Анализ работы учителя логопеда логопункте. Анализ работы учителя-логопеда за учебный год


МБОУ « Краснотуранская НОШ им. В.К.Фуги»

Анализ работы учителя- логопеда

за 2015- 2016 учебный год.

В соответствии с утверждённым положением, основной контингент школьного логопункта составляют учащиеся, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению или же ведут к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а в некоторых случаях и по другим предметам.

В течение года вся работа велась по направлениям:

  • диагностика (обследование, дифференциальная диагностика речевых нарушений);
  • коррекция нарушений устной речи у учащихся 1- 4 классов;
  • предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2- 4 классов;
  • коррекция чтения и письма, у детей с системным недоразвитием речи;
  • разработка рабочих программ, тематических планов, индивидуальных программ развития (с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка);
  • ведение необходимой рабочей документации по обследованию речи учащихся, занимающихся в школьном логопункте;
  • подготовка результатов диагностики к ПМПк, ПМПК;
  • консультативная работа по вопросам;
  • совместная работа с педагогами школы по выполнению рекомендаций, данных учащимся территориальной ПМПК;
  • методическая работа (участие в работе РМО учителей- логопедов, ШМО, ПМПк, родительский клуб);
  • повышение профессиональной компетенции.

В соответствии с методическим письмом от 14.12.2000 года МОРФ об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения работу свою начала с обследования учащихся первых классов.

Провела специальное углубленное обследование 92 учащихся школы с целью выявления речевых нарушений, препятствующих их успешному обучению. Логопедическая диагностика показала, что учащиеся имеют не только речевые, но и коммуникативные расстройства.

На начало учебного года 16 учеников из первых классов, 11 учеников из вторых классов, 9 учащихся 3 классов, 8 учащихся 4 классов, 6 ребят, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для детей с задержкой психического развития, умственной отсталости лёгкой степени, были зачислены на логопедические занятия (в течение учебного года количественный состав изменялся).

В силу речевого дефекта одни испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, у других речевые нарушения могут привести в последующем к проявлению в письменных работах специфических (дисграфических) ошибок. Было скомплектовала 8 подгрупп, по 2-4 ученика. В течение учебного года логопедическую помощь получили 53 учащихся школы.

В подгруппах учащихся с нарушениями письма занятия были направлены на формирование навыков языкового анализа и синтеза (развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы).

Структура занятий строилась по определенному алгоритму. После этапа «приветствия», выполнялись задания на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, сукцессивных функций. Развитие мнезиса строила с опорой на слух, зрение, артикулярные кинестезии (проговаривание), тактильные ощущения, мыслительные операции. На каждом занятии уделяла внимание развитию сукцессивных функций, т.к. они являются составной частью базы для формирования письменной речи и чтения. Учащиеся затрудняются выполнять такие задания, как воспроизведение временной последовательности (слова, цифры), неспособны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, части суток).

Новый материал объяснялся с использованием идеографического письма, метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи, мелового рисунка, которые помогали на занятиях создать проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

В процессе занятий проводились упражнения для мелкой моторики пальцев рук, динамические паузы и упражнения на развитие глазодвигательных мышц.

В работе по формированию слогового и звукобуквенного анализа учащиеся моделировали звуковую оболочку слов, предложений, используя цветные фишки красного, синего и зеленого цвета. Далее эта операция переводилась в тетрадь. Учащиеся делали записи в тетрадях ручками синего, зелёного, красного и черного цвета, то есть логопедическая работа по устранению ошибок в письменной речи строилась на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально- волевой сферы.

В процессе логопедических занятий приходилось решать одновременно несколько коррекционных задач:

  • устранение недочётов речевого развития;
  • восполнение пробелов в формировании предпосылок к изучению грамматической темы;
  • упорядочение учебной работы.

У 84% учащихся, посещающих логопедические занятия, отмечается значительная динамика в усвоении отграничения речевых единиц в правильном структурном построении предложения, в умении пользоваться грамматическими связями слов в предложении: согласованием, управлением, в овладении моделями различных синтаксических конструкций простого распространённого предложения.

Для фиксирования коррекционного процесса завела необходимую документацию: журнал учета посещаемости логопедических занятий, составила годовой план работы, перспективные планы для индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися; индивидуальные программы развития на учащихся с особыми возможностями здоровья; разработала новые логопедические карты:

  • для диагностики речевых нарушений у учащихся 3 класса;
  • для диагностики речевых нарушений, осложненных дизартрическим компонентом, для учащихся 3 классов;
  • по выявлению коммуникативных возможностей и потенциала в развитии учащихся со сложной структурой дефекта по речевым пробам Е.А. Стребелевой и И.А.Смирновой.

Выступила с сообщениями по результатам обследования (диагностике) на родительских собраниях в 1 классах; по работе с родителями, имеющими детей с проблемами в речевом развитии, оформила рекомендации и провела консультации.

В дневниках наблюдения за динамикой развития учащихся для учителей школы составила рекомендации по логопедическому сопровождению детей, занимающихся в логопункте и имеющих трудности при усвоении учебного материала по русскому языку. Взаимосвязь с учителями и родителями осуществляла в виде бесед, консультаций, посещение уроков, изучения письменных работ учащихся с последующим их обсуждением.

Сделала фотоснимки фрагментов своих занятий по развитию речи: с использованием мелового рисунка, пальчиковой гимнастики и другие. Изготовила дидактический, раздаточный и занимательный материалы:

«теплые и холодные гласные» буквы по методике Зиновия Гольдина;

«решётки» для упражнений на снятия утомляемости глаз;

оформила стенд в кабинете.

В рамках методической работы на РМО учителей- логопедов познакомилась с организационной и практической стороной деятельности учителей-логопедов других школ, так же выступила с сообщениями по темам: «Качественное сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении – основа успешности в обучении», «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка», «Интеграция в работе учителя- логопеда со специалистами, с целью обеспечения индивидуального, дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями». Выступила на районном августовском педсовете « Муниципальная стратегия развития образования – условие для изменения содержания образования Краснотуранского района », принимала участие в работе к раевого семинара «Основные направления и перспективы развития современного инклюзивного образования: региональный компонент» , на районном семинаре «От интеграции к инклюзии». В рамках родительского клуба приготовила сообщение для родителей «Коррекция речи и мелкой моторики через различные виды деятельности»; на ШМО классных руководителей выступила с сообщением «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС». Так же на школьном ПМПк выступила по теме «Результаты эффективности коррекционно – развивающей работы с учащимися, обучающимися по образовательным программам». В рамках реализации ФГОС презентовала для учителей-логопедов района логопедическое занятие с обучающимися 2 классов по коррекции аграмматической формы дисграфии «Предложение. Перелётные птицы». Стала призёром районного конкурса фотографий «Природы чудные мгновения», «ПроОбразование».

В течение учебного года работала над методической темой

« Использование метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи(3 уровень речевого развития). В рамках повышения профессиональной компетентности изучаю и копирую необходимые для работы статьи из специальных методических журналов.

Проделанная работа требует определить перспективы

на 2016- 2017 учебный год:

  • продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
  • пополнять методическую копилку дидактическими, наглядными пособиями;
  • совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень;
  • продолжить работу по пополнению методических разработок на сайте школы «Портфолио учителя-логопеда».

АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МБОУ СОШ № 20

за 2014-2015 учебный год

Цель:

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи логопедической работы:

Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

Коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

В этом учебном году работа логопеда осуществлялась в пяти направлениях :

организационная работа, коррекционная, научно-методическая работа, работа с родителями,

взаимодействие с педагогами.

1. Организационная работа.

1. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего

времени, оформлена другая необходимая документация: речевые карты, журнал обследования

устной и письменной речи, журнал учета посещений занятий, журнал для консультаций

родителей.

2. Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал. Подбор учебно-методического пособия для работы по коррекции различных видов дисграфий, и нарушений устной речи.

2. Коррекционная работа.

классах. По результатам данных диагностики коррекционно-логопедическая работа строилась на

письма и чтения у младших школьников, в работе использовались технологии Мазановой Е.В., Садовниковой и др.

Основная цель работы – своевременное выявление и оказание помощи детям с

нарушениями устной и письменной речи, формирование предпосылок для дальнейшего усвоения

материала по русскому языку, воспитание у детей правильной, четкой речи, развитие умения

пользоваться родным языком, обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

Все учащиеся первых классов прошли диагностику устной речи. С учащимися 2 классов

была проведена диагностика письменной речи. По результатам диагностики на занятия с

логопедом были зачислены 22 учащихся среди 1-2-х классов.

С ними проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия логопеда

согласно циклограмме рабочего времени, по устранению отдельных нарушений звукопроизношений, а также работа по устранению дефекта оглушения парных

согласных. Особое внимание уделялось работе по устранению нарушений фонематического слуха.

Из 1-х классов зачислено 11 учащихся, из 2 классов 11 учащихся.

учащихся-логопатов, по результатам диагностики 10 учащихся 1-х классов выпущены с

значительными улучшениями, остальные дети (1 человек) нуждаются в продолжение

коррекционных занятий, это объясняется тем, что учащийся был зачислен только в марте месяце. Из учащихся 2 классов выпущено 5 учеников (в течение года выбыло 5 учащихся 2 классов), 1 ученик нуждаются в продолжении занятий с логопедом.

3. Научно-методическая работа

За 2014-2015 учебный год посетила различные городские семинара посвящённые проблеме инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ.

На школьном сайте размещался различный материал как для родителей так и для учителей

4. Работа с родителями:

Индивидуальные консультации с родителями детей имеющих различные нарушения речи

(сентябрь-май), где осуществлялся показ приемов и упражнений по преодолению нарушений

звукопроизношений, обучению чтению, дети направлялись на дополнительные консультации к

психологу, психиатру, невропатологу. Беседы с родителями учащихся выведенных на городскую ПМПК;

5. С целью взаимосвязи с другими специалистами ОУ осуществлялись следующие

мероприятия:

1. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития -

по результатам мониторинга.

2. Знакомилась с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку),

психолога, учителей физ. культуры.

3. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ПМПК совместно с другими

специалистами ОУ.

4. Консультировалась со специалистами ОУ.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший

учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные

специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Учитель-логопед М.В. Щерба

Анализ работы учителя-логопеда МОУСОШ №1

Замковой О.М.за 2015-2016 учебный год

В 2015-2016 учебном году деятельность логопедической службы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами

в области защиты прав ребенка: Законом РФ « Об образовании»;

Положением о логопедическом пункте; Должностной инструкцией

учителя – логопеда.

Основная цель коррекционно-развивающей работы - устранение у обучающихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности каждого

обучающегося, независимо от начальных стартовых возможностей

В соответствии с поставленной целью в течение учебного года

решались следующие задачи :

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического

восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи

первоклассников.

2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и

определение причин затруднений в овладении письменной речи.

3. Анализ письменных работ учащихся вторых и третьих классов.

4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по

предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у

учащихся начальных классов.

5. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных

на школьный логопедический пункт.

Логопедическая работа в течение учебного года проводилась по следующим направлениям:

    диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;

    коррекционно-развивающее - проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи согласно циклограмме рабочего времени;

    консультативная деятельность.

    Анализ работы учителя-логопеда по направлениям:

Диагностическое :

Обследование с учетом инициатора обращения

Запрос педагога

Запрос родителя

Результаты обследования учащихся первых классов.

Выявлено с нарушениями речи --30 уч-ся.

Количество уч-ся, прошедших диагностику

Количество уч-ся с проблемами

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Фонетическое нарушение речи

Системное недоразвитие речи ЗПР

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематических процессов

Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи

Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств

Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Используемые диагностические методики

Обследование уровня речевого развития

Фотекова Т.А.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Волковская Т.Н.

Иллюстративная методика логопедического обследования

Тестовая методика на выявление дисграфии

Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи с ЗПР, СНР

Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Проанализировав данные логопедического обследования на начало 2015/2016 учебного года, можно сделать следующие выводы:

1. В 2015-16 учебном году значительно увеличилось количество учащихся 1-х классов, имеющих сложную речевую патологию. Коррекционно-развивающая работа в основном проводилась с уч-ся 1-х классов. Это дети с «Общим недоразвитием речи», «Задержкой психического развития», системным недоразвитием речи. Нужно отметить повышение количества учащихся с диагнозами:«дизартрия»,фонетико-фонематическое недоразвитие речи, даже фонетическое недоразвитие речи.

Тенденции к уменьшению количества учащихся с данной патологией не отмечается.

2. Дети пришли в первый класс с непоставленными звуками. Это говорит о недостаточной работе логопедов ДОУ.

3.Речевые диагнозы при обследовании: ОНР, Дисграфия, Дислексия, ЗПР, ФФНР, ФНР,СНР.

Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором).

В течение учебного года коррекционные занятия проводились согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

Основной формой организации являются подгрупповые и индивидуальныезанятия. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа была проведена по коррекции звукопроизношения у учащихся 1-х классов.

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводились в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Расписание логопедических занятий составлено учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводились как индивидуально, так и в группе. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

Индивидуальная работа (кол-во детей)

Подгрупповая работа

Используемые коррекционно-развивающие методики

Коррекция нарушений речи у детей

Прием «Рисование буквы»

Прием «Пальчиковая азбука»

Методика И.Н. Садовниковой

Здоровьесберегающие технологии

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности»

Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления

Коррекция нарушений речи у детей ФФНР

Метод наглядного моделирования

Коррекция нарушений речи у детей с ОНР

Коррекция заикания

«Интеллектуально-развивающие словесные игры»

Е.В. Кузьмина, Бланковые методики в работе логопеда для коррекции дисграфии.

Методика Садовниковой

Методика Е.В. Мазановой

Методика Ястребовой и Бессоновой

Дыхат. гимнаст А.Н.Стрельниковой

В течение года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий четверо детей были отправлены на консультацию к неврологу и психиатру.

Шесть учащихся 1-х классов были направлены на ПМПК.

На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции.

Здоровьесберегающие технологии способствовали охране и укреплению физического и психического здоровья детей-логопатов.

Подгрупповые способы обучения . Коррекционные логопедические занятия на основе этого метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся.

Индивидуализация – это способ, который позволяет мне работать с воспитанниками, учитывая их возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи.

    Аналитическое направление

Динамика развития учащихся

Звукопроизношение

Значительно улучшилось

Незначительно улучшилось

Динамика отсутствует

1 –е классы

Результативность

Результаты логопедической коррекции с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе

    Консультативно-просветительское направление

Консультации

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР, для направления на ПМПК

Примеры формулировок задач к коррекционным занятиям

Родительские собрания

Выводы:

Работа на школьном логопункте за 2015-2016 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась коррекционно-развивающая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

Результаты логопедического обследования учащихся в мае 2015 - 2016 учебного года и коррекционно-развивающей работы показали положительную динамику. Но не все дети посещали логопедические занятия. Из учащихся 1-х классов родители 2-х детей отказались от коррекционных занятий. Это Майорова З., Максаев К. Очень редко посещали занятия учащиеся 1«а» класса цыганской национальности: Волошина Л.и

Мариенко К.

Все вышеизложенное позволяет определить основные задачи работы учителя-логопеда на 2016/2017 учебный год:

1.Продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции речевой патологии учащихся школы, усилить личностно-ориентированный подход к детям в процессе обследования речи и осуществления динамического наблюдения с целью уточнения состояния и особенностей развития устной и письменной речи учащихся.

2.На следующий учебный год необходимо зачислить тех учащихся

(второй класс), с которыми не закончена коррекционно- развивающая работа, а также первоклассников, которые посещали речевые группы детских дошкольных, имеющих медицинское предписание для логопедческого сопровождения учебного процесса.

3.Совершенствовать работу по изучению и внедрению современных диагностических методик, проводить психолого-педагогические консилиумы для решения наиболее сложных проблем диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся школы.

Проблемы логопедического пункта

1. Увеличился процент учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся интеллектуальной недостаточностью; увеличилось количество учащихся, имеющих различные проявления речевого недоразвития, что не может не сказаться на результатах обучения.

2. Не систематическое посещение логопедических занятий без уважительной причины, не оказание помощи в улучшении речи ребенка со стороны родителей.

Анализ работы учителя-логопеда

Митрохиной Елены Ливьевны

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» за 2010-11 учебный год.

Целью деятельности является коррекционная работа, направленная на преодоление речевых нарушений у детей, социализацию ребёнка в обществе.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

    своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;

    совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

    пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей;

    осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы.

Диагностика

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Изучение этимологии и патогенеза. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.

3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:

а) логопедическое обследование детей;

б) анализ медико-педагогической документации.

в) опросы педагогов и родителей, анкетирование;

г) изучение данных психологической диагностики.

Анализ документации предусматривает работу с тетрадями для контрольных работ школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка. В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.) Данные вносились с таблицу «Учет специфических ошибок письма» по классам. У учащихся, зачисленных на логопедические занятия, проводился анализ ошибок.

д) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направлялись в лечебно - профилактические учреждения для обследования врачами - специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:

Звукопроизношение;

Обследование артикуляционного аппарата;

Фонетико-фонематических представлений;

Звукового анализа и синтеза;

Зрительного восприятия и узнавания;

Пространственных представлений и ориентации;

Общих представлений о предметах;

Лексико-грамматического строя речи;

Обследование состояния общей моторики;

Исследование произвольной моторики пальцев рук;

Умения работать по словесной и письменной инструкции.

Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки, тесты, пробы. Обследование устной речи учащихся первых классов проводилось по альбому О.Б. Иншаковойи «Экспресс-обследованию фонематического слуха и готовности к звуковому анализу», В.В. Коноваленко и В.С. Коноваленко.

Сводная таблица по направлениям диагностики

Направления диагностики

Кол-во методик

Учащиеся (класс, кол-во)

Педагоги

(кол-во)

Родители (кол-во)

Обследование устной речи учащихся:

При поступлении в школу первоклассников

119 (100%)

Вновь прибывшие

Конец учебного года

дети, состоящие на учете в логопункте

68 (100%)

Обследование письменной речи учащихся:

На начало года, учащиеся 2-4 классов

277 (100%)

На конец года, учащиеся 1-3 классов

Обследование уч-ся для ПМПК

Итого

За 2010-2011 учебный год обследовано 407 учащихся начальных классов. Из них 119 первоклассников. По сравнению с прошлым годом, увеличилось число детей со сложными речевыми нарушениями. Что значительно влияет на качество и продолжительность коррекционной работы всех педагогов, работающих с этими детьми.

Выявлено с нарушением устной речи- 67 учащихся.

Из них: с общим недоразвитием речи-19 учащихся.

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 18 учащихся.

С фонетическим нарушением- 19 .

С фонематическим недоразвитием-5 учащихся.

Заикание-6

Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи -32 учащихся (48% от нуждающихся), 19 (28%) получали помощь консультативно. Т.о, было охвачено 51 учащийся (76%). В 2009-10 уч.г. -89 учащихся (83% от числа нуждающихся). Нагрузка учителя-логопеда в прошлом году составляла 40 часов, в этом учебном году – в соответствии со штатным расписанием-20 часов. Соответственно, количество детей, получивших логопедическую поддержку, сократилось.

Результаты обследования учащихся первых классов. Выявлено с нарушениями речи 44 человека.

Количество

обследуемых

Выявлено с

Выявлено с

Фонетическое

нарушение

Фонематическое недоразвитие

заикание

Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 17 первоклассников (39% от числа нуждающихся).

Из них: с общим недоразвитием речи- 8 (89% от числа нуждающихся с данной патологией) учащихся;

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 7 (70%)учащихся,

с фоне-тическими-4 (15%).

В письменных работах вторых - третьих классов выявлено 15 учащихся с нарушением письма и чтения. Из них дисграфия, обусловленная фонетико - фонематическим недоразвитием речи - 7 учащихся, 8 учащихся с нарушением письма и чтения, обусловленного ОНР (эти дети испытывают трудности при усвоении программы по русскому языку, окружающему миру, чтению). Из них 7 учащихся с ОВЗ: 4 ученика, которым рекомендовано обучение по программе VIII вида, 2 ученика-VII вида. 1 учащийся второго класса (ребенок-инвалид по слуху) с нарушением письменной и устной речи.

Коррекционно-развивающее направление

Учебный год

Кол-во детей в школе

Кол-во и % детей, прошедших обследование

Кол-во детей, нуждающихся в коррекции

Охвачены коррекционной работой

Динамика

Всего кол-во, % от нуждающихся

Индивидуальной (кол-во, % от охваченных)

Групповой

(кол-во, % от охваченных)

Консультативной

(кол-во, % от охваченных)

Положительная

(кол-во, % от охваченных)

Отрицательная

(кол-во, % от охваченных)

Не наблюдается (кол-во, % от охваченных)

По данному направлению была проведена следующая работа: групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащения словарного запаса, развития фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза. Совершенствовались навыки мелкой моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционного праксиса, отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций, коррекции звукопроизношения. На индивидуальных занятиях использовались техники зондового массажа.

Занятия проводились в соответствии с планом коррекционной работы, составленным на основании проведенной диагностики. Дети были распределены в 7 групп в соответствии с речевым нарушением, для каждой группы разработано календарно - тематическое планирование.

Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители. Посещаемость отмечалась в журнале.

Повторное обследование показало: выпущено по окончании курса коррекционной работы- 22 (69%) учащихся (1класс -10человек, 2-4 классы -12 учащихся). Снята инвалидность по речи с одного ребенка. Еще 19 учащихся (с изолированными нарушениями звукопроизношения), не имеющими возможности быть зачисленными на логопедические занятия в связи с отсутствием на логопункте мест, во втором полугодии посещали консультации логопеда. Из них 12 детей сняты с учета в связи с улучшениями речи.

Оставлено для продолжения занятий 10(31%) учащихся, т.к., программа обучения для этих детей составляет от 1,5 до 2-х лет, в зависимости от структуры дефекта.

В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, чтению, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Результаты обучения в логопункте представлены в приложении №1.

Консультирование.

Сводная таблица по консультированию

Виды консультирования

индивидуальное

групповое

учащиеся

педагоги

родители

Сводная таблица по направлениям консультирования

Направление

учащиеся

педагоги

родители

По результатам диагностики

С результатам коррекционной работы

Индивидуальное консультирование по запросам

В этом учебном году большее число консультаций пришлось для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, не имеющих возможности быть зачисленными на занятия, в связи с отсутствием на логопункте свободных мест. Высоко и количество консультирования родителей.

Профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение

Кол – во мероприятий

Родительские собрания

Родители – 163, педагоги-6

Родители – 35

Сообщене на городском МО учителей-логопедов

Учителя – логопеды - 11

Учителя-логопеды – 7

Посещение на дому неорганизованных детей

Семьи учащихся

Открытые логопедические занятия с использованием ИКТ

Родители-3

Педагоги-1

Подготовка информации на школьный сайт

Страничка логопеда

Логопедическое занятие

Информация для педагогов

Информация для родителей

Дети с ОВЗ

Педагоги, родители, общество

Родители- 12

Оформление стендов

Педагоги, родители, учащиеся

«День здоровья»

Учащиеся – 32 (дети-логопаты)

Посещение уроков

педагоги – 5

Работа в экспертнойгруппе городской аттестационной комиссии.

Логопеды школ города № 5, 1

Логопеды ДОУ № 2,3,

Психологи ДОУ № 4,7

2 (консультации по подготовке уроков, документации)

Работа с мед. картами учащихся

Карты учащихся 1-х классов

Прибывших -7

Индивидуальная и групповая коррекционная работа (по расписанию)

Дети-логопаты

Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку

2-4 классы (277)

Посещение семинаров

Завучи по ВР

ИТОГО

Направление взаимодействие логопеда с педагогом

Так как у логопеда и учителя общая цель - дать школьникам качественное образование, сообщаю педагогам об особенностях речевого развития детей в классе, содержании коррекционной логопедической работы. От педагогов получаю информацию об успеваемости обучающихся. При планировании обязательно учитываю программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время прохождения отдельных тем. Оказываю помощь педагогам в соответствии с содержанием уроков в подборе дидактического материала, во время проведения «речевых разминок» даю рекомендации по работе над рифмой, темпом, интонацией, ударением. В целях профилактики зубо-челюстных аномалий с учащимися 1-х классов провожу артикуляционную гимнастику (на которой присутствуют педагоги). Рекомендую на уроках обучения грамоте использовать артикуляционные профили, для уточнения правильного произнесения звуков. В этом учебном году просветительская работа с педагогами проводилась в основном с помощью компьютерных технологий. Информация была помещена на школьный сайт. В связи с высокой загруженностью педагогического коллектива очень трудно найти время для всеобучей. А школьный сайт хорошая возможность для получения информации. Для родителей, коллег были предложены: конспект и презентация логопедического занятия и другие формы работы.

По запросам педагогов были проведены беседы с родителями первых классов на родительских собраниях «Роль родителей в исправлении речи детей», «Предпосылки обучения грамоте», «Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения школьника», «Принципы письма». Участвовала в собрании для родителей будущих первоклассников. В течение года велась тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте.

Педагогам был предложен дидактический материал, для работы с детьми, имеющими трудности при усвоении программы. Работала над методической темой: «Использование новых технологий по преодолению тяжелых нарушений речи у учащихся». Было подготовлено сообщение для обмена опытом на городском МО учителей-логопедов. 2010-2011 учебном году посещались уроки учителей с целью выработки единых требований к детям-логопатам, отслеживанию результативности работы.

Побывала на занятиях учителей-логопедов при МОУ СОШ №1,2,5. Дошкольных учреждений.

В течение учебного года проводилось пополнение логопедического кабинета дидактическими материалами:

карточки по развитию моторики, автоматизации звуков.

На 2011-2012 учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушением речи, разнообразить формы домашнего задания, пополнить логопедический кабинет необходимым оборудованием (список прилагаю).

Работа на школьном логопункте за 2010-2011 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

По прогнозам логопедов дошкольных учреждений в этом учебном году увеличится количество детей с речевыми нарушениями поступающих в школу. Скажется и то, что в ДОУ №7 нет учителя-логопеда, коррекционная работа с детьми-логопатами там не проводилась, а значит, вся нагрузка ляжет на школьного логопеда.

Анализ анализ коррекционной работы ...

Анализ работы учителя-логопеда

Главной целью работы в 2013-2014 учебном году являлось оказание квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопедического пункта, определены задачи:

¾ осуществление диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

¾ развитие у детей подвижности артикуляционного аппарата, произвольного внимания к звуковой стороне речи, фонема тического восприятия, связной речи, психических процессов (внимание, память, мышление);

¾ обогащение словарного запаса;

¾ воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;

¾ пропагандирование логопедических знаний, проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов.

Работа на логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

¾ организационному;

¾ диагностическому;

¾ коррекционно-развивающему;

¾ просветительно-профилактическому.

Организационное направление

Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции. В разделе организации и оптимизации учебного процесса была запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий был подобран и систематизирован материал; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал. Велась работа по систематизации диагностического и программного материала:


¾ шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с обучающимися начальной школы в связи с большим притоком детей, имеющих общее недоразвитие речи;

¾ оформлены диагностические материалы для обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма.

В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:

1.Составлены списки детей, занимающихся на логопункте. 2.Журнал консультаций. 3. Речевые карты. 4. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год (перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, индивидуальные планы работы сформированы по характерам нарушений).

На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2014-2015 учебный год:

продолжить работу над созданием условий по оказанию квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Определены следующие задачи:

1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи детей; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость обучающихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.

2. Расширить сотрудничество со специалистами школьным ПМПк, родителями.

3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.

4. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.