Таблицы мониторингов по развитию речи. Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи


Романюк Вера
Мониторинг речевого развития

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко»

муниципального образования

города Братска

Мониторинг

речевого развития детей

(5-6; 6-7 лет)

Подготовила : Романюк В. И.,

педагог дополнительного образования,

ШРР «Росинка»

г. Братск

Режим организации системы мониторинга включает : первичную диагностику - в начале учебного года, промежуточную – в середине учебного года и итоговую – в конце учебного года. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная первичная диагностика : выявляются стартовые условия (исходный уровень развития , определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития , для решения которых требуется помощь педагога. На основе этой диагностики формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка , а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательная деятельность на год.

В коне учебного года (обычно апрель) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития . Задача промежуточной диагностики – оценить правильность выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития и по результату внести коррекцию в педагогический процесс.

Принципы диагностического обследования (слайд №2)

Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития , обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

Принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития » дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития » введено Л. С. Выготским : Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет , каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

Формы проведения диагностики : (слайд №3)

Индивидуальная;

Групповая.

Основные диагностические методы : (слайд №4)

Не экспериментальные методы :

Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов, незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования (создание проблемно-диагностических ситуаций) .

Дид. игра «Звуковая дорожка»

Цель : диагностика умения автоматизировать изолированный звук, соотносить звук с буквой, подбирать слова на заданный звук : формировать звуковую культуру речи. Описание куба : На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

Ход : Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать» . Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, называет слово на заданный звук и передает куб дальше.

П. Игра «Живые буквы»

Ход : Детям раздаются согласные звуки и они, двигаясь по комнате подходят к расставленным заранее гласным звукам, составляя слоги и слова.

Результаты наблюдений, в отличие от других методов диагностики не фиксируются в официальных документах, но учитываются в общей итоговой оценке.

Однако результативность и точность выводов, сделанных на основе наблюдения, зависит от личностных качеств педагога и других факторов.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии.

Это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен выбрать наиболее правильный из готовых ответов, и проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Цель : диагностировать знание алфавита. (слайд № 5)

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных звуков?

Какая буква в алфавите первая?

Какая буква последняя?

Какие из этих букв парные согласные?

Какие буквы не имеют звука?

Беседа – Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет особенности другого. Беседу также можно проводить с группой, когда педагог задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

Преимущества :

На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами) .

Дети более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Диагностические методы.

Отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Тест – Игровые тестовые задания - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных показателей, а его результат – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

(слайд № 6, 7, 8, 9, 10)

Положительные черты метода тестовой диагностики :

Высокая объективность процесса измерений и интерпретации результатов;

Достаточно высокий уровень надежности;

Экономичность проверки (незначительные затраты времени при проверке усвоения большого по объему материала в больших группах учащихся).

Легкость обеспечения продолжительности сохранения результатов и автоматизация их обработки.

Отрицательные черты метода тестовой диагностики :

Отражение в ответах субъективных представлений авторов тестов;

Ограничивают ответы детей, не учитывают их индивидуальности;

Недостаточная точность (не всегда можно выяснить, как найден ответ : случайно или путем логических рассуждений).

Не дает информации о взглядах, убеждениях.

Диагностическая работа. Проведение контрольно-оценочных занятий.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Пример : (слайд № 11)

Контрольно-оценочное занятий.

1. Пишем буквы под диктовку :

2. Придумай слово на заданную букву, выдели звуки :

3. Составь схему предложения :

Маша гуляет в лесу.

4. Вставь Ь или ъ знак, выдели мягкий и твердый звук :

5. Вставь пропущенную букву :

М. Р; М. Й; С. Р; МАЛ. НА.

Инструментарий : (слайд № 12) Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

Инструментарий диагностики представляет собой описание проблемных диагностических ситуаций (Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова. Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, тестовых заданий, разработанные контрольно-оценочные карты, картинки, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра.

Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.

Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования наглядных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут

Методики (слайд № 13)

«Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год;

Умеет драматизировать небольшие произведения. (слайд№ 14)

По наблюдению.

Оценка :

3 - ребенок умеет драматизировать небольшие произведения, используя различные средства вы-разительности : мимику, жесты, интонацию, проявляет творчество в их использовании.

2 - при драматизации не всегда использует средства выразительности, требуется небольшая помощь взрослого.

1 - играет свою роль без эмоций, или они проявляются только при напоминании взрослого.

Употребляет в речи синонимы. (слайд№ 15)

Д/и «Скажи по-другому» .

Инструкция к проведению : воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Образец : «Большой» , - предлагает воспитатель. Дети называют слова : «Огромный, крупный, громадный, гигантский» .

Красивый - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный. Мокрый - сырой, влажный. Веселый - задорный, озорной, радостный. Большой - огромный, громадный. Бежит - мчится, несется, торопится. Скачет - прыгает. Горюет - печалится, грустит. Кричит - орет. Мерзнет - зябнет.

Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Оценка :

3 - ребенок может подобрать синоним ко всем словам. 2 - подбирает синонимы к 5-6 словам. 1 - подбирает синонимы к 2-3 словам.

«Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий;

«Методика исследования чтения» Баль Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук

Исследование чтения букв (слайд№ 16)

Цель : выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

Материал : Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв : выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.

Техника :

1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция : «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу» . (Рис. 1,2)

2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция : «Покажи букву, которую я назову» . (Рис. 1.2)

3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции : «Найди такую же букву, как я покажу» .

Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П) . Ребенок должен правильно их назвать.

Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы : «Правильно ли написана эта буква? «, «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?» , «Покажи и скажи, что в них неправильно» . (рис. 3)

Цель ОО программы по развитию речи и обучению детей чтению :

Цель : развитие речи и обучение навыкам осознанного чтения, не вступая в противоречие с методами школьного обучения, создание предпосылок для успешного перехода к обучению в начальной школе.

Система мониторинга предполагает диагностику задач предполагаемого результата обучения.

Предполагаемые результаты первого года обучения : (слайд№ 18)

(развитие лог мышления ) ;

умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;

находят слова с определенным звуком, определяют место звука в слове;

членят предложения на слова,

делят слова на слоги,

читают слоги и трёхбуквенные слова,

ориентировка в тетради.

Предполагаемые результаты второго этапа обучения : (слайд№ 17)

Умеет отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;

умеют отгадывать загадки, шарады, кроссворды (развитие лог . мышления) ;

владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости) ;

определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец) ; (малина, помидор, сом)

умеют придумывать слова на заданный звук, выделять в словах определенный звук, соотносить звук с буквой; (к-д)

владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв, гласные). (к-д)

знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости

мягкости; (анкета)

знает значение Ъ и Ь знаков в словах; (к-д

знает алфавит (полное название букв) ; (анкет)

умеет составлять пересказ (общий, выборочный) ;

правильное произношение звуков,

усвоение детьми графического образа букв; (тетрадь – набл)

членят предложения на слова, составляя схему предложения,

делят слова на слоги, (тест)

умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; (наблюд. Эксперимент)

читает предложения, короткие тексты; (индивид)

ориентировка на листе. (граф. Дикт.)

Технология работы с таблицами следующая : (слайд№ 19)

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей .

6-7 лет : (слайд№ 20)

Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития ) .

Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные трудности организации педагогического процесса).

Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту

5-6 лет : (слайд№ 21) 19

Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с незначительной поддержкой педагога (наводящие вопросы, замена похожим заданием дублерами) .

Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные проблемы организации педагогического процесса).

Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает (несоответствие развития ребёнка возрасту , а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру).

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка , нужно оценивать его динамику, т. е верным будет скорее оценка того вектора развития , которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка , однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться , открыть какие-то способности, преодолеть проблемы

Педагогический мониторинг в ДОУ помогает достичь таких целей, как : выявление у детей особенностей их развития для дальнейшего учета при организации образовательного процесса; выявление отрицательных тенденций в развитии детей для определения необходимости их дальнейшего углубленного изучения; диагностирование изменений в развитии дошкольников для определения результативности педагогической деятельности.

Литература :

1. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет », О. А. Романович, Е. Л. Кольцова;

2. «Диагностика развития речи дошкольников » , Е. М. Макарова, Е. А. Ставцева, Е. М. Едакова.

3. «Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов.» , Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

Критерии оценивания. Грамматический строй речи.

5 баллов – грамматический строй речи сформирован по возрасту. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию.

4 балла – грамматический строй речи сформирован в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3 балла – грамматический строй речи сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

2 балла – грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования.

1 балл - фразовая речь отсутствует. Использует однословные слова – предложения. Задания недоступны.

Критерии оценивания. Связная речь.

5 баллов - связная речь соответствует возрастной норме. Пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, рассказ соответствует изображённой ситуации. Соблюдены грамматические нормы языка.

4 балла - связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов. Недостаточная развёрнутость высказывания. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности воспроизведения. Допускает ошибки в грамматическом оформлении, но замечает и исправляет их самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса.

3 балла – связная речь требует дальнейшего развития. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм. Серию сюжетных картин раскладывает с ошибками.

2 балла – связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен по вопросам, ответы односложные. Связность высказывания нарушена. Аграмматизм. Соскальзывание на побочные темы. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображённых на картинках.

1 балл – связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ даже по вопросам не доступен. Неадекватные ответы. Серию картинок не раскладывает.

Мониторинг образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС

Ведущая вебинара:

Спирина Ирина Олеговна


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Речевое развитие включает

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи образовательной области. Младшая группа

  • Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
  • Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
  • Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
  • Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
  • Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
  • Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
  • Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Задачи образовательной области. Средняя группа

  • Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
  • Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
  • Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи
  • Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
  • Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
  • Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
  • Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
  • Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Задачи образовательной области. Старшая группа

  • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
  • Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения
  • Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
  • Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
  • Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки и сверстников.
  • Воспитывать интерес к письменным формам речи.
  • Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
  • Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
  • Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Задачи образовательной области. Подготовительная группа

  • Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  • Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
  • Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
  • Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
  • Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
  • Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
  • Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Цель

Задачи:

Методика предъявления задания .

Педагог. Для тебя сегодня кукла Катя приготовила сюрприз. Ты хочешь узнать, какой? Давай посмотрим вместе. (Возле куклы лежит подарочная коробка, украшенная аппликацией или рисунками предметов и объектов природы.) Какая красивая коробочка! Тебе она нравится? Давай посмотрим, чем она украшена.

Найди на коробке лошадку.

Покажи, где чашка.

Найди на коробке мальчика.

Покажи, где нарисован передник.

Покажи, где цветок.

3 балла безошибочно самостоятельно показывает все предметы.

2 балла допускает 1-2 ошибки в выборе предмета или требует повторного называния.

1 балл - выбирает неправильно 3 из 5 предметов.

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель - изучение особенности развития связной речи ребенка.

Задачи:

1. Изучить особенности понимания и смыслового восприятия речи.

2. Выявить умение соотносить слово с картинкой, узнавать изображение по слову.

3. Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Воспитатель открывает коробку, в которой находятся игрушка- медвежонок и набор предметов мебели.

Педагог (достает медвежонка). Кто это? Откуда он взялся? Вот послушай.

Жили-были три медведя. Один медведь был папа, и звали его Михаил Потапович. Он был большой, лохматый. На нем были красная рубашка и синие брюки. Другой была мама-медведица. Ее звали Настасья Петровна. Она была в белой кофте и зеленой юбке. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Он был в желтых штанишках и белой шапочке.

Как ты думаешь, кто это: медведь-папа, мама-медведица или Ми шутка? Как ты догадался, что это Мишутка? (Называет предметы одежды, размер.)

3 балла - слушает внимательно, безошибочно самостоятельно сразу узнает медвежонка и обосновывает свой ответ.

2 балла - слушает рассказ, узнает медвежонка, но обосновать ответ не может.

1 балл - слушает невнимательно, не понимает задания без дополнительных вопросов и пояснений. Соглашается, что это Мишутка.

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель - изучение особенности развития связной речи ребенка.

Задачи:

  • Изучить особенности понимания и смыслового восприятия речи.
  • Выявить умение соотносить слово с картинкой, узнавать изображение по слову.
  • Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Педагог. Послушай, как ласково мама называет своего медвежонка: Мишутка, Мишенька. А как тебя ласково называет мама? Посмотри, Мишутка нарисовал картинку. Тебе она нравится? Давай расскажем, о чем эта картинка.

Начало года. Конец года:

Кто это? Про что эта картинка?

Что делает Мишутка? Во что играет Мишутка?

Какие игрушки у Мишутки: Какие у него игрушки?

что это? А что это? Что делает его мама?

3 балла - самостоятельно начинает рассказ по картинке, отвечает на все вопросы, пользуется распространенными предложениями.

2 балла - отвечает на все вопросы, используя простые предложения из 2-3 слов.

1 балл - отвечает только на 2-3 вопроса, пользуется ситуативной речью (вместо слов - указательные жесты, односложные ответы).

Результаты.

Высокий уровень - 5-6 баллов.

Средний уровень - 3-4 балла.

Низкий уровень - 1-2 балла.

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель - изучение особенностей развития словаря детей.

Задачи:

  • Выявить наличие в активном словаре детей слов, обозначающих предметы быта (мебель, одежда, посуда).
  • Определить умение обозначать словом части и особенности предмета, видеть различия в близких по внешнему виду и назначению предметах.
  • Определить возможность использования в речи обобщающих слов (мебель, посуда, одежда).

Появляются знакомый ребенку медвежонок и подарочная коробка. Чтобы вызвать эмоциональный отклик, воспитатель предлагает поздороваться с медвежонком, спросить его о чем-нибудь, или медвежонок «спрашивает» ребенка (создается эмоционально-положительный фон).

Педагог. Медвежонок приехал к нам в гости, но ему негде жить. Давай сделаем для него комнату. (Достает из коробки по одному пред-меты мебели: стул, стол, кресло, диван, шкаф.)

Что это? (Ребенок называет предмет и ставит его в комнату) . Для чего нужен стул? Как узнать стул?

А это тоже стул? (Показывает на кресло.)

Расскажи, что есть у кресла.

А вот еще большое кресло (показывает на диван).

Как узнать, что это диван?

Что еще можно поставить в комнату? (Педагог выставляет стол, шкаф. Ребенок только называет предметы.)


Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

3 балла - все предметы называет правильно, выделяет 2-3 части предмета, его свойства, самостоятельно различает близкие по внешнему виду и назначению предметы (кресло, стул, диван). Определяет назначение предмета, называет обобщающее слово

2 балла - все предметы называет правильно, выделяет части и назначение не у всех предъявленных предметов. Различает близ кие по назначению и внешнему виду предметы с помощью вое питателя. Не может назвать обобщающее слово.

1 балл - допускает ошибки в названиях предметов, называй единичные части и свойства предметов с помощью воспитателя. Зрительно различает, но не обозначает словесно различия между близкими по внешнему виду и назначению предметами.

Результаты.

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1 балл.

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель - изучение особенностей освоения грамматически правильной речи.

Задачи:

  • Выявить умение правильно называть детенышей животных, употреблять эти существительные в единственном и множественном числе, именительном и родительном падежах.
  • Выявить умение словообразования: суффиксальный способ образования слов и образование слов на основе звукоподражания.
  • Определить умение согласовывать существительные и глаголы, изменять слова по родам.
  • Выявить уровень понимания и употребления предлогов с пространственным значением - «в», «на», «за», «под», «около».

Методика предъявления задания.

Педагог. У нашего Мишутки много друзей. Хочешь узнать, кто его друзья?

Он принес их фотографии (достает картинки с изображением зайчат, утят, ежат, щенков, цыплят и предлагает назвать их. Доставая утят и цыплят, воспитатель имитирует звуки: «Утенок - кря-кря-кря. Что делает?(Крякает.) Цыпленок - пи-пи-пи. Что делает?(Пищит.)»

Мишутка любит играть со зверятами в прятки. Ты хочешь поиграть с ними? Посмотри и запомни, кто и где сидит (еще раз повторить название детенышей по порядку картинок). А теперь вы с мишкой за-кроете глаза, а кто-то из зверей спрячется. (Убирает одну из картинок.) Кого не стало?

А теперь будет прятаться Мишутка. А водить и закрывать глазки будут зайчата

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Зверята соскучились по своим мамам. Давай поможем им найти родителей (достает изображения зайца, утки, ежа, собаки, курицы). Кто прибежал за своим ребенком?

Ребенок. Курица прибежала за цыпленком. Ёж прибежал за своим ежонком. Собака прибежала за щенками. Заяц прибежал за своими зайчатами.

Педагог . Посмотри, все ли родители нашли своих детей?

Ребенок устанавливает соответствие и рассказывает.

Ребенок. У утки - утята. У курицы - цыплята. У ежа - ежата. У собаки - щенки. У зайца - зайчата.

3 балла - самостоятельно и правильно называет всех детены¬шей животных, безошибочно устанавливает согласование суще-ствительных и глаголов, владеет способами словообразования, понимает и правильно пользуется предлогами.

2 балла - называет детенышей животных, допускает 1-2 ошиб¬ки. Согласовывает существительные и глаголы, в словообразо¬вании затрудняется, действуя по образцу воспитателя; понимает предлоги пространственного значения, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки).

1 балл - называя детенышей животных, допускает более 3 оши-бок; ошибается в использовании категории рода (хотя бы 1 раз), со словообразованием не справляется; затрудняется в понима¬нии и правильном использовании предлогов пространственного значения (допускает более 3 ошибок).

Результаты.

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1 балл.


Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель - уточнение состояние звукопроизношения, уровня владения общеречевыми навыками.

Задачи:

  • Изучить особенности звукопроизношения детей и сравнить с показателями физиологической нормы.
  • Оценить уровень развития фонематического слуха, умения слышать специально акцентируемый звук в словах.
  • Выявить наличие литературного опыта ребенка, умения прочес"1 в стихотворение, умения чувствовать рифму и отгадывать описательные загадки с рифмующейся отгадкой.
  • Выявить отношение детей к заданию художественно-речевого содержания.

Для воспитателя обычной (не логопедической) группы основным диагностическим методом для уточнения звукопроизношения является наблюдение за речью детей. Во время повседневного общения и при выполнении диагностических заданий воспитатель фиксирует характер звукопроизношения ребенком трудных звуков: сонорных [p], [рь], [л], [ль]), шипящих ([ш], [ж]), свистящих ([з], [зь], [с], [сь]), звуков [ч], [ц], отмечая замену, искажения, отсутствие звука.

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Педагог. Тебе прочитает стихотворение кто-то еще. А ты послу-ай и отгадай, кто. (Воспитатель читает стихи, акцентируя в речи звуки.)

Мыш-ш-шонку ш-ш-шепчет мыш-ш-шь:

«Ты что ш-ш-шумишь, не спиш-ш-шь?»

Мыш-ш-шонок ш-ш-шепчет мыш-ш-ши:

«Ш -ш-шуметь я буду тиш-ш-ше».

Почему ты думаешь, что это мышонок?

Ж-ж-жук упал и встать не мож-ж-жет.

Ж-ж-ждет он - кто ему помож-ж-ж-жет.

Почему ты думаешь, что это жук?

3 балла - ребенок произносит слова правильно, передавая ритм; чисто и устойчиво произносит звуки, кроме шипящих, сонорных. Слышит и называет акцентируемый в речи звук («это стихотворение читает мышонок»; «это стихотворение жука») и может объяснить.

2 балла - ребенок большинство слов произносит правильно, допускает отдельные искажения в сложных словах (коридор); чисто произносит большинство звуков, кроме свистящих, шипящих, сонорных. Слышит акцентируемый звук, но объяснения не дает.

1 балл - правильно передает ритм слова, но переставляет слоги во многих словах; наблюдаются многие нарушения звукопроизношения; на акцентируемый звук в стихах реагирует неопределенно (смеется, на вопросы не отвечает).


Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Педагог. Мишутка пришел с тобой поиграть. Он очень любит стихи и загадки. А ты любишь стихи?

Мышка просит ребенка прочесть свое любимое стихотворение. Если ребенок задание не принимает, тогда Мишка начинает читать стихотворение А. Барто из серии «Игрушки», а ребенок помогает ему.

Педагог. А еще Мишутка любит загадывать загадки.

Мишутка загадывает ребенку описательную загадку с рифмующейся отгадкой или со звукоподражанием.

На заборе сидит,

«Ку-ка-ре-ку», - кричит,

На голове - гребешок.

Кто же это?

(Петушок.)

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьет,

«Мяу-мяу» поет.

Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, ему показываются 3 картинки, из которых он выбирает правильную отгадку. В случае затруднения воспитатель показывает правильную отгадку на картины и еще раз повторяет загадку, наблюдая за реакцией ребенка.

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

Мишутка. А теперь ты загадай мне загадку.

3 балла - эмоционально-положительно воспринимает задание, знает и самостоятельно эмоционально читает стихотворение; отгадывает загадки и загадывает свою (известную ему или приду манную им).

2 балла - положительно воспринимает задание, читает стихотворение вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы загадку отгадывает по картинкам, выбирая правильную отгадку из нескольких картинок; сам загадку загадать не может.

1 балл - положительно воспринимает задание, только слушает стихотворение, читаемое воспитателем, в процессе чтения не участвует; затрудняется самостоятельно отгадать загадку даже по картинкам, но при предъявлении картинки-отгадки соотносит текст и картинку (радостно улыбается, повторяет отгадку, звукоподражание). Загадать загадку не может.

Результаты.

Высокий уровень - 5-6 баллов.

Средний уровень - 3-4 балла.

Низкий уровень - 1 -2 балла.

Балльная оценка общего уровня развития речи.

Высокий уровень - 18-21 баллов.

Средний уровень - 11 - 17 баллов.

Низкий уровень - 5-10 баллов.

Цель - выявление уровня развития связной речи.

Задачи:

1. Выявить уровень владения диалогической и полиоологической речью.

2. Изучить особенности монологической речи в процессе составления описательного рассказа

Методика предъявления задания.

Педагог. Посмотрите, какой необычный герой сегодня к нам пришел (показывает игрушку Лунтика - образ персонажа знакомого мультфильма. Далее беседа с подгруппой детей ведется от имени Лун-тика.)

Лунтик. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Догадайтесь, почему меня зовут Лунтик? Правильно, я прилетел с Луны, поэтому на Земле я многого не знаю. В вашем детском саду я увидел картину с необыкновенными существами. У них мохнатые мордочки острые ушки и четыре ноги. Кто это?

После детских высказываний воспитатель показывает картину «Собака со щенками», «Кошка с котятами» или другую аналогичную картину. Дети высказывают свои предположения, задают уточняющие вопросы, пытаясь выяснить, о ком идет речь. Проводится беседа по картине .

Лунтик. Про кого эта картина?

Как зовут собаку?

Как называются ее детеныши?

Почему собака не убегает?

Чем занимаются щенки?

Какого цвета шерсть у щенка?

Кто из щенков больше нравится? Почему?

Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о нем.


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

3 балла - инициативно поддерживает беседу на тему, устанавливает связи и может обосновать свое суждение; отвечает четко, развернуто, задает вопросы.

2 балла - отвечая на вопросы, использует форму простого предложения; не проявляет инициативы, затрудняется в установлении причинно-следственных связей и их речевом выражении

1 балл - пассивно участвует в беседе, слушая других и вставлял отдельные слова.

О баллов - в беседе не участвует.

Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о них. Вспомни, каких животных ты видел в зоопарке? Расскажи о каком-нибудь животном.

Если дети знакомы со схемой описательного рассказа, то возможен рассказ по схеме.

3 балла - самостоятельно составляет описательный рассказа

2 балла - описательный рассказ составляет с незначительном помощью взрослого (подсказка слова, формулировки мысли).

1 балл - описательный рассказ составляет по вопросам взрослою.

0 баллов - описательный рассказ составлять отказывается.


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. Лунтик хочет узнать, какие еще животные живут у бабушки в деревне. Вспомни рассказ, который мы читали, и расскажи ему о курочке.

Индивидуальный пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» после предварительного чтения и обсуждения его в подгруппе детей.

3 балла - самостоятельно воспроизводит все смысловые и языковые компоненты текста без нарушения лексико-грамматических норм.

2 балла - пересказывает текст с незначительными сокращениями при минимальной помощи взрослого; наблюдается стереотипность высказываний.

1 балл - пересказывает по вопросам, допуская значительные сокращения, повторы, неадекватные замены.

О баллов - отказывается от пересказа.

Результаты

Высокий уровень – 6-9 баллов

Средний уровень – 4-5 баллов

Низкий уровень – менее 3 баллов


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель - выявление уровня развития словаря детей.

Задачи:

  • Выявить особенности активного словаря детей: умение обозначать словом название предметов, их строение.
  • Определить умение использовать в речи обозначения качеств и свойств предметов и материалов, обследовательских действий.
  • Выявить возможности использования в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
  • Выявить умение использовать слова и выражения, необходимые лия установления отношений с окружающими, - формы вежливою обращения (слова приветствия, прощания, благодарности, приглашения и т. д.).
  • Выявить умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. На Земле Лунтик узнал много новых предметов и даже научился загадывать о них загадки. Посмотри на картинки и попробуй отгадать, о чем загадка: «Есть кабина, кузов, колеса, фара, руль, нужна для перевозки грузов». Что это?

А теперь ты попробуй загадать Лунтику загадки, выбрав предмет на картинке.

Кошка (голова, туловище, лапы, уши, хвост, части морды).

Кукла (части рук, ноги, живот, спина, голова, части лица).

Куртка (рукава, воротник, карман, спина, перед, застежка).

Кастрюля (дно, стенки, ручки, крышка).

Дерево (ствол, корень, ветки, листья, кора).

3 балла - безошибочно называет большинство структурных частей всех предметов.

2 балла - называет 2-3 части предмета или допускает ошибки в названиях.

1 балл - выполняет только одно задание при поддержке взрос-лого.

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. Лунтику все интересно на Земле. Он пытается узнать про все предметы, но они такие разные, что он постоянно делает ошибки. Научи Лунтика узнавать свойства предметов.

Однажды вместо сахара он положил в чай соль. Почему Лунтик перепутал? Как узнать вкус; соль это или сахар? Какая на вкус соль? А какой на вкус сахар?

Он сделал себе дом из бумаги. Подул ветер, и дом развалился. Почему? Как узнать - прочный материал или не прочный? Посоветуй Лунтику, из чего лучше построить дом.

Вместо подушки он положил под голову деревянный кубик и всю ночь не мог уснуть. Почему? Как узнать - твердый предмет или мягкий?

3 балла - выполняет все задания: правильно называет обследовательские действия, свойства и качества предметов и материалов, устанавливает причинно-следственные связи и отражает их в речи.

2 балла - самостоятельно называет свойства и качества, затрудняется в обозначении обследовательских действий. Связи устанавливает при поддержке взрослого.

1 балл - выполняет только одно задание при поддержке взрос-лого или допускает много ошибок при выполнении всех заданий.


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. По твоему совету Лунтик построил прочный дом. Те¬перь ему нужно сходить в магазины и купить в дом все необходимое. Подскажи, что в каком магазине он может купить.

Что можно купить в мебельном магазине?

В магазине посуды?

В магазине одежды?

Теперь он пошел за продуктами в универсам. Что он купит в отделе «Фрукты»? В овощном отделе? В молочном отделе?

3 балла - правильно выполняет все задания: называет 3 и более предметов на каждое понятие.

2 балла - выполняет все задания, включая в каждое понятие по 1-2 объекта, или допускает 1-2 ошибки.

0 баллов - не выполняет ни одного задания.

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. У Лунтика появилось много друзей. Но иногда они на него обижаются, потому что он не знает волшебных слов, которые помогают общаться друг с другом. А ты знаешь такие слова? Научи Лунтика.

Какие слова ты скажешь, если:

Ты пришел в гости или встретил друга... (здравствуйте, добрый день, рад вас видеть, как ты поживаешь?), тебе оказали помощь, услугу (спасибо, благодарю); ты нечаянно кого-либо обидел (извините, простите).

3 балла - выполняет все задания, называя 2-3 варианта фраз.

2 балла - выполняет только 2 задания.

1 балл - выполняет только одно задание при поддержке взрослого.

О баллов - не выполняет ни одного задания.

Педагог. На Земле Лунтик научился очень многому. Он даже узнал, что есть слова с противоположными значениями. А ты знаешь такие слова? Поиграй с Лунтиком в игру «Скажи наоборот».

Скажи наоборот: большой - ... (маленький); чистый - ... (грязный)

2 балла - выполняет все задания, но допускает 1-2 неточности.

1 балл – выполняет менее половины заданий

0 баллов – не выполняет ни одного задания


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель – выявление уровня развития грамматически правильной речи

Задачи:

  • Выявить умение составлять и пользоваться простыми и сложно-подчиненными предложениями.
  • Изучить возможности самостоятельно пользоваться системой окончании существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.
  • Определить умение словообразования при помощи приставок
  • Выявить умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже.
  • Выявить умение использовать в речи глаголы повелительного наклонения.

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Методика предъявления задания.

Педагог. Лунтик многое умеет делать. Только он забывает слова и не знает, как об этом сказать. Подскажи ему.

Я умею цветы... (поливать).

Я помогаю обед... (варить).

Я умею пол... (подметать).

Я умею стол... (накрывать).

Я помогаю комнату... (убирать).

3 балла правильно выполняет все задания.

2 балла правильно выполняет 3 задания из 5.

1 балл - правильно выполняет 1-2 задания


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. Лунтик умеет делать все наоборот. Отгадай что? Входить и... (выходить). ’

Одеваться и... (раздеваться).

Прибегать и... (убегать).

Закрывать и... (открывать).

3 баяла - правильно выполняет все задания.

2 балла - выполняет все задания, но допускает 1-2 неточное г.

1 балл - выполняет менее половины заданий.

О баллов - не выполняет ни одного задания.


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Лунтик говорит:

У меня один стол.

У меня один стул.

У меня одна кукла.

У меня одна книга.

У меня одно полотенце.

У меня одна расческа.

А мы отвечаем.

А у нас много столов.

А у нас много... (стульев).

А у нас много... (кукол).

А у нас много... (книг).

А у нас много... (полотенец).

А у нас много... (расчесок).

3 балла - правильно выполняет все задания.

О баллов - не выполняет ни одного задания или во всех допускает ошибки.


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог Лунтик любит заниматься физкультурой, а особенно

повторять движения за детьми. Выполни движение и скажи, что надо

сделать Лунтику.

Я бегу, и тебе надо... (бежать).

Я скачу, и тебе надо... (скакать).

Я машу руками, и тебе надо... (махать).

Я присел, и тебе надо... (присесть).

Я сел на стул, и ты тоже... (сядь).

3 балла - правильно выполняет все задания.

2 балла - правильно выполняет 3 задания из 5.

1 балл - правильно выполняет 1-2 задания.

О баллов - не выполняет ни одного задания или во всех допускает ошибки.


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель – изучение особенностей подготовки детей к обучению грамоте

  • Определить уровень развития фонематического слуха и восприятия.
  • Выявить уровень первоначальных умений фонематического анализа слов.
  • Выявить умение эмоционально и выразительно говорить регулируя тембр голоса.
  • Выявить умение различать короткие и длинные слова.

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Методика предъявления заданий.

Педагог. Лунтик принес картинки с трудными словами. Он никак не может научиться их правильно произносить. Помоги ему. Содержание диагностического задания и критерии оценки.

Когда услышишь правильное название того, что изображено на картинке, хлопни в ладоши.

Баман, паман, банан, банам, ваван, банан, даван, ванан, банан.

иван, дифан, диван, дивам, диман, миван, диван, лифан живан диван. ’

Покажи на картинке предметы: суп, зуб, ворота, ворона, мышка мишка, коза, коса.

2 балла - допускает 1 ошибку при выполнении каждого зада¬ния.

1 балл допускает более 2 ошибок при выполнении каждого задания.

О баллов - не понимает задания.


Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. Лунтик знает, что есть звуки, которые можно пропеть и громко прокричать, а есть звуки, которые не поются и не кричатся Но он все время их путает. Помоги ему.

Покажи красный кружок, если я произнесу поющий звук а синий если произнесу не поющий звук: [т], [a], [о], [к], [и], [д], [у].

Угадай (хлопни в ладоши), в каких словах слышится песенка паровоза (у-у-у-у):

Лук, мак, Лунтик, домик, дудка, сапог, муха.

Произнеси слова так, чтобы в них была слышна песенка «насоса» (с-с-с-с): сова, сумка, носки, нос, пес.

3 балла безошибочное выполнение всех заданий.

2 балла - допускает 1 ошибку при выполнении каждого задания.

1 балл - допускает более 2 ошибок при выполнении каждого задания или не выполняет одно из заданий.

0 баллов - не выполняет ни одного задания.

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. Лунтику прочитали сказку «Три медведя». Ему очень понравилось, как медведи говорили разными голосами. Кто говорил грубым голосом? А кто - самым тоненьким?

Давай поиграем. Ты спросишь за каждого медведя: «Кто сидел на моем стуле?», а Лунтик отгадает, кто это говорит: Михайло Иванович (низким голосом), Настасья Петровна (средним голосом) или Мишутка (высоким голосом).

2 балла - ясно слышно различие тембра речи.

1 балл - дифференцирует только крайние тембры - низкий и высокий голос.

О баллов - не понимает задания или произносит фразу, не меняя тембра.

Педагог. Лунтик любит произносить короткие слова и совсем н*

любит произносить длинные слова. Его попросили повторить короткие слова, но одно оказалось длинное. Отгадай, какое это слово? Кот, лис, стол, мак, барабан, крот.

2 балла - выполняет задание с первого предъявления.

1 балл - требуется повторение задания.

О баллов - не понимает задания или выполняет его неправильно.

Балльная оценка общего уровня развития речи.

Высокий уровень - 28-46 баллов.

Средний уровень - 19-27 баллов.

Низкий уровень - 18 и менее баллов.


«Наблюдение за общением педагога с детьми и детей друг с другом». М.М. Алексеева, В.И. Яшина.

Цель: Цель: изучить умение слушать и понимать речь, активность в общении, строить свою речь в соответствии с правилами речевого этикета в ситуации общения «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок».

Анализ:

  • Поводы общения детей с воспитателями и сверстниками;
  • Инициативность, адресность речи;
  • Тематика и содержание разговоров;
  • Анализ особенностей речи детей (лексика, ее богатство и разнообразие; развернутость высказываний; использование речевых клише, форм речевого этикета; культура поведения во время речевого общения);
  • Особенности речи воспитателя (лексическая, грамматическая, фонетическая оформленность речи; соответствие речи возрасту детей; умение воспитателя организовать содержательное общение с детьми, решать в ходе общения задачи воспитания и обучения);
  • Проявление доброжелательности во время общения;
  • Использование жестов, мимики, поз.

Основная диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Оценка результатов:

  • - 3 балла - Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимает речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета;
  • -2 балла - Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;
  • -1 балл - Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Основная диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

  • «Беседа по предложенной ситуации». Алексеева М.М., Яшина В.И.
  • Цель: изучить особенности речевого этикета в специально организованных разговорах с детьми.
  • Оценка результатов:
  • -2 балла - оценивались полные ответы детей, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета;
  • -1 балл - оценивались односложные ответы детей, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета.


Мониторинг по речевому развитию

средней группы на

2016/17 учебный год.

Работа начинается с выявления звукопроизношения у детей дошкольного возраста на начальном этапе и заканчивается оценкой на заключительном этапе.

Сроки проведения педагогической диагностики:

Октябрь (1,2 неделя месяца);

Май (3,4 неделя месяца);

Обследование состояния звукопроизношения у детей проходит по нескольким критериям:

1.изолированное произношение звуков по подражанию. Проверяются следующие группы звуков:

гласные – а, у, о, э, и, ы

сонорные – р, р, л, л, м, м, н, н.

парные глухие и звонкие согласные – п - б, т – д, к – г, ф – в

в твердом и мягком звучании – п – б, т – д, к – г, ф – в.

мягкие звуки в сочетании с разными гласными – пи, пе, пя, пю, (также д,м,т,с)

2. Произношение звуков в словах и предложениях. Обследование проводится по методическому пособию Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. «Логопедическое обследование детей». Ребенку предъявляются наборы картинок, обозначающие слова, включающие проверяемые звуки.

3. Способность к переключению артикуляционных движений с одного слова на другой. Ребенку предлагается несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. В протоколе фиксируется, легко ли ребенку удается переключиться. Обследование проводится с использованием методического пособия Жуковой И.С.

4. Умение произносить слова различной слоговой сложности с множественным стечением согласных. Ребенку показывают предметные картинки, которым он дает название.

5. Обследование лексико-грамматического строя речи проводится по методическому пособию О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Логопедическое обследование» . Из данного пособия ребенку предлагаются предметные, тематические, сюжетные картинки по которым он составляет предложения. В протоколе фиксируется умение строить предложения, правильное употребление простых предлогов согласование членов предложения в роде, числе

Диагностическая карта

Показатели развития

месяц

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

освоения группой раздела

Общий %

освоения группой раздела

Произносит группы звуков по подражанию (сонорные, парные глухие и звонкие согласные, в твердом и мягком звучании, мягкие звуки в сочетании с разными гласными).

с

м

Произносит звуки четко в словах и предложениях

с

м

Имеет способность к переключению артикуляционных движений с одного звука на другой

с

м

Умеет произносить слова различной слоговой сложности с множественным стечением согласных

с

м

Умеет строить предложения, правильно употреблять предлоги в согласовании членов предложения роде, числе

с

м

Общий балл освоения ребёнком раздела

с

м

Общий % освоения ребёнком раздела

с

м

Критерии оценивания:

Высокий уровень (показатель сформирован, автоматизирован) –3 балла

Средний уровень (показатель в основном сформирован) – 2 балла

Низкий уровень (показатель недостаточно автоматизирован) – 1 балл

Низший уровень (показатель не автоматизирован) – 0 баллов

СВОДНАЯ ПО ГРУППЕ:

СЕНТЯБРЬ

МАЙ

чел.

чел.

чел.

чел.

Качественный уровень освоения раздела программы - %

Количественный уровень освоения раздела программы - %

Количество детей, освоивших раздел:

с высоким уровнем (зона повышенных образ-ых потребностей) - чел.

со средним уровнем (зона базовых образ-ых потребностей) - чел.

с низким уровнем (зона риска) - 0 чел.

с низшим уровнем (зона риска) - 0 чел.

Качественный уровень освоения раздела - %

Количественный уровень освоения раздела - %

Диапазон оценивания уровней освоения раздела:

высокий уровень освоения - от 100 % до 80 %

средний уровень освоения - от 79 % до 50 %

низкий уровень освоения - от 49 % до 20 %

низший уровень освоения - от 19 % до 0 %

с детьми средней группы в первом полугодии 2016 / 2017 учебного года

.

Развивать у детей общее (в отличие от слухового) внимание, понимание речи и словесно- логическое мышление. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому состав. Образовывать словосочетания, согласовывать существительные с глаголами в числе. Образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Уточнить понятие «действие», рассмотреть разные и одинаковые действия, подбирать к действию объекты и к объекту действия. Умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Дифференцировать вопросы: кто?, кого?, что?, в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным. Выделение заданного гласного звука из потока звуков

Выделять гласный звук в начале слов. Составлять предложение из трех слов, заменяя дополнение без наглядной опоры, строить фразу по опорной схеме. Отвечать на вопрос развернутой формой из трех- четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех- четырех предложений. Анализировать и синтезировать об- ратный слог (АК, AT, АП), определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Проектирование маршрута образовательной работы

с детьми средней группы во втором полугодии 2015/ 2016 учебного года

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим низкий и низший уровни:

Использовать существительные в винительном падеже единственного числа. Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков. Использовать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. Пользоваться глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе. Выделять ударный, затем безударный гласный звук. Составлять предложение из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Выделять по следовательно все звуки в звукосочетании.

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим средний уровень:

Пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в роде. Использовать существительные в родитель ном падеже единственного числа. Выделять ударный, затем безударный гласный звук. Выделять все звуки по порядку, соединять названные звуки в звукосочетание, слово.

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим высокий уровень:

Выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках, составлять по ним последовательный рассказ. Пользоваться местоимения ми МОЙ, МОЯ, согласовывая их с существительными в роде. Пользоваться предлогом, понимать пространственное отношение, выделять в предложении как «маленькое слово». Изменять существительные по падежам, отвечать вопросы полным предложением.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 «Дюймовочка»

Мониторинг развития речи детей дошкольного возраста

Программы: «От рождения до школы», «Детсво»

Воспитатель МБДОУ № 57

Меньшенина Ирина Владимировна

Сысерть 2011г.

Часть 1 «Изучение особенностей развития связной речи ребенка»

Задачи: 1. Изучить особенности понимания и смыслового восприятия речи

2. Выявить умение соотносить слово с картинкой, узнавать изображение по слову

3. Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картинке

Материал : кукла Катя, подарочная коробочка, медвежонок, картинка – Мишутка играет в игрушки, рядом Медведица.

Методика.

Сегодня кукла Катя для тебя приготовила сюрприз. Хочешь узнать, какой? Давай посмотрим вместе. Какая красивая коробочка! Тебе нравиться? Давай посмотрим, чем она украшена.

Найди на коробке лошадку.

Покажи, где чашка.

Найди на коробке мальчика.

Покажи, где нарисован передник.

Покажи, где цветок.

3 балла – безошибочно самостоятельно показывает все предметы

2 балла – допускает 1-2 ошибки в выборе предмета или требует повторного названия

1 балл – выбирает неправильно 3 из 5 предметов

Воспитатель открывает коробку, в которой находятся медвежонок и набор предметов мебели. Достает медвежонка.

Кто это? От куда он взялся? Вот послушай.

Жили – были 3 медведя. Один медведь был папа, и его звали Михаил Потапович. Он был большой и лохматый. На нем была красная рубашка и синие брюки. Другая была мама – медведица. Ее звали Настасья Петровна. Она была в белой кофте и синей юбке. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Он был в желтых штанишках и белой шапочке.

Как ты думаешь, кто это: медведь – папа, мама – медведица или Мишутка? Как ты догадался, что это Мишутка? (предметы одежды, размер).

3 балла – слушает внимательно, безошибочно самостоятельно сразу узнает медвежонка и обосновывает свой ответ

2 балла – слушает рассказ, узнает медвежонка, но обосновать ответ не может

1 балл – слушает не внимательно, не понимает задания без дополнительных вопросов и пояснений. Соглашается с тем, что это – Мишутка.

Послушай, как ласково мама называет своего медвежонка: Мишутка, Мишенька. А как тебя ласково называет мама?

Посмотри Мишутка нарисовал картинку. Тебе она нравиться? Давай расскажем, о чем эта картинка?

3 балла – самостоятельно начинает рассказ по картине, отвечает на все вопросы, пользуется распространенными предложениями

2 балла – отвечает на все вопросы, используя простые предложения из 2-3 слов

1 балл – отвечает только на 2-3 вопроса, пользуется ситуативной речью (вместо слов – указательные жесты, односложные ответы)

Результат:

Высокий уровень: 5-6 баллов

Средний уровень: 3-4 балла

Низкий уровень: 1-2 балла

Часть 2 «Изучение особенностей развития словаря ребенка»

Задачи: 1. Выявить в наличие в активном словаре детей слов, обозначающих предметы быта (мебель, одежда, посуда)

2. Определить умения обозначать словом части и особенности предмета, видеть различия в близких по внешнему виду и назначению предметах

3. Определить возможность использования в речи обобщающих слов (мебель, одежда, посуда)

Материал : подарочная коробочка, медвежонок, набор предметов мебели

Методика.

Поздоровайся с медвежонком. Спроси, как у него дела? Хочешь еще что-нибудь спросить у Мишутки? Медвежонок приехал к нам в гости, но ему негде жить, давай сделаем для него комнату. (Мебель из коробки).

Что это? (ребенок называет предмет и ставит его в комнату)

Мишутка: Для чего нужен стул? Как узнать стул? А это что? (кресло). Расскажи, что есть у кресла? А вот еще большое кресло (диван). Как узнать, что он диван? Что еще можно поставить в комнату? (воспитатель достает, ребенок называет – шкаф и т.д.)

Воспитатель: Красивая комната получилась у медвежонка? Что мы расставили в комнате? (мебель).

3 балла – все предметы называет правильно, выделяет 2-3 части предмета, его свойства, самостоятельно различает близкие по внешнему виду и назначению предметы (кресло, стул, диван). Определяет назначение предмета, называет обобщающее слово.

2 балла – все предметы называет правильно, выделяет части и назначения не у всех предъявленных предметов. Различает близкие по назначению и внешнему виду предметы с помощью воспитателя. Не может назвать обобщающее слово.

1 балл – допускает ошибки в названиях предметов, называет единичные части и свойства предметов с помощью воспитателя. Зрительно различает, но не обозначает словесно различия между близкими по внешнему виду и назначению предметами.

Вместо предметов мебели можно взять предметы посуды или одежды. От сюда, тематика занятия: «Угостим Мишку чаем», «Поможем Мишутке одеться». Всего должно быть 5 предметов – 3 предмета, внешне и близкие по назначению. Можно ребенку предложить 2 или все три задания – «Комната для Мишутки», «Угостим Мишку чаем», «Поможем Мишутке одеться».

Результат:

Высокий уровен ь: – 3 баллов

Средний уровень : – 2 балла

Низкий уровень: – 1 балл

Часть 3 «Изучение особенностей развития грамматической правильной речи ребенка»

Задачи: 1. Выявить умение правильно называть детенышей животных, употреблять эти существительные в единственном и множественном числе, именительном и родительном падежах

2. Выявить умения словообразования: суффиксальный способ образования слов и образования слов на основе звукоподражания

3. Определить умение согласовывать существительные и глаголы, изменять слова по родам

4. Выявить уровень понимания и употребления предлогов с пространственным значением – «в», «на», «за», «под», «около»

Материал : Мишутка, картинки с изображением зайчат, утят, ежат, щенков, цыплят. Картинки зверей взрослых зверей (мамы).

Методика.

У нашего Мишутки много друзей. Хочешь узнать, кто его друзья?

Он принес их фотографии. Утенок – кря-коя. Что делает? (крякает). Цыплёнок – пи-пи-пи. Что делает? (пищит) и т.д.

Мишутка любит играть со зверятами в прятки. Ты хочешь поиграть с ним? Посмотри и запомни, кто и где сидит (повторить название детенышей). А теперь вы с Мишкой закроете глаза, а кто-то из зверей спрячется (убрать 1 картинку). Кого не стало? (лисят, ежат и т.д.)

А теперь будет прятаться Мишутка. А водить и закрывать будут зайчата (перевернуть картинку с зайчатами, а ребенок прячет Мишку в шкаф, на шкаф или под шкаф. Затем воспитатель прячет Мишку, а ребенок ищет и говорит, где он был, повторяя предлоги).

Зверята соскучились по своим мамам. Давай поможем им найти родителей (картинки зверей). Кто прибежал за своим ребенком? (Ребенок: курица прибежала за цыпленком и т.д.)

Посмотри, все родители нашли своих детей? (Ребенок: у утки – утята и т.д.)

3 балла – самостоятельно и правильно называет всех детенышей животных, безошибочно устанавливает согласование существительных и глаголов, владеет способами словообразования, понимает и правильно пользуется предлогами

2 балла – называет детенышей животных, допускает 1-2 ошибки. Согласовывает существительные и глаголы, в словообразовании затрудняется, действуя по образцу воспитателя; понимает предлоги пространственного значения, но затрудняется в их самостоятельном использовании, допуская 1-2 ошибки

1 балл – называя детенышей животных, допускает более 3 ошибок, ошибается в использовании категории рода (хотя бы 1 раз), со словообразованием не справляется, затрудняется в понимании и правильном использовании предлогов п пространственного значения (допускает более 3 ошибок)

Результат:

Высокий уровен ь: – 3 баллов

Средний уровень : – 2 балла

Низкий уровень: – 1 балл

Часть 4 «Уточнение состояния звукопроизношения, уровня владения обще речевыми навыками»

Задачи: 1. Изучить особенности звукопроизношения детей и сравнить с показателями физиологической нормы

2. Оценить уровень развития фонематического слуха, умения слышать специально акцентируемый звук в словах

3. Выявить наличие литературного опыта ребенка, умения прочесть стихотворение, чувствовать рифму и отгадывать описательные загадки с рифмующейся отгадкой

4. Выявить отношение детей к заданию художественно-речевого содержания

Для уточнения звукопроизношения воспитатель наблюдает за произношением звуков во время повседневного общения и при выполнении диагностического задания. Сонорные звуки: [р], [рь], [л], [ль]. Шипящие: [ш], [ж]. Свистящие: [з], [зь], [с], [сь]. Звуки [ч], [ц]. педагог отмечает замену, искажения и отсутствие звука.

Для выявления умения слышать специально акцентируемый в речи воспитателя звук используется диагностическое задание.

Материал : Мишутка

Тебе прочитает стихотворение кто-то еще. а ты послушай и отгадай, кто.

Мыш-ш-шонку ш-ш-шепчет мышь-ш-шь:

«Ты что ш-ш-шумишь, не спиш-ш-шь?»

Мыш-ш-шонок ш-ш-шепчет мыш-ш-ши:

«Ш-ш-шуметь я буду тиш-ш-ше»

Почему ты думаешь, что это мышонок?

Ж-ж-жук упал и встать не мож-ж-жет.

Ж-ж-ждет он: кто ему помож-ж-жет?

Почему ты думаешь, что это жук?

3 балла – ребенок произносит слова правильно, передавая ритм, чисто и устойчиво произносит звуки, кроме шипящих, сонорных. Слышит и называет акцентируемый в речи звук («Это стихотворение читает мышонок («жук»)) и может объяснить

2 балла – ребенок большинство слов произносит правильно, допускает отдельные искажения в сложных словах; чисто произносит большинство звуков, кроме шипящих, сонорных, свистящих. Слышит акцентируемый в речи звук, но объяснения не дает

1 балл – правильно передает ритм слова, но переставляет слоги во многих словах, наблюдаются многие нарушения звукопроизношения, на акцентируемый звук в стихах реагирует неопределенно (смеется, на вопросы не отвечает)

Мишутка пришел с тобой поиграть. Он очень любит стихи и загадки. А ты любишь стихи?

Мишка просит прочесть ребенка свое любимое стихотворение. Если ребенок задание не принимает, тогда Мишка «начинает читать» стихотворение А. Барто из серии «Игрушки», а ребенок помогает ему.

А еще Мишутка любит загадывать загадки.

Мишутка «загадывает» ребенку описательную загадку с рифмующейся отгадкой или со звукоподражанием.

Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, ему показывают три картинки, из которых он выбирает правильную отгадку. В случае затруднения воспитатель показывает правильную отгадку на картинке и еще раз повторяет загадку, наблюдая за реакцией ребенка.

Мишутка – А теперь ты мне загадай загадку.

3 балла – эмоционально положительно воспринимает задание, знает и самостоятельно эмоционально читает стихотворение, отгадывает загадки и загадывает свою (известную или им придуманную)

2 балла – положительно воспринимает задание, читает стихотворение вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы, загадку отгадывает по картинкам, выбирая правильную отгадку из нескольких картинок, сам загадку загадать не может

1 балл – положительно воспринимает задание, только слушает стихотворение, читаемое воспитателем, в процессе чтения не участвует, затрудняется самостоятельно отгадать загадку даже по картинкам, но при предъявлении картинки-отгадки соотносит текст и картинку (радостно улыбается, повторяет отгадку, звукоподражание). Загадать загадку не может

Результат:

Высокий уровен ь: – 5-6 баллов