Экологическое состояние дальнего востока. Дальний Восток как нерешённая проблема России


Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие российского Дальнего Востока и его отдельных районов. Во-первых – отрицатель­ное – в связи с разрывом многих экономических связей с западными районами по ресурсам, по готовой продукции, вследствие резко ус­ложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Происходит также нежелательный, опасный разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными района­ми России.

Территория России 2000 года по сравнению с СССР 1990 года меньше на 24%, природно-ресурсный потенциал – примерно на 20–25%, а социально-экономический потенциал, включая население, валовой внутренний продукт, объем промышленного производства – уменьшился более чем в 2 раза. С отделением от СССР прибалтийских республик, Украины, Белоруссии, закавказских республик, Казахстана и Средней Азии Россия в целом на 0,5–2 тыс. км удалилась от развитых и развивающихся стран Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и стала более восточной, а точнее более северо-восточной страной по сравнению с Советским Союзом. Более близкими по расстоянию к России стали многие развитые и развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) по сравнению с развитыми европейскими странами.

В этой связи геополитическая и экономическая роли дальневосточных районов и особенно его южных районов в России в целом существенно возрастают. Дальневосточный регион (ДВР, включающий 9 субъектов РФ, в том числе Саха-Якутию) занимает 6,2 млн км 2 территории (36,4% территории России). В составе ДВР, по нашему мнению, следует рассматривать и более 1,5 млн км 2 морских акваторий в пределах 200 ‑мильной морской экономической зоны.

Во-первых, на 10–15% возросло значение природно-ресурсного потенциала ДВР в России. По нашим обобщенным оценкам природно-ресурсный потенциал России в настоящее время распределяется следующим образом: в европейских районах и на Урале сосредоточено около 25%, в районах Сибири около 40% и в районах Дальнего Востока, включая морской шельф, около 35%.

Во-вторых, основные морские и океанические выходы России остались на Дальнем Востоке – более 18 тыс. км морских побережий, в том числе тихоокеанских.

В-третьих, значительно повысилась роль морских отраслей хозяйства. Так, добыча рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке составила до 60% общероссийской (было 40% общесоюзной). Через порты региона проходит около 70% морского грузооборота. В СССР было 17 морских пароходств, в России осталось 8, из которых 4 крупнейших на Дальнем Востоке, 2 – в Приморском крае. В дальневосточных морях и на шельфе по прогнозным оценкам размещены разнообразные морские природные ресурсы: биологические, минеральные, нефтегазовые. В южных районах Дальнего Востока находится до 80% побережий России, где возможно развитие марикультуры.

В-четвертых, возросло значение многих природных ресурсов суши ДВР: цветных и благородных металлов (в том числе золота, серебра, алмазов); лесных ресурсов – в широком, комплексном их виде; топливно-энергетических.

Наконец возросло значение и социально-экономического потенциала региона в целом: доля ДВР в населении, промышленности и сельском хозяйстве России оценивается около 5–6% (в СССР она составляла 3%). Значительно возросла в новых политико-экономических условиях международная, геополитическая роль Дальнего Востока. Именно здесь у России остались непосредственные контакты, границы с крупнейшими развитыми и развивающимися странами АТР (в том числе США, Ки­таем, Японией). В условиях ориентации и России, и Китая на построе­ние открытой рыночной экономики резко возросли межгосударственные связи и контакты.

Однако в настоящее время ДВР, как и Россия в целом, переживает глубокий социально-экономический кризис. Продолжается спад производства, капиталовложений, численности населения. Так, спад промышленного производства в ДВР до 1993 г. был ниже, чем в России, а затем сравнялся и к 1999 г. (от 1990 г.) составил 72,2% (в России – 79%). По-видимому, добывающая промышленность (ее удельный вес в регионе до 30%) оказывается более инерционной к кризисным явлениям.

Наряду со многими проблемами, которые характерны почти для всех регионов России, для Дальнего Востока, в том числе и Приморского края, можно выделить и новые специфические региональные проблемы, появившиеся здесь в 1990-е годы.

1. Разрыв экономических связей с западными районами России и СНГ и достаточно резкая их переориентация на страны Азиатско-Тихо­океанского региона. В дореформенный (1991 г.) период на Дальний Восток ввозилось до 60–85% производственных ресурсов и потребительских товаров и вывозилось до 80–100% продукции основных отраслей. Последовавшие в ходе реформы распад Союза, переход к конверсии военной промышленности и резкое снижение соответствующих заказов, а особенно – рост цен и транспортных тарифов (в 9–10 тыс. раз на различные виды продукции и транспорта), привели многие предприятия основной специализации Дальнего Востока к альтернативе: либо – закрытие предприятия, либо поиск экономически выгодных рынков в соседних странах АТР. В этих условиях предприятия рыбной промышленности, горнодобывающей, лесной, а в какой-то степени и машиностроения, стали находить рынки сбыта в странах АТР и тем самым – выходить из кризиса. То же самое наблюдается и в поставках на Дальний Восток сырья, нефтепродуктов, металла, машин и оборудования, потребительских, в том числе продовольственных товаров. Ранее такие поставки из других районов СССР достигали 60–80% и более. Сейчас многие из таких поставок либо невозможны, либо экономически крайне неэффективны. Такие снабженческие поставки также стали активно замещаться импортными из стран АТР. Например, снабжение нефтью и нефтепродуктами всех районов Дальнего Востока шло из Сибири и даже из Поволжья. Отпуск цен на нефтепродукты и резкий рост транспортных тарифов привели к тому, что цены на сырую нефть в районах дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре) превысили мировые. Цены на многие нефтепродукты на Дальнем Востоке также превысили мировые. Проведенные нами с учетом всего этого расчеты и оценки привели к парадоксальным (для прежней экономики) выводам: для дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов экономически эффективнее покупать нефть Персидского залива и перевозить ее морским путем. Нефтепродукты также дешевле покупать в США, Южной Корее, в Японии. И как следствие этого – во Владивостоке ряд наших компаний уже продают японский автомобильный бензин. Моряки и рыбаки заправляют свои суда в США, Канаде, Южной Корее, Китае и других странах.

2. Разрыв социальных связей. Возросшие в 9–10 тыс. раз транспортные тарифы на железнодорожные и авиационные пассажирские перевозки сделали невозможными регулярные поездки в западные районы страны для большинства дальневосточников. А если учесть, что из нынешних жителей Дальнего Востока почти каждый 2-й родился на западе и там у него остались либо все, либо многие родственники, то необходимость регулярных поездок становится очевидной.

Таким образом, оказались разорванными родственные связи, до минимума сокращены научные, профессиональные, спортивно-культур­ные связи. Выпускники университетов, вузов, училищ запада уже не едут на Дальний Восток, зная о том, что даже в критических ситуациях им не удастся приехать обратно.

3. Низкая плотность рыночного пространства. В связи с низкой плотностью населения (1,3 чел./км 2 , а в ряде районов: Якутия, Камчатка, Магаданская область, Чукотка – менее 1 чел./км 2) очень разреженной является сеть поселений, особенно городских. В ДВР 6 городов, рассредоточенных на огромной территории, то есть почти 1 город на 100 тыс. км 2 . Поэтому здесь относительно невелики общие объемы спроса на потребительские и многие производственные товары, а плотность спроса на территории еще более низкая. Хотя около 75% населения, а следовательно, и совокупного спроса сконцентрировано в южных районах Дальнего Востока (Амурская, Сахалинская, Еврейская области, Приморский и Хабаровский края), тем не менее, и здесь проживает всего 5,9 млн человек населения, тоже рассредоточенного по огромной территории, где размещено лишь 47 городских поселений с соответствующим спросом на потребительские и продовольственные товары.

4. Действие многих удорожающих факторов (неблагоприятные и экстремальные природно-климатические условия, большая удаленность от индустриальных и аграрных районов, слабая освоенность, повышенные затраты на строительство, более высокая стоимость жизни и др.) в условиях перехода к рыночной экономике существенно снижает конкурентоспособность многих дальневосточных товаров.

5. Транспортный и энергетический устойчиво удорожающие факторы для производственной и социальной сфер. В связи с тем, что на Дальний Восток завозится большое количество энергоресурсов (около 9,5 млн тонн угля, 7–8 млн тонн нефти и до 12 млн тонн нефтепродуктов), высокие транспортные затраты ведут к повышенному росту затрат на электрическую и тепловую энергию, а повышенные транспортные и энергетические затраты включаются в цены практически всех товаров и услуг региона.

6. Особые социально-демографические проблемы, связанные с тем, что естественная убыль населения примерно до 25 тыс. человек в год (в 1994 г.) дополняется большим оттоком населения из ДВР – до 100–150 тыс. человек в год (1993–1994 гг.). В целом к 1999 г. по сравнению с 1990‑м население региона сократилось более чем на 800 тыс. человек. Особенно значительно сокращается население на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, на Сахалине.

7. В условиях перехода России к открытой рыночной экономике резко обозначились и обострились экономико-географические, социально-демографические и геополитические контрасты дальневосточных районов с соседними зарубежными странами. Например, по плотности и численности населения, уровням освоенности территории, показателям экономического роста, емкости рынков, состоянию социальной сферы и другим параметрам – все такие показатели для районов Дальнего Востока в настоящее время намного ниже, чем для соседних стран (Китай, Северная и Южная Корея, Япония, США, Канада). Контрастны и политические системы этих стран. Причем российский Дальний Восток находится на стыке, пожалуй, самых различных контрастных политических систем (Северная и Южная Корея, Китай, Япония, США, Россия). Здесь наложены друг на друга рубежи крупных прошлых войн, остры геополитические проблемы.

8. С учетом разрыва многих экономических и социальных связей, специфики экономико-географического положения и геополитических контрастов на Дальнем Востоке периодически муссируются идеи сепаратизма – экономического обособления отдельных районов и всего ДВР вплоть до полного отделения от России.

Таковы специфические проблемы, общие для всех районов Дальнего Востока и осложняющие выход этих районов из кризиса и их последующее социально-экономическое развитие. Каждая область, край ДВР, кроме общерегиональных, имеет и свои внутренние проблемы. Но они также во многом сходны. Например, нами для Приморского края было выделено более 30 проблем развития, в том числе более половины проблем новых, связанных с экономическими реформами. По оценкам, около 80–85% таких проблем имеется и в других районах ДВР. Тем не менее, существуют стратегические интересы России в активном социально-экономическом и научно-техническом развитии ДВР и Приморского края.

Бакланов П.Я. Россия и мы // Дальневосточный ученый. 2001. № 8 (1186). С. 8.

Экономико-географическая характеристика

Дальний Восток - форпост России на Тихом океане в восточной части Северного Ледовитого океана. Уязвимые места региона - огромная его протяженность, суровость климата и вечная мерзлота на большей части территории, удаленность и слабая транспортная связь, с остальной территорией России. Баканов М.И. Экономическая география. - М.: Экономика, 2000. Практически действует лишь воздушный транспорт и сильно перегружена железная дорога - Транссиб. Почти отсутствует автомобильное сообщение. Внутренние связи между регионами весьма слабы, в летнюю навигацию выручают реки. Фактическое отсутствие сухопутной дорожной сети обусловливает слабое участие района в территориальном разделении труда. На Дальний Восток приходится 6% совокупного валового продукта регионов России, 5,3% промышленной и 4,1% сельскохозяйственной продукции. При этом в регионе генерируется всего 3% межрегиональных грузопотоков. Главной задачей в развитии хозяйства Дальнего Востока в советское время была организация обороны государственных границ от угрозы с Востока и рационального размещения здесь предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК), обеспечивающих потребности вооруженных сил этих удаленных восточных территорий страны, Тихоокеанского флота и неуязвимость их для внезапных ударов противника с западного направления. Поэтому в сложившейся за советский период экономике страны был предопределен высокий уровень милитаризации этого малонаселенного региона, где предприятия ВПК составляли высокую долю. Именно они до настоящего времени являются центрами сосредоточения наиболее квалифицированной рабочей силы и передовых высоких технологий, представленными, прежде всего на машиностроительных заводах ВПК и в других отраслях тяжелой промышленности. После развала СССР затянувшийся глубокий экономический и политический кризис в России, беспорядочное проведение беспрограммной конверсии, отсутствие цельной комплексной программы "перестройки" и "реформирования" всей экономики, отсутствие финансирования и тяжелая демографическая ситуация настоятельно диктуют необходимость не только сохранения высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке, но и дальнейшего их развития наряду с сохранением производственной инфраструктуры региона, создаваемой в свое время для нужд ВПК и вооруженных сил и характеризующейся до сих пор лучшими инфраструктурными объектами во всей России. Развитие районов Дальнего Востока на протяжении многих лет жестко регулировалось из центра в целях обеспечения оборонной безопасности государства, большинство районов региона были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд ВПК. В результате длительное время указанные регионы в экономическом отношении были в значительной степени оторваны от стран АТР, от своих ближайших соседей. За последние годы на фоне динамично развивающейся экономики многих стран АТР дальневосточный регион России в силу ряда причин оказался в положении отстающего. Сейчас ситуация на Дальнем Востоке довольно тяжелая. В топливно-энергетическом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали энергетикам более 180 млрд. руб., что приводит к остановке большинства производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуждены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы. Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в портах Владивосток и Находка. В 1993 г. было конфисковано 76 тыс. т. топлива, оплаченного Камчаткой. Подобные истории в регионе не редкость. Так, уголь на Сахалин доставляется под охраной, иначе составы с топливом конфискует Хабаровский Край. В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства. Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи японских кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ - Тында - Беркакит, в порту Ванино сооружены специальные причалы по перегрузке угля, леса, контейнеров. В погашение предоставленных кредитов Япония получает лес, технологическую щепу, якутские угли. Рассматриваются вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких японских фирм "Содэко" в соответствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет геолого-поисковые работы на нефть и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое обоснование разработки некоторых разведанных месторождений этой фирмой в настоящее время прорабатывается с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными российскими и иностранными долями в уставном капитале. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает широкий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. Средств не только зарубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны. На Дальнем Востоке развита чёрная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, судостроение и судоремонт, нефтепереработка. Также достаточно развиты лесная и деревообрабатывающая, текстильная, пищевая и рыбная промышленность. Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удалённость от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путём остаётся Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде. Широкий выход к Тихому и Ледовитому океану, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда. В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом, производством руд цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозо-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь, лес, пушнину, рыбу и т. д. Очень большое значение для экономики района имеют моря Тихого океана: Берингово, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно короткий период, они имеют рыбохозяйственное, зверопромысловое и транспортное значение. Здесь сконцентрированы крупнейшие в мире запасы лососевых рыб: кета, нерпа, чавыча, обитают тюлени, моржи, котики. Леса на Дальнем Востоке покрывают около 260 млн. га территории района. В лесах произрастают лиственница, ель, пихта, кедр, широколиственные породы: дуб, ясень, клён и т. д. Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю и северную. В южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идёт развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством. В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Её экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идёт формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны, кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.

Экологические проблемы Дальнего Востока

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты. Современное состояние окружающей среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава биоты, снижения генетических последствий загрязнения среды.

Дальний Восток и его экологические проблемы

Замечание 1

Российский Дальний Восток является самым большим по площади экономическим районом. Он занимает восточную материковую часть страны и Новосибирские, Курильские, Сахалин, Командорские, Шантарские острова, а также остров Врангеля.

Географическая удаленность Дальнего Востока от Центра страны и сложившаяся там экономическая ситуация вызвали целый ряд негативных факторов.

Экстремальные природно-климатические условия, слабая освоенность и заселенность территории, отсутствие транспортной инфраструктуры являются большим тормозом в его развитии.

На неблагоприятную ситуацию в регионе большое влияние оказывает отраслевая структура экономики, где на долю добывающих отраслей приходится 30%, что в свою очередь создает дополнительные экологические проблемы.

Для дальневосточного Севера серьезной проблемой является загрязнение вод и складирование твердых отходов.

К главным загрязняющим веществам речной воды относятся органические вещества, соединения железа, меди, цинка, фенолы, нефтепродукты.

Надо сказать, что объемы загрязненных сточных вод не увеличиваются, а состояние поверхностных вод становится хуже. Причина заключается в том, что очистные сооружения построены более чем полвека тому назад и имеют неудовлетворительное техническое состояние.

Кроме этого устарела сама технология очистки, которая не может обеспечить нормативную очистку сточных вод.

Не менее важной проблемой является складирование твердых отходов, образование несанкционированных свалок, загрязняющих не только территории, но и поверхностные и подземные воды.

Основную часть отходов дают предприятия добывающей промышленности – это вскрышные породы, хвосты обогащения, отвалы золошлаков. Вторичная переработка отходов развита слабо, поэтому главным методом их утилизации является захоронение на свалках.

Характерной проблемой является изменение площадей в категориях земель, причем увеличение площадей происходит только в землях промышленности. Что касается площадей сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда, то они сокращаются.

Характерной чертой состояния окружающей среды Дальнего Востока является несбалансированность природопользования. Это означает, что в развитии и размещении материального производства, расселении людей, экологической ёмкости территории нарушено всякое соответствие.

Дальневосточные экосистемы менее устойчивы по сравнению с западными, что особенно касается гидротехнического режима, наличия сезонной и многолетней мерзлоты, увеличивающихся с юга на север.

Малая устойчивость экосистем иногда полностью исключает одновременную эксплуатацию нескольких ресурсов на одной территории, например, развитие химической промышленности в приморских районах и создание плантаций марикультуры на шельфе, который именно здесь наиболее благоприятный для её разведения.

Большой экологический вред наносит незаконная вырубка девственных лесов Дальнего Востока, да и сама лесная промышленность имеет отходы – это фенольные высокотоксичные соединения, выделяемые древесиной и попадающие в водоемы.

Физически и морально устаревшее оборудование предприятий приводит к серьезным загрязнениям, например, заканчивается нормативный срок эксплуатации почти у 70% флота рыбной промышленности. Списанные и брошенные морские суда загрязняют бухты региона.

Переполненные базы военно-морского флота хранят большое количество радиоактивных отходов.

Ежегодные лесные пожары находятся в числе экологических проблем, их дополняют последствия тайфунов, землетрясений, наводнений, аварий на промышленных объектах.

Замечание 2

Таким образом, экстенсивное природопользование не только подорвало потенциал самовоспроизводства возобновимых природных ресурсов, но и способствовало появлению потенциального очага социальной напряженности.

Перспективы развития Дальнего Востока

Характер экологических проблем Дальнего Востока специфический и связан с размещением производительных сил и разным уровнем освоенности огромной территории.

Значительная часть района расположена в зоне многолетней мерзлоты, а нагрузка на окружающую среду носит очаговый характер, что приводит к серьезным локальным нарушениям и требует самых неотложных мер.

С этой целью дальневосточным отделением Академии наук России была разработана долговременная программа охраны природы и рационального её использования.

Основой программы стали принципы рационального пользования ресурсами, сохранения видового состава биоты, снижение генетических последствий загрязнения среды.

Созданный в регионе НПО «Экопрос» должен разработать и внедрить концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах месторождений углеводородов.

В условиях рынка намечены перспективы развития Дальнего Востока:

  • необходимость реализации сложившегося в регионе потенциала отраслей тяжелой промышленности, включая конверсируемые предприятия;
  • вместе с освоением новых природных ресурсов продолжить формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса;
  • создание в районе БАМа нового металлургического комплекса на базе якутских коксующихся углей;
  • развитие Зейско-Свободненского комплекса, основу которого составит энергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность, а также машиностроение и добыча других полезных ископаемых;
  • создание химического комплекса в районе Комосольска-на-Амуре, базой которого будут западносибирская и сахалинская нефть, якутский природный газ, южно-якутские угли, а также местные апатиты и фосфориты;
  • для заготовки древесины в эксплуатацию должно быть введено 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги;
  • создание в перспективе крупной металлургической дальневосточной базы на базе разведанных магнетитовых кварцитах;
  • продолжить разгосударствление экономики региона;
  • создание элементов свободной конкуренции и рыночной инфраструктуры, а также устранение причин, препятствующих развитию отраслей промышленности.

Замечание 3

Таким образом, если говорить в общем, экология этого региона не так сильно пострадала от хозяйственной деятельности человека, по сравнению с другими регионами страны. Район, где сложные условия для проживания и малая активность населения с низкой плотностью, остается непривлекательным для бизнеса. В крупных городах Дальнего Востока, где человек наладил промышленное производство, экология оставляет желать лучшего. В таких городах, как Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан, Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре экология находится в критическом состоянии.

Экологический туризм Дальнего Востока

Дальний Восток всегда привлекал к себе внимание исследователей и путешественников.

Памятники истории и культуры, особенности жизни коренных жителей региона, удивительная флора и фауна, могут стать местом посещения как отечественных, так и иностранных туристов.

Сегодня в обиход входит такое понятие как «экотуризм», но точное определение ему ещё не дано. В широком понимании это путешествие по нетронутым местам природы, чтобы изучить, полюбоваться и насладиться удивительными ландшафтами.

Экотуризм направлен на окружающую среду, при этом интересы туристов и активистов охраны природы преследуют общую цель – сохранить качество окружающей среды через туризм.

Среди видов экотуризма выделяют научный туризм, когда туристы принимают участие в исследованиях природы и ведут полевые наблюдения.

Туры истории природы, связанные с местной культурой и познанием окружающей природы. Проходят они по специально оборудованным экологическим тропам.

«Приключенческий туризм» объединяет все путешествия, связанные с природой.

Если говорить о туристическом комплексе Дальнего Востока, то он имеет огромный потенциал и низкий уровень его реализации, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями.

Туристические фирмы Дальнего Востока делают попытку привлечь иностранных граждан для знакомства с природой и историей региона, но происходит это медленно, хотя и уверенными шагами.

В качестве примера возьмем современное состояние экологического туризма Чукотского Автономного Округа, где он находится на начальной стадии своего развития.

Популярностью здесь пользуется ледовая база «Борнео», в ста километрах от Северного полюса, куда совершаются лыжные походы.

На Чукотском побережье организуются круизы с посещением Китовой Аллеи на острове Ыттыгран, горячих ключей, национальных сел, стойбищ оленеводов.

В пределах округа расположен природно-этнический парк «Берингия», государственный заповедник «Остров Врангеля», четыре природных заказника, 20 памятников природы.

В перспективе они могут создать свои уникальные экологические маршруты.

Экологическая ситуация в Амурской области относительно большинства регионов нашей страны не является критической, тем не менее, остается острой. Такое положение главным образом обусловлено химическим загрязнением почв, загрязнением атмосферы и вод, комплексным нарушением земель и истощением недр, деградацией лесных массивов. Только в 2000 году зафиксировано 597 случаев лесных пожаров, что на 169 больше, чем в прошлом. Огонь уничтожил 1284,8 тыс. м 3 леса. Данные пожары, причиной которых нередко становится безответственность людей, нанесли ущерб лесному хозяйству в размере 76 млн. рублей.

Существенно то, что большинство экосистем территории области относится к категории повышенно уязвимых, для которых даже относительно небольшая антропогенная нагрузка может привести к необратимым изменениям их естественных качеств. Но значительная часть природных ресурсов области пока не вовлечена в промышленное освоение и может рассматриваться как резервный потенциал для будущих поколений жителей области и всей России.

По данным Государственного доклада "О состоянии окружающей среды в Российской Федерации", Амурская область относится к числу самых экологически благополучных регионов России. Это неудивительно, так как на территории Российской Федерации наблюдается практически полная обратная зависимость экологического состояния региона от степени его экономического развития. Амурская область же экономически одна из самых малоразвитых в России.

В то же время на территории Амурской области существуют определенные экологические проблемы, связанные, в первую очередь, с некоторыми специфическими чертами ее развития. В частности, отмечается неудовлетворительное состояние водопроводно-канализационных и очистных сооружений в воднокоммунальном хозяйстве области. Качество подаваемой населению питьевой воды из водопроводных сооружений ухудшилось по санитарно-химическим и бактериологическим показателям в 1,5 раза в течение последних двух лет.

Остро стоит проблема утилизации, обеззараживания и захоронения промышленных отходов. Большинство из многочисленных свалок на территории области не соответствует санитарным и экологическим требованиям по степени благоустройства и не обеспечивает полноценную утилизацию органических веществ и других отходов.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха: выбросы предприятий Минэнерго, Росжилкоммунхоза и автотранспорта. В отдельные периоды времени дополнительное загрязнение атмосферного воздуха сажей и другими продуктами горения происходит в результате лесных пожаров. С 1991 года происходит устойчивое снижение общего количества вредных выбросов в атмосферу, но темпы снижения недостаточны.

В сфере водопользования основные проблемы связаны с явным недостатком мощностей очистных сооружений. И это несмотря на общее снижение количества вредных стоков в результате спада производства на предприятиях-водопользователях. Питьевая вода не соответствует нормам ГОСТа по железу, марганцу и фтору, содержащимся в природных подземных водах южных районов области, что усугубляется еще и повышенным содержанием нитратов в них.

Широкое распространение на территории области получили эрозионные процессы, что приводит к потере плодородных сельскохозяйственных земель. Основные причины эрозии почв сельхозугодий - распашка легких по механическому составу почв на склонах средней крутизны и отсутствие противоэрозионных мероприятий.

При производстве геологоразведочных работ и добыче полезных ископаемых возникают следующие экологические проблемы: нарушение земель и перемещение большой массы горных пород, уничтожение растительности и почвенного слоя, накопление отходов горного производства, загрязнение водных объектов и атмосферного воздуха. Особую проблему создает значительный рост количества субъектов золотодобычи, что привело к резкому ухудшению качественного состава специалистов по ведению горных пород и ослаблению контроля за ведением работ в соответствии с природоохранными нормами.

Состояние биологических ресурсов (растительного и животного мира) Амурской области оценивается как удовлетворительное, хотя наблюдается устойчивая тенденция к медленному, но постоянному ухудшению численности и сокращению видов дикой фауны, а также - сокращению площади лесов и ухудшению их качественного состава.

Природно-заповедный фонд Амурской области представлен следующими территориями и объектами: государственные заповедники - 2 (Зейский и Хинганский), заказники республиканского значения - 2 (Норский и Хингано-Архаринский), заказники областного значения - 20, памятники природы - 123, ботанический сад (в стадии создания), редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

Аму́р - река на Дальнем Востоке. Протекает по территории России (53 % площади бассейна), Китая и Монголия.

Главные притоки: Зея, Уссури, Бурея, Сунгари, Амгунь, Анюй, Тунгуска.

Города: Амурск, Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре (Россия), Хэйхэ (Китай).

Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы «амар», «дамур» - «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхе» - «чёрная река», затем «Хэйлунцзян» - (кит. 黑龙江, «Река чёрного дракона»). У монголов Амур назывался «Амур Хара-Мурэн» - «чёрная вода». Собственно река Амур начинается после слияния рек Шилки - «узкая долина» по-эвенкийски и Аргунь - «широкий» (ергунь) в переводе с монгольского.

Бассейн реки Амур расположен в умеренных широтах Восточной Азии. В пределах бассейна Амура представлены четыре физико-географические зоны: лесная (с подзонами хвойно-широколиственных лесов, средней и южной тайги), лесостепная, степная и полупустынная (с северной подзоной полупустынь и подзоной сухих степей). Количество годовых осадков колеблется от 250-300 миллиметров в наиболее аридной юго-западной части бассейна истоков Амура и до 750 миллиметров в юго-западной части хребта Сихоте-Алинь.

Истоком Амура являются верховья безымянного притока Онон-Гол в точке с координатами: 48°49′16.9″ с. ш. 109°02′14.4″ в. д. (G)

Длина реки - 2824 километров от места слияния рек Шилка и Аргунь до его впадения в Сахалинский залив Охотского моря. В системе Онон - Шилка - Амур длина Амура составляет 4279 километров. От истока Хайлар - Аргуни и до устья - 4049 километров. Указанная во многих справочниках длина Амура - 4444 километров. является географическим мифом.

По площади бассейна (1855 тысяч км²) Амур занимает четвёртое место среди рек России (после Енисея, Оби и Лены) и десятое место среди рек мира. Средний расход воды в районе Комсомольска-на-Амуре 9819 м³/с, в районе устья 11 400 м³/с.

По особенностям долины река разделяется на три основных участка: верхний Амур (до устья реки Зея; 883 километров), скорость течения 5,3 км/ч, средний Амур (от устья реки Зея до устья реки Уссури включительно; 975 километров), скорость течения 5,5 км/ч и нижний Амур (от устья реки Уссури до Николаевска-на-Амуре; 966 километров), скорость течения 4,2 км/ч.

Важнейшая особенность гидрологического режима Амура - значительные колебания уровня воды, обусловленные почти исключительно летне-осенними муссоными дождями, которые составляют до 75 % годового стока. Колебания уровня в русле реки относительно межени составляют от 10-15 метров в верхнем и среднем и до 6-8 на нижнем Амуре. При этом во время наиболее сильных ливней разливы на среднем и нижнем Амуре могут достигать 10-25 километров и держаться до 70 дней.

Бассейн реки Амур расположен в пределах трёх государств - России (995 тысяч км², около 54 % территори), также Китая (44,2 %) и Монголии (1,8 %). Российский сектор бассейна реки, в свою очередь может быть разделён на две неравные части - сибирскую, к которой относятся соответствующие участки басейнов рек Шилка и Аргунь, и дальневосточную, в пределах которой расположена по существу вся долина Амура - левобережье верхнего и среднего Амура и весь нижний Амур, с соотвествующими этим участкам бассейнами притоков.

В середине XX века начался естественный процесс перехода реки Амур в новое русло, резко ускорившийся в начале XXI века из-за действий китайской стороны. Смещение русла, по мнению учёных, может привести к смыву нескольких российских посёлков и разрушению опор недавно построенного железнодорожного и автомобильного моста через Амур.

Специалисты говорят о самой настоящей гидротехнической войне. За последние десять-пятнадцать лет на китайской стороне Амура были произведены масштабные берегоукрепительные работы с возведением многокилометровых бетонных дамб, что приводит к тому, что основное русло «выдавливается» к северу, в сторону российского низменного и легко размываемого левобережья.

Амур катастрофически быстро мелеет в районе Хабаровска, при этом протоки Бешеная и Пемзенская, расположенные на противоположном берегу, с каждым годом становятся шире и глубже. По подсчётам гидрологов, ежегодно их сток возрастает не меньше чем на 3 %. Уже зимой 2005 Пемзенская протока вобрала в себя 51 % общего стока воды в Амуре, что означает, что в настоящее время она является уже главным руслом, а не второстепенным рукавом.

В настоящее время в районе посёлка Владимировка (Еврейская автономная область) начато строительство масштабного гидротехнического сооружения - переливной запруды через Пемзенскую протоку. В тело подводной плотины планируется уложить не менее 80 тыс. кубометров камня. Параллельно с перекрытием Пемзенской протоки должны начаться работы и на протоке Бешеной. По расчётам учёных, именно туда направится основной поток воды, после того как в истоке Пемзенской протоки будет построена запруда. Проектировщики считают также необходимым укрепление каменной отсыпкой песчаного левобережья, иначе Амур сможет размыть строящиеся гидротехнические сооружения.

В 2005 году процесс обмеления Амура у Хабаровска несколько замедлился благодаря начавшимся гидротехническим работам. Однако в связи с завершившимся в 2004-2005 урегулированием пограничных вопросов между КНР и Россией КНР получает под свою юрисдикцию остров Тарабаров и треть острова Большой Уссурийский в районе Хабаровска - а вместе с этими землями, и уже построенные гидротехнические сооружения - в частности, дамбу на протоке Прямой, которая разделяет Большой Уссурийский и Тарабаров острова.

Существуют опасения того, что новые хозяева уничтожат построенные российской стороной гидротехнические сооружения, что приведёт к продолжению процесса обмеления русла Амура у Хабаровска и разрушения левобережья.

Экология

В результате аварии, произошедшей 14 ноября 2005 на одном из китайских химических заводов, произошёл массированный выброс ядовитых веществ в реку Сунгари, после чего пятно нитробензола, нитробензина и других химикатов двинулось по течению в Амур. Под предлогом предотвращения попадания загрязнённой воды в водозаборы Хабаровска китайцы возвели дамбу в истоке протоки Казакевичева. Это позволило направить поток отравленной воды, дошедший до этого района в 20-х числах декабря, к северному российскому берегу. В апреле 2006 года дамба частично была разобрана, планируется полный её демонтаж. 8 июля 2008 в Амурской области на реке Амур местные жители обнаружили пятно неизвестного происхождения, предположительно нефтяного, размеры которого достигают 2 км.



Эксперты признают: в регионах Дальневосточного федерального округа экологическая ситуация на протяжении многих лет остается одной из самых неблагополучных в стране. Вокруг мест проживания человека на Дальнем Востоке везде - первозданная природа, отсюда и проблемы. EastRussia разбиралось, почему к решению многих экологических вопросов на востоке страны пока не удается не только приступить, но хотя бы подступиться.

ОХРАНА БЕЗ ПРОГРЕССА

В экологическом рейтинге, составленном общественной общероссийского организацией «Зеленый патруль», дальневосточные регионы далеки от высоких позиций, а значит, и от экологического благополучия. В рейтинге по итогам весны 2018 года из регионов ДФО самое высокое место - 11-е, - у Магаданской области. При этом ее позиции «подросли» на два пункта по сравнению с предыдущим периодом (зимой регион был 13-м). Чукотка и Камчатка, наоборот, в рейтинге чуть опустились (на 3 и 1 пункт соответственно) и заняли 26 и 29 места. Ну а остальные регионы-«дальневосточники» можно отнести уже к аутсайдерам. Сахалинская область – на 57-м месте из 85 возможных, Приморский край – на 61-м, Хабаровский – на 63-м. Якутия и Амурская область заняли 67 и 68 места соответственно. А Еврейская автономная область вошла в десятку худших в стране по экологической обстановке и оказалась на 76 месте.

Как отмечают составители рейтинга, такой расклад стабильно держится на протяжении долгого времени – ситуация, по сути, не меняется с тех пор, как рейтинг вообще стал составляться. При его формировании учитываются, в частности, данные об основных предприятиях – загрязнителях окружающей среды, о расходах на природоохранные мероприятия в регионе, о продолжительности жизни. Принимаются во внимание и события, произошедшие за период, по итогам которого составляется рейтинг. Вот, например, выдержки из «Хроники событий» по Приморскому краю: упоминаются массовый мор рыбы, лесные пожары, митинг против открытой перевалки угля, загрязнение водоемов нефтепродуктами… Неудивительно, что итоговое место Приморья в рейтинге оказалось крайне невысоким.

– Рейтинг формируется не только на основе официальных сообщений, публикаций в СМИ или государственной статистики об объемах и характере выбросов и разного рода ЧП, но и на основе жалоб жителей регионов, поступающих к нам, - рассказывает EastRussia Роман Пукалов, директор природоохранных программ «Зеленого патруля». - И на Дальнем Востоке, прямо скажем, хороших новостей мало. По ЕАО, в частности, основной поток жалоб связан с вырубками леса. Оцениваем мы и адекватность и оперативность реагирования властей на жалобы людей, – а она в данном случае нулевая. И экологическую ответственность бизнеса. Скажу, что серьезных вложений в природоохрану со стороны промышленных компаний, работающих в ДФО, по большому счету, нет. Подвижек к лучшему тоже нет. Впрочем, и ухудшения тоже. Как было уверенно плохо, так уверенно плохо и остается. Складывается ощущение затяжного застоя, сопровождающегося разворовыванием природных ресурсов. При этом в России есть регионы, в которых за последнее время наблюдается колоссальный прогресс в этой сфере – значит, ситуацию изменить все-таки реально, было бы желание. Хотя условную «пятерку» по итогам наших исследований поставить пока нельзя никому.

Экологические проблемы Дальнего Востока, разумеется, ни для кого не тайна. Для федеральных властей в том числе. Так, в начале июля секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев провел в Петропавловске-Камчатском совещание с главами дальневосточных регионов по вопросам экологической безопасности и рационального природопользования. Как заявил Патрушев на совещании, «угрожающий характер приобретает несоблюдение хозяйствующими субъектами норм природоохранного законодательства, низкий уровень экологической культуры». Согласно приведенным им данным, в ДФО очищается не более 15% сточных вод. Следствие – сильные загрязнения водоемов соединениями алюминия, меди, цинка и фенолами. Требованиям санитарного законодательства не отвечает каждый шестой источник питьевой воды в ДФО.

Особо отметил секретарь Совбеза ситуацию в «угольных» портах в Находке и Ванино – там чрезвычайно высок уровень загрязнения воздуха, морских акваторий и почвы. В целом же, подчеркнул Патрушев, 18% городского населения в округе дышат воздухом, в котором повышено содержание вредных веществ, а разного рода отходов на территории ДФО накоплено боле 630 млн тонн.

«Болевые точки» экологической обстановки на Дальнем Востоке обозначены. Но что делается для того, чтобы их не было?

ПРОТИВ ЧЕРНОГО СНЕГА

Роман Пукалов рассказывает: самое большое число жалоб (и не только в масштабах Дальнего Востока, но и всей России) поступает в «Зеленый патруль» из Приморского края – из Находки. Жалобы на открытую перегрузку угля на местных терминалах в организацию приходят еженедельно. Город задыхается, говорит Пукалов.

Когда-то Находка была «экологическим оазисом», одним из самых чистых городов России. Сейчас в порту Находки на пяти угольных терминалах несколько частных компаний ведут отгрузку угля, поступающего из Кузбасса, и отправку его на экспорт. Эта «деятельность», а заодно и угольные хранилища, растянувшиеся на несколько километров, сделали жизнь в городе невыносимой. Над Находкой висит угольный смог, который виден даже из космоса, зимой в этих местах лежит черный снег, а угольная пыль проникает в дома жителей.

Люди писали во многие инстанции, выходили на акции протеста, но более-менее сдвинулось дело с мертвой точки, когда на прошлогодней «прямой линии» с президентом школьник из Находки Андрей Боль рассказал о том, что происходит в городе.

Впрочем, сказать, что ситуация в Находке после президентских поручений изменилась стремительно и радикально, все же нельзя. Угольщики пылили по-прежнему, и весной этого года Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора было вынуждено приостановить работу одного из угольных терминалов с формулировкой «за проведение работ по перегрузке угля при отсутствии разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух».

Весной же представители региональных и городских властей и руководители угольных компаний заключили соглашение о природоохранных мероприятиях и, в частности, о постепенном прекращении перевалки угля открытым способом. Девять предприятий, поставивших подписи под документом, взяли на себя обязательства до 2020 года полностью перейти на закрытую перевалку угля. До этого времени в комплексные меры по охране окружающей среды в Находкинском городском округе они вложат более 1,5 млрд рублей. В свою очередь, врио главы региона Андрей Тарасенко пообещал совместно с надзорными органами приостанавливать работу компаний, которые не смогут предложить эффективные меры защиты от загрязнения воздуха угольной пылью.

Сейчас работа в этом плане идет – в частности, на мысе Астафьева в Находкинском морском торговом порту устанавливаются ветропылезащитные экраны и стационарная система пылеподавления. Эти объекты обойдутся стивидору в 150 миллионов рублей.

Подобная работа идет и на других терминалах. Всего на данный момент, как сообщили EastRussia в пресс-службе регионального правительства, компании приобрели 30 систем пылеподавления и девять единиц спецтехники, установили около двух километров пылеветрозащитных экранов.

Однако жители Находки считают: говорить о конкретных результатах таких мер пока еще слишком рано.

– Об эффективности тех мероприятий, которые начали проводить угольные стивидоры, преждевременно, - заявил EastRussia Артем Трембовлев, президент приморской краевой общественной организации содействия защите прав человека и культурного наследия «Надежда». – Сейчас лето, влажность большая, растительности много, а направление ветра таково, что угольная пыль почти не попадает на жилые районы. Собственно, каждое лето так и есть. А зимой ситуация резко меняется, и город оказывается сплошь накрыт угольной пылью. И так происходит каждый год. Сейчас мы видим, что у всех стивидорных компаний установлены ветрозащитные экраны, водяные пушки, но насколько все это эффективно – станет понятно только осенью.

Сейчас общественники, кроме того, ждут результатов научных исследований, которые бы дали объективную оценку воздействия работы угольных терминалов на окружающую среду. Выясняется, что этих исследований то ли не было вовсе, то ли они хранились под грифом «секретно».

– Исследований не было, хотя общественность настаивала на их проведении. Недавно губернатор дал соответствующее поручение одному из профильных институтов, ожидается, что осенью мы узнаем о результатах этих исследований, - говорит Артем Трембовлев. – А пока их нет, нам остается только верить своим глазам и, например, замечать огромные площади, покрытые угольной пленкой и в море, и на побережье. Когда же появятся результаты экспертизы, мы используем их в том числе и для судебных разбирательств, если понадобится. Но вообще, то, что сейчас происходит, - просто возмутительно. Компании занялись строительством очистных сооружений, которые будут готовы через 2-3 года. Но пока их не построят, промышленные отходы так и будут выбрасываться в воздух и в море. Я считаю: останавливайте работу, стройте сооружения, а потом уж продолжайте работать. Во всем мире именно так и происходит. Только у нас наоборот.
При этом Артем Трембовлев верит: Находку удастся спасти.

В прошлом году, после того, как общественность вышла на митинги, о нашей проблеме стали широко говорить, мы вынесли ее на федеральный уровень. Потребовалось несколько месяцев, чтобы начали приниматься какие-то конкретные меры. Но сейчас, можно сказать, маховик запущен, набрал обороты, и теперь уже ясно, что проблема однозначно будет решаться.

ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ

Еще об одной проблеме, хотя для Дальнего Востока она далеко не новая, широко известно стало относительно недавно.

Этим летом Центр спутникового мониторинга и гражданского контроля совместно с международной коалицией «Реки без границ» при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF России) получил спутниковые снимки из трех российских регионов – Красноярского и Забайкальского краев и Амурской области. На снимках видно: водоемы там сильно загрязнены из-за работы золотодобывающих компаний. Причем в Амурской области ситуацию можно назвать критической.

Спутниковый мониторинг проводился после многочисленных жалоб местных жителей. «С земли» всего не разглядишь. А вот космоснимки помогли определить масштабы бедствия. Как рассказал Александр Колотов, российский координатор международной коалиции «Реки без границ», если говорить конкретно об Амурской области, то там по состоянию на начало июня было выявлено загрязнение реки Унаха на протяжении 90 километров, вплоть до ее впадения в Зейское водохранилище. Река Иликан была загрязнена более чем на 70 километров. По словам Колотова, добыча россыпного золота (к слову, запрещенная во многих странах) является самым распространенным источником негативных воздействий на водные объекты в Амурском бассейне, сравнимым с масштабами воздействия ГЭС и инфраструктуры поселений. В Амурском бассейне, отмечает эксперт, негативными последствиями добычи россыпного золота оказалась затронута территория в 4200 квадратных километров, 13 000 километров речной сети.

В Зейском межрайонном отделе Амурского территориального управления Росрыболовства поддержали деятельность экологов и подтвердили: нарушения со стороны золотодобытчиков носят массовый и губительный для природы характер.

«В ходе рейдовых мероприятий, в 2017 году по установленным фактам негативного влияния на окружающую среду было возбуждено 222 дела об административных правонарушениях (в том числе 13 дел в отношении юридических лиц). В отношении нарушителей, деятельность которых связанна с разработкой месторождений россыпного золота, возбуждено 148 административных дел, - говорят в ведомстве. - Последствия деятельности недобросовестных золотодобытчиков окажут негативное воздействия на нерестилища, которые будут уничтожены вследствие заиливания. ГСМ с загрязненных водоохранных зон будет смываться дождями в реку на протяжении многих лет, оказывая негативное влияние на обитателей водных объектов. Все ремонтные площадки должны быть за пределами водоохранной зоны водных объектов. Однако на деле, за редким исключением, можно наблюдать одну и ту же картину: в непосредственной близости от рек и ручьев стоит ремонтирующаяся техника, а вокруг все залито нефтепродуктами, на участках работ отсутствуют утвержденные технические проекты, в соответствии с которыми и должны осуществляться работы».

В межрайонном отделе Росрыболовства приводят и конкретные примеры.

Предприятие «Маристый» разрабатывало месторождение на ручье Верный (притоке реки Джалта, которая является в свою очередь правым притоком реки Иликан). «На самосвалах порода привозилась с ручья Верного и промывалась на реке Джалта. Промприбор был установлен на берегу реки, вода на промывку породы подавалась непосредственно из русла реки…Фильтрационных отстойников не имелось, река от прибора ниже по течению была сильно загрязнена взвешенными частицами», - объясняют в ведомстве.

Компания «Прииск Дамбуки» на реке Иликан, рассказывают специалисты, добывала золото с нарушениями проекта, при этом водоохранную зону сильно загрязняла сильно отработанными нефтепродуктами. Сотрудники Рорыболовства обнаружили их разливы на берегу Иликана. Валялись поблизости и бочки из-под нефтепродуктов: их остатки вытекали на грунт.

Росприроднадзор по Амурской области этим летом провел проверку по описанным фактам (отметим: провел впервые!). К нарушителям будут приняты меры.

– По Амурской области мы в этом году работали в первый раз, и рады, что получили оперативный ответ по существу от регионального Росприроднадзора, - говорит Александр Колотов. – При этом десятки жалоб от жителей области к нам продолжают поступать. Скажу прямо: в Приамурье в этом плане ситуация аховая. Проблема варварской золотодобычи назрела и перезрела. Но дело в том, что действующее законодательство фактически развязывает руки недобросовестным золотодобытчикам. Так, Росприроднадзор не может приехать к ним для отбора проб без предупреждения, – а за два-три дня старатели вполне успеют все за собой «подчистить». К тому же артели часто работают в удаленных, труднодоступных районах. Но если даже золотодобытчиков уличат в содеянном, дело дойдет до суда, а суд назначит им наказание – то что это будет за наказание? Штрафы ну пусть в десятки тысяч рублей. Для золотодобытчиков это ничто. То есть у таких компаний нет никакого экономического стимула улучшать свою деятельность. Но повторюсь: то, что региональный Росприроднадзор быстро отреагировал на предоставленную нами информацию – очень хороший, обнадеживающий знак.

ЛЕС РУБЯТ - ОПИЛКИ ГОРЯТ

Сейчас много говорится о масштабных вырубках лесов в России, прежде всего на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Но вырубки, которые ведутся в промышленных масштабах, как к ним ни относись, проконтролировать все-таки легко, - не то что деятельность многочисленных лесопилок. Отходы производства – то есть опилки – они не утилизируют так, как это полагается делать (а зачастую утилизировать их и негде – специальных полигонов нет), а попросту сжигают. И от этого задыхаются поселки, рядом с которыми разместились лесопильщики.

Такая проблема коснулась, например, жителей поселков Известковый и Березовый в Хабаровском крае.

Екатерина Дробот, житель Известкового, депутат Падалинского сельского совета, рассказывает: жители поселка задыхаются уже восемь или девять лет. С тех пор, как в их местах начало работать лесопильное предприятие.

Работает рядом с нами подразделение фирмы «ДВ-Максимум плюс». Ее учредители – китайские граждане, а головной офис у них находится в Хабаровске. Мы пытались на них выйти, попросить, чтобы решили ситуацию, но они на контакт не идут, - рассказывает Екатерина. – Мы писали жалобы в правоохранительные органы, в прокуратуру. Нарушения там признали, вроде на какое-то время работу предприятия приостановили, территорию огородили, сторожа поставили. А сейчас все работает заново. И опилки так же горят. Мы задыхаемся. И не видим, бывает, друг друга в нескольких метрах. Тем, кто неподалеку от лесопилки живет, белье на улицу не вывесить – оно за день становится черным.

Екатерина Дробот говорит: раз уж взялись жители Известкового отстаивать свое право дышать нормальным воздухом – значит, постараются довести дело до конца и добиться своего.

Хочется, конечно, верить, что так и будет, и что у экспертов при составлении очередного экологического рейтинга будет меньше поводов говорить о Дальнем Востоке как о территории, где «все долго и уверенно плохо».