Вентиляция детских дошкольных учреждений. XIV. Требования к оборудованию пищеблока, инвентарю, посуде


В детских дошкольных учреждениях (сады, ясли) устанавливается естественная приточно-вытяжная вентиляция, которая рассчитывается на основе таблицы расчетных параметров воздуха, воздухообмена и температуры. В помещениях, где дети находятся почти постоянно, то есть в игровых комнатах, столовых, спальнях и т. д., должно быть предусмотрено угловое или сквозное проветривание.

Если здание детского дошкольного учреждения находится в местности, где летом наблюдаются повышенные температуры, то угловое или сквозное проветривание, также монтируется в стиральных, сушильных и туалетных помещениях, а также на кухнях. Проветривание (угловое или сквозное) не предусматривается, если ясли или детский сад расположены на Крайнем Севере, в Заполярье и на Чукотке.

В большинстве случаев, из помещений, где предусмотрено сквозное или угловое проветривание, воздух удаляется через смежные с ними помещения. Например, из спальной комнаты воздух выводится через игровой зал или гардеробную (раздевалку); для проветривания кухонного помещения, могут быть использованы такие смежные с ним комнаты, как кладовая, зал предварительной подготовки продуктов и т. п.

Единственное условие, которого необходимо строго придерживаться при монтаже естественной приточно-вытяжной вентиляции в детских дошкольных учреждениях, в каком регионе они бы не находились, состоит в том, чтобы вытяжные воздуховоды из кухонных, стиральных, сушильных и туалетных помещений не проходили через игровые комнаты и,тем более, помещения для отдыха детей (спальни).

Если в туалетных комнатах и местах, где установлены рукомойники, ножные ванные или душ нет оконных проемов или других отверстий в стенах, через которые периодически можно проветривать помещение, то в этих комнатах рекомендуется устанавливать малогабаритные осевые вентиляторы. Их количество должно соответствовать числу открытых каналов в приточно-вытяжной вентиляции, а монтаж вентиляторов рекомендуется выполнять на наружном ограждении каналов.

При монтаже приточно-вытяжной вентиляции в детских дошкольных учреждениях, особое внимание следует уделять помещениям, где проводятся медицинские манипуляции: медицинские пункты, а также комнаты для различных процедур, необходимых при некоторых заболеваниях или при восстановлении после операций и т. п. В таких помещениях вытяжные каналы рекомендуется монтировать отдельно от общей вентиляции детского сада или яслей.

Согласно таблице расчетных параметров воздуха, воздухообмена и температуры, кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха в детских дошкольных учреждениях не должно быть менее, чем 50 кубических метров на одного ребенка в час. Также, в системах приточно-вытяжной вентиляции в детских садах и яслях не допускается использование асбестоцементных воздуховодов или их аналогов.

Встает первый вопрос: как будет работать вытяжка? Тоже периодически? Постоянно она работать не может, иначе, в отсутствие проветривания через окна, это самое «проветривание» будет осуществляться откуда угодно. Запахи потянутся из санузлов, пищеблока, каких-то еще близлежащих помещений. Значит - тоже периодически. В таком случае и вытяжные системы должны быть обособленными для каждого помещения с пребыванием детей. Очень сомнительно, что удастся обеспечить одновременное открытие окон и фрамуг сразу во всех детских группах. Вроде бы вопрос решен. Автономная вытяжка в каждом помещении, которая будет включаться в момент открытия окон, создавая тем самым сквозное проветривание. Раз в 1,5 часа.

Тогда встает другой вопрос. Может, я снова чего-то не понимаю, и организация холодных сквозняков зимой каждый 1,5 часа в течение 10 минут - это залог здоровья и комфорта? А отсутствие вообще любой вентиляции в оставшиеся 1 час 20 минут, - это тоже круто и по-нашему? Особенно круто и «по-нашему» для групп, чьи помещения располагаются вблизи пищеблока, - они больше всех будут рады. Я не нашел это крутым ни с какой стороны, а потому начал копать. Я почему-то исходил из того, что детям желательно постоянное поступление свежего воздуха, а не раз в 1,5 часа. Поэтому решил пока не обращать внимание на прочерк в графе «Приток», а попытаться проанализировать.

Если сделать вытяжку постоянной, а компенсацию притоком организовать в смежные коридоры? Вроде бы не нарушаем… Но тогда как быть опять же с проветриванием, столь любимым СанПиНом и ненавидимым родителями? При таком решении какое-то проветривание, конечно же, тоже не исключено, но ведь надо нам не какое-то там, а сквозное. Получается, что приток на время проветривания тоже нужно отключать. Тогда вытяжка начнет протягивать через помещение воздух от открытых фрамуг, и будет сквозное проветривание. В этом случае, опираясь на вышеизложенные выводы, механический приток тоже нужно делать автономным для каждой группы! Чет сложно как-то все.

Как вариант, можно запитать вентиляцию на «умную» автоматику. Нашпиговать фрамуги концевыми датчиками, от них - сигналы на частотник. Открыли окна - частотник увеличил вытяжку, идет проветривание. Закрыли окна - частотник уменьшил вытяжку, в помещении - баланс. Хотя эта самая вытяжка вполне способна помимо воздуха из окон подтягивать воздух из смежных санузлов, вытяжки - они такие. Ближайшие к окнам диффузоры - воздухообмен со свежим воздухом. Ближайшие к санузлам и коридорам диффузоры - воздухообмен с санузлами и пищеблоком. И опять же: у нас и так отдельная приточная система на каждую группу. А тут еще и частотники, оконные датчики какие-то. Можно представить глаза заказчика: он-то хотел садик открыть, а мы тут ему умные дома проектируем.

Организация механического притока - не важно, в смежные ли коридоры, или непосредственно в помещения с пребыванием детей,- сама по себе приводит к еще одной немаловажной дилемме. Как быть с приточным воздухом летом? Гнать детям жару с улицы - ну ее, такую вентиляцию. Делать центральное кондиционирование - это максимум 2-3 дня «комфорта». Потом детская группа благополучно уйдет на больничный, охлаждать воздух больше не нужно будет, да и вентилировать ни к чему. Точность регулирования температуры приточного воздуха, точность поддержания климатических параметров при центральном кондиционировании оставляет желать лучшего, что бы ни писали производители, что бы ни проектировали проектировщики. Как минимум, это те же холодные сквозняки, но уже не раз в 1,5 часа, а постоянно. Как максимум, родители детей элементарно сожгут приточку. Да и проектировщика заодно.

К оборудованию дошкольных учреждений относятся предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений. Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм; оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.

Оборудование раздевальной (приемной)

В приемной младшей и средней групп раннего возраста должны быть пеленальные столы, шкафы для верхней одежды детей, шкафы для персонала. Для хранения верхней одежды индивидуальные шкафчики высотой 120- 135 см. Шкафчики оборудованы полками для головных уборов, для обуви и крючками для верхней одежды. Для одежды персонала и родителей имеется отдельная вешалка. В раздевальной должны быть низкие диванчики или скамейки-приступки высотой 18-20 см. Предусматриваются устройства для сушки одежды и обуви, установлены стеллажи для игрушек, умывальная раковина, место для кормления грудных детей матерями.

Оборудование групповых (игровых) комнат

Мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями.

В настоящее время вся мебель, которая используется в ДОУ, должна соответствовать основным размерам столов и стульев для детей младшего и дошкольного возраста (табл. 2.2). Для ДОУ утверждены определенные виды и размеры столов и стульев: столы четырехместные - для детей 1,5-5 лет; столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки и ящиком для учебных пособий - для детей 5-7 лет; столы двухместные трапециевидные для детей от 1,5 года до 4 лет; столы одноместные - для использования в быту. Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц.

Рекомендуется цветовая маркировка столов и стульев, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующие его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом.

Таблица 2.2

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного

и дошкольного возраста

В каждой из групп желательно иметь «Карту рассаживания детей за столами», в которой отражают фамилию, имя ребенка, длину тела, состояние зрения и слуха, группу мебели, ряд и место, которое за ним закрепляется. При размещении детей учитывают состояние здоровья, зрения и слуха. Два раза в год медицинская сестра и воспитатель на основании данных измерения длины тела (роста) осуществляют контроль над рассаживанием детей с записью в Карту. В каждой группе нужно иметь не менее двух-трех размеров столов и стульев.

Для лучшего естественного освещения четырехместные столы желательно расставлять в два ряда узкой частью к окнам, двухместные - в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают вглубь помещения.

Источник света для праворуких детей должен находиться слева, для леворуких – справа.

Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения - ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Первый ряд столов для наилучшей видимости демонстрационного материала располагают от доски на расстоянии 2,0-2,5 м.

В игральных и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей в группе, они должны быть одной промаркированной группы. Кроме столов и стульев, в игральных и групповых комнатах имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды. Расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м; расстояние 1-го ряда столов от окна - 1 м, от доски-не ближе 2,5-3,0 м; высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7-0,8 м, размер настенной доски 0,75-1,5 м.

Если в дошкольном учреждении есть 1-я группа раннего возраста, необходимо иметь не менее двух пеленальных столов, двухместный стол для кормления детей от 7 мес до 1 года, умывальник (для взрослых) с локтевым смесителем, а также один или два разборных манежа для бодрствующих детей в возрасте до 4-5 мес и от 4-5 до 8-9 мес.

В группах раннего возраста для развития движения у детей необходимо иметь горки, мостики, доски, а также специальное оборудование для физических упражнений. Вместо стульев в этих группах рекомендуются кресла с подножками. Для детей раннего возраста делают одноместные столы.

Для раздачи пищи и мытья посуды в каждой из групповых комнат есть буфетная. Она включает в себя следующее оборудование: шкаф-стол с мойкой, шкаф-стол кухонный, шкаф навесной, шкаф навесной для сушки посуды и стол сервировочный.

В групповой, в специально отведенном отдельном помещении, может быть предусмотрен «уголок живой природы», который должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (пункт 6.13).

Оборудование спален

Конструкция кроваток (деревянных ил и металлических) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию.

Для оборудования спален яслей-садов используют кровати двух типов: с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет (длина 120 см, ширина 60 см, высота ограждения от пола 95 см - предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания не менее чем на 15 см); для детей 3-7 лет (длина 140 см, ширина 60 см и высота 30 см).

У каждой кровати ставят стул, сидя на котором, ребенок может снять и надеть свою одежду. Кровати размещают с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки - из мягкого пера, небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Оборудование туалетных

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В туалетных, предназначенных для детей ясельного возраста, имеются три детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков, один умывальник взрослый, слив, детская ванна, хозяйственный шкаф. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, чтобы избежать лишних затрат времени на туалет детей.

В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола). Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой (28 см), а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами (22 см). Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.

В соответствии с новыми требованиями в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом.

В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Гигиенические требования к воздушной среде помещений

Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, т. е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.

Качественный состав воздушной среды помещений слагается из химических веществ антропогенного происхождения, компонентов мигрирующих из современных полимерных и лакокрасочных материалов, детских игрушек.

Состав воздуха в ДОУ в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и др., которые ухудшают самочувствие ребенка.

Изменения химического состава воздуха в помещениях вызываются тем, что выдыхаемый человеком воздух значительно отличается от атмосферного (табл. …….).

Таблица …..

Химический состав атмосферного и выдыхаемого воздуха

(в процентах от общего объема воздуха)

Органические вещества: аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород - человек выделяет через кожу, полость рта и кишечник. В воздухе помещений их тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Особенно много органических веществ образуется в туалетных помещениях, прачечной, кухне. При наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшаться и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода.

В помещениях постепенно изменяется ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, ухудшая тем самым качество воздуха.

Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микроорганизмов, выделяемых при дыхании, кашле, чиханье. Следует внимательно следить за состоянием полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей у детей.

Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микроорганизмы погибают, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям.

Химический состав и физические свойства воздуха в жилых помещениях, как правило, изменяются по мере увеличения в нем уровня углекислого газа (СО2). Количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1 %. При расчете необходимого объема воздуха на ребенка в 1 ч принято исходить из количества выдыхаемого им за это же время СО2 и предельно допустимой концентрации его в воздухе помещений. Выделенный СО2 должен распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания. Количество углекислого газа, выделяемого за 1 ч, зависит от возраста ребенка и характера выполняемой им работы. Дети дошкольного возраста выдыхают около 4 л СО2, младшего школьного возраста - 8- 10 л.

Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5-8 м3 воздуха. Такая кубатура достигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,0-2,5 м2, а высота помещения достигает 3 м.

Естественный обмен воздуха в помещениях (через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и др.) недостаточен, поэтому помещения проветривают через открытые окна, фрамуги и форточки.

В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже -5 °С и отсутствует сильный ветер, в ДОУ проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. При проветривании необходимо избегать сквозняков.

В отсутствие детей в помещениях проводят сквозное или угловое проветривание (открывают фрамуги, форточки или окна). Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже -20 ºС) проводится не более 2-3 мин., при более теплой погоде - проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей.

Для эффективного проветривания помещений ДОУ окна оборудуют откидными фрамугами с рычажными приборами и используют их для проветривания во все сезоны года.

Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50.

При проветривании через фрамуги увеличиваются скорость движения и объем поступающего воздуха. Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух за счет своей относительной массы, опускаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение (в отсутствии детей).

Все фрамуги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, рычаги) для свободного их открывания и закрывания.

Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помочью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха.

Постоянное проветривание групповых ком ват и спален осуществляется также через приточные шкафы, которые встроены в одну из наружных стен помещения.

Гигиенические требования к тепловому режиму помещений дошкольных учреждений

Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Если она слишком высокая, отдача организмом тепла затрудняется и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом и ребенок переохлаждается. Это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет любую их деятельность. Отопление в ДОУ должно создавать условия теплового равновесия без резкого напряжения терморегуляции (тепловой комфорт).

Комфортные тепловые условия ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом и зависят от состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей.

В помещениях, предназначенных для здоровых детей от рождения до 7 лет, установлены определенные нормы температуры воздуха (табл. ……).

Таблица ……

Температура и кратность обмена воздуха в основных помещениях ДОУ

Помещения Температура Кратность обмена воздуха
В I A, Б, Г климатических районах В других климатических районах
приток вытяжка приток вытяжка
Приемные, игровые

ясельных групп:

- младшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
- средней и старшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Приемные, игровые младшей дошкольной группы 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Групповые, раздевальные: -
- младшей, средней 21-23 2,5 1,5 - 1,5
- старшей, подготовительной 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Спальни ясельных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Спальни дошкольных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Туалетные ясельных групп 22-24 - 1,5 - 1,5
Туалетные дошкольных групп 21-23 - 1,5 - 1,5
Залы для музыкальных и гимнастических занятий 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Прогулочные веранды Не менее 12 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Зал с ванной бассейна Не менее 29 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Раздевалка с душевой бассейна 25-26 по расчету
Медицинские помещения 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Отапливаемые переходы Не менее 15 по расчету, но не менее

20 м3 на 1 ребенка

В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22 ºС. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40-60 %, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с; влажность воздуха в кухне и постирочной - 60-70%.

В ДОУ применяют различные системы отопления: центральное или автономное водяное, газовое и, редко, печное.

Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95 ºС. Колебание температуры в различных помещениях ДОУ в течение суток не превышает 2-3 °С. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Средняя температура поверхности отопительных приборов должна быть не более 80 ºС. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит.

Гигиенические требования к организации водоснабжения

Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для питья, приготовления пищи, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. Качество воды, которая используется в дошкольном учреждении, должна отвечать требованиям действующего стандарта.

В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным - 100 л. Холодным и горячим водоснабжением должны быть обеспечены групповые ячейки, медицинский блок, пищеблок, туалетные, постирочные, бассейн. Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 °С и не выше 60 ос.

В каждой группе ДОУ должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. Воду обновляют ежедневно.

Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.

Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. Вода не должна содержать: органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих жесткость воды (жесткая вода не представляет опасности для организма, однако в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды).

Санитарное содержание дошкольных учреждений

Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1-2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОУ должен производиться ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.

При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре - маты, а в вестибюле - дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.

Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.

Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют.

Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.

Столовая и чайная посуда выделяется дня каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с дефектами.

Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.

Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения, с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскиваются горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машины

Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.

В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15- 20 мин, потом промывают водой, кипятят З мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.

В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, Радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п., ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.

Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.

Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств («Лиолит», «Доместос», «Белор», «Амфолан Д», гипохлорид натрия, ПФК).

Весь уборочный инвентарь после пользования промывают горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям. Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетных.

Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурные снаряды и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, перелопачивают, загрязненный песок заменяют чистым.

Проект отопления вентиляции детского сада на 160 мест ОВ. + раздел теплового пункта ТМ

Формат dwg

Документация прошла экспертизу

В данном разделе проекта решены вопросы отопления, вентиляции, теплоснабжения калориферов и кондиционирования для Детского сада на 160 мест

Система отопления принята двухтрубная, вертикальная. Магистральные трубопроводы проложены по подвалу. Нагревательные приборы- биметаллические радиаторы РБС «Сантехпром-БМ» и регистры из гладких труб. На подводках к нагревательным приборам установить терморегулирующие клапаны RTD-N, на подводках к регистрам из гладких труб предусмотрены краны двойной регулировки.

В пределах групповых приборы отопления и трубы во избежании возможности получения травм закрываются защитными экранами (деревянная обрешетка), материал экранов не должен оказывать вредного воздействия на человека. В групповых 1-го этажа предусмотрены теплые полы, теплоснабжение которых осуществляется через регулируемые насосно-смесительные узлы. Теплоноситель для теплых полов 40-30 С.

Температура поверхности пола принята 23С. В помещениях раздевалок установлены скамейки-обогреватели «Завалинка» для сушки уличной одежды. На ветках и стояках отопления для гидравлической регулировки предусмотрена установка балансировочных клапанов. Удаление воздуха из системы отопления осуществляется из верхних точек через воздухосборники и воздухоотводчики. Дренаж системы отопления осуществляется из нижних точек через спускные краны.

Трубопроводы приняты из стальных водогазопроводных труб по . Трубопроводы окрашиваются масляной краской за 2 раза. Все трубопроводы систем теплоснабжения и магистральные системы отопления теплоизолировать минераловатными цилиндрами «Rockwool» толщиной 30мм. В местах пересечения перекрытий, внутренних стен и перегородок трубопроводы проложить в гильзах с последующей заделкой зазоров негорючими материалами.


Основные решения по вентиляции и кондиционированию.

Вентиляция помещений детского сада запроектирована приточно - вытяжная с механическим и естественным побуждением. Приточная и вытяжная механическая вентиляция предусмотрена для помещений пищеблока, блока постирочной, для отдыха персонала с местами для приема пищи, для гардеробов спецодежды, для административных помещений, в которых на одного работающего приходится менее 40м3 объема помещения. Проектом предусмотрены приточные установки фирмы NED,расположенные в венткамере на отметке -3.000 и за подвесным потолком в коридоре 2-го этажа. В состав приточных установок входят: - клапан наружного воздуха, фильтр, водяной воздухонагреватель, вентилятор и шумоглушитель.

Установка П5 принята с электронагревателем. В качестве вытяжных приняты крышные вентиляторы «Климатвентмаш», устанавливаемые на кровле на специальных монтажных стаканах СКШ со звукоизолированными стенками, канальные вентиляторы фирмы NED, бытовые вентиляторы завода Эра. Воздухообмены определялись по кратностям и на ассимиляцию теплоизбытков в горячем цехе. Согласно технологическому заданию выполнены местные отсосы от оборудования в горячем цехе, а также запроектированы вытяжные зонты над мойками в помещении для обработки яиц и в помещении моечной посуды.

В помещениях с вытяжными зонтами над мойками, а также в гладильной воздухообмен принят по местным отсосам. В административных кабинетах при объеме помещения 40м3 и более на од-ного работающего вентиляция осуществляется периодическим проветриванием через открывающиеся фрамуги и форточки. Расчет воздухообменов по кратностям представлен в приложении №2, на ассимиляцию тепловлагоизбытков - в приложении №3. Воздух в помещения подается в верхнюю зону через регулируемые приточные решетки, удаляется из верхней зоны через вытяжные регулируемые решетки. Решетки приняты «Арктос» фирмы «Арктика». Магистральные воздуховоды прокладываются в коридорах под потолком. Приточные камеры до воздухонагревателей и воздухозаборный воздуховод теплоизолировать минватными плитами Rockwool.

В воздуховодах систем общеобменной вентиляции для предотвращения проникновения дыма при пожаре в помещения предусматривается установка огнезадерживающих клапанов при прохождении воздуховодов через противо-пожарные преграды и конструкции. Клапаны предусмотрены для систем, обслуживающих производственные помещения и склады категории В2, В3, при присоединении сборного этажного воздуховода к вертикальному коллектору. Предел огнестойкости клапанов предусмотрен не ниже: -Е1 90 при пересечении противопожарной преграды REI 150 и более; -Е1 60 при пересечении противопожарной преграды REI 60 ; -Е1 30 при пересечении противопожарной преграды REI 45(EI 45); -Е1 15 при пересечении противопожарной преграды REI 15(EI 15);

Огнезадерживающие клапаны предусматриваются с ручным, автоматиче-ским и дистанционным управлением, с приводами Belimo. Места прохода транзитных воздуховодов через стены, перегородки и перекрытия заполняются негорючим материалом, обеспечивая нормируемый предел огнестойкости пересекаемой конструкции. При пожаре все вентиляционные системы автоматически отключаются.


Кондиционирование.

Согласно технологическому заданию в ряде помещений для поглощения теплоизбытков и повышения комфортности предусмотрена установка настенных сплит-систем. Наружные блоки устанавливаются на кровле.В качестве труб холодоснабжения используют медные трубы в тепловой изоляции К-FLEX ST.

Дымоудаление.

Дымоудаление непосредственно из помещений не предусмотрено, так как в категорируемых по пожарной опасности помещениях нет постоянного пребывания людей, отсутствуют помещения высотного стеллажного хранения. В помещениях общественного назначения, площадью 50 м2 и более людей менее 1 человека на 1м2, также во всех этих помещениях выполняется условие естественного проветривания (открываемые оконные проемы шириной не менее 0,24м на 1м длины наружного ограждения, максимальное расстояние от внутренних ограждений менее 20м)

Запректированы три системы дымоудаления из коридоров 1-го и 2-го этажей без естественного проветривания или с естественным, но недостаточной площадью для выброса продуктов горения. Вентиляторы дымоудаления приняты крышные, Огнестойкостью 2час/ 400ºС. Дым из коридоров удаляется через клапаны дымоудаления КЛАД-2 с пределом огнестойкости EI 90(требуемый предел при удалении продуктов горения из коридора EI 30). Воздуховоды дымоудаления выполнены плотными класса герметичности В толщиной 0,8мм, с пределом огнестойкости EI 30. Кровля в радиусе 2м от выброса дыма - негорючая.

Вопросы экспертизы и ответы на них :

№ п.п.

Замечания

Ответы

11.1

11.1 Подраздел по содержанию не соответствует требованию пункта 19 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87: текстовая часть подраздела полностью не соответствует требованиям п. 19а-о, не обоснованно приложены в составе тома расчеты теплопотерь, в графической части представлены рабочие чертежи вместо проектной документации (согласно договору на проведение государственной экспертизы); решения раздела КР. В текстовой части подраздела отсутствуют конкретные данные об источнике теплоснабжения, сведения о наличии сертификатов соответствия требованиям промышленной безопасности и разрешений на применение для источника теплоснабжения; конкретное описание принятых систем и принципиальных решений по отоплению, вентиляции и противодымной защите помещений; обоснование оптимальности размещения и характеристики принятого оборудования; сведений по тепловой изоляции. Оформление проектной документации подраздела ведется без учета ГОСТ Р 21.1101-2013.

В проектную документацию внесены изменения, текстовая часть откорректирована в соответствии с требованиями постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 п. 19а-о

11.2

Параметры внутреннего воздуха в помещениях приняты на основании недействующих нормативных документов. Проектирование подраздела принято на основании недействующих нормативных документов.

Замечание принято.В проект внесены изменения, раздел откорректирован в соответствии СаНПиН 2.4.1.2660-13 « Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

11.3

Отсутствуют технические условия на проектирование (п.6 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83). 4. В электронном виде представлены проектные материалы с котельной в качестве источника теплоснабжения, в бумажном - источник - тепловые сети.

11.4

В инженерно-геодезических изысканиях отсутствуют характеристики тепловых сетей и сооружений.

В пояснительную записку внесены изменения. См. ПЗ Изм.1

11.5

Для обоснования принятых проектных решений отсутствуют расстояния до всех коммуникации в соответствии с п. 9.3, 9.7 и обязательным приложением Б СНиП 41-02-2003.

В проект внесены изменения

ИОС.4ТС-4 Изм.1.

11.6

При проектировании трубопроводов теплоснабжения в ППМ изоляции не обоснованно присутствует антикоррозионное покрытие и тепловая изоляция трубопроводов.

Антикоррозионное покрытие и тепловая изоляция предусмотрена только для трубопроводов в тепловой камере УТ1.

11.7

В нарушении требований п. 6.1.2 СНиП 41-01-2003 (п. 6.1.2, 6.1.3 СП 60.13330.2012) отсутствуют решения по учету тепла. При проектировании теплового пункта не решены вопросы по опорожнению и прочистке трубопроводов и систем потребления теплоты по п. 6.4-6.7 СП 41-101-95.

На вводе тепловой сети в здание детского сада, в помещении теплового узла размещены приборы учета тепловой энергии.

В проект внесены изменения

ИОС.4ТС-4,6,7,8

11.8

В представленных проектных решениях подраздела отсутствуют номера проектируемых помещений, в результате чего сделать выводы о правильности принятых проектных решений по отоплению, вентиляции, кондиционированию, дымоудалению не возможно.

Вопрос непонятен, так как на планах этажей есть номера помещений и представлена экспликация.

11.9

Размещение отопительных приборов на лестничной клетке выполнено в нарушении требований п. 6.4.5 СП 60.13330.2012.

Отопительные приборы в лестничных клетках размещены под лестничными маршами на отм. 0.000 и на высоте 2,2м от пола промежуточной площадки.

См. ОВ7,8

В проектных решениях отсутствуют решения по снижению параметров теплоносителя для теплых полов для обеспечения температуры поверхности полов по п. 6.4.8 СП 60.13330.2012; как выполнены требования п. 7.17 СНиП 31-06-2009 (п. 8.4 СП 118.13330.212) по средней температуре внутреннего воздуха; решения по ИТП не увязаны с решениями по отоплению

Для снижения параметров теплоносителя для теплых полов предусмотрены смесительные узлы со смесительным насосом. См. ОВ-9

(В ранее представленном комплекте лист ОВ-13), внесены изменения по увязке решений по ИТП с решениями по отоплению. Листы ОВ-2,6,10

11.11

Согласно п. 6.1.6 СНиП 41-01-2003 «отпуск электроэнергии на отопление и внутреннее теплоснабжение следует согласовать с энергоснабжающей организацией в установленном порядке и применять по техническому заданию», согласно п. 6.1.5 СП 60.13330.2012 «использование электроэнергии с непосредственной трансформацией ее в тепловую энергию для отопления, нагрева воздуха в воздухонагревателях или в воздушно-тепловых завесах, а также для приводов теплонасосных систем теплохолодоснабжения допускается по заданию на проектирование и техническим условиям на присоединение, согласованным с энергоснабжающей организацией», что не представлено.

В проекте принята приточная установка с электрокалорифером небольшой производительности, расположенная за подвесным потолком в коридоре 2-го этажа, использование электроэнергии для нагрева приточноговоздуха допускается. Техническим Заданием.

11.12

Не обоснованно отсутствие проектных решений по удалению продуктов горения по п. 7.2 е ж, 7.6 СП 7.13130.2013; с компенсацией приточным воздухом (п. 7.1, 7.14 СП 7.13130.2013).

Проектом не предусмотрено удаление дыма непосредственно из помещений по п. 7.2е СП 7.13130.2013, так как в категорируемых по пожарной опасности производственных помещениях отсутствуют постоянные рабочие места, помещения высотного стеллажного хранения отсутствуют. По п.7.2ж - отсутствуют помещения площадью 50м 2 и более, в которых пребывание людей числом более одного человека на 1кв. м. Тем более во всех помещениях достаточно окон для естественного проветривания.

11.13

В нарушение распоряжений Правительства Российской Федерации не обоснованно применение в проектных материалах оборудования не отечественного производства (№ 132-р от 02.02.1996).

В проекте применено вентиляционное оборудование отечественного производителя, оконные вентиляторы зарубежного производителя заменены на вентиляторы российского производителя. Российских аналогов сплит-системам импортного производства, с похожими техническими характеристиками, габаритами, внешним видом, компактностью пока нет, поэтому в проекте заложены сплит-системы зарубежного производителя.

1.14

Решения, представленные в разделе «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» требуют корректировки по корректировке проектных решений подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети».

Вентиляция в школах и детских садах обеспечивает здоровый микроклимат, необходимый для нормального самочувствия и полноценного обучения детей. Основное внимание уделяется микроклимату в учебных классах, спальнях, спортзалах. Все параметры вентиляции, указанные в актах проверок, регламентируются нормативами СНиП 31-06-2009 и СанПиН .

Санитарно-гигиенические ревизии осуществляются сотрудниками санэпидемслужбы. Один образец акта остается в учебном учреждении, другой в архивах службы СЭС.

Проверка систем вентиляции

Эффективность работы систем определяется перед сдачей нового объекта в эксплуатацию, а также ежегодно в августе перед началом учебного года.

Школа, не сдавшая в Роспотребнадзор акт проверки эффективности работы вентиляции, не имеет право открывать новый учебный год. Задача надзора предупредить нарушения в работе вентиляционных систем, а также вовремя обнаружить существующие неполадки. Результаты вносятся в акт проверки детского сада или в акт проверки школы.

Предупредительный санитарный надзор необходим как при вводе в эксплуатацию нового детсада или школы, так и при замене вентиляционного оборудования, после ремонта. В ходе проверки системы вентиляции составляется акт установленного образца.

Контроль над состоянием вентиляционного оборудования в лабораториях и химкабинетах может проводиться 1 раз в 3 месяца, так как здесь в воздух возможно выделение опасных и вредных веществ.

Текущий контроль проводится методом замеров с помощью специального оборудования.

В некоторых случаях к акту на проверку вентиляционных каналов необходимо прикладывать фотографии, сделанные на местах и указывающие на состояние оборудования. Заполняется установленный образец акта проверки эффективности работы вентиляции.

Бланки актов проверки эффективности работы вентиляции не относятся к категории строгой отчетности.

Проверка вентиляции детского сада

Согласно требованиям нормативных актов детские сады размещаются в отдельных зданиях. Проветривание в спальнях и игровых комнатах обеспечивается естественным способом (угловым или сквозным проветриванием через открытые форточки). Эффективность этого метода в каждом конкретном случае проверяется сотрудниками Роспотребнадзора с обязательным занесением результатов в акт проверки эффективности работы вентиляции.

Учет влажности помещения

Влажность – это один из важнейших показателей микроклимата дошкольного учреждения. Поэтому этот показатель всегда отмечается в актах проверки вентиляции детского сада. Слишком сухой воздух негативно сказывается на состоянии респираторной системы детей. Тогда как избыточная влажность приводит к развитию плесени, вызывающей аллергию и астматические явления. Поэтому при проверке работы вентиляции в детском саду обязательно определяется влажность и результат заносится в акт.

Контроль над состоянием воздухообменных систем детских садов не предусматривает заполнения отдельной формы акта проверки вентиляционных каналов. Все необходимые данные проверки степени чистоты и эффективности их работы вносятся в один общий акт стандартного образца.

Проверка вентиляции школы

В школах используется смешанная система вентиляции. Для обеспечения свежего воздуха в учебных помещениях, учительских, библиотеке и коридорах оборудуются форточки, удаляется отработанный воздух через вентиляционные каналы в санузлах. В ходе контрольных замеров показатели работы естественной вентиляции заносятся в акты.

Лаборатории, актовые залы, мастерские, спортзалы и столовые нуждаются в принудительном оттоке воздуха. Чистый воздух попадает в помещения через открытые форточки в коридорах и раздевалках. Вытяжка обеспечивается принудительно, вытяжными вентиляторами, по вентканалам. Соотношение притока к вытяжке в среднем должно составлять 2,5:1,5. Интенсивность работы системы и чистоту воздуховодов проверяют, результаты фиксируются в акте проверки вентиляции школы.

Помещения с усиленной вентиляцией

В лабораториях и кабинетах химии обустраиваются вытяжные шкафы и принудительная вытяжка воздуха. Соответствие мощности вытяжного оборудования установленным нормам контролируется и фиксируется актами проверки дымовых и вентиляционных каналов.


Усиленный воздухообмен необходим и в помещении пищеблока, где в процессе приготовления пищи выделяется много тепла и влаги. Обычно это принудительная вентиляция приточно-вытяжного типа.

Приток идет в помещение столовой, из расчета 20 кубометров воздуха в час на посадочное место. Вытягивается отработанный воздух из помещения кухни. Интенсивность воздухообмена в кухне измеряется в ходе ревизии и заносится в акт проверки эффективности вентиляции.

Если у входа в школу оборудованы воздушно-тепловые завесы (что характерно для больших школ), показатели температуры и влажности измеряются в тамбурах и фиксируются в актах проверки вентиляции.

При использовании систем воздушного отопления в школах запрещена рециркуляция воздуха. В качестве воздуховодов запрещено использовать асбестоцементные трубы. Обнаруженные нарушения вносятся по образцу в акт проверки вентиляционных каналов.