Влияние строительных предприятий на окружающую среду. Влияние строительной индустрии на окружающую среду


Любая дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению с заданными техническими и экологическими показателями.

Для экологической системы, для природного ландшафта дорога является чужеродным элементом. Чем плотнее сеть дорог, тем выше интенсивность движения по ним, тем большую озабоченность проявляет общество в отношении их воздействия на условия обитания. Большие объёмы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов, и соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу.

Влияние транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.

При развитии и функционировании объектов железнодорожного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов – многосвязность, устойчивость, коммутативность, аддитивность, инвариантность, многофакторную корреляцию.

Многосвязность выражается в разнохарактерном воздействии транспорта на природу, которое может вызвать в ней трудноучитываемые изменения.

Аддитивность – это возможность многопараметрического сложения различных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу, что может привести к непредсказуемым изменениям в природе.

Инвариантность является свойством экосистем сохранять стабильность в границах регламентированных техногенных и антропогенных воздействий.

Устойчивость – способность экосистем сохранять исходные параметры при естественном, техногенном и антропогенном воздействиях.

Многофакторная корреляция характеризует экосистемы с позиций их предопределенности к случайным и неслучайным событиям с аналитическими связями между ними.

Окружающая среда | Автомобильная дорога

Рис. 1. Схема взаимодействия отдельных элементов системы (автомобильная дорога - окружающая среда)

Главной задачей проектировщиков является поиск путей согласования технических решений с природными факторами. Необходимо чтобы строительство дороги не ухудшало качество среды обитания, воздействуя на неё.

Технологические процессы строительства дорог

К технологическим процессам строительства дорог, оказывающим воздействие на окружающую среду относят:

    вырубка деревьев, снятие и перемещение почвенно-растительного слоя;

    скопление на территории отходов;

    движение транспорта, работа механизмов и машин;

    расчленение ландшафта, отчуждение территории;

    разработка котлованов и траншей, перемещение, укладка грунта и других материалов при возведении земляного полотна, устройства подстилающих слоев и оснований дорожных одежд;

    производство материалов и изделий на предприятиях дорожного строительства;

    монтаж конструкций, сварочные работы;

    функционирование пунктов обеспечения дорожного строительства.

Загрязнение окружающей среды при работе дорожно-строительной техники (краны, автопогрузчики, передвижные компрессоры, экскаваторы, катки, автогудронаторы и пр.) носит временный характер, обусловленный продолжительностью строительства (ремонта) дороги и обуславливает:

    загрязнение почвы нефтепродуктами в результате проливов, протечек (сливов, смывов с дорожной полосы и испарение) горючесмазочных материалов при заправке, эксплуатации, обслуживании техники;

    шумовое воздействие, создаваемое работающей техникой (оборудованием);

    образование пыли при движении транспорта и при транспортировке строительных материалов.

Источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу в период строительства и ремонта автомобильной дороги являются: работающая строительная техника; пылящие поверхности земляного полотна, грунтов в кузовах автомобилей и при перевалке (пересыпке); автомобильный транспорт, задействованный на транспортировке строительных конструкций, грунтов и каменных материалов, а также участки отсыпки земляного полотна, участки устройства дорожной одежды, площадки грунтовых строительных материалов, площадки устройства труб, и др.

Строительство дороги связано с землеотводом, вследствие чего происходит изъятие или отчуждение земельных участков, необходимых для размещения непосредственно как самой автодороги так и ее конструктивных элементов и элементов инфраструктуры (в постоянный отвод - непосредственно полоса отвода и резервно-технологическая полоса) и временный отвод - для резервов, карьеров и землевозных дорог и для сооружений производственной базы). Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса установлены Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 (в ред. от 11.03.2011) № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса».

Создание карьеров влечет за собой не только отвод земель, но и приводит к изменению микроклимата, первоначального рельефа местности и гидрографии района. Большое количество пыли и вредных газов образуется при массовых взрывах, неорганическая пыль наряду с оксидом углерода является главными загрязнителями атмосферы карьеров (табл. 2). При разработке месторождений открытым способом образуются большие площади земель, разрушенных горными работами, при определенных метеорологических условиях они становятся интенсивными источниками пылеобразования.

Таблица 2. Концентрация пыли для различных технологических операций при строительстве автодороги

Используемые в технологических процессах строительства и ремонта автомобильных дорог продукты и материалы могут содержать вещества, оказывающие вредное и токсичное воздействие:

Таблица 3

Наименование работ или производства

Наименование загрязняющих веществ, сопутствующих выполнению работ

Вид воздействия

Переработка гудрона в битум на компрессорных и бескомпрессорных установках

Оксид углерода, Сероуглерод, Углеводороды (в пересчете на С)

Приготовление асфальтобетонной, бетонной, цементной смеси, щебня на дробильно-сортировочных установках(цехах,заводах, полигонах)

Углеродистые пыли с содержанием свободного, диоксида кремния

Цементная пыль, Известняковая пыль,

Кокс сланцевый, нефтяной, пековый

Укладка асфальтобетонной

Оксид углерода

Углеводороды (в пересчете на С)

Сероводород

стоянка автотранспорта и

дорожной техники, места

заправки, хранения топлива

Керосин (в пересчете на С)

Бензин-растворитель

Щелочи едкие (в пересчете на NaCl)

Свинец и его неорганические соединения (по

Оксид углерода

Акролеин

Бензин топливный

Кремния карбид (карборунд)

Кислота серная

Сероводород в смеси с углеводородами С1 - С5

Кислота азотная

Масла минеральные нефтяные

Малярные работы

Уайт-спирит (в пересчете на С)

Скипидар (в пересчете на С)

Земляные работы

Оксид углерода 65

о- с остронаправленным механизмом действия; а - вещества, способные вызывать аллергические заболевания в производственных условиях; к - канцерогены; ф - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; р- раздражающее действие на слизистые оболочки и глаза: х- химические ожоги; а - аллергические реакции; н - воздействие на нервную систему.

К ядовитым веществам и материалам, используемым в дорожном хозяйстве, относятся: ядовитые сжатые и сжиженные газы (хлор, сернистый газ, аммиак, бутан, пропан), этилированный бензин, метанол (метиловый спирт), бензол, дихлорэтан, ацетон, антифриз, анилин, смолы (карбамидные, синтетические) кумароновые, эпоксидные, фурфороланилиновые, дегти, лакокрасочные разбавители и т.п. К едким веществам и материалам относятся: кислоты (азотная, соляная, серная, уксусная, масляная и другие), щелочи, сода каустическая, разжижители битума, органические растворители и т. п.

При возведении земляного полотна автомобильных дорог первой технологической операцией является снятие плодородного слоя (верхней гумусированной части почвенного профиля, обладающей благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами). При срезке почвенного слоя на полосе отвода и перемещении его на некоторое расстояние почва подвергается механическому нарушению, которое приводит к нарушению морфологического строения почв, и как следствие происходит трансформация физико-химических, биохимических, водно-физических свойств почв :

а) эрозия почв;

б) уплотнение почв в результате выполнения строительно-монтажных, транспортных и заготовительных работ;

в) разрушение почвенной структуры (возникает при использовании дорожной техники без достаточного учета физико-механических свойств плодородного слоя);

г) заболачивание (изменение водного режима земель из-за необеспеченности водоотвода или поднятия грунтовых вод);

д) иссушение (например, связанное с понижением уровня грунтовых вод);

е) оползни (отрыв и перемещение вниз по склону земляных масс);

е) химическое загрязнение в результате выброса выхлопных газов и возможных протечек горюче-смазочных материалов;

ж) уничтожение коренной растительности.

На вырубках в полосе землеотвода при неглубоком уровне грунтовых вод в благоприятствующих для этого геоморфологических условиях активизируются процессы заболачивания.

Возможные воздействия автомобильной дороги на геологическую среду, почвенный покров и земли могут проявиться в изменении стабильности грунтовых масс, сопротивляемости эрозии, плодородия почвенного покрова, проявлении неблагоприятных экзогенных процессов (геологические процессы, вызываемые строительством дороги представлены в табл. 4).

Таблица 4. Геологические процессы, вызываемые строительством дороги

Строительные

процессы

Характер прямого воздействия на среду

Последствия

Разработка карьеров и резервов для получения грунта, песка, гравия

Снятие почвенно­растительного покрова. Местные изменения рельефа

Очаги эрозии. Оползни. Местное изменение стока. Нарушение связей и единства биогеоценоза

гидромеханизации в водоемах и гидротранспортировании

Изменение естественной формы русла. Обводнение в местах штабелирования

Загрязнение водоемов. Размывание и наносы в русле рек. Изменение водной фауны.

Расчистка полосы отвода, снятие почвенного слоя

Удаление почвенно­растительного покрова.

Усиление эрозии и дефляции грунтовой поверхности. Перенос грунта. Нарушение структуры биогеоценоза

Устройство насыпей и выемок

Изменение геоморфологии местности и уровня грунтовых вод

Процессы денудации, оползни. Изменение гидрологического режима (системы стока). Осушение или обводнение местности. Расчленение биогеоценоза. Изменение агротехнических условий

Устройство насыпей и выемок в районах вечной мерзлоты

Изменение геоморфологии местности и уровня грунтовых вод. Изменение глубины сезонного протаивания грунтов

Процессы денудации, оползни. Изменение гидрологического режима (системы стока). Осушение или обводнение местности. Расчленение биогеоценоза. Изменение агротехнических условий. Процессы солифлюкации, термокастры. Образование наледей.

Устройство насыпей и выемок в районах песчаных пустынь

То же. Снятие стабильного поверхностного слоя

Усиление денудации и дефляции. Изменение засоленности грунтов

Устройство насыпей и выемок в заболоченной местности

Нарушение внутреннего стока в болоте.

Изменение системы питания болота. Изменение уровня грунтовых вод по сторонам насыпи.

Устройство насыпей и выемок в горной местности

Изменение устойчивости склонов.

Оползневые процессы, осыпи. Изменение гидрологического режима (стока).

Воздействие на поверхностные воды в период проведения строительных работ вызвано:

Изъятием воды на хозяйственно-питьевые нужды и водоотведением при работе строителей;

Загрязнением природных вод сточными водами, а также отходами, образующимися в период строительства;

Эрозия берегов. Изменение сечения русла;

Изменение формы потока, сечения русла, расхода воды;

Изменение русла у мостовых переходов.

Основное возможное воздействие на подземные воды при производстве строительно-монтажных работ связано с сооружением земляного полотна, что вызывает изменение и перераспределение поверхностного и в меньшей степени подземного стока, условий увлажнения грунтовой толщи на прилегающей к дороге территории. Заглубление фундаментов под уровень грунтовых вод, укладка водопропускных труб, строительство мостовых опор и т.д. уменьшает площадь поперечного сечения потока грунтовых вод, это вызывает подъем их уровня. К подъему уровня грунтовых вод также приводит строительство на заболоченных участках и болотах без выторфовывания. Наиболее существенное воздействие на водотоки и водоемы будет оказываться при строительстве мостов в их местах пересечения с проектируемой автомагистралью.

Шум, создаваемый в процессе строительных работ, образуется в результате сложного суммирования шумов различных локальных источников разной звуковой мощности (бульдозера, эксковаторы, компрессоры, пневмомолотки, автосамосвалы).

Строительство и реконструкция дорог связаны с потреблением значительных объемов материалов: удельный расход на 1 км приведенной длины (2Ч3,5 м) дороги составляет (кг): битума - 650, металла - 820, термопласта - 0,0074, краски - 0,0062, металла (арматуры) - 0,82, противоголеледных реагентов - 2,05. В период строительства и ремонта автодороги, как и в процессе ее эксплуатации происходит разрушение почвенного покрова на участке строительства, а также загрязнение и захламление прилегающей территории (расчет отходов материалов при строительстве (при использовании сыпучих материалов - песка, щебня, асфальтобетонных смесей, бетонной смеси; использовании пиломатериалов, кирпича, электродов и т.д.; при монтаже железобетонных конструкций и т.д.).

Инженерные сооружения, к числу которых относятся мостовые переходы, трубы, развязки, тоннели различного заложения, подпорные стенки и защитные сооружения имеют свою специфику влияния на окружающую среду. При строительстве мостовых переходов происходит переформирование береговой линии, изменение сечения водотока и контуров водоема, при этом нарушается гидрологический режим, проявляются размывы и потеря общей устойчивости массива, одновременно зачастую возникает необходимость охраны рыбных запасов, так как могут быть уничтожены нерестилища и зимовальные ямы, в которые ежегодно устремляются косяки рыбы. Источниками загрязнения водной среды при строительстве мостов являются: взмучивание воды глинистыми частицами при производстве всех видов земляных работ в русле и пойме водотока, в результате размывов русла при его стеснении постоянными элементами моста и временными вспомогательными устройствами, попаданием нефтепродуктов (ГСМ, топлива и др.), цемента, добавок к смесям (и пр.), отходов стройплощадок и т.д.

Высокая концентрация взвешенных осадков снижает продуктивность водных организмов и вызывает исчезновение наименее устойчивых видов из местообитаний в зоне воздействия сооружаемых мостовых переходов. Гибель кормовых организмов приведет к снижению рыбопродуктивности участков водных объектов, которые попадают в зону производства работ при строительстве мостов и прокладке водопропускных труб. Взвешенные минеральные частицы, попадающие в водотоки при перепланировке береговой линии, при работе строительной техники в руслах и на берегах рек, ухудшают качество воды, оказывают негативное влияние на динамику численности популяции гидробионтов, как следствие нарушаются биотические связи в водном сообществе. При оседании минеральных частиц обширная зона вдоль берегов покрывается осадком, в результате этого разрушаются сложившиеся биотопы, цикличность размножения зоопланктона, наблюдается гибель организмов на личиночной стадии развития.

Воздействие на флору и фауну территории на стадии строительства автодороги начинается с вырубки лесных и кустарниковых насаждений и раскорчовки в полосе будущего коридора трассы и на участках под вспомогательные объекты. В результате антропогенной нагрузки меняется структура фитоценозов: в травяно-кустарничковом ярусе вблизи трассы вероятно выпадение чувствительных видов лесного разнотравья (особенно редких видов), их замена луговыми и видами, синантропизация флоры. При строительстве дорог на болотах отмечается гибель мохового покрова, исчезновение ряда болотных видов и появление рудеральных, а также корневищных гидрофильных растений (хвощей, вейников, пушицы). Строительство автодорог затрагивает площади местообитаний животных, их кормовые угодия. Животные испытывают факторы беспокойства (шум, вибрация, свет от работающей транспортно-строительной техники). В ходе сооружения дороги возникают барьерные факторы, препятствующие свободной их миграции к местам временного и постоянного обитания, что затрудняет обмен генофонда и поиск кормовых ресурсов.

Использование природных ресурсов

Выполнение требований рационального природопользования, изложенных в природоохранных законах, санитарных нормах и стандартах в области охраны природы, обязательно при проектировании, сооружении и эксплуатации железнодорожных магистралей, предприятий и сооружений. Места строительства дорог определяются в соответствии с перспективами развития отрасли и требованиями законов о земле. Земли для размещения объектов строительства дорог выделяются государством с учетом требований рациональной организации территории комплексного землепользования. Так, при проектировании и строительстве дорог земля отводится под дорожное полотно, полосу отвода и снегозащитные лесонасаждения.

Загрязнения бывают:

Механические – инертные пылеватые частицы в атмосфере, твердые примеси в воде, не вступающие в химические реакции;

Химические – газообразные, жидкие и твердые химические соединения и вещества, взаимодействующие с природной средой и изменяющие ее химические свойства;

Физические (энергетические) – тепло, шум, вибрация, ультразвук, световая энергия, электромагнитные и радиоактивные излучения, изменяющие физические характеристики окружающей среды;

Биологические – разнообразные микроорганизмы, бактерии, вирусы, появившиеся в результате деятельности человека и наносящие ему вред;

Эстетические - нарушение пейзажей, появление свалок, плохой дизайн, отрицательно влияющие на человека.

Придоохранные мероприятия в процессе строительства дорог

Городок строителей и строительная площадка во избежание дополнительных воздействий располагаются за пределами жилой зоны.

Для снижения уровней шума и запыленности воздуха строительные площадки огораживаются типовыми ограждающими конструкциями. В летнее время в сухие периоды для уменьшения запыленности производится увлажнение технологических грунтовых дорог, расположенных на стройплощадке.

Планом строительных работ для обеспечения допустимых условий по шумности исключается проведение работ в ночное время.

По окончании строительных работ производится разборка и вывоз временных конструкций, остатков строительных материалов и мусора.

Предупреждение дорожной эрозии и оврагообразования

При решении задачи сбережения плодородия земель важнейшее значение имеет сохранение плодородного слоя почвы, который представляет собой сложную органоминеральную систему, требующую для своего существования определенных условий. На каждом гектаре почвенного слоя содержится более 1т бактериальной биомассы, обеспечивающей жизнедеятельность множества растительных и животных организмов и дающих около 99% продуктов питания человеку. Эти весьма ценные плодородные качества почв сравнительно легко и быстро уничтожаются в результате воздействия эрозии, различных механических повреждений, пестицидов, органических и других веществ. Процесс же восстановления плодородия почв очень сложен и длителен, например, чтобы воссоздать слой плодородной почвы толщиной 10 см требуется около 100 лет.

Снятие плодородного слоя почвы производится, как правило, в талом состоянии в теплый и сухой период года. В соответствии со СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» плодородный слой почвы снимается как с территорий постоянного отвода, занимаемых дорожной конструкцией, искусственными сооружениями, так и с территорий, отводимых во временное пользование для размещения временных зданий и сооружений, карьеров и резервов, отвалов материалов и др. Плодородный слой почвы можно и не снимать с территорий, предназначенных для размещения временных зданий и сооружений, складов и отвалов материалов, подъездных путей, стоянок машин и механизмов и других территорий, если при этом приняты меры, предотвращающие его загрязнение горюче-смазочными материалами, смешивание с подстилающими грунтами и другими материалами и веществами.

При подготовке территории под земляное полотно с устройством притрассовых боковых резервов или без них плодородный слой почвы сдвигается в валы на границе полосы отвода. Объем валов определяется потребностью в природной почве для рекультивации притрассовых боковых резервов, а также для укрепления откосов земляного полотна. Остальная часть плодородной почвы вывозится и складируется в штабеля на специально отведенные для этого места. Отсюда она может использоваться для рекультивации сосредоточенных карьеров и резервов, территорий промышленных площадок, временных дорог и других территорий временного отвода, повышения плодородия малопродуктивных угодий и других сельскохозяйственных целей. Для проезда строительных транспортных и других машин и механизмов, а также для стока поверхностных вод в валах через 40-60 м устраивают разрезы шириной 4-6 м.

Валы плодородной почвы по границе полосы отвода создают особые неблагоприятные условия для сооружения впоследствии земляного полотна. При неправильном устройстве разрывов валы задерживают на подготовительной территории влагу, поступающую с атмосферными осадками. Это приводит к разрыву обнаженных осадочных пород, насыщению их влагой, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на устойчивость земляного полотна и других элементов дорожной конструкции. Поэтому на основании имеющегося опыта строительства не следует устраивать задел при снятии плодородного слоя почвы, превышающей длину захватки по сооружению земляного полотна.

Оценка ущерба лесным и охотничьим угодьям

Как теоретическое, так и натурное исследования переноса и рассеяния примесей, выбрасываемых потоком движущихся автомобилей и вносимых воздушным потоком в растительные массивы, представляют существенные сложности, обусловленные случайным характером появления автомобилей и нестационарностью процесса. В пространственной области рассматривается протяженный участок односторонней однорядной дороги. Предполагается, что скорости движения автомобилей по автотрассе одинаковы и постоянны.

Появление автомобилей в начале трассы является случайным и представляет собой простейший поток событий с постоянной интенсивностью. Трасса обдувается горизонтальным потоком воздуха, направленным перпендикулярно дороге; предполагается, что скорость воздушного потока постоянна и не зависит от расположения и характеристик автомобилей. Концентрация примеси в произвольной точке зависит от объема отработанных газов, выбрасываемых всеми автомобилями, одновременно находящимися на рассматриваемом участке и являющихся подвижными точечными источниками загрязнения с постоянной интенсивностью.

Основная часть воздушных масс обтекает препятствие в виде лесного массива, при этом внутрь леса попадает незначительная часть этого потока. Газообразная примесь, заносимая ветром вглубь леса, начинает дрейфовать со значительно меньшей скоростью, нежели в основном потоке. В результате лес начинает играть роль накопителя загрязняющего вещества, удерживающего его даже в том случае, когда внешний относительно чистый поток воздуха уносит все примеси из окружающего лес пространства. Смена направления ветра приводит к выносу накопленных примесей из леса, играющего теперь роль вторичного источника загрязнения.

Результаты расчетов показывают , что лес способен первоначально играть роль накопителя загрязняющего вещества, в дальнейшем превращающегося во вторичный источник загрязнения. Интенсивность такого вторичного источника загрязнения ниже, чем первоначального, однако продолжительность воздействия может быть значительной, в зависимости от размеров и характеристик леса, времени накопления примесных веществ при обдувании загрязненным потоком.

Как известно зеленые насаждения играют роль естественного фильтра. Они очищают воздух от вредных примесей. Более активными фильтрами являются деревья, устойчивые к загрязнению, с большой листовой поверхностью и большим объемом газопоглощения и осаждения пыли.

Наименее газоустойчивы растения, произрастающие на бедных кислых и влажных почвах. Так при поступлении в хвою сосны с воздухом небольшого количества промышленных газов, она не справляется с их переработкой и отравляется ими. В то же время, сосна крымская, которая привыкла к богатой известковой почве, справляется с переработкой вредных газов.

Предупреждение подтопления лесных массивов и водопропускные сооружения

Для определения расчетного расхода необходимо в процессе технических изысканий выполнить необходимые топографо-геодезические работы и обследования. Основными исходными данными являются план бассейна с характеристикой его площади, длины главного лога, среднего уклона лога, склонов. Кроме того необходимо установить характер поверхности бассейна: растительность, почвенный покров.

Бассейном называется участок местности, с которого вода во время выпадения дождей и снеготаяния стекает к проектируемому водопропускному сооружению. Для определения площади бассейна необходимо установить границы его на карте или на местности. Границей бассейна с одной стороны всегда является сама дорога, а с другой стороны - водораздельная линия, которая отделяет данный бассейн от соседних.

Расчет максимальных расходов ведется по ливневому стоку и стоку талых вод по формулам и методикам изложенных в специальной литературе. За расчетный принимается больший из них.

Малые водопропускные сооружения устраивают в местах пересечения автомобильной дороги с ручьями, оврагами, по которым стекает вода от дождей и талая вода. Количество водопропускных сооружений зависит от климатических условий и рельефа местности. Трубы и мосты должны обеспечивать пропуск воды без вреда для дороги и дорожных сооружений.

Большую часть водопропускных сооружений составляют трубы. Они не меняют условия движения автомобилей, не стесняют проезжую часть и обочины и не требуют изменения типа дорожного покрытия.

Строительство как отрасль народного хозяйства нуждается в большом количестве различного рода сырья, строительных материалов, энергетических, водных и других ресурсов, получение которых оказывает сильное воздействие на окружающую природную среду. С воздействием на нее связана и работа принадлежащих отрасли предприятий по переработке сырья и изготовлению деталей, изделий и конструкций, а также деятельность строительно-монтажных организаций, непосредственно ведущих работы на строительных площадках и оснащенных большим количеством разнообразной строительной техники и транспортными машинами.

Ежегодно для строительства требуется колоссальное количество леса. Вырубка леса, сплав по рекам, последующая обработка для получения древесины, а затем готовых изделий связаны с нарушением ландшафтов, загрязнением атмосферного воздуха, воды и почвы различного вида отходами.

Строительное производство потребляет большое количество камня, щебня, песка, глины, извести и других ископаемых сырьевых ресурсов, извлекаемых из недр открытым способом (из 7,2 тыс. карьеров в нашей стране 90% приходится на строительные). Предприятия промышленности строительных материалов добывают свыше 20 видов полезных ископаемых, занимая ежегодно 15 тыс. га земли.

При открытой добыче разрушаются и уничтожаются почвенный и растительный покровы, изменяется водный режим, загрязняются воздух, вода и почва (особенно при буровзрывных работах); уходят с территории животные и птицы, исключаются из сельскохозяйственного производства большие площади земли, используемые непосредственно под карьеры, подъездные пути к ним и под отвалы вскрышной породы.

Мощный загрязнителем окружающей природной среды являются предприятия строительной промышленности. В нашей стране они дают 8,1% загрязнений воздушного бассейна (в то время как автомобильный транспорт - 13,3%, предприятия цветной и черной металлургии - 10,5 и 24%, тепловые электростанции _ 29%).

Строительная индустрия - это цементо- и асфальтобетонные, известковые, деревообрабатывающие заводы, заводы по выпуску керамзита, кирпича, товарной бетонной смеси, сборных железобетонных изделий, домостроительные комбинаты и т.д.

Производство строительных материалов, деталей и изделий связано с выделением пыли, газов, сажи, образованием различного вида отходов.

Так, например, при переработке пиловочника отходы составляют треть от исходного сырья.

Несмотря на предпринимаемые меры по снижению уровня загрязнения, которые позволили, например, в Москве сократить объем загрязнения от предприятий стройиндустрии 70%, по всей стране он еще достаточно высок.

Для размещения вновь возводимых объектов строительства ежегодно выделяются большие площади земли, на которых в результате строительства природа претерпевает кардинальные изменения.

По расчетам акад. Е.М. Сергеева, в мире городами, поселками, дорогами и водохранилищами занято уже 4% суши, а к концу ХХ в. будет занято 15%. Следует учитывать, что количество земли, которая может быть использована для нужд сельского хозяйства, ограничено практически исчерпано. В нашей стране из общего объема 2,3 млрд. га, в сельском хозяйстве может быть использовано всего 0,6 млрд. га, в том числе под пашню - 230 млн. га. Остальные земли практически неудобные.

Это тундра, тайга, горы, пустыни и полупустыни. А под строительство только за прошедший период в нашей стране отчуждено более 18,7 млн. га земли, в том числе 7,6 - сельскохозяйственных угодий, среди них 1,8 - пашни.

В результате количество пахотной земли на одного жителя за последнее время снизилось с 1,0 до 0,8 га. Коренные изменения претерпели биогеоценозы освоенных под строительство территорий.

С серьезными нарушениями ландшафтов и загрязнениями окружающей природной среды связано ведение работ непосредственно на местах строительства.

Нарушения эти начинаются с расчистки территории строительства, снятия растительного слоя и выполнения земляных работ.

На вновь осваиваемых территориях обычно производится вырубка леса. Так, при строительстве трубопроводов ширина полосы отчуждения, на которой уничтожают растительность, составляет 35 м.

При прокладке 11 тыс. км трубопроводов в год площадь уничтожения составит 33 тыс. га, а с учетом временных дорог и кабельных линий - около 40 тыс. га.

Происходящее при освоении строительных площадок разрушение почвенного и растительного покрова особенно опасно в экстремальных природно-климатических условиях - на Крайнем Севере и в пустынных и полупустынных районах юга где для восстановления почвы и растительности необходимы длительные, исчисляемые десятилетиями сроки, а в некоторых случаях полное восстановление невозможно, например, на Севере в связи с явлениями термокарста и деградацией мерзлоты на нарушенных территориях.

При расчистке территории строительства ранее уже занимавшейся под застройку, образуется значительное количество отходов, загрязняющих окружающую среду при сжигании, или загромождающих свалочные территории.

За последние 10 лет среднегодовая убыль жилого фонда в связи со сносом строений составила более 10,8 млн. м 2 общей площади. Снос старых зданий служит причиной загрязнения воздуха, почвы и воды, нарушения звукового комфорта, загромождения территорий свалок.

Начало строительства связано с производством земляных работ. На строительных объектах разрабатывается около 20 млрд. м 3 грунта ежегодно. Только в пределах Москвы строительные организации перерабатывают 25…28 млн. т грунта в год. Большая часть разрабатываемого на стройплощадках грунта идет в отвалы. Разработка и перевозка его ведут к загрязнению воздуха пылью и выхлопными газами двигателей землеройных и транспортных машин. Отвалы вывезенного грунта уничтожают в местах своего расположения природный ландшафт, меняют морфологию участков земной поверхности, ухудшают гидрологические условия, на длительное время исключают из хозяйственного оборота территории, уничтожают растительность, способствуют эрозии, загрязняют окружающую среду.

Строительные работы на площадках, возведение зданий и сооружений также отражаются на состоянии природной окружающей среды. На территории строек почва, воздух и вода сильно загрязняются.

Степень воздействия на природу зависит от материалов, применяемых для строительства, от технологической оснащенности строительного производства, типа и качества строительных машин, механизмов и транспортных средств, типов и мощности их двигателей и других факторов. На степень воздействия на природу на природу во многом влияет совершенство организации и технологии производства.

Территория строек при отсутствии культуры производства становится источником загрязнения обширных соседних районов. Выхлопы и шум двигателей строительных машин, распыление материалов при плохом хранении, общая загрязненность территории отходами, неорганизованная уборка готовых зданий, сжигание отходов на территории стройки - все это сказывается на природном окружении.

Обычно строительству сопутствует большой объем строительных отходов, часть которых вывозят на расположенные вокруг населенных пунктов свалки и сжигают, часть сжигают непосредственно на стройке или закапывают в грунт. При сжигании отходов загрязняется воздух, а отходы, вывезенные на свалки или закопанные на стройплощадке, загрязняют почву и воду. Процесс обезвреживания таких отходов в естественных условиях длится 80…100 лет. Атмосферные осадки растворяют часть отходов и загрязняют почву (не только в местах свалок, но и на прилегающих территориях) продуктами выщелачивания. При этом происходит распространение и болезнетворных бактерий, попавших с отходами на свалку.

Вместе со строительным мусором ежегодно в строительстве теряется свыше 1 млн. т металла, 1/3 используемого стекла. до 15% цемента и огромное количество каменных материалов.

До 17% кирпича превращается в бой и идет в отходы, причем 40% оставшегося тоже имеют те или иные повреждения. По данным Академии коммунального хозяйства им. К.О. Памфилова, за год в стране отравляют на свалки 1,5…2 млн. т асфальтобетона, содержащего не менее 100…200 тыс. т битума, а также песок, гравий и другие материалы.

Кроме экономических вывоз этих материалов ведет и экологическим потерям.

Талые и ливневые воды с территории строек, где, как правило, уничтожен растительный покров, разрыхлена почва накопились различные отходы, смывают рыхлые грунты и отходы и сносят их в реки и водоемы, загрязняя их.

Вода широко используется в строительных процессах: в качестве компонента для растворов, бетонов, красок; как теплоноситель в тепловых сетях; при разработке грунтов гидромониторами и земснаряда - ми и т.д. Во многих случаях после использования вода сбрасывается и загрязняет грунтовые воды и почвы.

Водный режим территорий, занятых под строительство, нарушается при выработке карьеров, отрывке котлованов и траншей, буровых работах. Обычно при этом происходит понижение уровня грунтовых вод, что влечет за собой нарушение вегетации растений и животных.

Нарушение естественных ландшафтов, как правило, сказывается на животном мире. Изменения в водном режиме, растительном мире - «фактор беспокойства», привносимый условиями стройки, непродуманные строительные решения - отрицательно сказываются на условиях обитания животных, птиц, рыб. Первые нефтепроводы на Севере стали препятствием для сезонной миграции оленей. Тот же эффект имели крутые откосы оросительных каналов, проложенных в пустынных районах Юга, для сайгаков, которые в период миграций не могли преодолеть эти Откосы. Глухие плотины гидростанции прекращают ход рыбы в верховья рек на привычные нерестилища. До сих пор не разработаны эффективные устройства, позволяющие проход рыбы через плотины гидроузлов. Много рыбной молоди погибает и травмируется из-за несовершенства водозаборов - ирригационных, обводнительных и водоснабжения.

Однако само строительство - процесс относительно скоротечный. Вмести с тем его воздействие укладывается в рамки тех воздействий, которые достаточно хорошо изучены и известны по другим отраслям народного хозяйства - промышленности, транспорту, сельскому хозяйству.

Соответственно существует и много рекомендаций, разработаны меры по снижению эффекта воздействия на окружающую природную среду различных неблагоприятных факторов, связанных с добычей ископаемых, их переработкой, производством тех или иных материалов, их транспортировкой и монтажом.

Значительно сложней обстоит дело с воздействием на природу объектов, являющихся продукцией строительства - зданий, сооружений и их комплексов - урбанизированных территорий.

Специфический характер этих долговременных объектов, а также среды, образующейся при их возведении; воздействие самих зданий и сооружений и создаваемой ими среды на естественную среду природного окружения - еще не в полной мере исследованы и поэтому практически все экологические мероприятия, касающиеся их проектирования и эксплуатации, носят рекомендательный характер.

Вместе с тем, учитывая возрастающую площадь, занимаемую урбанизированными ландшафтами, существует необходимость в определении не рекомендательных, а нормативных требований по охране окружающей среды и для этих объектов.

Сформировавшиеся в результате строительной деятельности человека сооружения и урбанизированные территории преобразуют природные ландшафты и их компоненты (рельеф, почвы, растительность воды и воздух), в итоге в некоторых случаях создаются неблагоприятные условия и для жизни людей, и для окружающей природы.

Как отмечалось, такие преобразования коснулись уже нескольких процентов территории суши планеты, и, можно сказать с уверенностю, в какой-то мере отразились на состоянии всей биосферы, поскольку в ней, как было отмечено ранее, все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и изменения, происходящие в отдельных биогеоцинозах, немедленно отражаются на состоянии соседних.

Урбанизированные территории сильно отличаются от своего природного окружения.

Их рельеф, как правило, нивелируется в результате стремления человека получить оптимальные уклоны дорог, площадей и других территорий, а также в результате увеличения культурного слоя.

Для воздушных потоков этот рельеф создается заново в результате возведения зданий. Их высота и взаиморасположение определяют распределение воздушных масс и их состояние.

Устройство фундаментов, подземная урбанистика, забор воды для нужд водопотребления, регулирование рек и водоемов в черте города и прилегающих районах, застройка и инженерное благоустройство территорий, в том числе организация поверхностного стока, - все это полностью меняет водный режим урбанизированных территорий, приводит к резкому сокращению инфильтрации. Для Москвы это понижение составит 30%.

Резко сокращается и меняется растительный покров городских территорий. Уменьшается количество деревьев, при этом расширение декоративных посадок (цветники, газоны) не может компенсировать потерю деревьев и кустарников.

Загрязняются воды и почвы в результате выбросов промышленности, накопления коммунально-бытовых отходов. Происходит запыление, газовое и тепловое загрязнение воздуха.

Запыленность и загазованность атмосферы, тепловое загрязнение приводят к изменению уровня радиации, выпадению осадков (дождя и снега), таяния снега, уровней относительной влажности, температур воздуха, ветрового режима, т.е. к созданию новых, отличных от естественных, климатических условий на урбанизированной территории Неблагоприятно воздействует на организм человека и изменение химического состава воздуха, содержание в нем повышенных концентраций газов.

Загрязнение воздуха, воды и почвы - результат промышленного производства, работы транспорта, а также образующихся коммунально-бытовых отходов. Их количество в современном городе постоянно растет и в настоящее время составляет 1,5…2,5 кг твердых отходов и до 8 л жидких на каждого человека в день, причем они содержат такие токсические вещества, как моющие и другие составы, требующие для своего разбавления большого количества чистой вод Воздействие урбанизированных территорий на окружающую природу и само качество среды на этой территории определяется в первую очередь решениями, заложенными при проектировании, затем со - ответственно качеством исполнения и далее - условиями эксплуатации объектов.

На этапе проектирования определяется будущий характер взаимоотношений проектируемого объекта и окружающей природной среды. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека может произойти в согласии с природой или вопреки ей.

Можно запроектировать объект так, чтобы его существование и деятельность не наносили ущерба окружающей среды - воздуху, воде, почве, флоре и фауне, но можно и так, что в результате его эксплуатации будет нанесен ущерб природе, для восполнения которого потребуется затраты большого количества сил, времени и средств.

Таким образом, степень экологической обоснованности и продуманности проектов во многом определяет не только будущее состояние окружающей среды, но и величины будущих общественно необходимых затрат труда и средств на восстановление нарушенных природных условий.

Каждый объект строительства или реконструкции должен утверждаться только после проработки и включения в его состав соответствующих природоохранных мероприятий, а в его сметную стоимость - экономической оценки возможных потерь экологического потенциала при осуществлении проекта. При этом в проекте должны быть предусмотрены и проработаны в максимальной степени мероприятия по сохранению и улучшению окружающей природной среды, а также рациональному использованию природных ресурсов.

Ситуация по охране и качеству окружающей среды по Краснодарскому краю идентична ситуации, которая происходит в России, например, в комплекс строительных материалов входит 66 предприятий.

Валовые выбросы загрязняющих веществ в 2000 г. составили 8,468 тыс. т (8,49%), что на 36 т больше, чем в 1999 г. Основная масса выбросов 6,188 тыс. т (73%) приходится на ОАО «Новоросцемент», ОАО «Верхнебаканский цемзавод», АООТ КСМ «Первомайский». Из запланированных 73 мероприятий по снижению выбросов, в 2000 г. не выполнено ни одно мероприятие.

В 2000 г. предприятиями промышленности строительных материалов в поверхностные водоемы было сброшено 1,70 млн. м 3 загрязненных сточных вод. Объем водоотведения остался примерно на уровне 1999 г. Основными загрязнителями водной среды являются ЗАО «ОБД», ОАО «ЗЖБИ_1», ЗАО «ДСК» в городе Краснодаре, Гирейский ЗАО «Железобетон», ОАО «Кубанский Гипс - КНАУФ» и др.

В промышленности строительных материалов на конец 2000 г. накоплено около 2,5 т отходов, в основном 4-го класса опасности.

В краснодарском крае функционирует более 15 тыс. различных предприятий.

Антропогенная нагрузка на окружающею среду основных загрязнителей приведена в таблице 1.1 Таблица 1.1 Наименование административно-территориальных образований

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, т

Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. м3

Размещение токсичных отходов, т

Количество предприятий - источников потенциальной экологической опасности

Абинский

Апшеронский

Выселковский

Гулькевичский

Каневский

Крымский

Новопокровскитй

Павловский

Северский

Славенский

Успенский

Усть-Лабинский

г. Армавир

г. Белореченск

г. Краснодар

г. Крымск

г. Кропоткин

г. Лабинск

г. Новороссийск

г. Славянск-на - Кубани

г. Тихорецк

г. Туапсе

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на предприятии отсутствует Система Управления Качеством Окружающей Среды, но имеются отдельные экологические мероприятия которые возможно объединить в систему.

Цель исследования качества окружающей среды

Цель исследования данной работы заключается в оценке возможности и целесообразности создания и внедрения системы управления качества окружающей среды (СУКОС) в строительных организациях, которая бы позволила обеспечить охрану и качество ОС в соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001.

Задачи исследования:

*Анализ воздействия отрасли строительства на окружающую среду

* Исследование модели СУКОС по требованиям ИСО 14000

* Исследование источников загрязнений в ЗАО ОБД.

*Построение модели СУКОС на предприятии строительного комплекса.

*Формирование экономического механизма охраны окружающей среды в регионе.

Актуальность данного исследования связана прежде всего со сложившейся экологической обстановкой в крае и подразумевает эффективность введения помимо разрозненных мероприятий по охране ОС на предприятиях Краснодарского края СУКОС в соответствии с требованиями ИСО 14000, что обеспечило бы дополнительный контроль за состоянием и охраной ОС.

Рассматриваемая СУКОС представляет структурированный процесс для достижения постоянного улучшения; скорость и размах этого процесса должны определяться организацией с учетом экономических и других обстоятельств. Несмотря на то, что в результате выбора систематического подхода можно ожидать некоторого повышения экологической эффективности, следует понять, что СУКОС является средством, дающим организации возможность достичь того уровня экологической эффективности, который она сама себя установила, и систематически контролировать его.

Научная новизна работы состоит: * В составлении перечня промышленных отходов на заводе ОБД.

*В построении СУКОС.

*В предложении об использовании методов совершенствования экологических процессов (бенмаркинг).

Строительство как основная и необходимая часть урбанизации требует продуманного и обоснованного подхода.

До недавнего времени основной задачей строительства было создание искусственной среды, обеспечивающей условия жизнедеятельности человека. Окружающая среда рассматривалась лишь с точки зрения необходимости защиты от ее негативных воздействий на вновь создаваемую искусственную среду. Обратный процесс влияния строительной деятельности человека на окружающую природную среду и искусственной среды на природную в полной мере стал предметом рассмотрения сравнительно недавно. Лишь отдельные аспекты этой проблемы, в меру практической необходимости, изучались и решались поверхностно (например, удаление и утилизация отходов жизнедеятельности, забота о чистоте воздуха в населенных пунктах и т.п.). Между тем строительство является одним из мощных антропогенных факторов воздействия на окружающую среду. Антропогенное воздействие строительства разнообразно по своему характеру и происходит на всех этапах строительной деятельности - начиная от добычи стройматериалов и кончая эксплуатацией готовых объектов.

Строительство нуждается в большом количестве различного сырья, стройматериалов, энергетических, водных и других ресурсов, получение которых оказывает сильное воздействие на окружающую среду. С серьезными нарушениями ландшафтов и загрязнением окружающей среды связано ведение работ непосредственно на стройплощадке. Нарушения эти начинаются с расчистки территории строительства, снятия растительного слоя и выполнения земляных работ. При расчистке территории строительства, ранее уже занимавшейся под застройку, образуется значительное количество отходов, загрязняющих окружающую среду при сжигании, или загромождающих свалочные территории, что меняет морфологию участков, ухудшает гидрологические условия, способствует эрозии. Степень воздействия на природу зависит от материалов, применяемых для строительства, технологии возведения зданий и сооружений, технологической оснащенности строительного производства, типа и качества строительных машин, механизмов и транспортных средств и других факторов.

Территория строек становится источником загрязнения соседних участков: выхлопы и шум двигателей машин, сжигание отходов. Вода широко используется в строительных процессах - в качестве компонентов растворов, как теплоноситель в тепловых сетях; после использования она сбрасывается, загрязняя грунтовые воды и почвы введенными в нее компонентами.

Однако само строительство - процесс относительно скоротечный. Значительно сложнее дело обстоит с воздействием на природу объектов, являющихся продукцией строительства - зданий, сооружений и их комплексов - урбанизированных территорий. Их влияние на окружающую природную среду еще недостаточно изучено, поэтому практически все экологические мероприятия носят рекомендательны характер. Что же касается нынешних результатов, то: уменьшается количество деревьев, загрязняются воды и почвы вследствие промышленных выбросов и накопления коммунально-бытовых отходов, происходит запыление, газовое и тепловое загрязнение воздуха, что приводит к изменению уровня радиации, выпадению осадков, изменению температур воздуха, ветрового режима, т.е. к созданию искусственных условий на урбанизированной территории.

В результате различных воздействий - временных, климатических, эксплуатационных, проявляются негативные влияния на здания и сооружения: разрушаются каменные и металлические конструкции, выцветают и разрушаются краски, меняют окраску наружные ограждающие конструкции, погибают скульптуры и орнаменты памятников старины, коррозируют крыши, фермы мостов, и т.д. В зависимости от методов восстановления объектов возникают отходы производства ремонтных работ - в случае текущего ремонта это могут быть части внутренней отделки, в случае капитального ремонта - добавляются в больших объемах дефектные детали инженерной структуры объектов, отопления, водоснабжения, вентиляции и т.д. В случае полной ликвидации объекта в современных условиях в строительный мусор с большой вероятностью попадают вещества, отрицательно влияющие на экологию - различные виды пластмасс, фенолов, формальдегидов и т.п.

Неблагоприятно воздействует урбанизация на изменение химического состава воздуха, на содержание в нем повышенных концентраций вредных газов. Минимальное количество отходов сейчас составляет от 1.5--2.5 кг твердых и от 8л. жидких отходов на человека в день, причем они содержат такие токсические вещества, как моющие и другие составы, требующие для своего разбавления большого количества чистой воды.

Введение

Глава I. Особенности загрязнения атмосферы предприятиями строительной индустрии

1.1 Влияние пыли на здоровье человека

1.2 Влияние пылевых выбросов на окружающую среду

1.3. Нормирование содержания вредных веществ в атмосфере воздуха и в воздухе производственных помещений

1.4 Основные направления и перспективы борьбы с загрязнением атмосферы предприятиями стр

оительной индустрии

Глава 2. Классификация методов определения концентрации пыли

Глава 3. Обеспыливание и очистка газов на различных строительных предприятиях

3.1 Обеспыливание цехов по производству древесно-волокнистых плит (ДВП) и изделий из древесины

3.1.1 Технология производства и источники пыле-паро-газообразования

3.1.2 Локализация вредных выделений на отдельных участках производства ДВП

3.2 Обеспыливание и очистка газов на заводах кровельных материалов

3.2.1 Химические методы очистки газов, применяемые на заводах кровельных и теплоизоляционных материалов

3.2.2 Характеристика пылегазовых выбросов при производстве кровельных и теплоизоляционных материалов

3.2.3 Очистка газов от углеводородов, фенола и одоризирующих компонентов

3.3 Обеспыливание газов при производстве керамических изделий

Глава 4. Современные способы борьбы с пылеобразованием

4.1 Технологические мероприятия по уменьшению пылеобразования

4.1.1 Вибрационная дезинтеграция - универсальная технология для переработки материалов

4.2 Основные типы современных аппаратов для улавливания пыли AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Заключение

Литература

Введение

Производства строительных материалов представляют собой сложные технологические процессы, связанные с превращением сырья в разные состояния и с различными физико-механическими свойствами, а также с использованием разнообразной степени сложности технологического оборудования и вспомогательных механизмов. Во многих случаях эти процессы сопровождаются выделением больших количеств полидисперсной пыли, вредных газов и других загрязнений.

Повышенное выделение пыли наблюдается при производстве бетонной смеси: на участке смесительного отделения – до пяти предельно допустимых концентраций (ПДК), в надбункерном помещении 1,5-2, в отделении дозирования рабочей смеси 3-4 ПДК.

Производство цемента, извести, доломита, инертных материалов сопровождается на отдельных участках особо обильным пылевыделением, превышающим ПДК в 5-10. а в некоторых случаях до нескольких десятков и даже сотен раз.

При технологическом процессе производства силикатного кирпича повышенное выделение пыли наблюдается на рабочих местах в помещениях подготовки смеси от 2 до 20, в формовочном цехе от 2 до 5 ПДК.

При производстве керамики и глиняного кирпича наибольшее пылевыделение, превышающее ПДК на складах глины 1,5-2,5, песка 5-7. в смесеприготовительном цехе 12-15, а в отделении помола шамота запыленность достигает 30-32 ПДК. На участке погрузки и разгрузки запыленность в 2-3 раза превышает допустимые концентрации. Основное пылевыделение при производстве плит минеральной ваты на участке подготовки насадки местами превышает санитарные нормы в 40-70, на участке печей – в 10-20, формирования минеральной ваты – в 5-10 раз. На участке механической обработки древесноволокнистых плит концентрация пыли превышает ПДК в 1,3-1,6 раза.

При пилении, фрезеровании, шлифовании древесины воздух рабочего места загрязняется полидисперсной древесной пылью, концентрация которой превышает санитарные нормы в 1,5-3 раза, иногда до 5-10 раз.

Для арматурных цехов производства нестандартных металлических конструкций характерна пыль металлов и их окалин, сварочные аэрозоли двуокиси углерода и марганца.

Предприятиями отрасли ежегодно выбрасывается в атмосферный воздух более 4 млн. т вредных веществ, в том числе около 2,4 млн. т, или 58% твердой неорганической пыли. Сверхнормативный ее выброс составляет 1,41 млн. т, а превышение норматива по газообразным вредным веществам – 722 тыс. т .

Пылегазовые выбросы производства строительных материалов содержат 85 вредных пылевых компонентов, причем многие из них, не имея запаха и цвета – те сразу проявляют себя. Пыль производственной техносферы – причина разнообразных заболеваний персонала, износа технологического оборудования и вспомогательных механизмов, снижения качества продукции и рентабельности производства.

Эти пылевые выбросы, весьма токсичные сами по себе, под действием солнечных лучей и при участии озона могут образовывать новые, еще более токсичные соединения. При этом атмосферная турбулентность и ветер не успевают удалять из воздушного бассейна предприятий растущие в связи с интенсификацией производства пылевые выбросы.

Проблемы создания безотходной технологии и внедрения новейших пылеулавливающих комплексов на действующих предприятиях производства строительных материалов пока не решены. Традиционно действующие мокрые системы пылеулавливания исключительно энергоемки, требуют организации шламового хозяйства, исключают утилизацию уловленной пыли и не всегда обеспечивают нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Поэтому особое значение приобретают разработка н анализ научных основ энергосберегающего сухого пылеулавливания.

Глава I . Особенности загрязнения атмосферы предприятиями строительной индустрии (строительный материал) и ее влияние на здоровье

1.1 Влияние пыли на здоровье человека

В научной терминологии взвешенные в воздухе твердые или жидкие частицы называют аэрозолями или аэродисперсными системами. Осажденную твердую фазу аэрозоля принято называть аэрогелем. Для простоты изложения мы будем и аэрозоли, и аэрогели называть пылью, а в необходимых случаях уточнять применение терминов. Производственная пыль – это мельчайшие твердые частицы, выделяющиеся при дроблении, размоле и механической обработке различных материалов, погрузке и выгрузке сыпучих грузов и т.п., а также образующиеся при конденсации некоторых паров.

Пыль, образующаяся на предприятиях строительной индустрии, весьма разнообразна по свойствам, химическому и дисперсному составу. Частицы пыли различных веществ оказывают неодинаковое воздействие на организм человека и делятся на две группы. К первой группе относятся пыли ядовитых (токсичных) веществ, опасных для организма в целом, ко второй – пыли, вредно действующие на органы дыхания, т.е. преимущественно фиброгенного действия. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: 1) чрезвычайно опасные; 2) высокоопасные; 3) умеренно опасные и 4) малоопасные.

В связи с развитием химии и использованием химических веществ в производстве строительных материалов в последние годы возросло количество вредных веществ, содержащихся в пыли. Например, при обработке древесины выделяется не только древесная, но и токсичная пыль веществ, которыми древесина пропитывается. Пыль, выделяющаяся при шлифовании и полировании по лаку, может содержать частицы абразивного материала и токсичных веществ – отвердевших полиэфирных и нитроцеллюлозных лаков. Токсичные химические вещества, например формальдегид, содержат также пыль, образующуюся при обработке древесностружечных плит. Постоянное вдыхание формальдегида может привести к хроническому отравлению.

контрольная работа

Влияние строительной индустрии на окружающую среду

Строительная индустрия -- сложный многоплановый комплекс, оказывающий мощное воздействие на природную окружающую среду, резко изменяющий природные биогеоценозы, создающий для человека специфическую среду обитания.

Строительная индустрия представляет собой целую систему производственной деятельности и включает следующие компоненты.

1. Добыча строительных материалов и сырья для их производства.

Эта составляющая строительной индустрии приводит к разрушению природных биогеоценозов, коренным образом меняет природные ландшафты, изменяет водный режим природных водоемов (рек, озер и т. д.), загрязняет атмосферу, гидросферу и литосферу регионов, где ведутся добывающие работы, из естественных участков природы отчуждаются большие территории, появляются карьеры, отвалы, отходы вскрышных пород.

2. Переработка первичного сырья, получение строительных материалов и их компонентов (цемента, бетона, кирпича, керамики, различных строительных конструкций). Эта часть строительной индустрии приводит к загрязнению воздушного бассейна пылью, газами, гидросферы и литосферы жидкими и твердыми отходами.

3. Производство самих строительных работ, при которых воздвигаются промышленные и гражданские постройки. При этом происходит отчуждение новых территорий, сильное изменение старых территорий поселений, загрязнение литосферы строительным мусором, твердыми и жидкими отходами. За счет работы различных строительных машин окружающая среда загрязняется опасными газообразными и жидкими отходами, характерными для автотранспорта.

4. Компонент строительной индустрии, связанный с технической эксплуатацией промышленных и гражданских зданий. В этих зданиях осуществляется производственная и бытовая деятельность людей, что определяет специфику воздействия данного компонента на природную окружающую среду. В процессе эксплуатации зданий производятся ремонтные строительные работы, воздействие которых на среду аналогично таковому при капитальном строительстве, исключая некоторые этапы (нулевой цикл, строительство вспомогательных коммуникаций и т. д.).

Необходимо отметить, что для степени воздействия работ, осуществляемых в строительной индустрии, важна стадия проектирования, ибо экологически грамотное проектирование позволяет уменьшись нагрузку на природную окружающую среду.

Антропогенные воздействия человека на окружающую среду

Потребность в энергии является одной из основных жизненных потребностей человека. Энергия нужна как для нормальной деятельности современного человеческого общества, так и для простого физического существования каждого человека...

Влияние недропользования на экологию

В процессе разработки нефтегазовых месторождений, почва загрязняется нефтью, нефтепродуктами высокоминеральными сточными водами...

Влияние отраслей народного хозяйства на окружающую среду

Энергетика -- один из источников неблагоприятного воздействия на окружающую среду и человека. Она влияет на атмосферу (потребление кислорода, выбросы газов, влаги и твердых частиц), гидросферу (потребление воды...

Влияние производительных сил на окружающую среду

Проанализировав основные аспекты и показатели экономического развития, можно перейти к рассмотрению содержания понятия "окружающая среда". В наиболее общем смысле окружающая среда представляет собой совокупность физических, химических...

Круговорот веществ и энергии в природе

Сельскохозяйственная индустрия является основой жизни человеческого общества, так как дает человеку то, без чего невозможна жизнь -- пищу и одежду (вернее сырье для производства одежды)...

Меры по сокращению токсичности автомобильных двигателей

Нефть как источник загрязнения окружающей среды

Применение пестицидов

Пестициды являются единственным загрязнителем, который сознательно вносится человеком в окружающую среду. Применение пестицидов позволяет получать стабильные урожаи и ограничивать распространение инфекций...

Проблемы шумового загрязнения в городской экосистеме

Помимо того, что шумовое загрязнение негативно влияет на человека, оно так же отрицательно действует на окружающую среду. Шумовое загрязнение окружающей среды - это звуковой бич нашего времени, видимо...

Расчет и прогнозирование состояния окружающей среды

По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. В настоящее время оно уже соизмеримо с действием природных факторов...

Снижение негативного воздействия на окружающую среду предприятия по переработке пластмассы

При производстве поливинилхлорида, его переработке в изделия, эксплуатации изделий и сжигании отходов выделяются токсичные соединения, опасные для здоровья человека. В связи с тем...

Состояние и проблемы транспортного комплекса Республики Казахстан

Автотранспорт приводит к образованию твердых отходов, загрязнению воздуха и почвы, захламлению больших территорий, вибрации, электромагнитным излучениям...

Сравнительный анализ газоаэразольных выбросов АЭС и ВВЭР и РБМК

Влияние радионуклидов на растительность. Живые организмы обладают различной радиорезистентностью, т.е. устойчивостью к воздействию ионизирующих излучений...

Транспорт и окружающая среда

Экологические проблемы, вызываемые дорожными перевозками, могут быть разделены на три основные группы: локальные, региональные и глобальные...

Транспорт и окружающая среда

Воздействия, которые транспортная отрасль оказывает на окружающую среду можно подразделить на три группы: факторы транспортного потока, факторы автомагистрали и конструкционные факторы...