Метод ассоциаций при изучении словарных слов. Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов


Появление метода звуковых ассоциаций связано с тем, что во всех языках мира встречаются слова, которые звучат одинаково, но при это имеют различное значение.

Метод запоминания правильного написания слов с помощью звуковых ассоциаций чаще всего востребован у учеников старших классов и взрослых. Этот способ помогает запомнить правописание слов любой сложности. Он напоминает на метод запоминания иностранных слов с помощью фонетических ассоциаций.

Что такое метод запоминания правописания слов с использованием звуковых ассоциаций?

Как показывает практика, даже взрослые люди с высшим образованием иногда затрудняются при написании грамматически трудных слов.

В этом нет ничего удивительного, в русском языке много словарных слов, а школьные годы довольно быстро стираются из памяти. Для наиболее длительного запоминания правильного написания применяется метод фонетических ассоциаций.

Что представляет собой этот способ, разберем на конкретном примере. Возьмем слово ВИНЕГРЕТ. Его грамотное написание часто вызывает вопросы. Для простоты запоминания разобьем одно слово на два созвучных: «вино» и «негр».

Потом составим из них короткий сюжет: «ВИНом НЕГР запивал винегрет». Желательно, чтобы сюжет был выразительным, запоминающимся.

Возьмем другое слово СТАДИОН. Для его запоминания можно использовать слова «стадо» и «дикий». Примерный сюжет: «СТАДо ДИких животных паслось на стадионе».

Такой подход оставляет в памяти четкую картинку, а вместе с ней запоминается и правописание.

Пошаговое применение методики звуковых ассоциаций

Разберем пошагово алгоритм запоминания правописания слова с помощью методики фонетических ассоциаций:

  1. Удостоверьтесь в том, что хотите запомнить именно правильный вариант написания слова и в том, что к нему абсолютно точно нельзя подобрать проверочные слова.
  2. Подберите созвучные слова таким образом, чтобы в них содержалась та часть, которая вызывает трудности при написании. В правильности написания таких слов не должно быть сомнений.
  3. Составьте простой и запоминающийся сюжет из созвучных слов. Он может быть любым: забавным, ярким, неординарным. Необычный сюжет всегда запоминается быстрее. Включите чувство юмора.
  4. Попробуйте применить методы оживления и соощущения. Постарайтесь «прочувствовать» сюжет. Представить его себе как можно более реальным. Это повысит эффективность запоминания, так как в процесс вовлекаются сразу несколько видов памяти: тактильная, слуховая, кинестетическая.
  5. Произнесите несколько раз вслух по буквам трудное слово и сюжет, который вы придумали для запоминания. При написании выделяйте проблемные части созвучных слов. Взаимодействие зрительной и слуховой памяти помогут быстрее запомнить проблемное слово.

Здравствуйте, дорогие родители и учителя! Не так давно я предоставила вам и пообещала рассказать вам, как организовать работу со словарными словами, чтобы запоминание словарных слов происходило легко и надолго. Вот, выполняю свое обещание.

Вкратце: мы будем рассматривать методику, уже проверенную на практике в школе и показавшую свои высокие результаты. Освещены такие вопросы: как запомнить словарные слова с помощью ассоциаций, изображая словарные слова в картинках, а также как правильно организовать диктант со словарными словами, основываясь на нижеизложенной методике.

Освоив данную методику работы со словарными словами и применяя ее на практике, вы также добъетесь высоких результатов от ваших детей (учеников).

И дети сами перестанут гадать, как выучить словарные слова без зубрежки!

Методика работы со словарными словами от А до Я (основана на методе ассоциаций)

1. Введение нового словарного слова

На доске пишем новое слово. Задаем вопрос:

— В каких местах можно допустить ошибку?

По ответам детей подчеркиваются проблемные места в слове.

Выстраиваем ассоциацию, связанную с самим словом и с орфограммой в нем.

Делаем рисунок данной ассоциации.

Выводим правило.

Пример обсуждения словарного слова:

— Где можно допустить ошибку?

— Можно написать КОСМА С.

Подчеркиваем вторую букву О.

— Что есть в космосе, похожее на букву О?

— Планеты, они круглые.

— Сколько у нас в слове таких букв?

— Вот и нарисуем две планеты!

Дети рисуют в тетрадях у себя этот рисунок. Учитель (или дежурный) делает большую картинку, которая пригодится еще во время проведения диктантов со словарными словами.

— Давайте выведем правило.

Правило: Космос — две планеты.

2. Диктант со словарными словами

Словарные диктанты проводят в три этапа:

1 этап: Диктант с озвученным вслух правилом

Во время диктовки называется слово, показывается рисунок ассоциации словарного слова и озвучивается вслух правило, выведенное ранее.

2 этап: Немой словарный диктант

Во время диктовки называются слово и молча показываются словарные слова в картинках-ассоциациях.

3 этап: Обычный словарный диктант

Итак, надеюсь, что сама методика работы со словарными словами оказалась вам более чем понятна. А в качестве бонуса к данной статье я расскажу вам о некоторых ассоциациях, построенных учениками на основе словарных слов 3-го класса, и покажу на основе данных ассоциаций словарные слова в картинках. Используйте их либо придумывайте другие ассоциации. Главное: чтобы в результате запоминание словарных слов происходило легко!

Словарные слова: ассоциации и картинки

ЗДОРО ВЫЙ

Ассоциация и картинка: в слове спряталось здоровое (огромное) буквосочетание ОРО — рисуем на весь лист.

О ГУРЕЦ

Ассоциация и картинка: буква О похожа на огурчик. Огурец ровный и у него нет таких отростков, как у буквы А.

МО РО З

Ассоциация и картинка: без мороза нет снежинок, а снежинки похожи по форме на букву О. Две буквы О — две снежинки.

ЗАВТ РА К

Ассоциация и картинка: На завтрак едят крендель (который похож на букву В) с чаем (который в английском языке начинается на букву Т). А особо знатные люди на руси ели на завтрак РАКов.

КО НФЕТА

Ассоциация и картинка: Чупа-Чупс похож на букву О.

ПРАЗДН ИК

Ассоциация и картинка: Праздник — это день, в который дарят подарки, поэтому рисуем подарок (дар). Сочетание ДН звучит, когда мы произносим: с ДНем рожденья!

ИЗВИ НИ

Ассоциация и картинка: это слово, как и все вежливые слова, волшебное. Поэтому надо нарисовать три волшебные буквы И.

МЕ ТРО

Ассоциация и картинка: в слове метро спряталось слово МЕТР.

БО ТИНОК

Ассоциация и картинка: Кто-то носит ботинки, а кто-то сапоги. Сапог по другому называют БОТ.

ПА ЛЬТО

Ассоциация и картинка: здесь было сложно детям придумать, поэтому оставили большую красную букву А. (Совет: связывать ассоциации словарных слов просто с отдельными буквами надо редко, чтобы дети не запутались в таких ассоциациях!)

ЗВЕ НЕ ТЬ

Ассоциация и картинка: Две буквы-подружки Е звенят в колокольчик.

ХОКК ЕЙ

Ассоциация и картинка: В хоккее 2 К оманды, поэтому рисуем 2-х хоккеистов.

АЛЛ ЕЯ

Ассоциация и картинка: Аллея — это ряд деревьев. Так как две буквы Л, рисуем два дерева, а перед ними — начало аллеи — начало алфавита — букву А.

БАСС ЕЙН

Ассоциация и картинка: а) Найдите два слова, которые спрятались в слове БАССЕЙН: ба с, сей; б) две буквы С — две волны на воде.

ПО СУДА

Ассоциация и картинка: Назовите посуду, похожую на О. (Тарелка)

КО РЗИ НА

Ассоциация: Какое женское имя спряталось с слове? (Зина). Шли мы за грибами и увидели Зину. Мы не ожидали ее увидеть, поэтому очень удивились: Ооооооооо, Зина!

Что же, я постаралась как можно более подробно изложить всю методику работы со словарными словами. Надеюсь, что проделанная работа пригодится и вам. Пусть ваших учеников не мучает более вопрос, как запомнить словарные слова. Желаю вам успехов в работе с детьми!

Я думаю, что Елена вас еще не раз порадует своими разработками. Не пропустите!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


И моя благодарность останется с вами!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Запоминание словарных слов методом ассоциаций Учитель: Деркач С. В.

Цель исследования: выяснить, как лучше и быстрее запомнить написание слов, не подчиняющихся правилам орфографии.

Проблема Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?

Проблемные вопросы Учёные о памяти человека Что такое «эйдетика»? Методика ассоциативного запоминания Экспериментальное исследование Практические рекомендации и выводы

Ученые о памяти Память – способность нервной системы (головного мозга) воспринимать окружающую действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить её.

Что такое эйдетика? Эйдос (греч.) – «образ» Эйдетизм- разновидность образной памяти.

Школа эйдетики занимается по оригинальной научной методике, разработанной учёными- психологами и апробированной на практике. Эта школа предлагает простые и оригинальные приёмы, основанные на фантазии, воображении, которые превращают запоминание словарных слов в увлекательное занятие.

Метод графических ассоциаций При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Звуковые (фонетические) ассоциации Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. завт рак На завтрак рак и

Комбинированный метод Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв

Методика ассоциативного запоминания словарных слов Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. Цель: научить правильно писать словарные слова. Средство: использование метода ярких ассоциаций. Суть метода: трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика- не догма, а источник творчества

Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по: Цвету ин е й- сн е г, б е лый Форме к о рзина- овальная Месту з а вод- труб а Звучанию э стафета- « Э й!» Действию ст а кан- ст а влю Назначению к а пуста- з а яц Материалу г а зета- бум а га Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Экспериментальные исследования

Практические рекомендации и выводы Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов. Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы. Самое главное, дети стали хорошо учиться.

Ассоциативный метод имеет ряд ограничений: Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнку Нельзя перегружать ассоциациями память

Используемая литература Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе.- М.: Владос, 1992.- 218 с. Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык- 1 класс» Матюгин И.Ю. Как запоминать слова- Д.: Сталкер, 1997.- 448 с. Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую память-Д.: Сталкер, 2003. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов- Р-на-Д.: Феникс, 2002.


Разделы: Начальная школа

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий
о судьбах моей родины - ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя - как не впасть в отчаяние
при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык
не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Проблема грамотного письма особенно актуальна в наши дни, так как в последнее время грамотность и вообще владение родным языком стали уделом узкого круга специалистов. Резко упал уровень грамотности не только населения в целом, но и очень снизилось качество газет, журналов, издаваемых книг. Орфографические и пунктуационные ошибки стали привычными явлениями, хотя для любого интеллигентного человека начала столетия странным показался бы вопрос, должен ли врач, артист, инженер и т.д. быть грамотным. Ведь давно известно, что язык - это зеркало и социальных, и нравственных процессов, происходящих в обществе.

Обычно написание слов подчиняется определенным правилам. Но есть слова, к которым правил нет, и их надо просто запоминать. Это так называемые словарные слова.

В начальной прогимназии по программе РО мы должны запомнить около 500 слов. Как видим, слов очень много и много бывает ошибок при их написании. Причина многочисленных трудностей в работе с этими словами состоит, наверное, в том, что мы не используем рациональные способы их запоминания.

Над проблемой быстрого запоминания словарных слов мы начали работать в третьем классе. Выяснили, что запомнить правописание словарных слов, можно не только заучивая и записывая их несколько раз, но и другими способами: по этимологии и ассоциации.

Этимологический способ запоминания словарных слов

...Дремлет чуткий камыш. Тишь
- безлюдье вокруг. Чуть приметна
тропинка росистая...

Эти чарующие строки в любое время года оживляют в памяти прекрасное русское утро на берегу озера или реки. Слова так и льются, нанизываясь одно на другое, и становится радостно от воображаемой тишины, воспоминаний о легкой луговой тропке среди сочной травы.... И мало кто задумывается над тем, что слова ЧУТКИЙ и ЧУТЬ - родственники, что они “выросли” в одной “семье” со словами ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, СОЧУВСТВИЕ, ОЧУТИТЬСЯ. Тем более удивительным

покажется факт, что слова эти в родстве с латинским глаголом caveo “осматриваться, быть настороже, опасаться”. Доказать существование в прошлом связей между словами, раскрыть их большие и маленькие тайны помогает очень серьезная, очень интересная и чрезвычайно сложная наука - этимология. Она может помочь нам не только значение слова, но и его правописание, может рассказать не только о его рождении, но и о скитаниях в разных языках и о способах воздействия на него каждого чужого языка.

КОРИДОР и ДИРЕКТОР, АЛЬБОМ и КАРАНДАШ - откуда они пришли, почему их следует писать так, а не иначе? Этимология поможет решить нам эти вопросы. Однако для выяснения орфограммы не всегда возникает необходимость прослеживать все стадии, пройденные словом. Иногда достаточно узнать форму из языка - источника или соответствующие образования из близкородственных языка.

В данной работе мы попытались объяснить и обосновать правописание некоторых словарных слов с помощью этимологии.

В этом нам помог учебник В.В. Репкина “Русский язык, 2 класс” (программа развивающего обучения). В тексте “Бывшие родственники” изложено, что слово столица чем-то похоже на слово стол? И это не случайно. Когда-то эти слова были близкими родственниками.

В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом или просто столицей.

Теперь никто не считает эти слова родственными. Когда говорят о столе, не вспоминают никаких правителей. Стол - это просто мебель. А столица - это главный город страны. Совсем разные слова.

А все же полезно помнить об их былом родстве. Сразу понятно, что у слов своя долгая и интересная жизнь. Да и букву А в слове столица, пожалуй, не напишешь. (Приложение.1.)

Ассоциативный способ запоминания словарных слов

Мы считаем, что этот способ доступный всем, ведь историю возникновения слова нужно выяснять по этимологическим словарям.

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим способом, действуйте так:

1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

/ Например: Берёза

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает
трудности(сомнение) при написании.

Например: бе. - ре - за

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив размером
сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., б_е..

4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом,
записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл.слово Ас. образ * береза

По цвету _бЕлая..

*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать

По форме как буква _Е..

Результат: б Е .реза – б Е .лая, - гр Е. бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом
(рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую и
сомнительную орфограмму.

Вот несколько примеров:

гАзета - бумАга

зАвод - трубА

йнЕй - бЕлый, снЕг кАпуста - зА"яц

кАрАндаш - грАнь, бумАга

Работая над темой, мы нашли рациональные способы запоминания словарных слов. Надеемся, работа поможет вам, не надо будет долго и нудно заучивать каждое слово. Просто примени свою фантазию, и слово останется в памяти навсегда. Сделайте уроки русского языка интересными, получайте радость открытия.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ!

Литература.

  1. Канакина В.П. “Работа над трудными словами”, Москва, “Просвещение”, 1994 г.
  2. Ольгович СИ. “Этимология и орфография”, Томск, “Пеленг”, 1996 г.
  3. Попова Т. “Слово о словарном слове”.
  4. Репкин В.В. “Русский язык”, 2 класс, Томск, “Пеленг”, 1997 г.
  5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. “Этимологический словарь русского языка”, Москва, “Прозерпина”, 1994 г.

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Никто не будет отрицать, что начальная школа - важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее…

Учителя-методисты предлагают свое решение проблемы грамотного написания словарных слов. Разработанная методика запоминания этих слов практически апробирована, дала положительные результаты и активно используется педагогами в нескольких городах России.

Методика запоминания словарных слов.

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить правильно писать словарные слова.

Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика:

1. Записать словарное слово (сл. слово) и поставить ударение.

Например: береза.

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: Бе, бе.

4. Найти ассоциативный образ (ас. образ), связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу.

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком

Ассоциативная связь может быть по:

  • - цвету;
  • - форме;
  • - действию;
  • - материалу;
  • - количеству;
  • - месту расположения;
  • - звучанию;
  • - вкусу;
  • - назначению;
  • - и т.д.
  • б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:


5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Внимание! НЕ навязывать ученику своей ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

  • - Аналогично показать классу разбор 3-5 словарных слов.
  • - Произвести совместный разбор 3-5 новых словарных слов.

Цель: выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

  • - Для проверки дать еще 2 слова.
  • - Дать самостоятельную работу (одно несложное словарное слово) с последующим обсуждением каждой версии.
  • - Дать домашнее задание. Составить авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами.
  • - Текстовая проверка. (Количество словарных слов определяет учитель)

Внимание! Подробность шагов сделана с целью «не потерять» кого-нибудь из учеников. После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг». Методика - не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета - бумАга

дИректОр - крИк, рОт

зАвод - труБа

инЕй - бЕлый, снЕг

кАпуста - зАяц

кАрандаш - грАнь, бумАга

кАрман - дырА

кОнцерт - нОта, дО, хОр

кОрабль - вОлны, бОцман, кОк

лАдонь - лАпа

мАшина - шинА