Губной инструмент народов. Хомус — якутский музыкальный инструмент


Который прошел через века и не изменил свой внешний вид, является варган. Предлагаем вам познакомиться поближе с этим самозвучащим язычковым инструментом. Разные народы давали ему всевозможные названия. На Алтае его называли камузом, в Якутии - хосусом, в Башкирии - кубызом, в Германии - маультроммелем. Украинцы и белорусы звали его просто дрымбой, японцы - миккури, филлипинцы - кубингом, индийцы - морчангом. Музыкальный инструмент варанг считается народным во многих странах, только имеет отличия по материалу, форме и технологии изготовления. У каждого отдельного инструмента свои неповторимые характеристики.

Варган - музыкальный инструмент северных народов

Название древнейшего язычкового инструмента произошло от старославянского слова "варги", что означает "уста". Само название говорит о принципе извлечения звука. Ротовая полость служит естественным резонатором звука. Тон и тембр этого маленького инструмента помогают изменить положение языка.

Ниже вы можете наблюдать фото музыкального инструмента варгана (хомуса). Появился он в глубокой древности на разных континентах. Существует мнение, что для его создания идеей послужил обычный охотничий лук. Как он срабатывал? Один конец лука ставили на землю, а в другой упирались зубами. Затем дергали за тетиву, чтобы извлечь звук.

Особенно популярным стал это инструмент у якутов, тувинцев, чукчей. эскимосов, бурятов, алтайцев, башкиров. Немного меньше варган был распространен в Поволжье.

Сегодня основным центром, где изготовляются и используются хомусы, является Якутия. Для местных жителей не просто музыкальный инструмент - варган, а средство выражения эмоций, настроений и чувств звуками. Некоторые умудряются во время игры на варгане произносить слова, используя "говорящее" исполнение. В наше время возрастает интерес к русской языческой культуре, поэтому появляются новые мастера, создающие аутентичные инструменты.

Два типа варганов

Чтобы вы имели больше представления о музыкальном инструменте варгане, ознакомьтесь с его основными двумя типами:

  1. Варган пластинчатый . Это узкая, тонкая деревянная, бамбуковая, костяная или металлическая пластинка и язычок. Он расположен в середине этой пластинки.
  2. Варган дуговой (дугообразный). Сделан из металлического прута, к которому крепится стальной язычок, имеющий на конце крючок.

Самые известные виды инструмента

Варган считается нестандартным инструментом, каждый имеет свое звучание. Для игры на нем используются не только привычные для всех семь нот, но и различные обертоны, призвуки, глубины. Самые известные виды этого инструмента:

  • достаточно высокое звучание имеет алтайский варган Поткина, этот интструмент совсем небольшого размера и сделан из желтого металла;
  • басовое и мощное звучание у хакасских варганов Валгутова, они темные (вороненые);
  • звонким звучанием характеризуются русские варганы Нуреева, их изготовляют из нержавеющей стали;
  • тонким звенящим звуком отличаются вьетнамские инструменты.

Из каких материалов изготовляют варганы?

Для производства необычного инструмента используют металл, дерево, кость или другие экзотические материалы. Материал и технология изготовления влияют на звучание маленькой "свирели", ее надежность и долговечность. Самым распространенным считается металл. Для его обработки нужен сложный процесс. Прикрепленный к основанию язычок делит варган пополам. С помощью него и создается магия звука.

Как можно описать звучание этого инструмента? Оно успокаивающее, бархатное, приятное уху, настраивающее на раздумия. Каждый исполнитель дает инструменту свой тембр, диапазон и оттенки звука. Часто звуки и призвуки варгана сочетают с

Немного об истории инструмента

История варгана уходит вглубь веков. Первым появился пластинчатый инструмент. Его изготавливали из подручных материалов. Кто-то предпочитал дерево, кто-то - кость. Постепенно стали появляться металлические изделия. Чтобы усилить звучание, к инструменту добавили металлическую рамку - дугу. От этого и произошли дугообразные варганы.

Игрой на этом инструменте занимались в основном русские женщины. Вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись богатые традиции игры на варгане. Во время правления Сталина их отменили, считая вредным пережитком прошлого. Старшие люди все равно передали свое умение потомкам.

Игрой на варгане увлекались также и в европейских странах. Этим инструментом пользовались молодые люди, чтобы привлечь внимание прелестных девушек. Экзотическое звучание варгана завоевало внимание светских салонов в эпоху романтизма. Больше всего инструментов создавали в Австрии.

В конце XIX века игра на варгане потеряла популярность, некоторые виды инструмента вообще исчезли со сцены. Это было связано с тем, что на основе варгана немецким мастером Бушманом была сконструирована первая губная гармошка. Потом появились баян и аккордеон. Успех у новых инструментов был большой, а про варган забыли.

В 60-70-е прошлого столетия стали возрождать этнические культуры и развивать эзотеризм. Якутский исполнитель опять возродил интерес к хомусу. Инструментом снова настолько заинтересовались, что в 1984 году провели фестиваль варгана на международном уровне. Он прошел в США. Сегодня норвежцы, американцы, австрийцы, русские активно развивают искусство игры на этом инструменте и создают целые общества любителей. Варганная музыка стала пронизывать многие музыкальные стили. Современные музыканты прекрасно импровизируют, экспериментируют с обертоновым и авангардным направлением. Этот примитивный по устройству инструмент довольно сложный в игре, многие его стороны еще не раскрыты до конца. Это дает возможность назвать его инструментом XXI столетия.

Детали и размер варгана

Этот инструмент бывает разных размеров, все зависит от пропорций кисти и рта. От размера зависит удобство игры и звук. Музыканту должно быть удобно держать раму и ударять по язычку. У маленьких варганов высокое звучание и небольшая длительность колебаний язычка. У большого инструмента звучание продолжительное и басовитое. Миниатюрные девушки выбирают небольшое приспособление, крупным мужчинам удобнее играть на большом варгане.

От размера зависит удобство прижимания дек к зубам и губам. Жесткость язычка также может быть различных пределов. Легче управлять варганами с мягким язычком, от них нет отдачи на зубы и кости головы. Звук получается хоть и тихий, но нежный и плавный. Они подходят для неторопливых мелодий, медитаций и релаксаций. Жесткий язычок придает яркости и четкости звучанию. На таком инструменте исполняют ритмичные композиции, подвижные мелодии. Он позволяет создать даже очень быстрое звучание.

Длина язычка также влияет на игру. Звук может быть медленным, неторопливым, медитативным у варганов с длинным язычком. Короткий язычок придает мелодии нотки веселья, подвижности, легкости. На нем лучше исполнять народные наигрыши и бодрые танцы.

У язычка есть колено и кольцо. Большое колено незаменимо при медленной игре, заставляет звучать инструмент низко. Маленькое колено лучше для быстрой игры. Для мягкости и точности лучше по нему стучать пальцами. Важно знать, что вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости музыканта.

В качестве металла для изготовления варганов используется сталь, латунь, медь. Кроме них встречаются инструменты их дерева, оргстекла, камня, китового уса, кости. Более приятные по ощущениям деревянные приспособления, они дают меньшую отдачу на зубы. Звучание кованых варганов яркое и богатое. Медные инструменты придают мелодиям бархатистость.

Как играть на варгане?

Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

Использование варганов шаманами

Северные народы издавна считали священными оленя, огонь, бубен и варган. Бубном чаще пользовались мужчины, а варганом - женщины. Древние шаманы считали, что они с помощью этих приспособлений входят в транс, изменяют состояние сознания. Шаманы входили в разные миры, чтобы преобразовать реальность. Кроме игры на музыкальных инструментах ими использовались и другие техники. Шаманские камлания не обходились без варгана и бубна. С помощью инструмента шаманы призывали духов-защитников и общались с ними.

Мировоззрения шаманов были идентичны в разных уголках мира. Встречались они не только в Сибири и Африке, но и в Северной и Южной Америке, Австралии. Поэтому мы смело можем назвать варган музыкальным инструментом шаманов, с помощью которого они путешествовали в поисках силы и информации.

Туркменский металлический варган

Трудно понять секрет популярности человеку, который не держал в руках туркменский музыкальный инструмент - варган (металлический). Мир меняется, когда этот инструмент заводит свою песню, наполняясь настроением хозяина. Каждый вздох отдает россыпь звуков, сплетающихся в удивительную мелодию. Туркменский варган становится продолжением играющего, их души сливаются. Поклонникам этого инструмента трудно оторваться от его мелодичности звучания и легкости исполнения.

Существует несколько моделей туркменского варгана - одни звучат низкими бархатными мелодиями, другие щебечут нежными голосами. Он очень подходит для сольных партий, где исполнитель следует своему вдохновению, создает неповторимые музыкальные образы. Этот инструмент прекрасно снимает стресс, настраивает на позитивную волну, наполняет душу гармонией.

Чукотский инструмент

Многие любители стараются купить чукотский музыкальный инструмент - варган. Еще в древности ему приписывали магические силы. Чукотские шаманы музыкальными вибрациями узнавали будущее и вызывали духов. Ценится варган (музыкальный инструмент чукчей) высоко, а мастера, его создающие, считаются людьми высшего порядка. Профессиональные секреты изготовления инструмента строго охраняются. Приспособление удобно в использовании, а его форма отдаленно напоминает ключ.

Уникальная находка археологов

Недавно в алтайских горах ученым удалось найти язычковый музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Находку считают самой древней в Евразии подобного рода. Ученые относят инструмент к скифо-сарматскому периоду (I тысячелетие до нашей эры). Варган нашли во время раскопок возле реки Катуни. Эта находка является этнографической чертой обитателей южной Сибири.

Варганы в магазинах музыкальных инструментов в Перми

В предгорьях Западного Урала расположен крупный промышленный и торговый центр - Пермь. В нем живет более полумиллиона жителей. В этом городе многие увлекаются игрой на варгане. Здесь есть несколько магазинов, где можно приобрести алтайские варганы (хомусы). Их приобретают для профессиональной игры, а также для хобби, удовольствия. Многие обращаются за приобретением в интернет-магазины, где можно получить консультацию профессионального менеджера.

Некоторых привлекает модель с необычным дизайном, где рама выполнена из оргстекла. Такой инструмент современный и стильный. Варганы продаются в оригинальных деревянных или пластиковых футлярах, которые сохраняют их при транспортировке.

Стоимость инструмента

Те, кто освоил довольно сложную технику игры на варгане, считают, что он должен быть в каждой семье. Может ли любой покупатель со средним достатком приобрести себе этот чудесный инструмент? Самый доступный варган стоит 600-700 рублей. Более сложные модели, с интересными призвуками, стоят от 1500 рублей и выше. В продаже есть инструменты, инкрустированные драгоценными камнями. Их упаковывают в авторские стальные чехлы уникальной формы. Естественно, цена за такую работу высокая.

Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Варганы разных народов

Алтайский комус

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз

Белорусский варган

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

Балийский варган

Примечания

Литература

  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

Ссылки

  • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
  • Русские народные музыкальные инструменты
  • Казахские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Варган" в других словарях:

    Варган - Варган. ВАРГАН, самозвучащий щипковый музыкальный инструмент в виде подковы или пластинки с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре варган прижимают к зубам, рот служит резонатором. Под различными названиями распространен у многих… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Металлический народный древнерусский музыкальный инструмент.В. состоит из железного ободка, величиною с вершок и имеющего формулиры. К нижней, широкой части прикреплена медная пластинка, проходящаявдоль инструмента и между суживающимися его… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Самозвучащий щипковый музыкальный инструмент в виде подковы (или пластинки) с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре варган прижимают к зубам. Под различными названиями распространен у многих народов … Большой Энциклопедический словарь

    Темир комуз, кубыз Словарь русских синонимов. варган сущ., кол во синонимов: 5 инструмент (541) кубыз … Словарь синонимов

    ВАРГАН - (от лат. organum, греч. organon орудие, музыкальный инструмент), самозвучащий музыкальный инструмент подкова или пластина с прикреплённым к ней язычком. При игре ВАРГАН зажимают зубами, язычок приводят в состояние вибрации, рот служит… … Этнографический словарь

1. Абафив - бонтонский (северофилиппинский)
2. Агас кумыс - башкирский деревянный
3. Агач-кубыз - башкирский металлический лукообразный
4. Агач-кумыз - башкирский лукообразный
5. Акиз тамбураси - турецкий
6. Алибав - филиппинский
7. Аль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) "ротовой молоток"
8. Аман тобшуур - монгольский
9. Аман хуур - монгольский
10. Аманхуур - бурятский
11. Ангкуок - камбоджийский
12. Апинг - яванский (океанийский)
13. Арпа дэ бока - испанский "ротовая арфа"
14. Арфа еврейская - англоязычный ломаный
15. Ата - бирманский
16. Аура - многоязычковый, состоит из нескольких варганов, укреплённых на металлическом диске
17. Афив - северофилиппинский
18. Баборе - хаусский (нигерийский)
19. Бамбаро - нигерийский
20. Бандурелес - литовский металлический в форме подковки
21. Бандурелис - литовский металлический в форме подковки
22. Бандурка - литовский
23. Бегнанкр - новогвинейский
24. Белембаупачет - гуамский (океанийский)
25. Беримбау - португальский
26. Бивба - североуэльсский (британский)
27. Бивбо - вендский (южноафриканский) металлический
28. Биггунг - филиппинский
29. Бинайо - непальский
30. Биримбао - испанский
31. Бомбарде - швейцарский
32. Бомбон пумбуне - океанийский
33. Брнкачка - словацкий металлический
34. Брумбизе - словенский
35. Брумладео - вендский (южноафриканский)
36. Брумле - чешский
37. Бруммайзен - австрийский
38. Буглин шаман - монгольский
39. Бунгкау - малазийский металлический
40. Ванни-яйяй - корякский "зубной барабан"
41. Ванни-яяр - чукотский "зубной барабан"
42. Варам-тума - чувашский "комар"
43. Варган - русский
44. Варгас - латышский
45. Вархан - чувашский
46. Васанг - африканский
47. Веримбао - испанский металлический подковообразный
48. Вирган - украинский
49. Вывко - ненецкий "гудок"
50. Выч ранга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) металлический
51. Гагана - ассамский (индийский)
52. Гвимбарда - испанский
53. Генггонг - суматранский (индонезийский) архаический
54. Гимбарде - французский металлический
55. Гнагнарарроне - сицилийский (итальянский) металлический
56. Гого - суматранский (океанийский)
57. Гон-кап - тамангский (непальский)
58. Гхоралийау - раджастханский (индийский)
59. Дамбрелис - литовский металлический
60. Дан мои - вьетнамский
61. Джигач-ооз-комуз - киргизский деревянный
62. Джозхап - английский "челюстная арфа"
63. Доромб - венгерский
64. Доромба - украинский металлический
65. Дримба - румынский
66. Дримболь - сербский металлический
67. Дрнкачка - чешский металлический
68. Дромб - румынский
69. Дромба - румынский
70. Дромбоае - румынский
71. Дромбуле - сербский металлический
72. Дромбуля - сербский металлический
73. Дронг - румынский
74. Дронд - румынский
75. Дрондь - румынский
76. Друмбля - словацкий металлический
77. Друмельца - словенский
78. Друмля - польский
79. Друри беве - южнониаский (индонезийский)
80. Дрымба - украинский, белорусский, молдовский
81. Дури - ниаский (индонезийский)
82. Жыгач ооз комуз - киргизский деревянный
83. Загада - хауский (африканский)
84. Замбурак - иранский
85. Занфоргна - швейцарский
86. Иситхокотхоло - зулусский (южноафриканский)
87. Истурмант - валлийский (британский)
88. Йырин - сакаиский (малазийский)
89. Кабас - марийский
90. Канга - нивхский (Хабаровск, Сахалин) с деревянным или металлическим язычком
91. К"апи - тибетский бамбуковый
92. Кезыл пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск)
93. Кингай - ульчский (Хабаровск) железный
94. Кобза - белорусский металлический
95. Кобыз - туркменский металлический
96. Кобыз-тюнюр - алтайский
97. Ковыж - марийский
98. Кокин - китайский
99. Кома - танзанийский (восточноафриканский)
100. Ком-и - лимбуский (непальский)
101. Комос - алтайский
102. Комуз - киргизский деревянный
102". Комуз - тюркский
103. Комыж - марийский
104. Комыз - казахский металлический
105. Комыс - чукотский
106. Кон хле - седангский (вьетнамский)
107. Конг кле - вьетнамский
108. Конгипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
109. Кондывкон - эвенкийский (Сибирь, Китай) костяной
110. Коннапилль - эстонский металлический "инструмент-лягушка"
111. Копуз - узбекский и таджикский деревянный
112. Кордаун - эвенкийский (Сибирь, Китай)
113. Кубинг - южнофилиппинский бамбуковый
114. Кубыз - башкирский
114". Кубыз - волжскотатарский и башкирский металлический
115. Кулузун-хомуз - тувинский
116. Кумикайэ - удэгейский (Приморье, Хабаровск) деревянный
117. Кумыз - башкирский и татарский
118. Кунга - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
119. Кунгай - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
120. Кунгкай - удэгейский (Приморье, Хабаровск)
121. Кунка - нанайский (Хабаровск) металлический
122. Кункай - удэгейский (Приморье, Хабаровск) металлический
123. Кункан - орочский (Приморье, Хабаровск) металлический
124. Кункахи - негидальский (Хабаровск)
125. Кункон - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
126. Кунха - нанайский (Хабаровск) жестяной с острым игловидным язычком
127. Купас - чувашский
128. Кучи-бива - японский
129. Кха-ванг - тхакахиский (непальский) металлический
130. Кха-рнга - тибетский "ротовой барабан"
131. Кэнгипкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
132. Локангавава - мадагаскарский
133. Мабу - соломоновоостровной (океанийский)
134. Марранзану - сицилийский (итальянский) металлический
135. Маультроммель - немецкий "ротовой барабан"
136. Мачинга - сунуварский (непальский)
137. Мачунга - раиский (непальский)
138. Моду-гитарра - баскский (Испания, Франция)
139. Мондтром - голландский
140. Морсанг - индийский
141. Морсинг - индийский
142. Морчанг - индийский
143. Мосугитарра - баскский (Испания, Франция) металлический
144. Мосумусика - баскский (Испания, Франция) металлический
145. Муккуна - айнский (сахалинский российский)
146. Муккури - айнский (хоккайдский японский)
147. Муксу-гитарра - баскский (Испания, Франция)
148. Мунгига - швейцарский "ротовая скрипка"
149. Мундгармоника - немецкий 19 в.
150. Мундхарпе - датский металлический
151. Муннихарппу - финский
152. Муннспилль - норвежский
153. Муннхарпа - исландский
154. Муннхарпе - австрийский "ротовая арфа"
155. Мунхарп - норвежский
156. Мунчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
157. Мурсанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
158. Мурсинг - тамильский (индийский)
159. Мурчанг - индийский металлический в форме подковы с длинным язычком
160. Муультруммле - швейцарский "челюстной барабан"
161. Мучанг - индийский металлический
162. Мучанга - бенгальский (индийский)
163. Мыны - нанайский (Хабаровск) железный
164. Ни ау кани - гавайский
165. Орган - украинский
166. Панар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
167. Панг теу инг - вьетнамский
168. Панга - ульчский (Хабаровск)
169. Пангар - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
170. Пангипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
171. Пармупилль (parmupill) - эстонский "шмелиный инструмент"
172. Пиргипкавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
173. Покакакака - кукаостровной (океанийский)
174. Поль пыныр - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) с деревянным язычком
175. Пургивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
176. Пургип-кавун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
177. Пуссипели - финский металлический
178. Пымель - кетский (Красноярск) деревянный
179. Пымл - кетский (Красноярск) деревянный
180. Пымыль - кетский (Красноярск) деревянный
181. Пыныр язычковый - селькупский (Тюмень, Томск, Красноярск) железный, костяной с орнаментом, бамбуковый
182. Пэнгивкэвун - эвенкийский (Сибирь, Китай) металлический
183. Раб нкас - бирманский
184. Рбаор
185. Рбиба - швейцарский
186. Ребаорбе - швейцарский
187. Риндинг - яванский (океанийский)
188. Рория - новозеландский бамбуковый
189. Рурия - маорийский (новозеландский)
190. Са трунфа - сардинский (итальянский)
191. Сага-сага - суматранский (океанийский)
192. Секебеку - южноафриканский
193. Сергёч кубос - чувашский
194. Сетёли - сотхоский (южноафриканский)
195. Скаччапенсьери - итальянский "изгонятель дум"
196. Суна да букка - румынский
197. Суупели - финский "челюстной инструмент"
200. Сууп-тумран - хантийский и мансийский
201. Суухарппу - финский "челюстная арфа"
202. Суяк-чанг-кобуз - узбекский и таджикский костяной
203. Тааветин харппу - финский "арфа Давида"
204. Темир ооз комуз - киргизский дугообразный железный, медный, бронзовый или латунный со стальным язычком
205. Темир-комуз - киргизский металлический
206. Темир-комыз - казахский металлический
207. Темир-комыс - тувинский металлический
207". Темир-комыс - хакасский металлический
207"". Темир-комыс - горно-алтайский металлический
208. Темир-кубыз - башкирский и татарский металлический
209. Темир-хомуз - тувинский
210. Темир-чанг - узбекский металлический кованый
211. Темир-чанг-кобуз - узбекский металлический
212. Темюр хуур - западномонгольский металлический
213. Тендор - мадхья-прадешский (индийский)
214. Террилбаканун - эвенкийский (Сибирь, Китай) деревянный
215. Тивтив - китайский
216. Тимер кумыз - башкирский металлический
216". Тимер-кумыз - башкирский и татарский
217. Тимпан - румынский
218. Титапу - кукаостровной (океанийский)
219. Тои - лаосский
220. Томра - хантийский
221. Тонг - вьетнамский
222. Тоунг - вьетнамский
223. Трёмми - швейцарский
224. Тремоло - швейцарский
225. Тримми - швейцарский
226. Тримпи - швейцарский
227. Тромп - шотландский металлический
228. Тромпа - баскский (Испания, Франция)
229. Трумбла - румынский
230. Трумп - баскский (Испания, Франция) металлический
231. Трумпад - ирландский металлический
232. Тумра - мансийский костяной
232". Тумра - хантийский деревянный или костяной
233. Тумран - мансийский
233". Тумран - хантийский костяной
234. Тхен - вьетнамский
235. Тюмюр хуур - монгольский металлический
236. Улибав - филиппинский
237. Улибао - калингаский (филиппинский)
238. Умша-ковыж - марийский
239. Утете - самоанский (океанийский)
240. Хамыс - якутский
241. Хозон - нивхский (Хабаровск, Сахалин) деревянный или железный
242. Хомус - якутский металлический с одним-тремя язычками
243. Хомыс - якутский
244. Хоэн-тунг - таиландский
245. Хуанг - китайский
246. Хулсан хуур - западномонгольский костяной, роговой, бамбуковый или деревянный
247. Хулузун-комыс - тувинский бамбуковый
248. Хулузун-хомус - тувинский
249. Хур - бурятский
250. Хуулипели - финский "губной инструмент"
251. Хуулихарппу - финский "губная арфа"
252. Хуур - бурятский, монгольский
253. Цинфоргна - швейцарский
254. Чайдоромб - венгерский металлический
255. Чанг - пакистанский металлический
256. Чанги занона - таджикский
257. Чанг-кавуз - узбекский металлический
258. Чанг-кобуз - таджикский металлический
259. Чанг-комуз - узбекский-афганский
260. Чангу - сунуварский (непальский)
261. Чинфорна - румынский металлический
262. Шанфорна - румынский металлический
263. Шейвеле - литовский металлический
264. Шынкобуз - каракалпакский (Узбекистан, Афганистан)металлический, популярный среди женщин
265. Ыяш-хомус - тувинский деревянный
266. Эго - индонезийский (океанийский)
267. Юнгготан - малайзийский
268. Юринг - индонезийский
269. Юринг ранггуин - темиарский (западномалайзийский)
270. Юута лайсен харппу - финский
271. Юуталайсхарппу - финский металлический "еврейская железная арфа"
272. Яш-хомуз - тувинский

273. Риолина - Колумбия | Riolina - Colubia

Варга н (от древнеславянского варга - рот, уста, губа), русское название язычкового народного инструмента.

Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребимые названия варгана : комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза).

Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

Под разными названиями аналогичный инструмент и его модификации встречаются у большинства народов мира. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установлено.

Некоторые из встречающихся названий: шанкобыз, аура, комус, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, тебир-комус, темир-комуз, ванияр, маультроммель, коусян, дан мои.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

Обычно делается из металла или дерева. До появления металла варганы делали из кости и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются деревянные модификации варгана . Деревянные варганы до сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, островах Океании.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае, в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии. На территории бывшего СССР, варганы наиболее широко распространены в Казахстане, Киргизии.

Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках, как древних, так и современных.

В разных странах варган называют: Gewgaw в Британии, Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri в Японии, Kumbing или kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa или Munnharpe в Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang в Китае.

Наименование хомуса и его разновидности у народов Европы и Азии (таблица)

Народность

Местное название варгана

Материал изготовления

Алтайцы

Темир-комус (комос), кобыс-тюнюр

Металл

Башкиры

Агач-кубыс (кымыз) Темир-кубыз

Дерево Металл

Белорусы

Дрымба, друмля, орган, ворган, вигран

Металл

Буряты

Металл

Венгры

Доромба

Металл

Итальянцы

Скаччиа пенсьери, марандзано

Металл

Казахи

Комыз Темир-комыз

Дерево Металл

Пымель

Кость, дерево

Киргизы

Темир-комуз (комус)

Металл

Китайцы

Дерево (бамбук)

Коряки

Ванни-яяй

Кость, дерево

Латыши

Варгас

Металл

Литовцы

Бандурелис, бандурка, шейвяле

Металл

Тумран Сууп-турман

Дерево Кость

Марийцы

Ковыж (комыж), кабас, кабаш, умша-ковыж

Металл

Молдаване

Дрымба, доромба

Металл

Нанайцы

Кунгха Пангапоан

Металл Металл (жесть)

Негидальцы

Конкихи

Дерево

Маультроммель

Металл

Дерево

Канга Выч-ранга Кунгахкеи

Дерево Металл (медь) Кость

Металл

Кунган

Дерево

Русские

Варган, зубанка

Металл

Селькупы

Кызыл-пыныр, кызыл-аль-пыныр Поль-пыныр

Металл Дерево

Таджики

Чанг-кобус, темир-чанг, чанги занона

Металл

Татары

Темир-кубыс, кымыз

Металл

Тувинцы Туркмены

Демир-хомус Кулузун-хомус Ыяш-хомус, чарти-хомус

Металл Дерево (бамбук) Дерево

Туркмены

Металл

Конгкой

Металл

Узбеки

Чанг-кобуз (кавуз), темир-чанг

Металл

Украинцы

Дрымбы, друмбля, орган, ворган

Металл

Металл

Филиппинцы

Кубинг

Дерево (бамбук)

Тумра, томра

Кость, дерево

Чуваши

Варам-туна, купас, палнай, вархан

Металл

Ванни яяр

Кость, дерево

Эвенки

Кэнгипкэвун, конгипкавун, пангипкавун Пургин-кавун

Металл Металл Дерево

Кункон

Дерево, кость, металл

Эстонцы

Пармупиллъ, коннапиль

Металл

Хомуз, хамiс

Металл

Как играть на варгане

Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щелка, в которую будет входить подвижный язычок. Затем язычок оттягиваем большим или указательным пальцем от себя. Отпускаем... и... по зубам!... Добейтесь, чтоб язычок не задевал зубы. Эффект звучания возникает за счет создания резонансного контура во рту, костях головы, гортани. Сам по себе инструмент не звучит.

Меняя объем резонансного контура, мы добиваемся разной тембровой окраски. Высота звука определяется величиной язычка и основы, поэтому она постоянна. Поэтому не пытайтесть изобразить мелодию. Музыка получается только за счет тембровой игры.

Существуют специальные наборы варганов разной высоты звука.

Здравствуйте, дорогие друзья.

У каждого народа есть своя традиционная музыка – фольклор, который является неотъемлемой частью народного творчества. Сегодня мы расскажем вам о мотивах республики Бурятия и представимбурятские народные инструменты. Вы сможете узнать о них много интересного, а в помощь вам будут картинки с названиями.

Немного о музыкальности населения

На протяжении всей истории музыкальная культура бурят возникала под влиянием разных частей мира – начиная от Центральной Азии оканчивая Дальним Востоком. Музыкальные эксперты отмечают, что местные мотивы близки музыке монголов, тувинцев, калмыков и других народностей Алтая.

Старинные виды музыки Бурятии имеют тесный контакт со скотоводством (игра на дудках), с ритуальными поклонениями богам и шаманскими традициями.

Народный стиль пения не отличается динамическими оттенками. Песни поются «во все горло» открытым и сильным звуком. Объясняется это тем, что издавна буряты музицировали на открытом степном воздухе, где нужно было перепевать ветер и пространство. Такие песни пели пастухи. Бурятские мотивы также исполняются , которое народ позаимствовал у .

Первые записи народного музицирования собрал в 1852 году Гмелин Иоганн – естествоиспытатель из Германии, который служил в Российской империи и путешествовал по Уралу и Сибири.

Эпический жанр и моринхур

В фольклоре страны есть несколько жанров:

  • семейно-бытовой,
  • культовый,
  • обрядовый,
  • исторический,
  • эпический,
  • лирический.

Оригинально звучат сказания народа о богатырях – баторах. Исполнителей эпического жанра называют улигерами. До сих пор в дальних частях страны можно насладиться песнями старцев. Особенный интерес представляет их музыкальный инструмент хур (моринхур).


Он струнно-смычковый, трапециевидной формы с шейкой, гриф которой украшен в виде головы коня. Почему именно этого животного? Дело в том, что звук моринхура очень похож на ржание лошади. Инструмент двухструнный и состоит из «мужской» струны, которая изготовляется из сто тридцати волосков скакуна и «женской» хвоста кобылы. В восточной традиции это символы мужчины и женщины.

Струны не щипаются, а зажимаются ногтями указательного и среднего пальцев, их внешней частью. Правой рукой держится смычок. На хуре играют в сидячем положении. Это преимущественно мужской инструмент, хотя на нем играют и женщины. Используется он как сольно, так и в аккомпанементе.

Предполагается, что хур прибыл в страну с Марко Поло в 1275 году. Это был подарок ему от правителей тогдашней династии Юань .

Струнные

Еще одним струнным народным инструментом гордятся местные жители – чанзой. Она сходна по форме с хуром, однако может быть и трапециевидной формы, с шейкой и грифом. Имеет три струны, которые щипаются. Чанза издает своеобразное шуршащее и дребезжащее звучание.

Зачастую она звучит в симфоническом оркестре, некоторые композиторы используют чанзу в качестве аккомпанемента под оперу из-за необычного тембра. Такое соло «струнной красавицы» можно услышать в балете Жигжита Батуева «Во имя любви».

В России чанзу реконструировали, добавив четвертую струну .

Другой щипковый инструмент очень напоминает славянские гусли – иочин. На корпус натянуты струны, о которые ударяют палочками из дерева, тростника или бамбука. Современные композиторы могут также пользоваться клавиатурой на иочине. Его используют по большей части в оркестре или ансамбле.

Деревянные духовые

Буряты славятся своим умениям игры на духовых инструментах. Старинным представителем таковых является лимбэ, она похожа на флейту. Это трубка из бамбука, верхний торец которой закрыт пробкой из дерева. Звучит сильно и очень пронзительно.


По диапазону охватывает около 2-х октав. Удивительно, но этого хватает для исполнения виртуозных мелодий с хроматическим рядом звуков. А чтобы играть непрерывно, следует дышать специальным образом.

Редкая техника игры на лимбэ, которая называется круговое или закрытое дыхание, зарегистрирована в списке ЮНЕСКО как нематериальное наследие. Этот метод очень сложен для воспроизведения. В стране есть два известныхвиртуоза игры — Александр Шодонов и Баттувшин.

На звучание лимбэ очень похожа музыка, извлекаемая из инструмента суур, только мелодии получаются мягче и нежнее. Суур изготовлен в виде флейты. Чаще всего его можно услышать в западной части Бурятии, а на востоке большая часть музыкантов играет на лимбэ.


Бишхур – духовой инструмент в виде гобоя. Исторически мастера изготовляли его таким образом, что он издавал пять звуков. Современные музыканты могут выдавать хроматический ряд.

Барабаны

Еще жители используют ударные. Самым распространенным и интересным можно назвать дынчики – это небольшие медные диски, которые нанизывают на стержень из металла и потом по ним бьют палочкой. Звучание получается вибрирующим и очень нежным.

Своеобразен барабан под названием дамару, имеющий форму песочных часов. Он обтянут кожей с обеих сторон. По ним музыканты ударяют кожаными шариками, которые прикреплены на веревках к самому барабану. Чаще всего на нем играют путешественники из-за его небольшого размера. Еще дамару используют в ритуальных практиках буддизма, об этом можете подробнее прочитать .


Варган

Еще один интересный маленький музыкальный инструмент, который очень любит народ – это варган — губной щипковый идиофон (источник звука – само тело инструмента).


Чтобы сыграть на нем, меняя тембр мелодии, нужно приложить его к зубам, изменять артикуляцию иправильно дышать. Делают варган обычно из кости, металла или дерева.


Модификации варгана можно встретить в большинстве стран мира. Это один из древнейших инструментов в истории человечества. О его точном происхождении уже несколько десятков лет спорят музыкальные эксперты. Предположительно, что появился варган пять тысяч лет назад в Южной Азии и позднее распространился почти на всю территорию земного шара.

Заключение

Мы рассмотрели самые известные инструменты Бурятии. Если вам известны еще какие-то интересные музыкальные инструменты этой республики, поделитесь с нами в комментариях!

А мы на этом прощаемся с вами, дорогие читатели.

До скорых встреч!