Анализ работы учителя логопеда логопункте. Анализ работы учителя-логопеда за учебный год
МБОУ « Краснотуранская НОШ им. В.К.Фуги»
Анализ работы учителя- логопеда
за 2015- 2016 учебный год.
В соответствии с утверждённым положением, основной контингент школьного логопункта составляют учащиеся, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению или же ведут к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а в некоторых случаях и по другим предметам.
В течение года вся работа велась по направлениям:
- диагностика (обследование, дифференциальная диагностика речевых нарушений);
- коррекция нарушений устной речи у учащихся 1- 4 классов;
- предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2- 4 классов;
- коррекция чтения и письма, у детей с системным недоразвитием речи;
- разработка рабочих программ, тематических планов, индивидуальных программ развития (с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка);
- ведение необходимой рабочей документации по обследованию речи учащихся, занимающихся в школьном логопункте;
- подготовка результатов диагностики к ПМПк, ПМПК;
- консультативная работа по вопросам;
- совместная работа с педагогами школы по выполнению рекомендаций, данных учащимся территориальной ПМПК;
- методическая работа (участие в работе РМО учителей- логопедов, ШМО, ПМПк, родительский клуб);
- повышение профессиональной компетенции.
В соответствии с методическим письмом от 14.12.2000 года МОРФ об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения работу свою начала с обследования учащихся первых классов.
Провела специальное углубленное обследование 92 учащихся школы с целью выявления речевых нарушений, препятствующих их успешному обучению. Логопедическая диагностика показала, что учащиеся имеют не только речевые, но и коммуникативные расстройства.
На начало учебного года 16 учеников из первых классов, 11 учеников из вторых классов, 9 учащихся 3 классов, 8 учащихся 4 классов, 6 ребят, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для детей с задержкой психического развития, умственной отсталости лёгкой степени, были зачислены на логопедические занятия (в течение учебного года количественный состав изменялся).
В силу речевого дефекта одни испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, у других речевые нарушения могут привести в последующем к проявлению в письменных работах специфических (дисграфических) ошибок. Было скомплектовала 8 подгрупп, по 2-4 ученика. В течение учебного года логопедическую помощь получили 53 учащихся школы.
В подгруппах учащихся с нарушениями письма занятия были направлены на формирование навыков языкового анализа и синтеза (развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы).
Структура занятий строилась по определенному алгоритму. После этапа «приветствия», выполнялись задания на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, сукцессивных функций. Развитие мнезиса строила с опорой на слух, зрение, артикулярные кинестезии (проговаривание), тактильные ощущения, мыслительные операции. На каждом занятии уделяла внимание развитию сукцессивных функций, т.к. они являются составной частью базы для формирования письменной речи и чтения. Учащиеся затрудняются выполнять такие задания, как воспроизведение временной последовательности (слова, цифры), неспособны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, части суток).
Новый материал объяснялся с использованием идеографического письма, метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи, мелового рисунка, которые помогали на занятиях создать проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.
В процессе занятий проводились упражнения для мелкой моторики пальцев рук, динамические паузы и упражнения на развитие глазодвигательных мышц.
В работе по формированию слогового и звукобуквенного анализа учащиеся моделировали звуковую оболочку слов, предложений, используя цветные фишки красного, синего и зеленого цвета. Далее эта операция переводилась в тетрадь. Учащиеся делали записи в тетрадях ручками синего, зелёного, красного и черного цвета, то есть логопедическая работа по устранению ошибок в письменной речи строилась на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально- волевой сферы.
В процессе логопедических занятий приходилось решать одновременно несколько коррекционных задач:
- устранение недочётов речевого развития;
- восполнение пробелов в формировании предпосылок к изучению грамматической темы;
- упорядочение учебной работы.
У 84% учащихся, посещающих логопедические занятия, отмечается значительная динамика в усвоении отграничения речевых единиц в правильном структурном построении предложения, в умении пользоваться грамматическими связями слов в предложении: согласованием, управлением, в овладении моделями различных синтаксических конструкций простого распространённого предложения.
Для фиксирования коррекционного процесса завела необходимую документацию: журнал учета посещаемости логопедических занятий, составила годовой план работы, перспективные планы для индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися; индивидуальные программы развития на учащихся с особыми возможностями здоровья; разработала новые логопедические карты:
- для диагностики речевых нарушений у учащихся 3 класса;
- для диагностики речевых нарушений, осложненных дизартрическим компонентом, для учащихся 3 классов;
- по выявлению коммуникативных возможностей и потенциала в развитии учащихся со сложной структурой дефекта по речевым пробам Е.А. Стребелевой и И.А.Смирновой.
Выступила с сообщениями по результатам обследования (диагностике) на родительских собраниях в 1 классах; по работе с родителями, имеющими детей с проблемами в речевом развитии, оформила рекомендации и провела консультации.
В дневниках наблюдения за динамикой развития учащихся для учителей школы составила рекомендации по логопедическому сопровождению детей, занимающихся в логопункте и имеющих трудности при усвоении учебного материала по русскому языку. Взаимосвязь с учителями и родителями осуществляла в виде бесед, консультаций, посещение уроков, изучения письменных работ учащихся с последующим их обсуждением.
Сделала фотоснимки фрагментов своих занятий по развитию речи: с использованием мелового рисунка, пальчиковой гимнастики и другие. Изготовила дидактический, раздаточный и занимательный материалы:
«теплые и холодные гласные» буквы по методике Зиновия Гольдина;
«решётки» для упражнений на снятия утомляемости глаз;
оформила стенд в кабинете.
В рамках методической работы на РМО учителей- логопедов познакомилась с организационной и практической стороной деятельности учителей-логопедов других школ, так же выступила с сообщениями по темам: «Качественное сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении – основа успешности в обучении», «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка», «Интеграция в работе учителя- логопеда со специалистами, с целью обеспечения индивидуального, дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями». Выступила на районном августовском педсовете « Муниципальная стратегия развития образования – условие для изменения содержания образования Краснотуранского района », принимала участие в работе к раевого семинара «Основные направления и перспективы развития современного инклюзивного образования: региональный компонент» , на районном семинаре «От интеграции к инклюзии». В рамках родительского клуба приготовила сообщение для родителей «Коррекция речи и мелкой моторики через различные виды деятельности»; на ШМО классных руководителей выступила с сообщением «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС». Так же на школьном ПМПк выступила по теме «Результаты эффективности коррекционно – развивающей работы с учащимися, обучающимися по образовательным программам». В рамках реализации ФГОС презентовала для учителей-логопедов района логопедическое занятие с обучающимися 2 классов по коррекции аграмматической формы дисграфии «Предложение. Перелётные птицы». Стала призёром районного конкурса фотографий «Природы чудные мгновения», «ПроОбразование».
В течение учебного года работала над методической темой
« Использование метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи(3 уровень речевого развития). В рамках повышения профессиональной компетентности изучаю и копирую необходимые для работы статьи из специальных методических журналов.
Проделанная работа требует определить перспективы
на 2016- 2017 учебный год:
- продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
- пополнять методическую копилку дидактическими, наглядными пособиями;
- совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень;
- продолжить работу по пополнению методических разработок на сайте школы «Портфолио учителя-логопеда».
АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
МБОУ СОШ № 20
за 2014-2015 учебный год
Цель:
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Задачи логопедической работы:
Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
Коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учающимися общеобразовательных программ;
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.
В этом учебном году работа логопеда осуществлялась в пяти направлениях :
организационная работа, коррекционная, научно-методическая работа, работа с родителями,
взаимодействие с педагогами.
1. Организационная работа.
1. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего
времени, оформлена другая необходимая документация: речевые карты, журнал обследования
устной и письменной речи, журнал учета посещений занятий, журнал для консультаций
родителей.
2. Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал. Подбор учебно-методического пособия для работы по коррекции различных видов дисграфий, и нарушений устной речи.
2. Коррекционная работа.
классах. По результатам данных диагностики коррекционно-логопедическая работа строилась на
письма и чтения у младших школьников, в работе использовались технологии Мазановой Е.В., Садовниковой и др.
Основная цель работы – своевременное выявление и оказание помощи детям с
нарушениями устной и письменной речи, формирование предпосылок для дальнейшего усвоения
материала по русскому языку, воспитание у детей правильной, четкой речи, развитие умения
пользоваться родным языком, обогащение словарного запаса и развитие связной речи.
Все учащиеся первых классов прошли диагностику устной речи. С учащимися 2 классов
была проведена диагностика письменной речи. По результатам диагностики на занятия с
логопедом были зачислены 22 учащихся среди 1-2-х классов.
С ними проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия логопеда
согласно циклограмме рабочего времени, по устранению отдельных нарушений звукопроизношений, а также работа по устранению дефекта оглушения парных
согласных. Особое внимание уделялось работе по устранению нарушений фонематического слуха.
Из 1-х классов зачислено 11 учащихся, из 2 классов 11 учащихся.
учащихся-логопатов, по результатам диагностики 10 учащихся 1-х классов выпущены с
значительными улучшениями, остальные дети (1 человек) нуждаются в продолжение
коррекционных занятий, это объясняется тем, что учащийся был зачислен только в марте месяце. Из учащихся 2 классов выпущено 5 учеников (в течение года выбыло 5 учащихся 2 классов), 1 ученик нуждаются в продолжении занятий с логопедом.
3. Научно-методическая работа
За 2014-2015 учебный год посетила различные городские семинара посвящённые проблеме инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ.
На школьном сайте размещался различный материал как для родителей так и для учителей
4. Работа с родителями:
Индивидуальные консультации с родителями детей имеющих различные нарушения речи
(сентябрь-май), где осуществлялся показ приемов и упражнений по преодолению нарушений
звукопроизношений, обучению чтению, дети направлялись на дополнительные консультации к
психологу, психиатру, невропатологу. Беседы с родителями учащихся выведенных на городскую ПМПК;
5. С целью взаимосвязи с другими специалистами ОУ осуществлялись следующие
мероприятия:
1. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития -
по результатам мониторинга.
2. Знакомилась с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку),
психолога, учителей физ. культуры.
3. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ПМПК совместно с другими
специалистами ОУ.
4. Консультировалась со специалистами ОУ.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший
учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные
специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Учитель-логопед М.В. Щерба
Анализ работы учителя-логопеда МОУСОШ №1
Замковой О.М.за 2015-2016 учебный год
В 2015-2016 учебном году деятельность логопедической службы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами
в области защиты прав ребенка: Законом РФ « Об образовании»;
Положением о логопедическом пункте; Должностной инструкцией
учителя – логопеда.
Основная цель коррекционно-развивающей работы - устранение у обучающихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности каждого
обучающегося, независимо от начальных стартовых возможностей
В соответствии с поставленной целью в течение учебного года
решались следующие задачи :
1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического
восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи
первоклассников.
2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и
определение причин затруднений в овладении письменной речи.
3. Анализ письменных работ учащихся вторых и третьих классов.
4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по
предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у
учащихся начальных классов.
5. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных
на школьный логопедический пункт.
Логопедическая работа в течение учебного года проводилась по следующим направлениям:
диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;
коррекционно-развивающее - проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи согласно циклограмме рабочего времени;
консультативная деятельность.
Анализ работы учителя-логопеда по направлениям:
Диагностическое :
Обследование с учетом инициатора обращения
Запрос педагога | |||||
Запрос родителя | |||||
Результаты обследования учащихся первых классов.
Выявлено с нарушениями речи --30 уч-ся.
Количество уч-ся, прошедших диагностику | Количество уч-ся с проблемами | |||||
Результат обследования с учетом выявленных проблем
Фонетическое нарушение речи | |||||
Системное недоразвитие речи ЗПР | |||||
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка | |||||
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематических процессов | |||||
Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи | |||||
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств | |||||
Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи |
Используемые диагностические методики
Обследование уровня речевого развития |
|||||
Фотекова Т.А. | Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников |
||||
Волковская Т.Н. | Иллюстративная методика логопедического обследования |
||||
Тестовая методика на выявление дисграфии |
|||||
Акименко В.М. | Логопедическое обследование детей с нарушениями речи с ЗПР, СНР | ||||
Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов |
Проанализировав данные логопедического обследования на начало 2015/2016 учебного года, можно сделать следующие выводы:
1. В 2015-16 учебном году значительно увеличилось количество учащихся 1-х классов, имеющих сложную речевую патологию. Коррекционно-развивающая работа в основном проводилась с уч-ся 1-х классов. Это дети с «Общим недоразвитием речи», «Задержкой психического развития», системным недоразвитием речи. Нужно отметить повышение количества учащихся с диагнозами:«дизартрия»,фонетико-фонематическое недоразвитие речи, даже фонетическое недоразвитие речи.
Тенденции к уменьшению количества учащихся с данной патологией не отмечается.
2. Дети пришли в первый класс с непоставленными звуками. Это говорит о недостаточной работе логопедов ДОУ.
3.Речевые диагнозы при обследовании: ОНР, Дисграфия, Дислексия, ЗПР, ФФНР, ФНР,СНР.
Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором).
В течение учебного года коррекционные занятия проводились согласно циклограмме рабочего времени логопеда.
Основной формой организации являются подгрупповые и индивидуальныезанятия. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа была проведена по коррекции звукопроизношения у учащихся 1-х классов.
Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводились в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.
Расписание логопедических занятий составлено учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Коррекционно – логопедические занятия проводились как индивидуально, так и в группе. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.
Индивидуальная работа (кол-во детей) | ||||||
Подгрупповая работа |
Используемые коррекционно-развивающие методики
Коррекция нарушений речи у детей | Прием «Рисование буквы» Прием «Пальчиковая азбука» Методика И.Н. Садовниковой Здоровьесберегающие технологии С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности» Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления |
Коррекция нарушений речи у детей ФФНР | Метод наглядного моделирования |
Коррекция нарушений речи у детей с ОНР Коррекция заикания | «Интеллектуально-развивающие словесные игры» Е.В. Кузьмина, Бланковые методики в работе логопеда для коррекции дисграфии. Методика Садовниковой Методика Е.В. Мазановой Методика Ястребовой и Бессоновой Дыхат. гимнаст А.Н.Стрельниковой |
В течение года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий четверо детей были отправлены на консультацию к неврологу и психиатру.
Шесть учащихся 1-х классов были направлены на ПМПК.
На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции.
Здоровьесберегающие технологии способствовали охране и укреплению физического и психического здоровья детей-логопатов.
Подгрупповые способы обучения . Коррекционные логопедические занятия на основе этого метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся.
Индивидуализация – это способ, который позволяет мне работать с воспитанниками, учитывая их возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи.
Аналитическое направление
Динамика развития учащихся
Звукопроизношение | Значительно улучшилось | Незначительно улучшилось | Динамика отсутствует |
|
1 –е классы |
Результативность
Результаты логопедической коррекции с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе
Консультативно-просветительское направление
Консультации | Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР, для направления на ПМПК | ||||||||||
Примеры формулировок задач к коррекционным занятиям | |||||||||||
Родительские собрания |
Выводы:
Работа на школьном логопункте за 2015-2016 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась коррекционно-развивающая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.
Результаты логопедического обследования учащихся в мае 2015 - 2016 учебного года и коррекционно-развивающей работы показали положительную динамику. Но не все дети посещали логопедические занятия. Из учащихся 1-х классов родители 2-х детей отказались от коррекционных занятий. Это Майорова З., Максаев К. Очень редко посещали занятия учащиеся 1«а» класса цыганской национальности: Волошина Л.и
Мариенко К.
Все вышеизложенное позволяет определить основные задачи работы учителя-логопеда на 2016/2017 учебный год:
1.Продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции речевой патологии учащихся школы, усилить личностно-ориентированный подход к детям в процессе обследования речи и осуществления динамического наблюдения с целью уточнения состояния и особенностей развития устной и письменной речи учащихся.
2.На следующий учебный год необходимо зачислить тех учащихся
(второй класс), с которыми не закончена коррекционно- развивающая работа, а также первоклассников, которые посещали речевые группы детских дошкольных, имеющих медицинское предписание для логопедческого сопровождения учебного процесса.
3.Совершенствовать работу по изучению и внедрению современных диагностических методик, проводить психолого-педагогические консилиумы для решения наиболее сложных проблем диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся школы.
Проблемы логопедического пункта
1. Увеличился процент учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся интеллектуальной недостаточностью; увеличилось количество учащихся, имеющих различные проявления речевого недоразвития, что не может не сказаться на результатах обучения.
2. Не систематическое посещение логопедических занятий без уважительной причины, не оказание помощи в улучшении речи ребенка со стороны родителей.
Анализ работы учителя-логопеда
Митрохиной Елены Ливьевны
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» за 2010-11 учебный год.
Целью деятельности является коррекционная работа, направленная на преодоление речевых нарушений у детей, социализацию ребёнка в обществе.
Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;
совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;
пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей;
осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы.
Диагностика
Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Изучение этимологии и патогенеза. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.
3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
а) логопедическое обследование детей;
б) анализ медико-педагогической документации.
в) опросы педагогов и родителей, анкетирование;
г) изучение данных психологической диагностики.
Анализ документации предусматривает работу с тетрадями для контрольных работ школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка. В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.) Данные вносились с таблицу «Учет специфических ошибок письма» по классам. У учащихся, зачисленных на логопедические занятия, проводился анализ ошибок.
д) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направлялись в лечебно - профилактические учреждения для обследования врачами - специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:
Звукопроизношение;
Обследование артикуляционного аппарата;
Фонетико-фонематических представлений;
Звукового анализа и синтеза;
Зрительного восприятия и узнавания;
Пространственных представлений и ориентации;
Общих представлений о предметах;
Лексико-грамматического строя речи;
Обследование состояния общей моторики;
Исследование произвольной моторики пальцев рук;
Умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки, тесты, пробы. Обследование устной речи учащихся первых классов проводилось по альбому О.Б. Иншаковойи «Экспресс-обследованию фонематического слуха и готовности к звуковому анализу», В.В. Коноваленко и В.С. Коноваленко.
Сводная таблица по направлениям диагностики
Направления диагностики | Кол-во методик |
||||
Учащиеся (класс, кол-во) | Педагоги (кол-во) | Родители (кол-во) |
|||
Обследование устной речи учащихся: | |||||
При поступлении в школу первоклассников | 119 (100%) | ||||
Вновь прибывшие | |||||
Конец учебного года дети, состоящие на учете в логопункте | 68 (100%) | ||||
Обследование письменной речи учащихся: | |||||
На начало года, учащиеся 2-4 классов | 277 (100%) | ||||
На конец года, учащиеся 1-3 классов | |||||
Обследование уч-ся для ПМПК | |||||
Итого |
За 2010-2011 учебный год обследовано 407 учащихся начальных классов. Из них 119 первоклассников. По сравнению с прошлым годом, увеличилось число детей со сложными речевыми нарушениями. Что значительно влияет на качество и продолжительность коррекционной работы всех педагогов, работающих с этими детьми.
Выявлено с нарушением устной речи- 67 учащихся.
Из них: с общим недоразвитием речи-19 учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 18 учащихся.
С фонетическим нарушением- 19 .
С фонематическим недоразвитием-5 учащихся.
Заикание-6
Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи -32 учащихся (48% от нуждающихся), 19 (28%) получали помощь консультативно. Т.о, было охвачено 51 учащийся (76%). В 2009-10 уч.г. -89 учащихся (83% от числа нуждающихся). Нагрузка учителя-логопеда в прошлом году составляла 40 часов, в этом учебном году – в соответствии со штатным расписанием-20 часов. Соответственно, количество детей, получивших логопедическую поддержку, сократилось.
Результаты обследования учащихся первых классов. Выявлено с нарушениями речи 44 человека.
Количество обследуемых | Выявлено с | Выявлено с | Фонетическое нарушение | Фонематическое недоразвитие | заикание |
|
Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 17 первоклассников (39% от числа нуждающихся).
Из них: с общим недоразвитием речи- 8 (89% от числа нуждающихся с данной патологией) учащихся;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 7 (70%)учащихся,
с фоне-тическими-4 (15%).
В письменных работах вторых - третьих классов выявлено 15 учащихся с нарушением письма и чтения. Из них дисграфия, обусловленная фонетико - фонематическим недоразвитием речи - 7 учащихся, 8 учащихся с нарушением письма и чтения, обусловленного ОНР (эти дети испытывают трудности при усвоении программы по русскому языку, окружающему миру, чтению). Из них 7 учащихся с ОВЗ: 4 ученика, которым рекомендовано обучение по программе VIII вида, 2 ученика-VII вида. 1 учащийся второго класса (ребенок-инвалид по слуху) с нарушением письменной и устной речи.
Коррекционно-развивающее направление
Учебный год | Кол-во детей в школе | Кол-во и % детей, прошедших обследование | Кол-во детей, нуждающихся в коррекции | Охвачены коррекционной работой | Динамика |
|||||
Всего кол-во, % от нуждающихся | Индивидуальной (кол-во, % от охваченных) | Групповой (кол-во, % от охваченных) | Консультативной(кол-во, % от охваченных) | Положительная(кол-во, % от охваченных) | Отрицательная(кол-во, % от охваченных) | Не наблюдается (кол-во, % от охваченных) |
||||
Занятия проводились в соответствии с планом коррекционной работы, составленным на основании проведенной диагностики. Дети были распределены в 7 групп в соответствии с речевым нарушением, для каждой группы разработано календарно - тематическое планирование.
Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители. Посещаемость отмечалась в журнале.
Повторное обследование показало: выпущено по окончании курса коррекционной работы- 22 (69%) учащихся (1класс -10человек, 2-4 классы -12 учащихся). Снята инвалидность по речи с одного ребенка. Еще 19 учащихся (с изолированными нарушениями звукопроизношения), не имеющими возможности быть зачисленными на логопедические занятия в связи с отсутствием на логопункте мест, во втором полугодии посещали консультации логопеда. Из них 12 детей сняты с учета в связи с улучшениями речи.
Оставлено для продолжения занятий 10(31%) учащихся, т.к., программа обучения для этих детей составляет от 1,5 до 2-х лет, в зависимости от структуры дефекта.
В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, чтению, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Результаты обучения в логопункте представлены в приложении №1.
Консультирование.
Сводная таблица по консультированию
Виды консультирования | ||||
индивидуальное | групповое | учащиеся | педагоги | родители |
Сводная таблица по направлениям консультирования
Направление | ||||
учащиеся | педагоги | родители |
||
По результатам диагностики | ||||
С результатам коррекционной работы | ||||
Индивидуальное консультирование по запросам | ||||
В этом учебном году большее число консультаций пришлось для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, не имеющих возможности быть зачисленными на занятия, в связи с отсутствием на логопункте свободных мест. Высоко и количество консультирования родителей.
Профилактика и просвещение
Профилактика и просвещение | Кол – во мероприятий | |||
Родительские собрания | Родители – 163, педагоги-6 | Родители – 35 |
||
Сообщене на городском МО учителей-логопедов | Учителя – логопеды - 11 | Учителя-логопеды – 7 |
||
Посещение на дому неорганизованных детей | Семьи учащихся | |||
Открытые логопедические занятия с использованием ИКТ | Родители-3 Педагоги-1 | |||
Подготовка информации на школьный сайт Страничка логопеда Логопедическое занятие Информация для педагогов Информация для родителей Дети с ОВЗ | Педагоги, родители, общество | Родители- 12 |
||
Оформление стендов | Педагоги, родители, учащиеся | |||
«День здоровья» | Учащиеся – 32 (дети-логопаты) | |||
Посещение уроков | педагоги – 5 | |||
Работа в экспертнойгруппе городской аттестационной комиссии. | Логопеды школ города № 5, 1 Логопеды ДОУ № 2,3, Психологи ДОУ № 4,7 | 2 (консультации по подготовке уроков, документации) |
||
Работа с мед. картами учащихся | Карты учащихся 1-х классов Прибывших -7 | |||
Индивидуальная и групповая коррекционная работа (по расписанию) | Дети-логопаты | |||
Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку | 2-4 классы (277) | |||
Посещение семинаров | Завучи по ВР | |||
ИТОГО |
Направление взаимодействие логопеда с педагогом
Так как у логопеда и учителя общая цель - дать школьникам качественное образование, сообщаю педагогам об особенностях речевого развития детей в классе, содержании коррекционной логопедической работы. От педагогов получаю информацию об успеваемости обучающихся. При планировании обязательно учитываю программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время прохождения отдельных тем. Оказываю помощь педагогам в соответствии с содержанием уроков в подборе дидактического материала, во время проведения «речевых разминок» даю рекомендации по работе над рифмой, темпом, интонацией, ударением. В целях профилактики зубо-челюстных аномалий с учащимися 1-х классов провожу артикуляционную гимнастику (на которой присутствуют педагоги). Рекомендую на уроках обучения грамоте использовать артикуляционные профили, для уточнения правильного произнесения звуков. В этом учебном году просветительская работа с педагогами проводилась в основном с помощью компьютерных технологий. Информация была помещена на школьный сайт. В связи с высокой загруженностью педагогического коллектива очень трудно найти время для всеобучей. А школьный сайт хорошая возможность для получения информации. Для родителей, коллег были предложены: конспект и презентация логопедического занятия и другие формы работы.
По запросам педагогов были проведены беседы с родителями первых классов на родительских собраниях «Роль родителей в исправлении речи детей», «Предпосылки обучения грамоте», «Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения школьника», «Принципы письма». Участвовала в собрании для родителей будущих первоклассников. В течение года велась тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте.
Педагогам был предложен дидактический материал, для работы с детьми, имеющими трудности при усвоении программы. Работала над методической темой: «Использование новых технологий по преодолению тяжелых нарушений речи у учащихся». Было подготовлено сообщение для обмена опытом на городском МО учителей-логопедов. 2010-2011 учебном году посещались уроки учителей с целью выработки единых требований к детям-логопатам, отслеживанию результативности работы.
Побывала на занятиях учителей-логопедов при МОУ СОШ №1,2,5. Дошкольных учреждений.
В течение учебного года проводилось пополнение логопедического кабинета дидактическими материалами:
карточки по развитию моторики, автоматизации звуков.
На 2011-2012 учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушением речи, разнообразить формы домашнего задания, пополнить логопедический кабинет необходимым оборудованием (список прилагаю).
Работа на школьном логопункте за 2010-2011 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.
По прогнозам логопедов дошкольных учреждений в этом учебном году увеличится количество детей с речевыми нарушениями поступающих в школу. Скажется и то, что в ДОУ №7 нет учителя-логопеда, коррекционная работа с детьми-логопатами там не проводилась, а значит, вся нагрузка ляжет на школьного логопеда.
Анализ анализ коррекционной работы ...
Анализ работы учителя-логопеда
Главной целью работы в 2013-2014 учебном году являлось оказание квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.
Исходя из цели деятельности логопедического пункта, определены задачи:
¾ осуществление диагностики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
¾ развитие у детей подвижности артикуляционного аппарата, произвольного внимания к звуковой стороне речи, фонема тического восприятия, связной речи, психических процессов (внимание, память, мышление);
¾ обогащение словарного запаса;
¾ воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;
¾ пропагандирование логопедических знаний, проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов.
Работа на логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:
¾ организационному;
¾ диагностическому;
¾ коррекционно-развивающему;
¾ просветительно-профилактическому.
Организационное направление
Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции. В разделе организации и оптимизации учебного процесса была запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий был подобран и систематизирован материал; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал. Велась работа по систематизации диагностического и программного материала:
¾ шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с обучающимися начальной школы в связи с большим притоком детей, имеющих общее недоразвитие речи;
¾ оформлены диагностические материалы для обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма.
В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:
1.Составлены списки детей, занимающихся на логопункте. 2.Журнал консультаций. 3. Речевые карты. 4. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год (перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, индивидуальные планы работы сформированы по характерам нарушений).
На основе анализа за истекший учебный год определена цель на 2014-2015 учебный год:
продолжить работу над созданием условий по оказанию квалифицированной помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.
Определены следующие задачи:
1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи детей; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость обучающихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.
2. Расширить сотрудничество со специалистами школьным ПМПк, родителями.
3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.
4. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.