Художники греции и их картины. Картины греческих художников


Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в эпоху великих итальянских мастеров - эпоху Возрождения: искусство светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский, за что получил прозвище Тенеписец. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.
Во времена “Илиады” и “Одиссеи” вазопись примитивна – преобладал геометрический орнамент. В 7-6 вв. до н.э. на вазах пишутся сцены из легенд и мифов, особой популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Появляется техника чернофигурной росписи (закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красном фоне глины, ил.51).

В 530-525 гг. до н.э. появляется новый способ росписи ваз – краснофигурный (фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком, ил.52). Эта техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать одежду в мелких складках, узоры каймы, тонкие пряди волос и мелкие локоны.

Кроме Апполодора Тенеписца известны и другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного развития, как вазопись.

Керамические изделия покрывались орнаментальными и сюжетными росписями. С течением времени менялся и стиль росписей. Ранняя керамика отмечена так называемым черно-фигурным стилем - черные изображения на красном фоне. Позже появился краснофнгурный, или чернолаковый, стиль, когда черным лаком покрывался фон между росписями, которые на этом фоне контурно выступали, сохраняя тон основного материала - обожженной красной глины. Рисунок на вазах носил графический, плоскостной характер.

Наиболее распространенными формами ваз были: амфора (для хранения вина и масла) - изящный сосуд с округлой емкостью, высокой горловиной и двумя ручками; кратер (в нем к столу подавалось вино) - сосуд с емкостью в форме перевернутого колокола и двумя ручками в нижней его части; килик - сосуд для питья вина в виде плоской чаши на высокой ножке; гидрия (для хранения воды) - высокий сосуд с тремя ручками.

Античные вазы помимо своих художественных и утилитарных функций со временем приобрели еще одно значение - историко-документальное, так как изображения на них расширяют и уточняют наши представления о греческом искусстве, интерьерах, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

В архитектуре и в произведениях прикладного искусства Древней Греции видное место занимает орнамент. Как и все греческое искусство, он эволюционировал. Первоначально в нем преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны), но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей, природы или геометрическими. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и изобретательность в прорисовке различных декоративных элементов и деталей, применяя их в разнообразных вариациях, сочетаниях и ритмах, используя стилизацию. Постоянно меняя соотношения между ними, они добивались неповторимости произведений искусства.

Литературные источники подтверждают, что 4 в. до н.э. является ярким расцветом живописи. Художники создают станковые картины разных жанров: натюрморты, баталии, портреты, исторические картины. В 4 же веке в Сикионе появляется академия живописи со своими правилами преподавания, твердой теорией живописи с использованием перспективы. Другая школа возникла в Фивах, где создавались патриотические картины. К сожалению, картины мастеров, творивших в это время не дошли до нас.

В эпоху эллинизма в Александрии и в Пергаме возникает искусство реалистической живописи, которое получило свое развитие в портрете, пейзаже, карикатуре.

Древнегреческая скульптура, воспевающая духовную и физическую красоту человека свободного, стала эталоном для ваятелей и художников эпохи Возрождения и культуры классицизма. Музейные залы с античной скульптурой пользуются неизменным успехом у посетителей, восхищающихся совершенством древнегреческого искусства. Чудесные росписи на керамических сосудах тоже доставляют эстетическое наслаждение зрителям

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 17.12.2015 17:15 Просмотров: 4764

Древняя Греция представляла собой группу цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии.

В настоящее время термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения не только на той территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и для других регионов, заселенных греческим народом: Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии (Великая Греция), а также греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей. Это всё – Древняя Греция.

Но сами греки свою страну называют Элладой, а себя – эллинами. А Грецией страну начали называть древние римляне.
Греция – родина западной цивилизации, мировой демократии, западной философии, архитектуры, скульптуры, Олимпийских игр и т.д.

Изобразительное искусство Древней Греции

Скульптура

Самым любимым видом искусства у древних греков (эллинов) была скульптура. Статуями поощрялись любые достижения: победы спортсменов на Олимпийских играх, удачные пьесы драматургов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях. Древнегреческая скульптура известна многочисленными шедеврами, которые до сих пор вызывают восхищение.
Мастера скульптуры – Фидий, Мирон, Поликлет Старший.
Фидий (ок. 490 до н. э.-ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство его работ не сохранились, они известны только по описаниям античных авторов и копиям. Но слава его была огромной.

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии
Эта статуя – третье чудо света древнего мира. Она была воздвигнута в V в. до н. э. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 х 64 м поддерживали колонны из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.

Фидий «Афина Парфенос»
Знаменитая древнегреческая скульптура (447-438 г. до н. э.). Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
Богиня Афин, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме – Парфеноне.
Высота статуи 13 м. Выполнена из золота и слоновой кости.
Поликлет Старший – древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе во второй половине V в. до н. э. Поликлет часто изображал атлетов в состоянии покоя, спортсменов, олимпийских победителей.

Поликлет «Дорифор»
Самое знаменитое произведение Поликлета – «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе «канона Поликлета»: в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены; левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Поликлет «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)». Копия
Эта знаменитая статуя Поликлета создана около 430 г. до н. э.
Пракси́тель – древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Достиг совершенства в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

Пракситель «Афродита Книдская» (350-330 гг. до н.э.). Копия
Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.
Эпоха Александра Македонского и последующая за ней принесли в искусство новые настроения и темы. Художников (Апеллеса, Протогена и др.) стали интересовать душевные проблемы людей, их сомнения и поиск истины, а также состояние в трагические моменты (скульптурная группа Лаокоон). Скульптурные портреты уже передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (сохранился скульптурный портрет Александра Македонского).

Мирон «Дискобол» (V в. до н. э.). Музей Терм (Рим)

Вазовая живопись

Живописные произведения (фрески, картины) Древней Греции не сохранились, но вазовая живопись дает представление об их уровне.

Чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э. Государственное античное собрание (Мюнхен)
Чернофигурный стиль изображения (тёмные фигуры на светлом фоне) в классическую эпоху сменился краснофигурным: изображения стали более реалистичными.

Фиала (плоская жертвенная чаша без ручек) с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр (Париж)

Архитектура Древней Греции

Строительство храмов, главная архитектурная задача у греков, породило художественные формы, которые использовались потом при строительстве других объектов. Храмы Древней Греции сохраняли один и тот же основной тип, усвоенный позже и древними римлянами.
Греческие храмы не отличались размерами или другими особенностями. Они были похожи на жилища простых людей, но были более изящными.

Основные элементы греческого зодчества
Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.
Греческая архитектура делится на несколько периодов.
Вещественных памятников архаического периода ((VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.) не сохранилось.
Ранне-классический период (590 до н. э. - 470 до н. э.) – в основном дорический стиль, сначала тяжёлый и неизящный, потом делающийся более лёгким, смелым и красивым. К этой эпохе относится храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Вид на руины храма Артемиды в Эфесе
Классический период (470 до н. э. - 338 до н. э.) – самая блестящая пора греческого искусства. Продолжает господствовать дорический стиль, входит в употребление ионический стиль и коринфский.

Храм Ники Аптерос
К этому периоду относятся Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь, роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии), храм Зевса в Олимпии, знаменитый по своим скульптурным украшениям, в особенности по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.
Период эллинизма (338 до н. э. - 180 до н. э.) отмечен влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу. Главная забота – о пышности и эффектности сооружений; господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера - театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее.
Башня Ветров – древнейший метеорологический памятник в Афинах, высотой 12 м и диаметром около 8 м, построенный в это время.

Башня Ветров (Афины)

Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность - искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 - 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция - клочок земли в Средиземноморье. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был ее непосредственным преемником. Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Спокойная и величественная красота античного искусства служила образцом и для более поздних времен в истории искусства. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а (VII - VI век до н.э.); к л а с с и к а (V -IV век до н. э.); э л л и н и з м - (III _ I век до н. э.).

Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно - два ряда колонн.

Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу - такой стиль колонн назывался дорическим . В эпоху классики сложился стиль колонн ионический - колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками - в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн - они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером . Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль - дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.

Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э.), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции - . Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.

Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них - Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки - все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.

На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры - кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как М и р о н, Ф и д и й и П о л и к л е т. Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон - создатель скульптуры » Д и с к о б о л «.Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие - то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы П р а к с и т е л ь и Л и с и п п в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.

Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

Афина - одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Она - воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.

Наша страна не погибнет вовеки, ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
(Элегия Солона)

Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду - царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.

К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе:

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ

Или на небо ты сам бога узреть восходил?"

Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. "Царь богов и людей" сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя - задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой - жезл, увенчанный изображением орла - священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей.

Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.

Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.

Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.

Посейдон - главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.

Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ -Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице горогоны.

Гермес - вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес - вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не мргла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста.Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.

Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота - 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го - 1-го веков до н.э.

Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.

Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота - 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон - бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.

Вместе с архитектурой и скульптурой развивается древнегреческая живопись.

Принцип светотени

В период расцвета классического искусства в живописи был изобретён (затем утрачен и восстановлен снова) принцип светотени. Родоначальником применения данного открытия стал древнегреческий художник Аполлон Афинский, которого стали называть Теписец.

Он первый включил в палитру полутона. Ему последовали другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Творчество данных мастеров отмечается глубокой эмоциональностью и реалистичностью. Использование светотени положительно сказалось на развитии реализма в живописи.

Вазопись

К сожалению, монументальная живопись не обрела должного внимания в Древней Греции. Популярнее была вазопись, поскольку носила художественную и утилитарную функцию. Изделия из глины искусно расписывались орнаментом или сюжетами из жизни богов и людей.

Со временем менялся рисунок и стиль росписи. Рисунок, как правило, был плоскостной, графический. Впоследствии учёные по осколкам ваз узнали многое об истории, государственном устройстве, культуре Древней Греции, быте простых людей, интерьерах, костюмах. Часто на греческих вазах присутствовали нарисованные мифологические сюжеты.

Орнамент

Ярче всего древнегреческая живопись проявилась в орнаментах, расположенных на архитектурных сооружениях, и в произведениях прикладного искусства. Вначале в настенных рисунках присутствовали восточные мотивы (сфинксы, грифоны), затем всё чаще возникают изображения окружающей жизни и природы или геометрические символы.

Греческие художники древности обладали чувством меры и проявляли изобретательность, когда прорисовывали декоративные элементы, мелкие детали. Это сделало античное искусство эллинов неповторимым и самобытным.

Подлинных картин древних мастеров почти нет сейчас. Но исследователи при раскопках в Риме, Болгарии и других местах обнаруживают древнегреческие фрески позднеэллинского периода. Они иногда воспроизводят изображение более ранних образцов.

О развитии древнегреческой живописи можно судить по изображениям на монетах, ювелирных изделий. Бывает так, что на них скопированы какие-либо изображения с полотен греческих художников-монументалистов. Кроме того, важными являются письменные описания картин, упоминания о них в литературе, драматургии. Особенно значимыми для изучения истории древнегреческого искусства являются «Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов и другие.

Мифы Древней Греции – это захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

О мифах мы знаем не только благодаря античным авторам.

Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески с мифологическими сюжетами. И часть из них сохранились до наших дней.


Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в . В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.


Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

К тому же такое расположение в ряд не мешает той же «Весне» Боттичелли быть одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которая лично мне кажется наиболее правдоподобной. И дополнила ее своими собственными размышлениями.

2. Тициан. Вакх и Ариадна


Тициан. Вакх и Андромеда (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Андромеды на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Андромеды. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

3. Рубенс. Персей и Андромеда


Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Тот же Рубенс буквально «сталкивал» своих героев телами. И перед нами – уже невероятное переплетение рук, голов и ног.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.