Космический мусор стал глобальной проблемой. Громкие катастрофы в истории космонавтики Столкновение спутников


Столкновение спутников «Космос-2251» и «Iridium 33» - первый известный случай столкновения двух искусственных спутников в космосе.

Космос Иридиум.

Столкновение произошло 10 февраля 2009 года над территорией Российской Федерации над полуостровом Таймыр, на высоте 788,6 километров.

Скорости обоих спутников были приблизительно равны и составляли около 7470 м/с, относительная скорость была равна около 11,7 км/с (Из конца в конец Питера за 4 секунды). Искусственные спутники - «Космос-2251», принадлежавший Космическим войскам России, выведенный на орбиту в 1993 году и функционировавший до 1995 года, и «Iridium 33», один из 72 спутников оператора спутниковой телефонной связи «Иридиум», запущенный на орбиту в 1997 году. В результате столкновения разрушились полностью .

Момент столкновения

Через 20 минут после столкновения

Через 50 минут после столкновения.

Спутник Иридиум был частью группировки спутников связи, принадлежащих частной американской компании Iridium Satellite LLC. Масса спутника без топлива составляла 556 кг. Масса спутника Космос (также без топлива) была равна 900 кг. Он принадлежал России и был запущен в 1993 году. Считается, что этот спутник не был действующим и не имел способности к маневрированию к моменту соударения.

Соединенные Штаты поддерживают “каталог” объектов в космосе. Чтобы попасть в каталог, объект должен быть замечен Сетью космического наблюдения, а его происхождение должно быть известно. В результате можно идентифицировать попадающие в каталог объекты, соответствующие наблюдаемым фрагментам двух спутников. Сейчас в каталоге находятся примерно 15000 объектов, а также несколько тысяч дополнительных объектов, которые отслеживаются Сетью космического наблюдения, но их происхождение неизвестно.

Сеть космических наблюдений может отслеживать объекты на низкой околоземной орбите, имеющие размеры более 10 см. Поскольку эта Сеть все еще обнаруживает и заносит в каталог фрагменты столкновений, полное количество фрагментов, скорее всего, превышает обнаруженную величину. Поэтому, чтобы предсказать фактическое количество крупных фрагментов, изучаются истории наблюдений за прошлыми разрушениями.

Этапы наблюдений

За первый месяц (первый этап) Сеть космического наблюдения находит и отслеживает фрагменты с постоянной скоростью.

Второй этап обычно начинается через месяц после разрушения и завершается через пол года после разрушения. Большинство фрагментов заносится в каталог в течение этого периода.

На третьем этапе в каталог случайно попадают добавочные фрагменты. Типичная продолжительность этого этапа составляет несколько лет . За это время находится, грубо говоря, от 2 до 25 процентов фрагментов.

Большинство фрагментов, образованных при столкновении, имеют орбитальные скорости, близкие к скорости своего родительского спутника. Поэтому они движутся по орбитам, близким к орбите спутника-родителя. Распределение скоростей у фрагментов приводит к тому, что орбиты этих фрагментов прецессируют с разной скоростью: большинство фрагментов Космоса обладают более высокими относительными скоро- стями и меньшими наклонениями по сравнению с фрагментами Иридиума, так что расширение орбит фрагментов Космоса происходит быстрее. Через три года после соударения фрагменты Космоса образуют слой вокруг Земли, сконцентрированный по высоте вблизи орбиты исходного спутника Космос. (а) Картина через 7 дней после столкновения, (b) через три месяца, (с) через год, (d) через три года после столкновения.

Вспышки Иридиума

Вы наверно слышали термин-событие «Вспышка Иридиума»! Это явление, вызываемое отражением солнечного света гладкими поверхностями антенн действующих спутников.
Время от времени одна из антенн MMA отражает солнечные лучи на поверхность Земли, создавая блик диаметром около 10 км, движущийся по поверхности планеты. Для земного наблюдателя это выглядит как плавное появление и последующее плавное исчезновение ярчайшей звезды. Явление продолжается менее 10 секунд.
Космический сегмент сети «Иридиум» состоит из 66 космических аппаратов, равномерно размещённых на 6 приполярных круговых орбитах с наклонением 86,4° и высотой около 780 км.

Например сегодня, 21.05.2015, вспышка состоится в 0:04 на западе левее и выше Юпитера, можно будет наблюдать!

Время жизни одного космического аппарата системы «Иридиум» составляет не менее 5 лет. Каждый аппарат формирует свою зону обслуживания площадью около 19 млн квадратных километров. Зоны обслуживания всех 66 космических аппаратов полностью покрывают Землю.

Информация собрана с разных тематических сайтов, в т.ч. с любимой Вики .

Спасибо=) Ваши фотографии этих спутников можете размещать в комментариях ВК после статьи!

Спустя пять лет после столкновения российского спутника "Космос-2251" с американским Iridium 33 на орбите все еще остаются около 1,5 тысяч крупных обломков этих аппаратов, которые представляют колоссальную угрозу.

Итак ознакомимся, что же творится у нас на орбите Земли.

Количество мусора, за все время полетов Последствия первого в истории "космического ДТП" - столкновения российского спутника "Космос-2251" с американским Iridium 33 ("Иридиум-33"), произошедшего пять лет назад - будет влиять на ситуацию в околоземном пространстве еще 20-30 лет, сказал представитель информационно-аналитическом центре Межгосударственной акционерной корпорации (МАК) "Вымпел". "Сегодня, спустя пять лет, на орбите все еще остаются около 1,5 тысяч крупных обломков этих аппаратов, которые представляют колоссальную угрозу. Эти объекты будут на орбите еще 20-30 лет. Одно это столкновение увеличило на 20-30% риск столкновений в космическом пространстве", - сказал собеседник агентства. Обломки падающие с неба:

Когда стали бить серьезную тревогу: Американский космический аппарат Iridium-33 и "Космос-2251", российский военный спутник серии "Стрела", столкнулись на высоте примерно 805 километров над Сибирью в 19.56 мск 10 февраля 2009 года. За два часа до этого математическое моделирование, проведенное негосударственной системой SOCRATES, показало, что два объекта пройдут в опасной близости друг к другу - в 584 метрах. Но в момент сближения "Иридиум" перестал выходить на связь, а затем американские военные увидели на этой орбите облако фрагментов - столкновение произошло. "И Россия, и США прозевали это столкновение. Ни у нас, ни у них на тот момент не было системы оперативного предупреждения об угрозе столкновения", - сказал собеседник агентства. По его словам, нынешние системы, созданные в России и США, могли бы предупредить об этой угрозе примерно за сутки. "Космос-2251" на тот момент не работал (он был выведен из эксплуатации в 1995 году), а "Иридиум" был "жив", и мы могли бы его увести", - отметил он. Последствия:

Вид на Iridium 33 и "Космос-2251" через 180 минут после столкновения После столкновения на орбите образовалось огромное облако из тысяч фрагментов. Одно это событие увеличило число космического мусора более чем на 10% - сейчас на орбите отслеживают около 16,7 тысячи мусорных объектов. Сопоставимым по "мощности" событием было только разрушение китайского метеоспутника "Фэнъюнь-1C" во время испытаний противоспутникового оружия в КНР, когда возникло около 3 тысяч фрагментов.

Вид на Iridium 33 и "Космос-2251" через 10 минут после столкновения "Иридиум" распался на 605 обломков, из них на данный момент 195 сгорело в атмосфере, "Космос-2251" породил 1609 фрагментов, из них "выбыло" на данный момент 420, сообщил эксперт. "Американец и русский" не разошлись в космосе При этом, отметил он, системы слежения видят только объекты размером не меньше 10 сантиметров. Но даже сантиметровый фрагмент, летящий со скоростью 11 километров в секунду, эквивалентен по энергии трехтонному грузовику на скорости 100 километров в час. Сейчас наивысшая концентрация обломков "ДТП" приходится на орбиты с высотами около 800-1000 километров, а также орбиты высотой около 1,5 тысячи километров. На высоте около 400 километров, где находится МКС и летают "Союзы" и грузовые космические корабли, их относительно немного. Кусок оторвавшийся от ракеты:

"На высоте 400 километров они быстро сгорают, плотность у этих объектов на этой высоте не очень большая. Там они не могут очень долго жить. Но там есть проблема, связанная с размером "мишени". Одно дело, когда у вас спутник размером 1-2 метра, а другое дело - МКС, которая имеет размер 30-50 метров. А риск столкновения пропорционален квадрату размера. Даже небольшое количество фрагментов могут быть опасны для станции", - сказал собеседник агентства. Каскадный эффект После случая с "Иридиумом" и в России, и в США были созданы системы предупреждения об угрозе столкновений. В частности, в России для контроля космического пространства используются радары системы предупреждения о ракетном нападении - СПРН. Она существовала и раньше, однако лишь недавно была организована цепочка оперативной передачи информации об угрозе столкновений заинтересованным ведомствам, отметил эксперт.

Спутниковый мусор отслеживаемый в гугл Моделирование космического мусора на орбите Земли. Создано Институтом аэрокосмических систем технического университета Брауншвейга.

В первую очередь от космического мусора страдают, конечно, объекты, находящиеся на орбите. «Службы наземного наблюдения иногда фиксируют столкновения частиц космического мусора друг с другом, из-за чего их количество множится в геометрической прогрессии, – рассказывает председатель комиссии по проблемам космического мусора РАН, заместитель директора Института прикладной математики им. Келдыша Эфраим Аким. – Мелкие фракции представляют не меньшую опасность, чем крупные. Только представьте крупнокалиберную пулю, движущуюся со скоростью 8–10 км/с. При попадании подобной частицы в действующий космический аппарат сила соударения просто чудовищная. Ни один корабль не выдержит такого столкновения. Если же соударение произошло, облако обломков на орбите расползется по всем направлениям всего за пару недель, угрожая уничтожить и других соседей». И хотя вероятность вывода из строя орбитальных спутников космическим мусором все еще крайне мала, неприятные инциденты уже были, в том числе с пилотируемыми космическими кораблями и орбитальными станциями. В 1983 году экипаж печально знаменитого шаттла Challenger обнаружил на лобовом стекле своего корабля небольшой след от соударения с посторонним предметом. Кратер был всего 2,5 мм в глубину и столько же в ширину, но заставил сильно поволноваться инженеров NASA. После приземления корабля специалисты тщательно осмотрели повреждения и пришли к выводу, что причиной соударения стала микрочастичка краски, отслоившаяся от какого-то другого космического аппарата. Пострадала от космического мусора и советская орбитальная станция «Салют-7», поверхность которой была буквально испещрена микроскопическими кратерами от соударения с частицами мусора. Чтобы предотвратить возможность подобных инцидентов в дальнейшем, станция «Мир» и пришедшая ей на смену МКС были оснащены экранами, защищавшими обитаемые модули от соударений с мелким мусором. Впрочем, и это не помогло. В июне 1999 года тогда еще необитаемая МКС имела все шансы столкнуться с обломком разгонного блока одной из ракет, уже долгие годы вращавшегося вокруг Земли. К счастью, специалистам российского Центра управления полетами (ЦУП) удалось своевременно скорректировать ее орбиту, и обломок пролетел мимо на расстоянии 6,5 км. В 2001 году МКС пришлось предпринимать специальный маневр, чтобы не столкнуться с семикилограммовым прибором, потерянным во время выхода в открытый космос американскими астронавтами. С тех пор станция уворачивается от космического мусора с завидной регулярностью, несколько раз в год. В фильме Гравитация поднимается проблема космического мусора: Космический мусор представляет опасность и для далеких от космоса землян, падая на их головы в прямом смысле этого слова. В 1978 году таежные области на севере Канады пострадали от падения советского спутника «Космос-594». Годом позже обломки американской космической станции Skylab рассыпались над пустынными районами Австралии. В 1964 году в ходе неудачного запуска навигационного спутника США с ядерными источниками энергии на борту радиоактивные материалы рассеялись над акваторией Индийского океана. Всем памятна ситуация и со станцией «Мир», затопленной в Тихом океане. Тогда у десятков тысяч жителей островных государств случился форменный массовый психоз. Люди панически боялись, что «русская громадина» свалится им прямо на голову. А вот для жителей Алтайского края этот кошмар стал реальностью. Именно над этим регионом России пролегают траектории полета ракет, запускаемых с Байконура, и именно сюда валятся обломки первых ступеней с остатками высокотоксичного топлива. Но что же представляет собой космический мусор? Откуда он берется? Это кто же здесь сорит? «Ситуация складывается парадоксальная, – считает Александр Багров. – Чем больше мы запускаем аппаратов в космос, тем менее пригодным для использования он становится». И действительно, по оценкам российских специалистов, в настоящее время в космосе находится более 10 тысяч летательных аппаратов и спутников Земли, при этом функционируют из них только 6%. Космические аппараты выходят из строя с завидной регулярностью, а в результате плотность космического мусора на орбите ежегодно увеличивается на 4%. В настоящее время вокруг нашей планеты вращается около 70–150 тысяч объектов размером от 1 до 10 см, частиц же менее 1 см в диаметре – миллионы. «И если на низких орбитах, примерно до 400 км, мусор притормаживает о верхние слои атмосферы и со временем падает на Землю, то на геостационарных орбитах он может вращаться бесконечно долго», – продолжает Александр Багров. Свой вклад в дело увеличения космического мусора вносят и разгонные блоки ракет, с помощью которых спутники выводятся на геостационарные орбиты. В их баках остается примерно 5–10% топлива, которое весьма летуче и легко превращается в пар, что нередко приводит к мощным взрывам. После нескольких лет пребывания в космосе отслужившие ступени ракет разлетаются на куски, разбрасывая вокруг себя «шрапнель» мелких осколков. За последние годы в околоземном пространстве было зафиксировано 182 подобных фейерверка. Только один недавний взрыв ступени индийской ракеты-носителя привел к образованию 300 крупных обломков и бесчисленного множества мелких, но не менее опасных объектов. Первые жертвы уже были. В июле 1996 года на высоте примерно 660 км французский спутник столкнулся с фрагментом третьей ступени французской же ракеты Arian, запущенной много раньше. Относительная скорость во время столкновения составляла около 15 км/с, или около 50 000 км/ч. Французские баллистики, прозевавшие на орбите приближение своего же крупного объекта, потом долго кусали локти, и было от чего. Происшествие не закончилось крупным международным скандалом только потому, что оба объекта имели французское происхождение. Как же очистить орбиту от космического мусора?

Спуск Шаттла Вакансия космического мусорщика все еще открыта «К сожалению, на данный момент эффективных способов уничтожения космического мусора не существует», – считает Эфраим Аким. По его мнению, собирать обломки при помощи американских шаттлов безумно дорого, да и челноки вот уже несколько лет стоят на приколе. Еще большее безумие сжигать космический мусор при помощи лазера, поскольку расплавленный металл, остывая, превратится в смертоносную «шрапнель», которая расползется по орбите, еще больше загрязнив космос. Заменить многоступенчатые ракеты многоразовыми системами тоже пока не представляется возможным, слишком уж они дороги. «Конечно, хорошо запускать и забирать спутники при помощи летающих тарелок. В любой момент взлетел, зацепил его и сел обратно на Землю, – смеется Эфраим Аким. – Увы, человечество подобными техническими устройствами не располагает. Пока они не появились, нам надо всеми силами предотвращать дальнейшее загрязнение космоса, иначе в будущем из-за опасности встречи с космическим мусором его освоение превратится в очень рискованное мероприятие». Единственное, что пока могут предложить ученые, – тщательное картографирование космической свалки. Но и здесь все не так просто. «На сегодняшний день только два государства в мире способны эффективно отслеживать поведение космического мусора», – считает главный баллистик ЦУП Николай Иванов. Легко догадаться, что это Россия и США, которые, к слову сказать, являются и главными «загрязнителями» космоса. «У нас, как и в Америке, существуют уникальные наземные комплексы, позволяющие обнаруживать на низких орбитах кусочки до нескольких сантиметров в диаметре, но необходимо также совместно разрабатывать меры по их нейтрализации. Было бы неплохо создать международную систему слежения, объединить каталоги объектов, разработать общую систему предупреждений о рисках столкновений, только в этом случае можно реально обезопасить полеты», – продолжает Николай Иванов. «Чтобы на космических дорогах не было аварий, необходимо выработать международные правила космического движения», – вторит ему Эфраим Аким. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Правила космического движения «Предотвращением дальнейшего загрязнения космического пространства занимаются несколько международных комиссий, в том числе под эгидой ООН, – рассказывает ученый секретарь Совета по космосу РАН Александр Алферов. – Правда, они сталкиваются с неповоротливостью ряда агентств, предпочитающих все очень тщательно взвесить, прежде чем идти на сотрудничество. Дело в том, что многие спутники принадлежат военным ведомствам и полную информацию о них получить весьма сложно. Нельзя сбрасывать со счетов и коммерческую сторону вопроса». Впрочем, приватизация космоса играет на руку тем, кто ратует за его чистоту. «Космос постепенно превращается в зону вложения капитала, а коммерсантов всегда интересовали вопросы страхования рисков и возмещения потерь в результате тех или иных форс-мажорных обстоятельств, – считает Александр Багров. – Без выработки единых правовых норм достичь этого не удастся. К примеру, кто должен отвечать, если старый безжизненный спутник или разгонный блок ракеты, запущенной одним государством, протаранит автоматическую станцию, принадлежащую другой стране? Пока на этот вопрос ответа нет, хотя подобные прецеденты уже имели место». И хотя частные космические компании делают только первые шаги, сам факт их появления на свет подтолкнул к выработке единых международных правил. «В настоящее время интенсивно вырабатываются новые требования к космической технике, определяются зоны работы спутников и оговариваются методики захоронения выработавших свой срок аппаратов», – рассказывает Эфраим Аким. Одним из первых реальных достижений в деле борьбы с космическим мусором стала выработка новых международных стандартов в отношении искусственных спутников Земли. Теперь на их борту должны присутствовать резервные запасы топлива, чтобы по истечении срока работы увести аппараты в специально отведенные районы околоземных орбит или направить к Земле. Желательно также оснащать спутники дополнительными системами управления, способными в случае поражения аппарата частицами мусора уводить его с рабочих орбит. Предполагается, что «кладбища спутников» будут располагаться на 200–300 км выше зоны геостационарных орбит. «Конечно, внедрение новых стандартов идет очень медленно, – признает Эфраим Аким, – ведь они связаны с существенными затратами. Изменение в конструкции спутников влечет за собой дополнительные многомиллионные вложения, что нравится не всем аэрокосмическим корпорациям. Но без этих мер на данный момент просто не обойтись, и все это понимают». Другой важный шаг – внесение в международные правила использования космоса требования оснащать разгонные блоки ракет системами слива топлива. Оказавшись в космосе, после завершения маневра управляющая электроника в обязательном порядке должна открыть клапаны и выбросить излишки горючего. К сожалению, и этого порой недостаточно. Из-за особенностей топлива и невозможности полностью выбросить его из резервуаров взрываются даже «опустошенные» баки. А значит, должны быть предприняты меры по совершенствованию конструкции космических ракет.

10 февраля 2009 года впервые в истории произошло столкновение спутников. Столкнулись российский военный спутник (выведенный на орбиту в 1993 году, но через два года списанный) и рабочий американский спутник компании Motorola, каждый из которых весил по 450 килограмм в небе над северной частью Сибири. В результате столкновения образовалось два облака из мелких обломков и фрагментов.

Осколки от первого в истории человечества «ДТП» на орбите — столкновения российского спутника «Космос-2251» и американского Iridium 33 — начинают падать на Землю, однако размер фрагментов не превышает сантиметра, и они не несут никакой угрозы, сообщило Стратегическое командование США.
По данным американских военных, которые приводятся на сайте Spaceweather, фрагмент, получивший индекс 1993-036PX, войдет в атмосферу Земли 12 марта, обломок 1993-036KW — 28 марта, 1993-036MC — 30 марта. Всего они имеют размеры около сантиметра, разрушатся в атмосфере и не представляют угрозы для людей на Земле.

Столкновение американского и российского искусственных спутников не только «побеспокоило» открытый космос, но и «пробудило» стремящихся постоянно исследовать космос землян. Все последние дни весь мир обдумывал недостатки существующих мер контроля и управления космосом, призывая опубликовать новые «Правила космического движения».
Столкновение двух искусственных спутников прибавило давления и без того загруженному движению в космосе. Как заявил зампред Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джеймс Картрайт, стабилизация обломков столкнувшихся спутников займет месяц или два, только потом соответствующие стороны смогут вести эффективное отслеживание. А по мнению представителя Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), мало вероятно, чтобы обломки представили опасность для шаттла, запуск которого назначен во второй половине текущего месяца.
Начальник штаба Космических войск РФ генерал-майор Александр Якушин сообщил, что фрагменты столкнувшихся спутников могут находиться на высоте от 500 до 1300 километров, скорость их движения может достигать около 200 метров в секунду. По словам бывшего командира Международной Космической Станции /МКС/ Федора Юрчихина, пока обломки не представляют угрозу для МКС, но они могут изменить орбиту под влиянием силы тяжести, что «несомненно, создаст угрозу для МКС».
С каждым днем растет количество обломков космических аппаратов в космическом пространстве, и хотя соответствующие страны и организации задействовали всю систему мониторинга, но по делу управления обломками все же необходимы совместные усилия международного сообщества.
Джеймс Картрайт отметил, что случай столкновения спутников свидетельствует, что разным странам мира необходимо усилить совместное использование космической информации. В будущем соответствующим странам следует еще лучше обмениваться данными об орбитах своих спутников. Официальный представитель Госдепартамента США Роб Макинтаф (Rob McInturff), в свою очередь, заявил, что все заинтересованные в открытом космосе государства должны сотрудничать друг с другом во избежание повтора подобных инцидентов. Соответствующие ведомства США и России уже контактируют, и возможно, американская и российская сторона организуют новые встречи в дальнейшем.
В пятницу директор Управления ООН по вопросам космического пространства Мазлан Отман (Mazlan Othman) вновь призвал все государства-члены Огранизации и международные организации к полноценному выполнению «Руководящих принципов предупреждения образования космического мусора» (Space Debris Migitation Guidelines). Директор Управления подчеркнул, что реализация «Руководящих принципов» благоприятствует защите космического пространства, что отвечает интересам всего человечества. На днях Управление проведет совещание в Австрии, на котором ученые внесут предложения по предупреждению «космических столкновений».
Эксперты считают, что в космосе, кроме предоставления материалов о геостационарной орбите Международным телекоммуникационным союзом (ITU) разным странам мира в соответствии с уставом единого управления и распределения, по другим орбитальным космическим аппаратам и космическому мусору, почти нет какого-либо контроля, в лучшем случае, только при отдельном мониторинге, но обмен данными происходит редко.
Создание системы содействия космической безопасности -- один из важных способов осуществления управления космическим движением, но мало компаний и государств вкладывает в эту сферу соответствующие ресурсы. Сегодня разные участники процесса освоения космоса, от научно-исследовательских институтов, транснациональных корпораций до станций наблюдения за спутниками, собрали огромное количество необходимых данных в области космической безопасности. Однако, трудность в том, каким образом объединить эти разнообразные источники и сделать их согласованными с учетом авторского права разных ресурсов и при соблюдении коммерческой конфиденциальности. Основные принципы при разработке «космических ПДД» в том, как «исключить» уже находящийся под «управлением» космический мусор и прочие космические аппараты. Для разработки научных правил космического движения, прежде всего, требуется тщательное изучение космического пространства и проведение космических прогнозов. Пока предстоит проделать очень длинный путь от составления правил космического движения до принятия на этом основании международной конвенции. Одним словом, системе мониторинга и профилактики космического мусора необходимо содействие международного сообщества на протяжении длительного времени.

Описание конструкции дельталета
Дельталет Р16 УРАЛ состоит из аэродинамического модуля (крыла) и функционального модуля (мототележки). ...

Силовой каркас
Силовой каркас изготовлен из алюминиевых труб и состоит из килевой балки, двух боковых балок, поперечины, рулевой трапеции и мачты. Для обеспечения жесткости конструкции силовой каркас расчален тросам...

Катастрофа германского дирижабля LZ-129 "Гинденбург"
Катастрофа германского дирижабля LZ-129 "Гинденбург" - 06.05.1937 При катастрофе огромного воздушного корабля объемом 200.000 куб.м. и длиной 248 м погибли 35 человек из 97 находившихся...

В конце февраля прошлого года многие СМИ сообщили о столкновении на орбите американского и русского спутников. Американцам не повезло, потому что их спутник был действующим, а вот наш - нет.

На ОРТ информация об этом событии была представлена следующим образом: спутники двигались на встречу друг другу и столкнулись на скорости 8 километров в секунду. Это был первый случай столкновения спутников на орбите. Все эти три утверждения, мягко говоря, не совсем точны.

Начнем с красивой экранной картинки, когда два спутника несутся по орбите навстречу друг другу. С начала космической эры все спутники и космические корабли, и наши и американские, всегда запускались лишь по направлению вращения Земли, чтобы использовать ее собственную линейную скорость вращения, достигающую на экваторе 0,5 км/с. Что это дает, можно увидеть на простом примере: наша престарелая, но надежная королевская «семерка», если ее запустить на экваторе в направлении вращения Зеемли, может вывести на орбиту полезную нагрузку около 5 тонн, против вращения - менее полутора тонн. И зачем это надо? Разве что, ради какой-то экзотической цели, представить которую у меня не хватает воображения.

Разница лишь в том, что наш северный космодром Плесецк запускает спутники, движущиеся под большим углом к экваториальной плоскости, а американский на мысе Канаверал - под значительно меньшим. Впрочем, эти углы определяются чисто практическими целями. Так что столкновение, скорее всего, произошло просто на пересекающихся курсах.

Но вернемся к озвученному СМИ варианту, что спутники двигались навстречу друг другу и столкнулись на скорости в 8 км/с. Что-то плоховато у наших журналистов не только с русской речью, но и с арифметикой. В таком варианте скорость встречного соударения составит 16 км/с, и при таком ударе значительная часть массы обоих спутников просто испарится.

И наконец этот случай вовсе не первый и не единственный. В 90-е годы прошлого века были опубликованы несколько случаев наблюдения астрономами аналогичных столкновений. 2 августа 1983 года Метеорный патруль в Новгородской области наблюдал столкновение двух объектов, предположительно, искусственных спутников Земли, которые двигались перпендикулярно друг другу. После пересечения их траекторий произошел взрыв. Один из объектов, не меняя скорости и направления движения, проследовал по орбите дальше, другой же изменил курс на 45 градусов к северу и ушел за горизонт.

27 июля 1992 года группа из Молодежного научно-астрономического клуба «Процион» находилась на астрополигоне Горного института в Псковской области. Там они вели предусмотренные учебной программой наблюдения метеорного потока Кассиопеид. Наблюдали они и движение искусственных спутников Земли. Один из них в 1.23 МСК достиг района ниже созвездия Дельфина, и вдруг на 2 секунды озарился ярчайшей вспышкой. Такой, что померк свет звезд, а на землю легли тени. К удивлению наблюдателей, после этой вспышки спутник своего существования не прекратил, а лишь медленно скрылся в конусе земной тени. Спустя 100 минут был замечен еще один спутник, летевший по той же самой орбите - это возможно лишь в том случае, если оба спутника запущены одной и той же ракетой (от себя добавлю, что это был, скорее всего, тот же самый спутник, успевший за это время обернуться вокруг Земли. В.П.)

Дойдя до района вспышки, спутник, на огромной скорости врезавшись в облако оставшихся после вспышки частиц, «засветился», изменив свой блеск на 5-6 звездных величин. (Это сообщение было опубликовано 21 сентября 1992 года в газете «ЧАС ПИК»). Можно еще упомянуть о более ранних сообщениях американских и индийских астрономов, наблюдавших аналогичные явления.

Есть еще одна категория чрезвычайных происшествий на орбите, которые не удалось наблюдать визуально как из- за облачного покрова под эпицентром события, так и из-за отсутствия визуальных наблюдений за данным участком неба (напомню, что 2/3 поверхности Земли составляют моря и океаны).

Просматривая официальные сообщения со дня запуска первых искусственных спутников Земли, удалось насчитать около полутора десятков ЧП на орбитах, когда нормально запущенный и нормально функционирующий аппарат вдруг внезапно прекращал pa6оту. Причем среди них были спутники с несколькими независимыми каналами передачи информации и независимым питанием. Естественно, речь идет только о спутниках невоенного назначения, военные не любят афишировать свои неудачи. А внезапное прекращение функциионирования спутника чаще всего свидетельствует о катастрофическом столкновении с неизвестным телом. Причем с каждым годом вероятность таких столкновений непрерывно возрастает. На сегодняшний день вокруг Земли вращаются тысячи действующих и недействующих спутников, а также их фрагментов, не считая более мелкого космического мусора. А спутники любого назначения, не требующие поддержания внутри них атмосферного давления, весьма уязвимы для любого внешнего механического воздействия, как только сбрасываются защитные конуса, предохраняющие их на активном участке запуска.

Хочу напомнить с американскими лунными модулями. Вернувшиеся на Землю астронавты потом шутили, что они были изготовлены из пищевой фольги, и они боялись проткнуть их оболочку при неосторожном движении локтем. А кроме столкновения на пересекающихся орбитах с космическим мусором, еще большая опасность существует при столкновении с мелкими метеорными телами, чья скорость вторжения в земную атмосферу может превышать 40 км/с. Такой самый маленький камушек пробьет любой спутник насквозь подобно бронебойному снаряду. Опасны даже частицы микронных размеров - так называемые микрометеориты. Уже на первых спускаемых космических аппаратах устанавливались пластины из различных материалов - чтобы оценить степень воздействия на них микрометеоритов, и при долгом пребывании на орбите эти пробные пластины были словно изъедены микрократерами.

Еще большей опасности подвергаются космические аппараты, направляющиеся к внешним планетам, особенно к Марсу. По соседству с ним, в пространстве между Марсом и Юпитером, находится астероидный пояс, включающий как планетоподобные астероиды, типа Цереры, Юноны и Весты, так и миллиарды более мелких обломков. При их взаимном столкновении те, которые теряют орбитальную скорость, либо переходят на более близкие к Солнцу орбиты, в первую очередь марсианскую, либо падают на Солнце. В этом плане марсианская орбита наиболее опасна для земных аппаратов, что и подтверждается многочисленными случаями прекращения их функционирования при достижении Марса или его спутников. К сожалению, всякие там противометеоритные экраны и защитные поля существуют пока лишь на страницах фантастических романов.

Недавняя авария «Протона-М» на космодроме Байконур взбудоражила всю общественность. Тут же начались многочисленные проверки, копания в документах, поиск виноватых. До недавнего времени комиссия приняла решение прекратить полеты ракеты, пока не будет проведено расследование случившегося.К сожалению, мир науки – это как шаг в неизвестность. На протяжении многих лет две крупные космические державы в многолетнем противостоянии учились на ошибках оппонента, пытаясь вырваться вперед. Помимо непредсказуемости космического пространства, основной причиной многих происшествий был и человеческий фактор.

На фоне последних событий предлагаем вам вспомнить 10 самых крупных катастроф в процессе освоения космического пространства. Их было большое количество, но давайте остановимся на самых громких.

10. Столкновение спутников «Космос-2251» и «Iridium 33»
Столкновение "Космос-2251" и "Iridium 33" было первым в истории

10 февраля 2009 года над территорией Российской Федерации (пол-ов Таймыр) произошло первое в истории столкновение искусственных спутников земли. «Космос-2251» (весил 1 тонну) принадлежал Космическим войскам России и функционировал с 1993 по 1995 годы. Искусственный «Iridium 33» (весил 600 кг), один из спутников телефонной связи, был введен в эксплуатацию в 1997 году.

Столкновение на скорости 7470 м/с полностью разрушил оба спутника на 600 обломков, которые по сей день «бродят» в околоземном пространстве.

9. «Союз-18»
Удача уберегла экипаж во время приземления

Корабль, поднявшись на высоту 192 км, перешел в неуправляемое падение. Экипаж перенес перегрузки в 21g. Благодаря четкой работе системы приземления, «Союз-18» все же приземлился удачно в Алтайских горах, зацепившись парашютами за сосну.

8. «Аполлон-13»
Экипаж "Аполлона-13": Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз

Единственный пилотируемый корабль, направленный на Луну, в котором произошла довольно серьезная авария.
Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз 11 апреля 1970 года выполнили успешный старт. Однако, спустя трое суток, взрыв кислородного баллона на корабле парализовал работу и жизнь на борту. Прекращение радиосвязи, длительное нахождение при холодной температуре (не выше 11 градусов), состояние почти полной невесомости – чего только не пришлось пережить астронавтам.

Благодаря четкой координации штаба по спасению и профессионализму экипажа через неделю после старта астронавты удачно приводнились. Все трое были удостоены «Медалью свободы».

7. «Союз-1»
Юрий Гагарин и Владимир Комаров

Космическое противостояние СССР и США подстегивало обе космические державы бежать «впереди планеты всей». В 1967 году американцы владели явным преимуществом, что приводило в ярость союзников. В итоге желание обогнать соперника оказалось сильнее здравого смысла.

Запуск «Союза-1» проходил в небывалой спешке, что в результате привело к трагедии. У советского корабля вышла из строя система ориентации. При приземлении отказали оба парашюта, из-за чего погиб космонавт Владимир Комаров.

6. «Аполлон-1»
Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи отравились продуктами сгорания

Старт корабля планировался на 21 февраля 1967 года, но за месяц до полета, 27 января, на борту «Аполлона-1» произошел пожар. Астронавты Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи за 14 секунд сгорели заживо. Однако экспертиза установила, что смерть наступила первоначально от отравления продуктами сгорания. Непосредственной причиной катастрофы считается короткое замыкание в электропроводке.

5. «Союз-11»
До последнего все надеялись, что Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев вернутся живыми

Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев вышли на орбиту в 1971 году. Стыковка со станцией «Салют-1» прошла успешно, однако, спустя 11 дней на станции случилось возгорание. Космонавты приняли решение покинуть «Салют». Прибывшая на место посадки поисковая группа шокировала известием, что все три члена экипажа мертвы. Причина смерти – разгерметизация.

4.«Колумбия»
Весь экипаж шаттла погиб

Последний полет некогда успешного американского шаттла «Колумбия» состоялся в период с 16 января по 1 февраля 2003 года. Вся страна ждала очередного 28 возвращения команды на Землю. 1 февраля, около 9 часов утра, за 16 минут до посадки корабль вдруг стал разрушаться. Все 7 астронавтов погибли.

3. «Челленджер»
Десятки телеканалов транслировали старт корабля в прямом эфире

28 января 1986 года был запланирован очередной старт многоразового транспортного космического корабля NASA. В тот день первоначальное время запуска перенесли на пару часов из-за незначительных поломок. Десятки репортеров прибыли на мыс Канаверал, дабы стать свидетелями красивого действа. Спутниковое ТВ транслировало старт «Челленджера» в прямом эфире – несколько миллионов зрителей всего мира готовились стать свидетелями очередного триумфа американской космической кампании.

Но вдруг на 73 секунде полета одна из деталей «Челленджера» оторвалась и пробила топливный бак. Взрыв корабля привел в состояние шока и специалистов, и очевидцев. Майкл Смит, Френсис Скоби, Роналд МакНэйр, Эллисон Онидзука, Криста МакОлифф, Грегори Джарвис, Джудит Резник – весь экипаж погиб мгновенно.

Этот полет должен был стать уникальным в истории США - на его борту находилась первая в мире астронавт-непрофессионал, бывший учитель Криста МакОлифф, которая прошла конкурсный отбор по инициативе Рейгана. Катастрофа пошатнула репутацию Америки.

2. Катастрофа на космодроме «Плесецк»
В тот день в Плесецке погибли 48 человек

18 марта 1980 года произошла одна из самых страшных катастроф в истории космонавтики. При подготовке к старту ракеты-носителя Восток-2М, за 2 часа 15 минут до взлета, произошел мощный взрыв. В непосредственной близости к ракете находились 141 человек, 48 из них погибли, еще 40 доставлены в больницы с ожогами различной степени тяжести.

По рассказам очевидцев, во время заправки ракеты перекисью водорода, произошла вспышка в третьей ступени, повлекшая взрыв. Спасательные и поисковые операции велись в течении трех дней.

1. «Катастрофа Неделина» (Байконур)
Лишь спустя 30 лет данные о катастрофе были рассекречены

24 октября 1960 года на космодроме «Байконур» произошла страшная трагедия – катастрофа с огромным количеством человеческих жертв. При подготовке к первому испытательному полету Р-16 (межконтинентальная баллистическая ракета), за 30 минут до старта, случился несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Разрушение баков и возгорание ракетного топлива привели к мощному пожару, жертвами которого стали 78 человек, в том числе и команда конструкторов. Среди погибших числился и главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии Неделин М. И.

Главная причина катастрофы – грубые нарушение правил техники безопасности при подготовке к старту. Желание приурочить пуск ракеты ко дню Великой Октябрьской социалистической революции повлекло за собой спешку. Ракета была совершенно не подготовлена к полету.
Что характерно для того периода, данные о катастрофе держались в строжайшем секрете. Первые упоминания в СМИ появились только спустя почти 30 лет - в 1989 году.