Кто и как управляет миром. Раскол «Земли и воли»


Общество «Чёрный Передел».

Этимология

«Чёрным переделом» назвалась система перераспределения земли в крестьянских общинах, другое название "коренной передел". В данном контексте само слово "передел" восходит не к глаголу "переделывать", а к "переделять", делить заново . Принцип чёрного передела заключался в разделе всей общинной земли на участки приблизительно сходного качества и в определении числа земельно-раздаточных единиц (в разных общинах они определялись по-разному: либо по числу мужчин-пахарей, либо по едокам, то есть всем членам семьи и т. д.). В результате передела каждая семья получала некоторое количество полос земли разного качества, возникала чересполосица. Чёрный передел совершался, как правило, далеко не ежегодно . (Сравни у В. Даля : Если крестьяне не сладят наделом земли, меряют шестом, чёрным делом (разделом) узкие полосы и раздают их по жребию. ).

В устах народников принцип черного передела распространялся на все сельскохозяйственные земли, то есть подразумевал и уничтожение помещичьего землевладения. Таким образом, механизм крестьянского хозяйствования стал революционным лозунгом .

Состав и история

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены "Чёрного передела" составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек . К «Чёрному переделу» принадлежали Плеханов , Аксельрод , Вера Засулич , Стефанович , Дейч , Буланов . Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован:

Правительственное сообщение . В ночь с 27 на 28 сего января петербургской полицией произведен был обыск в одном из домов на Васильевском острове. При обыске найдены: типографский станок с набором шрифта, большое количество оттиснутых экземпляров революционной газеты «Черный передел» несколько пудов шрифта, различные бланки для паспортов, поддельные виды на жительство и три револьера, из которых два оказались заряженными. Находящиеся в квартире лица арестованы. По выше изложенному преступлено к производству дознания. .

и переиздан за границей, 2-й - за границей, 3-й - в России, 4-й (последний) - за границей. Чёрнопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В часть чёрнопередельцев судилась в Санкт-Петербурге , многие были высланы в административном порядке в Сибирь . Организация фактически прекратила своё существование к концу 1881 года .

Впоследствии большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (см. РСДРП).

Идеи

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193 , безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами » в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Чернопередельцы, как рабочие волы, пошли упорной, но тихой поступью, вздирая новь для массовых посевов цельного и понятного крестьянам революционного мировоззрения.

- Анзимиров В. А. Крамольники: (Хроника из радикальных кружков семидесятых годов) . - Москва: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1907. - с 124.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный Передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный Передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

«Чёрный Передел» не перепечатан в сборнике революционной журналистики Базилевского и является библиографической редкостью; отрывки из № 1 приведены в книге В. Л. Бурцева «За сто лет» (Лондон, 1896).

См. также

Напишите отзыв о статье "Чёрный передел"

Ссылки

  • Водовозов В. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Примечания

Отрывок, характеризующий Чёрный передел

– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.

Черный передел

Кто такие народники?

Основная идея народников - это возвращение связи с народом, которая некогда была утрачена. Воплощением правды и мудрости представители данного течения видели простых русских людей. В народничестве господствовали два течения - революционное и либеральное.

Первые считали, что власть можно свергнуть только насильственным путём, а вторые поддерживали проведение реформ сверху. Но в 1870-е годы среди народников начали образовываться террористические группировки. Крупнейшим движением было "Земля и воля", выступающие в поддержку терроризма.

Меньшинство в лице "Чёрного передела" остались реформаторами и откололись от своих бывших союзников.

Идеи и методы борьбы "Чёрного передела"

Произошло это название от возможного передела земли между крестьянами уже после падения крепостного права. В отличие от своих больших братьев, сторонники "Чёрного передела" верили в мирные способы достижения связи с народом. Основой социалистического общества должна была стать крестьянская община, так как в ней социалистические порядки уже существуют. Имущество крупных собственников они предлагали принудительно отчуждать. Формируются в среде "Чёрного передела" и идеи о классовой борьбе, хотя выглядели они довольно абстрактно.

"Землю и волю" группировка решительно осуждала за теракты и считала такие методы борьбы неприемлемыми. Во многом она тяготела к идеям Бакунина. Идеологический кризис заметно разделил "Чёрный передел". Наиболее влиятельными членами "Чёрного передела" были Вера Засулич, Георгий Плеханов, Василий Игнатов.

В Женеве была создана группа "Освобождение труда", которая больше тяготела к марксизму. Бакунинцев народники теперь не поддерживали. Женевская группировка слонялась к поддержке буржуазно-демократической революции. Движущая её сила - горожане из буржуазии и пролетариат. А крестьянство здесь считали реакционной силой. Народники из социалистов-федералистов постепенно кренились к социал-демократам. Просуществовал "Чёрный передел" 4 года (1879-1883), пока не было создано "Освобождение труда".

Известные деятели

Лидером "Земли и воли" был Георгий Валентинович Плеханов. Вступив в организацию и руководя ею, он проникся идеями народников. Он же стал основателем "Освобождения труда". После убийства Александра II он осудил методы борьбы наиболее радикальных народовольцев. Так было создано объединение, которое пропагандировало классическое народничество с его хождением в народ, просвещением крестьян.

В 1880-х Плеханов эмигрировал в Женеву, где и создал "Освобождение труда". В Женеве Плеханов становится марксистом, а в Россию возвращается лишь в 1917 году. Через год он умер в Финляндии. Октябрьскую революцию Георгий Валентинович раскритиковал, считая Россию не готовой к социалистической революции. Более того, методы большевиков для прихода к власти не сильно отличались от радикальных народников. Изначально умеренные народники выбрали не самые актуальные цели, поэтому истинное народничество кануло в лету, о чём свидетельствуют и распад "Чёрного предела" и трансформация его преемников в марксизм.

Заметная роль в народническом движении периода революционной ситуации принадлежала организации «Черный передел». Ее деятельность вливалась в общий поток революционной борьбы, усиливая демократический лагерь. Организация «Черный передел» переживала период становления и сильно уступала по численности и влиянию «Народной воле». Чернопередельцы придерживались прежних народнических начал, у них отсутствовал принцип централизма и единой внутренней дисциплины, проявлялось небрежное отношение к конспирации. Все это серьезно затрудняло повседневную революционную работу, вызывало неудовлетворенность со стороны членов организации.

«Черный передел» представлял собой объединение кружков Петербурга, Москвы, Казани, Саратова, Самары, Киева, Харькова, Минска и других городов. Видную роль в организации играли такие революционеры, как Г.Б. Плеханов, М.Р. Попов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, А.П. Буланов, О.В. Аптекман и др. Чернопередельческие кружки действовали активно, но разрозненно. Основным направлением их работы была пропаганда среди рабочих. Начав с отрицания политической борьбы, чернопередельцы оказались фактически втянутыми в политику. В нелегальных изданиях они обличали бесправие народа, обращались с призывами к борьбе против существующего политического строя. Чернопередельцы стремились к серьезному изучению нужд и требований рабочего класса. В рабочих кружках они агитировали за сокращение рабочего дня, свободу слова, печати, союзов, собраний. Эти требования носили уже пролетарский характер.

Чернопередельцы придавали большое значение дезорганизации армии. С этой целью они стали искать пути революционной пропаганды в войсках. В отличие от народовольцев, они стремились воздействовать не на офицеров, а на солдатскую массу. Революционная работа среди солдат и матросов имела некоторые результаты, но создать свою организацию в армии чернопередельцам так и не удалось.

Реальная практика деятельности чернопередельцев заметно обгоняла их основные идейные установки, в которых главное место отводилось работе в деревне. Однако они не находили способов поднять крестьянство на революционную борьбу. На этой основе происходило стихийное изживание анархистских взглядов. На рубеже 1880–1881 гг. чернопередельцы пришли к окончательному признанию политической борьбы как единственного средства достижения социалистического идеала. Но при этом они категорически отрицали заговор и террор, отводя решающую роль народным массам. Важным достижением «Черного передела» было формирование осознанного вывода, что момент осуществления народных идеалов путем народной революции находится вне прямой зависимости от желаний партии. Это был шаг к признанию объективных законов развития. Не случайно, что чернопередельцы часто обращались к отдельным положениям К. Маркса, особенно в рабочем вопросе.

Как единая организация «Черный передел» прекратила свое существование в конце 1881 г. В период революционной ситуации чернопередельцы столкнулись с непреодолимыми противоречиями между взглядами бакунизма, которых они придерживались, и реальной практикой революционной борьбы. Возникший кризис мог быть преодолен только путем отказа от народнической идеологии.

Таким образом, движение народничества явилось важным фактором революционной ситуации. Поворот революционеров к политической борьбе способствовал развитию революционного кризиса. Их важной исторической заслугой было преодоление бакунистских иллюзий и выдвижение задачи свержения самодержавия.

Состав и история

Впоследствии громадное большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (см. РСДРП).

Идеи

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193 , безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой. Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный Передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный Передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

«Чёрный Передел» не перепечатан в сборнике революционной журналистики Базилевского и является библиографической редкостью; отрывки из № 1 приведены в книге В. Л. Бурцева «За сто лет» (Лондон, 1896).

См. также

Ссылки

  • Чёрный передел . Статья из Энциклопедического Словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Корш
  • Полидактилия

Смотреть что такое "Чёрный передел (организация)" в других словарях:

    Чёрный передел - I Чёрный передел («Чёрный передел»,) партия социалистов федералистов, революционная народническая организация в России начале 1880 х гг. Возникла в августе сентябре 1879 после раскола «Земли и воли» (См. Земля и воля). Название связано с… …

    Чёрный передел - Чёрный Передел тайное общество, связанное с одноимённым журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю, а крыло, оставшееся верным чисто… … Википедия

    Чёрный передел (партия) - «Чёрный передел», партия социалистов федералистов, революционная народническая организация в России начале 1880 х гг. Возникла в августе ‒ сентябре 1879 после раскола «Земли и воли». Название связано с распространённым среди крестьян слухом о… … Большая советская энциклопедия

    «Чёрный передел» - «Чёрный передел», революционная народническая организация. Зародилась летом 1879 в результате раскола «Земли и воли», оформилась в августе — сентябре 1879 в Петербурге на конспиративных совещаниях в Лесном. Основатели: Г. В. Плеханов,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ЧЁРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ - народническая организация, основана в 1879 в Петербурге. Возникла после раскола Земли и воли, сохранила её программу. Во главе Петербургский кружок (Г. В. Плеханов, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Е. Н. Ковальская и др … Русская история

    Чёрный передел - революционная народническая организация. Зародилась летом 1879 в результате раскола «Земли и воли», оформилась в августе сентябре 1879 в Петербурге на конспиративных совещаниях в Лесном. Основатели: Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Чёрный передел - I народническая организация в Санкт Петербурге в 1879 82. Возникла после раскола «Земли и воли», сохранила её программу: отрицание политической борьбы и террора, пропаганда среди рабочих. Центр Петербургский кружок (Г. В. Плеханов,… … Энциклопедический словарь

    Чёрный Передел - революционная народническая организация, возникшая в 1879 г, после раскола Земли и воли. Хотя некоторые руководители Ч. П. ранее были причастны к террористической деятельности (например, В. И. Засулич), в целом эта организация считала… … Террор и террористы

    Земля и воля - О газете см. Земля и Воля (газета). Земля и Воля тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года, с 1876 года по 1879 годы восстановившееся как народническая организация. Содержание 1 … Википедия

    Черный (цвет) - Чёрный Цветовые координаты RGB HEX #000000 (r, g, b) (0, 0, 0) (c, m, y, k) (0, 0, 0, 100 †) (h, s … Википедия

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела».


Вера Засулич

Чернопередельцы считали, что конституция в России могла бы обеспечить только торжество буржуазии. Впрочем, они не отрицали политическую борьбу полностью, а лишь ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы). К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.


Георгий Валентинович Плеханов

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К «Чёрному переделу» принадлежали такие известные в революционной среде личности как Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов.