Что дают педагогу конкурсы профессионального мастерства. Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах


"Обучать – значит вдвойне учиться." Ж.Жубер

"Чтобы учить детей, надо учиться самому" К.Д. Ушинский

Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги!

Сегодняшнее сообщение хочу начать словами великих людей. Ведь в наше время, согласно профессиональному стандарту, педагог должен постоянно развиваться, не стоять на месте, уметь учиться.

Учимся мы каждый день перенимая опыт у своих коллег, читая литературу, составляя конспекты, проводя уроки. Учимся, посещая курсы повышения квалификации, которые безусловно необходимы каждому учителю. Н о направленность таких курсов, как правило, узкопредметная. Курсы не учитывают индивидуальных запросов педагога.


Такая возможность появляется только тогда, когда мы учимся у своих коллег, участвующих в различных конкурсах педагогического мастерства, научных конференциях, семинарах, где педагоги обмениваются собственным передовым опытом, – это захватывающий и занимательный процесс, который позволяет быть на гребне волны педагогических новаций и передового педагогического опыта. Участие в таких конкурсах и конференциях стимулирует педагога получать новые знания, обмениваться своим опытом с другими. Важно отметить, что при аттестации педагога учитывается его участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях. Это даёт толчок для дальнейшего развития, т.к. учитель уверен, что его старания в самореализации и самообучении не напрасны, они будут оценены не только учениками, коллегами, но и профессионалами в области аттестации кадров.

В конкурсах профессионального мастерства я участвовала неоднократно. Отработав в школе чуть больше полгода, решила принять участие в конкурсе для молодых учителей "Учительские Вёсны".


При первом участии предо мной стояли вопросы: как описать свой опыт, с чего начать? При написании конспекта опытные учителя-наставники давали мне подсказки, советы. Этот конкурс достаточно молодой. Ему всего 5 лет! За это время 9 молодых учителей из нашей школы стали грантополучателями Главы города: это 2012 - Филь Мария Анатольевна, Помыткина Е.В., 2013 - Левченко Нина Сергеевна, Дубовин Павел Александрович, 2014 - Дубовина Надежда Васильевна, в 2015 году четверо педагогов Певнева Елена Александровна, Фетисов Павел Александрович, Бровцына Людмила Васильевна, Егикьян Диана Альбертовна. Очень хочется призвать молодых учителей не бояться, участвовать и побеждать!

В 2014 году от завуча по УМР Романовой Натальи Владиславовны поступило предложение принять участие в конкурсе "Учитель года", немного подумав я дала свое согласие и не пожалела ни разу об этом. Да, на подготовку и участие в нем уходит очень много времени и сил, но сколько ты получаешь "выгоды" от участия, не передать словами.

Во время подготовки к конкурсу мне пришлось проанализировать свою деятельность как учителя - предметника, привести в систему свой педагогический опыт, документацию. При оформлении которой большую помощь мне оказали семинары, мастер-классы, администрация школы, учителя, уже имеющие опыт участия в конкурсах, индивидуальные и групповые консультации методистов. Такой конкурс как "Учитель года" не только за короткое время позволяет получить опыт публичного выступления, но и освоить огромное количество знаний, умений, нового материала. Мне сейчас не трудно написать урок, который соответствует всем требованиям современного урока.

Одним из заданий в конкурсе "Учитель года" было ведение собственного интернет-ресурса. Именно тогда я создала авторский педагогический блог "МАСТЕР КЛАСС!", ему уже 2,5 года, и статистика говорит многое: у него более 57000 просмотров, 2000 комментариев, блог читаем и интересен, а это главное.

Мой блог уже участвовал в конкурсах "Лучший блогер -2014", "Лучший сайт образовательной организации- 2015", " Лучший блогер -2015", где стал призером, и в этом году я твердо решила для себя -участвовать в Конкурсе "Лучший блогер - 2016", подведение итогов которого состоится совсем скоро, 17 ноября 2016 года. Волнение нарастает каждый день, не терпится узнать, кто же будет победителем в этом году!
Зимой 2016 покорен еще один конкурс - "Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок", финал которого состоялся в январе в г. Москве. На очном этапе конкурса нужно было представить защиту своего урока.

Нашу школу на этом конкурсе представляли сразу два учителя технологии: я и Салтыкова Елена Валентиновна . Конечно же, на нас возлагалась большая ответственность, Все получилось! 1 место!
Участие в профессиональных конкурсах - это преодоление себя, комплексов, страхов, получение новых знаний и идей, обмен опытом работы. По собственному опыту могу сказать, что после участия в конкурсе меняется ритм жизни, появляются новые идеи, завязываются новые интересные знакомства и отношения. Таким образом, в результате участия в конкурсах я пересмотрела некоторые свои взгляды в профессиональной сфере, переосмыслила методы своей работы и увидела пути для их более эффективного применения (стараюсь участвовать в работе методических объединений и в творческих группах различной направленности, занимаюсь самообразованием), начала искать новые формы и методы работы с учащимися, внедрять в практику новые педагогические технологии, которые мотивируют обучающихся на изучение предмета.
В заключение хочется сказать, что в педагогических конкурсах не может быть проигравших. Конечно, кто – то выступает более удачно, кто-то не очень удовлетворён результатами, но не зависимо от них, это новый этап профессионального роста учителя.
В общем, конкурсы педагогического мастерства становятся толчком к профессиональному развитию педагога, мотивируют повышать свою квалификацию, а следовательно, и профессиональную компетентность.

Выступление на инструктивно-методическом совещании на тему:

«Участие в конкурсах педагогического мастерства:

проблема мотивации».

План:

1. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту (

2. Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно (проблема мотивации) (Авторы: Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова, А.С. Постников.// ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: МОСКОВСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА).

3. Материалы форума учителей.

4. Анкетирование.

5. Просмотр видеофильма о конкурсе «Сердце отдаю детям» 2011 г.

1.Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту.

Развитие педагогического потенциала является одним из 5 направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения также диктует потребность современных школ в новых кадрах.

Современный педагог. Какой он?

Чем же характеризуется профессиональная компетентность современного педагога или педагогическая компетентность?

Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу.

Анализ профессионального опыта позволяет определить передовые тенденции в деятельности педагогов, их достижения. Он выражается в творческом стиле деятельности, проявляющейся в характере выдвигаемых целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с учащимися.

В другом случае анализ опыта, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в определении педагогом целей, задач, результатов работы с учащимися. Обогащая его подобным образом, педагог в определенной степени содействует развитию своего мастерства.

Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом опыте, отражают богатый внутренний мир педагога, его способность к рефлексии и экспериментированию. Такую возможность педагогу предоставляет участие в конкурсах педагогического мастерства.

Современный педагог - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин личного участия в конкурсах профессионального мастерства.

Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста. Опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства позволяет говорить его участникам о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Желание быть лучшим возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Признание в среде школьников и слова благодарности от родителей - безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение - победа на конкурсе профессионального мастерства и признание в среде коллег.

Профессиональные конкурсы - это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональных компетенций.

Участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительский дар - это прежде всего призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог - не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.

Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержку инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Профессиональные конкурсы - не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: растут их знания, продвигается карьера.

Велением времени вызвана необходимость овладения профессиональными компетенциями. Педагог является проводником изменений в образовании и работает в условиях перемен: увеличения объема научно-методической и научно-исследовательской составляющих в структуре педагогической деятельности.

Исходя из собственного опыта, участники конкурсов педагогического мастерства утверждают, что участие в таких конкурсах дает возможность педагогу: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях; повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме.

Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог должен проделать колоссальную работу: установить контакт с методистом-куратором своего направления, куратором конкурса; ознакомиться с документами конкурса; изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет; взвешенно оценить собственные возможности участия: не преувеличивать их, но и не умалять; выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации; продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса; систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки; попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны; не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки; продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов.

2.Участие в конкурсе: кому и для чего это нужно

(проблема мотивации)

Как гласит известная пословица, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать победителем профессионального конкурса».

Конечно, участие в любом конкурсе – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии. Наконец, что немаловажно для многих из нас, это и определённый психологический дискомфорт от того, что «твоё детище», не просто программу, педагогические наработки а, по сути, часть души, вложенной в занятия с детьми, будут оценивать не дети и их родители, чья оценка наиболее важна и значима для любого педагога, а строгие члены жюри, твои же коллеги, но судящие о ней со стороны, а не изнутри той повседневной кропотливой работы, которая и составляет суть педагогической профессии.

Поэтому, наверное, первым вопросом, на который должен ответить педагог, прежде чем согласиться с предложением руководства принять участие в конкурс, это вопрос, который стоит задать самому себе, - о мотивации такого поступка: зачем мне это надо? Есть масса вполне разумных аргументов, чтобы отказаться от участия в конкурсе, даже тогда, когда кажется, что собственный опыт работы носит действительно новаторский характер и позволяет достичь таких результатов в работе с детьми, которые не всегда доступны твоим коллегам.

Проблема мотивации поступков человека, как известно, одна из сложнейших проблем психологии. Мотивация – это не компьютерная программа, которую можно заложить в мозг человека, и заставить его действовать именно так, а не иначе.

Но в то же время не только наука, но и простой здравый смысл свидетельствуют о том, что в любой профессии человек нуждается во внешнем признании, что такое признание – важнейший стимул для работы и в то же время один из источников достижения внутренней гармонии, осознания собственной индивидуальности, профессионального и личностного самоутверждения.

Поэтому можно сказать, что на самом деле мотивация к соревнованию, проверке своих возможностей в открытом и честном сопоставлении собственной профессиональной деятельности с деятельностью коллег, есть в каждом из нас. Проблема не в её отсутствии, а в степени её проявления, в том, что можно определить как уровень профессиональных притязаний.

В сущности, уже само создание программы, педагогических разработок, работа по ним, доведение их до «блеска» – есть доказательство уровня профессиональных притязаний педагога. Поэтому любой педагог, их создатель, потенциально мотивирован на участие в конкурсе. Другое дело, что не всегда «обстоятельства времени и места» позволяют перевести возможное в действительное.

Поэтому нам представляется важным обратить внимание на несколько моментов, которые, возможно, стимулируют вашу мотивацию на участие в конкурсе.

Во-первых, приняв участие в конкурсе, вы сможете отшлифовать форму и содержание своей программы, поскольку те требования к её оформлению, которые являются необходимым элементом конкурса, позволяют придать ей более целостный и законченный вид. Опыт участия в таких конкурсах свидетельствует, что часто в процессе подобной частичной трансформации программы, её подведения под вроде бы формальные требования, автор неожиданно для самого себя обнаруживал какие-то скрытые возможности программы, усиливал её наиболее творческие, активные элементы, находил новые нестандартные шаги и повороты в её реализации, которые затем, осуществившись на практике, заметно повышали эффективность всей работы.

Во-вторых, самим фактом участия в конкурсе, пусть даже, если вы и не пройдёте дальше его первого этапа, вы демонстрируете и самому себе, и окружающим собственную профессиональную состоятельность, уверенность в том, что вы работаете на уровне, дающем основания претендовать на большее.

Опыт проведения предыдущих конкурсов свидетельствует, что некоторые участники, не дошедшие до финала в первый раз, вновь участвуют в конкурсе на следующий год и достигают успеха. При этом основным мотивом такой настойчивости становится именно уверенность в собственной состоятельности как профессионала.

В-третьих, при всех случайностях и досадных помехах, которые, конечно, случаются в каждом соревновании, конечный успех приходит к сильнейшим, но узнать, относишься ли ты сам к этому числу, можно только приняв участие в соревновании.

3.Материалы форума учителей.

Вопрос: Вот интересно - чем мотивированы учителя, принимающие участие в каких - либо конкурсах? Ведь конкурсы такие разные? И чего Вы достигли, что открыли для себя и в чем разочаровались, участвуя в них?

Ответы:

4.Анкета:

Участие в профессиональных педагогических конкурсах для Вас лично:

  1. показатель уровня Вашего педагогического мастерства;
  2. возможность "засветиться" в городском/районом методическом объединении, что будет положительно отмечено при аттестации;
  3. возможность повысить свой заработок за счет баллов стимулирующей части;
  4. этап рефлексии, который определяет Ваше дальнейшее направление в деятельности;
  5. другое

Вывод: все люди - разные. В опросе обозначены практически все возможные стороны, которые могут быть привлекательны педагогам. Каждый найдет свой стимул для участия в конкурсе.

Обращает на себя внимание, что большинство голосов привлекла к себе позиция возможности обмена опыта и общения с коллегами. Думаю, что это показательно и отражает современные тенденции развития нашего образования

Просмотр видеофильма о конкурсе «Сердце отдаю детям» 2011 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Областной конкурс программно-методических материалов педагогов дополнительного образования детей муниципальных учреждений дополнительного образования детей Московской области Круглый стол на тему: «Конкурс педагогического мастерства в повышении качества дополнительного образования»

« Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» А. Дистервег

Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Реализация современной государственной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Цель: педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Мотивы: профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта, принятие опыта других преподавателей. Результат: возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализация своего профессионального «Я» в условиях состязания, повышение своего профессионального уровня. Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияет на качество образования.

«Требования к учителю»: он должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". А. Дистервег писал, что учитель - «солнце для вселенной».

Вопросы к обсуждению: 1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством? 2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего? 3. Что является критериями педагогического мастерства? 4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?

В заключении можно сделать вывод: что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие.

1. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения. 2. Конкурсы педагогического мастерства играют существенную роль в стимулировании педагогического творчества. 3. Несут в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. 4. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

5. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. 6. Конкурс педагогического мастерства проводится в целях: - повышения престижа и статуса учителя в обществе, - усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, - общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, - а также развитие инноваций в образовании, распространение в системе образования передового педагогического опыта.

Желаем вам новых творческих идей и профессиональных достижений!

Предварительный просмотр:

Роль конкурсов профессионального мастерства в повышении
качества образования.

«Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,

Пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»

А. Дистервег

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Реализация современной государственной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта и принятие опыта других преподавателей для многих служат мотивом для участия в конкурсе профессионального мастерства. Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы.

В решении этой задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень. Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег немецкий педагог , либеральный политик в свое время описал « Требования к учителю»: должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, постоянным самообразованием. На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". А. Дистервег писал, что учитель - «солнце для вселенной».

Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Когда речь заходит о педагогическом мастерстве возникают спорные вопросы, например:

1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

3. Что является критериями педагогического мастерства?

4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?

В заключении можно сделать вывод, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества учителей. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне.

Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту.

Конкурс педагогического мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, и общественного, профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, а также на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыт

Вопросы к обсуждению:

1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?

2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3. Что является критериями педагогического мастерства?

4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.



Зачем нужно участвовать в конкурсах?
Ш.А. Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Современный педагог должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы удовлетворять растущие запросы общества и государства. Одной из форм контроля деятельности педагога и уровня подготовки и развития обучающихся в дополнительном образовании хорошо зарекомендовали себя вокальные конкурсы разных уровней: муниципального, регионального, федерального, международного…
Я педагог в дополнительном образовании по народному вокалу стаж работы 8 лет.
По своему опыту могу с уверенностью сказать, что после участия в конкурсе- ученик раскрывается, а если это оказалось еще и успешное участие- в моем юном певце просыпается такой стимул, заряд- ребенок с большим желанием посещает занятия, ждет нового выхода на сцену как праздника, открывая для себя свои новые возможности, как в вокальном плане так и в эмоциональном.
Юный вокалист растет- выступая, приобретает все новые и новые краски в голосе. Педагогу очень полезно со стороны, в чужой обстановке, посмотреть на своих воспитанников и свою проделанную работу. В этих условиях реально оцениваешь потенциал ребенка, уже приобретенные навыки, а так же его умение собраться в экстремальной обстановке, но бывает и так что ребенок еще не готов к таким испытанием и тогда я делаю вывод:- Кто из нас не справился с поставленной задачей?!
Конечно, очень важно правильно настроить ученика перед конкурсом. Ведь любое выступление требует: собранности, смелости, уверенности, некоторой «доброй агрессии», адреналина, внутренней душевности, желания донести до публики весь спектр эмоций. Сюда еще можно добавить качества характера, свойства темперамента и много еще чего….Важно юному певцу- донести для чего он это делает, сами дети высказывают довольно забавные реплики когда их об этом спрашивают. Один ученик мне ответил: «Мне нравиться бояться, по этому я и люблю выступать.» Кто то в жизни очень скромный, а на сцене раскрывается, что никто и не ожидал от этого ребенка таких успехов.
Конкурсы позволяют самореализоваться так же и педагогу, получить новый импульс для дальнейшего творчества, а так же увидеть вокальные возможности других детей и тем самым сделать для себя вывод:- Чего мне не хватает, что я делаю по другому, что мне можно исправить? Я всегда после конкурса задаюсь такими вопросами.
Сегодня на основе конкурсов можно проверить свои силы в профессиональном мастерстве. Возможности не ограничены. И это касается не только людей творческих или занимающихся наукой. Каждый при желании может попытать счастья. Буквально каждый день мы слышим о том, что появляются новые конкурсы, фестивали, премии, гранты. А ведь кроме приза, само участие в соревновании, проверка собственных сил добавит всей вашей жизни энергии и азарта.
Так здорово соревноваться и так здорово - побеждать!

И закончить свою публикацию мне хотелось бы притчей от Петра Мордковича
Пешка перешла через всё поле - уворачиваясь от коней и слонов, пробираясь между башен, обходя ферзя. Было трудно, но перешла. Стоит на последней клетке, утирает пот со лба. Ей голос с неба:
- Поздравляем! Теперь Вы можете наконец стать ферзём!
- Не хочу.
- Ваше право. Вы можете выбирать. Офицером хотите?
- Не-а, не хочу.
- Конём?
- Ещё чего!
- А кем тогда?
- Пешкой хочу.
- Но почему?
- Да так… нравится мне.
- Но зачем же тогда надо было идти через всё поле, рисковать?!.- Да вот, решила проверить, смогу ли. Смогла.


Приложенные файлы

Иван Костров,
BodroGordo, Креативный директор

В небольших компаниях люди соревнуются, как привило, за собственный процент от продажи или бонус от реализации плана и достижения общего успеха компании. Соревновательность в небольших организациях имеет смысл, когда соперничают представители одной и той же профессии. В другом случае "конкурс" будет нечестным.
В некоторых крупных компаниях, в особенности с демократичным способом управления, существует практика соревнований внутри отделов или всей организации. Особенно примечательно то, что конкурсом или соревнованием это прямо не называется, а аккуратно вмонтировано в корпоративную культуру. И это, вероятно, лучшее, что я видел внутри организаций. Давайте рассмотрим, как это реализует шведская компании IKEA, где на сегодняшний день работает около 20 тыс. человек, а в каждом магазине примерно от 300 сотрудников.

Вся компания поделена на департаменты, департаменты на отделы, отделы поделены на бизнес-зоны. Каждая из бизнес-зон имеет свой план на день, неделю (важнее дневного) и месяц, который объединен в общий план магазина. Сотрудники не имеют личного плана продаж, что позволяет не конкурировать друг с другом, а организоваться для достижения общей цели. Отдел может отличиться на фоне всего магазина, увеличив процент достижения недельной целей и внести вклад в общее дело - исполнение плана продаж всего магазина. Результат отдельного человека не будет заметен на фоне всего магазина и даже отдела, хотя рычаги влияния на совершение посетителями большего числа покупок у сотрудника в целом есть.

С определенной периодичностью сотрудники, в том числе и менеджеры и топ-менеджеры, участвуют в ротации и работают в соседних отделах одного департамента. И даже мигрируют по департаментам, например, глава мебели может поменяться местами с главой сопутствующих товаров. Тем самым все сотрудники становятся взаимозаменяемыми на случай, если какому-то из отделов нужна помощь для достижения опять же общей цели магазина. Это важный аспект, он воспитывает коллективизм.

Анна Молчанова, заместитель
исполнительного директора Национального кровельного союза

Цель участия в конкурсе - победить. Это как в спорте. И "натаскивание" участников на победу здесь не меньшее. Пример: в 2009 году в Санкт-Петербурге Национальный кровельный союз принимал Чемпионат IFD по кровельному мастерству. Все понимали наше технологическое отставание в номинации по черепице от лидеров - немцев, швейцарцев, австрийцев. Пригласили немецкого преподавателя, который приехал и занимался с нашей командой. Когда ребята взяли первое место - это был такой накал страстей, такое ликование! До сих пор вспоминают.

В какой степени связаны (и связаны ли вообще) Конкурсы профмастерства, мотивация и вовлеченность сотрудников? Напрямую. Собственно, целью и является мотивация. Другое дело, что некоторые конкурсы оказываются так безобразно организованы, настолько скучны и формальны, что эффект оказывается обратным. Здесь очень многое зависит от организаторов и их опыта.

Наряду с конкурсами профессионального мастерства, традиционные проводимые компаниями, существуют конкурсы и чемпионаты для студентов и молодых специалистов.
При подаче заявки на участие у каждого конкурсанта конкретная цель. Однако есть ключевые мотивационные факторы независимо от возраста и статуса: будь то студент-старшекурсник или специалист с опытом работы в компании. Эти «драйверы» зачастую имеют глубокие психологические корни.
Во-первых, это возможность проверить себя в «безопасной» обстановке. В условиях добровольного прохождения конкурса участники застрахованы от неизбежного получения оценки знаниям и навыкам. Идеальная ситуация, чтобы попробовать, не боясь ошибиться или «быть плохим». При этом, если результат конкурса удовлетворил самого участника, он может представить его заинтересованным сторонам (указать в резюме, показать работодателю или преподавателю на кафедре).
Во-вторых, это шанс показать себя, реализовать амбиции. Здесь может и не быть желания материального вознаграждения, достаточно получить признание умений и талантов. Ведь необходимость в похвале, одобрении и признании – базовая психологическая потребность человека.
В-третьих, это возможность зарекомендовать себя как профессионала и начать (а для уже практикующих специалистов – продолжить) успешную карьеру в интересующей области. Например, тем, кто покажет лучший результат в конкурсе ACCA-IFRS PROFESSIONAL Student, работодатели-партнеры предложат стажировки или даже вакансии. Таким образом, профессиональный конкурс становится «социальным лифтом»: за короткое время можно перейти из категории обычного студента в востребованного молодого специалиста

Константин Гозман, генеральный директор агрохолдинга
«Дороничи» Кировская область

Цель проведения любого конкурса профессионального мастерства - усовершенствование навыков специалиста, его профессиональных качеств, поднятие планки достижения определенных целей и задач бизнеса, разработка новых проектов и идей для развития бизнес-процессов плюс оценка профессиональных качеств с целью продвижения специалиста по карьерной лестнице.
Подход, несомненно, будет разным – если на менеджерских позициях и управленческих постах мы внедряем четкие KPI с определением показателей и установленными сроками их достижения, то для линейного персонала агросектора и предприятий переработки проводим бригадные и персонализированные конкурсы с четкой системой критериев. Все это работает на развитие корпоративной культуры холдинга, когда персонал не только индивидуально, но и в группе коллег может развиваться, применять новый передовой опыт и знания в бизнес-процессы и, что важно, поддерживать в людях огромное желание развития.

Правильно поставленная задача конкурса профессионального мастерства может способствовать развитию единства взглядов на бизнес-процессы, развитию командного духа и преданности предприятию в достижении результатов.


​На мой взгляд, взгляд руководителя школы, культуру, равно как желание и понимание необходимости участия в конкурсном движении нужно формировать у педагога целенаправленно, планомерно и размеренно, но обязательно опережая зону его ближайшего развития как профессионала.

В нашей Казанской школе-интернате работает 20 педагогов, из них 4 учителя, 3 специалиста службы сопровождения и 13 воспитателей. Практики проведения внутришкольных конкурсов в нашем учреждении, к сожалению, нет: кому и с кем соревноваться, когда все на ладони, и практически однозначно определены педагоги-лидеры и педагоги-мастера? А вот конкурсы другого уровня позволяют педагогам проявить себя во всей красе. Причем мотивы участия в конкурсном движении у всех педагогов очень разные. Но это уже другая история…

Как же мы в своем коллективе формируем желание, потребность, понимание необходимости и затем культуру участия в конкурсном движении? И кому все это нужно?

Я склонна считать, что если руководитель образовательной организации не заинтересован в культивировании конкурсного движения в своем учреждении, то ждать, что все это придет само, очень трудно. Кто-то из педагогов в силу высокой потребности в саморазвитии будет искать и находить подходящие для него конкурсы, а подавляющему большинству педагогов (простите за прямоту, но это так!) эта ситуация будет очень удобна. Не трогают, и ладно! К счастью, таких педагогов (и директоров) не так много…

Итак, зачем руководителю образовательной организации нужно конкурсное движение? Во-первых и в-главных, оно необходимо ему как мотиватору педагогического коллектива на рост, развитие и движение в профессии.

Но, если руководитель (именно как руководитель, а не педагог) сам не участвует в профессиональных конкурсах, то ему сложно выполнять роль вдохновителя. Побывав внутри конкурса, можно и рекомендовать, и поддерживать, и курировать (корректировать) участие педагога в конкурсном движении. Только для руководителя нужно участие в действительно значимых конкурсах, которые не принижают значимость профессии и должности. И именно к этому решению затем стоит приучать педагогов руководимого учреждения. Я негативно отношусь к платным конкурсам, рассматриваю и участвую лично только в бесплатных конкурсах, проводимых достойными организаторами, это моя принципиальная позиция. Хорошо, если руководитель входит в число победителей престижного конкурса: это мотивирует педагогический коллектив на соответствие руководителю как минимум. Поэтому, конкурсное движение нужно руководителю образовательного учреждения как демонстратору/транслятору возможностей конкурсов профессиональных достижений для развития в профессии.

Но не одному директору школы нужно конкурсное движение педагогов. Уверена, что это нужно всему педагогическому коллективу в целом и каждому педагогу в частности.

Во-первых, принятие решения об участии в конкурсе – это значительный поступок, характеризующий педагога как сильного, смелого и целеустремленного человека.

Во-вторых, подготовка к конкурсу мобилизует все силы и ресурсы педагога: физические, психические, профессиональные (да, сложно, трудно, иногда кажется, что невозможно. Но, помните, «без труда…»)

В-третьих, большинство конкурсов позволяют педагогу выделить свои лучшие практики, проанализировать и оценить себя как профессионала.

В-четвертых, конкурсы, предполагающие общение, пусть нередко и виртуальное, конкурсантов, позволяют налаживать профессиональные контакты и расширять круг общения педагогов. Ведь не зря сказано: «Никто мне не друг, никто мне не враг, но каждый мне – учитель». Значит, конкурсное движение необходимо педагогу как инструмент самооценки, самопрезентации, саморазвития.

В Казанской школе-интернате конкурсное движение начало стремительно развиваться после появления такого понятия, как «стимулирующая надбавка за эффективность и результативность организации образовательной деятельности». В критерии по определению такой надбавки было рекомендовано включить и участие педагога в профессиональных конкурсах. В 2011 году в нашем учреждении был разработан оценочный лист, содержащий одним из пунктов такой критерий.

В коллективе сразу обозначились две группы педагогов: активисты и наблюдатели (разного качества: желающие, но пока не могущие; могущие, но не желающие; не желающие и не могущие). В соответствии с этими характеристиками участие в конкурсах носило очень разнообразный характер: экспертной группе по определению указанной надбавки пришлось познакомиться с огромным количеством самых разных конкурсов, начавших плодиться как грибы после дождя. В каком конкурсе проще принять участие? Конечно, в том, где за две минуты и 100 рублей выдают диплом победителя. Но, я думаю, что эти конкурсы не приносят педагогу никакой профессиональной пользы: речь и о качестве материалов, и об уровне участников, и об отношении организаторов к конкурсантам, и много еще о чем… Поэтому конкурсное движение необходимо педагогу еще и для развития навыков экспертной оценки и осознания ценности конкурса.

Постепенно со временем оптимизирующийся оценочный лист нашего учреждения разделил блиц-конкурсы и викторины с конкурсами, на которые необходимо предоставить качественный профессиональный материал. Понятно, что второй вид конкурсных мероприятий более ценен во всех смыслах. Участие в такого вида конкурсных процедурах не стыдно предъявить даже в своем резюме или портфолио, это значительный плюс при аттестации на квалификационную категорию, а уж на соответствие должности и подавно. В надбавке за эффективность организации образовательной деятельности как победа, так и участие в таком конкурсе также дает прибавку к зарплате. А победа в значимых конкурсах регионального и федерального уровня поощряется премиальной выплатой. Таких случаев немного, но от этого они более ценны: так, например, была премирована рабочая группа Всероссийского конкурса « » - 2016, подготовившая материалы так, что учреждение вошло в число 20 лауреатов конкурса, отобранных из 3000 подавших заявки учреждений.

Завершая рассуждения по поводу необходимости участия педагогов и директоров в конкурсном движении, скажу, что в конкурсах участвовать можно и нужно, полезно и важно. Руководителю в этом смысле важно понимать самому и сформировать взвешенное представление о качестве различных конкурсных процедур у педагогов своего коллектива. Это сложная задача, но и она может быть решена путем грамотного анализа конкурсов, в которых участвуют педагоги. Педагогам же конкурсное движение дает, прежде всего, возможность неформально повысить свою квалификацию и пополнить свои ресурсы – нематериальные и материальные. А грамотный, современный, адекватный руководитель образовательной организации их обязательно поддержит – во всех смыслах!

Светлана Долженкова - директор Казанской специальной школы-интерната (станица Казанская, Ростовская область), лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2016.