Биография братьев райт. Братья Райт: Уилбер и Орвилл


Если Вы мечтаете начать собственное дело, справиться с трудной задачей или в буквальном смысле научиться летать, история братьев Райт станет для Вас идеальным источником вдохновения. Ведь они были пионерами авиации, создавшими первый в мире самолёт.

Но за историей успеха часто стоят скрытые от широкой публики трагедии, борьба и неудачи. Вы узнаете обо всех малоизвестных фактах из жизни братьев Райт, а также поймёте, почему они стали кумирами для последующих поколений изобретателей во всём мире.

В следующих инсайтах Вы узнаете:

  • почему первый официальный отчёт о моторизированном полёте был опубликован в журнале по пчеловодству;
  • почему иногда не вредно пропускать школу;
  • почему отказываться от роскоши полезно.

Инсайт 1. С детства братья Райт росли как одна команда. Этому способствовало семейное воспитание и личные качества братьев.

Многие знают о том, что братья Райт сконструировали и построили первый в мире самолёт. Но история этого изобретения всегда оставалась малоизвестной.

Уилбур Райт, старший из двух братьев, родился 16 апреля 1867 года. Через четыре года, 19 августа 1871 года, на свет появился Орвилл.

Эти двое были неразлучны, как близнецы. Они вместе жили, вместе ели, вместе трудились, держали деньги на одном банковском счёте. Даже почерк у них был похожим.

Но при всём сходстве образа жизни братья обладали разными характерами. Уилбур был более серьёзным, тяготел к учёбе. Сильный характер сделал его лидером в этой паре. Орвилл, напротив, был более мягким, чувствительным, тяжело переживал критику и неудачи. Однако он был жизнерадостным и имел практичный ум.

Кроме Уилбура и Орвилла, в семье было трое детей: младшая Кэтрин и двое старших - Рейчлин и Лорин. Старшие рано создали свои собственные семьи и покинули родной дом.

Братья выросли в Дейтоне, штат Огайо. В то время Дейтон был пятым по величине городом штата.

Их мать, Сьюзан Кернер Райт, умерла от туберкулеза, когда мальчикам было около двадцати лет.

Их отец, епископ Милтон Райт, воспитывал детей в скромности, прививал любовь к чтению и труду. В доме всегда было много книг. Епископ Райт поощрял образование своих детей, но позволял прогуливать школу, если мальчики хотели остаться дома и почитать.

Ещё в старших классах Орвилл заинтересовался бизнесом и открыл типографию. В течение нескольких лет он издавал газету. Позже они с Уилбуром откроют фирму по продаже и ремонту велосипедов. Всю прибыль от этого бизнеса они будут вкладывать в свои изобретения.

Уилбур был очарован полётами, о которых он много читал в книгах своего отца. Уилбур увлекался работами немецкого изобретателя Отто Лилиенталя, который создал первый в мире планёр. Затем его внимание привлёк механизм полёта птиц. Позже Уилбур прочитал о французском поэте и землевладельце Луи-Пьере Муйаре, который также был одержим любовью к полётам.

Так зарождалась мечта братьев Райт.

«Если бы я давал совет молодому человеку о том, как ему добиться успеха в жизни, я сказал бы ему: найди хороших отца и мать и начни жизнь в Огайо». Уилбур Райт

Инсайт 2. Не испугавшись неудачи, Уилбур и Орвилл приступили к строительству своего первого планёра.

О полётах в начале двадцатого века мечтали не только братья Райт. Многие безуспешно пробовали создавать летательные аппараты. Самым известным неудачником был Чарльз Дайер, который построил в 1870-ых годах самолёт в форме утки. Пресса всегда с большим удовольствием освещала подобные неудачи.

Но ни боязнь поражения, ни критика журналистов не могли остановить Уилбера и Орвилла. Они взялись за создание летательного аппарата.

До братьев Райт изобретатели считали, что самое главное в полёте - подняться в воздух.

Усилия всех конструкторов были сосредоточены на создании мощного двигателя. Братья Райт первыми поняли, что это ошибка. Для полёта важно не столько взлететь, сколько научиться держаться в воздухе, сохраняя равновесие. Пилоту достаточно было одного незначительного движения в воздушном пространстве, чтобы потерять баланс.

Уилбур часами наблюдал, как птицы парят в небе. Одно крыло всегда было опущено, а другое приподнято, в зависимости от направления ветра. Самолёт - та же птица. Чтобы он держался в воздухе, пилоту нужно управлять им, адаптируя к изменениям воздушных потоков.

Уилбур понял, как воплотить эту идею на практике. Он догадался, что крылья планёра должны иметь возможность выгибаться или скручиваться, чтобы опускаться или подниматься в воздухе, как крылья птиц. Это даст возможность самолёту балансировать и удерживаться в воздухе.

В 1899 году братья Райт приступили к конструированию своего первого планёра.

Испытания решили проводить в Северной Каролине, на знаменитых полях Китти Хок, подальше от людских глаз.

Эта местность идеально подходила для испытаний. Сильные ветры помогали планёру взлететь, а песчаные дюны гарантировали мягкую посадку.

Первые испытательные полёты состоялись в сентябре 1900 года. Биплан весил чуть более 22 килограммов, у него было два крыла, расположенных один над другим. Летательный аппарат был оснащён рычагом для крутки крыльев и подвижным передним рулём.

Пилот должен был лежать на животе в центре нижнего крыла, головой вперёд. Братья с самого начала договорились, что никогда не будут летать вместе. На случай, если кто-то из двоих погибнет, другой останется и сможет продолжить работу.

Уже первые попытки показали, что братья стоят на правильном пути. Планёр преодолел расстояние в сотню метров со скоростью приземления 48 км/ч.

«Самолёт - как лошадь. Если он новый, то Вам придётся привыкнуть к нему, прежде чем он будет делать то, что Вы от него хотите. Вы должны изучить его особенности». Уилбур Райт

Инсайт 3. От планирования в воздухе братья Райт переходят к моторизированным полётам.

Первые успехи вдохновили братьев Райт на продолжение работы.

Орвилл и Уилбур построили лабораторию над своим магазином велосипедов. Они установили двухметровую аэродинамическую трубу, собранную из деревянной коробки, с отверстием на одном конце и вентилятором на другом. Здесь они экспериментировали с крыльями различной формы и кривизны.


Аэродинамическая труба

Через несколько лет братья создали новую, улучшенную модель планёра и в августе 1902 года провели тестовые прогоны в Китти Хок.

Результаты были блестящими. В течение двух месяцев они выполнили почти 2 тысячи полётов. Однажды им даже удалось преодолеть расстояние в 180 метров.

Стало очевидно, что планёр братьев Райт умеет парить в воздухе. Оставалось только добавить двигатель.

Но найти того, кто бы его сконструировал, братьям никак не удавалось. Пока они не обратились за помощью к своему другу. Механик Чарли Тейлор выполнил заказ. Он создал мотор мощностью 12 лошадиных сил и весом почти 70 килограммов. Пропеллеры для планёра братья сделали сами.

Новый самолёт назывался «Флайер», и у него было два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях, чтобы уравновешивать действие друг друга.

Чтобы решить, кто первый совершит полёт, братья подбросили монету. Выиграл Уилбур. Но во время взлёта он так сильно потянул руль, что самолёт, едва взлетев, рухнул, и пришлось его ремонтировать.

Через несколько дней, 17 декабря 1903 года, в 10:35 утра, на глазах у местных жителей «Флайер» снова взлетел. На сей раз управлял Орвилл. За 12 секунд он преодолел расстояние в 36,5 метров. Так началась новая эра моторизированных полётов.

Но братья Райт не собирались почивать на лаврах. Впереди было много работы.

«Человек, который работает ради ближайшего настоящего и немедленных наград, - просто дурак». Уилбур Райт

Инсайт 4. Скептицизм со стороны прессы и военных не остановил братьев Райт.

Чтобы экономить время и затраты на транспортировку своих самолётов, братья Райт начали искать новое место для испытательных полётов. Теперь все эксперименты они проводили на коровьем пастбище под названием Хаффман-Прейри в их родном штате Огайо.

Условия для полётов на этом поле не были идеальными: рельеф был холмистым, а ветер дул слишком слабо по сравнению с Китти Хок. Братьям пришлось построить катапульту, которая помогала при взлёте. На верхней точке башни крепился трос с гирями, пропущенный через блок. Далее он тянулся к стартовой зоне, где его крепили на носу «Флайера», установленного на рельсах. Пилот отпускал трос, гири падали, самолёт начинал двигаться к краю и затем взмывал в воздух на высокой скорости. Пока ещё мощности двигателя не хватало, чтобы осуществить взлёт с земли.

Братья день за днём испытывали своё изобретение. Потребовалось несколько месяцев упорных тренировок, чтобы добиться успеха: братьям Райт впервые в истории удалось развернуть самолёт в воздухе.

Самое удивительное, что теперь, когда моторизированный полёт удавался, пресса как будто потеряла всякий интерес к этой теме.

Позже Джеймс Кокс, издатель Dayton News, признался, что он и его сотрудники считали сообщения о полётах братьев Райт вымыслом, поэтому никогда не следили за ними.

Причиной такого скептицизма стала неудача профессора Лэнгли из Смитсоновского института. В декабре 1903 года его попытка подняться в воздух на своём моторизированном самолёте потерпела крах.

Для проектирования самолёта Лэнгли получил от государства 50 тысяч долларов. Провал вызвал град насмешек от прессы.

Первым человеком, который официально зафиксировал достижения братьев Райт, стал Амос Рут, пчеловод и любитель всякого рода техники. Именно он в 1905 году впервые опубликовал результаты экспериментов братьев Райт в собственном журнале по пчеловодству.

Невзирая на отсутствие внимания прессы, братья начали подумывать о коммерческой деятельности.

В 1903 году они получили патент. Из чувства патриотизма братья попытались продать своё изобретение военным. Они дважды делали предложение армии, но реакции не последовало. Вероятно, неудача Лэнгли также заставила военных скептически отнестись к идее моторизированных полётов.

Тогда Уилбур и Орвилл обратились к представителям вооружённых сил Франции и Британии. В 1905 году они подписали контракт с командой французских бизнесменов.

Братья Райт получили 200 тысяч долларов, которые они тут же вложили в создание нового летательного аппарата «Флайер III». Одним из условий договора стала публичная демонстрация изобретения. Братья Райт должны были пролететь на «Флайере» на глазах у сотен зрителей, чтобы весь мир наконец поверил в реальность полётов.

«Наши желания не должны ограничиваться только овладением искусством полёта, подобно птицам. Наш долг - не успокаиваться до тех пор, пока мы не решим проблему полёта полностью с научной точки зрения». Отто Лилиенталь, немецкий изобретатель.

Инсайт 5. Коммерческие интересы привели братьев в Нью-Йорк, а затем в Европу.

В 1907 году братья получили патент на новый самолёт. Со всех сторон посыпались деловые предложения.

Немецкие бизнесмены предлагали 500 тысяч долларов за 50 «Флайеров», параллельно шли переговоры с французской стороной.

Для консультаций по вопросам бизнеса братья обратились к нью-йоркской фирме «Флинт энд Компани», которая стала их торговым представителем в Европе. С каждой сделки компания получала 20 процентов прибыли. Но на американском рынке братья Райт действовали самостоятельно.

Коммерческие дела в Европе шли не очень хорошо. Никто не спешил делать заказы на самолёты Райтов. Поэтому Харт Берг, представитель «Флинт энд Компани», попросил, чтобы хотя бы один из братьев приехал и лично поговорил с покупателями. 18 мая 1907 года Уилбур Райт сел на корабль, отплывающий в Европу.

«Кампания» была первоклассным кораблём. На протяжении всего путешествия Уилбур был окружён роскошью. В Лондоне его встретил Харт Берг. Прежде всего он отправил Уилбура в магазин модной одежды и настоял на покупке дорогого костюма. В Париже Берг поселил Уилбура в самом фешенебельном отеле Европы «Лё Мёрис», с садом на крыше и панорамным видом на город.

Однако Уилбур больше интересовался европейским искусством и архитектурой. В письмах домой он выражал своё восхищение европейской культурой. Уилбур писал, что он разочарован «Моной Лизой» да Винчи и предпочитает ей менее известную картину художника - «Иоанн Креститель».

Между тем переговоры о продаже летательных аппаратов в Европе зашли в тупик. В конце июля 1907 года к Уилбуру присоединились Орвилл и механик Чарли Тейлор.

Новейшая модель самолёта «Флайер III» была упакована и выслана в Европу следом за ними.

Но, к сожалению, организовать демонстрационный полёт братьям не удалось. В ноябре 1907 года они вернулись в США, а «Флайер» всё ещё оставался на французской таможне в Гавре.

Инсайт 6. Первые публичные полёты принесли братьям Райт грандиозный успех.

В начале 1908 года пришли хорошие новости: военное ведомство США готово купить «Флайер» за 25 тысяч долларов. Единственное условие заключалось в том, что самолёт должен был пройти различные тесты.

Кроме того, летом 1908 года братья планировали провести публичный полёт во Франции. Они протестировали в Китти Хок обновлённый «Флайер», в котором пилот сидел за рычагом управления, а не лежал. Кроме того, в машине появилось место для пассажира.

8 июня 1908 года Уилбур снова поехал во Францию. На таможне в Гавре он выяснил, что «Флайер» был серьёзно повреждён.

Уилбуру пришлось полностью отремонтировать, а по существу заново построить «Флайер» в одиночку.

8 августа, два месяца спустя, ремонт был закончен, и Уилбур поднялся в небо на глазах почтенной публики на ипподроме в Ле-Мане. Он пролетел 3,2 километра на высоте 10 метров от земли, совершил два поворота и успешно приземлился.

Это был грандиозный успех!

Все, кто не верил в изобретение братьев Райт, были ошеломлены. За 24 часа новость облетела весь свет. Газеты Парижа, Лондона и Чикаго писали об удивительных полётах братьев Райт.

Уилбур продолжил свои демонстрационные полёты. Толпы желающих своими глазами увидеть летательный аппарат росли день ото дня. Весь мир с замиранием сердца следил за тем, что происходило в Париже.

Орвилл вернулся в США с твёрдым намерением поставить столь же удивительное шоу в Форт-Майере, штат Вирджиния.

3 сентября 1908 года он совершил несколько полётов специально для военных чиновников. С каждый разом он демонстрировал всё больше и больше возможностей самолёта. Орвилл превратился в настоящую звезду авиации. Через пару недель он установил семь мировых рекордов, в том числе по высоте, скорости и продолжительности полёта.

Но впереди братьев Райт ждали серьёзные испытания.

«Наибольшую отдачу приносит поиск новых знаний, а не стремление к власти». Братья Райт

Инсайт 7. Страшная авария чуть было не стоила Орвиллу жизни. Но это не остановило братьев.

Благодаря своим смелым полётам и поставленным мировым рекордам, Орвилл затмил своего брата Уилбура. А потом случилась катастрофа.


17 сентября 1908 года Орвилл проводил свой очередной полёт в Форт-Майере. Последние дни он всё чаще брал с собой пассажиров. На этот раз с ним был молодой, но очень талантливый офицер - лейтенант Томас Селфридж. Неожиданно во время полёта одна из лопастей винта треснула и отвалилась. Самолёт потерял управление и рухнул на землю с высоты 38 метров.

Лейтенант Селфридж погиб. Сам Орвилл серьёзно пострадал: у него была сломана нога и четыре ребра.

Днём и ночью сестра Кэтрин сидела у постели Орвилла. Благодаря её самоотверженной помощи, он вскоре выздоровел. Правда, некоторое время ему пришлось ходить с помощью трости. Но эта неудача не помешала братьям продолжать свою работу.

Пока Орвилл восстанавливался после болезни, Уилбур не садился за руль «Флайера». И только после выздоровления брата их демонстрационные полёты возобновились. О братьях Райт и их изобретении снова заговорили. Только за полгода полёты Уилбура в Ле-Мане увидели 200 тысяч человек!

Французские бизнесмены обратились к Орвиллу с предложением подготовить трёх авиаторов. Это принесло братьям 35 тысяч долларов.

Во Франции братья получили много наград, в том числе орден Почётного легиона. Уилбур, в свою очередь, выиграл Кубок «Мишлен» среди авиаторов, установив новый рекорд дальности полёта - 124 километра.

Вскоре выяснилось, что братья Райт имеют своих почитателей среди королевских особ. Во Франции была организована их встреча с королём Испании Альфонсо XIII и королём Англии Эдуардом VII.

История успеха братьев Райт началась в Европе, но главное признание ждало их на родине, в США.

«Мы учимся на своих несчастьях, а невзгоды делают наши сердца добрее». Милтон Райт, отец Уилбура и Орвилла

Инсайт 8. Даже став героями Америки, братья Райт не перестали работать.

13 мая 1909 года Орвилл и Уилбур вернулись в США с рядом престижных наград и с двумя сотнями тысяч долларов в кармане. Но они даже не представляли, какая слава ждёт их впереди.

В Нью-Йорке их встречали как героев. Толпы фанатов и журналистов следовали за ними до самого Дэйтона, где готовились главные торжества.

Дома их приветствовали 10 тысяч человек. В честь братьев Райт город организовал двухдневный праздник и грандиозный парад.

Устроители торжества мечтали отразить в праздничных мероприятиях всю историю Соединённых Штатов и Дейтона. Для этого подготовили 15 платформ и 560 актёров, переодетых в костюмы известных исторических персонажей. Маршем они прошли через Дейтон. С ними вместе под национальный гимн двигались торжественные колонны из двух с половиной тысяч школьников, одетых в красные, белые и синие костюмы.

Праздник завершился поездкой в ​​Белый дом, где президент Тафт вручил братьям золотые медали.

Но, несмотря на всеобщее признание и славу, братья Райт оставались всё теми же скромными и трудолюбивыми людьми и ни на минуту не прекращали работать.

Через два дня после окончания парада они уже ехали в Форт-Майер, где Орвилл окончательно протестировал «Флайер» для продажи в армию США.

Неприятностью стала для братьев Райт судебная тяжба с Гленном Кёртиссом. Кёртисс был знаменитым пилотом, неоднократным победителем авиационных соревнований. Братья Райт обвиняли его в незаконном присвоении их изобретения.

Полномасштабная патентная война продолжалась почти десять лет, так и не выявив победителя.

Между тем в авиации появлялись всё новые и новые рекорды по всему миру. Но братья Райт оставались признанными лидерами.

Огромное впечатление на современников произвёл полёт Уилбура в Нью-Йорке. Он пролетел по реке Гудзон и долго кружил в небе над Статуей Свободы.

Две недели спустя аристократ русского происхождения по имени Чарльз Ламберт, ученик Уилбура, совершил полёт на высоте около 400 метров вокруг Эйфелевой башни.

25 мая 1910 года братья приехали со своим отцом в Хаффман-Прейри, чтобы совершить свой первый семейный полёт. Сначала в воздух поднялись два брата. Затем Орвилл пригласил в самолёт отца, епископа Райта, которому шёл 83-й год.

Когда они взлетели над землёй, епископ наклонился к сыну и прошептал: «Выше, Орвилл, выше!»

«Учиться секретам полета у птиц было так же приятно, как учиться секретам волшебства у волшебника». Орвилл Райт

Итог. Основная идея книги.

История жизни братьев Райт так же удивительна, как и их гениальное изобретение. Несмотря на многочисленные трудности и неудачи, им удалось стать пионерами авиации и овладеть искусством полёта, благодаря таланту, трудолюбию и настойчивости.

Почему люди не летают, как птицы? Этот вопрос отражает давнюю мечту человека о небе, о полете. Чтобы ее осуществить, люди делали себе крылья и пытались взлететь, взмахивая ими. Чаще всего такие опыты заканчивались гибелью смельчаков. Вспомним только античную легенду об Икаре...

Вопрос о полетах очень интересовал и гениального художника и изобретателя Леонардо да Винчи, который изучал строение птиц, их крыльев. Он пытался установить особенности их полета. Он даже составил чертежи летательного аппарата - прообраза современного вертолета.

Из истории покорения неба

Сначала человеку удалось подняться к облакам на воздушном шаре. Это произошло 21 ноября 1783 года. Воздушный шар-аэростат, изобретенный братьями Монгольфье, поднял двух человек на высоту около 1 км, а почти через полчаса они благополучно приземлились на расстоянии 9 км.

В 1853 году Д. Кейли построил первый простой планер, который сумел поднять человека в воздух. С тех пор конструкции планеров постоянно улучшались. Вместе с тем дальность и продолжительность полетов увеличивались. Это было большое достижение, ведь планер тяжелее воздуха. Но мечта о свободном, независимом от воли ветров, управляемом самим человеком полете еще не осуществилась.

Этого добиться смогли только братья Райт (1903 г.), создав свой первый самолет. Их победа была определена многими факторами, в том числе и личностными качествами.

Братья Райт: биография

Братья Уилбур и Орвилл Райт родились в США в семье священнослужителя. Ценности протестантской церкви, ставившей во главе любого успеха упорный труд, были привиты им с детства. Именно работоспособность помогла им добиться своей цели и построить первый в мире с двигателем. Вскоре за этим последовал и звездный момент - первый полет братьев Райт. А ведь у них не было не только высшего образования, даже среднюю школу им закончить не удалось в силу жизненных обстоятельств. Уилбур получил травму и не смог поступить в Йельский университет. Ему пришлось работать в издательском бизнесе Орвилла. Тогда и появилось первое изобретение братьев Райт - печатный пресс собственной конструкции.

В 1892 году братья открыли магазин по торговле велосипедами, через короткое время создали мастерскую по ремонту, а впоследствии наладили и их выпуск. Но все свое свободное время они посвятили полетам. В конце концов именно доходы от продажи велосипедов и дали им средства для многочисленных опытов по созданию первого самолета.

Подготовка первого полета: гениальные техники

Братья очень серьезно заинтересовались идеей воздухоплавания. Они изучили всю имеющуюся на тот момент литературу о полетах, много экспериментировали. Построили несколько планеров и летали на них, добившись прекрасных результатов. Для того чтобы увеличить крыла, проводили бесконечные опыты в собственноручно созданной аэродинамической трубе. Испытывали разные конфигурации крыла и лопастей пропеллера.

В результате ими были внесены уточнения в формулу для определения подъемной силы.

И, наконец, более легкий бензиновый двигатель мощностью 12 лошадиных сил для аэроплана тоже изготовили сами братья Райт. Как при этом опять не вспомнить великого Леонардо, опередившего свое время!

Первый самолет братьев Райт

За четыре года, прошедших со времени начала опытов с воздушными змеями и планерами, братья созрели для строительства управляемого летательного аппарата. Первый аэроплан братьев Райт назывался "Флайер". Каркас самолета был из ели, пропеллер также был вырезан из дерева. При весе 283 кг размах крыльев аппарата составлял 12 м.

С учетом двигателя, весившего 77 кг и превосходившего по КПД имеющиеся в то время аналоги, первый самолет обошелся своим создателям менее чем в 1000 долларов!

Первый полет братьев Райт

Испытание принципиально нового летательного аппарата было назначено на декабрь 1903 года. Обоим братьям, естественно, хотелось стать первыми. Эту проблему они решили очень просто - подбросили монетку. Быть первым в мире пилотом выпало Уилбуру. Но ему не повезло. Аэроплан не смог совершить полет, так как сразу после взлета упал и был поврежден.

Следующую попытку сделал уже Орвилл. 17 декабря при встречном ветре в 43 км/ч ему удалось поднять аппарат в воздух на высоту примерно 3 м и продержаться 12 секунд. Преодоленное в полете расстояние составило 36,5 м.

В этот день братья по очереди совершили 4 полета. Последний из них, когда аэроплан пилотировал Уилбур, длился почти минуту. А расстояние составило более 250 м.

Как ни странно, первый полет братьев Райт не привлек внимания общественности, хотя свидетелями его были пять человек.

А был ли полет?

На следующий день после полета всего в нескольких газетах появились небольшие сообщения о нем, грешившие неточностями и прошедшие незамеченными. А в Дейтоне, родном городке первых авиаторов, это сенсационное по сути событие вообще осталось незамеченным.

Но труднее объяснить то, что никто не обратил внимания, что на аэроплане "Флайер II" в течение следующего года было совершено уже 105 полетов! Третий "Флайер", на котором братья также летали в окрестностях Дейтона, опять не удостоился внимания широких масс.

Это стало последней каплей, которая привела к решению продемонстрировать всему миру возможность управляемых полетов на аппарате, который тяжелее воздуха. И в 1908 году аэроплан братьев Райт был перевезен через Атлантический океан. Они устроили показательные полеты: Уилбур - в Париже, а Орвилл - в США.

Братья даже организовали мероприятия по продаже своего изобретения, оказавшиеся довольно успешными. Кроме славы пионеров воздухоплавания, они получили и материальное удовлетворение. Первый полет братьев Райт на публике оказался настолько убедительным, что правительство США подписало с ними контракт, по которому в бюджет страны на 1909 год была включена статья о поставке самолетов для военных нужд. Предусматривалось производство нескольких десятков аэропланов.

Первая авиакатастрофа

К сожалению, первые публичные демонстрации полетов на самолете ознаменованы и первой в катастрофой.

Это случилось в сентябре 1908 года. Орвилл Райт на "Флайере III", на котором было установлено дополнительное сиденье, поднялся в воздух с военной базы Форт-Майер. В результате отказа правого двигателя самолет ушел в пике, выровнять его не удалось. Пассажир - лейтенант Томас Селфридж - погиб в результате травмы черепа, полученной при ударе о землю. Сам Орвилл отделался переломами бедра и ребер.

Несмотря на это, контракт с военными был заключен. И к чести братьев Райт нужно отметить, что это единственная серьезная авария, которая с ними случилась за все годы.

Однако в 1909 году при пробном полете в пригороде Парижа в катастрофе погибает французский летчик Лефевр, ученик братьев Райт. Это стало причиной, по которой Россия, уже готовая также подписать контракт на поставку самолетов, отказалась от них.

Развитие авиации

Как и многие главные открытия человечества, самолеты сначала использовались в военных целях. Впервые авиацию начали применять в виде воздушной разведки в Первую мировую войну. В ходе ее стало понятно, что самолеты превращаются в грозную силу, если имеют на себе оружие и бомбы.

Первый воздушный таран также был произведен во время I мировой войны Петром Нестеровым.

После войны аэропланы начали применять для перевозки срочных грузов, в первую очередь почты. Впоследствии появились пассажирские самолеты. Окончание Второй мировой войны и более спокойная обстановка в мире привели к появлению авиарейсов для путешествующих.

В конце концов совершенствование лишило работы многие морские и железнодорожные линии. Главным преимуществом авиации стала скорость, особенно с появлением сверхзвуковых самолетов.

Орвилл Райт, умерший в возрасте 77 лет в 1948 году, смог увидеть, как авиация получает широкое применение в мире. Уилбур Райт же стал жертвой тифа в 1912 году.

Первый самолет братьев Райт сейчас занимает почетное место в Национальном США. Он более известен не как "Флайер I", а как "Китти Хок" - по названию места, где он впервые поднялся в воздух и тем самым открыл эпоху покорения воздушного океана.


Орвиллу (Orville) и Уилбуру (Wilbur) Райтам удалось 17 декабря 1903-го запустить в воздух человека на летательном аппарате с двигателем. Через два года изобретатели усовершенствовали свой проект, продемонстрировав эксплуатируемый самолет.

Фундаментальным достижением Райтов стало открытие трех осей вращения самолета. Крен, тангаж и рыскание позволило пилотам действенно управлять самолетом, контролируя его равновесие в небе. Трехосевой метод стал основным, и по сей день лучшего контроля для любого типа самолетов еще не придумано. Пионеры авиации все вместе взятые собрали меньше данных, чем Орвилл и Уилбур со своими опытами с аэродинамической трубой.

Орвилл Райт родился в 19 августа 1871-го в Дейтоне, штат Огайо (Dayton, Ohio); Уилбур Райт – 16 апреля 1867-го в Миллвиле, штат Индиана (Millville, Indiana). Они были двумя из семерых детей епископа евангелической церкви Милтона Райта (Milton Wright) с английскими и голландскими корнями, и Сьюзен Кэтрин Кернер (Susan Catherine Koerner) немецко-швейцарских кровей. Оба брата никогда не женились.

В 1878-м их отец купил детям игрушечный вертолетик, в основе которого было устройство, изобретенное французом Альфонсо Пено (Alphonse Pénaud). Игрушка из бумаги и бамбука была длиной около 30 см. Ее моторчик вращался за счет круглой резинки на пробке. Орвилл и Уилбур не расставались с отцовским подарком, пока не сломали его. Впрочем, им быстро удалось построить нечто подобное. Уже позднее они

признались, что загорелись интересом к полетам именно благодаря этой игрушке.

Братья Райт учились в школе, но так и не получили дипломы. Зимой 1885-1886 Уилбур гонял шайбу с друзьями, когда случайно получил в лицо клюшкой и остался без передних зубов. Спортивный и активный юноша после случившегося замкнулся в себе настолько, что даже не стал подавать документы в Йель (Yale). Уилбур несколько лет почти не выходил из дома, заботясь о своей матери, неизлечимо больной туберкулезом. Он перечитал множество книг в отцовской библиотеке, а также помог разрешить внутренние конфликты в церкви отца.

Орвилл бросил учебу в пользу издательского бизнеса. При участии Уилбура он сконструировал печатный пресс. Вовлеченный в новое дело Уилбур приободрился, вышел из депрессии и стал редактором в 1889-м. Но уже в 1892-м предприимчивые братья Райт на волне велосипедного бума решили открыть мастерскую и магазин, а через четыре года под своим брэндом сами начали выпускать велосипеды. Вырученные средства пошли на финансирование их авиационных экспериментов. После ознакомления с несколькими работами Джорджа Кэйли (George Cayley), Отто Лилиенталя (Otto Lilienthal), Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и др., братьей Райт уже было не остановить.

Отталкиваясь от своих наблюдений, Уилбур сделал вывод, что птицы в полете меняют угол окончаний своих крыльев. Это позволяло пернатым поворачивать свое тело влево и вправо. Тогда Райты решили использовать "перекос к

рыла", и несколько осенних дней 1900-го запускали свой планер над землей на достаточно невысоком расстоянии. В большинстве запусков пилота не было, но Уилбур все-таки осмелился поучаствовать в свободных полетах, которых, в итоге, тогда совершил более десятка. Первые испытания прошли успешно.

В последующие годы Орвилл и Уилбур на основе расчетов подъемной силы для крыльев разных форм продолжали авиационные опыты, включая запущенный в 1902-м планер с переработанной аэродинамической трубой и другими изменениями. В конечном итоге, братья Райт добились контроля летательного аппарата по трем осям. Наклон летательного средства задавали крен, тангаж и рыскание. 23 марта 1903-го братья подали заявку на патент своего изобретения. В этом же году они оснастили двигателем Flyer-1.

Через год было готов Flyer-2, который не оправдал их ожиданий. В 1905-м, после относительного успеха Flyer-3, Райты ушли на перерыв, не совершая полетов в 1906-1907. Подписав контракт с армией США, Орвилл и Уилбур доработали Flyer 1905-го. 14 мая 1908-го Уилбур пережил худшее крушение в своей жизни, после чего прекратил полеты. Созданная братьями компания "Wright Company" официально начала продавать патенты 22 ноября 1909-го. Первый коммерческий рейс компании состоялся 7 ноября 1910-го.

Уилбур умер от брюшного тифа 30 мая 1912-го, в возрасте 45 лет. После его смерти Орвилл продал компанию в 1915-м. Он умер 30 января 1948-го после инфаркта миокарда, на 77 году жизни.

К появлению грандиозного изобретения всегда причастно немало людей. Но истории всегда важно имя того, кто сделал решающий шаг к нему. Для всемирной авиации такими личностями стали американские братья Уилбер и Орвилл Райт – создатели первого самолета.

Детские годы

Это радостное событие в большой и дружной семье Сьюзен Коернер и Милтона Райта и судьбоносное для всего человечества произошло в 1867 году. С интервалом в четыре года родился сначала мальчик Уилбер Райт, а затем его брат Орвилл. Они с первых минут жизни не чувствовали себя одинокими, поскольку помимо них семья насчитывала еще дружную пятерку братьев и сестёр.

Уилбер и Орвилл росли смышлеными мальчишками, тщательно изучающими каждую игрушку на предмет ее внутреннего устройства. Магией воздушного полета они заинтересовались после того, как отцовским подарком стал игрушечный вертолет, копирующий изобретение француза Пено – одного из отцов мировой авиации. Мальчишки была без ума от игрушки. Когда же она сломалась, братья ощутили в себе дух конструкторов и создали с нуля новую модель своими руками. Для этого им помог набор подручных средств: бамбук, бумага и кусок круглой резинки, вращающей ротор. Было ли это на самом деле или прославленные авиаторы так решили обозначить старт своей «воздушной» карьеры – история умалчивает. Но доподлинно известно, что в юности авиация и все, что с ней связано, была лишь одним из многочисленных их занятий и увлечений.

Первые шаги и успехи в бизнесе

Уилбера, росшего жизнерадостным и веселым парнем, сильно подкосила серьезная лицевая травма, полученная в хоккейном поединке. Он ее получил в восемнадцатилетнем возрасте. Со временем боль физического плана сошла на нет, но психологически Уилбер восстанавливался очень долго. Стал хмурым и нелюдимым человеком. Не стал пробовать поступать в университет, а решил остаться с родителями и помогать им. У Орвилла были также большие трудности с учёбой в школе. Они вылились в то, что он даже остался без среднего образования. Но Орвилл не стал особо горевать, а переключился на бизнес с братом, постепенно избавляющимся от психологических последствий травмы.

Чем они занимались? Сначала был издательский бизнес, причем они создали печатный станок на зависть всех профессионалов, который был на порядок лучше фабричного. Но первый громкий успех пришел в 1892 году. Это было время, когда на американском континенте разразился настоящий бум двухколесного транспортного средства. Они поймали эту «волну успеха», успев вовремя открыть сначала магазин по продаже велосипедов, а затем и мастерскую по их ремонту. Столь впечатляющий маркетинговый ход позволил братьям серьезно подняться в финансовом плане. Они только успевали считать денежные потоки, и это стало главным источником доходов для реализации своей главной мечты — создания самолета.

Когда мечта приобретает осязаемые формы

Братьев мысль о создании воздушного средства впервые посетила за четыре года до вступления человечества в двадцатый век – век грандиозных открытий. Толчком послужило трагическое событие. Из средств массовой информации стало известно о гибели немца Отто Лилиенталя во время испытательного полета, когда внезапный порыв ветра развернул и опрокинул планер. Братья Райт в своей округе слыли настоящими кудесниками по части воздушных змеев. Но до этого они никогда не задумывались об идее полета человека на подобном, но более габаритном средстве. Братья всерьез взялись за теоретическую сторону вопроса, понимая, что без основ воздухоплавания велика вероятность очередной трагедии. Скрупулезный и вдумчивый анализ всех предыдущих разработок специалистов Старого и Нового света позволил им сформулировать первоочередные задачи. Необходимо было проработать кардинально другую систему управления, попутно решая задачи по устойчивому сохранению равновесия.

Олимпийский цикл создания планера

Да, именно четыре года понадобилось братьям Райт, чтобы продемонстрировать человечеству свой планер, который стал грандиозным прорывом вперед по освоению воздушного, а затем и, безусловно, космического пространства. За эти четыре года (1899 — 1902) братский тандем добился значительных успехов в деле совершенствования моделей планеров.

Многочисленные эксперименты не прошли бесследно. Им удалось добиться, казалось, невозможного. Они явили миру полностью управляемое летательное средство, которое было тяжелее воздуха. Смоделированные ими системы управления позволяли осуществлять контроль сразу по трём осям: вертикальной (рыскание), продольной (крен) и поперечной (тангаж). Таким образом, братья стали фактическими разработчиками той схемы, которая и сегодня стоит на вооружении системы управления самолетом.

Самолет с приятным хвойным запахом

Уилбер и Орвилл, получившие положительные эмоции и обнадеживающие результаты с планерами, в 1903 году явили миру самолет «Флайер-1». Его оснастили бензиновым двигателем. Невероятно, но его смастерил механик из велосипедного магазина Райтов. А вот с корпусом они особо не мудрили, отдав предпочтение материалу, который отлично зарекомендовал в предыдущих моделях – ели с приятным хвойным запахом. Сам самолет с размахом крыла в двенадцать метров весил без малого три центнера. А двигатель в девять «лошадок» весил почти восемьдесят килограммов. Очень важным достоинством этого детища братьев стал ценовой показатель. Стоимость «Флайера-1» не превышала $1000. А это было на порядок дешевле многочисленных аналогов других покорителей небесных просторов.

Кто будет первым?

Вопрос о том, кто станет испытателем номер один, был щепетильным. Поступили просто — бросили монетку, и выбор пал на Уилбера. Он и совершил за семнадцать дней до Нового 1904 года попытку первого полёта. Она была неудачной, поскольку аппарат рухнул на землю, едва поднявшись. Но ни он, ни пилот не пострадали. Братья сочли этот технический конфуз недоразумением и списали его на малый пока опыт.

Спустя три дня «Флайер-1» снова был на стартовой площадке. Теперь очередь взять в руки штурвал перешла к Орвиллу Райт. Им пилотируемый самолет поднялся в воздух и пролетел тридцать шесть с половиной метров, после чего аккуратно приземлился. Этот двенадцатисекундный полет стал по праву историческим. В этот же день братья еще по разу поднимались ввысь: Уилбер преодолел 52 метра, а Орвилл — на восемь метров больше, причем оба раза полет проходил на трехметровой высоте. Очевидцами этих исторических событий стали только пять человек, включая маленького деревенского парнишки. У Райтов были еще определенные виды на «Флайер-1», но порывы сильного ветра при очередной буксировке серьезно встряхнули его несколько раз. И, увы, летательная «карьера» аппарата подошла к концу.

Открытие-невидимка

Прорыв братьев Райт долго оставался незамеченным. Сами братья особо не старались афишировать свои успехи. У них была цель – получить патент на изобретение с выгодной дальнейшей продажей всего самолета. Были определенные сложности, ведь в ту пору многие пытались стать пионерами неба. Было архисложно отдавать кому-то приоритет, особенно когда дело касалось отдельных узлов летательной конструкции.

Предела совершенству нет

Братья вплоть до 1908 года основательно занимались усовершенствованием самолетной конструкции, после чего наступило всемирное признание. Они заключили выгодные контракты в США с Министерством обороны и во Франции с частной компанией. Это был пик славы братьев Райт. Они даже организовали авиастроительную компанию, но просуществовала она не долго.

Последние годы жизни знаменитых братьев

Первым ушел из жизни Уилбер. Это случилось в 1912 году. Причина – тиф. Младший по возрасту Орвилл Райт пережил своего брата на 36 лет. До самой его кончины не умолкали споры по поводу их права называться «небесными» пионерами. Кстати, именно по этой причине только через год после смерти Орвилла «Флайер-1» все же появился в американском Национальном музее покорения небесных далей. Справедливость к людям, всю свою жизнь посвятившим авиации (даже женаты они никогда не были), восторжествовала!

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

До сих пор среди историков авиации нет единого мнения относительно того, кто же создал первый в мире самолёт. Большинство из них всё же отдают предпочтение американцам братьям Уилбуру и Орвилу Райт.

Однако у их оппонентов есть свои весомые аргументы против. Ведь до самолета братьев Райт в небе уже побывали моноплан нашего гениального соотечественника Александра Фёдоровича Можайского в июле 1882 года и управляемый воздушный шар, пилотируемый его создателем французом Альберто Сантос-Дюмоном в октябре 1901 года.

«Воздухоплавательный снаряд» А. Ф. Можайского на десятилетия опередил своё время. Он имел паровую силовую установку, три винта, фюзеляж с неподвижным крылом, шасси, полноценную систему управления, состоящую из рулей высоты, стабилизатора, киля – короче всё то, что есть у современного самолёта.

Ближайший конкурент — самолет Можайского

Во время первого испытательного полёта он разогнался до 45 км/час, оторвался от помоста и, пролетев чуть больше 200 метров, завалился набок и упал. После неудачи интерес к уникальному изобретению со стороны власть предержащих пропал, работы были свёрнуты, а спустя 8 лет А. Ф. Можайского не стало.

Небесные братья

Это был удивительный союз. Уилбура и Орвила Райт объединяли не только кровные узы, но и страстная мечта о покорении неба, зародившаяся в раннем детстве после того, как отец подарил им удивительную игрушку из бамбука и бумаги, чем-то напоминающую современный вертолёт.

Как и многие пионеры авиации того времени, братья начали с создания планеров. На это их вдохновили труды выдающегося немецкого планериста Отто Лилиенталя, совершившего более 2000 полётов и трагически погибшего в августе 1896 года. Этому способствовало также и то, что в 1892 году братья Райт стали владельцами велосипедного магазина и мастерской, где они создавали свои первые планеры, а затем и самолёты.

Первые полёты

Дефицит инженерных знаний, столь необходимых для расчётов, братья восполняли из книг Лилиенталя. Свой первый планер они запустили в начале октября 1900 года в районе городка Китти Хоук.

Беспилотный первенец братьев Райт напоминал что-то среднее между планером и воздушным змеем, поскольку удерживался над поверхностью земли с помощью тросов. Всего в сентябре-октябре 1902 года Вильбур и Орвил более тысячи раз поднимались в небо, постоянно совершенствуя своё детище.

Управляемый полёт

Пожалуй, главная заслуга братьев Райт состояла в создании системы управления планером. С помощью разработанного ими подвижного вертикального руля, Райты научились контролировать летательный аппарат в полёте по трём осям – крену, рысканию и тангажу. Другое не менее выдающееся их достижение – использование аэродинамической трубы при создании моделей планеров.

Аэродинамическая труба, придуманная Райтами

От планера к самолёту

Превращение планера в самолёт стало возможным, благодаря «Флайеру-1» — бензиновому 12-сильному 100-кг двигателю, который с помощью цепных передач приводил в движение 2 толкающих винта, симметрично расположенных позади крыльев. Кстати, именно братья Райт пришли к выводу о том, что в отличии от корабельных винтов, самолётные лопасти представляют собой ничто иное, как вращающиеся в вертикальной плоскости крылья.

Самолет братьев Райт

Первый полёт

Пасмурным, ненастным, зимним утром 17 декабря 1903 года Уилбур и Орвил Райт вместе со своими помощниками выкатили из ворот мастерской на пустынный пляж Китти Хоук своё детище. Первым сел за руль Уильбур. Полёт завершился на 13-й секунде. Преодолев по воздуху расстояние в 30 метров, самолёт братьев Райт успешно приземлился. Сменяя друг друга, братья четырежды поднимались в небо, увеличив время пребывания в полёте до минуты. Радость, однако длилась недолго. Уже после окончания полётов сильный порыв ветра, внезапно налетевший с океана, приподнял самолёт и опрокинул на пляжный песок, превратив его в груду обломков.

Эпилог

Тандем Райтов разлучила смерть Уилбура в 1912 году. Он прожил всего 45 лет. Его младший брат Орвил пережил его на 36 лет. За это время авиация совершила поистине гигантский прыжок от первых «летающих этажерок» до реактивных лайнеров.