - можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост - в посте и исповедании грехов.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника , во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост - единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва - крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Икона Причастие апостолов

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Читайте постах:

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

Читайте о многодневных постах:

В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно - рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

Послабления в посте

Причастие - великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей - лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост - это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Молитва грешника

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Люди, далекие от Церкви, а также и мало воцерковленные христиане — неустанно задаются вопросом: Зачем нужно поститься?

Простые ответы их не устраивают. Им нужны подробные разъяснения. А для того, чтобы мы могли дать правильные ответы, мы сами должны знать всю глубинную важность соблюдение постных дней.

Ольга Рожнёва подготовила прекрасную подборку ответов и наставлений Оптинских старцев о важности-нужности поста, о влиянии соблюдении поста на здоровье, о том, как правильно поститься, а также, в статье, затронуты и другие моменты постовой жизни.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

– Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Преподобный Варсонофий наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство

Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)»

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

– Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».