Уход за многолетниками: как он зависит от корневой системы. Какие растения имеют мочковатую корневую систему? Типы корневой системы растений Мочковатая корневая система у каких растений


Корневую систему растения формируют корни различной природы. Выделяют главный корень, который развивается из зародышевого корня, а также боковые и придаточные. Боковые являются ответвлением от главного и могут образовываться на любом его участке, придаточные же корни чаще всего начинают свой рост от нижней части стебля растения, но могут образоваться даже на листьях.

Стержневая корневая система

Для стержневой корневой системы характерен развитый главный корень. Он имеет форму стержня, и именно из-за такого сходства данный тип и получил свое название. Боковые корни у таких растений выражены крайне слабо. Корень обладает способностью к неограниченному росту, а главный корень у растений со стержневой корневой системой достигает внушительных размеров. Это необходимо для оптимизации добычи воды и питательных веществ из почв, где грунтовые воды залегают на значительной глубине. Стержневой корневой системой обладают многие виды – деревья, кустарники, а также травянистые растения: береза, дуб, одуванчик, подсолнечник, .

Мочковатая корневая система

У растений с мочковатой корневой системой главный корень практически не развит. Вместо этого для них характерны многочисленные ветвящиеся придаточные или боковые корни приблизительно одинаковой длины. Зачастую у растений вначале вырастает главный корень, от которого начинают отходить боковые, но в процессе дальнейшего развития растения он отмирает. Мочковатая корневая система характерна для растений, размножающихся вегетативным путем. Обычно она встречается у – кокосовой пальмы, орхидей, папаротниковидных, злаков.

Смешанная корневая система

Зачастую выделяют также смешанную или комбинированную корневую систему. Растения, относящиеся к этому типу, имеют и хорошо дифференцируемый главный корень, и множественные боковые и придаточные корни. Такое строение корневой системы можно наблюдать, к примеру, у клубники и земляники.

Видоизменения корней

Корни некоторых растений видоизменены настолько, что их сложно на первый взгляд отнести к какому-либо типу. К таковым модификациям относятся корнеплоды – утолщения главного корня и нижней части стебля, которое можно увидеть у репы и моркови, а также корнеклубни – утолщения боковых и придаточных корней, что можно наблюдать у батата. Также некоторые корни могут служить не для всасывания воды с растворенными в ней солями, а для дыхания (дыхательные корни) или дополнительной опоры (ходульные корни).

Корневой системой называют все корни растения. Ее формируют главный корень, боковые корни и придаточные корни. Главный корень растения развивается из зародышевого корешка. Придаточные корни обычно отрастают от нижних частей стебля растения. Боковые корни развиваются на главном и придаточном корнях.

Корневая система растений выполняет две основные функции. Во-первых, она удерживает растение в почве. Во вторых, корни всасывают из почвы необходимые растению воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Если у растения развивается мощный главный корень, то формируется стержневая корневая система . Если же главный корень остается неразвитым или отмирает, а развитие получают придаточные корни, то у растения формируется мочковатая корневая система .

Стержневой тип корневой системы

Для стержневой корневой системы характерен хорошо развитый главный корень. По внешнему виду он похож на стержень. Главный корень вырастает из зародышевого корешка.

Стержневую корневую систему формирует не только главный корень, но и отходящие от него маленькие боковые корни.

Стержневая корневая система характерна для многих двудольных растений. Хорошо развитый главный корень есть у фасоли, клевера, подсолнечника, моркови, одуванчика.

Однако у многих многолетних растений с изначальной стержневой корневой системой рано или поздно главный корень отмирает. Вместо него от стебля отрастают многочисленные придаточные корни.

Существует подтип стержневой корневой системы - ветвистая корневая система . В этом случае сильное развитие получают несколько боковых корней. В то время как главный корень остается укороченным. Тип ветвистой корневой системы характерен для многих деревьев. Такая корневая система позволяет прочно удерживать мощные ствол и крону дерева.

Стержневая корневая система проникает в почву глубже, чем мочковатая.

Мочковатый тип корневой системы

Для мочковатой корневой системы характерно наличие множества приблизительно одинаковых придаточных корней, которые формируют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от надземных и подземных частей стебля, реже от листьев.

У растений с мочковатой корневой системой может быть и живой главный корень. Однако если он сохраняется, то не отличается по размеру от остальных корней.

Мочковатая корневая система характерна для многих однодольных растений. Среди них пшеница, рож, лук, чеснок, кукуруза, картофель.

Мочковатая корневая система хотя не проникает в почву так глубоко как стержневая, но она занимает большую площадь у поверхности почвы и плотнее оплетает частицы грунта, что улучшает всасывание водного раствора.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

  • 1. сформировать понятия стержневые и мочковатые корневые системы;
  • 2. выработать навык различения стержневых и мочковатых корневых систем;
  • 3. продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты.

Оборудование: гербарные экземпляры растений местной флоры с мочковатыми и стержневыми корневыми системами.

Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 90-91 учебника «Биология» В.В.Пасечника и оформляется в рабочей тетради как задание 63.

Закрепление изученного.

  • 1Вопросы:
  • 1) Какие функции выполняет корень?
  • 2) Из каких видов корней состоит корневая система?
  • 3) Какое строение имеет стержневая корневая система?
  • 4) Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
  • 5) На чем основано использование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек?
  • 6) Какое значение придаточных корней для повышения урожая?
  • 7) Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений?
  • 2. Заполните таблицу.

(Графу «Определение понятий» обучающиеся заполняют самостоятельно).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2. Корневая система

Система всех корней растения

3. Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

4. Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5. Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

6. Стержневая корневая система

Корневая система, состоящая из главного и боковых корней

7. Мочковатая корневая система

Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней

4.Задание на дом. Изучить параграф 19, выполнить задание 64 в рабочей тетради: какой агротехнический прием изображен на рисунке? С какой целью его применяют?(1 уровень)

  • 2 уровень. Ответьте на вопросы: 1.Общая поверхность корней у растений суши примерно в 150 раз превышает поверхность его надземной части. Какое это имеет значение для растений?
  • 2)Почему считают, что растения с мочковатой корневой системой защищают почву от эрозии?
  • 3)Чем корень отличается от побега? 4)Чем питание растений отличаются от питания животных?
  • 3 уровень:
  • 1)Смоделируйте эволюционное развитие корневой системы.
  • 2) Только из-за эрозии ежегодно утрачивают плодородие 7 млн. гектаров земель. Какие меры по борьбе с эрозией вы могли бы предложить?

План опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке МОУ ООШ села Акатная Маза на 2009-2010 учебный год

Площадь пришкольного учебно-опытного участка- 0,84 га.

Участок имеет однообразный почвенный состав. Почва участка достаточно плодородна.

На пришкольном учебно-опытном участке имеются следующие отделы:

  • 1. Отдел овощных культур в системе пропашного севооборота;
  • 2. Отдел полевых культур в системе травопольного севооборота;
  • 3. Отдел декоративных растений;
  • 4. Опытный отдел;
  • 5. Отдел биологии растений:
    • а) участок систематики растений;
    • б) участок коллекции растений;
  • 6. Отдел защищенного грунта (парники);
  • 7. Дендрологический отдел;
  • 8. Отдел начальных классов.

Календарно-агротехнический план на пришкольном учебно-опытном участке

Название мероприятий

Сроки выполнения

Покровное боронование

Мелкая перекопка почвы (8-10 см).

Разбивка участка на отделы и делянки.

Яровизация клубней картофеля.

Подготовка почвы на делянках для полевых зерновых культур.

Посев ранних зерновых культур.

Посев подсолнечника, моркови, столовой свеклы.

Посев культур на отделе биологии растений.

Подготовка почвы на коллекционном отделе.

Посев ранних культур на коллекционном отделе.

Посев семян овощных культур в холодном рассаднике.

Посев кукурузы.

Посев семян цветов в грядки для получения рассады.

Разбивка делянок на опытном участке.

Посев фасоли, ромашки аптечной.

Подготовка семян тыкв, кабачков (намачивание, проращивание).

Посадка тыкв, кабачков, патиссонов.

Посев огурцов.

Поделка лунок на овощном севообороте и опытном (под капусту, томаты).

Посадка овощных культур.

Разбивка цветника.

Рассаживание цветов на пришкольном участке, около памятника.

Уход в течении вегетации за сельскохозяйственными культурами (рыхление, прополка, подкормка, полив, борьба с вредителями и болезнями, проведение опытов), прореживание, посадка, укрытие от весенних заморозков, окучивание пропашных культур, дополнительное искусственное опыление подсолнечника и кукурузы, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, отбор крупных семян, посев семян озимой ржи и пшеницы, уход за всходами, уборка сельскохозяйственных куль- тур, реализация полученной продукции.Основная обработка почвы- внесение удобрений, перекопка.

В течение вегетации.

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке.

Тема опыта: «Влияние внекорневой подкормки на урожай

капусты сорта «Слава»».

Цель опыта: выяснить влияние внекорневой подкормки на

урожай сельскохозяйственных культур (капусты).

Опытом занимаются учащиеся 6 класса.

Состав звена:

Елесин Алеша,

Сафонова Яна,

Славкина Ксюша,

Рябова Оля.

Методика проведения опыта.

Внекорневая подкормка - это подкормка растений непосредственно через листья. Опрыскивание их слабыми растворами, содержащими питательные элементы, опытом установлено, что питательные вещества, внесенные при внекорневой подкормке на листья, используются не только этими листьями, но и всем растением.

При внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется.

Капуста, как листовая культура, очень хорошо реагирует на азотные удобрения. На 10 литров воды берется 150 г аммиачной селитры; через 15-20 дней после высадки рассады в открытый грунт произвести 1-ую внекорневую подкормку. Повторить в течение лета 5-6 раз с промежутками в 7-10 дней.

Корень — основной осевой вегетативный орган листостебельных растений. Он представляет собой подземную часть растения и служит для его укрепления в почве и поглощения воды с растворёнными в ней минеральными веществами.В корне образуются многие вещества, влияющие на развитие всего растения, в том числе гормоны роста. С помощью корня растения могут вегетативно размножаться, кроме того, в корне запасаются питательные вещества.Корень способен долго расти в длину, создавая новые клетки в верхушечной точке роста; он также может разветвляться и формировать корневую систему, обеспечивающую растение водой и питательными веществами; но корень никогда не несёт на себе листья.Под влиянием силы притяжения Земли (гравитации) корень растёт вниз (геотропизм).

Что делать. Рассмотрите корни проростков гороха на различных стадиях развития. Рассмотрите корневую систему взрослого растения гороха.

Сколько корней появляется в начале развития проростка гороха?

Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы гороха?

Что делать. В корневой системе взрослого растения гороха найдите главный и боковые корни.

Что делать. Рассмотрите корни проростков пшеницы и корневую систему взрослого растения.

Сколько корней появляется в начале развития корневой системы проростка пшеницы?

Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы пшеницы?

Чем отличается развитие корневой системы пшеницы от развития корневой системы гороха?

Что делать. Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшеницы. Рассмотрите придаточные корни, отрастающие от нижней части стебля.Найдите боковые корни.

  • Можно ли обнаружить главный корень?
  • Как называется такая корневая система?

Подготовить к отчёту. Зарисовать схемы корневых систем гороха и пшеницы.Подумать над вопросом. В сём сходство и в чём различия корневых систем гороха и пшеницы?

Представьте себе, травы, кустарники и деревья без корней. Огромные дубы и маленькие травянистые растения, лишенные корня, окажутся беспомощно Лежащими на земле. Корнями растения укрепляются в почве. С помощью корней растения прочно удерживаются на одном месте в течение всей своей жизни.

Вырастая из маленького корешка зародыша семени, корень взрослых растений, особенно деревьев и кустарников, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров и с силой удерживает тяжелейшие ствол и ветви с листьями. Чтобы представить, с какой силой корни удерживают деревья, раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать его в руках. Ветер будет яростно рвать зонт из рук, удержать его очень трудно.

Тяжелый ствол дерева со всеми ветвями и листьями можно сравнить с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии подхватить такой «зонт» и вырвать дерево из земли. Однако это случается не так уж часто. Корни, удерживающие дерево в почве, очень прочны. Конечно, не все корни так мощны, как корни деревьев. У однолетних травянистых растений корни чаще небольшие, неглубоко проникшие в почву. Познакомимся с корнями различных растений. Почти всюду растет невысокая травка с тоненькой метелкой невзрачных цветков. Это мятлик. Найдите мятлик, выкопайте его с корнем. Выкопайте также одуванчик, стараясь возможно меньше повредить его корень.

Теперь рассмотрите корни выкопанных растений.

Одуванчик имеет хорошо развитый главный корень . Он развивается из зародышевого корня семени. От главного корня отходят небольшие боковые корни.

У мятлика много корней, почти одинаковых по длине и толщине, и они растут пучком. Эти корни отрастают от стебля и называются придаточными. Главный корень среди придаточных корней мятлика не заметен.

Если рассматривать корни самых разнообразных растений, то можно обнаружить, что одни из них похожи на корни одуванчика, а другие - на корни мятлика.

Все вместе взятые корни растения составляют его корневую систему.

Главные корни развиваются из корешка зародыша семени и обычно бывают похожи на стержни. Поэтому у растений с хорошо развитым главным корнем корневую систему называют стержневой. Если же главный корень незаметен среди всех других, растущих пучком, то корневую систему называют мочковатой.

Таким образом, как бы разнообразны ни были цветковые растения, корневая система у одних будет мочковатой, у других- стержневой.

Подмечено, что большинство двудольных растений имеет стержневые корневые системы, развивающиеся из зародышевого корешка семени. Хорошо заметный главный корень имеют, например, щавель, фасоль, подсолнечник, морковь, все деревья, кустарники и многие другие растения.

Мочковатой корневой системой чаще обладают однодольные растения. Мочковатую корневую систему имеют все наши хлебные злаки, лук, чеснок и сравнительно немногие другие растения.

Интересно проследить, как развивается мочковатая корневая система. Главный корень, развивающийся из корешка зародыша семени, вскоре перестает расти. Он становится незаметным среди множества придаточных корней, отрастающих от подземной части стебля. Придаточные корни почти одинаковы по толщине, растут пучком и скрывают переставший расти главный корень.

Итак, корни могут образовываться по-разному. Во-первых, корни развиваются из корешка зародыша семени. Это главные корни. Во-вторых, корни отрастают от стебля. Это придаточные корни. В-третьих, корни отрастают и от главного и от придаточных корней. Это боковые корни. Интересно отметить, что придаточные корни развиваются не только от подземной части стебля, но и от наземных побегов.