Крестный ход когда. Крестный ход


(10 голосов : 5.0 из 5 )
  • Азбука паломника
  • иерей Евгений Пуртов

Кре́стный ход – благоговейное шествие верующих с , крестами, и другими христианскими святынями, организуемое с целью прославления , испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный выражает торжество Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством , иконы которых несут впереди.

Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огонь). Это происходит от икон, осенения всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Когда установилась традиция совершать Крестные ходы?

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Уже в первые века существования христиане организовывали по разным случаям особые торжественные, благодарственные или умилостивительные ходы.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими , содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов ().

Что символизирует Крестный ход?

Прежде всего каждый участник Крестного хода в отдельности и все они в совокупности выражают готовность следовать по стопам Христовым. В этом значении современные Крестные ходы сближаются по внутреннему содержанию с шествием верующих, сопровождавших Христа на , с шествием ко Гробу Спасителя.

Вместе с тем символика Крестного хода может иметь и более частные значения. Так, например, шествие по замкнутому маршруту очерчивает образ, напоминающий круг - символ Божественной вечности и бесконечности.

27 июля состоится крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры. Некоторые воспринимают это как демонстрацию силы, мощи Церкви. Противники Церкви – как политическую демонстрацию. А что такое крестный ход на самом деле?

В Церкви на протяжении всей ее истории формы служения Богу не ограничивались только словесной молитвой. Со времени возникновения богослужения наряду с такой молитвой была «молитва руками» (например, крестное знамение) и «молитва ногами» – участие в молитвенных процессиях. Такие процессии никогда не воспринимались как демонстрация силы или политическая акция, это всегда было богослужение, за которым нужно было не только молиться Богу умом, но и подкреплять свою молитву физическим трудом – иногда весьма продолжительным шествием.

Пример подобного молитвенного шествия мы встречаем еще в ранней Церкви. Паломница IV века Сильвия Аквитанка описывает большой крестный ход, который проходил по Иерусалиму в ночь с четверга на пятницу Страстной Седмицы. Она рассказывает о том, что за ночь люди очень уставали, так как проходили почти весь город, причем шли «все до одного - старцы и молодые, богатые и бедные». Епископ Иерусалимский ободрял уставших людей, призывая «иметь надежду на Господа, который за этот труд воздаст большую награду».

Нужно отметить, что аналогичные шествия проводились регулярно не только в Иерусалиме, но и по всей Римской империи. Например, в это же время в Риме возникает Великая литания – большой крестный ход через весь Рим, во время которого процессия с молитвой переходила от одной церкви к другой, стараясь посетить места погребения мучеников. Эта литания продолжалась целый день и заканчивалась у собора Святого Петра.

Подобные ходы совершались и в Константинополе, причем император Юстиниан узаконил, чтобы эти процессии совершались с молитвой и с обязательным участием священства, «ибо будет ли крестным тот ход, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы?»

Крестные ходы совершались в Византийской империи во время нашествия врагов, засухи или болезней. Известный нам праздник Изнесения Древ Животворящего Креста Господня берет свое начало от крестного хода, который совершался в августе в Константинополе с молитвами о том, чтобы город обошли эпидемии, которые очень часто случались именно в это время.

Традицию совершать крестные ходы унаследовали и славянские народы. Имеются свидетельства о совершении молитвенных процессий в Болгарии и Моравии. С принятием христианства крестные ходы стали проводиться и на Руси. Первым русским крестным ходом считается шествие на Днепр для крещения киевлян. «Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа», – описывает эту процессию «Повесть временных лет».

Именно в воспоминание этого крестного хода и последующего Крещения Руси и совершается ежегодно крестный ход от предполагаемого места Крещения до сердца Киева – Киево-Печерской Лавры.

Важно понимать, что никогда крестный ход не был демонстрацией чего бы то ни было. Шествие с лозунгами, флагами и плакатами это наследие квазирелигиозной коммунистической идеологии. Для православных крестный ход – это богослужение, которое совершается по строго определенному церковным уставом чину. Разумеется, на богослужении основным занятием должна быть молитва. О чем она должна быть в день Крещения Руси, я думаю, все понимают: о том, чтобы наше сердце сохранило те дары, которые мы получили в своем крещении. Ведь именно к этому мы все и призваны.

Александр Адоменас

Выпуск 107 от 18.01.2006. Тема "История города"

С чем ассоциируется у нас сегодня православный праздник Крещения Господня? Выражение «крещенские морозы». Святость и необыкновенная чистота воды, взятой из источника в этот день. Согласно поверьям, даже вода, льющаяся из обычного водопроводного крана на Крещение, обладает особой силой, и целый год остается прозрачной и чистой. После десятилетий борьбы с религией постепенно как-то затушевался сам смысл праздника и связанные с ним обряды. Интересно вспомнить факты из жизни старого Екатеринослава, связанные с праздником Крещения.

Успенская церковь
(сейчас перестроена - городская больница № 10)

Что такое «Иордань»?

Сегодня въезд на «Новый» мост из центральной части Днепропетровска проходит по улице Коцюбинского. Мало кто сейчас помнит, что старое название улицы - Иорданская. Что за Иордан на Днепре? Река Иордан находится в Палестине, в новостях постоянно говорят о «Западном береге реки Иордан» - спорной территории между Палестиной и Израилем. А ведь связь действительно существует. Иорданской улица в Екатеринославе стала из-за того, что в самом ее конце, в реке Днепр устраивали на праздник Крещения прорубь - «Иордань».

Иордань - место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, в России так именовалась особая прорубь, вырубленная для праздничного освящения воды. Называли ее так в честь той самой реки Иордан в Палестине, в водах которой Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.

Обряд водоосвящения с устройством Иордани неукоснительно соблюдался не только в Екатеринославе - во всех русских городах. Над Иорданью всегда сооружалась постройка, имевшая вид часовни, над которой водружался крест. Внутри были изображения библейских сцен, и, прежде всего, крещения Иисуса Христа. После ритуала водоосвящения вода в реке почиталась священной, ее набирали и относили домой, кропили углы в домах, поили немощных и больных.

Этот праздник - из числа двенадцати наиболее важных в православной церкви. Он завершает рождественский цикл праздников, который в наше время сопровождается празднованием Нового года. Таким образом, сохраняется память о том, как Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан Иоанн Креститель. В народе праздник этот называется еще и Богоявление. Потому что якобы во время крещения Христа бог - дух святой сошел с небес в виде голубя. На Руси праздник Крещения совпал по времени с периодом окончания святочных славянских празднеств. Именно поэтому в обряде празднования тесно переплелись народные, восходящие к язычеству, обряды и библейская символика.

Крещенские обряды освящения воды подчеркивают ее очистительную силу. Главным мероприятием празднования всегда был обряд «великого освящения воды на Иордане». Он совершался в храме, затем проводился крестный ход и водоосвящение на реке. В крещенских празднествах всегда участвовала масса горожан, а крестный ход и обряд водоосвящения были одним из излюбленных и запоминающихся праздничных мероприятий. В Екатеринославе основной обряд проводился, естественно, в реке Днепр.

Обряд освящения воды в реке Днепр

С какого же времени начал проводиться обряд водоосвящения на Днепре (в первую очередь, в праздник Крещения) в Екатеринославе? Есть основания считать, что появился этот обряд уже в самый ранний период истории города, в 1790 - 1810-х гг. Уже в начале строительства города на Днепре стали очевидными трудности с быстрой застройкой нагорной части (освоена в целом только к началу ХХ в.). Основная застройка нового города сконцентрировалась в нескольких кварталах в низинной приднепровской части.

Духовными центрами нового города стали две церкви - Троицкая и Успенская (сначала деревянные, а затем каменные). Они играли роль главных сооружений города вплоть до постройки Преображенского собора (1835 г.). Но и после этого они сохранили свое значение. Церковь Казанской Божьей Матери на месте современной Троицкой фиксируется с 1790-х гг. Около 1845 г. (называются разные даты - 1845, 1846, 1849 гг.) на ее месте была выстроена каменная церковь, а немного позднее пристроена колокольня (ныне Троицкий кафедральный собор). Деревянная Успенская церковь была заложена 31 августа 1796 г. В 1839 - 1850 гг. восточнее ее была построена каменная Успенская церковь (в перестроенном виде сейчас - городская больница № 10).

Обряд проведения крестного хода и водоосвящения на р. Днепр должен был проводиться с самого появления первых храмов Екатеринослава (конец XVIII - начало XX вв.), и обязательно в низинной части города. Потому что собор на «горе» не был построен, сама «гора» оставалась полупустынной и застраивалась до середины ХХ в.

Где же проводился обряд водоосвящения?

Владимир Машуков, автор очень ценных «Воспоминаний о городе Екатеринославе (1887 - 1910 гг.)», пишет: «Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепр: 6 января; в день преполовения пятидесятницы и 1 августа. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким, извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода». Дальше он пишет: «В 1899 году 1 августа сюда был совершен крестный ход из кафедрального собора и воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». В современной географии Днепропетровска Потемкинский сад - это парк Шевченко; район против острова - район ресторана «Маяк», а «между водокачкой и архиерейским садом» - это район Набережной возле современного Мерефо-Херсонского моста.

Как видим, трудности перехода вынудили перенести место проведения обряда и окончательно закрепить его в нижней части города. К началу ХХ в. обряд водоосвящения прочно закрепился в нижней части Екатеринослава.

Фрагмент плана Екатеринослава 1897 г. Стрелочкой показано место, где находилась Иордань.

В каком именно месте проводился обряд? Сопоставляя данные планов Екатеринослава, можно прийти к выводу, что водоосвящение с самого начала проводилось именно на берегу Днепра в месте выхода улицы Иорданской (Коцюбинского). Уже в начале XIX в. проходит интенсивная застройка нижней части Екатеринослава. Причем прибрежные участки застраиваются преимущественно мелкими промышленными предприятиями и разнообразными (преимущественно, лесными) складами. К середине XIX века Екатеринослав, изначально планировавшийся как «открытый к реке» город, окончательно «отгородился» от Днепра. (Эту ситуацию исправили только в середине ХХ века, после строительства грандиозной Набережной).

Единственный неизменный «просвет» в прибрежной застройке оказался в квартале современных улиц Миронова и Коцюбинского. Он остается свободным на всех планах города XIX века. По генеральному плану Екатеринослава 1817 г. (архитектор Вильям Гесте) именно здесь запроектировали обширную площадь. С течением времени застройка приднепровской территории уплотнялась. «Лесная площадь» к северо-западу от «Иордани» также постепенно застроилась, а «просвет» по-прежнему оставался свободным. Топоним - название улицы - «Иорданская» встречается первый раз на плане 1885 г. и с тех пор проходит на всех планах города. В 1897 г. сюда провели трамвайную линию «Вокзал - Иорданская».

Крестный ход на Крещение в 1914 г

Крестный ход - это торжественное шествие с хоругвями, иконами и другими святынями, в честь какого-либо события. Крестные ходы обязательно проводятся на Пасху и на Крещение, но могут проводиться и в других случаях, для поклонения местным святыням. Источники сохранили нам описание праздника Крещения - крестного хода и обряда водоосвящения в р. Днепр в Екатеринославе в 1914 г.

Еще накануне праздника местные власти закрыли увеселительные и развлекательные учреждения. В прессе объявили, что 6 января в 9 часов утра в Успенской церкви будет совершаться божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр с освящением воды. Все духовенство должно было явиться в Успенскую церковь в желтом облачении.

А за день перед этим, 5 января, в так называемый крещенский сочельник, в 9 часов утра и в 5 часов вечера в архиерейской Крестовоздвиженской церкви (до наших дней не сохранилась) епископ Екатеринославский и Мариупольский Агапит провел особую литургию св. Иоанна Златоустого, вечерню, освящение воды и утреню.

6 января в 9 часов утра епископ Агапит в Успенской церкви торжественно совершил литургию Святого Василия Великого. Ему помогали ректор местной духовной семинарии, настоятель Успенской церкви, ключарь кафедрального Преображенского собора, масса священников Успенской и других церквей Екатеринослава. Участвовали два хора певчих: архиерейский и Успенской церкви.

И вот в 11 часов утра возле Успенской церкви сошлись крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей. Окончив литургию, епископ преосвященный Агапит с крестом в руках начал крестный ход. Пел хор певчих, звучал колокольный звон и духовой оркестр играл мелодию «Коль славен» (так же звучали тогда куранты на Спасской башне Московского Кремля). Хор прошел по Иорданской улице на реку Днепр. Здесь, на берегу, уже была специально выстроена палатка, украшенная национальными флагами и елками, задрапирована белой тканью. Владыка в сопровождении высшего духовенства совершил освящение воды. Когда епископ погрузил святой крест в воду, произвели троекратный салют из пушек.

Пока крестный ход шествовал от Успенской церкви по Иорданской улице до р. Днепр, его сопровождали войска местного гарнизона. Вся Успенская площадь и прилегающие улицы заполнили толпы народа. На крещенском богослужении и обряде водосвящения присутствовали екатеринославский губернатор В.А. Колобов, вице-губернатор И.А. Титищев, советники и чиновники губернского правления, городской полицмейстер подполковник П.У. Метленко, городской голова И.В. Способный, гласные городской думы и многие другие «начальствующие лица города как военного, так и гражданского ведомства». После окончания богослужения на площади возле Иордани состоялся парад войск местного гарнизона. Епископ Агапит окропил войска и отбыл в свою резиденцию и архиерейский храм.

После праздника Крещения екатеринославский губернатор особо поблагодарил полицейские чины за поддержание в городе должного порядка во время крестного хода.

Таким было празднование Крещения в последний «относительно спокойный» год Российской империи. Через несколько месяцев началась Первая Мировая война, а через три года не стало и самой Российской империи.

Новые времена. Конец Иордани. Набережная.

В сложный период революционных катаклизмов 1917 - 1921 гг. место для обряда водоосвящения могло варьироваться в зависимости от изменения обстановки в городе. Так, например, в «Дневнике Анатолия Стародубова» (издан в 2001 г. под названием «Записки очевидца» в 2-х книгах) информация об обряде водоосвящения «на Иордане» в дневнике за 1918 - 1921 годы отсутствует.

Так выглядел берег Днепра в начале ХХ в.
от современной улицы Литейной.
На заднем плане - район, где находилась Иордань.

После установления советской власти, обряд водоосвящения в реке Днепр в районе Иорданской улицы какое-то время продолжал проводиться. С 1922 г. в дневнике А.Ф. Стародубова снова появляются записи о водоосвящении «на Иордане», т.е. на берегу Днепра в конце Иорданской улицы (современная Коцюбинского). «1922 год. Крещение. Погода морозная. Ходил в Троицу, где служил Агапит. К концу обедни сюда стали собираться крестные ходы из всех церквей. После обедни под колокольный трезвон пошли на Иордан. Когда стали освящать воду, лед трещал. На Днепре вырубили из льда крест и насадили сосен. После водосвящения красноармейцы стали палить из ружей, выпустили голубей». В 1923 г.: «На Днепре были устроены изо льда 4 ледяных подсвечника с сосульками вместо свечек и были насажены елки в ледяные подставки». Последний раз Анатолий Стародубов упоминает о крестном ходе и об Иордани в 1926 г.

А потом началась принципиально иная эпоха - борьба с религией и ее «пережитками». Сначала не повезло хоральной синагоге - ее закрыли в 1929 г. (с 2000 г. она вновь функционирует под названием «Золотая Роза»). Успенскую церковь закрыли в 1936 г., но сейчас увидеть ее пять куполов и высокую колокольню уже невозможно. Их разобрали, от здания оставили только кирпичную коробку, тут разместили городскую больницу № 10. Больница здесь и сейчас. Если въезжать на мост, здание видно по правую сторону.

Сама улица Иорданская получила в 1923г. имя украинского писателя Михаила Коцюбинского. Колорит местности стал отходить в прошлое при активном участии советской власти. Во второй половине 1930-х гг. в этом месте провели работы по строительству первого участка днепровской набережной. Вторая очередь Набережной появилась с конца 1950-х гг. В 1944 г. соорудили деревянный мост (на месте Центрального). Центральный (т.н. Новый) мост открыли в 1967 г. к «50-летней годовщине Великого Октября». Линия моста прошла как раз на месте бывшей Иордани. В 2005 г. этот участок Набережной капитально реконструирован: полностью переложена плитка, заново обустроены бульвары, сооружены фонтаны на Набережной и в самом Днепре, поставлены скульптуры. Участок Набережной напротив цирка, где проводилось водоосвящение в старом Екатеринославе, сейчас занимают различные развлекательные учреждения (кафе, рестораны).

Однако история Иордани на этом не заканчивается. Вполне возможно, что традиция крестного хода изо всех церквей города на Днепр и проведение обряда водоосвящения в праздник Крещения может возобновиться. Для этого нужен только интерес и память о традициях.

источник http://www.realnest.com.ua/information/articles/381

Приближается светлая Пасха – главный праздник для всех православных христиан. К этому дню верующие готовятся заранее: накануне в течение семи недель они соблюдают строгий пост, чаще проводят время в молитвах и стараются совершать больше добрых дел.

Накануне праздника, начиная со Страстной субботы, люди освящают в храмах пасхальную снедь – куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и др.

Верующие, которые готовятся ко всенощной, которая проходит в ночь со Страстной субботы на воскресенье, интересуются, как проходит этот обряд, во сколько будет крестный ход на Пасху, в котором принимают участие не только священнослужители, но и прихожане.

Некоторые люди задают и другие вопросы: Когда проходит крестный ход на Пасху? Кто может принимать в нем участие? В какое время начинается крестный ход на Пасху? Что при этом происходит? Сколько длится пасхальный крестный ход? Мы ответим на эти и другие вопросы.

Прежде всего стоит сказать о том, что это праздничное шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви (укрепленные на древках полотнища с изображением Христа или святых).

Во времена первых христиан совершался только крестный ход на Пасху, позднее этот обряд стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Что касается церковной истории Руси, то она началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне.

Кроме Пасхи, устраиваются крестные ходы на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также подобные шествия организуются в честь каких-либо значимых церковных или государственных событий.

Иногда крестный ход проводится священнослужителями в чрезвычайных случаях, к примеру, во время природных катаклизмов, бедствий или во время войны.

Так, в старину верующие обходили с иконами поля в периоды засухи и неурожая, а также посещали различные населенные пункты во время эпидемий различных заболеваний. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой христианами во время подобных шествий.

Во сколько начинается крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. В это время в храм могут прийти все желающие. Люди, которые хотят попасть внутрь и находиться в церкви в течение всей службы, приходят сюда заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы.

В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон. Затем в ночь с субботы на воскресенье проходит крестный ход. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа.

Сколько продолжается крестный ход на Пасху? В числе обрядов, соблюдаемых православной церковью, бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Некоторые шествия данного типа могут длиться до двух месяцев и более. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Во сколько он начинается? Это действие, которое является частью праздничной службы, начинается ближе к полуночи – под несмолкаемый звон колоколов. Длительность шествия ограничивается временным диапазоном с 00.00 до 01.00 часов.

Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Согласно сложившейся традиции, когда проходит пасхальный крестный ход, впереди процесии несут фонарь, за ним – запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения и другие реликвии.

Завершает шествие предстоятель храма, который держит трисвечник и крест. Несомые хоругвеносцами церковные знамена символизируют победу, одержанную над смертью и диаволом. За духовенством следуют прихожане со свечами в руках, которые пришли на службу.

Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все время, пока идет крестный ход на Пасху, верующие пребывают в состоянии торжественной приподнятости и радостного ожидания.

Процессия обходит храм трижды, каждый раз останавливаясь у его дверей, символизирующих камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Первые два раза двери остаются закрытыми, а на третий раз они открываются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Колокола затихают, и священник первым возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник исполняет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Люди вторят: «Христос воскресе из мертвых…» О наступлении великой минуты светлого праздника – Воскресения Христова – возвещает торжественный звон колоколов.

Процессия торжественно входит в храм через открытые двери. Это действо символизирует путь жен-мироносиц, вошедших в Иерусалим, чтобы сообщить апостолам благую весть о воскрешении Христа. После этого крестный ход заканчивается. Это зрелищное и массовое мероприятие позволяет всем присутствующим по-настоящему прочувствовать дух праздника.

Затем начинается Светлая заутреня, во время которой звучат восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Великий пост, который продолжался семь недель, заканчивается с момента символического открытия дверей храма.

После праздничной литургии и причастия, около 3-4 часов утра в воскресенье, верующие могут разговеться. Служба завершается благословением прихожан батюшкой и освящением всех принесенных для праздничного стола пасхальных блюд. Желающие могут также причаститься.

Затем всю пасхальную неделю в православных храмах проходят особые торжественные литургии. В течение Светлой седмицы, которую также называют Звонильной неделей, все желающие могут подняться на колокольни и попробовать себя в звонарном искусстве.


***
Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…


Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.


Крестный ход в Курской губернии

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.


Крестный ход в Москве

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.


Крестный ход в Санкт-Петербурге

Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.


Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.


Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.




Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Великорецкий крестный ход

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.


Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Крестный ход на Ганину яму

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.


Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Калужский крестный ход

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.


Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.


Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.


Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.


Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери
"Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.


Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.


Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский крестный ход

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.


Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Иринарховский крестный ход

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.


Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.