Что такое ретрит в буддизме и какие они бывают? Лучшие места для размышления о страданиях и ухода в самого себя, или что такое ретрит Что такое ретрит в буддизме.


Снова приветствуем вас, любознательные читатели.

Сегодня вы узнаете, что такое ретрит в буддизме. Это слово имеет множество переводов с английского, из которых в данном контексте нам интересны будут «отшельничество, затворничество, уединение, удаление от общества».

Для чего это нужно

С какой целью буддисты прибегают к этому методу? Повседневная жизнь настолько переполнена суетой, что мы порой не успеваем осознать, что на самом деле она очень скоротечна. В таких условиях совершенно невозможно уделить себе время, остановиться и задуматься над тем, кто мы и для чего пришли в этот мир? Мы не можем осознать природу нашего ума, встретиться с самим собой.

Поэтому адепты буддизма, да и не только этой религии, стремятся уйти в уединённое место на какое-то время, чтобы посвятить себя духовной практике. Такие оазисы тишины бывают в горах, у рек, за городом. Можно этим заниматься и дома.

В наше время существуют специальные ретритные центры, к ним относятся и монастыри. Например, «Сад Дао», расположенный в Тайланде, окружён великолепными садами площадью в сорок гектаров, где можно предаться выбранной практике – йоге, медитации, выполнению системы дыхательных упражнений. Его шестнадцать домов и два кондоминиума могут укрыть от шумного мира около двухсот гостей.

Пребывая в саду, можно заняться и цигун – специальной системой медитативных упражнений, которую составили почти пять тысяч лет назад даосские монахи. Она помогает управлять энергией внутри тела и эффективно его укрепляет, как и дух человека.

Випассана, древняя индийская практика, способствующая тому, чтобы увидеть вещи в истинном свете, поможет очистить сознание в процессе наблюдения за самим собой.

Длительность медитации может исчисляться днями, неделями, месяцами и даже годами. Существует мнение, что для того, чтобы стать ламой, нужно медитировать три года непрерывно. Ну а основал ретритную традицию, как известно, — Гаутама Шакьямуни.

Немного истории

Большинство исследователей буддизма считают, что его основатель — реально существовавший человек, который родился в богатой семье главы племени шакьев в северо-восточной Индии.

Наслаждаясь беззаботной жизнью, купаясь в роскоши и не зная ни в чём нужды, этот молодой человек, по имени Сиддхартха Гаутама, однажды ощутил острую необходимость пообщаться с мудрецами, чтобы узнать, как избавиться от страданий и череды перевоплощений в жизни.

Он оставил родной дом и странствовал семь лет, чтобы найти ответ на волнующий его вопрос. В один день, когда молодой человек метидировал под деревом, на него снизошло озарение.


Просветлённый, Будда осмысливал полученный ответ несколько дней, а затем вернулся к людям и проповедовал около сорока лет.

Таким образом, мы можем считать, что это и было первым ретритом, проведённым Буддой интуитивно. В то время его последователи проводили жизнь, скитаясь и странствуя. Гаутамой был закреплён обычай Вассы (с санскрита «дождь»), трёхмесячного ретрита, который предполагал, что монахи в течение периода дождей длиной в три месяца, с июля до октября, каждый год будут вести оседлый образ жизни, занимаясь медитационной практикой.

Такой шаг был предпринят в соответствии с буддийским принципом непричинения вреда ближнему, в данном случае – жителям окрестных общин, так как монахи, обходя затопленные дороги по полям, вытаптывали бы им пшеницу.

Это и послужило толчком для образования монастырей. Интересно, что срок, проведённый здесь монахами с того момента, как они получили посвящение, исчислялся в вассах.

Какими бывают ретриты

Рассмотрим виды уединения, а также как себя вести во время осознания своего предназначения. Различают довольно много аспектов ухода от мирской суеты:

  • внешний, внутренний и тайный;
  • индивидуальный и групповой;
  • открытый и закрытый;
  • в полном молчании и в живом общении;
  • в постоянной медитации и в праздничной атмосфере;
  • в уединённых уголках природы и в полном мраке помещения (тёмный ретрит).


Тулку (форма проявления Будды в обычном мире) Ургьен Ринпоче пояснял, что слово «цам», соответствующее «затворничеству», в переводе с тибетского значит «граница». Соответственно, послушнику предписывалось отсекать себя определёнными границами от внешнего мира.

Внешние границы не позволяют посторонним присутствовать при осуществлении ретрита, а практикующему — покидать место проведения; внутренние предписывают полностью ограничить активность тела, речи и ума, то есть нужно ничего не делать, ни о чём не разговаривать и изгнать из головы все посторонние мысли; а тайные – не отвлекаться от внутреннего самопознания.

Главное во время этого действа – глубоко осознать непостоянство сансары, то есть бесконечной череды страданий и перерождений, своё временное пребывание в этой жизни в этом воплощении, и возможность в любую минуту умереть. И, в связи с этим, непроизвольно решиться навсегда отречься от привязанности к сансарным хлопотам, как к бессмысленным и бесполезным.

Индивидуальные удаления от общества позволяют максимально сосредоточиться на поставленной цели, но опытные учителя предостерегают слишком интровертированных людей от рассмотрения такого способа как возможности спрятаться от вызовов, которые им бросает жизнь.

Это ещё больше ослабит таких практикующих. Все нерешённые проблемы вернутся к ним «по возвращении», так как от нелегко избавиться.


Коллективные затворничества, напротив, позволяют почувствовать общую связь и важность усилий каждого для достижения общей цели. Если делиться радостью познания и вдохновением с другими, то можно совместно создать положительную карму.

Уединения бывают открытыми, когда какие-то контакты с окружающими всё же осуществляются, но при этом очень нежелательно отвлекаться; и закрытыми, когда связь с миром полностью исключается.

Молчанию во время исполнения ретритов придаётся первостепенное значение, так как, перестав разговаривать, послушник отсекает главный источник отвлечения.

Ретриты могут проходить в суровой строгости непрерывной медитации, но можно создать и торжественную, радостную атмосферу в процессе изготовления различными способами , во время проведения разнообразных буддийских мастер-классов.


И, наконец, одним подходит слияние с первозданной природой во время отшельничества, а другие предпочтут практику в полностью затемнённом помещении, так называемый тёмный ретрит, чтоб ничто не могло их отвлечь от главного занятия.

Великие учителя буддизма считают, что достичь просветления за одну жизнь, не практикуя ретрит – невозможно.

Основы правильного проведения

Какую бы форму ухода от действительности не выбрал для себя послушник, некоторые общие правила всё же существуют:

  1. Соблюдение намеченного расписания.
  2. Правильное питание, преимущественно вегетарианское.
  3. Помощь опытного наставника.

Заключение

Известно, что восемь – это сакральное число в буддийской теоретической мысли. И не случайно, что регулярная практика ретрита избавит медитирующего от восьми мирских привязанностей: желания получить похвалу, прославиться, испытать сомнительные удовольствия, стремления к потребительству, опасения быть несчастным, поруганным, не добившимся славы, боязни испытать чувство потери.

Ретрит – это уединение для внутренней работы. Удаление от внешнего (привычного) мира с целью посвятить все время работе над собой.

Истоки ретритов просматриваются в большинстве мировых религий. В современном, очищенном от ритуалов, контексте ретриты выступают, как возможность освободиться от напряжения и сделать шаг вперед — за пределы своих текущих ограничений.

ЧТО ТАКОЕ РЕТРИТ? НАШ ОТВЕТ В ЭФИРЕ

РЕТРИТ И ТЕОРИЯ

Интернет перевернул мир. Он открыл доступ к знаниям. И то, что вчера было сакральным – сегодня обесценилось за счет свой доступности. К тому же перемешалось с тем, что сакральным никогда и не было. Мы все читаем, читаем, читаем. Книги самых разных уровней. От популярной психологии до трактатов древности в переводах мировых мыслителей. И чем больше мы потребляем, тем меньше информация на нас действует. Знание без реализации не просто не работает, оно становится подпиткой явления, которое в психологии называют «приобретенной беспомощностью». Человек вроде бы все знает, но ничего не может сделать.

Ретриты — это программы противоположные процессу получения знания. Они не работают с интеллектуальным уровнем понимания. Это действие в чистом виде с ограниченным потоком информации или вовсе без него.

То есть на ретрите нет теории или она ограничена рамками выполняемых практик (в этом главное отличие ретрита от тренинга, даже выездного). Никакой философии, никаких рассуждений, никаких обобщений. Только практика здесь и сейчас, которая дает самое главное – уровень собственного переживания (или проживания). Это единственный уровень, позволяющий запустить перемены.

Удивительно то, что правильный ретрит поможет вам даже, если вы не понимаете теорию. В то время, как самое ясное понимание теории очень часто не помогает практиковать. Как много людей сейчас понимают, глубоко понимают, точно понимают, но ничего не могут сделать.

РЕТРИТ И СОЗНАНИЕ

Наше сознание подвержено сильнейшей инерции и привычке. Мы живем в заданных координатах и можем сколько угодно рассуждать о необходимости перемен, но на практике нас держит крепкая привязка к существующим шаблонам поведения и, что еще хуже, – самоощущений. Мы привыкаем иметь дело с определенным уровнем здоровья, ясности сознания и самочувствия, воспринимая их как уровень нормы. Как часто можно услышать от людей, в корне изменивших свою жизнь, что раньше они даже и не представляли, что такое настоящая легкость в теле и уме. Пока мы принимаем осознаваемый нами кусок реальности за абсолют, очень сложно говорить о кардинальных переменах с практической точки зрения.

Лучшей средой для возможности показать сознанию новые грани его самого – это эффект подводной лодки, то есть среды без иного выбора, кроме заданного.

Дело в том, что на подводных лодках (настоящих подводных лодках) нельзя курить. Совсем. Поэтому нельзя там означает «нельзя без вариантов». И знаете, что происходит с подводником-кури льщиком, который отправляется в рейс на несколько месяцев? Он просто не хочет курить. Совсем. Никаких ломок и болезненных состояний. У его сознания нет вариантов – поэтому оно не цепляется.

Физическое привыкание - это вопрос от нескольких дней до нескольких недель, что на самом деле нас держит, скручивает и не дает делать благие для себя вещи – так это наша голова, не представляющая иной реальности, кроме той, к которой она привыкла. И если есть хоть малейший вариант соскочить – она к нему прорывается, можно сказать, автоматически. Отсюда все эти многолетние безрезультатные попытки бросить курить, похудеть, начать бегать, изменить жизнь, сменить работу.

Эффект подводной лодки – это декорации без иного выбора. Ты себя не заставляешь (!), ты просто не имеешь иных опций, чем делать то, что делают все вокруг. Сознание, не увидев крючков, относительно легко адаптируется к новым правилам игры, позволяя телу достаточно быстро перестроиться.

СЕРДЦЕВИНА РЕТРИТА

Суть ретрита, сама его сердцевина – в выходе за рамки текущей колеи. В тотальной смене декораций, в отрыве от своей будничной реальности как способе преодолеть инерцию привычной жизни с ее шаблонами поведения и мышления.

Любые сравнения со спа-отдыхом, когда между занятиями вы продолжаете свой привычный темп с фейсбуками, латте и мыслями о насущном, тут неуместны.

Правильные ретритные программы обеспечивают не только здоровый распорядок дня, полезное питание и восстанавливающую физическую активность, но дают самое главное - ауру перемен, где каждый участник вкладывает частичку своей души в общее намерение изменить свою жизнь к лучшему

Кардинальная смена активности, питания и окружения с отсутствием времени на праздные размышления и сидением в Интернете дает возможность, как минимум, свою колею разглядеть, как максимум ее сменить.

РЕТРИТ И ДЕТИ

Это выход за рамки себя самого. И сделать это, к слову, невозможно физически, когда рядом твои несовершеннолетние дети, нуждающиеся во внимании. Как можно переключиться по-настоящему, если перед глазами твоя семья?

РЕТРИТ И ОТДЫХ

Отдых и переключение – разные вещи.

Если осознать, что ретрит - это скорее работа, станет чуть понятнее. Только работа совершенно другого толка – на преодоление инерции того, что принято называть своей личностью, и как следствие на обретение свободы от того, кого мы называем «Я».

В большинстве случаев – ретрит подразумевает индивидуальную практику, даже без супругов, исключения составляют пары, которые дышат в унисон, и им это нужно в равной степени.

Отсюда и средняя продолжительность ретрита 7-10 дней. Неподготовленное сознание новичка (новичка в вопросах выхода за рамки собственного представления о себе) может не выдержать больший срок и скатиться в привычное мышление, используя его как защиту от новой реальности. А 10 дней - это достаточное время, чтобы, с одной стороны вырваться за привычные рамки тела и сознания, а с другой остаться в равновесии и иметь возможность вносить приобретенное знание о себе в свою будничную жизнь.

ВЕРНИСЬ ДРУГИМ

Ретриты, основанные на оптимальном сочетании практик для одновременной работы с телом и сознанием.

Искренне ваши,

Сайт ретрит-центра «Золотая Горка»

- Елизавета, расскажите, что сподвигло Вас заняться этим проектом?
- Идеолог нашего ретрит-центра решил собрать команду единомышленников, объединенных идеей помощи людям в их самосовершенствовании. И это наша главная мотивация. «Золотая Горка» - это не просто загородный центр, не просто прекрасное природное место, не просто место силы с энергетической точки зрения, - это, прежде всего, благоприятные и эффективные условия для людей в проведении их внутренней, духовной работы.

- А как к вам пришла идея создать такой центр? Чем вдохновились Вы и Ваша команда?
- Основатель нашего ретрит-центра много путешествовал по миру - разные континенты, разные страны, Восток и Запад - и ему удалось увидеть ретритную культуру в ее разных проявлениях. В восточных странах существуют ашрамы - специальные места для духовного обучения, уединенной аскетической жизни, для практик.

Ашрамной восточной культуре много тысяч, если не десятков тысяч лет. В развитых западных странах нечто подобное появилось относительно недавно, всего 50-60 лет назад. Там стала формироваться ретритная культура. В отдаленных уединенных уголках, в разных живописных и прекрасных природных точках, в горах, лесах, стали появляться этакие лагеря, центры, где люди, намеренно вдали от суеты, получали возможность погружаться в себя с помощью групповых эзотерических семинаров, практикумов, с помощью специальных тренеров, наставников и учителей, обладающих знаниями и навыками самосовершенствования.

Первый такой западный ретрит-центр, представьте себе, основали в Новой Зеландии немецкие эмигранты ещё в 1936 году. В дальнейшем ретритная среда получила толчок своего развития на Западе в 70-80-х годах, это было связано с временем хиппи, нью-эйдж и той духовной встряской, которую получила тогда западная материалистическая цивилизация. На данный момент все это прекрасно существует в Америке, Европе, Новой Зеландии и Австралии. А что у нас? В Россию, в силу исторического развития, всё начало приходить несколько позже - в конце 80-х, начале 90-х, это, конечно, было связано с перестройкой, падением «железного занавеса». Новая информация, новые эзотерические знания стали доступнее, начали издаваться тематические книги, журналы, появились разные свои и приезжие учителя, наставники, стали проводиться разного рода загородные семинары, тренинги. Но все это, как правило, делалось в пригородах на старых турбазах, в «советских» загородных лагерях и других местах, явно не отличавшихся качеством и удобством, то есть не совсем предназначенных для проведения подобных мероприятий. Чтобы семинар или ретрит был эффективным, кроме всего прочего, требуется соблюдение целого ряда технических условий. Например, просторное, теплое, хорошо освещенное помещение - специализированный зал, удобная столовая, комфортное пространство для приема пищи, вегетарианская еда, нормальные условия проживания людей, хорошая, тихая и спокойная природная территория - все это сложно, а подчас невозможно, соблюсти в старом «советском» загородном лагере. Поэтому возникла идея строительства специализированного медитационного центра, ретрит-центра, которая и воплотилась в «Золотой Горке».

- А что такое ретрит и для чего в принципе нужен медитационный центр?
- В переводе «ретрит» означает «уход, затворничество, уединение» - это слово, относительно недавно массово вошедшее в русский язык как обозначение времяпрепровождения, посвященного духовным практикам, занятиям специальными методиками и упражнениями, стимулирующими процессы внутреннего развития. По сути, это некое особое состояние, когда ты удаляешься от мирской суеты, имеешь шанс погрузиться в себя и через это погружение самосовершенствоваться. Ретрит тесно связан с культурой духовных практик, и это то, что пришло в мир с Востока. Но у нас, в России, на Руси был и есть хороший пример православных монашеских скитов, когда некоторые монахи удаляются от общественной монастырской жизни в дальний скит, и в тишине, покое, и, как правило, в молчании предаются молитве, посту, покаянию.
Второе слово в вопросе это «медитационный», то есть обладающий необходимым набором условий центр, где люди поодиночке или группами занимаются медитацией - практикой, связанной с успокоением ума, внутренним сосредоточением и, посредством этого, самопознанием и совершенствованием.
Конечно, удобнее, комфортнее и логичнее делать всё это на той территории, которая отвечает потребностям этих видов деятельности в полной мере - например, в специализированном медитационном ретрит-центре.

- Расскажите подробнее о Вашем центре, какие условия созданы там для проведения духовных практик?
- Так получилось, что «Золотую Горку» мы искали около двух лет. Если вспомнить историю, то испокон веков монастыри, святыни, храмы строились в особых местах - местах силы, то есть в неких природных точках, где происходит мощный выход энергии из под земли. Поэтому в поисках места для ретрит-центра мы руководствовались не только эстетическими и экологическими соображениями, как то первозданная природа, живописные виды, близость природного источника воды. Не менее важным был энергетический аспект, потому что все это в купе как раз является тем благоприятным условием, при котором внутренняя работа протекает наиболее эффективно. «Золотая Горка» стоит на берегу озера, со всех сторон окружена лесным массивом, сохраненным в первозданном виде. Нижнесвирский заповедник и природный парк «Вепсский лес», с которыми мы непосредственно граничим – это особо охраняемые территории регионального значения, вековые, нетронутые леса. Плюс к этому, «Горка» расположилась в центре треугольника, образованного тремя монастырями: Введено-Оятским, Свято-Троицким Александра Свирского и Покрово-Тервеническим. Таким образом, она находится в «золотом сечении», что дает ей дополнительный энергетический потенциал - она буквально пропитана уникальной природной энергетикой, способствующей оздоровлению, исцелению, очищению и внутреннему пробуждению человека.


Ну и инфраструктура комплекса, конечно же: два полноценных медитационных зала, бревенчатые коттеджи для проживания, большая вегетарианская столовая, бани на берегу озера - всего и не скажешь в двух словах.




- Какие перспективы развития вы видите для своего проекта?
- «Золотая Горка» - один из первых специализированных ретрит-центров не только под Санкт-Петербургом, но и в России. Его главное отличие от большинства подобных мест заключается в универсальности. Да, безусловно, у нас в стране есть общины, центры, ашрамы, которые как бы «прикреплены», принадлежат к определенным религиозным, духовным течениям или учениям, но их двери в большинстве случаев закрыты для тех, кто этим течениям не следует и не принадлежит. Соответственно, проходящие в таких местах мероприятия носят больше закрытый характер и имеют некую ограниченность, обусловленную тем или иными рамками или правилами данного учения. В «Золотой Горке» мы рады видеть всех, кто следует или способствует идеям самопознания и самосовершенствования, вне зависимости от их принадлежности к каким-либо духовно-религиозным направлениям. То есть наш центр носит широкий, универсальный, открытый характер, он синтетичен. Мы будем приглашать и будем рады видеть у себя учителей, тренеров и мастеров, посетителей и гостей не только из Санкт-Петербурга и России, но и из разных других стран мира. Развить наш ретрит-центр до международного масштаба, стать фокусной точкой международного духовного обмена, интернациональной дружбы и единства – вот наша стратегическая цель и намерение.

- Елизавета, как Вы увязываете воедино идеологическую составляющую и бизнес-задачу?
- Я отвечу метафорой. Вот человек, у него есть руки, ноги, голова, разные органы, по всему телу циркулирует кровь – и это слаженная работа огромного количества функций единого организма. Все это работает вместе гармонично и так осуществляется процесс здоровой жизнедеятельности. Но если исключить из тела человека кровь, это приведет к незамедлительному умиранию, смерти его организма. Так и в нашем проекте, деньги выполняют функцию «крови» - они питают, снабжают необходимым наши идеи, цели и задачи, способствуют их физическому и материальному росту, развитию, воплощению. Мы воспринимаем всё: и идеи, и планы, и идеологию, и деньги - как единый организм, с разными составляющими и их функциями, в котором невозможно отделить одно от другого, и стараемся сделать так, чтобы все функционировало в гармонии.

- Что бы Вы хотели сказать или пожелать своим будущим посетителям?
- В современном мире вокруг нас витает бесчисленное количество разных идей, множество жизненных парадигм, и мы, люди, которые думают, действуют, живут, развиваются, рано или поздно понимаем, что жизнь дана нам не просто для получения удовольствий, стяжания богатства, славы, или пустого времяпрепровождения. Она хранит в себе многие тайны, пытаясь постичь которые, мы получаем бесценный опыт, новые знания, постепенно обретаем мудрость. Друзья, «Золотая Горка» ждет своих единомышленников, тех, кто разделяет наши взгляды. Наша команда объединена идеей служения людям и вдохновлена целью самосовершенствования. Люди, стремящиеся на путь духовного развития, а также движущиеся по нему, всегда получат в наших стенах эффективные и благоприятные условия в работе над собой, радушный прием и тепло наших сердец.

В настоящее время в буддийской литературе и в Интернете используется двоякое написание английского слова retreat. Автор этих строк также уже начал запутываться – а как же все-таки правильно писать: рЕтрит или рИтрит? На память сразу приходит слово ноль, которое можно писать как нуль. Но это явно не тот случай, когда сочетаются две гласные. Чтобы все-таки разобраться в правильном написании необходимо провести анализ и рассмотреть некоторые правила вхождения иностранных слов в русский язык. Можно совместно обсудить как правильно писать, выслушать филологов и наконец договорится, что слово retreat пишется так-то, благо для этого нам не нужно решение Конституционного суда.

Вот один из интересных аргументов: сообщение Владимира Копринского, встреченное мною в группе новостей DHARMA.RU:

«Слово это пpоисходит от английского retreat. Hо действительно, есть пpоблема - как его пpавильно пеpедать по-pусски: иногда пишут pЕтpит, иногда pИтpит. Пpавильная тpанскpипция (английское пpоизношение) будет:
retreat - .

И казалось бы, вывод ясен. Hо не стоит спешить…

Посмотpим в англо-pусский словаpь. Слова, начинающихся на „ret-“ или даже „retr-“ и уже вошедшие в pусский язык, встpечаются там не так уж pедко. Однако все они в pусском пеpеводе пишутся „pет-“:
retire [ритайэ] - ретироваться
retort - pетоpта
retouch - pетушь
retranslate - pетpанслиpовать
<и т. д.> (тpанскpипция здесь для наглядности несколько упpощенная.

Еще больше в словаpе таких слов, начинающихся на „re-“. И опять, все они в pусском пеpеводе пишутся „pе-“:
reality - pеальность
receipt - pецепт
reflection - pефлексия
relaxation - pелаксация
religion - pелигия
reproduction - pепpодукция
<и т. д.>

Довольно часто и английское пpоизношение, и русское написание бывают на „ре-“. Может, здесь и пpичина того, что в остальных случаях тоже „pе-“?
referee - pефеpи
register - pегистp
regular - pегуляpный
relativism - pелятивизм
repetition - pепетиция
retrospection - pетpоспекция
<и т. д.>

Попpобуем с дpугой стоpоны. А много ли вообще в pусском языке слов, начинающихся на „pит-“? Смотpим в словаpе pусского языка. Исключая пpоизводные, всего 3 слова!
Ритм, pитоpика, pитуал (rhythm, rhetoric, ritual). Слово „pитоpика“ (rhetoric) вpоде бы подтвеpждает написание на pи-, однако, в начале у него все-таки „rhe-“, а не „re-“. Hе тот случай… Может, будет больше слов, начинающихся на „pи-“? Hет, и здесь не густо. Исключив самые кpутые теpмины и взяв только существительные (кpоме уже упомянутых на pит-), получим:
Риза, pидикюль, pинг, pис, pиск, pисунок, pиф, pифма. Английских аналогов на „re-“ они не имеют. Все-таки, с тpудом вспомнил одно „нужное“ слово: pиэлтоp (real-tor). Оно новое, в словаpь еще не вошло. Hо и здесь пpичина появления pи- вместо pе- скоpее в том, что нужно упpостить пpоизношение, избавиться от двойного е-э. Hе совсем _тот_ случай… В общем, не хочется огоpчать тех, кто пpивык к написанию „pитpит“, но все-таки получается, что в pусском языке пpинято английские слова на re-, вошедшие в язык, пеpедавать тоже чеpез pе-. И это несмотpя на их английское пpоизношение на „pи-“. Иначе же надо объявлять слово retreat исключением, что также не соответствует тенденции на унификацию и упpощение pусского языка, о котоpой говоpят специалисты».

Звучит вполне убедительно но чего-то не хватает: «Может хлеба?», как говорил один из комиков. И вот встречаю в журнале «Мир Интернет» N5 за 1999 год статью о том как иностранные компьютерные термины входят в наш язык. Автор статьи Роальд Неклюдов «Как слово наше отзовется», пишет:

«…Широко употребляются апплет, баннер, броузер, медиа, спаммер, трафик, хотя следовало бы писать (как произносится по-английски): эплет (applet – произносится с ударением на первом слоге!), бэнер (banner), браузер (browser), мидиэ (media), спэмер (spammer), трэфик (traffic). Что же делать? Исправлять ошибку первых авторов (и редакторов и корректоров!) или оставлять в этой ошибочной, но уже привычной форме?..»

Вот это уже ближе к сердцу – произнести английское слово так, чтобы ни один англичанин не догадался. Но шутки – шутками, а тут дело серьезное, как никак судьба слова решается. Действительно исторически сложилось так, что в таких уважаемых изданиях как журнал «Путь к себе», «Буддизм России» и начавшей выходить буддийской литературе слово retreat писалось через «е». Потом в дело вступили профессиональные переводчики и стали писать через «и», что внесло смятение в наши умы. Но все же учитывая все перечисленное выше, а также еще один «железный» аргумент, как слово «Дхарма», которое на самом деле «Дарма», встает вопрос: «Так ли уж правильно правильное написание?»

Все свои замечание, предложения, дополнения присылайте Валерию Павлову на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и давайте покончим с этой двойственностью.