Интерактивные технологии в педагогике. Психолого-педагогические условии эффективного использовании интерактивных методов Сущность и назначение интерактивных технологий


Ольга Проняева
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования . Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения .

В педагогике различают несколько моделей обучения :

При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику .

При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника .

В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок » .

Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми , которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников - это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу , достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обуче-ния является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения :

Гуманная педагогическая позиция ;

Ценностное отношение к ребенку, его творчеству;

Создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;

Владение методикой и основами образовательных технологий ;

Целенаправленное развитие индивидуальности детей.

Структура интерактивной НОД

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Педагог знакомит с темой , выбранной на основе предварительного анализа задач, образовательных потребностей, проблем и др. Сообщается в какой форме будет проводиться работа .

2. Поисковый этап

По результатам анализа полученной информации от участников конкретизируются цели и задачи предстоящей работы , составляется план.

3. Основной этап

Время реализации базового метода активного обучения, выбранного педагогом в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями детей. Это может быть : «Мозговой штурм» , КВН, проект и др.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Оценка эффективности проделанной работы , соответствие результата поставленным целям, выявление личностных приобретений (что нового узнал, чему научился и др.) .

Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях :

технологии , построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

Посмотрите, пожалуйста, на слайде основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционного

Отличительные особенности интерактивных занятий :

Необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала.

Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов .

Свободное размещение наглядного материала.

Смена динамических поз.

Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивные методы в организации учебного процесса :

Микрофон

Предвидение

Синтез мыслей

Карусель

Дискуссия

Мозговой штурм

Аквариум

Метод многоканальной деятельности

Дерево знаний

Кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций)

«Кластер»

Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Работа в парах »

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре , дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу . Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Примеры работы в паре :

Дети по очереди описывают картину.

-«Назови первый звук в слове»

-работа по мнематаблицам

«Микрофон»

Микрофон - метод работы , в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

«Предвидение» - метод работы с детьми , в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца.

Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях : «Я - первый месяц осени - сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу.».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах ) .

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста .

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное»

«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

«Противоположности»

«Синтез мыслей »

Синтез мыслей - метод работы , в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах . Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми .

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

«Дискуссия»

Дискуссия - это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение : «Я думаю.» , «Я считаю.» , «По моему мнению.» , «Я согласен, но.» , «Я не согласен, потому что.» .

«Мозговой штурм»

«Мозговая атака (мозговой штурм) » - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин., а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети - участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» . Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Что дает этот прием дошкольникам ?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть , как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Метод многоканальной деятельности»

Метод многоканальной деятельности - метод работы с детьми , в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы : зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность : выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания :

«прослушать» звуки картины через «наушники» ; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;

Почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного» ;

Мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная, какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы : Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она? Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т. д.

«Дерево знаний» - метод работы , который включает несколько этапов : Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?» . Рассматривание схемы, в которой прямоугольник - это «ствол» (который обозначает эту проблему, прямые линии - «ветки» (пути ее решения, а кружочки - «листочки» (решение проблемы) . Решение проблемы : дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

«Кейс-технология »

Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.

Виды кейс – технологии :

Фото – кейс;

Кейс – иллюстрации;

Анализ конкретных ситуаций;

Проигрывание ролей (ролевое проектирование) .

Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Фото-кейс» и «Кейс-иллюстрации» . Технология «Кейс-иллюстрация» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит :

Иллюстрацию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;

Воспитатель описывает данную проблемную ситуацию;

Воспитатель задает вопросы, мотивирующие детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Дети рассуждают, высказывают свое мнение, анализируют, в результате чего приходят к правильному решению проблемы.

Воспитатель показывает фотографию правильного решения проблемы.

Заключение :

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное , творческое, перспективное направление педагогики . Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников , дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ .

Еще одной современной технологией является проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников .

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника .

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (СВ. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др.). Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы) .

При составление ИОМ необходимо учитывать определённые принципы, которые будут соблюдать интересы ребёнка и ориентированы на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

Принципы :

Принцип опоры на обучаемость ребенка;

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

Принцип соблюдения интересов ребенка ;

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

Принцип отказа от усредненного нормирования;

Принцип опоры на детскую субкультуру.

Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом , родителями, другими детьми ) в разных формах взаимодействия.

Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности.

Таким образом, деятельность педагога направляется , в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников, дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.

Цель (ИОМ) :

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника , его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального , эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи :

Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка;

Организовать единую систему работы администрации , педагогических сотрудников , медицинского персонала ДОО и родителей по развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком : придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии , учебно-методические материалы.

Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении осуществляют педагоги , специалисты (педагог-психолог , учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника.

Для определения уровня развития ребёнка и при построение ИОМ воспитатель может применять различные методы.

Методы, используемые в работе :

Беседы, наблюдения, игры, занятия, упражнения;

Взаимодействие с родителями.

При составлении ИОМ существует определённая система, которая помогает педагогу правильно спланировать свою работу и составить индивидуальный путь развития каждого ребёнка. Сущность ИОМ состоят в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса . Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

ИОМ полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, дошкольник , способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Пример индивидуального маршрута в нашем детском саду (на слайде)

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.


15 мин

Часть 1. Использование интерактивной модели обучения

Выступление ведущего (руководителя образовательной организации или его заместителя). После высказываемых тезисов участники обсуждают важные моменты и дискутируют.

Тезис 1. Необходимы новые формы и методы работы с обучающимися

Ведущий:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит определение понятия «воспитание» – это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015, далее – ФГОС основного общего образования), утверждаются следующие особенности воспитательной работы:
  • ориентация на идеал;
  • ценностные суждения;
  • следование нравственному примеру;
  • диалогическое общение со значимыми другими;
  • идентификация;
  • полисубъектность воспитания и социализации;
  • совместное решение личностно и общественно значимых проблем;
  • системно-деятельностная организация воспитания.
Необходимо выбрать новые методы и формы работы с обучающимися. Есть потребность в интерактивных технологиях, направленных:
  • на развитие коммуникативной культуры школьника;
  • обеспечение условий его эффективной социализации;
  • развитие индивидуальности;
  • воспитание личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

Тезис 2. Технология – инструмент профессиональной деятельности педагога

Ведущий:

Успешность реализации определенных ФГОС основного общего образования целей и задач зависит от тесного взаимодействия педагогов и родителей обучающихся. Применять новые технологии нужно не только в образовательной деятельности, но и в работе с их родителями.
Что такое педагогическая технология?

Участник:

Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Ведущий:

От педагога требуется умение организовывать свое воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном уровне. Применяемая при этом технология должна быть оптимальной с точки зрения влияния педагога на обучающихся, формировать у них ценностное отношения к миру.
Центральный компонент технологии – четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе. Точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать оптимальный алгоритм их достижения, выбрать инструменты для отслеживания планируемых результатов и, при необходимости, внести пошаговые коррективы. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Педагогическую технологию отличают:
  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
  • использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.

Тезис 3. Интерактивная модель обучения и воспитания ориентируется на личность ребенка

Ведущий:

В современной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников. Их ведущий принцип – учет личностных особенностей обучающегося, индивидуальной логики его развития. В процессе обучения и воспитания нужно ориентироваться на детские интересы и предпочтения в содержании и видах деятельности. Педагогическая деятельность с ориентацией на личность обучающегося закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Какие модели обучения используются в педагогике?

Участник:

Выделяют несколько моделей образования:
  • пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  • активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная – inter (взаимный), act (действовать) – процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательных отношений; педагог и ученик являются равноправными субъектами образовательного процесса.

Ведущий:

Интерактивная модель обучения и воспитания – это имитация жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектной деятельности, совместное разрешение проблемных ситуаций.
Интерактивная технологияпредставляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие личностные качества обучающихся, которые обеспечивают эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.
Преимущества интерактивных, в т. ч. игровых технологий:
  • активизация и интенсификация образовательных отношений;
  • создание межличностного взаимодействия;
  • принятие коллективных решений в различных ситуациях, моделирующих реальные условия;
  • гибкое сочетание разнообразных приемов и методов работы;
  • возможность моделирования практически любого вида деятельности.
Назовите принципы интерактивного обучения и воспитания.

Участник:

Диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно-ролевая игровая и тренинговая формы работы.
Перечислите интерактивные формы и методы работы.

Участник:

Дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т. д.
Игровые: дидактические и творческие игры, в т. ч. деловые/управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры.
Тренинговые: формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Ведущий:

Во внеурочной деятельности обучающихся интерактивные технологии могут выполнять следующие функции:
  • ценностно-ориентационную (трансляция общественных норм решения актуальных задач социального взаимодействия);
  • индивидуально-ориентационную (самоопределение в статусе и функции в социальном взаимодействии);
  • инструментально-ориентационную (приобретение опыта ориентации в различных социальных ситуациях);
  • функцию самореализации (получение удовольствия от процесса взаимодействия, реализации собственных возможностей и потребностей);
  • стимулирующую (побуждение участвовать во внеурочной деятельности, добиваться успеха, анализировать и рефлексировать собственное поведение);
  • конструктивную, диагностическую и корректирующую.
На сегодняшнем педагогическом совете, проводимом в форме организационно-деятельностной игры, нам предстоит разработать комплекс условий, обеспечивающих эффективность использования интерактивных технологий в деятельности нашей школы.


25 мин

Часть 2. Организационно-деятельностная игра

Игру полезно провести с родителями обучающихся на родительских собраниях и со старшеклассниками на классных часах, а итоги обсудить на педагогическом совете.

Ведущий:

Разбейтесь на 4 равные команды: администрация, педагоги, родители, обучающиеся. Для вас подготовлены задания, где указаны вопросы с позиций четырех социальных групп.
Игра начнется во всех командах одновременно. На обдумывание дается 15 мин.
После выполнения первого задания команды меняются местами («переходят» в следующую социальную группу) и т. д. Вы должны проиграть роли представителей каждой социальной группы.

Итоги обсуждения вопросов в каждой группе фиксируются, затем коллективно обсуждаются, анализируются, корректируются.

Ведущий:

Теперь приступим к разработке системы деятельности организации по внедрению интерактивных педагогических технологий.

Участники обобщают результаты игры. Экспертная группа отбирает максимально приемлемые варианты решения поставленных задач и готовит решение педагогического совета.

Ведущий:

Педагогический совет постановляет:
  1. С целью овладения педагогами современными интерактивными педагогическими технологиями методисту разработать и провести теоретические и практические занятия с коллективом.
  2. Обобщить опыт педагогов, эффективно использующих интерактивные педагогические технологии в работе с обучающимися и их родителями.
  3. Психологу организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых является коррекция деятельности педагогов по внедрению в образовательный процесс интерактивных технологий.
  4. Администрации разработать и обеспечить организационно-педагогические условия, обеспечивающие возможности использования интерактивных педагогических технологий в образовательном пространстве школы.
  5. Создать в образовательной организации новую организационную структуру управления, обеспечивающую включение педагогов и родителей обучающихся в самоуправленческую деятельность в рамках использования интерактивных технологий.
  6. Классным руководителям на родительских собраниях ознакомить родителей обучающихся с результатами педагогического совета.
  7. Заместителям руководителя образовательной организации по воспитательной и учебно-воспитательной работе создать банк интерактивных педагогических технологий работы с родителями и обучающимися с учетом возрастных особенностей и различных направлений воспитывающей деятельности.

Раскрывая условия эффективной организации учебного процесса с использованием интерактивных методов, важно вспомнить слова А.Н. Леонтьева, который утверждал, что любая деятельность опосредована отношением человека к другим людям. Автор теории контекстного обучения А.А. Вербицкий делает вывод о том, что «любое предметное действие совершается в социальном контексте, социально обусловлено, предполагает участие других людей и их отклик, личностную и социальную ответственность за совершаемое» . Поэтому преподавателю важно оперировать нс только предметно-технологической составляющей своей деятельности, но и ее социальным контекстом. Применительно к социальному взаимодействию, Г.М. Андреева отмечает активность каждой стороны. Ведущую сторону часто называют «инициальной», а вторую - реактивной. Но поскольку состояние каждой из сторон активно, то тот, кто внешне пассивен (реактивен) осуществляет действие принятия-непринятия воздействия активной стороны, принимая решение об участии-неучастии в совместной деятельности. Эти положения позволяют сделать однозначный и простой вывод о том, что, в образовательном процессе педагог берет на себя ответственность за принятие обучающимся воздействия и его участии в запланированной деятельности.

Наиболее глубокой и полной является систематизация основных видов межсубъектного взаимодействия, определяющих структуру совместной деятельности Д.А. Леонтьева . Д.А. Леонтьев рассмотрел се практическое воплощение в образовательном процессе, раскрывая разнообразные ситуации взаимодействия. По его мнению, схема субъект-субъектного взаимодейстия является неполной, так как в философском понимании субъект существует только в противопоставлении с объектом. Следовательно, важно увидеть предмет деятельности взаимодействующих людей и преобразовать схему в «субъскт-объскт-субъскт». Индивидуальная деятельность человека, будучи по происхождению коллективной, преобразует линейную схему взаимодействия в совместно распределенную, кооперативную, в которой субъект-субъектное взаимодейстие выступает формой координации и интеграции индивидуальных действий участников.

Такая деятельность имеет общую не только операциональную, но мотивационно-смысловую структуру.

В.И. Панов , выполняя психологический анализ педагогической деятельности, также исходит из парадигмы «субъект-субъектных» отношений в образовательном процессе. Согласно этой парадигме основное внимание уделяется учебной деятельности обучающегося, задача педагога - организовать учебную деятельность так, чтобы достичь целей занятия. Заметим, что в современной педагогике методика работы в данной парадигме ещё не разработана и для педагога представляет значительные трудности. Главная трудность в реализации субъект-субъектного подхода заключается в том, что педагог должен поставить цель, которая должна быть принята обучающимся. Только приняв цель, последний превращается в субъекта учебной деятельности. На каждый из компонентов структуры занятия, урока влияют внешние условия (по отношению к педагогу - это состояния обучающихся, характеристики внешней среды, события, происходящие в микро - и макросоциуме) и внутренние условия, определяющиеся способностью педагога оценить ситуацию и принять адекватное внешним условиям решение о своих действиях. Т.о. педагог должен быть компетентен в сфере профессиональной деятельности, т.с. готов к проявлению знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Однако остается открытым вопрос о том, насколько сформирована позиция субъекта у самого педагога. Педагог целенаправленно реализует свою профессиональную активность в форме тех или иных профессиональных компетенций (действий), а единицей анализа и критерием становления профессиональной педагогической деятельности выступает становление субъектности педагога, т.е. становление его способности быть субъектом педагогических действий.

В.И. Панов подчеркивает, что для того, чтобы педагогическия активность обрела высшую форму своего развития - форму педагогической деятельности, необходимо се поэтапное становление.

  • 1 этап. Умение воспринять и сформировать образ (перцептивную модель) требуемого действия. На этой стадии у субъекта должна сложиться перцептивная модель, субъект рассматривает, вслушивается, всматривается, происходит формирование перцептивной, концептуальной модели того, что требуется выполнить. Иными словами, происходит перцептивная ин- териоризация действия-образца. Функция контроля при этом отсутствует.
  • 2 этап. Выполнение действия посредством подражания без контроля за правильностью его выполнения. Это стадия развития субъекта репродуктивного воспроизведения, субъекта подражания. На данной стадии реализуется принцип уподобления тому, что человек видит как образец для воспроизведения. Средством для контроля выступает перцептивная модель того, что требуется выполнить.
  • 3 этап. Выполнение действия-образца при внешнем контроле за правильностью этого выполнения. Данная стадия характеризуется как стадия ученичества (позиция ученика), когда субъект способен произвольно выполнять требуемое действие, но при внешнем контроле за правильностью выполнения, который осуществляется преподавателем (внешний локус контроля). Это этап, на котором вновь начинается процесс интериориза- ции, но интериоризации уже не столько самого действия, сколько функции контроля за правильностью выполнения этого действия.
  • 4 этап. Воспроизведение действия-образца мри наличии субъективного, внутреннего контроля (интериоризованная функция контроля, т.е. произвольной регуляции - это стадия развития субъекта произвольного выполнения действия при внутреннем контроле, когда, выполняя требуемое действие, субъект сам способен оценить правильность своего выполнения этого действия (позиция мастера).
  • 5 этап. Осуществление внешнего контроля учебной активности обучающихся, когда объектом этого контроля выступают учебные действия (экстериоризованная функция произвольной регуляции) - это стадия развития субъекта экстериоризации контроля, субъекта экспертной оценки правильности выполнения требуемого действия другими индивидами (позиция эксперта). Субъект возвращается в ту ситуацию, где происходило действие. При этом происходит экстериоризация как исполнительного, так и регуляторного (контролирующего) аспектов действия, требуемого к выполнению.

Исходя из данной модели, следует, что способность быть субъектом действия включает в себя способность не только выполнять действие, но и осуществлять осознанный контроль за правильностью его выполнения. Причем сначала интериоризуется действие, а лишь потом функция контроля. При этом происходит два цикла реализации принципа единства «интериоризация - экстериоризация»: на уровне формирования (интсрио- ризации) перцептивной модели и ее экстериоризации в виде подражания, и на уровне формирования функции контроля за правильностью выполнения требуемого действия и способности к ее экстериоризации. Но понятно, что настоящим субъектом педагогической деятельности учитель становится лишь тогда, когда он готов рефлексировать и экстсриоризировать действие, что происходит на последней стадии.

Приведенная теоретическая модель становления субъекта, становления активности до «формы» деятельности представляет собой идеальную модель, в реальной же действительности выделенные этапы (стадии) развития субъсктности накладываются друг на друга, и формирование одних из них, возможно, опережает развитие других.

Одним из определяющих факторов успешности педагогической деятельности является способность развивать субъект-субъектные отношения, что также невозможно без сформированной субъектности самого педагога.

В.И. Панов включает отношения в систему экопсихологичсских взаимодействий, которая понимается как совокупность взаимодействий человека с окружающей средой и выступает системообразующим фактором для объединения и развития «человека» и «окружающей среды» в системное отношение «человек - жизненная среда». Тип взаимодействия между компонентами указанного отношения определяется ролевой позицией каждого из его компонентов. В качестве базовых типов экопсихоло- гического взаимодействия выделяются следующие шесть типов:

  • - объект-объектный, когда взаимодействие в системе «учащийся - учитель (образовательная среда)» имеет сугубо абстрактный и формальный характер и характеризуется пассивностью, и в этом смысле объемностью, с обеих сторон;
  • - объект-субъектный, когда учащийся, занимая пассивную позицию к процессу обучения, выполняет роль объекта воздействия со стороны образовательной среды, в частности, в форме педагогического воздействия со стороны педагога;
  • - субъект-объектный, когда образовательная среда выступает в качестве объекта восприятия, анализа, проектирования, экспертизы (оценки) со стороны педагога или учащегося (возможно, совместно с педагогом) как субъекта указанных или иных активных действий по отношению к образовательной среде, ее компонентам и субъектам;
  • - субъскт-субъсктный, когда компоненты системы «учащийся - учитель (образовательная среда)» занимают активную ролевую позицию по отношению друг к другу. Однако это взаимодействие тоже может иметь различные типы:
    • а) субъект-обособленный, когда каждый из компонентов занимает активную позицию, но не учитывая при этом и не принимая во внимание субъсктность другого компонента. Учебная ситуация носит характер взаимного непонимания и даже неприятия друг друга;
    • б) совместно-субъектный, когда взаимодействие ученика и педагога имеет характер совместного действия, подчиненного достижению общей цели, но в то же время не требующего изменения собственной субъектно- сти взаимодействующих субъектов;
    • в) субъскт-порождающий, когда взаимодействие в системе «учащийся - учитель (образовательная среда)» имеет совместно-распределенный характер, поскольку подчинено единой цели, достижение которой невозможно без объединения ее субъектов в некую субъектную общность. В свою очередь, это требует от ее субъектов взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого действия, их присвоения (интсрио- ризации и экстсриоризации) и, следовательно, изменения своей собственной субъектности.

Таким образом, совместно распределенная, кооперативная и порождающая субъектность ее участников деятельность требует от педагога серьезного переосмысления сложившихся привычных способов реализации профессиональных задач в образовательном процессе. Это важно, потому что основными отличиями интерактивной модели обучения являются, во- первых, реальная, а не декларируемая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование наличного опыта обучающихся как источника обучения.

Ядром интерактивных форм обучения является групповая работа, в том числе и в малых группах, что во многом определяет образовательный эффект и порождает следующие характеристики совместной деятельности:

  • - высокую активность всех участников образовательного процесса, обусловленную наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат;
  • - комфортность взаимодействия, порождаемая работой в малой группе. Работая в маленькой группе, участники держатся более свободно, уверенно. Снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой. Устанавливается тесный психологический контакт;
  • - развитие личностных качеств, повышение самооценки участников взаимодействия. Все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения, развить способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности, научиться подчинять личные интересы интересам общего дела, строить конструктивные коммуникативные модели.
  • - развитие умения выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли.

Активные и интерактивные методы и приемы стали все чаще включаться и в такую традиционную форму обучения, как лекция. Например, лекция-беседа, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция с применением элементов «мозгового штурма» (брсйнстор-минга), лекция с разбором микроситуаций предполагают непосредственный контакт с аудиторией, позволяют привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный опыт и знания. Такие приемы активизируют познавательную деятельность аудитории, дают возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью.

Подводя итоги сказанному, важно подчеркнуть, что в интерактивном обучении параллельно идут два процесса: освоение содержания образования и коммуникативный процесс. 11есомненно, что каждый преподватель является специалистом в области содержания своего учебного предмета, но кроме этого необходимо помнить о следующих психолого-педагогических условиях достижения эффективности в образовательном взаимодействии:

  • 1. Создание благоприятного психологического климата, отражающего качественную сторону отношений и характеризующегося стремлением к совместности, взаимопомощи, стремлением к достижению конструктивного результата, позитивными эмоциями;
  • 2. Диалоговый стиль общения, подразумевающий высокую личную вовлеченность участников, взимное уважение, равноправие, сотворчество, активное слушание;
  • 3. Учет фаз групповой динамики (содержание понятия «групповая динамика» будет раскрыто во второй главе пособия);
  • 4. Развитие навыков группового взаимодействия, которое происходит с помощью организации деятельности в парах, тройках, малых группах с динамическим, меняющимся составом;
  • 5. Рефлексивное подведение итогов, которое помогает каждому участнику определить личный уровень продвижения, а группе - выработать правила эффективной совместной деятельности.

Вначале преподаватель подробно останавливается на том, что нужно, чтобы усвоение считалось полным. В качестве общего обзора он может показать и объяснить составленную им таблицу целей для данного курса. Для более подробного пояснения учитель может показать предварительный тест, т.е. продемонстрировать ученикам вариант заключительной проверочной работы, но с использованием других проверочных вопросов.

Затем преподаватель знакомит с тем, как будет построен процесс обучения, чтобы достичь полного усвоения. В практике работы по этой системе основной упор обычно делается на следующих основных идеях:

Обучение будет осуществляться по новому методу, который позволит достичь хороших результатов не небольшой его части, а всем учащимся;

Каждый получает отметку только на основе заключительной проверки знаний по всему курсу;

Отметка каждого определяется не путём сравнения с результатами других, а заранее определенным эталоном;

Каждый обучающийся, достигший эталона, получает отметку «отлично»;

Число отличных отметок не ограничивается. Соответственно, взаимопомощь не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;

Каждый обучающийся получит любую необходимую помощь. Поэтому если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены альтернативные возможности;

На протяжении всего курса обучения каждый обучающийся получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением, результаты этих проверок не

оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы обучающийся мог легче ориентироваться в своих пробелах или ошибках и исправить их;

В случае затруднений при выполнении текущих про -верочных работ сразу же будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки.

Единственный критерий оценки - эталон полного усвоения знаний и умений. После выполнения проверочной работы учащиеся разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим, либо просто могут быть свободны до начала изучения следующей учебной единицы. Основное же внимание преподаватель уделяет тем, кто не смог продемонстрировать полное усвоение материала. С ними проводится вспомогательная (коррективная) учебная работа. Для этого вначале выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях. По той части учебного материала, которая должным образом не усвоена большинством, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причём способ изложения изменяется (например, с активным использованием наглядных пособий, которые не применялись при его первом изложении; с привлечением дополнительных видов учебных действий детей и т.д.). При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа.

Переход к изучению новой учебной единицы происходит лишь в том случае, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы.

INNOVATIONAL APPROACHES TO TRAINING IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

I.S. Peshnya (Irkutsk Institute of Medical Advanced Studies)

The most important feature of the modern education is its direction to the preparing of the students not only to adapt themselves to the situation of the social changes but to perform actively and the innovative studying helps to manage with it. Innovative approaches to the studying are divided in two groups: Technological and searching. The technology ofcomplete adopting of know ledge became popular.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996 - 112 с.

2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе интенсификации и эффективного управления УВП. - М.:

НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: АРЕНА, 1994 - 222 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

© ВИНОКУРОВА М.И. - 2006

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.И. Винокурова

(Иркутский государственный лингвистический университет, ректор - д.ф.н., проф. Г. Д. Воскобойник)

Резюме. Интерактивные технологии обучения обладают большим педагогическим потенциалом в области обучения, воспитания и развития. Реализовать данный педагогический потенциал и, таким образом, достичь высокой степени удовлетворённости процессом обучения, можно лишь при соблюдении ряда условий интерактивного обучения. К ним относятся: организационно-педагогические, социально-педагогические и психолого-педагогические условия. Ключевые слова. Интерактивные технологии обучения, педагогический потенциал, организационно-педагогические условия, социально-педагогические условия, психолого-педагогические условия.__________________

Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения дает и обосновывает преимущества их применения в решении всех задач обучения и воспитания.

Так, в области дидактики - это расширение кругозора, активизация познавательной деятельности; возможность применения знаний и умений в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности; развитие или выработка техники перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо; умение формулировать вопросы и отвечать на них.

В сфере воспитания - развитие самостоятельности, активности и воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных и мировоззренческих установок, формирование умения работать в коллективе и коммуникативных качеств.

Помимо этого мы приходим к выводу о том, что применение интерактивных технологий обучения способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, соединять воедино; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать ожидаемый результат, находить способ варьирования или перестройки чего-либо .

Кроме того, интерактивные технологии обучения позволяют упростить приобщение к нормам и ценностям социума; адаптироваться к условиям среды; осуществлять контроль, саморегуляцию; обучают общению, психотерапии, совершенствованию умения выразить свою мысль в устной и письменной форме, умению установить и поддерживать психологический контакт; умению слушать собеседника, понимать его мотивы, определять его текущее психологическое состояние, навыку владения широким спектром поведения; умению доказать, убедить, высказать согласие/несогласие .

Использование интерактивных технологий предполагает высокую интеллектуальную нагрузку на обучаемых, напряжённый регламент работы и, возникающие порой, фрустрирующие ситуации, связанные с психологическим дискомфортом (в случае несовместимости участников команды, принятия неправильных решений, неэффективных действий преподавателя или коллег по обучению и пр.), что требует квалифицированного, психологически грамотного управления процессом такого обучения и наличия у преподавателя коммуникативно-интерактивного потенциала, позволяющего превентивно отслеживать потенциальные трудности и, в случае возникновения, преодолевать их, или оказывать психолого-педагогическую поддержку обучаемым.

В результате исследования нами констатировано, что преподаватель, работающий в инновационной образовательной парадигме, достигает большей результативности, если организует учебный процесс как коммуникационный, прорабатывая на программно-целевом уровне каждый элемент этого процесса: цель - содержание - средства - каналы - результат - обратная связь, учитывая принципы работы со студенческой аудиторией, демонстрируя свою дидактическую и коммуникативную компетентность. В ходе исследования удалось установить, что достичь образовательной результативности, то есть развить коммуникативную компетенцию студентов, повысить их мотивационную го-

товность к проявлению познавательной активности и при этом достичь высокой степени удовлетворённости процессом обучения, можно лишь при соблюдении ряда условий интерактивного обучения.

Как известно, условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, а сам предмет выступает как нечто обусловленное. Следовательно, условие, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира, в отличие от причины, порождающей то или иное явление или процесс, составляет ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются .

Анализ опыта применения интерактивных технологий обучения позволил нам выделить, прежде всего, организационно-педагогическиеусловия. Это разумное сочетание традиционных и инновационных технологий обучения; программно-целевая проработка каждого технологического «шага» или процедуры методического комплекса интерактивных технологий (постановка образовательных, развивающих и игровых целей, модульный подбор средств и определение векторов действия на развитие умений, прогнозирование «тревожных» ситуаций и конечного результата); наличие общей системы оценивания достигнутых результатов по окончанию цикла занятий, установление субъект-субъект-ных отношений, основанных на позитивном межличностном взаимодействии преподавателя и обучающегося и обучающихся между собой.

Совместная целесообразная деятельность двух субъектов учебной деятельности в рамках занятий с применением интерактивных технологий обучения, «эффективное социально-педагогическое взаимодействие» , направлены, прежде всего, на утверждение и самоутверждение статуса обучающихся в мире общественных отношений, явлений, развитие знаний, умений, установок и личностных качеств. Преподаватель, занимая позицию партнера-помощника, способствует созданию реальных предпосылок для саморазвития личности обучающихся.

При таком подходе роль преподавателя становится, в основном, партнёрской и аудиторской, его основная функция - управлять коммуникационным процессом, то есть инструктировать, стимулировать соревновательную активность, учебно-познавательную деятельность, создавать творческую атмосферу, поощрять индивидуальный и коллективный успех, корректировать процесс достижения поставленных целей и действия участников интерактивного процесса обучения, организовывать дискуссии и рефлексивный анализ.

В то же время в процессе занятий обучающиеся вступают в общение друг с другом. Готовность к конструктивному общению, непредвзятому отношению к противоположному мнению, признание рационального момента в иной позиции являются не только принципами, но и необходимыми условиями деятельности в системе «обучающийся - обучающийся».

Существенной характеристикой диалогического общения при этом является равенство позиций и активная роль взаимодействующих сторон. Индивидуализированное отношение субъектов обучения друг к другу, к содержанию занятий проявляется в действиях, настроениях и преобразуется в групповое отношение субъектов. Последнее не является простой суммой от-

ношений людей, а его следует рассматривать как сложное интегративное образование, результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимодополнения участников занятия.

Данные обстоятельства требуют развития дидактической, коммуникативной культуры и игровой технологической компетенции у преподавателей, использующих интерактивные технологии обучения.

К социально-педагогическим условиям, как показал анализ применения интерактивных технологий обучения, следует отнести создание творческой атмосферы на занятиях и реализация принципов игрового имитационного моделирования, к которым относятся: активность позиции, выражающаяся в проявлении физических и интеллектуальных сил студентов, начиная с подготовки к занятию, а также затем в самом процессе занятия и в ходе обсуждения полученных результатов; принцип занимательности в разыгрывании и исполнении ролей, основанный на игровом моделировании деятельности и оказывающий сильное эмоциональное воздействие на обучающихся; принцип индивидуальности и коллективности: на наших занятиях имеет место проявление чисто индивидуальных качеств как условие самовыражения и самоутверждения, коллективность выражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности; принцип проблем-ности, который реализуется при разрешении возникающих в процессе занятий задач.

Кроме того, важны правильная организация пространственной среды («коммуникативного игрового поля») и регламент обучения, то есть необходимо в соответствии с законами и принципами организации учебно-игровой деятельности разрабатывать правила каждого конкретного этапа комплекса интерактивных технологий, которые должны создавать благоприятные

условия для максимального проявления потенциальных способностей обучающихся.

К психолого-педагогическим условиям, выщеленныш в итоге экспериментальной работы, мы относим высокую мотивационную готовность к образовательной и развивающей деятельности. Как известно, психологи относят игру к интрогенному поведению, то есть поведению, детерминированному внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстра-генного поведения, определяемого внешней необходимостью , отсюда следует, что интерактивные технологии только тогда реально обучают и воспитывают, когда пробуждают внутренние силы обучающихся, стимулирует их самодеятельность. Исходя из этого, преподавателю необходимо весь комплекс интерактивных технологий использовать как совокупность учебной и социально-коммуникативной деятельности, которая обеспечивает одновременно передачу предметных знаний, умений, навыков, развивает умственные силы и пробуждает внутренние стимулы обучающихся к самопознанию, саморазвитию и самообучению. Следовательно, при организации занятий необходимо добиваться того, чтобы у обучающихся формировались и развивались способы собственного нравственного сознания, формы поведения, способности анализа, адекватного выбора и решения о действиях в условиях общения и взаимодействия.

Таким образом, если занятия с применением интерактивных технологий обучения проектируются на основе диагностики развития качеств личности, то являются одним из средств, способствующих развитию и воспитанию обучающихся. И если преподаватель использует интерактивные технологии целенаправленно, с учётом всех педагогических особенностей, то он обязательно окажется «в выигрыше».

CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF POSITIVE CONSTITUENT OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

M.I. Vinokurova (Irkutsk State Linguistic University)

Interactive technology of training has a great pedagogic potential in the sphere of studying, upbringing and development. To realizate this pedagogical potential and to reach high degree of satisfaction of training process you should observe some conditions of interactive training. They are: organizational - pedagogic, social - pedagogic and psychological - pedagogic conditions.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арстанов М.Ж. и др. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / Арстанов М.Ж., Пид-касистый П.И., Хайдаров Ж.С., Хайдаров Ж.С. - Алма-Ата, 1980. - 352 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: АРЕНА, 1994.

3. Учебное общение как предмет социально-психологического исследования и коррекции // Современные технологии обучения в гуманитарном вузе: Материалы межвуз. научно-метод. конф. - СПб.: РГПУ, 1994.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова - М.: Политическая литература, 1987. - 588 с.

5. ЭльконинД.Б. Психология игры. - М: Педагогика, 1978.