Школа и здоровье наших детей. Школа и ее влияние на формирование личности ребенка Проблемы, связанные с началом обучения в школе


Горбунов В.А. 1

Горбунова О.В. 1

1 Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Тюмени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У меня множество заветных мыслей, секретов, загадок. Но самая большая тайна я сам. Я человек способный познать мир, любить, дружить, страдать. Познавая мир и себя как частицу мира, вступаю в разнообразные отношения с людьми. Процесс социализации начался с рождения, и будет длиться всю мою жизнь. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 40%, СМИ - 30%, школа - 20%, улица -10% . В ходе социализации формируется сознание, ценностные ориентации, потребности и интересы, нравы и мораль. Это является важнейшим фактором развития личности. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. Именно поэтому мои родители всегда заботятся, чтобы был воспитанным, настоящим человеком, чтобы меня окружали хорошие люди. В окружении порядочных воспитанных людей, как они говорят, каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Задумываясь над словами родителей, изучая тему о формировании личности на уроках обществознания, наблюдая за собой, одноклассниками, как меняемся мы в зависимости от окружения, пришел к мысли, что человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если не будет отвечать за свои поступки, брать ответственность за содеянное. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него «давить». Успешность конечного результата подтверждается отождествлением человека с полноправным членом общества. Выбрали данную тему потому, что она нам интересна. Актуальность темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность. Семья, школа, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. И, наверное, каждый человек задумывался: почему же проблема влияния семейного, школьного воспитания на развитие и становление личности является сегодня столь важной для современной России. Как мы думаем, потому, что мы, дети, будем решать, куда пойдет страна.

Изучением процесса социализации, формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Теоретического материала по данной теме достаточно. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено его взаимоотношениями с другими людьми. Изучением социализации личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые.

Мы опирались также на некоторые теоретические определения термина «социализация», который дали В.И. Загвязинский и О.А. Селиванова , Л.В. Мардахаева , А.В. Мудрик .

Е.Ю. Бикметова считает, что взаимодействие семьи и школы в социализации индивида существует . Важнейшими институтами социализации личности и субъектами образовательного процесса являются школа и семья, считает он. Причём, ключевую роль школы в социализации нельзя рассматривать без взаимодействия с семьёй. На этом фоне Е.Ю. Бикметов выделяет общие социальные функции, присущие и школе, и семье: учебная, воспитательная, контроль над содержанием жизнедеятельности учащегося. Но, несмотря на явные сходства, существуют и заметные различия. Если в школьном образовании преобладают определённая планомерность, научность, системность, то в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие, как правило, стихийно. Если школа даёт теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культуры родителей. Помимо этого, большое значение на социализацию старшеклассников оказывает и субъективное отношение родителей к обучению детей в школе. Ведь их успехи или неуспехи в значительной мере определяются степенью взаимодействия школы и семьи.

Проанализировав работы различных ученых, можно сделать вывод о том, что если процесс социализации личности и процесс семейного воспитания и школьного обучения и воспитания предполагает усвоение человеком норм, правил и ценностей общества, в котором он живет. А так же освоение им социального опыта, которым он воспользуется при взаимодействии с окружающими людьми. То этот процесс также требует сохранения и передачи накопленных знаний, выработки социальных ролей, а также получения опыта в различных сферах жизнедеятельности личности.

Исходя из выше изложенного, мы выдвинули цель и гипотезу.

Цель - выявить, влияние семьи и школы на формирование личности.

Гипотеза: Если семья и школа будут оказывать воздействие на ребенка на конкретных положительных примерах, то это будет способствовать формированию важных личностных качеств.

Объектисследования - развитие личности ребенка.

Предмет- роль семьи и школы в процессе развития личности.

Цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Проанализировать мнение специалистов по вопросу о становлении личности и роли агентов первичной социализации в этом процессе.

2. Выявить как семья и школа влияют на формировании личности ребенка на основе проведенного анкетирования.

3. Определить факторы, влияющие на формирование меня как личности.

Методы,использованные для проведения исследовательской работы:

1. Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.

3. анкетирование;

4. графический;

5. интервьюирование;

6. сравнение.

В данной работе наша задача разобраться, как агенты первичной социализации влияют на человека, и помогают ему стать личностью. Содержанием процесса социализации является превращение человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Отдельные личности, группы, а также социальные институты (Приложение 1.21), посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.Например, по отношению к детям и подросткам агентами первичной социализации будут: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида (Приложение 1.8). В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности: адаптация (Приложение 1.3), индивидуализация (Приложение 1.9), интеграция (Приложение 1.10). Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Одновременно семья (Приложение 1.19) — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете, на его социальный статус (Приложение 1.21) и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации. Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Как в поговорке: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Именно институт семьи знакомит человека с такими понятиями как добро и зло, правда и ложь, милосердие, справедливость, то есть родители учат ребёнка нормам морали. Характер человека закладывается в основном в детстве, и от родителей во многом зависит, станет ли ребёнок полноценной личностью, сумеет ли он найти своё место в мире, стать частью общества. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью. К поступлению в школу ребёнок уже более чем наполовину сформировался как личность.

1.2. Роль школы в процессе социализации личности

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка (Приложение 1.18), которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями (Приложение 1.23) и предрассудками. При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни. Доктор педагогических наук А.В.Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание (Приложение 1.6) и социализацию детей, уверен, что «современная школа владеет всеми механизмами социализации, вследствие чего, способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом» . Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления: социально-психологическое, социально-педагогическое. Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Образование формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, делает процесс обучения способствующим раскрытию задатков и развитию творческих способностей личности. На занятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый участник почувствовал себя винтиком единого механизма, создаются условия для удовлетворения потребностной сферы учащегося. Эта деятельность обеспечивает проявление чувства успешности за счет ненасильственного введения подростка в социум. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным. И именно учитель создает условия для развития в ребенке самостоятельности, умения анализировать и оценивать свою деятельность, свои поступки. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Таким образом, социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер - не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Только целенаправленное взаимодействие семьи и школы способно сформировать личность. Но для этого человек должен быть высшей ценностью общества. Согласны с действующим президентом Российской Федерации, В.В. Путиным, который считает, что «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность» .

Любая судьба неразрывно связана, с семьёй и школой. Поэтому главной целью практической работы стала задача проследить формирование и становление личности на примере нашей многопоколенной семьи (Приложении 3) и школы, где мы обучаемся.

Для выявления уровня социализации детей в семье, мы использовали интервью (Приложение 4). Мы много знали об общественных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами порой живут люди с интересной сложной судьбой, пережившие и сделавшие для общества немало. Важно знать, что человек интересно расскажет о своей жизни, если сложится доверительная и дружественная атмосфера беседы. Поэтому нами была выбрана наша семья.

Очень много мы наследуем от своих родителей и их родителей. Ведь когда человек приходит в этот мир, ему надлежит освоить те правила и нормы, которые приняты в семье. Перед нами всегда конкретный образ папы, мамы, родственников. Всего семей 82 (Приложение 5). 87% прожили вместе с замужества до конца жизни (Приложение 6,7) и только 13% имели второй брак (Приложение 1.9). Если мы сложим годы совместной жизни получиться 324 года, т.е. больше трёх веков. В общей совокупности они имели 245 детей. В ходе интервью можно проследить роль отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Воспитывали, прежде всего, моральные качества - благородство, умение помочь ближнему. Прививали любовь к сибирской природе, любили петь русские народные песни, романсы, передавая это детям. В наших семьях было принято всё мастерить своими руками, что пригодилось в дальнейшем. Учили правильно вести себя в обществе, говорить с человеком тет - а - тет, следили за манерами. Родители научили детей быть внимательными, обходительными с людьми. Но больше всего в наших семьях ценится любовь и доброта, верность и преданность (Приложение 8). Очень важно общение в семье. Ведь в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого. Успешных членов семьи глубоко уважали и радовались их достижениям. Не было зависти по отношению друг к другу. В тех семьях, где потребность стать личностью была развита в большой степени (86%), родители развивали её. У других семей эта потребность была развита в меньшей степени (14%). Для того чтобы стать личностью, желательно воспитывать стремление к образованию. (Приложение 9). Чем современней семья, тем больше возможности для получения образования, тем выше человек цениться как личность. Таким образом, из проведённого интервью мы видим, что в наших семьях воспитывали способных, достойных и полезных для общества людей. Примером могут быть мои три прадедушки, которые были участниками Великой Отечественной войны и награждены медалями. Моя прабабушка вырастила восьмерых детей. Моя другая прабабушка начала работать в 14 лет. Она участница трудового фронта, ветеран Великой Отечественной войны. Имеет много наград за свой труд и почетное звание мастера «Золотые руки». Моя бабушка 35 лет проработала в школе, и имеет звание «Отличник народного просвещения». Мой дедушка хорошо играет на гормоне, и был участником многих конкурсов и т. д.

Проведённое интервью, доказывает, что когда рядом с ребёнком нет папы и мамы трудно воспитать в ребёнке любовь, верность, преданность. Это самое главное для сохранения института семьи. В ходе работы, я отметил, положительные стороны социализации в моей семье. Когда я буду папой, то постараюсь воспитывать своих детей, как это делали мои родители, их родители. Он должен знать, что семья - это его крепость, где его всегда ждут, любят таким, какой он есть, помогут в любой проблеме и никогда не предадут.

Необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком. Практически никто не бывает постоянно доволен собой. Каждого что-то гложет, у каждого свои комплексы. Мы все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим. А как дело обстоит с нами? Как же жить, не имея чёткого представления о себе? Каждый день, каждый час пытаюсь понять себя. Мама часто говорит мне, что у меня нет характера. Но и дома, и в школе не просто утвердиться в какой - то позиции. Я пытаюсь сравнивать себя с другими и выработать своё собственное личностное ядро. На проверку оказывается, что это мне удаётся с трудом. Приняли решение провести тест, чтобы выяснить, что нужно для того чтобы стать личностью. В исследовании приняли участие я и мой брат. Для выявления уровня социализации детей школьного возраста, мы использовали методику профессора М.И. Рожкова по изучению социализированности личности . Проведённый опрос дал возможность сделать более объективные выводы относительно уровня социальной адаптированности, активности (Приложение 1.4), автономности (Приложение 1.1) и нравственной воспитанности (Приложение 1.15). Респондентам было предложено прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием (Приложение 10). Главным критерием социализированности личности выступает степень её независимости, раскрепощённости, незакомплексованности. После обработки данных пришли к следующему выводу (Приложение 11). Данные показатели находятся на удовлетворительном уровне. Наиболее социализированной как раз оказывается мой брат— это интересно! По такому признаку как активность показатели брата выше, чем у меня, и это не противоречит действительности. Остальные показатели одинаковые. Мы готовы к жизни и самостоятельным решениям. Достаточно высоким является и уровень нравственности. Развивая свое нравственное сознание, мы проявляем себя как личность. Ведь мы живём в одной семье, у нас общие мысли, поступки, устремления. Наши родители воспитывают в нас ценности (честность, порядочность, ответственность, справедливость), которые определяют наше поведение. Мы получаем огромное удовольствие от общения друг с другом, с товарищами. У нас есть потребность в самореализации. Если мы хотим оставить после себя след на земле необязательно быть выдающимся писателем или ученым, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Мы можем утвердить себя в обществе полезным человеком, одарённым тружеником, достойным сыном, хорошим родителем. Главное на пути к этому не остановиться. «Борьба за личность болезненна» как пишет Николай Бердяев. А дальше: - «Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает» .

2.2. Результаты исследования и их анализ

Одной из главных особенностей школьника является смена авторитетов и перестройка взаимоотношений с взрослыми в этот период. Не только учителя, но и сверстники формируют ценности и идеалы. Благодаря этому, ученик учиться смотреть на себя глазами других людей. Хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. Это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, это и использование приобретённых способностей для общения, совершенствование в культурной и творческой деятельности. Задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. Был проведён небольшой опрос среди учащихся 3,6,9 классов школы №22 г. Тюмени. Всего опрошено 97 учащихся. Исследование ставило цель изучить влияние школы на личность. Респондентам было предложено 7 вопросов. (Приложение 12). На каждый вопрос учащимся предложена анкета с пятью вариантами ответов. В диаграммах показана динамика на ответы под пунктом «А», где обозначен положительный ответ (Приложение 13). А чтобы увидеть положительную динамику, она лучше просматривается в таблице. Рассмотрим каждый вопрос и увидим динамику.

В результате обработки данных нами были получены результаты, позволяющие отметить следующие: в 3, 6 классах обучающимся нравится школа, а процент в 9 классе выше. Как мы видим, уровень социализации обучающихся повышается, т.к. уровень самосознания растет. Чем старше ребята, тем больше у них появляется интересов. Девятиклассники же более самостоятельные в распределении своего времени и обязанностей, что говорит об их автономности. Они контролируют своё поведение. Обучающиеся начальной школы, среднего звена большее время проводят с друзьями, что позволяет им удовлетворить потребности: в общении, в самоактулизации, в общественном признании. В 9 классе идёт развитие самосознания личности, осознанное представление своего места в жизни и в мире в целом. Человек самостоятельно начинает решать жизненно важные вопросы. После уроков подавляющее большинство учащихся 3, 6-х классов с удовольствием занимаются подготовкой уроков. И социализация у детей этих возрастов удачно проходит через урок. Они рады учиться, готовы слушать и слышать, наверное, поэтому им нравиться оставаться в школе после уроков. Девятиклассники предпочитают заниматься в кружках и секциях. Обучающиеся старшего возраста, требуют особого внимания, так как учебная деятельность их интересует значительно меньше. Для подростков инструментом социализации является в основном внеурочная деятельность во всех её проявлениях. Для них важно общение со сверстниками, самоопределение. Процесс всестороннего развития неотделим от руководящей роли педагога. Учитель выступает в роли агента, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Отношения с учителями - доброжелательны, согласно опросу. Необходимо сотрудничество — учителя и учащегося, когда каждая сторона должна уважать усилия другой. Истинный педагог любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого.

Анализ данных социологического опроса показал, что с нашей точки зрения школа - это прежде всего сохранение и развитие положительных личностных качеств, таких как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, способность реализовать свой творческий потенциал. Главными и значимыми критериями социализации в школе - развитие у обучающихся стремления к самопознанию, осмыслению себя, самовоспитанию; конструктивности их жизненных целей; развитие навыков общения.

Заключение

Теперь можно подвести итог всей нашей исследовательской работы. Мы видим, что гипотеза полностью подтвердилась. Человек становится личностью далеко не сразу. То, что научился говорить и ходить в детстве, ещё не значит, стать личностью. Должно пройти достаточно много времени с определенным набором процессов, чтобы из индивида сформировалась полноценная личность. Являясь агентами первичной социализации, семья, школа способствует благополучной социализации и лучшей адаптации к социуму. Дети чувствуют уверенность в себе, нужность семье, сверстникам, учителям. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становиться побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становиться сильнее. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе навыки. Почему бы не постараться? Это очень трудно, но почему бы не постараться? Прежде надо освободиться от этой, всем мешающей жить, лени. Мы понимаем, что только действия человека говорят о нём как о личности. В результате проведенных исследований для себя я поставил задачу, стать успешной личностью. Но для этого я должен:

1) с детства начинать работать над собой, естественно не без помощи окружения, прежде всего родителей, учителей. Можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».

2) самосовершенствоваться каждый час, каждый день. Развивать в себе нравственное сознание.

3) суметь создать крепкую семью. Родной дом - это самое нужное, самое желаннее место на свете.

4) обязательно иметь друзей, их поддержку.

5) уважать, беречь и любить свой дом, свою школу, свою Родину.

Если я буду стремиться к достижению всего перечисленного, то меня можно смело называть личностью.

Хотим подчеркнуть, что по мере накопления опыта, складывание собственной личности, возрастает независимость личности от родителей, учителей. Мы решили продолжить исследование по данной теме. Проследить дальнейший путь человека, влияние агентов вторичной социализации. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. И причины этого можно тоже исследовать.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12.12.2013г.

2. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социол. Исслед. - 2007. - №9. - С. 86-92.

3. В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова Социальная педагогика. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с. 3.

4. А.И. Кравченко. “Обществознание ”Учебник для 8 класса.. М. «Русское слово», 2005

Л.В. Мардахаев Социальная педагогика. - М.: РГСУ, 2013. - 33 с.

5. Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации/ А.В. Мудрик// Вестник ПСТГУ, 4: Педагогика. Психология. - 2008. - №3(10). С.7-24

6. А.В. Мудрик Социальная педагогика. - 8-е изд. - М.: Академия, 2013. - 240 с.

7. Методика для изучения социализированности личности. refdb.ru›look/2787080.html.

8. Лучшие цитаты, афоризмы, высказывания Николая Бердяева. nachalnikov.net›archives/1226.

9. Процент влияние на детей родителей…yandex.ru/images›социология.

Приложение 1

Глоссарий

1. Автономия - независимость от внешних условий.

2. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучения культурным нормам и усвоение социальных ролей.

3. Адаптация - приспособление к физической или социальной среде.

4. Активность - социальное качество личности, воплощенное в способности производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных и ними (или отдельно от них совершаемых) поступках, делах, в творчестве.

5. Брак - совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности мужа и жены, а также их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

6. Воспитание - это процесс формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Воспитание - это формирование личности, социализация личности, становление личности.

7. Досуг - часть свободного времени.

8. Индивид - отдельный человек.

9. Индивидуализация - противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я».

10. Интеграция - управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми.

11. Личность - результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

12. Личный статус - положение, занимаемое человеком в малой группе, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

13. Мораль - совокупность нравственных норм.

14. Нравы - особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

15. Нравственность - свод конкретных правил поведения.

16. Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

17. Притча - иносказательное повествование с нравоучительным выводом.

18. Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Один из важнейших регуляторов поведения человека.

19. Семья - основная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

20. Социализация - процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе

21. Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

22. Статус - социальная позиция (положение) индивида в группе, обществе.

23.Ценность - представление о том, что свято для человека, его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении.

Приложение 2

Приложение 3

Фамильное древо

Приложение 4

Анкета для оценки роли моей семьи в воспитании.

В какой семье вы выросли:

Какие ценности семейной жизни Вам дороже всего:

Поддержка, забота

Совместное время провождения

Материальная обеспеченность

Преемственность поколений

Является ли для Вас образцом семейная жизнь Ваших родителей?

Что для Вас вечер в семье?

Какую роль в вашей семье играет образование?

Есть ли семейные традиции?

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Образовательный уровень семьи

Приложение 10

Ход проведения : Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

О - никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 11

Приложение 12

1. Нравиться ли тебе школа, в которой ты учишься?

А) да, безусловно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

д) затрудняюсь ответить.

2. Любишь ли ты оставаться в школе после уроков?

А) да, мне в школе интересно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

д) затрудняюсь ответить.

3. Чувствуешь ли ты себя в школе защищённым?

А) да, безусловно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

д) затрудняюсь ответить

4. С кем ты проводишь выходные дни?

А) с родителями;

б) родителям некогда общаться со мной в выходные дни;

в) с друзьями по школе, классу, по улице, двору;

г) хожу в кружки, секции;

д)обычно сам придумываю себе занятия.

5. Легко ли ты общаешься на улице с незнакомыми людьми?

А) да, легко общаюсь со всеми подряд;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

г) нет, я никогда не общаюсь с незнакомыми людьми;

д) затрудняюсь ответить.

6. Чем занимаешься после уроков?

А) делаю уроки;

б) слоняюсь без дела по дому;

в)у меня есть любимые занятия, кружки, секции;

г) в основном гуляю с друзьями;

д) общаюсь с родителями, рассказываю о прошедшем дне, помогаю им по дому.

7. Если у тебя будут неприятности, обратишься ли ты за помощью к учителю?

А) да, в школе есть учителя, которым я доверяю;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет в школе нет учителей, которым я доверяю;

д) буду решать проблемы сам.

Приложение13

Приложение 14

1.Байазид Бистами, суфийский Мастер, написал в своей автобиографии: «Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил: — Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир! Мне всё казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.

Когда я повзрослел, я стал молиться так: — Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!

А когда я состарился, я осознал, что даже семья — это слишком много. Ко мне пришла мудрость, и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так: — Господи, я всё понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!

И тогда Бог ответил мне: — Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале.

2. Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.

А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.Притча о мудром воспитании Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Суфийская притча

Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

— Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?

Старый Мастер ответил:

— Много лет назад я пришёл к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удаётся?» И он ответил: «Внутри я свободен в своём выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство ведь это так естественно».

Приложение 15

Труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования личности (И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, К. Роджерс и др.);

Психолого-педагогические идеи развития личности в деятельности и общении (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.); современные отечественные теории социализации детей (А. В. Мудрик, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, И. С. Кон, Ф.А. Мустафа и др-);

Теории единства общения и обособления личности (Л. П. Буева, В. А. Дмитриенко и др.); концепции социальной адаптации ребенка посредством его включения в систему социальных отношений (Л. Н. Большакова, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гуров, Ж.А. Захарова, А. В. Мудрик и др.);

Труды в области современной отечественной социальной педагогики (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, М. П. Гурьянова, Н. А. Соколова и др.);

Концепции совместной деятельности и ее содержания (И. Ю. Малкова, Е. А. Румбешта, С. И. Поздеева, Г. Н. Прозументова и др.).

Приложение 16

Если по мнению В.И. Загвязинского и О.А. Селивановой социализация - это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. Похожее определение есть у Л.В. Мардахаева, он считает, что слово «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. То А.В. Мудрик говорит о том, что социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

То, что переживают и испытывают в школе молодые люди, т.е. их жизнь в школе можно рассматривать как критический период развития их самооценки, самовосприятия и гигиенического поведения.

Эти факторы влияют на субъективно воспринимаемое ими общее состояние здоровья и удовлетворенность жизнью как настоящей, так и будущей.

В подростковом возрасте молодые люди переживают изменения не только в своем организме, но и в функционировании систем социальной поддержки, таких, как семья, школа и сверстники.

По мере того, как у людей развивается собственное достоинство и компетентность в учебной и социальной сферах, они утверждают себя как личности.

В учебной сфере одной из важнейших детерминант представления о самом себе является успеваемость, тогда как на развивающееся представление о себе в социальной сфере влияние оказывает признание и поддержка со стороны сверстников, особенно одноклассников.

Таким образом, поскольку школа является тем контекстом, в котором происходит большая часть взаимодействий между сверстниками и в котором оценивается академическая успеваемость, именно эта среда имеет решающее значение для развития в подростковом возрасте.

Благоприятная школьная среда (например, комфортный социальный климат, в котором есть поддержка со стороны сверстников) и успешная адаптация к школе (о чем свидетельствуют академическая успеваемость и низкие уровни стресса, связанного со школой) могут повысить ощущение успеха и компетентности, а это в свою очередь ведет к большему благополучию и большей удовлетворенности жизнью и меньшему количеству субъективных жалоб на здоровье.

И наоборот, отсутствие успехов в учебе и низкий уровень признания со стороны сверстников может привести к уменьшению положительных последствий для здоровья и увеличению проявлений рискованного поведения.

Соответственно, школьный контекст представляется одновременно и фактором риска, и ресурсом, обеспечивающим физическое, эмоциональное и социальное благополучие.

Результаты продольного исследования, проведенного Jessor и соавторами, показывают, что такие факторы, как хорошая успеваемость в школе (на которую указывает средний балл за каждый класс) и позитивное отношение к школе и друзьям (непричинение обид другим и неприятие обид со стороны других) защищают от формирования проблемного поведения.

Ведь в классе товарищи по учебе не принимают ни тех, кто обижает слабых, ни тех, кого обижают, у тех и у других хуже здоровье и они с большей вероятностью проявляют рискованное поведение.

Кроме того, причинение обид и издевательства коррелируют с низкой психосоциальной адаптацией.

Издевательства со стороны сверстников ведут к тому, что возникают внутренние проблемы (например, депрессия, ощущение беспокойства, соматические жалобы) и проблемы с внешним проявлением (такие, как агрессивность), и у жертв подрывается чувство собственного достоинства.

Возраст и пол также играют роль в определении того, какие факторы школьной среды негативно влияют на здоровье.

Когда главное внимание уделяется планам на будущее, осуществление которых зависит от академической успеваемости, это может вызывать стресс у учащихся старших классов, в то время как такой фактор, как неприятие сверстниками, может оказывать большое влияние на здоровье учащихся младших и средних классов.

Старшие школьники также, по-видимому, чувствуют меньшую удовлетворенность школой, чем младшие.

Что касается гендерных различий, то представительницы женского пола в течение всей жизни, по-видимому, больше, чем мужчины, опираются на свой круг социального общения во время стрессовых ситуаций; поэтому субъективное ощущение недостатка такой поддержки у лиц женского пола в подростковом возрасте может приводить к ухудшению субъективно оцениваемого здоровья и меньшей удовлетворенности жизнью.

Кроме того, главные детерминанты самооценки у девочек - это физическая привлекательность и социальное признание.

Субъективно воспринимаемая неудача в любой области может также иметь отрицательное влияние на общее состояние здоровья.

К тому же девочки могут быть больше, чем мальчики, подвержены как эмоциональным нарушениям, так и субъективным жалобам на здоровье.

Очевидно, что эти гендерные различия начинают формироваться в раннем возрасте.

Согласно теориям, субъективные жалобы на здоровье являются реакцией на стресс. Одним из потенциальных источников стресса у детей и подростков является школьная среда, т.е. учебные занятия и социальный климат (преподаватели, сверстники).

Неудовлетворенность школьной средой и связанная с нею низкая степень удовлетворенности жизнью могут частично отражать проблемы в приспособлении к школьным требованиям, таким, как требования в отношении успеваемости.

Напротив, положительное восприятие социального климата класса или школы в целом ассоциирует с наличием у подростка меньшего числа эмоциональных и поведенческих проблем.

По данным предыдущих исследований HBSC, молодые люди, сообщающие о более высоком качестве жизни и лучшем самочувствии, удовлетворены школой, чувствуют поддержку одноклассников и оценивают предъявляемые к ним требования как не слишком высокие.

Персистентные психосоматические симптомы в детстве могут быть результатом низкой академической и социальной компетентности и могут увеличить вероятность проблем во взрослой жизни.

Например, ощущение необъяснимых рецидивирующих болей в области живота в детстве является предвестником возникновения чувства тревоги и низкого уровня социального функционирования во взрослой жизни.

Кроме того, существенное влияние на здоровье оказывает самооценка.

Низкая самооценка позволяет прогнозировать неблагоприятные последствия для здоровья, тогда как высокие баллы самооценки служат указанием на благоприятные последствия, такие, как хорошее настроение и отсутствие соматических и психологических симптомов.

Таким образом, имеется множество фактических данных, свидетельствующих о том, что прочность и доброжелательный характер отношений, сложившихся в социальном контексте школы, могут хотя бы частично определять состояние здоровья индивидуума.

Старшим школьникам (и в целом мальчикам) школа обычно нравится меньше, и они оценивают свою академическую успеваемость ниже.

Поэтому при обсуждении и анализе зависимости между школьными факторами и здоровьем нужно принимать во внимание различия в переживаниях и восприятии школьной среды молодыми людьми, а также роль факторов возраста и пола в этих различиях.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка , благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации


Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации


Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей , специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Ваш малыш пошел в первый класс. Естественно, в первую очередь вы думаете о том, как ваш ребенок будет учиться, сможет ли он контактировать со сверстниками, какой уровень знаний сможет получить ваш малыш в данной школе и так далее. Однако никто не задумывается о здоровье школьников.

Многие врачи и гигиенисты, исходя из данных статистики, утверждают, что количество школьников, отличающихся хорошим здоровьем , с каждым годом уменьшается. Около 90 % детей к выпускному уже имеют различные хронические заболевания. Некоторые дефекты в состоянии организма выявляются в период обучения. К ним можно отнести:

Близорукость;

Проблемы с желудком;

Нарушения осанки.

Помимо этого у детей развиваются неврозы, они получают различные травмы на занятиях по физической подготовке, наблюдается вегетососудистая дистония. Кроме того многие школьники в течение года могут несколько раз подхватывать инфекционные, кишечные и респираторные заболевания.

Миопия.

Самое распространенное заболевание органов зрения у школьников - близорукость . В редких случаях наблюдается дальнозоркость и астигматизм. Вызывают эти патологии слишком высокие нагрузки на глаза на уроках, а также при выполнении домашней работы, частое пользование компьютером и телевизором. Также не стоит забывать и о наследственности, которая играет в этом особую роль.

Если вы заметили, что ваш ребенок щурится, достаточно близко держит книгу или же часто говорит о том, что у него болят глаза, следует немедленно обратиться к окулисту .

  1. Ежедневно выполняйте с ребенком гимнастику для глаз, чтобы тренировать мышцы глаза.
  2. Стол, где ребенок делает уроки, должен быть оснащен хорошей лампой, а естественный свет должен быть с левой стороны.
  3. Следите, чтобы между учебником и глазами малыша было расстояние около 40 сантиметров.
  4. После школы у ребенка должен быть часовой отдых , не стоит заставлять малыша сразу же идти и делать домашнее задание.
  5. Если ребенок часто занимается уроками на компьютере, не забывайте рекомендаций офтальмологов – в день малышу разрешено быть у компьютера около тридцати минут.

Проблемы с желудком.

Очень часто школьники жалуются на боли в животе. В большинстве случаев это проявления гастрита, который вызывается бактерией под названием Helicobacter pylori. Ее можно обнаружить в желудке у 80 % людей. Но проявляется она лишь в том случае, если организм ослаблен. Школьники в период обучения испытывают на себе серьезную нагрузку в плане умственного напряжения, а также эмоционального. Кроме того в школе дети не имеют полноценного питания, их перекусы включают чипсы, сухарики и булочки, что в результате и приводит к развитию гастрита .

Если ваш ребенок жалуется на газы, периодическую тошноту и отрыжку - обязательно сходите с ним на прием к гастроэнтерологу .

Как предотвратить заболевание?

  1. Очень важно соблюдать режим приема пищи.
  2. Ребенок должен питаться только домашней пищей. Избегайте полуфабрикатов и различных газированных напитков. Помните, что особую нагрузку на желудок ребенка оказывает жирные, жареные и острые продукты.
  3. Если ребенок отличается повышенной возбудимостью, необходимо постараться уменьшить нагрузки на психику. Только в этом случае придут в норму и пищевые процессы.
  4. Если у малыша появилась изжога , можно использовать адсорбирующие препараты, которые уменьшат неприятные ощущения. Обязательно обратитесь к врачу, чтобы пройти обследование и получить необходимое лечение.

Нарушение осанки.

В первом классе многие школьники, да и их родители, даже и не подозревают о том, что к старшим классам многие из них будут иметь нарушения в осанке . Только около 2 % школьников не сталкиваются с этой проблемой. Другие же сталкиваются с лордозами, асимметрией, сколиозами и остальными дефектами. Обусловлено это неправильной посадкой за рабочим столом, значительным весом рюкзаков, сумками на одно плечо, снижением активности. В результате этого получаем слабый мышечный корсет спины . Но, что самое удивительное, зная эту проблему, во многих школа никто не стремится исправить проблему несоответствия школьной мебели антропометрическим данным школьников.

Как предотвратить заболевание?

  1. Следите, чтобы при ходьбе ребенок держал спину ровно, голова всегда была приподнята, а лопатки развернуты.
  2. Не допускайте, чтобы школьник делал домашнее задание, сидя в кресле или лежа на кровати.
  3. Приобретите специальный ортопедический матрац .
  4. Отдайте малыша в спортивную секцию.


Респираторные заболевания.

Вирусные заболевания – частые гости школьников. И это не удивительно. Большое количество детей, находящихся в замкнутом помещении, которое оснащено искусственной вентиляцией и очень редко проветривается, способствует обмену вирусами между школьниками. Да и многие из них появляются в школе с насморком и кашлем. Если иммунитет ребенка не достаточно развит, он станет первой жертвой респираторного заболевания. Дети, обладающие более сильным иммунитетом, просто не заметят и не ощутят на себе никаких изменений, поэтому им намного проще влиться в окружающую среду школьной жизни.

Как предотвратить заболевание?

  1. Приучайте ребенка совершать ежедневные прогулки в течение 1-2 часов.
  2. Важно, чтобы малыш был приучен к гигиене – мытье рук с мылом, использование салфеток вне дома – все это поможет избежать попадания инфекции в организм.
  3. Обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом по поводу вакцинации против гриппа.
  4. Никогда не отправляйте ребенка в школу, если заметили у него первые признаки ОРВИ . Ваш ребенок не получит осложнений, да и другие дети останутся здоровыми.

Чтобы избежать различных заболеваний очень важно, чтобы ребенок правильно питался, вел активный образ жизни, укреплял иммунитет и следил за своим режимом. Благодаря этому ваш малыш сможет легко адаптироваться к школьным условиям и будет радовать вас крепким здоровьем.

Для многих людей совершенно очевидно, что качество образования определяется не только усвоенными знаниями и умениями, но и тем, каковы физические и психические ресурсы, затраченные на приобретение этих знаний. Вопросы здоровья российское педагогическое сообщество поднимает с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Состояние здоровья детей в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В соответствии с ним ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в процессе обучения несет образовательная организация.

Однако медицинская статистика показывает, что за время учебы здоровье школьников ухудшается в 4–5 раз . В структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста серьезное место занимают нервно-психические дисфункции (38%), нарушение осанки (37%) и близорукость (30%), то есть так называемые школьные формы патологии. За время дальнейшего обучения 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза). Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска. При этом большая часть болезней является следствием образа жизни и напрямую связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды.



Проблема. В чем же причины такого положения дел? Какие факторы школьной среды оказывают негативное влияние на здоровье ребенка? Как сделать образование здоровьесберегающим?

Известно, что болезнь – явление многофакторное. Здесь оказывают влияние и генетические факторы, и экологическая среда, и эпидемиологическая ситуация. Но основные причины медицина связывает с образом жизни человека: питанием, двигательной активностью, санитарно-гигиенической культурой, вредными привычками. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется таким факторам школьной среды , как горячее питание, влажная уборка, проветривание, сменная обувь, утренняя гимнастика, уроки на воздухе, подвижные перемены, удобное расписание, посильные домашние задания, медицинский контроль за здоровьем школьников.

Одним из факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, является снижение двигательной активности . Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания. Однако из анкетных данных следует, что 85% детей делают ежедневно уроки в среднем по 37 минут, а 30% тратят на выполнение домашних заданий более 1 часа. Более того, даже в выходные дни учащиеся 1 класса занимаются домашними заданиями. Рабочая неделя у старшеклассников – в среднем 50,5 часов, тогда как продолжительность рабочей недели у взрослого человека составляет 41 час.

Во-вторых, в школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.). Большинство детей ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома – перед телевизором и компьютером.

В-третьих, отмечается неправильная организация процесса обучения: это касается и технологии формирования отдельных умений (безотрывное письмо, форсированное обучение чтению и письму), и организации урока (отсутствие смены видов деятельности, малая наглядность и пр.).

Безусловно, управление гигиеническими факторами школьной среды, организация питания и физической активности, повышение медицинского контроля за здоровьем школьников являются необходимыми способами профилактики заболеваемости. Кроме этого важен учет психофизиологических особенностей детей: их роста и телосложения при проектировании школьной мебели и ее расстановки в классе; возможностей произвольного внимания при определении длительности уроков или одного вида деятельности в нем и пр.

Однако посмотрим на проблему шире. Ведь достаточно часто соматическое нездоровье определяется психологическими факторами . Нередко в школе, особенно в выпускных классах, проявляется потребительское отношение педагогов (и даже родителей) к здоровью обучающихся – его приносят в жертву учебным достижениям. Школьные перегрузки – одна из причин и нервно-психических нарушений, и повышенной подверженности детей вирусным инфекциям. Перегрузка возникает при несоответствии объема, содержания, трудности учебной деятельности временны м условиям и психологическим возможностям ребенка. Многие педагоги в связи с этим предлагают пересмотреть содержание образования, соотнести его с психологическими возможностями детей, оценить, какое содержание знаний неактуально для школьников данного возраста. Однако перегрузка возникает как в условиях завышенных учебных требований, так и в том случае, если учебная деятельность лежит вне интересов и мотивов ребенка.

«Врачи не раз отмечали распространение детской нервозности и связанных с ней осложнений, – пишет Ш.А. Амонашвили. – Однако они это приписывают в основном перегрузке учеников уроками и учебными заданиями и потому выдвигают требования о сокращении количества уроков на каждый день, о введении ежедневных уроков физкультуры, игр на чистом воздухе, об упрощении программ и учебников, об улучшении условий учебной работы в классе и т.п. Эти требования заслуживают того, чтобы отнестись к ним крайне внимательно и ответственно. Но давайте разберемся глубже. Ребенок может заболеть не только от того, что он перегружен – приходится каждый день работать по 6-8 часов над решением разных учебных задач, заучиванием текстов, но и от того, что постоянно переживает принуждение в педагогическом процессе . В домашних заданиях, в выполнении которых он не видит жизненного смысла, над ним довлеет опять-таки чувство принуждения. Дети «отбывают» обучение и в школе, и дома. Чувство принуждения есть, по моему убеждению, главная болезнь, источником которой является авторитарный педагогический процесс. На фоне этой болезни могут возникнуть и нервозность, и «недостаточность» познавательной активности. Симптомы этих болезней трудно установить, а результаты порой переходят в неизлечимые дурные черты характера, порой же имеют трагический исход. Всем этим психологическим отклонениям сопутствуют отклонения и в физическом здоровье ребенка».

Снижение мотивации учения – серьезный психологический фактор риска, влияющий на здоровье ребенка. На желании многих детей учиться в школе отрицательно сказывается существующая практика подготовки к школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены дошкольной учебой, что не хотят идти в школу. Известно, что из тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различного рода подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» они отвечают: «Нет, хочу играть, гулять, разговаривать; петь люблю, плясать, а в школе нужно сидеть, молчать, делать не то, что хочешь…».

Когда учебная деятельность опирается не на естественные потребности ребенка (стремление познавать мир, быть взрослым, проявлять свою личность, переживать успех и гордость собой, быть значимым для других), а на долженствование и внешние мотивы (отметки, наказания, поощрения), не происходит полного включения в деятельность, реализации в ней собственных смыслов, личностного и творческого потенциала, а значит, целостного развития ребенка. Учение «вне интереса» – это исключение из духовной жизни ребенка высоких смыслов жизни, врожденного познавательного механизма, игнорирование эмоциональной и мотивационной сфер, а также «систематическое пребывание ребенка в состоянии духовно-психической невыносимости тягучести течения времени».

К одному из важнейших психологических факторов риска также можно отнести стрессовый характер педагогических воздействий , порождаемых оценочной дисциплинарной системой, а также властные, авторитарные взаимоотношения учителя с учеником, предполагающие доминирование педагога, диктат, акцентирование внимания на ошибках и недостатках, требованиях и замечаниях. Эмоционально- отвергающий, унижающий ребенка стиль педагогического взаимодействия в начальной школе помимо постоянных переживаний ребенка ведет к снижению учебной мотивации, нежеланию ходить в школу, непринятию себя. Следствием становится нарушение формирования базового доверия к миру, личностные и эмоциональные нарушения, приводящие к заболеваниям психосоматического происхождения. В средней школе, особенно в период подросткового кризиса, у одних детей авторитаризм педагогов может вызывать протесты, бунтарство, отклоняющиеся формы поведения, у других (послушных) учеников он может порождать конформные (соглашательские, подчиняющиеся) стили поведения, способствовать формированию синдрома «выученной беспомощности». Все это влечет за собой психологический дискомфорт ребенка, внутриличностные конфликты, неадекватную самооценку, что в дальнейшем является источником психосоматических заболеваний.

Здесь нужно понимать, что здоровье – это не просто отсутствие болезней. Всемирная организация здравоохранения определяет его как состояние полного физического, душевного и социального благополучия . А ведь ощущение благополучия зависит не только от биологических функций организма, но и от субъективного мира личности: доверия к себе и другим, чувства принадлежности, социальной поддержки. Кроме того, здоровье имеет уровневый характер: помимо физического и психического здоровья, характеризующих организм и психику человека с точки зрения нормального функционирования человека как биологического вида, выделяют психологическое и духовно-нравственное здоровье. Так, психологическое здоровье традиционно рассматривается как совокупность характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В его основе – внутренняя гармония, целостность личности. Суть духовно-нравственного здоровья – в соответствии индивидуальной траектории развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям. Два последних, более высоких уровня, «надстраиваясь» над предыдущими, используют их в качестве своей основы и, в свою очередь, оказывают влияние на физическое и психическое здоровье, обогащая (или снижая) их потенциал. Так, известно, что человек, уверенный в себе, имеющий осознанные жизненные цели, увлеченный своим делом, более устойчив перед стрессами, менее подвержен вирусным инфекциям и другим заболеваниям.

С позиции профессора Г.К. Зайцева, систему образования можно считать здоровьесберегающей в том случае, если она на каждом этапе созревания обеспечивает реализацию базовых потребностей человека , что создает условия для наиболее полного развития его способностей, познания собственной уникальности, безошибочного самоопределения в жизни и непроизвольного формирования в процессе самоактуализации основных компонентов здоровья.

Доктор медицинских наук, академик В.Ф. Базарный, много лет изучавший учебный процесс с точки зрения здоровья детей, делает вывод о том, что этот процесс, имея формально-рассудочную, вербальную основу, не способствует здоровью, поскольку строится: 1) на условно сигнальных, формально-логических принципах, отрешающих и отчуждающих мир чувств детей от животворного реализма; 2) на инструктивно-принудитель­ных принципах, подавляющих и закрепощающих волю и творческую инициативу детей и формирующих изначальное рабство в духе; 3) в условиях отрешенного от жизни замкнутого сенсорно обедненного кабинетного пространства; 4) на расчленяющем целостный план сознания узкоспециализированном предметном «урокодательстве»; 5) на основе глубокого чувственного и психомоторного подавления, закрепощения, вытекающего из «сидяче-слушающего» положения, жизни «в уме» и по книгам.

«Из базового учебного плана, – пишет В.Ф. Базарный, – фактически исключено все то, что возвысило нас в эволюции и сделало цельной нравственной, творческой и физически зрелой личностью: художественное и конструктивное рукотворчество. Исключена основа раскрепощения духовных потенциалов личности – технология чувственного восприятия и осознания мира, технология универсальной, одухотворенной в чувствах дидактики – технология искусства». Такая школа ориентирована против природы ребенка, против свободного развития личности, целостности ее сознания, а значит, против физического, психического, психологического, духовно-нравственного здоровья.

Таким образом, рассматривая школу не просто как среду, которая не способствует возникновению заболеваний, а как здоровьеукрепляющую среду, необходимо ориентироваться на то, насколько она соответствует природе ребенка, способствует удовлетворению его потребностей, обеспечивает психологическую комфортность и возможность для самореализации. Учитывая, что сам человек, его образ жизни и мировоззрение существенным образом влияют на здоровье, школа также должна решать задачу формирования культуры здоровья, помощи учащимся в осознании собственного здоровья как ценности, в освоении ими способов его обеспечения.

Вывод. При ориентации образования на здоровье ребенка необходимо не только обеспечить выполнение в образовательной организации санитарно-гигиенических и психофизиологических требований, учитывающих состояние предметно-пространственной среды, нагрузку учащихся, организацию питания, режима труда и отдыха, физической активности, наличие медицинского контроля за здоровьем школьников, но и создать в образовательной организации педагогические и социально-психологичес­кие условия, соответствующие естественной природе человека (гуманные, нравственные взаимоотношения, разнообразная личностно значимая деятельность), способствующие удовлетворению детьми социальных и духовных потребностей, их личностному развитию и самореализации.