Как открыть тугой кран на трубе. Что нужно знать о бытовых шаровых кранах


В моделях лучших производителей шар сделан из отполированной до зеркального блеска хромированной латуни. Конечно, существуют и пластиковые, и стальные изделия (например, Naval), однако в нашем быту чаще всего используются шаровые краны из латуни - без дополнительного покрытия, или никелированной, или хромированной.

Это связано с тем, что шаровые краны используют относительно мягкое кольцевое седло клапана для создания плотного уплотнения. Когда они частично открыты, давление подается только на часть седла клапана. Это может привести к деформации седла клапана и уменьшению его способности обеспечить хорошее уплотнение, которое вызывает его утечку.

Другая причина, по которой шаровые краны не являются хорошим выбором для регулирования потока, заключается в том, что они создают турбулентность и возможную кавитацию при использовании этого способа. Турбулентность и кавитация уменьшают расход, увеличивают шум и вибрацию и могут даже повредить клапаны и трубопроводы.


Корпус такого крана состоит из двух изготовленных методом горячей штамповки частей, соединенных левой резьбой с проклейкой. В более крупную из них изнутри (т. н. взрывобезопасное устройство) вставляется шток, на который и сажается сфера, загоняемая в эту же часть. Герметичность шарового крана обеспечивается внутренними прокладками (у газовых кранов - обычно из тефлона, у водопроводных - из тефлона или резины).

Что такое турбулентность потока? Разность давлений на клапане может вызвать турбулентный или нерегулярный поток на стороне входа клапана. Системные условия и конструкция клапана могут увеличить или уменьшить турбулентный поток. Как правило, всегда будет некоторый турбулентный поток на нижнем конце стандартного шарового клапана, особенно когда он только открывается и просто закрывается.

Что такое кавитация? Поток создает разность давлений на клапане. Быстрый перепад давления на клапане может вызвать кавитацию. Кавитация - быстрое образование и коллапс пузырьков пара в жидкости. Когда это произойдет, крах этих крошечных пузырьков пара может подорвать окружающий их материал клапана и трубы.


На штоке крепится ручка - "барашек", "бабочка" или "консоль", "рычаг". У шаровых кранов, предназначенных для газопроводных систем, ручка окрашивается в желтый цвет. Кроме того, сверху (в месте крепления ручки на штоке) обычно наносится своеобразная пломба -"клякса". Ручки водопроводных шаровых кранов чаще всего окрашивают в красный, синий, серый, черный (например, Bugatti) или белый (скажем, Itap для радиаторов, с "американкой") цвета.

Разность давлений на клапане больше для стандартного шарового клапана, чем для клапана с полным отверстием. Шаровые краны с полным отверстием, как правило, имеют небольшую разницу или не имеют разницы давления в клапане. Что такое размер отверстия клапана? Размер отверстия клапана - это размер отверстия через шарик, рабочая часть шарового крана. Разница между стандартным и полным шаровым клапаном имеет прямое отношение к размеру шарика и его отверстия. Размеры отверстий в полном порте такие же, как и внутренние диаметры портов клапана и используемой трубы.


Обратите внимание: газовые краны можно использовать "на воду", водопроводные "на газ" - нельзя.Будьте внимательны и в выборе уплотненительных материалов: паста или лента для герметизации резьбы также должны быть "...и на газ" (скажем,"MULTIPAK", а не "UNIPAK").


На корпусе крана имеется маркировка с указанием его размера (...3/8", 1/2", 3/4"...), номинального внутреннего диаметра (скажем, DN 20) и номинального давления, на которое он рассчитан (PN 30, например). Ну, и логотип производителя (не всегда).

Стандартный размер отверстия порта примерно такой же, как и следующий меньший размер трубы. Это связано с тем, что шарики в стандартных клапанах имеют размеры пропорционально их корпусам клапанов и размерам отверстий. Что такое пропускная способность и как она связана с потоком? Жидкости и газы легко перемещаются из одного места в другое с относительно низкой силой. Измерение потока газов немного сложнее, чем измерение потока жидкости, поскольку газы могут быть сжаты. Как правило, поток или пропускная способность системы представляет собой объем жидкости или газа, которые могут проходить через него за определенное количество времени.


Шаровые краны могут быть прямыми и угловыми, могут быть оснащены сгоном с накидной гайкой (т. н. "американкой"), штуцером для шланга, косым фильтром, спускным клапаном... Они могут быть проходными, Т- или L- образными... Они монтируются в трубопровод резьбовыми соединениями, паечными, "обжимными"... С использованием шаровых кранов может быть подключен радиатор, стиральная машина, унитаз и так далее.

Что такое коэффициент расхода? Он используется для расчета длины прямой трубы, равной сопротивлению потоку, создаваемому локтем или клапаном или любым другим компонентом, который влияет на поток из-за трения, турбулентности или ограничения потока. Высокий коэффициент расхода означает низкое сопротивление потоку, а низкий коэффициент расхода означает высокую устойчивость к потоку.

Шаровой кран с полным отверстием имеет низкое сопротивление течению, примерно такое же, как и прямой кусок трубы. Это означает, что шаровой клапан с полным отверстием вызывает очень небольшой перепад давления на клапане. Путь потока через стандартный проходной шаровой клапан более узкий с более высоким сопротивлением потоку. Это сопротивление течению вызывает больший перепад давления на клапане.


Однако во всех случаях шаровые краны предназначены только для запирания потока (или перевода в его в другую трубу) - но никак не для регулировки его объема путем перевода ручки в положение неполного открытия/закрытия. Это не только малоэффективно, но и попросту расточительно: "промежуточное" положение сферы приводит к быстрому стачиванию ее тонкого края, не рассчитанного на сопротивление потоку, а в образующихся при этом застойных зонах начинают копиться отложения различных примесей. из-за которых кран однажды попросту заклинит. Право, не стоит использовать его вместо старой доброй задвижки или современного терморегулирующего клапана.

Ручные клапаны по типу конструкции

Клапанный элемент вращается в проходе, чтобы остановить поток. Клапанный элемент действует как «уплотнение» или «заглушка» в проходе, чтобы остановить поток. Клапанный элемент «вставлен» в канал, чтобы остановить поток. Клапанный элемент «зажимается» от прохода снаружи, чтобы остановить поток.

Шаровые краны обеспечивают очень хорошие возможности отключения. Простой четверть оборота полностью открывает или закрывает клапан. Эта характеристика минимизирует время работы клапана и уменьшает вероятность утечки из-за износа уплотнения сальника. Шаровые краны можно разделить на две категории: уменьшенное отверстие и полное отверстие. В клапанах с уменьшенными отверстиями отверстие клапана меньше диаметра трубопровода; в клапанах с полным отверстием отверстие клапана имеет тот же размер, что и диаметр трубопровода.


Шаровой кран, используемый подобным образом, выходит из строя гораздо быстрее, чем мог бы, используйся он по прямому назначению. ...И еще одна маленькая рекомендация: не ленитесь время от времени несколько раз закрыть-открыть шаровые краны, стоящие "без движения".

Попытаемся разобраться, что такое шаровый краник и разберём его на «винтики».

Шаровые краны с полным отверстием часто оцениваются, поскольку они минимизируют падение давления на клапане. Клапаны шаров обычно рекомендуются только для использования в полностью открытом или полностью закрытом положении. Они не подходят для регулирования потока, будучи частично открытыми, поскольку шаровые клапаны используют кольцевое мягкое седло клапана. При использовании в частично открытом положении давление наносится только на часть седла клапана, что может привести к его деформации. Если седло клапана деформируется, его герметизирующие свойства ухудшаются, и в результате он будет течь.

Слева направо. Первыми идут 4 краника размером в 1/2 дюйма или 15 мм.
Следующая за ними пара - размером 3/4 дюйма или 20 мм.
Первый краник в «четвёрке» заметно худощавее всех остальных, тоже самое можно сказать и про первый краник 3/4 по сравнению со вторым.

Фотографии делал как попало, так что номера немного разбросаны.

На этом комбинированном снимке тонкий или худощавый краник под номером «2».
Теперь сравним визуально внешне вроде бы одинаковых краников, смотрим на краник под номером «2» и под номером «3».
Не буду говорить что под номером «2» - говно-кран. Назовём такие краники: эконом-вариант.

В дроссельных клапанах поток регулируется через элемент дискообразного типа, удерживаемый на месте в центре клапана стержнем. Подобно шаровым кранам, время работы клапана короток, потому что клапанный элемент просто поворачивается на четверть оборота, чтобы открыть или закрыть проход.

Клапаны-бабочки отличаются простой конструкцией, легкостью в весе и компактной конструкцией. Их размерность лицом к лицу часто чрезвычайно мала, что делает падение давления на дроссельной заслонке намного меньшим, чем шаровые клапаны. Материалы, используемые для клапанного элемента и уплотнения, могут ограничивать их применение при более высоких температурах или в определенных типах жидкостей. Клапаны-бабочки часто используются для применений для воды и воздуха и в приложениях с большими диаметрами труб.

Теперь возмём ту пару размером 3/4 и сравним их. При покупке краника вы сразу же сможете определить, что краник эконом класса будет на порядок легче, а по ценнику - дешевле. Визуально отличить их меж собой тоже очень просто.
На фото под номером «1» краник эконом-класса, а под номером «2» - нормальный краник.

В этом типе клапана регулирование скорости потока определяется не размером отверстия в седле клапана, а лифтом задвижки клапана. Одной из особенностей глобусных клапанов является то, что даже если используется в частично открытом положении, существует меньшая опасность повреждения седла клапана или плунжера клапана жидкостью, чем при использовании других типов ручных клапанов. Среди различных доступных конфигураций клапаны типа иглы особенно хорошо подходят для контроля расхода.

Время работы клапана также больше, потому что шток клапана должен быть повернут несколько раз, чтобы открыть и закрыть клапан, и это может в конечном итоге вызвать утечку уплотнения сальника. Кроме того, следует позаботиться о том, чтобы не сдвинуть клапан слишком далеко, потому что есть вероятность, что это может повредить посадочную поверхность. Конструкция задвижки аналогична конструкции шлюза: поток контролируется подъемом или опусканием клапанного элемента, который обычно доступен в трех разных типах: сплошной, гибкий и разделенный.

Обратите внимание на толщину стенок краника. Тоньше металл и краник потенциально легче сломать.

Вот пример, лопнувшей стенки краника эконом-класса. Видно что стенки вроде и толстые, но сам кран явно не из латуни, на вес он едва ли перевесит моток обычной изоленты.

Последние два типа помогают предотвратить деформацию клапанного элемента и корпуса из-за различных условий эксплуатации. Как и шаровые клапаны, запорные клапаны обычно не используются для регулирования расхода. Одной из причин этого является то, что элемент клапана может быть поврежден, когда он находится в частично открытом положении. Точно так же они полностью ограничивают падение давления на клапане. Однако установка клапана в полностью открытое или закрытое положение требует многократного поворота рукоятки, что, как правило, делает эти клапаны наиболее долгое время работы между указанными здесь типами клапанов.






Но это не самое страшное, что может случиться с краником при использовании его под высоким давлением. Дешёвые краники могут отвалиться сами по себе, т.е. от того давления что в трубе + внешняя нагрузка при открытии и закрытии.

Диафрагменные клапаны используют метод «защемления», чтобы остановить поток клапана с помощью гибкой диафрагмы. Они выпускаются двух типов: плотины и прямолинейные. Наиболее часто встречающиеся из них - тип водослива. Это связано с тем, что прямолинейный тип требует дополнительного растяжения диафрагмы, что может сократить срок службы диафрагмы.

Одним из основных преимуществ использования мембранных клапанов является то, что компоненты клапана могут быть изолированы от технологической жидкости. Подобным образом, эта конструкция помогает предотвратить утечку жидкости без использования уплотнения сальника, как видно на других типах клапанов. С другой стороны, диафрагма становится легче носить, и регулярное техническое обслуживание необходимо, если клапан используется на регулярной основе. Эти типы клапанов обычно не подходят для жидкостей с очень высокой температурой и в основном используются на жидких системах.

Я вот, первое время как пришел в сантехнику, очень долго не мог запомнить, как правильно»сальник» или «ссальник».
Вроде же всё очевидно, сальник нужен чтобы из под него не ссало, значит его и называть надо «ссальник», но нет…

Некоторые шаровые краники имеют сальниковую гайку, а некоторые её не имеют.

Что это такое спросите вы, и зачем оно нужно? Тут дело вот какое. Многие сантехники или просто «бывалые» уже с глазу на глаз встречались с проблемой, когда перекрываешь воду подобным краникам, вода начинает свистать из-под ручки в разные стороны. И вода эта свищет в переменном положении краника. Т.е. когда ручка между позициями «Открыто» и «Закрыто.»

Примечание. Существует клапан для паровых систем, который имеет аналогичное название. Это автоматический клапан с приводом типа диафрагмы. Это часто сокращается до «диафрагменного клапана», поэтому, когда к клапану относится это название, необходимо позаботиться о том, какой тип клапана он имеет.

На этой странице объясняется все, что вам нужно знать о ирригационных клапанах! Существует множество различных типов оросительных клапанов. Для вашей ирригационной системы вам понадобится как минимум два разных типа. Этот клапан должен быть установлен в ближайшей точке, возможной для вашего источника воды, то есть в месте, где вы подключаетесь к ирригационной системе. Без этого клапана вам нужно будет отключить воду во весь дом, если вы хотите работать на магистральных или оросительных клапанах. Наиболее часто используемые клапаны для этой цели - «задвижки», потому что они недороги.

Так вот, если такая проблема имеется в вашей запорной арматуре, то снимите ручку и посмотрите, есть ли там сия гаечка, которой собственно и можно было бы поджать этот самый сальник.

Из всех представленных на фото мы видим одно «слабое звено. » Это краник под номером «2». Этот экземпляр не имеет гайки подтяжки уплотнителя. Так что в случае фонтанирования, такой краник спасёт только замена.

К сожалению, дешевые задвижки, которые вы, вероятно, найдете в вашем местном магазине, также имеют тенденцию терпеть неудачу после очень короткого периода времени. Они стоят немного больше, но намного надежнее и будут длиться в несколько раз дольше. Так что если вы платите вдвое больше за шаровой клапан, это, вероятно, все же самое лучшее дело! Если вы хотите использовать задвижку, убедитесь, что она является «клиновым» типом и покупает хорошее качество. Нет ничего хуже, чем пытаться восстановить систему, когда вы не можете полностью отключить воду.

Но от того что вода в переменном положении ручки краника брызжет в стороны, собственно нет ничего криминального, если конечно такой кранчик не расположен над бумажным архивом пятого века.

Ну, а теперь посмотрим на гайку поближе, выкрутим её и заглянем из чего сделан сальник:

Остальная часть этой страницы посвящена клапанам управления орошением. Это клапаны, которые включаются и выключаются спринклеры, они также могут использоваться для систем капельного орошения. Другие названия, которые когда-то использовались для них, - это оросительный клапан, спринклерный клапан, электромагнитный клапан и газовый клапан. Иногда их неправильно называют садовыми клапанами. Садовый клапан - это ручной клапан, к которому подключается садовый шланг.

У вас есть два основных типа регулирующих клапанов. Этот клапан доступен в любом размере и обычно устанавливается под землей в коробке или хранилище. Так как он не содержит инвертор обратного потока, вы должны предоставить его отдельно. Клапан типа глобуса является наиболее часто используемым клапаном на коммерческих и более крупных спринклерных системах.

Ну, а теперь давайте разберём это устройство и сразу нам станет понятно, почему этот краник называют шаровым.
Состоит он из двух половинок, две половинки соединяются между собой с помощью резьбового соединения.
Там вроде как клей ещё присутствует…
Многие сантехники, придерживаются мнения, что шаровый кран необходимо закручивать цельной стороной к подающей трубе.
Придумали это на случай, если вдруг краник развалится на 2 части, из которых он состоит, то потенциально остатками краника можно будет частично перекрыть воду. Возможно такое бывает. Но разобрав не мало краников (по крайней мере тех, что поддаются разбру) - я не увидел не в в одном возможности проделать такое. Давайте разберёмся с этим, но по порядку.


Выкрутив одну половинку корпуса краника, можно увидеть тот самый шарик со сквозным отверстием. На фото он в положении «Открыто»:


Поставил ручку и повернул в положение «закрыто»


Теперь, если перевернуть корпус краника шариком в низ, то шарик вывалится. Заметьте, это в положении «Закрыто».


Когда шарик достали можно увидеть элемент «отвёртка», который собственно и вертит шарик отрывая или закрывая воду.


На этом фото все съёмные части краника. Не снимал только фторопластовые уплотнители шарика, «отвёртку» и фторопластовый сальник «отвёртки».

Для полноты картины «располовинил» краник эконом-класса 3/4. Конструкция идентична.


Да, кстати, дорогой краник не разобрал не потому что жалко, а потому что не хватило сил его раскрутить.

А теперь давайте вернёмся к теории, что половиной краника можно перекрыть воду. Вот вам два разных краника, оба они в положении «Закрыто».


Переворачиваем, и оба шарика без труда «выпадают» из корпуса. Так что под давлением воды их может «выстрелить», но и также их может и заклинить в люфте «отвёртки», так что, теоретически, перекрыть воду можно, но не полностью.

Вы должны понимать, что под «перекрыть воду половинкой краника» подразумевается не перекрыть и забыть, а повернуть ручку в положение «Закрыто» и если вам повезло и шарик не выдавило, то один остаются у краника и производит всевозможные ритуалы и уговоры что бы шарик не вылетел, а второй бежит перекрывать воду в стояке или где-то там ещё.

Шаровые краники имеют два положения «Открыто» и «Закрыто» и никаких других положений между ними нет!
Если вам надо регулировать поток воды в батарее - используйте терморегулятор, если надо уменьшить напор воды, то используйте вентильный краник.

Если усиленный краник в положении ручки в 45 градусов и проживет пару лет, то в случае с краником эконом-класса, ему придёт звиздец уже через пол года. При попытке повернуть ручку в положение «Закрыто», ручка будет стоять мёртво, едва ли повернувшись. Многие в этом случае применяют силу и тогда «отвёртка» может провернуться в шарике и кранику прямая дорога на металлолом.



Вот собственно сломался сам шарик.


Если уж случилось так, что у вас установлен именно такой краник и вы не можете до конца закрыть воду, ручку краника не повернуть, то делайте так.

Возьмите ключ рожковый или разводной, наденьте его на ручку краника и не спеша потихонечку разработайте его движение. Двигайте ручку по не много вперёд-назад постепенно увеличивая амплитуду. Быть может вам удастся перекрыть воду.

Я не говорю, что краники эконом-класса нельзя вообще использовать. Их можно использовать, например, в загородном доме, где давление воды не превышает 1 Кг. Но запорный краник на вводе, если у вас центральный водопровод, должен быть усиленным. Когда уезжаете на долго - перекрывайте воду. Самое важное это не намотать слишком много уплотнителя во время монтажа, чтобы он не лопнул.
Что касается многоэтажных домов, то используйте исключительно качественную арматуру, не экономьте на этом. Прорыв может затопить соседей снизу…


В итоге залита квартира в которой стоял сей ниппель.

Будьте внимательны при выборе сантехнических комплектующих!