Философско-этический смысл встречи ангела с людьми в рассказе Габриэля Гарсиа Маркеса «Старик с крыльями. Когда возвратится ангел — Сочинение по произведению Г


Цель: помочь ученикам понять идею произведения, мотивы поведения персонажей, их характеры; отрабатывать привычки анализа художественного произведения; воспитывать чувство милосердия, взаимопомощи, тревоги за судьбу ближнего, доброты; раскрыть характеры образов; очертить круг основных проблем произведения.

Оборудование: портрет Гарсиа Маркеса, рисунки учеников.

Эпиграфы: Надо стремиться быть человеком, несмотря на всю жестокость окружающего мира, и это возможно!

Не бойся врагов: самое худшее - они могут тебя убить. Не бойся друзей: самое худшее - они могут тебя предать. Бойся равнодушных: они не убивают и не предают, и только из их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.

Б. Ясенский

Крылья - это символ духовного взлета человека.

Л. Ромащенко

Ход урока

1.Актуализация опорных знаний

Что вы знаете об ангелах?

Когда и зачем они прилетают?

Верите ли вы в их существования?

Встречали ли вы прежде образы ангелов в литературе?

Слово учителя. На прошлом уроке мы ознакомились с творчеством колумбийского писателя Гарсиа Маркеса. Вы должны были прочитать его произведение "Старик с крыльями". Всем вам он понятно? Наша задача состоит в том, чтобы понять это произведение, правильно определить его основную мысль.

2.Написание сенкану на слово-тему "ангел".

Работают две группы. Одна составляет сенкан на само слово, а вторая - на его значение в произведении.

Обсуждение сенканов.

Класс разделяем на три группы. Каждая группа предлагает свою версию понимания одного из эпиграфов и доказывает, что он касается произведения Гарсиа Маркеса "Старик с крыльями".

3. Эвристическая беседа за произведением.

Какие ваши впечатления от прочитанного?

Почему рассказ называется "Старик с крыльями"?

Люди, которые изображены Гарсиа Маркесом, являются необыкновенными или обычными образами?

Почему ангел прилетел именно в этот поселок, к его жителям?

События произведения реалистические или фантастические?

Вывод. Особенность рассказа заключается в объединении реалистического и фантастического, комического и трагического. Необыкновенное помогает осветить проблемы повседневного. Поэтому манеру письма Гарсиа Маркеса называют "магическим реализмом". Через отношение к ангелу раскрывается настоящая сущность каждого из героев рассказа. Автор поднимает проблему морального обнищания людей. Поселок, где разворачиваются события, - аллегория человеческого общества, поэтому автор не дает ему названия.

3. Разминка с классом.

Ответить на вопрос: "Как защитить ангела?"

Стратегия "Оставь последнее слово за мной..."

Ученики читают цитаты поочередно и объясняют, чем именно эти слова их поразили. Например:

"Ошалевший от жары и смрада свечек, ангел старался как можно дальше забиться в уголок..."

Ангел ли это? Своим поведением он похож на человека.

Человеку присуще чувство страха, а не ангелу.

"... Ангел очень постарел..."

Я не могу себе вообразить, что ангелы стареют, как люди. Но, вероятно, здесь скрыт определенный подтекст: если человек делает достойные поступки, он выглядит молодым и здоровым, если наоборот - то стареет и болеет.

Вопрос к классу. Символом чего является болезнь людей и ангела? Есть ли лекарство от нее?

Вывод. Эта болезнь символизирует духовную деградацию человечества. Человечество болеет через зло, за которое оно расплачивается своим здоровьем. Пренебрегая духовным, человечество теряет ангелов.

Мониторинг "Карусель".

Этот мониторинг проводится как итог изученного.

Вопрос к проведению мониторинга.

Какую болевую проблему поднимает в своем рассказе Гарсиа Маркес?

Какая роль образа ангела в рассказе?

4.Подбивка итога.

Большинство из нас настроены оптимистически, как, наверное, и автор произведения. Ему и нам хочется верить, что ангел возвратится, но при условии, что люди станут морально выше, тогда у них " будут вырастать крылья..." Мне бы хотелось, чтобы этот урок не прошел бесследно, чтобы в ваших душах некогда не угасал огонек милосердия, христианской любви к ближним.

5.Домашняя задача: подготовить короткое выступление на тему: "О каком человеке мы говорим: у него выросли крылья"; найти крылатые выражения относительно духовного роста человека.

Сочинение по рассказу Г. Маркеса «Старик с крыльями». Идет дождь. Пелайо с Элисендой выбрасывают крабов, которые заползают в дом. Крабы не волшебные, а обычные, и болезнь у их ребенка настоящая, с высокой температурой. А вот ангел, который попал к ним во двор и барахтается огромными крыльями в грязи - это уже чудо. И как оказалось, совсем не бедствие он принес и не за ребенком их прилетел, чтобы забрать его на небо, а совсем наоборот - на утро ребенок проснулся здоровой и веселой. Может, благодаря ангелу? А может, и нет. Пелайо и Элисенда этого не знают, да и не очень стараются, так как ангел - это для них лишние хлопоты. Языка их ангел не понимает, да и вид имеет совсем не ангельский - какой-то беззубый, маленький старик с облысевшей головой. Крылья, у него есть, и даже врач, который осмотрел его, пришел в изумление: крылья растут так органически в его теле, что возникает вопрос: почему они не растут у людей?

Это кто же болен - ангел, который не может взлететь, или эти люди, для которых цирковой интерес, стремление развлечься, жажда обогащения перекрывает что-то высшее, большее, ценнее?

Думаю , что Маркес хочет показать равнодушие человека ко всему - он уже привык к различным чудесам, то и ангел - просто зверь, не более того.

«... и посмотрел Господь Бог на землю, и вот она растлена: так как всякая плоть исказила путь свой на земле...» Бог насылает потоп на землю, чтобы очистить скверную, уничтожить зло. Маркес использует библейский вариант: дождь идет уже трое суток, и в это время появляется пострадавший ангел. Если бы человек остановился и подумал, он бы поняла, что это знак Божий, это испытание, посланное с неба, чтобы установить равновесие между добром и злом, чтобы спасти людей. Но не только простые люди не имеют почтительности к ангелу, не хотят защитить несчастного старика и церковные служители. Крылья для них не доказательство ангельской принадлежности, а вот документ, бумажка от самого Папы могла решить все.

С весной ангел начал набирать сил. Он возрождается, как и земля, становится моложе, сильным, взлетает в небо и бросит тех людей, что так и не смогли, не захотели найти с ним общий . На глазах у Элисенды - слезы, но не от того, что их покинул ангел, а от того, что она режет лук. Ее чувств не хватило даже на такой простой человеческий поступок. Маркес символически, благодаря намекам и аллегории показывает естество современного человека, который из всего хочет иметь только выгоду и не замечает, что необыкновенное, святое, спасительное - рядом. Очень часто так бывает в жизни: человек ждет чего-то большего, мечтает о лучшем, не замечая того, что это «лучшее» уже есть, его только нужно заметить и принять. Я думаю, что каждый в своей жизни должен найти такого утраченного ангела. Я из-за своей глупости потерял друга, так как рядом были будто лучше. Теперь я понимаю свои ошибки, и у меня тоже временами выступают слезы. И они совсем не от лука...

Дождь лил третий день подряд, и они едва успевали справляться с крабами, заползающими в дом; вдвоем они били их палками, а потом Пелайо тащил их через залитый водой двор и выбрасывал в море. Минувшей ночью у новорожденного был жар; видимо, это было вызвано сыростью и зловонием. Мир со вторника погрузился в уныние: небо и море смешались в какую-то пепельно-серую массу; пляж, сверкавший в марте искрами песчинок, превратился в жидкую кашицу из грязи и гниющих моллюсков. Даже в полдень свет был такой неверный, что Пелайо никак не мог разглядеть, что это там шевелится и жалобно стонет в дальнем углу патио. Лишь подойдя совсем близко, он обнаружил, что это был старый, очень старый человек, который упал ничком в грязь и все пытался подняться, но не мог, потому что ему мешали огромные крылья.

Напуганный привидением, Пелайо побежал за женой Элисендой, которая в это время прикладывала компрессы больному ребенку. Вдвоем они смотрели в молчаливом оцепенении на лежащее в грязи существо. На нем было нищенское одеяние. Несколько прядей бесцветных волос прилипло к голому черепу, во рту почти не осталось зубов, и во всем его облике не было никакого величия. Огромные ястребиные крылья, наполовину ощипанные, увязли в непролазной грязи двора. Пелайо и Элисенда так долго и так внимательно его рассматривали, что наконец привыкли к его странному виду, он им показался чуть ли не знакомым. Тогда, осмелев, они заговорили с ним, и он ответил на каком-то непонятном диалекте хриплым голосом мореплавателя. Без долгих размышлений, тотчас забыв о его странных крыльях, они решили, что это матрос с какого-нибудь иностранного судна, потерпевшего крушение во время бури. И все-таки они позвали на всякий случай соседку, которая знала все о том и об этом свете, и ей хватило одного взгляда, чтобы опровергнуть их предположения.

Это ангел,-- сказала она им.-- Наверняка его прислали за ребенком, но бедняга так стар, что не выдержал такого ливня да и свалился на землю.

Вскоре все уже знали, что Пелайо поймал настоящего ангела. Ни у кого не поднялась рука убить его, хотя всезнающая соседка утверждала, что современные ангелы не кто иные, как участники давнего заговора против Бога, которым удалось избежать небесной кары и укрыться на земле. Остаток дня Пелайо присматривал за ним из окна кухни, держа на всякий случай в руке веревку, а вечером вытащил ангела из грязи и запер в курятнике вместе с курами. В полночь, когда дождь кончился, Пелайо и Элисенда все еще продолжали бороться с крабами. Чуть погодя проснулся ребенок и попросил есть -- жар совсем прошел. Тогда они почувствовали прилив великодушия и решили между собой, что сколотят для ангела плот, дадут ему пресной воды и продуктов на три дня и отпустят на волю волн. Но когда на рассвете они вышли в патио, то увидели там почти всех жителей поселка: столпившись перед курятником, они глазели на ангела без всякого душевного трепета и просовывали в отверстия проволочной сетки кусочки хлеба, словно это было животное из зоопарка, а не небесное создание.

Его призыв к осторожности пал на бесплодную почву. Новость о пленном ангеле распространилась с такой быстротой, что через несколько часов патио превратился в рыночную площадь, и пришлось вызвать войска, чтобы штыками разогнать толпу, которая каждую минуту могла разнести дом. У Элисенды заболела спина от бесконечной уборки мусора, и ей пришла в голову хорошая мысль: огородить патио забором и за вход брать пять сентаво с каждого, кто хочет посмотреть на ангела.

Люди приходили аж с самой Мартиники. Приехал как-то бродячий цирк с летающим акробатом, который несколько раз пролетал, жужжа, над толпой, но на него никто не обратил внимания, потому что у него были крылья звездной летучей мыши, а не ангела. Отчаявшиеся больные прибывали со всего Карибского побережья в поисках исцеления: несчастная женщина, с детства считавшая удары своего сердца и уже сбившаяся со счета; мученик с Ямайки, который никак не мог заснуть, потому что его мучил шум звезд; лунатик, каждую ночь встававший, чтобы разрушить то, что делал днем, и другие с менее опасными болезнями. Посреди этого столпотворения, от которого дрожала земля, Пелайо и Элисенда хотя и бесконечно устали, но были счастливы -- меньше чем за неделю они набили деньгами матрасы, а вереница паломников, ожидавшая своей очереди посмотреть на ангела, все тянулась, пропадая за горизонтом.

План

1. Сращивание фантастических элементов с бытовыми деталями - характерный признак художественного мира произведения. Реальность и вымысел в рассказе.

2. Своеобразие образа ангела: его беспомощность и терпимость к людям, родство с человеческой природой.

3. Образная система произведения. Философско-этический смысл встречи ангела с людьми.

4. Изображение человеческого общества, в котором нет места ангелам.

5. Смысл финала и названия рассказа. Символика произведения.

Задача для подготовительного периода

2. Повторить понятие о "магический реализм". Найти в тексте черты этого метода.

3. Подумайте, какая роль художественных деталей в произведении?

4. Найдите в рассказе символы, дайте им характеристику.

Литература

1. Земсков В. Маркес. - М., 1986.

2. Маркес Г. Г. Старик с крыльями // Всемирная литература. - 1998. - № 12.

3. Покальчук Ю. Латиноамериканский роман. - М., 1980.

4. Ромащенко Л. Крылья как символ духовного взлета человека // Там же.

5. Ступак Л. Ангел в мире фальши. По рассказу Г. Г. Маркеса "Старик с крыльями" // Зарубежная литература. - 2007. - № 10-11 (506-507). - С. 39-40.

6. Чужшова Т. И был он необычен... По рассказу Г. Г. Маркеса "Старик с крыльями". 10 кл. // Зарубежная литература. - 2007. - № 10-11. (506-507). - С. 33-36.

Инструктивно-методические материалы

Особенность данного повествования - сочетание реального и фантастического, комического с серьезным. Это помогло автору осветить проблемы повседневной жизни. Поэтому творческую манеру Маркеса называли "магическим реализмом". Сюжет рассказа довольно фантастический. В приморском поселке появился ангел. Почему, никто не поинтересовался, ибо все удовлетворились заключением "разумной соседки", что якобы это посланец за душой больного ребенка, следовательно, смертельно опасное существо.

Фантастическое появился в произведении с самой реальности, и дало рассказу фантастического звучания, но при этом не лишило реалистического содержания. Произведение о событиях удивительные и одновременно обычные. Для автора необычного не столько выделилось из обычного, сколько стало его частью.

Ох, соседка! Это типичный реалистичный образ всезнающей сплетницы, воплощение са-мовпевненои серости, которая все знало, все умело, стремилась быть в центре всех событий, ее репутацию не поколебало даже совсем бессмысленное утверждение, что ангелы питались только вонючей камфорой. Что-то не в порядке в обществе, когда такой человек - одна из самых авторитетных.

По совету соседки (а советы у нее есть всегда) полицейский Пелайо изменил свое доброжелательное отношение к старому и, сидя в теплой кухне с палкой в руках, сторожил немощного беднягу, тот не барахтался в холодной луже. Сцена полна иронии и имела сатирический смысл. Но в данном случае; трудно осуждать Пелайо, ведь держа ангел арестом в проволочном курятнике, он защищал своего ребенка.

Небесную чистоту брошен в грязь (в прямом и переносном смысле этого выражения). Такая метафора стала олицетворением жизненного грязи, жизнь без милосердия и доброты, но одновременно и ограниченности жалкого существования. В этом заключался идейное содержание рассказа.

Ангел - это божество. Согласно библейской традиции, Бог проявлял свою волю через ангелов. Слово "ангел" означает "вестник", тот, кто доносил божественную истину, Господа волю к людям.

*** Интересно знать, что Моисей Маймонид считал ангелов бесплотными, Дамаскин - бессмертными, Аристотель - интеллектуальными.

В произведении автор не избегал описания внешности небесного пришельца и изобразил его именно таким: "Он был одет как нищий, череп его был лысый, рот беззубый, как в дряхлого старика, большие птичьи крылья, общипанные и грязные лежали в болоте, и все это вместе давало ему смешного и неестественного вида ". Маркес показал ангела немощным, возможно, он претерпел много боли, страданий, печали. Его душа болела за грехи, а лицо преждевременно постарело за потери людьми морали, духовной деградации. Поэтому он и потерял возвышенность, таинственность, святость. Он стал некрасивым, невзрачным, обычным, будничным, более того, от него идет ужасный запах. Писатель подал и подобную картину, в то время как появился ангел. Кажется, что он описал загробный мир, где царила смерть. Дождевые бури предшествовали появлению небесного посланника.

В библейской легенде

В рассказе Маркеса

И посмотрел Господь Бог на землю, и вот она растлении: потому что всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог: - Конец всякой плоти, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли... Я наведу на землю потоп водный... Вселенский потоп выступает как средство наказания разлагающего мира

На земле царят сырость и вонь, "Мир полетел в печаль", небо и море "смешались в какую-то пепельно-серую массу", дождь не утихает третьи сутки, и с полузатопленного дома ползут крабы; свет "неверное", вонь от крабов невыносимый, путь превратился в жидкую кашу с болота и гнилья.

Бурный и противоречивую жизнь разлагающего обывательского мира требует духовного очищения

В произведении Маркеса ангел похож на обычного человека, но крылья. Он - носитель идей, которых человечество так и не понятно. Поэтому крылья общипанные, избиты ветрами. И он Божий посланник, и поэтому его миссия на земле - своим терпением, добротой, гуманностью разоблачить обывательское равнодушие, эгоизм, духовное разъединение, недостаток веры, нравственных идеалов.

В Божьего вестника крылья выросли не благодаря, а вопреки людям. Это символизировало вечное обновление жизни, вечное его возрождения. Сам автор твердо убежден в неуничтожимости духовности.

Через отношение к ангелу раскрылась истинная сущность каждого из героев. Поселок, куда потраплив ангел, даже не имело названия - это аллегория человеческого общества. Все, кто видел ангела, даже не смогли понять его речи. НЕ исключением был и отец Гонгазе - служитель церкви, который тоже не нашел с ангелом общего языка. Жителей поселка удивила не столько само появление божественного создания, сколько его внешность. Это говорило о том, что не было ничего интересного, что могло бы удивить простую обывательскую реальность.

Представители провинциального поселка

их отношение к ангелу

Семья Пелайо и Элисенды

Держали на веревке;

Закрыли в курятнике вместе с курами;

Брали с каждого, кто приходил смотреть на ангела, пять сентаво

Отношение хуже чем к животному. Ищут материальную выгоду

Население провинции

Продвигали в дыры сетки кусочки хлеба, как животному в зоопарке;

Кормили остатками еды;

Его все время клевали куры;

Он чманив от вони свечей;

Люди бросали в него камни, а один просто прижег ему бока раскаленной железкой

Души людей черствые, жестокие, злые и грешные.

Они наглухо закрыты для божественных истин

Отец Гонгазе

Сначала заглянул в курятник и поздоровался по-латыни;

Не понравилось, что ангел "не понимает Божьей языка и не умеет уважать Божьих слуг"

Человек ограничен.

Не понимала языка небесного создания и считала его дьяволом, способным перевоплощаться

Папа из Рима

Не мог дать толкование божественного явления;

Выяснял, имеет тот пуп и способен удерживаться на кончике иглы

Служители церкви проявили недоверие и равнодушие.

Пришли к выводу, что они должны уважать Божьего посланника, а наоборот

Должностные лица

Никто не прибыл на место происшествия;

Отправили войско, чтобы разогнать толпу

Общественная власть не интересовалась появлением крылатого старика. Способны только применять методы, боясь каких-то нововведений

Сын Пелайо и Элисенды

Равнодушно относился;

Играл в курятнике и заразил старика ветряной оспой

Ребенок уже заражена бациллами равнодушия, черствости, зла. Ребенок - это отражение жестокого, больного общества

Финал произведения закономерен: ангел оставил поселок, а Элисенда облегченно вздохнула. Теперь он не будет помехой в ее жизни. Загнанный и униженный дух вытянул крылья и взлетел ввысь. Наконец покой воцарился в доме Пелайо; исчезли сомнения в конкуренции у отца Гонзаго и епископа. К сожалению, никакой борьбы в человеческих душах не произошло. Совесть, совесть, добро спали. Даже он, божий посланник, не способен разбудить высокие добродетели этого мира. Так Гарсиа Маркес подтвердил незгасимисть настоящих духовных ценностей, их неизбежность и незнищенисть. А бездуховные люди остался в грязи своего огороженного мелкого материального мира. Они не выдержали испытания на духовность.

Роль деталей и символов

Слезы на глазах ангела

Отчаянный боль за деградировавшее человечество, понимание своей беспомощности в бренном обществе, которое потеряло духовные ориентиры.

Страдания старика

Желание ангела через физический и моральный боль приблизить мир к очищению

Больное сердце

Болезненное восприятие действительности

Решетки на окнах дома, чтобы не залетали ангелы

Подтверждение того, что человечество жило в тюрьме материальных благ, оно безразлично к чужому горю; духовный взлет считало ненужным

Свежий ветер, лучи солнца

Вера в новые силы, которые принесут перестройку в обществе

Мощь, сила, духовный взлет человека

Больной ребенок

Неблагополучия человечества, "больное" будущее

Девочка-паук

Деградация общества

Вывод: "Человек сможет выстоять, победить, но только вместе со всем народом, со всем родом человеческим, рост дерева которого и гарантирует преимущество жизни над смертью".

Мифология подала пример бесстрашного Икара, что решился на риск ради своих высоких устремлений. Украинские художники тоже обращались к теме окрыленности человека.

Так, в балладе И. Драча «Крылья» говорилось о том, что люди не всегда готовы к осознанию высоких Божественных истин. А в поэме Б. Олейника "Крыло" окрыленность ассоциировалась с высокими духовными порывами, со стремлением делать добрые дела. Самый страшный грех - убить человеческую мечту, перебить крылья.

Шел по лугам весело юноша

На встречу со своим длинноногая братом.

И сгоряча обо что-то мягкое споткнулся.

Под ноги глянул - побледнел месяца:

Лежал вниз мертвый журавль.

Пришелся по нему и отпрянул дико,

Когда в мертвом глазу журавля,

Как в зеркале, свое лицо увидел,

Просто на глазах старело трудно:

Одна за другой морщины проступали, крошились зубы, западали щеки, - и он становился столетним, древним стариком, а потом что-то под сердцем оборвалась, и сыч захохотал, как потурнак: "Уже тебе никогда не летать!" Повел невидящим взглядом. Вдруг

Обжегся глазом о палку терновый - И все в крик понял. Все!

Цель: помочь ученикам понять идею произведения, мотивы поведения персонажей, их характеры; отрабатывать привычки анализа художественного произведения; воспитывать чувство милосердия, взаимопомощи, тревоги за судьбу ближнего, доброты; раскрыть характеры образов; очертить круг основных проблем произведения.Оборудование: портрет Гарсиа Маркеса, рисунки учеников.Эпиграфы: Надо стремиться быть человеком, несмотря на всю жестокость окружающего мира, и это возможно!

Не бойся врагов: самое худшее - они могут тебя убить. Не бойся друзей: самое худшее - они могут тебя предать. Бойся равнодушных: они не убивают и не предают, и только из их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.Б. ЯсенскийКрылья - это символ духовного взлета человека.Л. Ромащенко

Ход урока1.Актуализация опорных знаний-Что вы знаете об ангелах?-Когда и зачем они прилетают?-Верите ли вы в их существования?-Встречали ли вы прежде образы ангелов в литературе?Слово учителя. На прошлом уроке мы ознакомились с творчеством колумбийского писателя Гарсиа Маркеса. Вы должны были прочитать его произведение "Старик с крыльями". Всем вам он понятно? Наша задача состоит в том, чтобы понять это произведение, правильно определить его основную мысль.2.Написание сенкану на слово-тему "ангел".Работают две группы. Одна составляет сенкан на само слово, а вторая - на его значение в произведении.

Обсуждение сенканов.Класс разделяем на три группы. Каждая группа предлагает свою версию понимания одного из эпиграфов и доказывает, что он касается произведения Гарсиа Маркеса "Старик с крыльями".

3. Эвристическая беседа за произведением.-Какие ваши впечатления от прочитанного?-Почему рассказ называется "Старик с крыльями"?-Люди, которые изображены Гарсиа Маркесом, являются необыкновенными или обычными образами?-Почему ангел прилетел именно в этот поселок, к его жителям?-События произведения реалистические или фантастические?Вывод. Особенность рассказа заключается в объединении реалистического и фантастического, комического и трагического. Необыкновенное помогает осветить проблемы повседневного. Поэтому манеру письма Гарсиа Маркеса называют "магическим реализмом". Через отношение к ангелу раскрывается настоящая сущность каждого из героев рассказа. Автор поднимает проблему морального обнищания людей. Поселок, где разворачиваются события, - аллегория человеческого общества, поэтому автор не дает ему названия.

3. Разминка с классом.Ответить на вопрос: "Как защитить ангела?"Стратегия "Оставь последнее слово за мной…"Задача: прочитать текст и выписать то, что более всего поразило (с одного стороны карточки), со второй - записать аргументы, комментарий, который бы дал ответ на вопрос "почему?"Ученики читают цитаты поочередно и объясняют, чем именно эти слова их поразили. Например:"Ошалевший от жары и смрада свечек, ангел старался как можно дальше забиться в уголок…"Ангел ли это? Своим поведением он похож на человека.Человеку присуще чувство страха, а не ангелу.Что будет дальше?"… Ангел очень постарел…"Я не могу себе вообразить, что ангелы стареют, как люди. Но, вероятно, здесь скрыт определенный подтекст: если человек делает достойные поступки, он выглядит молодым и здоровым, если наоборот - то стареет и болеет.Вопрос к классу. Символом чего является болезнь людей и ангела? Есть ли лекарство от нее?Вывод. Эта болезнь символизирует духовную деградацию человечества. Человечество болеет через зло, за которое оно расплачивается своим здоровьем. Пренебрегая духовным, человечество теряет ангелов.Мониторинг "Карусель".

Этот мониторинг проводится как итог изученного.Вопрос к проведению мониторинга.-Какую болевую проблему поднимает в своем рассказе Гарсиа Маркес?-Какая роль образа ангела в рассказе?-Какая психологическая нагрузка финала произведения?

4.Подбивка итога.Большинство из нас настроены оптимистически, как, наверное, и автор произведения. Ему и нам хочется верить, что ангел возвратится, но при условии, что люди станут морально выше, тогда у них " будут вырастать крылья…" Мне бы хотелось, чтобы этот урок не прошел бесследно, чтобы в ваших душах некогда не угасал огонек милосердия, христианской любви к ближним.

5.Домашняя задача: подготовить короткое выступление на тему: "О каком человеке мы говорим: у него выросли крылья"; найти крылатые выражения относительно духовного роста человека.