Эльбрус. Скалы Пастухова, спасательная операция, всё-никуда-не-пойду


И примерно стало ясно, что нас ждет при подъеме на Эльбрус. Уже на следующее утро мы снова собирались в путь. Нам предстоял еще один тренировочный хайк, последний перед восхождением. На этот раз к скалам Пастухова. И если всё пойдёт по плану, то мы намеревались, достигнув их, попробовать подняться ещё выше.

Во время последнего ужина, вернувшись из похода к Приюту 11 , мы горячо обсуждали точку старта cледующего хайка. Коля настаивал на пешем подъёме из лагеря, ради большей нагрузки. А я предлагал добраться до Приюта 11 на ратраке (я ласково называл их маршрутками) и уже оттуда стартовать – так мы имели шанс подняться выше. Акклиматизация важнее – таков был главный аргумент. В итоге команда с моими доводами всё же согласилась.

Парковка "маршруток" расположена совсем близко от "бочек" ("бочками" - условно называют все лагеря альпинистов расположенные в месте Гара-Баши на высоте около 3700 метров), и мы добрались до нее менее чем за 5 минут. Загрузились в ратрак, передали по 500 рублей за проезд и поехали.

Наш лагерь оставался внизу, а ратрак двигался вверх по горе, словно гигантский паук по паутине. Мы понимали, что ратракщики – люди опытные, давно изучили все маршруты и знают, где можно ехать, а где нет. Но все же время от времени при виде огромных трещин внизу становилось не по себе, и по коже толпами начинали бегали мурашки.))

Вчерашний полуторачасовой подъём мы преодолели на ратраке за 10 минут. Но если вчера шли совсем налегке, то сегодня оделись уже гораздо теплее: в горах чем выше - тем холодней.
Разгружаемся у Приюта одиннадцати и – в гору на своих двоих.

После вчерашней "лёгкой" прогулки нашим уставшим телам удалось восстановиться благодаря чилийскому полусладкому хорошему сну, и мы всей командой теперь шли бодрячком. В одну линию по-армейски. Светило яркое солнце, и у меня было ощущение, будто я тёплым мартовским утром вышел погулять в какой-нибудь московский парк.

Первый привал сделали через полтора часа, на половине пути к скалам Пастухова.

Когда светит солнце и на небе ни облачка, то смотришь на вершину и думаешь: ну а что тут идти. Даже седловина Эльбруса - площадка между двумя вершинами - кажется совсем близкой. Но всё далеко не так просто.

Ещё через час мы достигли нижней точки скал Пастухова. Это высота примерно 4 650 метров. Я посмотрел на время - 11:50. А начинали мы от Приюта одиннадцати примерно в 8:30. То есть за 3 часа 20 минут пути поднялись вверх всего-навсего на 550 метров.

Во время привала мы обсуждали предстоящее восхождение на Эльбрус. А именно – опять выбирали стартовую точку. Есть несколько вариантов. Первый и самый сложный – начать путь пешком прямо из лагеря Гара-Баши с высоты 3700 метров. Второй – доехать, как сейчас, до приюта одиннадцати (4 100 метров) и начать оттуда. Третий – подняться к вершинам скал Пастухова (4700 метров) – ну и дальше вверх. И, наконец, четвертый и самый простой – доехать до самой высокой точки, куда может добраться ратрак – это на высоту примерно 5060 метров, там и стартовать.

Я предложил собрать все силы и дойти до "5060" уже сегодня, чтобы послезавтра стартовать оттуда – тогда у нас как бы получится «пройти всю гору целиком», пусть даже и не в один день.

Интересные беседы за тёплым чаем восстановили наши силы, и мы продолжили подъём.

Ещё через час мы сделали привал метров на 50 выше скал Пастухова, на высоте - 4 750.
Погода была хорошая, но наше состояние нельзя было назвать идеальным. У меня молочная кислота "забила" мышцы ног, а у Миши так называемая горняшка вызвала головные боли.

Мы старались не отдыхать больше 10-15 минут, чтобы не терять темп. Поэтому посидели, попили по-быстрому чайку, а после - встали, надели варежки, взяли треккинговые палки, посмотрели вниз…

посмотрели вверх и пошли.

Ещё через час мышцы ног уже сильно начали меня подводить. Нельзя сказать, что я не мог идти вверх, но после 15-20 шагов появлялось ощущение, будто бы к ногам привязаны десятикилограммовые гири, и каждый шаг давался с огромным трудом. Я останавливался, садился на землю секунд на 30-40 и вновь продолжал путь.

Несмотря на то, что силы были почти на исходе, я очень хотел дойти до максимальной точки подъёма ратраков. В 12:45 мы сделали привал на высоте 4 867 метров. В принципе, на сегодня мы выполнили "программу минимум" и достигли скал Пастухова и даже поднялись выше. Но всегда хочется большего.

До желаемой высоты оставалось чуть менее двухсот метров, но это очень крутой участок, и идти вверх здесь очень тяжело. На следующих фотографиях можно оценить крутизну подъёма.

Хотя кому-то может показаться, что на следующей фотографии просто "завалили горизонт")).

Скалы Пастухова со 100-метровой высоты над ними.

На следующей фотографии вверху вдалеке видна фигура человека, это как раз примерно половина пути до "заветной цели".

Миша предложил развернуться и возвращаться в лагерь, горняшка сломила его. Я же наоборот хотел идти вперёд несмотря ни на что. Один

На акклиматизацию было выделено очень мало времени — 4 дня, на пятый был намечен подъем. Поэтому, не расходую зря время, в первый день устроили прогулку к обсерватории «Терскол» и водопаду «Девичьи косы».

Поляна Азау находится на высоте 2300 метров, а обсерватория «Терскол» и водопад находятся на высоте 3150 м над уровнем моря, таким образом набор высоты составит 850 метров. Продолжительность прогулки около 6 часов. Именно с тех пор мое понимание «прогулки» сильно расширилось!

Путь начинается с поселка Терскол с плавным набором высоты.

Советую обязательно взять с собой питьевой воды, так как до водопада дорога длинная. Также ветровку, несмотря на то, что поехали мы в июле и температура воздуха была около +30 градусов по Цельсию, в горах частенько дует прохладный ветер с ледников. На эту прогулку можно спокойно идти в кроссовках, трекинговые ботинки не нужны. В первые дни скакал я аки горный козлик, за что удостоился пару комментариев в свою сторону от Лены-гимнастки, по поводу, почему так не справедлив этот мир, я скачу, а ей почему-то тяжеловато. Но ничего. Каждому воздастся. Тогда я этого просто не знал. Прогулку до водопада нужно совершить даже в том случае, если вы не собираетесь на восхождение, так как дорога петляет над ущельем и открываются захватывающие виды.















Поляна Азау как на ладони.



Гора Чегет с канатной дорогой и часть ледника «Семерка».



А вот пройти мимо такого и не обратить на это внимание точно нельзя! Это геологическое образование называется «Базальтовая столбчатость» или еще иногда в просторечии «Орган лавовый». Базальт порода магматического происхождения, то есть возникающая при извержении, а мы не должны забывать что Эльбрус это вулканическая гора, и когда-то он был активен. Кстати, даже сейчас говорят, где-то там, на Эльбрусе, есть небольшие фумарольные поля, конечно не как на Камчатке или Исландии, но газы потихоньку выходят. Так вот, базальтовая порода образуется при извержении магмы, и при ее застывании образуются вот такие вот столбы, если поверхность ровная, то и столбы ровные, если поверхность изгибается, то и изгиб этих столбов идет за поверхностью, перпендикулярно. И тут как раз такой пример!







Чтобы пройти к водопаду надо сойти с дороги, ведущей к обсерватории.











Неожиданно из облаков показались две вершины Эльбруса.



А так же ледник Ирик.



До самой обсерватории мы тоже дошли, причем кто по дороге, а кто и напрямик по насыпи. Самое интересное это то, что по времени получилось почти одинаково, так как на борьбу с сыпухой ушло все то время которое было сэкономлено на сокращении пути. Но там нас встретил забор и сторожевые собаки. Мы решили не искушать судьбу, сосисок то не было.





Акклиматизация: подъем на Чегет.

На следующий день решили подняться на Чегет, но не полный подъем с самого подножья, а с использованием канатной дороги.







Тырнауз.

С последней станции канатной дороги на вершину ведет небольшая тропинка, по ней и пошли.











На таких высотах даже летом остается кое-где снег. Высота вершины Чегета 3761 м над уровнем моря. Тут уже однозначно надо идти в трекинговых ботинках. На горных тропах важна устойчивость, а также защита голеностопа. Тогда я не придавал особо этому значения, а просто выполнял рекомендации. Но много позже по полной программе прочувствовал в , как это неприятно, когда в плоть врезается острый камень, если вы чуть теряете бдительность и оступаетесь, засмотревшись на окружающую красоту. А также внимал историям старшего поколения по поводу серьёзности гор. Нет, это не коварность. А просто они не прощают халатности. Это квинтэссенция жизни. Там все решения приводят к быстрым результатам. В жизни последствия могут растягиваться на годы.

А тут не туда наступил, получил травму или ушел вместе с камнями по склону. Не правильно выбрал место для ночевки с палаткой, а ночью прошел камнепад и с утра вы с переломанной ногой наблюдаете, как медленно, но верно умирает ваш друг с открытой черепно-мозговой травмой, как он в бреду на четвереньках перемещается по близости, а вы ничем не можете помочь его агонии. А еще один умер сразу же. Погода нелетная, метель, и спасатели придут только через несколько дней забирать одного, а было три. Или как лавина накрывает в одну ночь весь альплагерь, со всеми его на тот момент жителями. Которые, так быстро успели стать вам близкими людьми. Или идет группа детей с инструктором, 10 детей наступило на плоский камень на тропе, а одиннадцатый наступил и съехал вместе с ним в пропасть. Почему? Это не коварство. Это просто жизнь. И в горах, если вы хотите туда вернуться, надо учитывать все возможные варианты, и безрассудству там нет место. Но есть место взаимовыручке. Все эти истории не прочитаны, а услышаны из уст моих учителей. Поэтому поднимаясь даже на Чегет, я медленно, но верно начинал понимать серьёзность и монументальность этих мест.





Вершина была скрыта в облаке, поэтому мы решили остановиться в прогале этого молока и осталось чуть-чуть, так что это была формальность. Несмотря на то, что в начале подъема на нас были майки и шорты, подъем мы закончили в штанах, кофтах, жилетах, ветровках и шапках. По моему опыту даже в хорошую погоду в горах почти везде, где выше 2500 м может быть холодный ветер. А иногда и очень холодный. Поэтому как бы не было жарко снизу, всегда берите с собой маленький рюкзак и описанный или близкий к этому комплект. Еще всегда выручает горячий чай в термосе и вода.



Также еще большое внимание уделяйте солнцезащите. На высоте солнце сжигает кожу мгновенно. Причем до состояния слезания кожи слоями. Поэтому шапки, кепки, арафатки, балаклавы и крем от загара обязательно берите с собой. И, как всегда, вам помогут трекинговые палки. Вроде бы может показаться что вы молоды и полны сил, и зачем вам какие-то палки как у тех старичков Nordic-walking. Но, это только при нормальном давлении и нормальном наклоне. Палки сильно облегчают прогулки и восхождения по горам, а иногда и спасают жизни. Спускались мы уже в сильной облачности.


Акклиматизация: заброска на Приют 11.

На третий день погода все так же была пасмурной, как и при восхождении на Чегет. Решили, что может облачность это только в низах, а на Эльбрусе может быть прояснение. В любом случае сидеть на поляне Азау не хотелось. Но, тут нас поджидало еще одно последствие режима КТО и вообще случая. Не работала канатная дорога, ждали каких-то запчастей из Франции. Решение было найдено — ехать в кузове грузового ГАЗ-66 вместе со стройматериалами для «Приюта» или «Бочек».

Заброска на ГАЗ-66 встала нам по 2000 р. с человека и каких-то процентов нашей нервной системы и седых волос особенно у наших женщин, которые ехали в кабине, и попутчика-американца Богарта. Мало того что шел дождь, видимость из-за туч слабая, наклон этой дороги, по которой мы ехали, был порядочный, так этот ГАЗ еще периодически перегревался и глох. Водитель выпрыгивал из кабины, поднимал ее и лил воду на карбюратор, остужая его, а потом, когда вода закончилась набрасывал снега. А как он заводился как вы думаете? С толкача так сказать. Вернее это был очень особенный, местный толкач. Так как никуда и никто его не толкал, машина задним ходом просто скатывалась с горы, и включая заднюю передачу после мощного трансмиссионного удара он заводился. В это самое время обычно наши женщины были готовы уже на ходу выпрыгивать из кабины и идти пешком. Мы же в кузове просто принимали соответствующую наклону стойку и вцеплялись в поручень. Так медленно, но верно мы ехали около двух часов. Бедный американский сноубордист Богарт чего только не натерпелся, а я чего только не выслушал. Он причитал по поводу собственной безрассудности, что пошел вниз за какими-то вещами в гостиницу. Оказалось что не так уж и ценны эти вещи. Что насколько тут все сумасшедшие, особенно сумасшедший водитель. Да зачем он вообще приехал сюда! Да как он хочет жить! Так что приходилось часть дороги его успокаивать.




Таким образом на чудо-машине ГАЗ-66 мы доехали до турбазы «Гара-Баши» в простонародье «Бочки».



Их высота над уровнем моря 3800 м. Это промежуточная гостиница для альпинистов, лыжников, сноубордистов. На бочках мы пересели на ратрак и доехали на нем до Приюта 11.







Приют 11 самая высокогорная гостиница России, она расположена на высоте 4100 м. Когда-то считался самым высокогорным приютом в Европе. Был создан в 1932 году, и с 1938 по 1998 было трехэтажное здание, которое во время войны захватывали немецкие войска. В 1998 году случился пожар и гостиницы не стало. На момент 2009 года Приют 11 представлял собой группу раскиданных по скалам контейнеров-домов. В одном из таком мы и поселились. Также один из контейнеров это общая столовая с газовой плитой, пользование которой входит в стоимость проживания. Тогда это было 500 рублей с человека за сутки. Контейнеры не отапливаются, на какое-то время дают электричество от дизеля для подзарядки электроники. Так что греться приходится только теплой одеждой и спальниками. Спальники даже для приюта надо брать в расчете комфортной температуры на -10. Температура за бортом около 0 или легкий минус или легкий плюс. Но погода в горах меняется часто, поэтому это примерно. Долго там нет смысла жить. Так как на такой высоте организм не восстанавливается полноценно даже во сне. Поэтому каждый день проведенный там и совершая восхождения вы расходуете ваши резервные силы организма. У нас с собой на всякий случай были горелки газовые и газ, но не пригодились, в столовой все было.

























Можно подумать что это было не спортивно, сначала на грузовике, потом на ратраке. Но не забываем про то, что у нас было мало времени и нагрузки еще хватит в будущем.

Акклиматизация: подъем на скалы Пастухова.

На следующий день решили совершить акклиматизационную прогулку до «Скал Пастухова», на высоту 4800 м. Она позволяет понять вам, как вы будите себя чувствовать на высотах, а так же позволяет организму немного привыкнуть. Мне она далась довольно легко. Я уж было подумал ну и где же эта знаменитая горняшка? Еще не время Миша, еще не время, будет тебе горняшка. Горняшка, или горная болезнь, это по сути, состояние гипоксии, то есть пониженное содержания кислорода в организме. А в горах, особенно на высотах более 4000 м над уровнем моря, содержание кислорода в воздухе начинает снижаться. Гипоксия также возникает при алкогольном опьянении и именно с этим связано у некоторых людей неадекватное поведение в горах, которое иногда чревато потерей жизни. Но это не значит, что при горняшке вы будете чувствовать себя как после стопки коньяка, нет, ощущения будут как после злоупотребления с утра, когда уже все плохо.





Это не значит что я не устал вообще, конечно уставал, все устают, но просто не было тех негативных ощущений что я ожидал и про которые так был наслышан. Со скал Пастухова в хорошую погоду открывается отличные виды на Кавказский хребет. Но у нас была облачность.



Все что было выше скал Пастухова уходило в глубокое молоко. В это же самое молоко уходили и люди, вряд ли на восхождение, скорее тоже для тренировки на большую высоту пока есть хоть какая-то видимость.

Зимой как пишут тут обычно сплошной лед, иногда называемый «бутылочным стеклом». В таких случаях спасают только «кошки». У нас же был довольно рыхлый снег. Но все равно, одолженные у знакомого кошки сильно помогали.

Это был второй день пребывания в «Приюте 11».











Где то там Грузия.

Уже вечером открылся красавец Эльбрус. Это было первый раз когда мы видели его так близко. Как я и говорил погода там меняется быстро. Вроде бы вот в 13:00 мы были на скалах и все было в облаках. А сейчас вечер, около 20:00, садиться солнце за великолепный Эльбрус.







И казалось бы до него рукой подать, так близко, ну час, ну два, да тут добежать то совсем немного! А ну поднимайся народ и пошли пока просвет есть! Вот она косая полка, да, ее видно отсюда! Тут недалеко! Но конечно это обман зрения. Большое видеться на расстоянии. Слово гора в моем воображении никак не подходило под этот объект! Гора это что-то значительно меньше в моем тогда понимании, а это мощь, это объем, это такая твердыня, что даже сложно тогда было назвать горой.

Экипировка для подъема на Эльбрус

Теперь немного про экипировку.

    Начнем с ног.
  • Для восхождения вам понадобятся хорошие пластиковые или так называемые альпинистические горные ботинки. Да они стоят дорого. От 10 т.р. и выше. Причем в основном 15-25 т.р. Я же пошел в обычных треккинговых ботинках Scarpa Kailash GTX с гортексом. Так делать не надо ! Сказалась моя неопытность и совершенная безграмотность продавца в туристическом магазине посоветовавшей именно их. По ее словам их должно было хватить. Ну что же, хватить то хватило. Но ноги у меня мерзли. Еще бы, ботинки неутепленные, гортекс только для того чтобы они не промокали. Но они все равно были чуть влажные, а вместе с тем, что нет утеплителя и я по незнанию одел одни теплые трекинговые носки и одни тонкие, результат – влажные и замерзшие ноги. Уже позже, после восхождения в другом магазине я спросил их назначение, ответ был – горный туризм. «А на Эльбрус можно?» — спросил я. «Можно и на Эльбрус, если хотите потерять здоровье». Но мне повезло.
  • Носки теплые трекинговые с нитями Primaloft, Merino. С запасом.
  • Тонкие, не ХБ носки.
  • Термобелье, как кальсоны так и майка с рукавом. На теле было термобелье из Polartec PowerDry, на ногах Alpine Lowe Aleutian, аналог Polartec Powerstretch. Сейчас бы я одел более тонкое либо PowerDry либо c вплетением шерсти. Но и так можно было.
  • Верхний слой на ногах горнолыжные утепленные штаны. Но по-хорошему, рекомендуют на термобелье одевать или штормовые мембранные штаны, или туристические из softshell, на которые в случае резкого похолодания нужно одевать утепленные штаны самосбросы – это более правильный вариант.
    Верх.
  • У меня на термобелье была надета флиска Vaude Polatrec 200, на нее ветровка «Снаряжение» с капюшоном. И конечно был пуховик. На тот момент у меня не было мембранной штормовой куртки без утеплителя, а ее нужно иметь вместо ветровки в которой я шел. Пуховик должен быть всегда. Так как ночью и в случае изменения погоды вы идете в нем. А когда жарко, то в флиске или жилете с лекой флиской и штормовой куртке. Желательно многослойность чтобы можно было оперативно подстраиваться под погоду.
  • На руках перчатки ходовые из Polartec PowerStretch. Плюс «верхонки» утепленные. Когда руки начнут замерзать одеваете их поверх первых.
  • Так же обязательны трекинговые палки. Рекомендуют ледоруб, но мы в июле не взяли.
  • На голове шапка непродуваемая из WindStopper или с GoreTex, eVent, иная мембрана. Балаклава.
  • Бафф на шею. Очки солнцезащитные с высокой степенью защиты и горнолыжную маску. Последней у меня не было. Но надо было.
  • Рюкзак с которым вы пойдете на восхождение – 35-40 л. В нем должна поместиться пуховка, термос минимум на 1 литр с чаем, аптечка, верхонки, фотоаппарат, навигатор, рация (если в группе используется).
    В общем, на тот момент я еле наскреб на минимальный набор экипировки, в котором бы я не рекомендовал идти. Пуховик и то был не мой.

После восхождения, понял что был не прав. Экипируйтесь правильно и полностью. Читайте в интернете списки, советуйтесь в магазинах, советуйтесь с опытными товарищами и инструкторами. Ошибки в горах непростительны. Обмороженные конечности или что-то иное будет напоминать вам об этом всю жизнь. А могут и не напоминать…

Наконец, я нашла время, чтобы закончить свой рассказ о похода на Эльбрус. Разбила на части, чтобы легче читалось.

Сейчас вовсю занимаюсь организацией похода на Южный Урал, снова нахожусь в таком предпоходном, предмандражном, приятном состоянии, когда одно только предвкушение дарит море радости.

Итак, на 9-й день нашего путешествия был назначен выход на «Приют 11-и».

В «Иткол» мы вернулись накануне днём, поэтому у нас было время и на дополнительную покупку магнитиков, и на аренду снаряжения - кошки на всех арендовал руководитель похода, мы же добирали всё необходимое себе сами.

Я купила крутой налобный фонарик, куртку софтшелл и два компрессионных мешка - всё для будущих походов. Такую куртку я видела в Праге, но тогда не хватало денег, а просить у мамы было совестно. Поэтому здесь не упустила такой возможности)

Весь вечер прошёл в собирании рюкзаков: толстые куртки упорно не хотели влезать в рюкзак.

Компрессионные мешки оценила сразу: в них вместились не только куртка и штаны, но и дутый жилетик, все флиски, футболки, мелочёвка разная, - которая, конечно же пригодилась в пути, но которую я так надёжно упаковала, что сама потом диву давалась.

Следовало выспаться как следует, поэтому мы поставили на зарядку телефоны и собрались спать. Так получилось, что в двухместный номер я попала с девушкой, которая никогда не ходила в походы, но оказалась крепкой как наши парни, поэтому я не сомневалась, что она взойдёт. Для неё самым сложным в начале похода было социализироваться. Но уже на третий день она расслабилась, когда поняла, что команда собралась исключительно дружелюбная. Так вот о девушке...Когда она увидела у меня молитвенник, то попросила непременно читать молитвы на ночь и вслух, говоря, что так лучше засыпает. Девушка придерживается другой религии, но не первый раз я вижу эту не просто терпимость, но даже уважение к чужой религии. Не у всех так, но мне на таких людей пока везёт. Я читала каждую ночь молитвы, пока мы ночевали в гостинице и мы с ней спали, как младенцы. Чего не скажешь о мальчишках: они в гостинице видели кошмары и часто просыпались.

Я, кстати, совсем упустила описание команды. В поход пошли 24 человека: 4 девушки, остальные парни. Скажу честно, мне такой расклад нравился всегда: чем меньше девушек, тем для меня лучше. Во-первых, девушки с характером, а если у нас случаются тяжёлые дни, то начинаются капризы, с которыми в экстремальных ситуациях трудно мириться. И вообще обожаю купаться в мужском внимании и ухаживать за всеми нашими мальчишками, когда они голодны, больны или устали. Они все «мои мальчишки», если попали под мою опеку и заботу)) Забавно, конечно, но иногда я просто становлюсь «мамой Чоле».

Утром срываемся с «Иткола» со всеми вещами. Грузим их в наш многострадальный автобус. Руководитель похода решил сэкономить деньги нам на праздничный ужин и баню по возвращении, поэтому в гостинице остаются только команда водителей, девушка, сопровождавшая их и один из мальчишек, который успел в неё влюбиться. Он прекрасно прошёл акклиматизационный выход и мог бы легко взойти. Но остался по зову любви))

Поэтому утром к терскольской канатке поехали только 23 человека, нагруженные по самую макушку. Нас, девчонок, руководитель похода снова пожалел: в наших рюкзаках были только бичухи на самих себя. Мальчишки же были гружёные как маленькие ослики.

На канатке две большие красные кабины с рекламой МТС. Перед нами - большая команда иностранцев. Среди них углядываю рыжего ирландца, поразившего меня накануне на рынке: он выглядел как типичный альпинист и был немного похож на капитана дальнего плавания со своей ярко-рыжей шевелюрой и небольшой бородкой. И вообще, испытываю слабость к рыжим. Рядом с ним - совсем молоденькая блондинка. Такая тонкая, тоньше меня. На вид - лет 20. Впрочем, держится уверенно.

Набиваемся в кабинку и начинаем довольно быстрый подъём. Пока поднимаемся, одна сильно пожилая женщина с палочкой начинает рассказывать, как много десятилетий назад работала здесь инструктором, и пока не было канатки, они с командами поднимались с долины Азау пешком с рюкзаками. На неё приятно смотреть.

Добираемся до какой-то станции, оттуда снова совершаем подъём до станции «Мир», где переодеваемся в более тёплую одежду. Становится довольно прохладно. Вещи упакованы так, что всё, что пихал перед этим в компрессионный мешок внезапно стало необходимо уже сейчас. Это морока, расчехлять компрессионный мешок, зачехлять его. наконц, более или менее переодевшись, пересаживаемся ещё на одну канатку - кресельную - где едешь сам и обнимаешь рюкзак и при этом стараешься не съехать задом вниз и не улететь вместе с ценным грузом на камни вниз. Держать фотоаппарат нет сил - прижимаю его подбородком к рюкзаку и всю дорогу читаю молитвы. Мне не нравится такой быстрый подъём, потому что знаю, как он отзовётся мне. Внизу местность, которую подруга описывала как «совершенно инопланетную». До «Гора-Баши», в простонародье «Бочки», иностранцы называют его «Контейнерс», добираемся довольно быстро.
1. Кресельная канатка до "Бочек"

К "Приюту-11" 40 минут ходьбы по тропе по снежным полям в северном направлении. При этом категорически запрещается сходить с тропы, т.к. ледник, по которому проложена тропа, в изобилии покрыт трещинами, скрытыми под снегом. Но руководитель похода объясняет нам, что заложил в бюджет аренду ратрака. Так что часть команды едет на ратраке до «Приюта 11», часть ждёт внизу. Я оказалась во второй части и стала свидетельницей Встречи. С нами разговорился очень пожилой дедок. Или мы с ним разговорились. Тут, конечно, тот ещё вопрос. Ему идёт 87-й год и он в очередной раз собрался совершить восхождение на Эльбрус.

- Если не получится взойти, не надо плакать, - сказал он нам. Я только сердито тряхнула головой. Такую фразу слышала на протяжении долгих недель и сейчас она мне тоже ни к чему. Но он продолжил: - Гора стоит миллионы лет и ещё простоит. А у вас в жизни если что ещё будет возможность вернуться и взойти. Жизнью рисковать совсем не стоит.

Не знаю, почему. Я не слушала до сих пор никого, упорно как муравей шла вперёд, а тут его слова меня остановили. Виной тому был, наверное, довольно нелёгкий акклиматизационный поход, который стал неожиданностью. Скорее так, была совокупность событий и приходящей информации. И поэтому дет стал, наверное, первым человеком, чьи слова я действительно услышала.

Фотографию его сделала, но с командой, не стану уж сюда выкладывать.
Пока ждём ратрак начинается снежный дождь. Эльбрус впервые показывает нам свой характер. И это неожиданно: дождевики, ясное дело внизу рюкзака, хотя и в пределах доступности, но доставать их - хлопотно. Мы, девочки, как всегда находим самыми первыми принципиально важные стратегические объекты с надписью "ЭмЖо". У нас другие, нежели у мальчиков организмы, поэтому когда кто-то хочет в туалет, смело может спросить об этом у девчонок - такой объет нежные девичьи взоры, тем более туристические, научились определять смаху.

Через 30 минут ратрак вернулся за нами. Очень странный транспорт, скажу вам: у него особенные гусеницы, он занимаем большую площадь, поэтому, видимо не проваливается в трещины, прёт вперёд как танк, а если не может и немного скатывается назад, то не скользит, а крепко прижимается гусеницами в снег и, урча, трогается дальше.
2. Ледовые просторы, по которым едет ратрак

Прибываем в «Приют 11», быстро заселяемся в вагончики.
3. "Приют 11" как нормальная гостиница существовал до 1998 года, я об этом уже говорила. После пожара, здесь поставили будки для проживания, приготовления пищи и как-то всё наладилось.

Мне достаётся полка с одним из наших «заводил» - высокий блондин, который болеет больше, но и скалит зубы тоже больше всех. С неубиваемым чувством юмора. Хотя бы это хорошо: если будет плохо ночью, вместо того, чтобы пускать слёзы, можно посмеяться. Вообще, наш кубрик был самый беспокойный: мы смеялись даже по ночам, с трудом засыпая по ночам. На высоте оказалось так трудно уснуть. Но выпить снотворное, которое я взяла с собой, решился только один из ребят. он-то и высыпался лучше всех и был здоров, крепок и весел. А мы - лохи, болели все ночи и мучились от бессонницы. Это всё предубеждение против снотворного сработало и боязнь не проснуться, когда будет нужно.

Руководитель похода даёт нам полтора часа на еду и велит готовиться к акклиматизационному выходу. Дежурные с трудом кипятят воду: на высоте, кстати, в нормальном виде воду вскипятить очень трудно, она доходит до 90 градусов и даже не кипит, а просто пускает пузыри. Воду мальчишки принесли из ручейка, который течёт по поверхности горы: это тают снега и создают для себя путь - словно где-то бьёт ключ. Вода там прозрачно-голубая, чистая, красивая.

Снова едим бичухи, заедаем чьим-то вяленым мясом - то ли соседи подарили, то ли мальчишки запаслись, собираемся, надеваем кошки, берём кто телескопички, кто лыжные палки и уходим на скалы Пастухова.

Я делаю несколько ошибок. Во-первых, выхожу одной из последних и оказываюсь в паре с той нашей девушкой, которая всегда плетётся в конце. Приходится поджидать её, что, конечно, меня не радует. Потихоньку догоняю других ребят. Поднимается сильный ветер, идти ещё далеко, но выбранным темпом, отдыхая часто-часто, идти можно.
Во-вторых, вешаю на шею фотоаппарат и он давит её.
В-третьих, тот кусочек вяленой свинины, которую я в миру совсем не ем, а тут повелась на предложение этого милого блондина.
Мне становится плохо. Четвёртая причина этому - резкий набор высоты, но тут я не смогла бы ничего изменить. Это плохо, когда тошнит, кружится голова, тебя шатает и колбасит не по-детски, и кажется, можно лечь сейчас и умереть, только бы не терпеть это состояние.

Чай в рюкзаке у кого-то впереди. Отмечаю про себя, что на восхождение чай возьму сама, ни на кого надеяться не буду, всё что нужно мне - чай, лекарства, часть одежды, перчатки - всё будет со мной.

Еле плетёмся с одним из членов команды. Ему тоже нехорошо, часть лица, выступающая из маски - становится серой. Как объяснили нам потом «бывалые» туристы, когда такая серость появляется на лице, человека срочно нужно спускать вниз.

Я иду не к скалам Пастухова - я иду к чаю. Вот моя кратковременная цель. Внезапно замечаю впереди непонятную движуху: ребята быстро передвигаются туда-сюда, кучкуются, о чём-то советуются. Через какое-то время видим, что они тащат кого-то под руки. Судя по цвету куртки - не наш. Так и есть: мальчишки помогали спускать какого-то киприота, который совершил восхождение. но сломался от горняшки на Седловине.
4. Спасательная операция. Фото сделано уже тогда, когда прибыли спасатели. Они спускали его сами до "Бочек". Там их должен был ждать ратрак.

Вниз спускаюсь тяжело. Нам повстречались чех и украинец, которые угощают меня водой с разбавленной аскорбинкой. Мне становится чуть легче, но всё равно чуть не падаю от головной боли и тошноты.
- Когда вы идёте на вершину? - с диким акцентом спрашивает чех нашего руководителя.
Услышав, что завтра, качает головой.
- Этой молодой женщине нужно ещё два дня. Слишком короткая акклиматизация для неё, - говорит он.
Я молчу. и сама знаю, что всё так. Но в команде люди с разной подготовкой. Из-за меня одной не задержишь же восхождение. Да и нет больше у нас свободных дней. Из-за волокитства с автобусом, мы потеряли два дня, которые могли бы использовать для дополнительной акклиматизации и взять запас на восхождение.
"Паршивцы!", - шиплю внутри себя с досадой, вспоминая амёбных водителей и раздолбанный автобус.

Еле приползаю к приюту. Хочется только чтобы прекратилась боль и больше ничего.

Эта ситуация с киприотом сильно пошатнула нашу уверенность в себе: и мою и ребят. И эта встреча что-то изменила во мне самой: в ТАКОМ состоянии возвращаться к приют мне бы не хотелось. И я подумала, что не допущу, чтобы со мной возились так же. И всё-таки надеялась, надеялась до последнего, что всё получится и всё я смогу.

Руководитель анализирует наше состояние и решает, что ночь мы проведём в приюте и не станем выходить на вершину. К вечеру начинается ужасный снег, мы чуть замёрзшие греемся друг об друга, смеёмся, хотя и корчимся от боли, и довольные ложимся спать. Ночью начинаю задыхаться, блондин заставляет меня одеться и выводит на улицу подышать.
Вернувшись в кубрик, слышим, как кого-то всю ночь рвёт. И каждый выход этого несчастного на улицу отзывается в наших желудках и головах невообразимой болью. Только тут я понимаю, как легко протекает моя горняшка, и как

нам всем повезло.

Каков ваш Эльбрус?

Для кого-то это канатка, для кого-то Приют 11, для кого-то скалы Пастухова, для меня седло, для кого-то вершина, обе или траверс. Для кого-то это как дом, для кого-то пространство для вылазок, а для кого-то последнее пристанище. Кем он будет для вас - решать не только вам, но вы уж пострайтесь повлиять своими действиями на это решение в лучшую сторону.

Рис. 1. Проход по снежным мостам через трещины без связок - это правильно?

Бета-версия памятки для "покорителей" и любителей горных пейзажей об опасностях Горы, а также о ее южном склоне как относительно разумном варианте для самостоятельного посещения. Работа на маршрутах уже содержит серьезный риск, даже если вам так совсем не кажется, поэтому необходимо иметь опыт многодневного пребывания в горах до появления на льдах Эльбруса. Консультируйтесь для выяснения интересующих вас подробностей лично с профессионалами, однако объема ваших навыков может не хватить для воплощения услышанного в жизнь.

Правильный ответ на вопрос под рисунком - использовать транспорт.

Предварительный горный опыт: походы. Опасности рельефа - наличие участков, где проблематично передвигаться (подвижные камни, мокрая земля и т.д.) или находиться (крутой склон, брод через горную речку и т.д.). Внезапные природные опасности – камнепады, селевые потоки, грозы, разлив горных речек после дождей, туман в незнакомом месте, неприятен град. В горах надо где-то жить.
Вариант с ночевками в палатке. Можно попробовать пожить в верховьях реки Баксан (поднявшись в ущелья Сылтран, Мукал, а с пропусками в погранзону - Адыл-Су, Адыр-су). Выбирать место под палатку - целая наука, ищите в походах ранее использованные места стоянок. В палатках возможен пожар, можно задохнуться: от угарного газа при работающем осветителе/горелке в палатке, а также если засыплет снегом вход и вы сами израсходуете воздух... Потратьте на походы от 5 дней и больше, десяти дней уже хватит. Желательно, чтобы на 3 день похода у вас были ночевки на высоте 3000 м. Вопрос путешествий изучайте тщательно, как насчет тактики походов, так и информацию по маршрутам. Есть книги, разные форумы, полезны и интересны подробные отчеты о походах, кое-что есть на Риске. Ходить лучше хотя бы с одним напарником.
Вариант с гостиницами или съемным жильем . Самое простое и одновременно скучное - жить в районе Терскола, делать прогулки на Чегет, или по трассе вдоль канатной дороги с Азау до «Кругозора» или «Мира», также на «ледовую базу», в ущелье Ирик-чат. Интересно провести несколько ночей с северной стороны Эльбруса в домиках турфирм, занимающихся восхождениями. Оттуда можно гулять к источникам Джилы-су, подниматься пешком по тропам до высоты 3400 м (лунная поляна) с возвратом вниз мимо «грибов». Выше к лагерям на 3800 м идти не стоит, так как тропы там не очень, можно заблудиться, в непогоду оттуда тяжелее удрать, легче заночевать там и спускаться утром, но мест может не быть. Район Эльбруса с севера грозоопасный, как-то на Лунной поляне рисковчанина ударило молнией, а коровы, пасущиеся гораздо ниже, в окрестностях поляны Эммануэля, уходят с хребтов в преддверии грозы, и аналогично следует поступать людям. Да и для палаточников Эльбрус с севера неплохой вариант - заночуйте на «Аэродроме», около 2800 м. Аккуратнее при подъеме туда, обе тропы вдоль речки - со странностями.
Позаботьтесь об одежде и снаряжении для передвижения в горах и ночевок на высотах вплоть до «приюта» на Эльбрусе самостоятельно. В горах на высоте от 3000+ метров вы будете летом попадать в позднюю осень и даже под снег/град с учетом температур и силы ветра, выше 4000+ (Эльбрус) зима может временами показаться суровой, время возврата в тепло может быть сколь угодно длительным. Для ночевки на высоте, где почти нигде нет обогрева, нужен спальник. Изучите вопрос приготовления пищи в местах проживания.

Посещение склонов Эльбруса. ЛЕТОМ, то есть июнь-август .

Этап первый: прибытие на место, начало акклиматизации. Стартовая высота «бочки» 3800 м. Туда вы тоже можете подняться пешком, а после ночевки на «бочки» или «Мире» можете подниматься на высоту «приюта» 4100 м. Правильно ехать на «приют» от «бочек» на ратраке или снегоходе, в связи с закрытыми трещинами (см. абзац А) и опасностью непогоды (абзац Б). После подъема на «приют» выбирается место для стоянки – ночлег в зданиях или в палатке. От «приюта» можно прогуляться до высоты 4300-4400 м (верхний край двойной каменной гряды). Рядом находятся гостиницы и стоянка МЧС. Не уходите за края каменной гряды, не идите посередине гряды в метель, иначе можно не заметить, когда она закончится, держитесь камней, передвигаться по гряде в каком-то смысле безопаснее, так как там нет провалов и промоин от ручьев, хотя есть подвижные камни. При плохом самочувствии, или если появился быстрый пульс, желательно принять решение о спуске на «бочки», а лучше на станцию канатной дороги «Мир», при этом до «бочек» ехать на ратраке/снегоходе (см. абзацы А,Б,Д, чтобы понять, почему).


Рис. 2. Упрощенная схема передвижения по маршрутам, вид сверху. Зеленым показан подъем с 4100 до 4350 м, синим с 4350 м до 4700 м, красным с 4800 м до 5000 м. Время прохождения зависит от многих факторов, поэтому на карте нет масштаба расстояния. Черными стрелками показаны ошибочные направления спуска с маршрута.

Ниже представлены опасности, подстерегающие восходителя на маршруте, и важные замечания. Они разбиты по абзацам, пронумерованным по буквам алфавита от "А" до "И".

А. Трещины в леднике. По этой мясорубке с холодильником целая глава набралась. Начинаются трещины через 150м от «бочек» и расположены далее по маршруту, присутствуют в большом количестве при сходе вбок с натоптанной тропы. Трещины бывают открытые и закрытые «снежными мостиками», они могут быть произвольного профиля, шириной до нескольких метров и глубиной с небоскреб. Последствия попаданий в трещины – почти всегда травмы, реже инвалидность, смерть. Коварство закрытых трещин состоит и в их незаметности, ведь мало того, что снежные мосты могут непредсказуемо обрушиться при нагружении, еще и неясно, когда ты находишься на мосту. Негативные факторы: рельеф трещины, невозможность покинуть трещину при травме, а также без снаряжения, низкие температуры, утопление в ряде случаев. Панацеи против трещин нет никакой , их могут пересекать ратраки и чуть с меньшей гарантией - снегоходы на скорости. Впрочем, есть слухи о провалившемся в трещину ратраке на Эльбрусе. Альпинисты умеют передвигаться в связках, но известно множество историй о серьезном травмировании альпиниста, ходившего в связке (обычно веревка была не в натяжку). Что будет без веревки... воспользуйтесь услугами YouTube, трещина по-английски crevasse, падение - fall. Одиночкам и новичкам нужно пользоваться ратраками/снегоходами между «бочками» и «приютом». Пустить неподготовленного человека к трещине - то же самое, что подпустить ребенка с гвоздиком к розетке. Нормальные люди на этом месте прервут свое чтение , ну а для остальных - длинные размышления на тему перехода снежных мостов в абзаце с красноречивой пометкой "Ж")).

Б. Внезапная смена погоды и потеря ориентации из-за нее или смены времени суток, после чего вы приходите к трещинам (см. выше) или обрывам над трещинами. Прогноз погоды со snowforecast обычно сбывается, но нужен свежий прогноз. Правильный прогноз - одна из самых важных вещей для таких районов, как Эльбрус. Выход наверх можно осуществлять только при свежем, надежном хорошем прогнозе погоды на ближайшее время (4-6 часов как минимум). Выход наверх при плохом прогнозе - шаг в сторону форс-мажорных обстоятельств. Есть опасность замерзания при смене погоды, полезно знать, как случаются обморожения, какие у них признаки, какие последствия; температура может упасть ниже нуля на часы, а на солнце по ощущениям временами можно гулять в майке. Пальцы на ногах мерзнут первыми «на ура». Метель приводит к тому, что безопасно передвигаться по маршруту станет невозможно, поскольку видимость слишком мала. Погода меняется очень быстро, типичное время - полчаса, бывает и быстрее. В сильную метель за счет отсутствия ориентиров человек может с непривычки петлять, против этого поможет навигатор с загруженной картой. Есть опасность отказа навигационного оборудования, особенно, если это программа для GPS на смартфоне (он может разрядиться, да и в заряженном состоянии не очень полезен – из-за слабого приемника смартфон может соврать на 100 метров, это путь в трещину). Также некоторые навигаторы не видят спутники в снегопад, это старые приборы. Навигатор должен быть включен сразу при выходе на маршрут! В некоторых режимах батареи навигатора могут разрядиться, пройденный вами трек может забыться, но комплект запасных батарей поможет хотя бы узнать свое местоположение. Заранее изучите руководство по навигатору. Навигатор нужно настроить так, чтобы система координат оказалась потом понятной спасателям и они пришли по вашему звонку куда нужно.

В. Солнечный свет сделает кожу гуляющего облезлой, а глаза - ослепшими. Требуются специальные солнцезащитные очки и маска, не мешающая дышать, подойдет хороший солнечный крем (SPF 30-50).

Этап второй. Подъем до скал Пастухова. Выполняется выход наверх после ночевок на 3800-4100 хотя бы раз, а лучше два-три раза и до этого уже со свежим опытом горного похода. Маршрут проходится с высоты 4350 м до 4700-4800 м, но в правила безопасности включен и вариант подъема на этапе для «маньяков» - до 5000м, ибо большего количества абзацев осилить невозможно. Соответственно, нужно четко отработать второй этап и безаварийно спуститься вниз. Если человек не был до этого в походе или не имеет горного стажа в несколько лет, ему будет достаточно подъема до высоты 4350 м, второй этап уже чреват попаданием на опасные ледовые поля. Типичная ошибка при спуске - 2 (см. карту рис. 2), а от ошибки 1 может предостеречь характерный рельеф, если давать легкий дрейф вправо без энтузиазма.

Опасности - абзацы А-Д ("АД"!), также читаем рекомендации Е-И.

Г. Плохая погода и ее последствия. Дополнения к проблемам с ориентированием, описанным в «Б». На верхней части маршрута к началу Косой полки возможен сход лавин после снегопадов. Порывы ветра могут сбивать с ног. Возможны грозы, хотя на этих высотах они более вероятны с севера, есть опасность удара молнии в металлические предметы и через них в хозяина этих предметов. Есть опасность замерзания при смене погоды, температура может упасть до -10 уж точно (на 5000 можете поймать и серьезнее морозец), не забываем и об охлаждающей силе ветра на открытом участке. Без проверенной теплой одежды наверх не выходим. С навигатором все должно быть в порядке, заряд батарей должен быть полным. На тропе, пока погода хорошая, оцените точность показаний навигатора, нужно, чтобы вы могли выйти не менее, чем за 50(лучше 100-200) метров по записанному треку к пометке на снегу с точностью не хуже 10 метров. Если это не получается, аккуратнее относитесь к идее вернуться в лагерь по навигатору. В непогоду даже у современных навигаторов может ухудшаться точность показаний. Нехорошо, если вы отделитесь от других людей, но такое может случиться. Надежный вариант ориентирования - по вешкам. Вешки проставлены не везде и не одинаково равномерно. Можно потерять ближайшую вешку в сильную пургу, даже если вешки проставлены аккуратно. Заранее проверяйте по пути наверх, везде ли проставлены вешки. Кстати, можно захватить маленьких вешек сантиметров минимум по 40, с красными флажками, и проставить их самостоятельно там, где вешек не окажется. Вешки может забить в снег ратрак, так что не стоит на них особо полагаться и пренебрегать остальными средствами обеспечения безопасности. Далее, ратрак - немаленькая машина и водитель ее может спокойно срезать часть пути по трещине, так что след ратрака менее надежен, чем вешки. Не пытайтесь срезать путь при любой погоде, он кривой не просто так. На спуске работает принцип стрельбы: чем с более близкого расстояния стреляешь, тем меньше «промажешь» при той же угловой ошибке. Чем дальше забрел наверх, тем сильнее уведет вбок на спуске в непогоду. Сильная метель на высоте порядка 5000 м должна случаться в среднем хотя бы раз за время вашего посещения Горы. Далее речь пойдет о холодной дневке на высоте при потере тропы, см. абзац с красноречивой пометкой "Ж".

Д. Проблемы со здоровьем. С 4000 м (возможно и значительно ниже), кроме замерзания в непогоду, из-за нехватки кислорода могут проявляться симптомы горной болезни, сопровождающиеся болями в голове, вялостью, помутнением сознания, неадекватностью, быстрым пульсом и т.д. Изучите тему поподробнее, здесь она не представлена. Можно ослабить симптомы горной болезни и даже избежать их появления до определенной высоты (для каждого индивидуально) за счет акклиматизации – высотной адаптации, т.е. постепенного набора высоты посещаемых мест. Ходить нужно по протоптанным тропинкам, в присутствии людей. Эйфория частое явление, не поддавайтесь порыву задержаться, погулять вне тропы, махнуть наверх. Самодовольство, увеличившееся на фоне горных красот в хорошую погоду во время успешной прогулки, здорово опьяняет само по себе, а сопротивляться этому вынуждена ослабевшая на фоне гипоксии голова. После эйфории следуют усталость и вялость тела. Если не прекращать перегружать организм высотой, могут развиться отек мозга или отек легких – почитайте, что это такое, хотя с этими зверями вряд ли грозит встреча на предлагаемом маршруте, время их развития в среднем около суток. У некоторых изредка случается что-то вроде «белой горячки» с галлюцинациями, некоторые при этом впадают в насилие. Горная болезнь всегда сильнее задевает, чем кажется наблюдателю. К опасностям горной болезни относится также выражение «себя загнать». Только в горах можно не просто устать, а даже нанести вред сердечно-сосудистой системе, поэтому в случае любой опасности не стоит ускоряться более, чем сможете, на значительное время. Более серьезное развитие горной болезни может случиться у любого, это не особо зависит от занятий спортом на равнине, хотя обычно спортсменам легче, если нет травм и себя не перетруждать на высоте. Единственное лекарство от гипоксии – кислород. Т.е. срочный спуск вниз минимум на километр. Если в городе после попадания в ЧП вы можете оказаться в больнице через час, то на Эльбрусе в лучшем случае в тот же день, а обычно на следующий. Не выходите в отсыревшей обуви на маршрут, получите не обморожение, так простуду, а простуда на высоте не лечится, нужно будет спускаться вниз . Сотрудники МЧС не имеют права оказывать пострадавшему медицинскую помощь, для этого нужен врач.

Е. Расписание дня. С утра при хорошей погоде и свежем, хорошем прогнозе делается выход наверх. Старайтесь выйти вслед за теми, кто идет на вершину и лучше, чтобы на маршруте уже светало. К примеру, на скалы Пастухова выходить можно в 5-6 утра, на Косую в 4-5. Несмотря на короткий период темноты (в это время используйте яркий фонарик), вы имеете преимущество - более крепкие снежные мосты над трещинами, подмерзшие за ночь, что несколько повышает ваши шансы на успешное возвращение. Следы ратрака, вдоль которых можно подниматься, пока также четкие. Выезд в 2-3 ночи на ратраке с покорителями Эльбруса и последующий спуск в темноте нежелательны, поскольку на незнакомом маршруте важно иметь хороший обзор местности. После 12 дня подниматься по маршруту не следует, прервите подъем, передохните, перекусите и спускайтесь к месту стоянки. Это должно стать жестким правилом. Обычно до 15-16(изредка 17) часов еще есть шанс встретить возвращающихся сверху людей, так что не впадайте в отчаяние, если что-то на спуске пойдет не так. Поскольку реже бывает вариант, что с утра погода плохая, а вечером светит солнышко - из графика выпадают некоторые дни, не укладывающиеся в предложенную схему. В пасмурный день можно поупражняться в физической работе - например, сложить стенку из камней вокруг площадки для палатки, или копать снег. Спортсмены-высотники рекомендуют нагрузки на высоте для улучшения акклиматизации, но не увлекайтесь слишком и не переутомитесь накануне выхода, также избегайте простуд.


Рис. 3. Кажущаяся близость объектов в горах - опасная иллюзия гор , как и закрытые ледники. За полчасика такое расстояние пробежит разве чемпион, обычным людям требуется несколько часов. Ниже скал Пастухова заметно выполаживание, на котором можно заплутать, не ощущая, что идешь на спуск в том же направлении. Вероятно, на этой площадке будут и сбои со связью. В непогоду на таких участках неуверенно себя почувствовать может даже опытный альпинист.

Ж. - Экстремальная ситуация:))))
Трещины от «Бочек» до «Приюта», и несколько общих фраз об остальных местах.
Речь пойдет об участке ниже «приюта», там часто ходят без связок (см. заглавное фото на рис.1), вопреки знанию о порочности и последствиях подобной практики. Кстати, снег на этой тропе находится в наиболее теплых условиях и мостики меньше живут, чем на больших высотах. Пользуйтесь нижеследующей информацией 0 раз, максимум 1, если припрет. Переходят мосты, ступая мягко, чтобы не пробить ударом ступни, но не мешкая, чтобы не задерживаться. Прыжок через закрытую трещину чреват недооценкой размеров снежного моста и его обрушением при перегрузке. Мост явно небезопасен, если легко протыкается палкой без кольца(тем более с кольцом!), но необходимая толщина моста не может быть вами надежно оценена. Принято переходить трещины там, где проложена тропа и непосредственно по тропе. С одной стороны, каждый человек вырабатывает ресурс мостика, с другой стороны мостик, по крайней мере, не обрушился под предыдущим человеком. Автору неясно, стоит ли в сезон минимума снега ступать на мостик точно след-в-след, или же на пол-стопы сбоку. При проверке на протыкание палкой действующего моста на тропе вы можете ухудшить его прочность. Известны случаи, когда человек оставался на поверхности при проваливании у края трещины, упав на лед (обычно же мост ломается посередине), или разведя руки в стороны при неполном обрушении моста. Эти чудеса вышибают слезу (после изучения кучи информации о более типичных исходах инцидентов с обрушением мостов), а надеющиеся спастись таким образом - смешанную реакцию. При несчастном случае рядом с группой альпинистов (вместе с любителями ходить по трещинам нечего!) существует возможность вызова спасателей, хотя номера телефонов МЧС имеются далеко не у всех. Альпинисты стараются прокладывать тропы по наименее опасному пути. При уходе от тропы обычно чаще попадаются трещины, состояние мостов через них труднее поддается оценке. Это актуально, прежде всего, на маршруте выше 4350 м. Зону гигантских трещин под Косой полкой называют «трупосборником» за то, что туда нередко попадают при срыве, но наш маршрут почти все время отделен от нее понижением рельефа наподобие обрыва, хотя после возвращения с подъема на 5000 м туда теоретически можно забрести, если слишком отклониться вправо (ошибка 1 ). Участок при спуске (по левую руку) опаснее, поскольку скачок рельефа не выражен и можно выйти на ровное ледовое поле, трещины в котором не сильно бросаются в глаза издалека, но их достаточно (ошибка 2 ). С тропы от «бочек» на «приют» тоже можно свернуть вправо, и там будет располагаться поле трещин. Люди, осознанно уходящие с маршрута в сторону после прочтения этого полотенца, приравниваются к желающим совершить самоубийство, по мучительности значительно более ужасное, чем известное харакири (агония может длиться часами). Более-менее регулярное спасение при обрушении моста происходит при правильно организованной страховке, которая не является секретом, но требует детального изучения и множества повторений. Эта статья не относится к категории учебных материалов, да и изучать такую технику очень желательно под руководством инструктора по альпинизму, не можете найти такого - обратитесь к опытному гиду за денежки, вам также придется раскошелиться на многочисленные аксессуары. Минимум времени на серьезное обучение - неделя, если вы не гении. Все равно, когда мост обрушится, вы ушибетесь и, возможно, получите перелом. А недавно в связке на другой горе упал первым и погиб высотный гид. Стоит ли оно того?
Холодная дневка при ненадежном ориентировании. Имеет смысл сберечь пол-термоса горяченького чайку для таких случаев на спуске. Самая выгодная точка остановки для защиты от ветра - за камнями скал Пастухова, наиболее верная для ускоренного спуска - у последней обнаруженной вешки, при прояснениях погоды можно спускаться вниз, также мимо вас может проехать ратрак и подобрать вас. Блуждать по склону в одиночку никакого смысла нет, теплые вещи иметь приоритетнее. С холодом вы сможете дольше успешно бороться, чем с последствиями падения в трещину. Если вы забрели в зону трещин, не нужно их преодолевать, пытаясь сократить дистанцию до точки финиша. С этого момента и отход назад от трещин становится опасным для заблудившегося – он мог уже пересечь несколько снежных мостов. Время посоветоваться с МЧС по телефону, при этом показания навигатора на много часов сократят поиски. Шашлычный шампур или палка без кольца, вводимые под снег рядом с вами, помогут убедиться, что вы садитесь пережидать непогоду не на снежном мостике (стержень будет упираться в лед). Если льда нет - аккуратно отползайте туда, откуда пришли. Для остановки на склоне нужны теплые вещи в рюкзаке, такие, как спальный мешок, небольшой коврик. Рюкзак при ожидании может прикрывать зону поясницы от ветра, чтобы не поморозить почки. При отсутствии спальника охлаждение под действием ветра ослабляет даже заворачивание в полиэтилен, который на горе не растет (захватите хотя бы плотных больших мешков из супермаркета). Несколько слоев полиэтилена уменьшат опасный на ветру конвективный теплообмен. Не создавайте сопротивления ветру, сидя спиной во весь рост, но и не засыпайте, вам нужно шевелить конечностями. Есть шанс соскользнуть после обматывания в ветрозащитный кокон - воткните что-то ниже своего пути сползания, например, палки без колец. Выспитесь перед выходом хотя бы часов 6-7. Периодически проверяйте доступность связи, ставьте себе будильники на мобильном, чтобы не отрубиться от однообразных впечатлений (лучше, чтобы в комплекте была неубиваемая Nokia с новеньким аккумулятором, помимо любимых смартфонов).

З. Основные правила передвижения. Чувствуете одышку – делаете паузу. Лучший темп движения – равномерный, замедленный, чтобы не останавливаться раньше, чем через час. Выше Пастухова подъем осуществляется медленно, зигзагом, требуются как минимум трекинговые палки, нельзя использовать обувь со скользкой подошвой. Здесь неплохо придутся кошки, для комфортного передвижения они даже необходимы, но при падении и торможении ими на склоне можно легко свернуть голеностопный сустав, а тормозить надо трекинговыми палками в руках или ледорубами. Кошки есть в прокате в пос. Терскол. Советы по использованию кошек можно найти в библиотеке или в Интернете, а позже получить на горе. Практиковаться нужно несколько дней. чтобы научиться в них ходить. На спуске ниже Пастухова кошки можно будет снять. Никогда не торопитесь идти наверх, всегда торопитесь, если есть условия, вернуться вниз. Вероятность неудачи при повторении совершенных ошибок накапливается. Если вы не последовали один раз какому-либо правилу техники безопасности, во второй раз ему следуйте, не думайте, что вы умнее авторов этих правил. Хождение между «Бочками» и «приютом», например – это игра в лотерею в том или ином смысле, даже если проигрыши редки.

И. Люди. Взаимодействие с ними. Никто не гарантирует, что вы встретите адекватных людей, полагайтесь на себя и свои силы. Не стоит рассчитывать на чью-либо помощь. Человека легко могут оставить одного на маршруте даже при наличии договоренности о совместном передвижении (поэтому с самого начала не давайте себя «загнать» и держите свой темп, так легче будет управиться самому в случае необходимости). Несмотря на вышесказанное, наиболее надежно находиться недалеко от других людей, ведь тогда для вас могут вызвать спасателей. Поэтому не стоит выходить на гору вечером, зная, что там заведомо никого не будет, даже в хорошую погоду. Сотрудники МЧС живут около «приюта» на каменной гряде. Отметьтесь у сотрудников МЧС и пообщайтесь с ними перед прогулкой до Пастухова и к началу Косой (только не ломитесь к ребятам ночью, вам нужны потом невыспавшиеся спасатели?). Имейте при себе средства связи с полностью заряженными аккумуляторами и забитыми номерами МЧС, заранее должны быть выяснены зоны устойчивой работы мобильной связи . Не помешает телефон с 2 сим-картами разных операторов, или пара-тройка трубок, заранее выясните, что ловится на тропе. Поскольку вы можете оказаться без связи на каком-то участке, проверяйте, откуда еще можно позвонить, пока идете - посматривайте на индикатор связи с базовой станцией на вашем мобильном. Деликатный момент - тучи, снегопад способны ослаблять радиосигнал. Звонить в МЧС пора, если прошло более получаса или когда вы стали подмерзать, а решения вы самостоятельно принять не можете. Не стесняйтесь спрашивать проходящих мимо людей, особенно спускающихся вниз. Не рассчитывайте, что кто-либо обязательно сообщит о вашем бедствии в МЧС вместо вас. Будьте внимательны по отношению к происходящим вокруг вас событиям и к состоянию своего организма (это требует некоторых постоянных усилий, обычно человек застревает в одной из крайностей). Сбитый настрой часто приводит к ошибкам, и это почти не зависит от предыдущего горного опыта, просто более опытный человек поимеет свои проблемы на более сложном маршруте.

Этап 3 – для «маньяков». Восхождение к началу косой полки на 5000 м. Изначально выполняете вариант 2, до него нужно выполнить вариант 1, оба раза переночевать. Список важных сведений: абзацы от А до И. Ни в коем случае нельзя, крайне не рекомендуется, не имея ночевки на «бочках» хотя бы, делать сразу начало Косой, незадачливого альпиниста «поведет» от высотного воздействия на здоровье. Также на маршруте прибавляются трудности с ориентированием - можно постепенно уйти к трещинам как при дрейфе влево (ошибка 2 рис. 2), так и при дрейфе сразу вправо (ошибка 1 ), в отличие от скал Пастухова. Тропа, по которой придется идти, труднее читается в непогоду: ратраки заезжают сюда реже. Этот вариант уже вполне рискован. Принимать решение о выходе следует после изучения информации о наличии вешек. Прогноз должен быть очень хорошим, свежим, за 3 часа до выхода, с Приюта доступен Интернет. Крайне желательно накануне изучить маршрут до скал Пастухова, подняться на них, оценить свой темп, осмотреться по сторонам. На третий день этот маршрут для реально нетерпеливых. Можно сходить сперва пару раз до Пастухова, а затем уже сходить выше. Если до этого была ночевка в палатке на конце скал спасателей (4350 м), вот еще более разумный вариант акклиматизации.

Этап 4 – «я озверел, на вершину быстра!». Выше начала Косой полки все гораздо менее предсказуемо и более рискованно. Возможны срыв, потеря ориентиров, обморожение/замерзание, обострение развития горной болезни (нужно понимать свою незащищенность от возможности ночевать на седловине в буран или при травме), потери сил, воли и мотивации, при срывах - травмы с возможностью утери способности к самостоятельному спуску и даже с ограничениями по времени ожидания помощи, отравление вулканическими газами, удар молнии, редко лавины. Характерное технически сложное место – предвершинный «ключ» на рельефе, особенно трудный для новичков при спуске. При сильных порывах ветра там могут потребоваться альпинистский опыт у руководителя и плоды предварительных тренировок участников. Неопытный восходитель может вскарабкаться с трудом наверх, а потом уже придется спускаться с высоким риском без навыков и советчика. Исход почти любого несчастного случая наверху – обморожение/травма/горная болезнь(постепенно прогрессирующая) и потеря способностей к самостоятельному передвижению. От сильной непогоды, ступив на Косую, не скроешься по причине необходимости уверенно преодолеть ту же Косую и более высоко расположенные уже пройденные наверх трудные участки в обратном порядке, но в некомфортных или даже очень неудобных условиях. Люди в метель пройдут мимо лежащего восходителя в 10 (да и 5) метрах и просто его не заметят, а он их не услышит из-за ветра, притом глотку сорвет задолго до их визита, и это если он еще будет в сознании. Кроме сотрудников МЧС мало кто ему поможет, а группа МЧС-ников живет временами на седловине, но не всегда, рассчитывать на это самодеятельным восходителям нельзя. Вследствие этого не рекомендуются самостоятельные попытки подъема на Эльбрус без компетентного руководства, строго не рекомендуются они же без предупреждения сотрудников МЧС, пик глупости - делать это все сразу без экипировки или предварительных многодневных тренировок. Можно попробовать нанять гида/инструктора после похода к началу Косой и спуска, если все еще тянет на вершину. Это будет дешевле многодневной платной программы у тех же гидов, и еще дешевле затрат на разгребание свалившихся на голову неприятностей при несчастном случае. Изучите вопрос дополнительного страхования экстремальных видов спорта (альпинизм) и историю выплат компании при наступлении страхового случая - платный полис будет не лишним.

Этап 5. Более тесное взаимодействие с горой. Восходитель вроде бы прошел все испытания, он здоров, бодр, вроде это не горняха и его тянет на вершину. Как вариант – ночевка на высоте 4700-4800 м? Вариант более жесткий, чем в районе Приюта. Нужен предварительный горный опыт как минимум в пару лет, с походами в палатках недели по две. Опасности стоянки - задохнуться от засыпания снегом палатки или угарного газа при работе светильника/горелки, также замерзание и горная болезнь. Возможно, сильно обострится простуда, даже при легких ее симптомах ночевка запрещена. Ну и остается опасность убрести в сторону трещин из дури. Нужен напарник и палатка, вмещающая двоих. Не забываем накрывать теплые спальники легким, чтобы он брал на себя осаждение конденсата. Два человека - уже относительно надежная команда. Соответственно, напарник должен быть не балластом, а иметь равные возможности. Требуется заблаговременное изучение вопроса акклиматизации, крайне желательно это сделать до поездки. Предыдущие ночевки – не менее одной на верхнем краю каменной гряды (4350 м) с отличным самочувствием поутру. Обязательное требование – хороший прогноз погоды , заряженные мобильники, регистрация в МЧС, консультации о целесообразности геройства - там же. Не нужно ставить палатку на предполагаемое место прибытия ратрака ночью. Для откапывания площадки у камней потребуется прочная лопатка. Также потребуется надежно закрепить оттяжки палатки. Палатка нужна крепкая, иначе ветер может ее легко порвать. Если ночевка пройдет удачно, спуск вниз начинать не позднее 12 часов дня. Если горняха припрет, а прогноз хороший - уедете на ратраке часа в 2-3 ночи, когда на скалы очередных покорителей привезут, если не отрубитесь или не замерзнете, поэтому ночевать там в одиночестве рискованно. Палатку лучше будет скомкать и забрать прямо перед посадкой в ратрак, ведь каждые 5 минут на морозе при недомогании неблагоприятны для здоровья. Заранее договоритесь, что один следит за другим и не бунтуйте, не ходите в одиночку гулять от палатки дальше нескольких метров. При желании восхождения на Гору после хорошо проведенной ночевки можно договориться с гидом, вы уже будете иметь приличную акклиматизацию. Надо только спуститься в Терскол и разгрузить организм на сутки, а потом уже вновь подняться на «бочки». Есть сомнения в том, что на вершину вообще стоит ходить «для галочки». «Косая» уже напряжна, там в течение двух часов каждый шаг надо проверять, чтобы не укатиться вниз, и это все на фоне недосыпа. Вот такие ощущения у человека, две зимы с удовольствием тренировавшего хождение в «кошках» на ледяных горках, замерзших речках и водопадиках с верхней страховкой. Налетевшая непогода вскроет казавшиеся легкими недостатки без того трудоемкого маршрута.

Немного мути и горняшечного тумана. Как раз на Пастухова года три с половиной назад собиралась симпатичная молодая парочка на ночевку с целью акклиматизации перед Горой, по собственному плану, мы обменялись с ними улыбками и парой добрых слов. Согласно моим воспоминаниям, в тот же приезд кого-то со слухов могли там откапывать, не исключено, что двоих, а также может я их потом живыми встретил, последнее сомнительно из-за моего графика. Скорее всего, откопали кого-нибудь еще, а я шелохнулся, не тех ли, но вместо проверочки насочинял себе про то, что мы еще раз виделись. Нормально так?)) Поэтому прогулка в поле зрения людей вас не обязательно спасет. Вдруг, пока кто-то играет в ящик, окружающие отложат свои наблюдения за ним в долгий ящик? Внизу мы поступаем полуавтоматически, но наш автоматизм лучше вписывается в созданную людьми реальность, а наверх мы приходим с теми же навыками пешехода , тогда как от нас требуется больше сознательности на каждом шаге и к себе и к окружающему миру.

Статья содержит минимум необходимой информации . Статья описывает хождение по опасному снежно-ледовому рельефу. Предупреждений недостаточно, авторы(я и те, кто комментировал создание этого опуса) снимают с себя всякую ответственность за ваши действия. Склад ума читателя, возможно, требует тщательного изучения предмета с примерами на практике, тогда формат статьи на несколько страниц ему противопоказан. У кого-то сыграет здоровье, или окажется маловато способностей к ориентированию на местности, будет отсутствовать опыт длительного хождения по пересеченке, может, наконец, сбивать с толку зимняя обстановка, привычная для рыбаков и лыжников. Прогнозы временами не сбываются. Сильный буран может положить человека на склон или уронить вниз. Далее список ошибок, совершаемых в отсутствии опытного руководства. Желание заполучить гору минимумом усилий приводит к принятию решений с массой недочетов. Упрямство на почве завышенной самооценки может завести в тупик и помочь выбиться из сил. Всплеск любопытства в сочетании с энтузиазмом настолько же опасны, как и предыдущие пороки. Никакая статья или диссертация не заменит опытного спутника. Старайтесь помнить про серьезность всех горных напастей и контролировать себя. Даже выполняющему все правила временами крупно не везет.

Область на южном склоне Эльбруса не является принципиально недоступной для толковых начинающих, но текст этот составлен не как инструкция (потребуются талмуды), а как напоминание, что же нужно начать изучать, входя в высокие горы. В художественных фильмах замерзшие на фоне снега могут выглядеть довольно смешно, спасибо Джеку Николсону за этот кадр:


Рис. 4. Кадр из фильма "Сияние". Конец, настигший обезумевшего гражданина. Снимок сделан утром.

В реальности погибшими, как правило, оказываются замечательные, приятные, сильные и способные к спорту люди. В год гора дает порядка 10 мертвых тел и не факт, что нет еще нескольких пропавших без вести в трещинах. Есть много покалечившихся на Горе, с ампутациями и тому подобным. Уважайте эту Гору с ее красотами, пьянящим воздухом и опасностями. Уносите с собой все принесенное на Гору.



Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения

Раскрыть ветку обсуждения