Профессия: промышленный альпинист. Снаряжение и оборудование


Не нужно напоминать, что альпинизм — это один из самых опасных видов спорта, который может стоить минимум инвалидности от полученных травм, максимум — жизни. Так что же нас заставляет вновь и вновь идти в горы и рисковать потерять самое дорогое — свою жизнь? А теперь вспомните о том, что есть вещи больше, чем просто дорогие — они бесценны — ребенок, мать, отец …

Когда ходишь не один год в горы, начинаешь задумываться о том, что ты болен, как наркоман, который не может устоять перед очередным соблазном получить порцию безумного удовольствия и адреналина в кровь. А тем временем, пока ты в горах, дома тебя любят, ждут и надеются, что ты вернешься домой живым и невредимым. Справедливо ли мы, альпинисты, относимся к тем, кого любим и чьи жизни нам порой дороже собственной?

Сидя очередной раз на баулах, перед очень скорой и долгой поездкой в горы, я спросила себя: а что будут делать без меня те, кого я так безумно люблю в этой жизни, если вдруг я не вернусь больше? Они просто не смогут это пережить или жизнь их превратится в сплошной кошмар… И вдруг в моей голове пронеслась мысль о том, что наверное пора остановиться стремиться все к большему экстриму, искать больших технических сложностей и большего риска. Пусть «звезды с неба снимают» те, кому некого (или нечего) терять в этой жизни.

С такими мыслями я провела почти весь день, читая недавние сводки о произошедших НС в горах и не переставая терзать себя сомнениями на счет правильности выбора моего безумного увлечения горами и альпинизмом в целом. И вот в 22 ч. я села писать этот текст, зачем? Не знаю… Вероятно для того, чтобы сказать тем, кто меня поймет, несколько важных моментов:

1) Я (как впрочем многие из вас) не смогут уже бросить альпинизм никогда, потому, что со временем он из спорта превращается в образ жизни;

2) Если глубоко погрязнуть во всем этом, то меняются не только привычки, быт, стиль жизни, но и мировоззрение. Поэтому, нужно всегда помнить, что есть те, кому это чуждо и непонятно, или еще хуже, отвратительно. Потому нужно всегда быть готовым к тому, что близкие вам люди могут не понять вас или отвергнуть все то, что вам так дорого;

3) Будьте всегда готовы к тому, что даже самое простое восхождение может закончиться неизлечимой травмой, что приведет к инвалидности до конца жизни, или, что еще хуже — потерей своей жизни. Этот момент очень неприятно слышать многим, но это факт, который скрыть невозможно, тем-более для начинающих, молодых альпинистов, чьи головы всегда по-началу забиты амбициями и героизмом;

4) Риск — ради риска. Это значит — если вы, уходя в горы, рискуете не только своей жизнью, но и судьбами тех, кого вы оставляете дома. Помните об этом всегда и тогда у вас будет реже возникать желание совершать смелые, но не достаточно обдуманные поступки. Риск должен всегда быть оправданным. Победа не заключается в том, чтобы зайти на Вершину любой ценой. Победа — это значит вернуться с восхождения живым и невредимым;

5) Не бойтесь показаться трусом. Страх — это ваш ангел хранитель в горах. Пока альпинист боится — он способен думать, прежде чем совершить смелый, но необдуманный поступок, который может стоить ему жизни. Когда-то один инструктор сказал: «Страховаться нужно не там, где страшно, а там где опасно» . Я считаю, что это выражение не совсем верно. Как, например, новичок может понять, где опасно. Ему везде, как правило страшно, а в местах, где действительно опасно, ему может показаться, что все просто. Страховаться нужно не только, где опасно, но и когда очень страшно, потому что страх зачастую толкает людей делать неосознанные действия, сковывая их сознание;

6) Помните всегда, что горы как стояли, так и будут стоять, а жизнь дается только раз. Если вас застигла непогода в 100 метрах от вершины, а «точка возврата» уже давно пройдена — возвращайтесь обратно с горы. «Холодная ночевка» — не лучший способ зайти на вершину, она также может стоить вам не только здоровья, но и жизни. Если проанализировать статистику многих НС, произошедших в горах, то немалый процент гибели людей происходил как раз из-за «холодных ночевок» — перемерзание на горе, общая усталость, обезвоживание, бессонная ночь. Это часто приводит к потере координации и сил на спуске;

7) Не выходите на восхождение поздно. Как правило лавины, камнепады случаются ближе к полудню, потому что солнце начинает разогревать скалы и топить лед, сыпучие породы начинают двигаться под раскисшим снегом. Поэтому, наиболее опасные участки маршрута нужно проходить утром, когда еще держится мороз;

8) Не забывайте брать на гору минимум необходимых теплых вещей и достаточный объем воды, с расчетом на количество участников в группе восхождения. Обезвоживание на маршруте несет в себе тоже опасность. Кровь, не имея достаточное количество воды в организме, начинает сгущаться и тогда кислород хуже поступает в мозг, мышцы начинают слабеть и симптомы высотной гипоксии могут усиливаться;

9) Не ходите на горы без рации и предварительной регистрации у спасслужб. Мнение, что сильный напарник (или даже несколько) может самостоятельно спустить с горы тяжело пострадавшего участника — не более, чем миф. Другое дело, если пострадавший получил незначительную травму, но на это не нужно рассчитывать;

10) Не забывайте про правильную акклиматизацию — это всегда залог успешного восхождения.

На этом мне кажется, пора заканчивать словами: Берегите себя и помните о тех, кто вас любит и ждет дома, не рискуйте бессмысленно и не пренебрегайте никогда страховкой. В этом есть смысл альпинизма.

Риск.
Наша жизнь состоит из постоянного риска, но это понятие большинство из нас не воспринимают в полной мере.
Человеческий мозг хорош во многих аналитических аспектах, таких как например распознавание образов и нюансов социального взаимодействия, но наш мозг, как известно, не может в полной мере обрабатывать статистические данные и теорию вероятностей.

Так, люди, которые бояться летать на самолетах, предпочитают ездить на автомобилях, хотя, в среднем, по статистике, они должны были бы летать каждый день в течение 4000 лет что бы со 100% вероятностью попасть в авиакатастрофу.
Автомобильные катастрофы случаются гораздо чаще, и то что информация о них в полной мере не встречается в СМИ, как о авиапроишествиях, не означает что езда на автомобиле более безопасна. В США за год происходят около 32 000 автомобильных аварий

Мы боимся отпускать наших детей в школу на школьном автобусе, хотя по статистике (для США) за год происходит 3 смерти связанные со школьным автобусом, в то время как от подвоза детей в школу на автомобилях родителей происходят около 600 аварий каждый год..

Мы боимся нападения акул но ваши шансы быть убитым молнией в 100 раз больше, и риск погибнуть в автомобильной аварии в 630 раз больше, чем риск гибели от удара молнии.

Так какой же риск мы получим от альпинизма по сравнению с другими видами деятельности?

Приведенный ниже список составлен в единицах "micromort", которые являются показателем одной смерти на миллион. Все значения в этой таблице были переведены в значения "микроморт в день", поэтому мы можем сравнить риск в альпинизме с другими видами деятельности.

В графическом виде представлена шкала также в единицах измерения Микроморт (micromort) - это относительно новая единица измерения, которая была введена в 80-х годах прошлого века, и она также может быть использована для показателя риска смерти.

Микроморт придумал профессор Стэнфордского университета Рональд А. Говард в конце 20-го века. 1 микроморт означает вероятность смерти, равную 1 шансу на 1 000 000. Микроморты используются страховыми компаниями и социологами для расчёта вероятности смерти человека.
За каждый час вашей жизни вы накапливаете приблизительно 1,63 микроморта. За день - около 39. Есть занятия, за которое начисляются «бонусные» микроморты, такие, как курение, употребление алкоголя, проживание неподалёку от АЭС, занятия экстремальными видами спорта и т. п.

Конечно, Вы скажете, что существует огромная разница в риске между например горнолыжным спортом и треккингом. Да, это так. И эти же трудности в определении рисков возникают в каждом из представленных здесь видов деятельности.

Но каждое значение в этих сводках было взято из открытых официальных источников и включает в себя различные аспекты риска (эти данные были взяты с сайта http://utahavalanchecenter.org/), например риск попасть в аварию на мотоцикле включает в себя как езду на спортивном байке, так и езду на мопеде в сельской местности.

Также в статистике, в самой нижней части списка, приведен для наглядности риск смерти для обычного вставания с кровати каждое утро.

Ну а в самой верхней части списка приведена самая рисковая деятельность, как бы шокирующе это звучало - гималайский альпинизм на высотах выше 8000 метров.

Конечно стоит отметить, что огромную долю в этот факт внесли первые шаги в альпинизме, во время его становления и отработки правил и техники лазания, когда альпинистами все было испробовано на себе... и зачастую такие испытания конечно же заканчивались гибелью.

На графике показаны значения рисков в логарифмической шкале - для удобства изображения значений рисков, поскольку огромная разница между верхними и нижними значениями не позволяет их сравнивать в обычной линейной шкале.

12.10.18 36 219 28

Много риска, много денег

Промышленный альпинист - это тот, кто моет окна небоскребов, монтирует рекламу, работает с освещением и металлическими конструкциями на многометровой высоте.

Мара Чулкина

бывший промышленный альпинист

Часть этой работы выполняла я.

Расскажу, как устроена работа промальпа и сколько можно заработать с такой профессией.

Кто такой промальп

Промышленный альпинизм, сокращенно «промальп» - это технология выполнения работ на высоте, там, где нет и не будет никакой опоры.

Промышленный альпинист использует обычное снаряжение для альпинизма: веревки и тросы, страховочную систему, спусковые устройства, карабины и прочие вещи, нужные для безопасной работы на высоте. Список снаряжения и инструментов стандартный, а вот приемы их использования могут отличаться в зависимости от того, где человек работает и что ему приходится делать.

8000 Р

в среднем стоит снаряжение промальпа

В любом городе обычно есть работа, которую может выполнить только промышленный альпинист. Например, у высотных зданий бывают площади с отрицательным нависанием и сложные по рельефу, просто труднодоступные места на большой высоте. Там, где нельзя спустить человека в «люльке» или на «лесах», приглашают промальпа. Можно, конечно, использовать специальную технику, которая поднимет человека на высоту, но обычно это стоит дороже, чем нанять бригаду альпинистов.

Работа всегда связана с риском падения или травмы, поэтому допускаются к ней только подготовленные люди.


Какие работы выполняет промальп

Список работ огромен. Вот например (это лишь часть).

Мойка окон и стен: бывают отдельные заказы на мойку стен высотного дома. Иногда требуется помыть витражи на бизнес-центрах и офисных зданиях, торговых галереях. Вертикальное остекление на торцах промышленных зданий или в районе лестничных пролетов жилых домов тоже нужно иногда очищать.

Монтаж и демонтаж рекламы: баннеры, билборды, световые короба или буквы. Если площадь рекламы большая, то промальпам приходится по частям монтировать ее на стене и отмывать, если замарали во время установки. И все это в подвешенном на веревке состоянии, не имея опоры.

Работа с освещением: нужно устанавливать светильники, менять перегоревшие лампы, развешивать световые гирлянды, декоративные и праздничные элементы.

Чистка и покраска всего, что находится на высоте: здания, балки, фермы, мачты связи, башни, мосты, решетки и так далее.

Герметизация швов зданий: внимания требуют как старые сооружения, которые требуется «подлатать» и утеплить, так и новые, где эти работы выполняют уже после постройки каркаса.

Уборка снега, наледи и сосулек с крыш.

Сварка и сборка конструкций. Сварка на высоте - самый сложный вид работы для промальпа. Это необходимо, когда надо собрать или укрепить рекламную конструкцию, закрепить пожарные лестницы или приварить на место мелкие детали.

Работа на высоких деревьях: обрезка и удаление ветвей.

Осмотр всего, что перечислено выше: в каком состоянии, долго ли простоит, что делать, чтобы стало лучше.

Иногда встречаются нестандартные заказы, например раскрасить фасад здания или поздравить человека через окно, но это редкость.


Риски и правила безопасности

Качество в работе - это условие по умолчанию, а у промальпа самое главное - безопасность. Она касается всего: снаряжения, обследования места работы, выхода на крышу, организации страховки, крепления инструмента, вывешивания за край, самой работы на спуске и сборке всего оборудования. Теперь по порядку.

Снаряжение должно быть крепким, целым и защищать вас от падения. Это значит, что в идеале перед каждой работой надо провести полную проверку:

  1. Проверить все швы и стропы на страховочной системе.
  2. Перебрать всю веревку, чтобы вовремя заметить места перетирания, порезов или поехавшей оплетки.
  3. Осмотреть на целостность деталей спусковые, страховочные устройства и карабины.
  4. Проверить, не стерлись ли там зубцы, которыми цепляется, например, жумар (зажим) за веревку.
  5. Проверить доску, на которой будешь сидеть, - не дала ли трещину, не перетерла ли веревку.

Место работы перед началом тоже осматривают. Это нужно, чтобы узнать, как и где удобнее и безопаснее будет работать; где надо перекрыть доступ прохожим, чтобы на них случайно что-нибудь не упало сверху. Еще всегда смотрят, где люди ставят машины, чтобы вовремя предупредить их о начале работ и закрыть это место для парковки.


Обратить особое внимание на выход на крышу надо в двух случаях: зимой, когда скользко и есть наледь, и на покатой крыше. Обычно на краях всегда есть ограждение, но можно быстро «поехать» и через это ограждение перелететь. А бывает, что оно висит на паре болтов и легко может слететь вместе с вами. В этих случаях, как бы ни было лень, важно организовать страховку.

Организация страховки - важнейшая вещь. От этого зависит жизнь. Одной веревки недостаточно: может оборваться. Поэтому промальпы всегда навешивают на спуск две. По одной спускаются, за вторую страхуются, а на концах веревок завязывают узлы.

Это же касается и точек страховки - мест, за которые привязывается каждая веревка. Их должно быть минимум две и обе надежные. Подходят кирпичные или бетонные постройки, железные конструкции, воздуховоды, основательные трубы, крепкие перила, лестницы. При этом точки страховки каждой веревки должны быть независимы друг от друга: всегда рассчитывай, что одна точка страховки может подвести.

Обязательны протекторы на веревке. В местах, где веревка касается элементов крыши - вокруг заостренных труб, на крае козырька, - создается трение. Всех ситуаций не предусмотреть.

Что бывает с промальпами 😱

Однажды наша бригада проводила сварочные работы. Одна капля расплавленного металла упала на битумное покрытие, оно загорелось. По техническим причинам не было возможности подняться наверх. Пришлось срочно придумывать пути ухода в сторону.

В другой раз мы чистили снег скребком на невысоком здании с почти плоской, но скользкой крышей. В один момент вес скребка со снегом потянул человека вниз, ноги заскользили по профнастилу, ограждения не было. Пришлось на ходу отталкиваться от края крыши, чтобы прыгнуть подальше и нырнуть в сугроб. Хорошо, что твердых предметов в снегу не оказалось.

Летом красили решетки на окнах пятиэтажного здания. Часть веревки вышла из строя, поэтому я висела на одной без дополнительной страховки. Все остальное было соблюдено: две точки крепления веревки, протекторы на ней.

Но оказалось, что козырек над одним из окон выступал дальше козырька самой крыши. Я двигалась по стене по горизонтали, чтобы прокрасить весь фасад. Из-за этого горизонтального трения веревка перерезалась на две трети своей толщины. Заметила я это случайно. Задержав дыхание и не отрывая глаз от оставшейся тонкой части веревки, медленно спустилась вниз. Больше на одной веревке я никогда не висела.

Все, с чем вы работаете, должно оставаться с вами. Если в горах сорвавшийся вниз камень может покалечить несколько людей, то в городе эта опасность возрастает. Любой упавший с высоты предмет, от самореза до перфоратора, может повредить человека, машину и стену здания. За имущество придется расплачиваться деньгами, а за человека можно и в тюрьму сесть.

Все жидкое на высоту надо брать в меру и в крепких сбалансированных емкостях. Легкие предметы - привязывать, стягивать или класть в сумку. Твердые - цеплять к себе карабином. Важно обращать внимание на емкости. Если у ведра с краской окажется слабая ручка, это обернется не только потерей краски, но и заляпанным по всей высоте зданием, машинами и людьми.

Начало и конец работы

Вывешивание за край крыши - возможно, один из самых страшных моментов в работе промальпа. Не все в этом признаются, но это так. Из надежного стояния на твердой крыше вы переходите в подвешенное на многометровой высоте состояние. Вот что проверяет промальп перед вывешиванием.

Как привязана веревка. Под весом она может сместиться от 10 сантиметров до метра в сторону и испортить удобное положение промальпа на стене.

Как завязаны узлы. Совсем плохо бывает крайне редко - все-таки на крышу выходят люди подготовленные. Но узел может «поехать», то есть начать развязываться, через определенное время, если он завязан ошибочно или небрежно.

Где положены протекторы. Под весом вся система страховки растягивается в зависимости от того, как далеко расположены точки страховки. Поэтому протекторы могут съехать вниз, и на остром краю крыши веревка окажется незащищенной. Лучше защиту к этой веревке прямо привязать. Протекторы бывают и для крыши, когда она тонкая и на краю может прогибаться. В этом случае из-за смещения протектора крыша может повредиться, все это тоже ведет к травмам.

Все ли инструменты подготовлены. Нужные взяты, привязаны к веревке внизу или стоят так, чтобы их можно было взять с края крыши. Например, ведро с водой - его сразу брать с собой неудобно. Хорошо, если напарник еще наверху и готов вам подать все забытое, но если вы работаете в этом месте один или просто претендуете на профессионализм, то лучше продумать все заранее и подготовить.



В каждом виде работ свои нюансы. Когда моешь стекла, нужно учитывать движение солнца и направление ветра, иначе на чистое стекло будет брызгать грязная вода. Мытье раскаленного под солнцем стекла увеличивает расход воды, снижает качество и превращается в игру «Успей протереть, пока не высохло».

После окончания работ нужно собрать все инструменты, вытянуть веревки на крышу, снять ограждение. Это тоже делается аккуратно и внимательно. Когда вытягивают веревку, следят за тем, как она поднимается. Если грязный конец веревки испачкает чистое вымытое стекло, то работу могут заставить переделывать.

Строго после окончания работы и сборов можно снимать ограждение внизу. Только после этого считается, что работы полностью закончены и ходить тут теперь безопасно.

Еще одна история

Однажды зимой наша команда убирала снег и лед с крыши на одной из центральных улиц. Проходимость была большая, поэтому стояло не только ограждение, но и человек внизу.

После того как сверху была дана команда «Отбой», я начала сворачивать ограждение и пропускать людей. И вдруг сверху один из работников бросает вниз оставшуюся большую глыбу льда, которая приземляется в полуметре от проходившей старушки. Она пугается, ругается, но уходит, и мы остаемся без печальных последствий. Это было везение и урок для всех.

Снаряжение и оборудование

Снаряжение для промышленного альпиниста - чуть ли не главная вещь в работе. Вот основные предметы, которые требуются.

Обвязки от производителей «Венто» и «Вертикаль» можно найти и за 1500 Р .

Жумар, кроль, стоппер, восьмерка, решетка, гри-гри, схватывающий узел. Благодаря этим устройствам промальп спускается, поднимается и удерживается на веревке. Обычно используют снаряжение фирм «Петцль», «Конг», «Венто», «Кэмп» и «Вертикаль». Спусковые устройства без автоматической блокировки от «Петцль» и «Конг» можно найти от 900 Р . С автоматической блокировкой дороже: 4-16 тысяч . У «Венто» и «Вертикали» спусковые устройства стоят от 470 Р без блокировки и от 1600 Р - с блокировкой.

Веревочные зажимы типа жумар и кроль, которые нужны для подъема по веревке, стоят от 4000 до 10 000 Р у «Петцль» и «Конг» и от 900 до 5000 Р у «Венто» и «Вертикали». Некоторые альпинисты отмечают, что жумары от «Петцль» и «Вертикали» по характеристикам почти не отличаются.





Веревки бывают статическими и динамическими. Первая при нагрузке не растягивается. Так как промышленный альпинизм - не роуп-джампинг (это такие прыжки на веревках), то веревка тут используется статическая. Диаметр обычно от 9 до 12 мм. Есть вспомогательные веревки для подъема груза или закрепления инструмента. Их диаметр от 4 до 8 мм. Часто используется статическая веревка-репшнур - 6 мм.

Российские веревки из Коломны, Дзержинска или Иркутска можно найти за 37-56 Р за метр. Дорогие веревки от «Петцль» встречаются и за 170 Р за метр, но такие жалко использовать, особенно на грязных работах.

150 Р

стоит протектор для веревки. Если постараться, можно найти бесплатный

Протекторы защищают веревку в опасных для нее местах. Их делают из разных материалов: баннерной ткани на липучках, обрезков шлангов и труб, пожарных рукавов. В магазинах они стоят 150-300 Р , но можно найти их и бесплатно.





Сидушка. Долгая работа в висячем положении плохо сказывается на кровообращении в ногах. Потом еще может болеть все тело. Промышленные альпинисты используют специальную сидушку - обычно это самодельная доска, на которой можно сидеть. Для сидушки нужен простой кусок фанеры толщиной не менее 0,8 см и кусок веревки. Готовую можно приобрести в магазине: в «Вертикали» такая стоит от 1200 Р , а в «Петцль» - от 11 500 Р .

Каска по правилам обязательна, но используют ее не всегда. Кто-то ленится надевать, кто-то считает, что и без нее безопасно. На мой взгляд, зря. Стоят каски от 3000 до 7000 Р .

3000 Р

стоит каска. Надевать ее - обязательно

Разные вспомогательные устройства: карабины, крюки, присоски. Карабины - это соединительные звенья, на высоте ими крепят нужные вещи, оборудование и части веревки.

Для закрепления на стене в одном месте бывают нужны скайхук и присоска.

Скайхуки - это крючки разного размера в форме клюва. Ими цепляются за выступы и углубления стены, чтобы оттянуть себя в сторону или удерживаться на месте.

Присоска нужна на гладкой поверхности вроде стекла или плитки. Чтобы оставаться неподвижным, промальп прилепляет присоску к поверхности и фиксирует себя. Крюк реально найти за 550 Р , присоски в любом хозяйственном магазине - от 170 до 900 Р .


Стоимость снаряжения промальпа - 8000 Р

Каска 3000 Р
Веревка 50 м 2000 Р
Обвязка 1500 Р
Страховочное устройство 900 Р
Спусковое устройство 600 Р

3000 Р

Веревка 50 м

2000 Р

1500 Р

Страховочное устройство

900 Р

Спусковое устройство

600 Р

Обучение и документы

Промальпами в основном становятся люди из альпинизма, скалолазания или спелеологии. Но встречаются и те, кто попал сюда с улицы в надежде заработать большие деньги. Если первые в технике уже подготовлены, то вторым требуется пройти обучение. Для этого существуют курсы промышленных альпинистов. Проводятся они обычно в обучающих центрах и центрах профессиональной подготовки.

Перед началом занятий просят принести фотографии, заявление, паспорт и медицинскую справку. Детали могут различаться, но обычно это базовый набор.

Знания дают по технике работы, безопасности, психологической подготовке, оказанию первой помощи. Некоторые центры добавляют еще чтение чертежей и основы электроники. Обязательно будет практика с экзаменом. После обучения вы получите свидетельство об окончании курсов и удостоверение высотника, которое потом надо будет подтверждать раз в 3 года.

После завершения обучения выдадут удостоверение промышленного альпиниста. Эти корочки организации всегда спрашивают при допуске на работы.

Width="1414" height="1900" class=" outline-bordered" style="max-width: 707.0px; height: auto" data-bordered="true"> Объявление о наборе на курсы, занимаются 4 дня, стоит 10 500 Р width="1414" height="1076" class=" outline-bordered" style="max-width: 707.0px; height: auto" data-bordered="true"> Стоимость обучения может сильно различаться в разных городах и разных компаниях. Здесь обучение стоит 9500 Р width="1414" height="1652" class=" outline-bordered" style="max-width: 707.0px; height: auto" data-bordered="true"> А здесь - 20 000 Р


Начало работы

Начинать работать одному точно нельзя. Опытный альпинист может себе позволить сделать несложную работу в одиночку, но вообще это не рекомендуется из соображений безопасности. Если что-то случится на стене, а вы там один, то никто не поможет.

Среди промальпов известна история про девушку на стройке в Москве, чей напарник однажды не вышел на работу. Рабочие на крыше увидели веревку и даже не подумали, что на ней висит человек. Они обрезали веревку, чтобы забрать себе. Девушка выжила, но сломала позвоночник.

У начинающего промальпа есть два варианта.

Вариант 1. Устроиться в компанию, которая специализируется на высотных работах. Можете начать с обслуживания жилых домов. Сейчас управляющие компании часто набирают в штат альпинистов, которые чистят крыши от снега, занимаются герметизацией швов, покраской и прочим. Работают они обычно на окладе 25 000 рублей в месяц полный рабочий день. Будет тяжело, однообразно, но опыта наберетесь много.

Вариант 2. Найти себе более опытного напарника. Начать лучше с опроса знакомых - так вы хотя бы получите рекомендации о человеке, с которым столкнетесь. Есть еще вариант поиска по частным объявлениям, но здесь уже зависит от случая: можно попасть на нечестных дельцов.

Опрос среди альпинистов показал, что новенького в команду могут взять, если он что-то уже умеет делать. По зарплате на первых работах он получает чуть меньше, потому что определенный процент вычитается в пользу бригадира. Такое практикуется не всеми бригадами. Многое зависит от качества и быстроты работы новичка. Часто берут сначала помощником «подай, принеси и смотри, как надо делать» с более низкой зарплатой.

1000 Р

получает за смену низовой - человек, который стоит внизу у ограждения и предупреждает прохожих о работах

Есть еще низовые - это люди, которые стоят внизу у ограждения и предупреждают прохожих о высотных работах. Они получают около 1000 рублей за смену продолжительностью 2-5 часов .


Оплата. Сколько стоит рисковать

Промышленный альпинист не бегает по земле и не стоит на лесах, он спускается сверху вниз по веревке, выполняя свою работу. Это следует учитывать, определяя цены на услуги. Чем больше альпинист может сделать за одну «виску», тем дешевле обойдется работа в целом. Помыть окна над подъездом - это одна цена. Помыть ряд окон на одном этаже по периметру здания - гораздо дороже. Есть стандартные работы, где легко рассчитать стоимость, есть сложные, где расчет индивидуален.

Все, что красится и моется, рассчитывается из стоимости за квадратный метр. Все длинное - из стоимости за погонный метр и сложности выполнения: электрика, покраска металлоконструкций, работа на водостоках и воздуховодах. Есть расчет за штуку: блок кондиционера, антенна или труба.

Все, что не вписывается в рамки обычных измерений, рассчитывается по принципу N рублей в час, день или как договоритесь. Это может быть небольшая по физическим затратам работа, которая усложняется долгим или сложным доступом к ней. Например, поменять пару лампочек на мачте связи в 50 километрах от города на высоте 70 метров.

Бывает, что всплывают дополнительные работы. Например, приезжают на монтаж откоса или подоконника, а вместо этого приходится рубить дерево на том же подоконнике. И только потому, что заказчик оказался не в курсе обстановки.

Промальп в компании работает по одному из трех вариантов: сделка, оклад + сделка, оклад. Если только оклад, то в регионах в среднем это 25 тысяч в месяц при пятидневной рабочей неделе, если вы работаете на УК. В Москве расценки выше. По этому варианту у вас будет постоянная работа.

25 000 Р

зарабатывают промальпы в региональных УК

Я опросила своих знакомых «вольных» промальпов-фрилансеров. Большинство готовы выйти на работу при заработке от 5000 рублей в день. В Москве - в среднем 100 $ в час. Бывает и больше, и меньше - зависит от вида работы. Хороший заказ можно найти благодаря своему опыту, умению и обширной базе клиентов. Но такие заказы бывают нерегулярно.



Плюсы работы промальпом

Свобода выбора - вот причина, по которой люди остаются на этой работе. И основу этого выбора составляет следующее:

  1. Удобный график.
  2. Быстрый заработок.
  3. Разнообразие объектов, видов работ, напарников, заказчиков.
  4. Высокий уровень физических нагрузок позволяет держать хорошую форму.
  5. Работа на высоте, где мало людей и нет начальства.
  6. Красивые виды.
  7. Возможность оказаться в местах, куда не всякий попадет: колокольни церквей, зимний сад в Национальном банке, барак в СИЗО, звезды Кремля, прокатный цех завода.

Минусы работы

Это действительно опасно. Альпинисту грозит перерезание веревки озлобленными, пьяными или психически больными людьми, падение предмета сверху, обрыв веревки при непредвиденных обстоятельствах, сильный ветер и удары о стену.

Деньги за работу иногда приходится «выбивать». Чем больше промальпов, тем ниже цена работы. Есть риск невыплаты, попытки обмана. Подвести могут даже проверенные заказчики.

Физически тяжело. Приходится постоянно подниматься и спускаться со всем оборудованием как по лестнице, так и по веревке, работать в сидячем положении без опоры под солнцем, в мороз, сырость, в грязи, пыли и духоте. Если работа идет в торговом центре, то только по ночам. Как сказал один альпинист с двадцатилетним стажем: «Это похоже на профессиональный спорт с высоким уровнем травматизма и профессиональных болезней».

Разнообразие вызывает напряжение. Постоянно будет чего-то не хватать или будет что-то новое. На объекте может оказаться все не так, как описал заказчик. К новой команде приходится притираться. Специфическое снаряжение, инструменты или технологии отнимают много времени: нужно все это найти, заказать, привезти и научиться применять.

Нерегулярная занятость, если работаешь сам на себя. Болезни, отпуск, травмы, снаряжение - все за свой счет.

Будут по-настоящему тяжелые смены, когда поджимает время, а сдать объект надо в срок. Моему другу однажды пришлось непрерывно работать 21 час, когда нужно было снять и повесить обратно 600 квадратных метров баннерной сетки на объекте. Суммарно пришлось подняться-спуститься на высоту около 700 метров.

Напоследок

Работа тяжелая, опасная и грязная. Плюсы оборачиваются минусами и наоборот.

С другой стороны, вы научитесь почти всему: от дипломатичных разговоров со старшими по дому до хождения по конструкциям сотовой вышки на огромной высоте. Окажетесь в интереснейших местах и увидите мир с высоты. Страх будет с вами всегда, но вы научитесь его контролировать. Этот страх или уведет вас на землю в офис, или станет вашей интуицией и убережет.

И еще однажды вы начнете собирать коллекцию ответов на вопрос «А тебе не страшно?».