Понятие классификация и особенности международных организаций. Понятие, основные признаки и классификация международных организаций


Международные организации - международные объединения, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей.

Виды международных организаций:

1) неправительственные организации - основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами. Уставы этих организаций не являются международными договорами. Неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут обладать всеми элементами международной правосубъектности.

2) межправительственные организации - созданные первичными субъектами международного права;

Признаки международных организаций:

    Создаются суверенными государствами (не менее 3)

    На договорной основе

    Имеют определенные цели

    Имеют систему постоянно действующих органов

    Обладают МП правосубъектностью

    Действуют в соответствии с нормам МП

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом. Их правосубъектность ограничена уставными целями и задачами.

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

Все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

ММПО можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

б) по кругу участников - универсальные и региональные;

в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;

д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Основные права международных организаций:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

3) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

  1. История создания, цели, принципы, основные направления деятельности оон

ООН была создана в период Второй мировой войны, ко­гда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Декларация о намерениях 4 декабря 1941 г. – СССР и Польская Республика – идея создания международной организации.

Атлантическая хартия 14 августа 1941 г. - Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «ра­ботать вместе с другими свободными народами, как в вой­не, так и в мире» - Свод принципов международного со­трудничества в поддержании мира и безопасности.

Конференция в Ва­шингтоне в сентябре - ок­тябре 1944 г., - США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях бу­дущей организации.

Совещание Объединен­ных Наций 25 апреля 1945 г. - делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско. Приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей.

26 июня 1945 года подписан Устав ООН. 24 октября Устав был ратифицирован пятью по­стоянными членами. 24 октября – День ООН.

ООН - универсальная межд. межправительственная организация. ООН создана в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между госу­дарствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

Цели ООН.

    Поддерживать межд. мир и безопасность.

    Развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и са­моопределения народов.

    Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера.

    Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы ООН:

    суверенное равенство всех ее членов;

    добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

    разрешение межд. споров мирными средствами;

    отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической не­зависимости любого государства;

    обеспечение того, чтобы государства, не являющие­ся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддер­жания межд. мира и безопасности;

    невмешательство во внутренние дела государств;

    уважение основных прав и свобод человека;

    равноправие и самоопределение народов;

    сотрудничество и разоружение.

Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и соци­альный совет, Секретариат и Международный суд.

Структура и содержание Устава ООН: цели и принци­пы ООН; члены организации; органы, мирное разреше­ние споров; действия в отношении угрозы миру; само­управляющиеся территории; региональные соглашения; межд. система опеки.

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств.

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющие необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

Современные международные экономические организации делятся на 2 типа: межправительственные и неправительственные организации.

Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

Такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами - членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру, что подтверждает постоянный характер организации, и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, значит, обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.

Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Также в современном мире существует и другой тип международных организаций - это международные неправительственные организации, которыми считаются любые международные организации, неучрежденные на основании межправительственного соглашения.

Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта.

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, следовательно, международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.

международный политический экономический научный правовой

  • 3. Современные международные экономические организации
  • 1. Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO).

Созданная в 1995 г. Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности.

Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

  • 1) ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.
  • 2) ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
  • 3) Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивающей экономический рост и развитие, и повышение благосостояния людей.

Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами - членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Функции ВТО:

  • А) административная работа, связанная с многосторонними соглашениями и их имплементацией;
  • Б) наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;
  • В) выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;
  • Г) обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров;
  • Д) наблюдение за торговой политикой государств;
  • Е) сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики.

Основополагающие принципы ВТО:

  • - торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования);
  • - предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам;
  • - содействие справедливой конкуренции;
  • - защита посредством таможенных пошлин;
  • - поощрение развития и экономических реформ.

В ВТО на данный момент входят 153 страны, такие как, Австралия, Австрия, Канада, Китай, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, США, Турция и пр.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года.

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действиями многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А Соглашения о создании ВТО.

Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ - 1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избеганием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подчиняются 4 комитета: комитет по торговле и развитию; комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом; комитет по бюджету, финансам и комитет по административным вопросам. Также, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и рассмотрению спорных вопросов.

2. Организация стран - экспортеров нефти - ОПЕК (ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES - OPEC).

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Цели создания ОПЕК:

  • - координация и унификация нефтяной политики государств - членов;
  • - определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • - изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний;
  • - необходимость обеспечения устойчивых доходов стран - производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран - потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

В составе ОПЕК - 12 стран. Учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Статья 7 Устава ОПЕК определяет включение в организацию - полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией.

Любая другая страна, в значительных мерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством, включая голоса всех членов-учредителей.

Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств - членов».

Конференция, состоящая из делегаций (до 2-х делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства - члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету.

Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих. В своей работе Конференция опирается на ряд комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.

Совет управляющих проводит не менее 2-х сессий в год, на которых должны быть представлены все государства - члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

3. Международная торговая палата - МТП (INTERNATIONAL CHAMBER OF COMMERCE - ICC).

Международная торговая палата была основана как неправительственная организация в 1919 году. Это - действующая во всемирном масштабе организация частного предпринимательства, объединяющая компании и другие объединения из развивающихся и развитых стран.

Цели создания:

  • - содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов;
  • - принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
  • - защита системы частного предпринимательства;
  • - стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.
  • 1) привлечение внимания правительств к проблемам бизнеса;
  • 2) представление рекомендаций правительству страны, где проходит встреча «Группы 7»;
  • 3) представление точек зрения, существующих в промышленно развитых и развивающихся странах, в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях;
  • 4) обеспечение гармонизации торговой практики;
  • 5) подготовка принимаемых добровольно кодексов поведения в сфере бизнеса;
  • 6) рассмотрение вопросов, затрагивающих предпринимательство, банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование, морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвестиции, интеллектуальную собственность, маркетинг и торговую политику;
  • 7) комментарии к законодательным предложениям и другим изменениям, затрагивающим сферу деятельности МТП, и доведение до сведения мировой общественности своих взглядов;
  • 8) борьба с экономической преступностью.

Членство может быть приобретено за счет принадлежности к национальному комитету или национальной группе МТП либо прямого членства в странах, не имеющих национального комитета или группы.

Членами могут стать следующие экономические организации:

  • - корпорации, компании, фирмы и другие юридические лица, а также частные лица, связанные с международным бизнесом;
  • - национальные и местные организации, представляющие предпринимательские и профессиональные интересы своих членов, если главные цели таких организаций не являются политическими.

Совет, являющийся высшим руководящим органом, собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группировками.

Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена, несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП. Он проводит не менее трех сессий в год, дважды совместно с Советом. Генеральный секретарь является секретарем Исполнительного совета.

Финансовый комитет консультирует Исполнительный совет по финансовым вопросам, подготавливает бюджет, контролирует бюджетные расходы и доходы, представляет очередные доклады Исполнительному совету.

Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП.

Политика МТП и практические рекомендации разрабатываются специализированными рабочими органами (комиссии, рабочие группы). Комиссии занимаются основными вопросами политики МТП (международная торговая политика, финансирование, международный арбитраж, страхование, налогообложение, многонациональные предприятия и международные инвестиции, окружающая среда, энергетика). Рабочие группы создаются на временной основе для разработки и осуществления конкретных проектов, о чем представляют доклады соответствующему постоянному органу.

Международный арбитражный суд, включая Международную организацию по урегулированию споров в морских перевозках и Международный центр экспертизы, является ведущим органом по разрешению международных торговых споров посредством арбитража.

Международное бюро торговых палат (МБТП) является всемирным форумом торговых палат. Оно обеспечивает проведение международных встреч для обсуждения возникающих проблем, обмена опытом и знаниями между руководящими работниками палат развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.

Всемирный промышленный совет по вопросам окружающей среды выступает в качестве защитника интересов деловых кругов, связанных с экологическими вопросами, и поддерживает тесные связи с правительствами и международными организациями.

Службы МТП по борьбе с экономической преступностью:

  • 1) Международное морское бюро занимается предотвращением и борьбой с мошенничеством в международном морском транспорте;
  • 2) Бюро МТП по борьбе с подделками занимается предотвращением подделок товаров с торговыми марками, а также патентов, авторских прав и промышленных образцов и моделей;
  • 3) Бюро по борьбе с экономической преступностью занимается коммерческими преступлениями в области банковского дела, инвестиций, страхования;
  • 4) Центр морского сотрудничества содействует развитию международного морского сотрудничества на всех уровнях и во всех аспектах морской индустрии, за исключением судостроительства.

Конгресс является высшим органом МТП.

Конференции проводятся в периоды между конгрессами в целях обсуждения конкретных тем, имеющих важное значение для международного сообщества деловых кругов.

Национальные комитеты и группы выражают основные экономические интересы своих стран.

4. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (UNITED NATIONS CONFERENCE ON TRADE AND DEVELOPMENT - UNCTAD).

Создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.

Членами ЮНКТАД являются 193 государства.

Цели создания ЮНКТАД:

  • А) содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • Б) установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • В) рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • Г) принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • Д) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Функции ЮНКТАД:

  • 1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами;
  • 2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • 3. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества;
  • 4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;
  • 5. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • 6. Регулирование ограничительной деловой практики;
  • 7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг;
  • 8. Содействие координации деятельности в рамках ООН;
  • 9. Сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).
  • 5. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО - МТЦ (INTERNATIONAL TRADE CENTER UNCTAD/WTO - ITC).

Создан в 1964 г. по решению стран - членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развития торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов.

С 1968 года ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ.

В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства - члены ВТО и ЮНКТАД.

Цели создания:

  • - содействие созданию в развивающихся странах инфраструктуры для стимулирования торговли;
  • - выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков;
  • - создание специализированных национальных служб содействия торговле;
  • - стимулирование развития торговли на многосторонней основе;
  • - подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций.
  • 1. Содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;
  • 2. Оказание услуг по технике осуществления торговых операций;
  • 3. Предоставление информации о международной торговле;
  • 4. Оказание содействия в подготовке кадров;
  • 5. Предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;
  • 6. Определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.

Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам.

Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа - ОКГ по делам МТЦ, в состав которой входят представители всех государств - членов ЮНКТАД и ВТО. В компетенцию ОКГ входит проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и выработки рекомендаций для руководящих органов ЮНКТАД и ВТО. В период между сессиями ОКГ оперативная деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом, который отвечает за общее руководство деятельностью МТЦ. МТЦ не имеет региональных или страновых представительств.

Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет.

МТЦ координирует свою деятельность с рядом международных организаций, в особенности с теми, которые входят в систему ООН.

  • 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций

    Международная организация (МО) - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин международные организации≫ употребляется применительно и к межгосу-

    дарственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

    Межд. межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора

    для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:

    а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли,

    здравоохранения и др.;

    б) по кругу участников - универсальные и региональные;

    в) по порядку приема новых членов - открытые или за-

    г) по сфере деятельности - с общей или специальной

    компетенцией;

    д) по целям и принципам деятельности - правомерные

    или противоправные;

    е) по количеству членов - всемирные или групповые.

    Признаки ММПО.

    1. Членство не менее трех государств.

    2. Постоянные органы и штаб-квартира.

    3. Наличие учредительного договора.

    4. Уважение суверенитета членов-государств.

    5. Невмешательство во внутренние дела.

    6. Установленный по

    Межне правительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и

    объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают:

    а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;

    б) женские, по охране семьи и детства;

    в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

    г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

    МО являются вторичными или производными субъектами МП и создаются государствами. Процесс создания

    МО включает три стадии:

    1) принятие учредительных документов организации;

    2) создание ее материальной структуры;

    3) созыв главных органов - начало функционирования.

    Структуру МО составляют органы МО - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного

    или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

    Межправительственные;

    Межпарламентские (характерно для Европейского

    союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

    Административные (из межд. должностных лиц, находящихся на службе в МО);

    Состоящие из лиц в личном качестве и др.

    31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.

    Международная межправительственная организация, как отмечено в главе "Субъекты международного права", обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

    Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - Уставе - как специ­альной разновидности международного договора .

    Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

    В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

    В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

    В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

    В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

    В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

    Внутреннее право международных организаций. Этот тер­мин используется для обозначения норм, создаваемых в каж­дой организации для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками организации. Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов.

    Существенное с правовой точки зрения значение имеют нормы о статусе лиц, входящих в состав персонала организа­ции. Избранные или назначенные высокие должностные лица, а также заключившие контракт сотрудники принадлежат к международной гражданской службе и в течение срока полно­мочий не должны получать указаний от своих правительств и подвергаться их влиянию при исполнении своих обязанностей. Они ответственны только перед организацией и ее высшим долж­ностным лицом - генеральным секретарем или директором. По окончании срока службы им обеспечивается выплата пен­сий из фонда организации.

    В настоящее время широко признается положение о наличии двух составляющих правотворческой деятельности международных организаций: а) непосредственное участие в создании норм международного права; б) участие в правотворческом процессе государств7. Вместе с тем анализ международно-правовой литературы свидетельствует об отсутствии единого понятийного аппарата по данному вопросу. В доктрине используются различные термины для определения участия международных организаций в правотворческой деятельности: формы8, способы9, направления10, виды11, аспекты12.

    При участии в правотворческом процессе государств (такую деятельность иногда называют квазинормотворческой13 или вспомогательной функцией14) международные организации сами не создают норм международного права, а лишь участвуют в правотворческом процессе государств. По мнению профессора Г. И. Тункина, роль международных организаций в заключении договоров между государствами состоит в том, что они подготавливают и принимают окончательный текст международного договора или подготавливают предварительный текст договора (если созывается специальная международная конференция).

    Кроме вспомогательной функции международные организации осуществляют непосредственную правотворческую деятельность (иногда именуется собственно нормотворческой37). Выделяется три основных вида непосредственной правотворческой деятельности: а) заключение международными организациями международных соглашений (в правовой литературе этот вид иногда называют внешним правом международных организаций38); б) принятие решений, определяющих поведение стран-членов по основным вопросам деятельности организации, или внешняя регламентация; в) принятие решений по внутриорганизационным вопросам, или создание внутреннего права.

    40. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.

    Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.

    Для классификации международных организаций применяются различные критерии:

    1) по характеру членства:

    а) межправительственные;

    б) неправительственные;

    2) по кругу участников:

    а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

    б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

    в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

    3) по компетенции:

    а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);

    б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

    4) по характеру полномочий:

    а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;

    б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

    5) с точки зрения порядка приема в международные организации:

    а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

    б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);

    6) по критерию структуры:

    а) организации с упрощенной структурой;

    б) организации с развитой структурой;

    7) по критерию способа создания :

    а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;

    б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

    Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

    Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

    Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

    1. Категория «международное юридическое лицо». Вопросы правосубъектности международных межправительственных и неправительственных организаций Двадцатый век дал международному частному праву новую категорию - «международное юридическое лицо», роль которой еще не

    Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

    2. Понятие и классификация групп коммерческих организаций, действующих на территории нескольких государств (транснациональных корпораций) Экономический рост капитала частных компаний, усиление конкуренции, необходимость захвата новых рынков сбыта и уменьшения

    Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

    Статья 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

    автора Глебов Игорь Николаевич

    Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

    Из книги Международное право автора Вирко Н А

    2. Процессуальная правоспособность иностранных международных организаций В ГПК РФ закреплено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. В ст. 399 ГПК РФ дается определение

    Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

    Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

    13. Понятие «права международных организаций» Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.К принципам права международных

    Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

    16. Классификация международных правонарушений В международном праве выделяют два вида правонарушений: простые правонарушения (деликты) и международные правонарушения. Также выделяют в особую категорию преступления против мира и безопасности человечества. Среди

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    СТАТЬЯ 308. Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств Таможенные льготы для международных межгосударственных и

    Из книги История международного права. Ответы на экзаменационные билеты автора Левина Людмила Николаевна

    35. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в

    Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

    7.2 Преступления: понятие и классификация Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).Деяние – это поведение (поступок) человека в

    Из книги автора

    Из книги автора

    1. Понятие истории международного права История международного права – это наука, изучающая становление и последующее развитие международного права в различных сферах жизни. История международного права и в настоящее время оказывает влияние на современные

    Из книги автора

    Понятие сделок и их классификация Сделки – действия субъектов (участников) гражданских правоотношений, направленные на возникновение, изменение или прекращение этих отношений. Таким образом, это всегда волевое, осознанное действие, то есть юридический

    Согласно Словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова термин «международный» определяется как «относящийся к внешней политике, к сношениям между народами, государствами», а также «существующий между народами, распространенный на многие народы, интернациональный». Слово «организация» происходит от латинского слова organize - «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организация - это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

    Таким образом, международная организация - это межгосударственная или общественная организация, созданная на основе учредительного документа программного или нормативного характера для достижения определенных целей. Система международных отношений констатирует, что международные организации создаются суверенными государствами для коллективных реализаций определенных целей и задач Додонов В.Н., Румянцев О.Г. Международное право, под общей ред. Акад. МАИ, В.Н.Трофимовой, 1997-М. С. 198-206..

    Более широкое понятие международных организаций дает известный профессор - правовед К.А. Бекяшев: «международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно - технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов» Бекяшев К.А. Международное публичное право. М., 2006. С. 345.. Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными межправительственными организациями 1975 года определяет их, как «ассоциацию государств, основанную на договоре, имеющую конституцию и совместные органы и обладающую юридическим статусом, отличным от статуса государств-членов» Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными

    межправительственными организациями 1975 // Справочная Правовая Система «Гарант»..

    А Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года указывает, что «…организация состоит из суверенных государств и обладает компетенцией в области ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений» Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 // Справочная Правовая Система «Гарант»..

    Любая организация признается международной, если она обладает следующими признаками:

    1. Создается в соответствии с нормами международного права.

    Данный признак имеет основополагающее значение, поскольку он определяет правомерность образования международной организации. Любая организация должна создаваться на основе общепризнанных принципов и норм международного права (jus cogens). Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений становятся недействительными, если их исполнение связано с выполнением действия, являющегося согласно международному праву неправомерным.

    2. Учреждается на основе международного договора.

    Обычно международные организации создаются на основе международного договора, которые имеют разные названия: конвенция, соглашение, трактат, протокол. Объектом такого договора является поведение субъектов и самой международной организации. Сторонами учредительного акта выступают суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации.

    3. Осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности.

    Международные организации создаются для осуществления взаимодействий государств в какой-либо сфере жизни. Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Также существуют организации, призванные координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).

    4. Имеет соответствующую организационную структуру.

    Данный признак подтверждает постоянный характер организации, тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества.

    Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, которая созывается один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

    5. Обладает правами и обязанностями.

    Международная организация обладает возможностью иметь самостоятельные права и обязанности, которые отличаются от прав и обязанностей государств-членов. Это позволяет формировать ее как юридическую личность, обладающую своей правовой волей, а также как производного субъекта международного права при условии, что эти права связаны с международной правосубъектностью. К таким правам относятся право на заключение международных соглашений, право на привилегии и иммунитеты, право на представительство.

    6. Самостоятельность международных прав и обязанностей.

    Сама организация как субъект международного права вправе избрать наиболее рациональные для себя средства и методы деятельности. При этом государства-члены осуществляют контроль за правомерностью использования организацией своей автономной воли.

    Таким образом, сущность международных организаций состоит в выявлении интересов ее членов, согласовании и выработке на этой основе общей позиции, общей воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Особенность определяется тем, что членами организации являются суверенные государства. Это характеризует специфику функций международных организаций, а также механизма их реализации.

    Специально изучавший функции международных организаций польский профессор В. Моравецкий выделяет три основных вида функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные. Моравецкий В.С. Функции международных организаций. М., 1979. С. 213.

    В своей работе я буду придерживаться указанной классификации. Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такие решения обладают лишь морально-политической обязательной силой. При этом резолюции международных организаций не создают международно-правовых норм, а подтверждают их, конкретизируют применительно к международной жизни. Применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

    Контрольные функции заключаются в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. Для реализации указанной функции организации могут собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. При этом государства обязаны предоставлять доклады о выполнении ими норм международного права.

    Оперативные функции заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В большинстве случаев организация оказывает экономическую, научно-техническую и другие виды помощи, а также предоставляют консультационные услуги Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. М., 1995. С. 35..

    Что касается классификации международных организаций, то я буду придерживаться классификации профессора К.И. Кольяра по следующим основаниям: круг участников, порядок вступления, характер членства, компетенция и полномочия Кольяр К.И. Международные организации. М., 1997. С. 156..

    1. По кругу участников международные организации делят на мировые, или универсальные (Организация Объединенных Наций, Всемирный почтовый союз), и региональные (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Центрально-Европейская инициатива).

    2.По порядку вступления международные организации могут быть открытыми и закрытыми. Открытость подразумевает возможность вступления в организацию любого государства без особых ограничений на основании признания ее основополагающего или учредительного акта (устава, конвенции). Закрытые организации предполагают наличие определенных критериев и согласие государств-участников (НАТО).

    3. По характеру членства международные организации подразделяются на межправительственные (межгосударственные) и неправительственные.

    Межправительственная (межгосударственная) организация - это объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета (СНГ, ООН, НАТО, ОБСЕ). Международные неправительственные организации создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических или юридических лиц (Красный Крест).

    4. По характеру компетенции выделяют международные организации общей и специальной компетенции.

    Деятельность организаций общей компетенции охватывает все сферы сотрудничества (ООН, СНГ). Международные организации специальной компетенции сотрудничают в конкретных областях (Всемирный почтовый союз, Всемирная организация здравоохранения).

    5. По характеру полномочий международные организации делятся на межгосударственные и наднациональные.

    Межгосударственные создают определенные рамки сотрудничества. Их решения обычно не имеют обязательного характера (Совет Европы, ОБСЕ).

    Задача наднациональных организаций состоит в углублении интеграции. Их развитие идет по пути делегирования части суверенитета и управленческих полномочий национальных государств наднациональным структурам. Органы таких организаций уже несут в себе зачатки своеобразных наднациональных правительств, а обязательность их решений, достигнутых в рамках установленных правил процедуры, довольно часто носит жесткий характер. Наиболее яркий пример такой организации - Европейский Союз. Иногда выделяют политические, гуманитарные, спортивные и многие другие международные организации. Особое место отводят организациям экономического характера. Область их деятельности может охватывать международную коммерцию, международное финансовое сотрудничество, вопросы свободы предпринимательства, торговли. К ним относятся международные институты развития, организации технической и экономической помощи. Например, СНГ - это региональная, межгосударственная, международная организация общей компетенции.