Задания для школьного этапа олимпиады по истории (6 класс). Задания для школьного этапа олимпиады по истории (6 класс) Какие темы повторяем в этом сезоне


Всероссийская олимпиада школьников по истории

Школьный этап

6 класс

2 балла

Задание 1. С какого года принято отсчитывать историю Средних веков? 1.Отметьте правильный ответ.

А) 476 г. до н.э.

Б) 1 г. до н.э.

В) 1 г. н.э.

Г) 476 г. н.э.

2. Какое событие, положившее конец истории Древнего мира, произошло в этот год?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 баллов

З

А) Организация библиотеки глиняных книг

Б) Отмена рабства в Афинах

В) Создание новой религии – ислама

Г) Военный поход в Индию

Д) Первый правитель государства франков

Е) Создание единого свода законов для всей Византии

Ж) Захват единоличной власти в Риме

З) Перенос польской столицы в Краков

И) Открытие «Дворцовой академии» в Ахене

адание 2. Распределите имена правителей и их деятельность по колонкам в соответствии с эпохами, в которые они жили, – Древний мир и Средние века.

1. Александр Македонский

2. Муххамед

3. Юлий Цезарь

4. Хаммурапи

5. Солон

6. Болеслав Храбрый

7. Юстиниан

8. Карл Великий

9. Хлодвиг

История Древнего мира

3 балла

Задание 3. В Средневековье считалось, что образованный человек должен изучить определённые науки. Они получили название «Свободные искусства». 1. Сколько их было? ___________________________________________­­­­­­­­­­______

2. Выберите из предложенного списка лишние:

А) риторика

Б) грамматика

В) диалектика

Г) литература

Д) астрономия

Е) музыка

Ж) геометрия

З) арифметика

И) живопись

6 баллов

Задание 4. Составьте грамотное определение из предложенных в правом столбике слов и найдите слово из левого столбика, к которому это определение относится.

Термины

Результаты занесите в таблицу:


5 баллов

Задание 5. В газете появилась заметка следующего содержания: «В Калининградской области ____________ изувечили памятник герою Отечественной войны 1812 года, российскому полководцу Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Они решили сдать памятник на металлолом, для чего бросали в него кувалды и другие тяжёлые предметы, из-за чего памятник очень пострадал».

На месте пропущенного слова журналисты употребили название одного из германских народов.

1. Какое слово пропущено?

2. Почему именно его употребляют в подобных ситуациях?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 балла

Задание 6. Какие «ступеньки» пропущены в феодальной лестнице?

1. Восстановите пропущенное: 1________________________; 2____________________________.

2. Мог ли феодал 2, давший клятву верности феодалу 1, считаться вассалом короля? Почему? Какое средневековое правило здесь действует?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

1 2

2 балла

Задание 7. На предложенной мозаике изображён один из величайших и могущественнейших правителей Византии и его жена. Соедините квадратики с буквами так, чтобы получились имена этих исторических деятелей.

Запишите их: ­­1.______________________; 2.___________________________.

Ф

Максимальное количество баллов: 31

Время подготовки ответа: 45 минут

Материал, представленный в этом разделе, — это примеры олимпиадных заданий, который подготовлен для подготовки учеников 6 класса к олимпиаде по истории России. Мы предлагаем школьникам использовать данные задания в качестве тренажера, который поможет им углубить и систематизировать знания, полученные ими на уроках.

Учителя могут скопировать и распечатать задания для проведения пробной олимпиады на уроке. Проверить и оценить результаты учащихся 6 класса вы сможете в считаные минуты, ведь ко всем заданиям олимпиады по истории России указаны ответы и решения.

Олимпиада по истории России 6 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:
А) необходимость отпора внешним врагам
Б) тесные экономические связи между славянскими племенами
В) принятие христианства
Г) Великое переселение народов

2. Холоп в Древней Руси - это:
А) крестьянин общинник, зависимый от князя
Б) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду
В) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам
Г) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях

3. Высказывание Н.М.Карамзина: «Сей князь, названный Церковью
Равноапостольным, заслуживает в истории имя Великого» - посвящено
А) Святославу
Б) Владимиру
В) Ярославу Мудрому
Г Владимиру Мономаху

4. Свод законов в Древнерусском государстве назывался:
А) Салическая правда
Б) Русская Правда
В) Стоглав
Г) Судебник

5. Литературный памятник XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц:
А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Домострой»
В) «Слово о погибели земли Русской»
Г) «Поучение детям»

6. Ряд дат, связанный с борьбой русского народа против немецких и шведских рыцарей, - это:
А) 1237 г., 1238 г.
Б) 1240 г., 1242 г.
В) 1243 г., 1252 г.
Г) 1262 г., 1263 г.

7. Одним из итогов правления Ивана Калиты было:
А) превращение Московского княжества в одноиз сильнейших на Руси
Б) избавление от ордынского ига
В) прекращение княжеских усобиц в Русской земле
Г) образование единого Русского государства

8. Формирование единой территории Российского централизованного государства в основном было завершено при:
А) Василий I
Б) Иване III
В) Василии II Темном
Г) Иване IV Грозном

9. Территория, на которой в середине XVI в. сохранялось управление Земского собора и Боярской думы, называлась:
А) удел
Б) опричнина
В) земщина
Г) посад

10. Самая известная работа Андрея Рублева:
А) икона Донской Богоматери
Б) иконная картина «Церковь воинствующая»
В) «Троица»
Г) роспись стен Благовещенского собора в Московском Кремле

Открытые вопросы

Вопрос 1
В описании владений одного монастыря в X в. сказано, что крестьянин имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу свиней. По три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля, в жатву убирает урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена должна ткать холщовую одежду.
Укажите какие из перечисленных повинностей составляют барщину, а какие — оброк?

Вопрос 2
Расположите в хронологической последовательности нижеперечисленные
изобретения.
1) Очки
2) Стеклянное зеркало
3) Шахматы
4) Зубная щетка
5) Папирус
6) Вилка
7) Пушка

Вопрос 3
Установите соответствие между старославянским названием месяца и
современным названием.

Старославянское название.
1. серпень 2. вересень 3. березозол 4. студень 5. сечень 6. липец 7. травень 8. лютый 9. листопад 10. червень 11. цветень 12. грудень

Современные названия
А. январь Б. февраль В. март Г. апрель Д. май Е. июнь Ж. июль З. август И. сентябрь К. октябрь Л. ноябрь М. декабрь

Вопрос 4
Внимательно прочитайте фрагмент произведения русской литературы. Определите, из какого произведения взят этот отрывок
«…Прѣжде законъ, ти по томь благодѣть, прѣжде стѣнь, ти по томь истина. Образъ же
закону и благодѣти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа прѣжде, ти
потомь свободнаа, да разумѣеть, иже чтеть!…»

Вопрос 5
Расставьте перечисленные ниже имена князей в последовательности увеличения
срока их правления (от самого маленького к самому большому). Речь идет или о
княжении в Киеве или в соответствующем случае в Москве или Владимире.
1) Дмитрий Донской
2) Ярослав Мудрый
3) Андрей Боголюбский
4) Мстислав Великий
5) Иван Красный
6) Иван III
7) Святополк Окаянный

Школьный тур олимпиады по истории 6 класс

Задание 1.

В описании владений одного монастыря в X в. сказано, что крестьянин имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу свиней. По три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля, в жатву убирает урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена должна ткать холщовую одежду.

Задание 2.

Расположите в хронологической последовательности нижеперечисленные изобретения.

1) Очки
2) Стеклянное зеркало
3) Шахматы
4) Зубная щетка
5) Папирус
6) Вилка
7) Пушка.

Задание 3.

Установите соответствие между старославянским названием месяца и современным названием.

Старославянское название.

1. серпень 2. вересень 3. березозол 4. студень 5. сечень 6. липец 7. травень 8. лютый 9. листопад 10. червень 11. цветень 12. грудень.

Современные названия

А. январь Б. февраль В. март Г. апрель Д. май Е. июнь Ж. июль З. август И. сентябрь К. октябрь Л. ноябрь М. декабрь.

Задание 4.

Внимательно прочитайте фрагмент произведения русской литературы. Определите, из какого произведения взят этот отрывок
«…Пр?жде законъ, ти по томь благод?ть, пр?жде ст?нь, ти по томь истина. Образъ же
закону и благод?ти Агаръ и Сарра, работнаа Агаръ и свободнаа Сарра, работнаа пр?жде, ти
потомь свободнаа, да разум?еть, иже чтеть!…».

Задание 5.

Расставьте перечисленные ниже имена князей в последовательности увеличения срока их правления (от самого маленького к самому большому). Речь идет или о княжении в Киеве или в соответствующем случае в Москве или Владимире.

1) Дмитрий Донской
2) Ярослав Мудрый
3) Андрей Боголюбский
4) Мстислав Великий
5) Иван Красный
6) Иван III
7) Святополк Окаянный.

Задание 6.

В описании владений одного монастыря в X в. сказано, что крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу свиней. По три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля, в жатву убирает урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена должна ткать холщовую одежду.

Укажите какие из перечисленных повинностей составляют барщину, а какие - оброк?

Задание 7.

В средневековом документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от Парижского епископа, должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.

Укажите, в каких отношениях находились между собой названные люди?

Задание 8.

Византийский историк VI в. писал: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и охраняют их в случае надобности. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют.»

О каком народе пишет Византийский историк?

Задание 9.

Этих средневековых разбойников называли поразному: А) варяги; Б) норманны; В) викинги.

Определите, кто из перечисленных народов как их называл.

1) жители Европы 2) Жители Скандинавии 3) славяне.

Задание 10.

Католики называют его – «папа», православные – «патриарх», а мусульмане - ?

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Школьный тур

Задание № 1. Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос .

В каком городе жил Перикл? Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? Каким образом жители этого города могли проявить себя? (5 баллов)

Задание № 2. Выберите верный ответ (по 1 баллу)

  1. Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

А. вандалов Б. остготов В. вестготов Г. франков Д. гуннов.

А. в 780 г. Б. в 910 г. В. в 800 г. Г. в 810 г.

А. на верхней Б. на самой нижней В. не входили в феодальную лестницу

Б. натуральным хозяйством Г. феодальным общественным строем

А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи В) распад Франкской империи

А) вестготы Б) остготы В) франки Г) норманы

7.Соотнесите понятия и их определения:

3) барщина

Задание № 3.

1. В каком городе находился самый большой и прекрасный храм раннего Средневековья?

(1 балл)

3. Мог ли барон, давший клятву верности герцогу, считаться вассалом короля? (1 балл)

Задание № 4.

Александр Македонский

Ашшурбанапал

Константин

Октавиан Август

Соломон

Хаммурапи

Царевич Гаутама

7. Военный поход в Индию

Цинь Шихуан

Юлий Цезарь

9. Установление империи

Задание № 5.

(8 баллов)

Пророка Мухаммеда.

ОТВЕТЫ

К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Школьный тур

Задание № 1. Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос.

Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своём городе: «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях».

В каком городе жил Перикл? Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? Каким образом жители этого города могли проявить себя? (5 баллов) - Афины

Задание № 2. Выберите верный ответ. (по 1 баллу)

1.Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

А. вандалов Б. остготов В. вестготов Г. франков Д. гуннов.

2. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

А. в 780 г. Б. в 910 г . В. в 800 г. Г. в 810 г.

3. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?

А. на верхней Б. на самой нижней В. не входили в феодальную лестницу

4. Устройство общества, при котором основными группами являются сеньоры и крестьяне, а земли находятся в руках сеньоров, называется …

А. средневековой цивилизацией В. аграрной цивилизацией

Б. натуральным хозяйством Г. феодальным общественным строем

5. Верденский договор (843г.) закрепил:

А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи В) распад Франкской империи

6. Какое германское племя в основном заселяло Скандинавский полуостров:

А) вестготы Б) остготы В) франки Г) норманы

7.Соотнесите понятия и их определения: 3 балла

1) оброк А) земли, пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу

2) феод Б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала

3) барщина В) сбор продуктов или денег феодалом с зависимых крестьян

1А, 2А, 3Б

Задание № 3. Ответьте на вопросы (по 1 баллу)

1. В каком городе находился самый большой и прекрасный храм раннего Средневековья? (Париж)

2.Чем отличались варяги от норманнов и викингов? (1 балл)

3. Мог ли барон, давший клятву верности герцогу, считаться вассалом короля? (1 балл) (Нет)

Задание № 4. Соотнесите имя правителя с историческим фактом. (9 баллов)

Александр Македонский -7

1. Организация библиотеки глиняных книг

Ашшурбанапал - 1

2. Создание древнейших законов

Константин - 8

3. Строительство самой длинной стены

Октавиан Август - 6

4. Создание новой религии - буддизма

Соломон - 5

5. Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме

Хаммурапи -2

6. Захват единоличной власти в Риме

Царевич Гаутама -4

7. Военный поход в Индию

Цинь Шихуан -3

8. Разрешение христианам открыто молиться

Юлий Цезарь -9

9. Установление империи

Задание № 5. Соотнесите понятия и их значения. Ответ напишите в таблицу.

(8 баллов)

1.Натуральное хозяйство А. Речь на религиозно-нравственную тему.

2. Проповедь Б. эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем

3. Средневековье В. Хозяйство, в котором все необходимое производится в данной местности

и расходуется на собственное потребление населения данной местности.

4. Ислам Г. Сложный узор, созданный на основе математического расчета.

5. Фреска Д. Роспись, выполненная на стене или потолке храма по сырой штукатурке.

6. Монастырь Е. Северные германцы, норвежцы, шведы, датчане.

7. Норманны Ж. Религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его

Пророка Мухаммеда.

8. Арабеска З. Местопребывание монахов, комплекс зданий, обнесенных высокой стеной.

Всего баллов 34



Внимательно прочитай задания. Готовые ответы и решения запиши в бланк ответов. Если испытываешь затруднения, переходи к следующему вопросу. На выполнение всей работы отводится 45 минут. В заданиях с 1 по 9 только один правильный ответ.

Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

А. вандалов Б. остготов В. вестготов Г. франков Д. гуннов.

2. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

А. в 780г. Б. в 910г. В. в 800г. Г. в 810г.

3. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?

А. на верхней Б. на самой нижней

В. не входили в феодальную лестницу

4. Устройство общества, при котором основными группами являются сеньоры и крестьяне, а земли находятся в руках сеньоров, называется …

А. средневековой цивилизацией В. аграрной цивилизацией

Б. натуральным хозяйством Г. феодальным общественным строем

5. Верденский договор (843г.) закрепил:

А) принятие франками христианства Б) создание Франкской империи

В) распад Франкской империи

6. Какое германское племя в основном заселяло Скандинавский полуостров:

А) вестготы Б) остготы В) франки Г) норманны

7. Главная башня в рыцарском замке:

А) трапезная Б) донжон В) ратуша Г) пагода

8. Все важные вопросы в племени славян решались:

А) всенародным собранием - вече Б) военными вождями

В) старейшинами племени Г) жрецами

9. Закончи крылатые фразы, использовавшиеся населением древнего мира и средневековья.

«Вассал моего вассала___________________________.»

«Боже, избави нас от ярости__________________________!»

«Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны____________________________________________________.»

Все дороги ведут __________.»

10.Соотнесите понятия и их определения:

А) земли, пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу

Б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала

В) сбор продуктов или денег феодалом с зависимых крестьян

3) барщина

1 1 . О ком речь?

11.1. Этот человек стал основателем новой религии и государства. Кто он?

А. Мухаммед Б. Юстиниан В. Карл Великий

11.2. Прочитайте текст. Назовите имя правителя, просившего для себя золотую чашу помимо своей доли. Помните ли вы чем закончилась эта история с золотой чашей из Суассона? Запишите ответ.

«И вот, прибывши в Суассон, король сказал, когда сложил посередине всю добычу: «Прошу вас, храбрейшие воители, не откажите мне дать вне дележа хотя бы вот этот сосуд…» Когда король сказал это, те, у кого был здравый смысл, отвечали: «Все, что мы видим здесь, славный король, принадлежит тебе, как и сами мы подчинены твоему господству. Делай все, что тебе будет угодно, ибо никто не может противится твоей власти.» …Один только, легкомысленный с громким криком поднял секиру и разрубил чашу, промолвив: «Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию». Все были поражены этим, но никто не промолвил ни слова, а король подавил обиду кротостью и терпением. Затаив в груди скрытую рану, он взял чашу и передал ее посланнику епископа.

Григорий. Турский. «История Франков».

11. 3. Прочитайте текст. В средневековые времена этот народ называли по-разному. Вспомни и запиши не менее трех названий.

Они были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Кораблям они давали имена: Длинный змей, Морская птица, Идущий по волнам, Пожиратель ветра, Волк. Они даже писали о своих кораблях поэмы и высекали на камнях их изображение. Длинные, изящные суда, быстроходные и надежные, легкие для гребли или даже для переноса их на руках в случае необходимости, имели в длину около 18 метров и 2,6 метра в ширину. Нос корабля был украшен головой дракона. Сами мореплаватели были искусными мореходами. …Могли плыть много дней вдали от берегов, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звездам. Глубина и температура воды в океане помогали им определять свое местонахождение. На пути из Норвегии в Гренландию моряки держали курс по движению косяков сельди, трески или пикши.

Еще были они беспощадными воинами-завоевателями, державшими в средневековье в страхе всю Европу.

12. Решите кроссворд и узнайте ключевое слово.
1. «Город Пророка»
2. Крупный землевладелец
3. Кочевники из Азии, вторжение которых послужило толчком к переселению народов
4. Норманны с юга Скандинавии, известны на Руси под названием…….
5. Военный слуга. Получал землю за службу
6. Настоятель монастыря
7. Мелкий землевладелец, не имевший вассалов

8. Башня, с которой звучит призыв к молитве для мусульман

9. Язык, на котором преподавали в средневековых школах

Ключевое слово

Правильные ответы

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

№ задания

Правильный ответ

№ задания

Правильный ответ

Балл

1. «Вассал моего вассала не мой вассал!»

2. «Боже, избави нас от ярости норманнов!»

3. «Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны

законам своим, здесь мы костьми полегли.»

4. Все дороги ведут в Рим!

По 6 баллов за каждое верное высказывание, всего 24

1В, 2А,3 Б

11.1

11.2

Хлодвиг

11.3

Норманны, викинги, варяги

9 л

6 а

2 ф

3 г

5 в

8 о

4 в

7 р

Ключевое слово

Каждое слово - 3 балла, в том числе ключевое

Всего 30 баллов

Итого: