Автоматизация звука «З» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Автоматизация звука


Слова со звуком З.

Звук З в начале слова.

За

Закон, забава, забавный, заболят, забарахлил, забастовка, забота, забежать, забелеть, заблеять, забег, забирать, забитый, забить, забияка, заблестеть, заблудиться, забодать, забой, забор, завод, замок, заяц, замуж, забой, заболеть, забор, забота, забрать, забыть, завал, завалинка, заварка, заварной, заваруха, завести, завернуть, завертеть, завершить, завеса, завести, завешать, завещать, завертывать, завивка, зависеть, зависнуть, зависть, завитой, завмаг, завод, заводчик, заводь, завтра, завтрак, завтракать, завуч, завхоз, завесить, завязать, завязка, завязнуть, завязь, загадка, загар, загасить, загвоздка, загиб, загибать, заглотить, заглохнуть, заглушать, загляденье, заглянуть, загноить, загнить, загнать, загнуть, заговор, загодя, заголовок, загонять, загородка, загореть, загородка, заготовка, заготовщик, заградить, загребать, загреметь, загрести, загривок, загрубеть, загрузить, загрузка, загрызть, загс, загубить, загулять, загустеть, зад, задавака, задавать, задание, задарить, задаром, задатки, задатки, задать, задачник, задвижка, задвинуть, задворки, задевать, задеть, задира, задёргать, задний, задолго, задолжать, задом, задор, задорный, задохнуться, задирать, задремать, задрожать, задубеть, задувать, задуматься, задурить, задуть, задушить, задымить, задышать, заезд, заезжий, заесть, заехать, заём, заёмный, заёмщик, зажарить, зажать, зажечь, зажигалка, зажим, зажить, зажмурить, завязать, зазвенеть, зазвонить, зазнайка, зазноба, зазор, заразить, заика, зайка, заикание, заинька, зайчик, заказ, заказчик, закат, закачать, закапать, закваска, закипеть, заклевать, заклеить, заклятие, заколка, закон, закончить, закрасить, закруглить, закончить, закормить, закурить, закрома, закоулок, закройщик, закуска, закрутка, закуток, зал, залежь, зачин, залог, залить, зачитать, зашагать, зашнуровать, заштопать, зашторить, зашеек, защемить, защёлка, защита, защитник, заявить, заядлый, заяц, зола, зодиак, золовка, золотить, зоология, зоопарк, зоосад.

Зо

Зоя, зонтик, зодчий, золотко, золушка, золотце, зонт, зонды, зоренька, зоркий, зольный.

Зу

Зуб, зубастый, зубец, зубило, зубр, зуд, зубочистка, зубр, зубило, зубрить, зубчатый, зубчик, зуд, зудеть, зурна.

Зы

Зыбь, зыбко, зык, зыбкий, зычный.

Звук З в середине слова.

За

Лазарь, лоза, лобзать, лазарет, назавтра, назад, намазать, проказа, проза, прозаик, пузо, пузатый, пейзаж, перевязать, коза, ваза, база, блуза, коза, роза, берёза, гроза, назад, мозаика, фраза, фруктоза, роза, Лиза, глаза, слеза, виза, луза, поза.

Зо

Позор, дозор, ревизор, газон, дозор, камзол, бизон, вазон, блузон, узор, горизонт, комбинезон, мозоль, возок.

Зу

Внизу, козу, вазу, лазутчик, лазурит, лазурь, назубок, грызун, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, беззубый, разумный, разутый, мазут, изумруд.

Зы

Арбузы, тазы, козы, вазы, музыка, возы, называть, козырёк, козырять, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, пузырёк, показывать, приказывать, алмазы, мимозы, сервизы, карнизы, медузы, карапузы, паровозы, колхозы.

Звук З в стечении согласных.

Зразы, зрачок, зрелище, зрелость, зрелый, звукозапись, звукоряд, звучание, звучать, звук, звучный, звякнуть, здание, здесь, здоровый, здоровье, здравствуй, злак, злато, злейший, злить, зло, злоба, злодей, злыдень, злюка, змей, змеелов, змеёныш, знать, знания, знак, знакомый, знай, знамение, знакомить, знаток, знамя, значение, значок, зной, звон, звонкий, знобит, знойный, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий, звание, звать, звезда, звездопад, звездочёт, звенеть, звено, звереть, зверинец, зверобой, зверолов, звёрёныш, зверский, зверюга, звонок, звук, звонить, зверь, звон, звонарь, звонкий.

Азбука, воздух, гнездо, гвозди, изба, езда, поезда, физрук, козни, кузнечик, кузница, лобзик, лезвие, лицезреть, название, назвать, назваться, назло, назреть, брызги, коммунизм, козлёнок, возня, кузнец, польза, проказник, болезни, праздник, гораздо, разве, разный, разница, поздно, ноздри, возраст, возле, морозный, грозный, бронза, грузди, брызги, язва, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, бездна, наездник, лезвие, полезный, отчизна, изредка, изгородь, издали, героизм, организм, казна, глазной, безрогий, разбойник, разбить, размах, мозги, опоздать, гвоздика, узлы, белизна, крутизна, изгиб, извините, безлюдный, излишки.

Словосочетания и фразы со звуком З.

Зоя забияка, запретная зона, на заводе забастовка, знание языка, забота о здоровье, зоркие глаза, заболят зубы, избыток азота, завести зайца, признак грозы, замок на заборе, знакомая музыка, поздний звонок, загрузить грузы, золотая казна, заголовок в газете, звуки мазурки, задолго до звездопада, безумная затея, коза заблеяла, забавный зайка, заводчик зверей, знакомый музыкант, закрыть глаза, заводная коза, завязать узлом, Зоина затея, заповедник зубров, загадать загадку, забота о заболевшем, розовая роза, забавная загадка, заботливая золовка, забить гвозди, зоркие глаза, заглушить звон, загон для бизонов, здание загорелось, забор из берёзы, задавать задание, раздался звон, завитки да завитушки, звонить на звоннице, звонкий звон, зовёт на заутреню, золотой закат, перезвонить Захару, закваска закончилась, роза завяла, загадай загадку, знает музыку, задвинул назад, знамя на здании, задавака зазнался, полезно для здоровья, загрузить в грузовик, коза привязана, загрузить в газель, Захар заснул, коза залезла, зажигалка зажглась, загрязнённый воздух, Зойкин зонтик, вызывает зуд, пузатый зубр, загар на загляденье, вазу разбили, завещать золото, зависть заела, завезли арбузы, азбука знаков, музыкальный зал, звучит музыка, знать назубок, заколола заколкой, заразное заболевание, знание законов, задорный козлик, незабудка завяла, фазан в гнезде, загс закрыт, магазин закрыт, заголовок газеты, брызги грязи, закон физики, забери назад, заглянуть на задворки, арбузы в тазах, в вазе гвоздики, на газоне розы, золовка замолчала, звёзды заблестели.

Я позвонил Зое.

Я забыл зонт.

Коза заблеяла: « Меня забыли!».

Я заехал на завод.

Я завязывал узлы.

На газели завезли в магазин заварку.

Я закрыл глаза.

Пузатый Мурзик грызет задачник.

Дед Захар рассказывал сказочки.

В музыкальном зале звучит звонкая музыка.

В зале затихла музыка.

Грузовик с арбузами завелся и загудел.

У Зои коза.

Закройщик заштопал зонт.

Возьми, Зоя, зонт.

Зверолов загнал зверёныша за забор.

Зоя зубрит азбуку.

Завхоз позвонил в магазин.

Зоя загадывает загадки.

Козы затоптали розы.

Зоина золовка музыкант.

Поезда везут грузы.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Вокзал закрыт на замок.

Захар замерз на морозе.

Заплати за зайку и мозаику.

Зоя взяла зонт.

Зою зовут в зоопарк.

У Зои корзина с розами.

Из-за забора раздался звон.

Лиза задумалась и загрустила.

Захар забыл зонт у Лизы.

Занятия на воздухе полезны для здоровья.

Захар залез на забор.

Мы не знали названия груза.

Как зовут? - Зовут Зовуткой.

Захар забежал в закуток.

У меня зрелые арбузы.

Дед Мороз загадал загадку.

У меня заболели зубы.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Мне захотелось зайти в здание.

Коза привязана к забору.

От мороза на заре звенят берёзы.

Я опоздала на занятия.

В грозу в грязи от груза развалился кузов.

К завтраку были зразы.

Поезда идут без опоздания.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Все с базара, а Назар на базар. Все на базар, а Назар с базара.

Стихи со звуком З.

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в сад коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза...

(Начинай сначала!)

Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

И.Демьянов.

Из кузова в кузов

бросают арбузы.

В грозу, в грязи от груза

развалился кузов.

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

Не будь козой

Идёт коза... Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

Не для меня ли это?

Спешит коза - трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза -

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

П. Воронъко.

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю,

Показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю...

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать...

Ш. Галиев.

***

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов.

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

за работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

раз забыл тебя, хозяйка.

А. Стародубова.

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала –

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

В. Берестов.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я – заяц или нет?»

А. Шибаев.

Надвигается гроза,

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой.

Г. Ладонщиков.

Зайчушка

Свинья и заяц подружились.

Под солнцем в луже развалились.

От грязи заяц стал черней

Чумазой спутницы своей.

И шепчет Хрюшка зайке в ушко:

«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»

С. Пронин.

Зябнут птицы, зябнут звери,

Закрывают в норах двери.

Залезают в дупла, гнёзда…

В синем небе звезды мерзнут,

Затухая на заре.

Ох, морозно в январе!

В. Суслов.

Черемуха

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

С.Есенин.

Звук [З].

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

С.Маршак.

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная? - Зима.

Мы заходим на вокзал,

и входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

Летит оса! Гудит оса!

Оса-гроза! Оса-слеза!

А чья слеза? Моя слеза.

А. Кондратьев.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

ваза, воздух и резина,

зубы, козлик и тазы,

зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

да смотри не ошибись.

***

Зайка, заинька косой,

что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу -

я ботинки принесу.

И. Кузьмин.

Знать бы, зачем залилась спозаранку

в зарослях в зелени крошка - зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы...

В. Лунин.

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда...

Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,-

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

***

Пасутся весь день на лужайках зеленых

Коза-егоза и веселый козленок.

Коза-егоза и козленок-проказник

Бегут от меня и как будто бы дразнят.

В. Горяйнов.

Рассказы, тексты со звуком З.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Зонтик.

У Лизы есть розовый (зонтик).

Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.

Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой (зонтик).

И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).

Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.

Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.

Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.

Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

Рассказы с вопросами.

задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто...? Что...?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося - Зое.

Что делают...? Кто кому...?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины - не все.

Что... Зося? Что... Зоя?

2. Зоя назвала свою куклу Зиной.

Кто...? Что сделала...? Как...?

А Зина на неё обиделась.

Кто...?

«Не называй куклу так, как меня зовут!» - попросила она.

О чём попросила...? Кто...?

Зоя согласилась и назвала куклу Лизой.

Что сделала...? Как...?

Тогда обиделась Лиза.

Кто...тогда? Почему...?

3. Зоя заботится о своей кукле Лизе.

Кто...? Что делает...? О ком...?

Как-то у куклы Лизы заболели зубы.

У кого...? Что случилось...?

Зоя завязала Лизе зубы.

Кто...? Что сделала...? Что...? Кому...?

А потом сказала: «Нельзя, Лиза, есть много конфет».

Что сказала...?

4. Папа с Лизой сделали змея.

Кто...? Что...?

Лиза позвала знакомых детей.

Кто...? Что сделала...? Кого...?

Все вместе стали запускать змея.

Что сделали...?

Золотистый змей взвился ввысь.

Что...? Какой...? Кто...?

«Этот змей полетит к звёздам»,- сказала Лиза.

Что сказала...?

5. Завтра в школе будет день здоровья.

Что...? Когда...? Что...? Где...?

В этот день в спортивном зале будут различные соревнования.

Кто...? Что...?

В школьном дворе будет забег младших ребят.

Кого...? Кто...?

Зоя и Лиза будут завтра участвовать в этом забеге.

Когда...? Что будут делать...?

6. Зоин папа - музыкант.

Кто...? Чей папа...?

Зоя тоже любит музыку.

Кто...? Что...?

Она хочет стать музыкантом.

Кем...?

7. Слово «язык» имеет разные значения.

Что...?

Объясните, какие значения имеет слово «язык».

Какие...? Что надо...?

Проказы старухи зимы.

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы.

Зайка и коза.

У Лизы заводная коза. Заведут её - она забегает по доске. Забавная такая! Лиза сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:

Скоро мой зайка заснёт,

зайку никто не возьмёт!

Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю - Злюкой, Лизу - Задирой.

Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? - спросила мама.

Как?

Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

Слова на З.

Лиза и Зоя играют в слова. Им надо называть по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

Зайка, зонтик, ваза, - называет Зоя.

Козёл, козлёнок, коза, - не сдаётся Лиза.

Так нельзя! - заспорила Зоя. - Козёл, козленок, коза - это одно слово.

Нет, это три слова! - сказала Лиза.

А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

Что такое звёзды?

А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

Да, - сказал кузнечик.- Это больше похоже на правду. Звёзды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

(Г. Цыферов)

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.

Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

А как тебя зовут? - задают ему вопрос.

Меня зовут Волком, - говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

Попался злой Волк! - закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

Составление рассказа по теме.

1. Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

2. Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З. Расскажи о том, какие это цветы, а потом - где и как ты их будешь искать.

3. У тебя случилась беда - заболел зуб. Расскажи о том, как его тебе лечили - сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе используй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная паста, обязательно, здоровые зубы.

Подготовила учитель - логопед Мартюшева Светлана Владимировна

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 96» город Пермь

Автоматизация звука [З] в изолированном виде

Упражнение «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ» [З]

Губки улыбаются,

Зубки появляются.

Воздух носиком вдыхаем,

Задание: 1. Произносить текст, далее плавно и протяжно потянуть звук [З].

2. Подставить ладонь к губам, почувствовать воздушную струю.

Упражнение «КОМАР - ЗВЕНЕЛКА» [З]

Комар летит, его песенка звенит.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

Задание: 1. Произнести звук длительно, непрерывно.

2. Имитировать движение: «комар звенит»

Упражнение «КОМАР КУСАЕТ»

Комар не зевает, кого-то кусает.

З. З. З. З. З. З. З. З. З.

Задание: 1. Произнести звук коротко, отрывисто.

2. Указательным пальцем одной руки прикасаться к центру

ладони другой руки, имитировать движение: «комар кусает»

Упражнение «ХАРАКТЕР ЗВУКА» [З]

Внимательно читай, характер звука узнавай.

Задание: 1. Запомнить характерные признаки звука

2. Закрасить второе окошко синим карандашом.

Упражнение «КАКОЙ У ЗВУКА ХАРАКТЕР?» [З]

Внимательно читай, признак звука выбирай.

Задание: 1. Выбрать характерные признаки звука.

2. Зачеркнуть ненужные признаки.

Упражнение «ЦВЕТ И СИМВОЛ» [З]

Символ вспоминай, цвет подбирай

Задание: 1. Закрасить второе окошко в подходящий цвет.

2. Зачеркнуть ненужные символы.

Автоматизация звука [З] в прямых слогах

Упражнение «ДОРОЖКИ» [З]

По дорожке пробежали, звуки правильно назвали.

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-А-А-А-А-А-А-А-А

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-О-О-О-О-О-О-О-О

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-У-У-У-У-У-У-У-У

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-З-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э

Задание: 1. Произнести звуки длительно, непрерывно.

2. Произносить звуки и одновременно проводить указательным

пальцем по «дорожкам».

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 1» [З]

К кончику указательного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику среднего пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику безымянного пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику мизинца: ЗА — ЗА — ЗА.

Задание:

Упражнение «КОМАР И ПАЛЬЧИКИ 2 » [З]

Имитировать движение: «комар летает», далее указательным пальцем одной руки прикасаться к кончикам пальцев другой руки,

К кончику большого пальца: ЗА — ЗА — ЗА.

К кончику указательного пальца: ЗО — ЗО — ЗО.

К кончику среднего пальца: ЗУ — ЗУ — ЗУ.

К кончику безымянного пальца: ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

К кончику мизинца: ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти картинку комара, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ЗНАКОМСТВО » [З]

Соединить ладони и пальцы обеих рук. Постучать пальцами друг о друга .

Познакомились зайцы (большие пальцы): ЗА — ЗА — ЗА

Познакомились дрозды (указательные пальцы): ЗО — ЗО — ЗО.

Познакомились зубры (средние пальцы): ЗУ — ЗУ — ЗУ.

Познакомились козы (безымянные пальцы): ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ.

Познакомились стрекозы (мизинцы): ЗЭ — ЗЭ — ЗЭ.

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти подходящие картинки, наклеить в тетрадь.

Упражнение «ДОРОЖКИ НА ЛАДОШКЕ » [З]

Указательным пальцем (или концом карандаша) вести «дорожку» от кончика пальца в центр ладони.

1. Большой палец: А-А-А-А-АЗ-З-З-З-ЗА

2. Указательный палец: О-О-О-О-ОЗ-З-З-З-ЗО

3. Средний палец: У-У-У-У-УЗ-З-З-З-ЗУ

4. Безымянный палец: Ы-Ы-Ы-Ы-ЫЗ-З-З-З-ЗЫ

5. Мизинец: Э-Э-Э-Э-Э-ЭЗ-З-З-З-ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги плавно, непрерывно.

2. Обвести ладонь ребенка в тетради, раскрасить.

Упражнение «СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ» [З]

Раз, два, три - слоги повтори. ЗА (точно так же в слогах ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ ).

ЗА - ЗА - ЗЭ

ЗА - ЗА - ЗЫ

ЗА - ЗА - ЗУ

ЗА - ЗА - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗЭ

ЗА - ЗЫ - ЗЫ

ЗА - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗО - ЗО

ЗА - ЗЭ - ЗА

ЗА - ЗЫ - ЗА

ЗА - ЗУ - ЗА

ЗА - ЗО - ЗА

ЗА - ЗЭ - ЗЫ

ЗА - ЗЫ - ЗУ

ЗА - ЗУ - ЗО

ЗА - ЗО - ЗЭ

Задание: 1. Произнести слоги четко, правильно.

2. Найти и подчеркнуть слоги ______, ______ .

Упражнение «СЛОГИ В СТОЛБИКАХ» [З]

Столбик выбирай, слоги прочитай .

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗУ - УЗА - АЗО

УЗЫ - ОЗЫ - АЗЫ

ОЗЭ - АЗЭ - УЗЭ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ

ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗЛУ - ЗЛЫ - ЗЛЭ

ЗВЫ - ЗВЭ - ЗВА

АЗА - ОЗО - УЗУ

ОЗО - УЗУ - АЗА

УЗУ - АЗА - ОЗО

АЗУ - ОЗУ - УЗУ

Задание: 1. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом.

2. Найти в _____ столбике слоги «______», «______», обвести.

Автоматизация звука [З] в словах

Упражнение «ИМЕНА» [З]

Назови имена, узнай друзей или себя.

Зоя, Лиза, Наза, Эльза, Роза, Захар, Луиза, Зульфия, Назар, Елизар, Елизавета.

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно.

2. Назвать только женские / мужские имена.

3. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным.

Упражнение «ЗОВЕМ ДЕТЕЙ» [З]

Слоги покачали, имена назвали.

Зо - зо - Зо-я,

За - за - За-хар,

За - за - Ли-за,

За - за - Ро-за,

За - за - Эль-за,

За - за - На-зар

Задание:

2. Подчеркнуть имена мальчиков синим карандашом, а имена девочек - красным

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

.

За - за - зал,

За - за - за-мок,

За - за - за-яц,

За - за - ко-за,

За - за - ло-за,

За - за - гла-за,

За - за - гро-за,

За - за - тор-мо-за,

За - за - би-рю-за,

За - за - стре-ко-за.,

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зо - зо - зов,

Зо - зо - зонт,

Зо - зо - Зо-я,

Зо - зо - зон-тик,

Зо - зо - зорь-ка,

Зо - зо - би-зон,

Зо - зо - га-зон

Зо - зо - се-зон,

Зо - зо - зо-ло-то,

Зо - зо - зо-рень-ка.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «КАЧЕЛИ» [З]

Слоги покачали и слова назвали .

Зу - зу - зуб,

Зу - зу - зубр,

Зу - зу - зу-бы,

Зу - зу - зуб-ры,

Зы - зы - зыбь,

Зы - зы - зыб-ка,

Зы - зы - та-зы,

Зы - зы - я-зык.

Задание: 1. Произнести слоги и слова плавно, нараспев.

2. Найти в___ столбике слова: «________», «________», подчеркнуть.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

ЗА- ЗО- ЗУ- ЗЫ-

зал, зов, зуб, зыбь,

заяц, зонт, зубр, зыбка,

замок, Зоя, зубы,

Задание:

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- ЗО- -ЗВ- -ЗН-

завод, зона, звук, зной,

забор, зорька, звон, знак,

закон, золото, звонок, знамя

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

2. Подчеркнуть букву «З» синим карандашом (в ___столбике).

3. Найти слова «__________», «__________», обвести.

Упражнение «СТОЛБИКИ» [З]

Столбики читай - слова запоминай

ЗА- -ЗА -ЗУ- -ЗЫ,

заноза, коза, азу, розы,

заколка, глаза, везут арбузы,

занавеска, гроза, мазут морозы

Задание: 1. Произнести слова четко, правильно (в ___столбике).

Материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста по ЗКР — звуковой культуре речи: скороговорки, стихи, чистоговорки, загадки, поговорки, игры со звуками З и ЗЬ.

ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь.

Чем отличается артикуляция звуков З и С?

Звук З (в мягком варианте ЗЬ) относится к группе свистящих звуков вместе со звуками С, СЬ и Ц. Звук З произносится также как звук С, но с участием голоса. Поэтому при его произнесении гортань вибрирует. Вибрацию гортани при произнесении звука З можно ощущать рукой, если положить ее себе на шею. Попробуйте сначала потянуть звук ссссс, а затем звук з — зззззз, держа руку у себя на шее. Вы почувствуете, как при звуке з голосовые связки стали вибрировать.

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц ), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2. Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З , то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.

Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию. Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом. И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку.Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой. Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Игры и упражнения по звуковой культуре речи (ЗКР) со звуками З и ЗЬ

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Покажите две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково мягко зьзьзьзьзь.

Взрослый говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.

Звук З в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги.

Примеры слогов: за, зо, зу, зы, зэ, зя, зё, зю, зе, зи, аза, азо, озо, ози, озе и др. Можно давать в игре цепочки слогов. Например, за-зо-зу. Или аза-оза-озу.

Задача эха – повторить слоги или цепочку слогов без ошибок и правильно произнося звук З или ЗЬ.

Слова со звуками З и ЗЬ для игр и занятий по ЗКР с детьми.

Звук З в начале слова: забор, замок, завод, зайка, заводь, зубы, запятая, завиток, занавес, зонт, здание, заколка, зубастый, запонки, звезда.

Звук З в середине слова: коза, роза, водолазы, мимоза, вокзал, слезы, гильза, глаза, ваза, тазы, мозаика, незабудка, сазан, газон, кузов, кузовок, изба, азбука, гнездо, узлы, Незнайка. береза.

Звук ЗЬ в начале слова: зеркало, зима, гвоздика, звезда, зелень, зеленый, земля, земляника, звено, змея, тазик, козел, зебра, зефир.

Звук ЗЬ в середине слова: корзина, обезьяна, козел, кузина, резина, бузина, мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, газета, лезвие, магазин, озеро, корзина, гвоздика, узел.

Звук З в конце слова не встречается, т.к. он произносится в конце слова глухо как звук С.

Игры со словами со звуком З.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

  • Один зонт – много зонтов.
  • Один зайка – много заек.
  • Один завод – много …? Заводов.
  • Одна мозаика – много — …? Мозаек…

«Парные картинки»

Подготовьте пары картинок, в названии которых есть звук З (или Зь). К каждой картинке должна быть пара.

Вариант 1. Для игры с 1-2 детьми. ЛОТО «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?»

1.Положите все картинки стопкой (рисунками вниз). Раздайте каждому игроку по 4 картинки из стопки.

2. Все игроки по очереди берут картинку из стопки и ее называют: «Я взял зайку». Или «У меня звонок». Если взятая из стопки картинка является парой к имеющейся картинке, то накрываем ей нашу картинку. Задача – как можно быстрее закрыть все картинки.

Вариант 2. Для игры с группой детей.

  1. Разделите все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положите стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздайте детям.
  2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.
  3. Игра продолжается до тех пор, пока все пары картинок не будут найдены.
  4. Побеждает в игре тот, кто быстрее всех остался без картинок. Это игра «на удачу», и победа в ней не зависит от усилий ребенок. Она учит детей не только выигрывать, но и проигрывать и правильно относиться к случайной неудаче.

В игре взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звук З.

Чистоговорки со звуками З и ЗЬ

Зы-зы-зы, давно не было грозы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зу-зу-зу, ручеек течет внизу.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, кубики везу.

Зи-зи-зи, к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …. Козой!

Фразы-скороговорки со звуками З и ЗЬ.

  • У маленькой Зины бузина в корзине.
  • В вазе у Зины мимозы и гвоздики.
  • К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.
  • Позади завода заводь.
  • Зоя и Зина – кузины.
  • Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
  • Звездолет взлетел к звездам.
  • Зинин звонок звенит звонко.
  • На вокзале – поезда.
  • У Зои коза под замком.
  • Зина в лес пошла, землянику нашла.
  • Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
  • Трезор и Тузик залаяли на Забияку.
  • Резинового зайку забыла разиня-хозяйка.
  • У Зины – корзина. В корзине – грузди.
  • Не спи, Мазай! Зайцев спасай!
  • Звёздный змей зазвенел.
  • У Зины бузина в корзине.
  • Ехал в Казань, а заехал в Рязань.
  • Зимой поле белое промёрзло-леденелое.
  • Видит волк грозу – забыл и козу.
  • У Зои заболели зубы.
  • У Зины зимой зябнет нос.
  • Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

Пословицы и поговорки со звуком З.

Почему так говорят? О чем так можно сказать?

  • Мал золотник, да дорог.
  • Зима не без морозов.
  • Одной рукой узла не развязать.

Загадки со звуком З.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик)
  • Зубы имеет, а зубной боли не знает. (Грабли)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)
  • В избе – изба, на избе – труба. Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печка)

Стихи со звуком З и ЗЬ.

При использовании стихов можно дать детям задание:

  • Запомнить слова из стихотворения со звуком З и назвать их после прочтения стихотворения.
  • Составить свои предложения с этими словами.
  • Произнести одну и ту же фразу из стихотворения с разной интонацией: удивленно, восхищенно, радостно, огорченно, смущенно и т.д.
  • Угадать интонацию и настроение, с которой была прочитана строчка из стихотворения.
  • Прочитать две-четыре строчки из стихотворения с разной скоростью (медленно как черепаха Тортилла, в среднем темпе как Буратино, в быстром темпе как Торопыжка).
  • Прочитать строчки из стихотворения с разной громкостью – игра «Радио». Вы «регулируете» громкость то громче, то тише (как будто Вы поворачиваете регулятор громкости на радиоприемнике). Дети быстро реагируют и меняют громкость своего голоса.

Резиновая Зина.
Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине привезли,

Она была разиня,
Резиновая Зина
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину
И пальцем пригрозим:
«Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин! (А. Барто)

Зеленая песенка.
В зеленом,зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где-то звучит –
Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне. (А Стройло)

Зимний звон.
Зимний звон, зимний звон
На заре со всех сторон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы (В. Суслов).

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. (К. Чуковский)

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Лесок проезжала,
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла. (В.Викторов)

Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея!

Зажглась зеленая звезда –
Запустим звездолет туда!

Заяц-портной.
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет Ваш заказ готов
До январских холодов.
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел, пришел медведь,
А штаны нельзя надеть!

Берёзы.
Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.
Не ходите, козы,
В молодой наш лес!
Вырастут берёзы,
Будут до небес!

К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.

Здравствуй, праздник новогодний!
Праздник елки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы!

Потешки, считалки со звуками З и ЗЬ.

Идет козел мохнатый,
Идет козел бородатый,
Рогами помахивает,
Бородой потряхивает,
Идет, блеет,
Коз, козлят зовет.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!

Считалка со звуком З.

За морями,
За горами,
За дремучими лесами
На пригорке – теремок.
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

Рассказы и сказки со звуком З для занятий по ЗКР с детьми дошкольного возраста.

Зайчики (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:
— Я с усами, и Вы уже с усами! Так вот, значит, добивайте себе пропитание сами.
С тех пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу: ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добывать себе пропитание сами.

Мальчик и козы.

Жил-был мальчик, и было у него три козы. Днем козы скакали и прыгали по скалам, а к ночи мальчик загонял их домой.
Раз вечером мальчик стал загонять их домой, а козы убежали на капустное поле, и никак их оттуда не выгнать.
Мальчик сел на пригорке и заплакал. Шёл мимо заяц.
— Чего плачешь? – спросил заяц мальчика.
— Плачу потому, что не могу выгнать коз с поля, — ответил мальчик.
— Я их выгоню, — сказал заяц.
Стал заяц выгонять, а козы не идут.
Сел заяц и тоже заплакал. Шла мимо лиса.
— Чего плачешь? – спросила зайца лиса.
— Плачу потому¸ что мальчик плачет, — говорит заяц, — А мальчик плачет потому, что не может с поля коз выгнать.
— Успокойся, я их выгоню, — сказала лиса.
Стала она выгонять, а козы не идут.
Села тут лиса и тоже заплакала.
И так волк гнал, тоже не выгнал.
Летела тут пчелка.
Видит, что все они сидят и плачут, и говорит:
— Я их выгоню.
Тут все звери и мальчик перестали плакать и стали смеяться над пчелкой. Как она выгонит коз, когда они все не могли справиться!
Но пчелка полетела на капустное поле, села на козу, зажжужжала.
— Жжжжжж! Жжжжжж! Жжжжж!
Как пустятся козы бежать! И убежали с поля домой.

«Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавног прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.
Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела».

Задайте ребенку вопросы по содержанию рассказа. Попросите найти в рассказе слова со звуком З и составить с ними свои предложения.

«Зоя, Лиза и Аза – подруги. Собрались подруги у Зои. Вместе играют Зоя, Лиза и Аза. Куклу Музу укладывают спать. С забавным зайкой идут гулять. Позвала мама Лизу домой. Позвали и Азу. Осталась Зоя одна. Заболели у Зои зубы. Завязала Зоя зубы и сидит. Узнала об этом Лиза. Принесла Зои мозаику. Узнала и Аза. Принесла Зое незабудки. Поставила Зоя незабудки в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть в мозаику. Красивый сделали узор из мозаики! Потом загадывали загадки:

Как взялась она за дело,
Запилила и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Узловат Кузьма,
Развязать нельзя. (Цепь)

Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)

Долго забавлялись подруги. Забыла Зоя о больных зубах».

Задайте вопросы ребенку по содержанию рассказа. Следите за тем, чтобы в ответах он правильно произносил звук З.

Подвижная игра для закрепления правильного произношения звука З «Узнай по голосу».

Эта игра развивает слуховое внимание детей. На земле чертится круг. Дети бегают по игровой площадке. По сигналу взрослого «Раз, два, три – в круг беги!» они собираются в круг.

Выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он поворачивается спиной к детям.

Все дети говорят:

«Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!»

Взрослый показывает жестом одного из детей, который говорит: «Я тебя зову!». Ребенок-водящий угадывает, кто его позвал: «Меня позвал Вова? Меня позвала Катя?»

Если ребенок угадал, кто его позвал, то он меняется местами с этим ребенком. И другой ребенок становится водящим.

Если ребенок не угадал, кто его позвал, то он отгадывает еще раз в следующей игре.

Видео для занятий по ЗКР — образование названий действий от названий предметов. Закрепление правильного произношения звука З.

Словесный материал из видео:

  • застёжку — застёгивают,
  • заколку — что делают? — закалывают,
  • замазкой — что делают? — замазывают,
  • на занятии что делают? — занимаются,
  • задания — что делают? — задают
  • загородкой — что делают? — загораживают,
  • задвижку — что делают? — задвигают,
  • запеканку — что делают? — запекают,
  • заварку — что делают? — заваривают,
  • запасами — что делают? — запасаются
  • записи — что делают? — записывают

Полезные советы: 1. Это видео нужно смотреть без звука! (присутствие в нем звука только отвлекает детей и совершенно бессмысленно!) Отключите громкость звука в видеоролике и давайте задания ребенку, показывая ему картинки. 2. Обязательно ставьте видео на паузы, дожидаясь ответа ребенка! И только после его ответа и обсуждения идите дальше! 3. Можно это же речевое упражнение делать и без видео:).

Во всех играх и заданиях нужно внимательно следить за тем, чтобы дети правильно говорили звуки З и ЗЬ. В случае ошибок напомните ребятам, что они уже научились правильно говорить этот звук и попросите исправить ошибки.

Другие материалы по играм, упражнениям и занятиям с детьми по ЗКР — звуковой культуре речи — Вы можете найти в статьях сайта:

Много интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в рубриках:

До новых встреч на «Родной тропинке»! Буду рада видеть Ваши вопросы и мнения по содержанию статьи в конце этого поста:)! Спасибо за интерес к проблемам развития речи детей:)!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема : Автоматизация .

Цели : Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях .

Задачи : 1. Коррекционно-обучающие :

Закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях ;

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза .

3. Коррекционно-воспитательные :

Вызвать интерес к занятиям ;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование : игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятия к нам придёт гость , угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай покажем Зайчику, что умеет делать наш язычок :

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З . Характеристика звука .

Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе :

З-З-З-З-З….

В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З ? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? -- Значит какой звук З ?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза .

Вот и Зайчику звук З нравится , потому что с этого звука начинается его имя . А теперь давай определим место звука в других словах :

Зоя, звук , базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах .

Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З . Повторяй за мной :

Зал – замок - завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

-А сейчас немного поиграем : я буду называть один предмет , а ты отвечаешь как будет много предметов :

Ваза-- вазы

Замок-- …

Загадка-- …

-И наоборот : Зубы-зуб

Гнезда-- …

Заколки-- …

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом» .

Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З . (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях .

Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки :

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие .

Какой звук он помогал произносить?

Какой это звук ?

Ты сегодня была молодец!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Автоматизация звука «З» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

1.За, зы, зо, зу, зэ.

За-зы, зы-за, за-зы-за, зы-за-зы, за-зы-за-зы, зы-за-зы-за.

За-зо-зу-зы, зо-зу-за-зы, зу-за-зы-зо, зу-за-зы-зо, зы-зу-зо-за, за-зы-зо-зу.

2.Зва-зво-зву-звы, зва-збу-збы-зны-зну, зна-зно-зны-зну, зда-здо-зду-зды.

Узма-ызма-азма азма-язма-озма

Озма-ёзма-юзма ёзма-ызма-изма

Изма-езма-язма язма-ёзма-езма

3.Зал, заяц, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать.

Зоб, зов, Зоя, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт.

4.Зубы, везу, козу, внизу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный.

Язык, возы, тазы, пузырь.

5.База, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза.

Вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило.

6.Вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

7.Звать, знать, значок, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взрослый.

Звено, звезда, зверёк, звякать, здесь, злить, змея, зреть, зря.

8.Казна, глазной, назвать, размах, размер, разрыв, разбери, опоздать, борозда, допоздна, узда, узлы, узнать, изба, избушка, избрать, белизна, крутизна, езда, поезда, резной, гнездо, безлюдный, безрогий.

9.Разный, азбука, гораздо, поздно, ноздри, воздух, возраст, грозный, обозный, морозный, грузный, брызги, язва, грязный, гнёзда, слёзный, издали, издавна, избран, резвый, бездна, исчезли, железный, полезный.

10.Здание, езда, гнездо, воздух, дрозды, знак, знать, узнать, глазной, полезный, морозный, звать, звон, звонкий, звонко, звук, резвый.

11.Закончить слово

слогом «ЗА»:

Ва_, ко_, ро_, гла_, берё_, гро_.

слогом «ЗУ»:

Ко_ , Ли_, берё_, вни_, гро_.

12.Изменить слова по образцу: ваза – вазы.

Коза, роза, ваза, Лиза, блуза, гроза, заноза, берёза.

13.Изменить слова по образцу:

поют – запоют

Поют, едут, бегут, пьют, пели, ехали, пили, несли.

звать – зазвать

Звонить, звенеть, звучать, звать.

звать – позвать

Звонить, звать, звучать, звенеть.

14.Изменить слова по образцу: ^ Мороз. Значит день (какой?) – морозный.

Мороз. Воздух (какой?)…

Звон. Песня (какая?) …

Звезда. Небо (какое?) …

15.Отработать произнесение словосочетаний.

Знакомая тётя. Морозный воздух. Звонкий голос. Звёздное небо. Закрытый зал. Забытый запах. Золотая заколка. Загадка про зайца. Закончить занятие. Зарядка перед завтраком. Золото для Золушки. Звонкий звук. Знакомое здание. Звонить знакомым. Знаменитый знахарь. Озорная Лиза. Вязаная блуза. Музыкальные призы. Опоздание поезда. Разные развлечения.

16.У Зои зонт. Зоя разбила вазу. Зазвонил звонок. Звонко заблеяла коза. Зоя купила рыбу зубатку. В вазе завяли незабудки. У Зои заболели зубы.

Захар забыл зонт. Звонок звенит звонко. У Лизы заболели глаза. У Зои заболели зубы. Дети поливают на газоне незабудки.

17.Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. Зоя заболела. Ударили морозы. На заводе загудел гудок. Зотов повёл Трезора в дозор. Зайцы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. В школе зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе стоит коза, хмурит серые глаза.

18.Мой брат – кузнец. Грибы полезны. В гнёздах дрозды. Я поздно узнал об этом. В избушке разбили окно. В поезде везут заказные письма. На возах везут арбузы. В роще гнёзда птиц. Зоя мыла грязную посуду и набрызгала на пол. Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда. Сегодня вдруг исчезло лето, бело, безжизненно кругом. Назвался груздем – полезай в кузов.

19.Закончить предложение.

Завязать …. Застегнуть …. Заплести …. Зашнуровать ….

Бант надо …. Пуговицу надо … . Косу надо …. Ботинки надо ….

Тексты для пересказа

^ 20.КАК НАЗВАТЬ ЗАЙЦА.

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать Тигром. Узнали козлята, как зайку зовут, и не захотели с ним играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его Волком. Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

А как тебя зовут? – задают ему вопрос.

Меня зовут Волком, - говорит заинька.

Телята стали бодать заиньку.

Попался злой Волк! – закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайцем. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайцем, и приняли в игру. И заиньке, и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

^ 21.ПОЕЗД НЕ ОПАЗДЫВАЕТ.

Ваня был на вокзале. Он ждал приезда мамы и Лизы. Мама ездила лечить Лизу. Лиза была больна. Они ехали в поезде. Ване казалось, что они опаздывают. У разных людей Ваня узнавал: не замело ли поезд. Но вот объявили о прибытии поезда. Из зала на перрон выходили люди. Вот издали загудел поезд. Затем он показался из-за поворота. Поезд подходил к вокзалу. Заскрипели тормоза. Ваня побежал к поезду. А вот и мама. Около неё Лиза. Они рады.

22.Выучить стихотворения.

Где мой зайка? Где мой зайка?

Ты поди-ка да узнай-ка.

Видно, зайка мой зазнайка.

Но забыть не смог хозяйку.

Зайка не спит – Зою зовёт,

Зайке коза спать не дает.

Возьмите козу, замкните козу

И заинька мой заснет в тазу.

23.Отработать произнесение чистоговорок.

За-за-за - у Зои коза,

Зо-зо-зо - у Зои зонт,

Зу-зу-зу - Зоя под зонтом пасет козу.

Зы-зы-зы - у Зои нет ни зонта, ни козы.

За-за-за - Зоин зайка - егоза,

Зо-зо-зо - зовут зайку егозой,

Зу-зу-зу - Зоя любит егозу,

Зы-зы-зы - нет забот у егозы.

Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки.