Преступление против государственной власти: понятие, виды, характеристика. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти Уголовно правовая характеристика преступлений против государственной власти


Преступление против общегосударственной власти, а также правонарушение против интересов общегосударственной службы или отрасли органов регионального самоуправления - это опасные действия (или бездействия). Они совершаются госслужащими, которые не являются официальными лицами, представителями государственной власти, прочими должностными лицами или другими служащими, наперерез интересам службы, благодаря положению, которое они занимают по долгу службы. Такие действия или бездействия наносят вред нормальной утвержденной работе органов власти, а также кругу интересов национальной службы или органам местной власти. Они могут содержать угрозу нанесения подобного вреда.

Разновидности преступлений

В Особой части уголовного законодательства предусмотрено около 255 видов разных преступлений. Среди них принято выделять шесть основных групп правонарушений:

  • против личности;
  • военные правонарушения;
  • против безопасности общества;
  • против общегосударственной власти;
  • в области экономики;
  • против мира и защищенности человечества.

Характеристика преступления против правительственной власти предусматривается не уголовным кодексом, а теорией криминального права.

Отличительные признаки

Преступления против государственной власти и государственной службы имеют отличительные признаки:

  • Деяния совершаются отдельными субъектами. Исключение - предоставление взятки. Субъект в такой ситуации общий.
  • Преступление возможно совершить благодаря тому, что субъект занимает выгодное служебное положение или использует собственные служебные полномочия.
  • Деяния содержат угрозу для органов районного самоуправления, а также покушаются на нормальную работу органов управления и государственной власти.

Виды преступлений

Преступления делятся на определенные группы, каждая из которых попадает под статью уголовного законодательства России.

Виды преступлений против государственной власти:

  • превышение должностных возможностей (ст. 286);
  • злоупотребление официальными полномочиями (ст. 285);
  • внесение в государственные реестры очевидно недостоверных сведений (ст. 285.3);
  • нецелевое потребление бюджетных средств (ст. 285.1);
  • нецелевое растрачивание денег государственных небюджетных фондов (ст. 285 часть 2);
  • присвоение прав официального лица (ст. 288);
  • неисполнение сотрудником органов внутренних дел указов (ст. 286.1);
  • отказ в подаче информации Федеральному Собранию, отказ в предоставлении данных Счетной палате (ст. 287);
  • незаконная деятельность в предпринимательстве (ст. 289);
  • дача взятки (ст. 291);
  • получение взятки (ст. 290);
  • посредничество в вопросах взяточничества (ст. 291.1);
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2);
  • служебный обман ;
  • противозаконная выдача паспорта гражданина РФ, а в равной мере внесение очевидно ложных сведений в бумаги, повлекшее беззаконное приобретение подданства Российской Федерации (ст. 292.1);
  • безответственность (халатность) (ст. 293).

Субъект преступления

В большинстве преступлений субъектом может выступать только должностное лицо.

Должностными считаются лица, которые временно, постоянно или по специальным полномочиям выполняют административно-хозяйственные обязанности, организационно-распорядительные обязанности в государственных структурах, в органах районного самоуправления, городских учреждениях, выполняют обязанности в Вооруженных Силах России, прочих войсках и воинских формированиях.

Лицо, которое временно исполняет обязанности, предусмотренные конкретной должностью, могут признать субъектом преступления в том случае, если обязанности были возложены на лицо в порядке, установленном законом.

Понятие функций

Для того чтобы понять, что такое преступление против государственной власти, нужно разобраться с понятиями функций, которые выполняет официальное лицо.

Организационно-распорядительные функции - это функции, содержащие в себе руководство коллективом, подбор и постановку кадров, организацию службы или труда подчиненных, применение поощрительных мер или наложение дисциплинарных наказаний, поддержание дисциплины.

Административно-хозяйственными называют функции, к которым относятся полномочия по распоряжению и управлению имуществом, а также денежными средствами, которые находятся на балансе, а также на банковских счетах, которые есть у организаций либо учреждений, а также подразделений и воинских частей. Также сюда попадают другие действия: решения по начислению заработной платы, премий, контроль за передвижением материальных ценностей, установление порядка, в котором хранятся материальные ценности.

Объект преступления

Преступление против государственной власти предполагает также наличие объекта. Понятие преступления против государственной власти подразумевает, что объектом становится регламентированная правовыми актами нормальная работа государственных органов, муниципальных и государственных учреждений, ОМСУ, ВС РФ, различных армейских формирований России и других родов войск.

Непосредственным объектом воздействия являются законные права, законные интересы граждан и организаций. Также сюда относятся интересы общества, различные интересы государства, которые охраняются законом.

В данных должностных преступлениях объективная сторона подразумевает наличие признаков, являющихся обязательными:

  • Совершение перечисленных деяний наперерез интересам службы. Соответствующие деяния идут не только наперерез прямому предназначению органа, но также и противоречат полномочиям, которыми было наделено должностное лицо.
  • Наличие причинно-следственной зависимости между тем, что совершило лицо, и последствиями действия или бездействия.

Разница между служащими

Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов страны предусматривает несение наказания, степень которого меняется в зависимости от того, какое лицо совершило деяние.

Понятие официального лица уже, чем понятие муниципального или государственного служащего.

Гражданин, который выполняет обязанности, возложенные на него, за определенное вознаграждение, которое выплачивается из средств субъекта РФ или бюджета РФ, называется государственным служащим.

Человек, выполняющий обязанности, возложенные на него, за вознаграждение, которое выплачивается из средств органов регионального самоуправления, называется муниципальным служащим.

Отсюда только и остается сделать вывод, что не любой служащий является должностным лицом, однако любое официальное лицо будет являться государственным или же муниципальным служащим.

Те служащие, которые не занимают официальных позиций, будут нести ответственность по главе 30 УК (в частности, ст. 288, а также ст. 292).

Серьезность преступления

Государство отвечает за то, чтобы жизнь людей в социуме и сформированном обществе была организована и комфортна. Те, кто совершает преступление против государственной власти, караются весьма строго.

Особо опасными считаются:

  • возбуждение национальной вражды, а также разжигание религиозной вражды;
  • шпионаж;
  • диверсия, разглашение национальной тайны.

То, насколько эффективна будет государственная власть, во многом зависит от слаженности работы государственных служащих, а также от их добросовестности. Государство не должно и не будет мириться со взяточничеством, злоупотреблением должностным положением со стороны лиц, занимающих ответственные посты в органах власти.

Наказание

Преступления против государственной власти УК наказывает без поблажек.

Например, превышение официальных полномочий:

  • Если деяние повлекло нарушение законных интересов или прав граждан или организации, также любых охраняемых интересов государства или общества, и совершено из корыстных побуждений или иной персональной заинтересованности. В таком случае наказание предполагает штраф от 80 000 руб. Эта сумма может быть заменена на любой доход гражданина за период до полугода. Решением суда может быть запрещено занимать должности конкретного уровня или вида или же заниматься конкретной деятельностью. Срок такого наказания может быть до 5 лет. Также может быть взыскание в виде принудительной работы до четырех лет. Заменить это наказание можно арестом от четырех до шести месяцев. Самым строгим является наказание, подразумевающее лишение свободы до 4 лет.
  • Такое же деяние, но содеянное лицом, занимающим государственный пост или являющимся главой органа самоуправления, наказывается или штрафом, который будет равен размеру з/п или дохода за срок от 1 до 2 лет, или суммой от 100 000 до 300 000 руб. Также могут применяться принудительные работы. Вменяться такие работы могут на период до пяти лет. Лицо может быть лишено права деятельности. Также применяется лишение свободы на период от 7 лет.

Наказание за получение взятки

Преступление против государственной власти, пример которого можно увидеть каждый день в новостях, - дача или получение взятки. За взятку наказание предполагает штраф и/или лишение свободы.

Многочисленные виды преступлений против государственной власти имеют четкое разграничение по мерам ответственности и наказания.

В случае, когда уполномоченное лицо, иностранное официальное лицо или официальное лицо публичной транснациональной организации получает через посредника или лично взятку в виде суммы денег, ценных документов, имущества в виде незаконных услуг или услуг, носящих имущественный характер в пользу того, кто дает взятку, оно подлежит наказанию в виде штрафа. Размер штрафа колеблется от 1 млн руб. Также штраф может быть равен объему заработной платы за период времени до 2 лет или же в размере, равном 10-50-кратному размеру взятки. При этом предполагается лишение права трудоустраиваться на конкретное место и заниматься некой деятельностью (ограничивающий срок - до трех лет). Наказание может быть представлено исправительными работами на срок от одного до двух лет. Лицо лишается права трудоустраиваться на конкретные позиции и заниматься некоторой деятельностью на срок времени до 3 лет. Назначаются определенные принудительные работы на период до 5 лет. Предусматривается лишение возможности занимать должности или выполнять определенную работу на период до 3 лет. Также возможно лишение свободы на период до 3 лет с налагаемым штрафом. Размер штрафа может быть равен десятикратной или двадцатикратной сумме взятки.

Наказание за нецелевое использование бюджета

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде расходования государственных средств подразумевают разную степень наказания.

Расходование бюджетных денег на цели, не соответствующие условиям, в которых их получили с получением подписи, сметы, основания для расходования средств, уведомлением об ассигнованиях со стороны бюджета, которое совершено в особенно крупном размере, наказывается штрафом.

Размер штрафа составляет от 100 000 до 300 000 руб. или равен размеру заработной платы или другой прибыли за период времени от 1 года и до 2 лет. Также может быть применено наказание в виде принудительных работ. Период проведения подобных работ - до двух лет. При этом лицо лишается прав занимать конкретные посты или же вести определенную деятельность. Период запрета может быть равен сроку до трех лет. Кроме того, может вменяться лишение свободы периодом до двух лет с запретом трудоустраиваться на определенные должности или выполнять определенную деятельность на период времени до 3 лет.

Против государственной власти предусматривают наличие ответственности для группы лиц, которые совершили незаконное деяние.

За нецелевое применение бюджетных средств группой лиц по предварительной договоренности (сговору) или при совершении кражи в особенно крупном размере наказанием будет штраф. Его размер может составлять от 200 000 до 500 000 руб. Размер штрафа может быть приравнен к размеру оплаты труда или любого другого дохода. Период времени, за который изымается сумма, составляет 1-3 года. Также могут применяться принудительные работы периодом до 5 лет с дополнительным правом занимать отдельные должности или выполнять какую-то деятельность на период времени до 3 лет. Может быть применено лишение свободы на период до 5 лет с лишением права трудоустраиваться на некоторые посты или заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Крупным размером для преступления против государственной власти, интересов службы признается сумма средств из бюджета, которая превышает один миллион пятьсот тысяч рублей (1 500 000 руб.). Особо крупным признается размер в семь миллионов пятьсот тысяч (7 500 000 руб.).

Внесение недостоверных сведений

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в виде подачи в единые государственные реестры заведомо неверных сведений (согласно ст. 285 УК) характеризуются:

  • внесением в реестр сведений, о недостоверности которых известно заранее;
  • осуществлением подлога документов, которые выступили основанием для записи в реестре;
  • подлогом документов, в результате чего внесены изменения в реестры;
  • ликвидированием документов, которые являлись основанием для осуществления записи в государственный реестр, особенно если хранение документов обязательно и предусмотрено законом;
  • уничтожение документов, которые были основанием для изменений в реестрах.

Соотнесение наказания с преступлением

Большинство представителей власти согласны с мыслью, в которой утверждается, что степень наказания должна зависеть не только от тяжести преступления. Вменяемое наказание должно исходить из того, что прописано в законодательстве. Для обеспечения правильной и соответствующей законной базы необходимо в законе прописывать наиболее жесткие наказания.

А также ответственность самих сотрудников будет способствовать искоренению такого понятия, как преступление против государственной власти.

Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" УК РФ. Содержащиеся в этой главе статьи предусматривают уголовную ответственность за так называемые должностные преступления или связанные с ними деяния. Они отличаются прежде всего своеобразием объекта преступного посягательства и спецификой его субъекта.

Объектом должностных преступлений является предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Эта деятельность основывается на общественных отношениях, определяющих цели, задачи, содержание государственной и муниципальной службы. Эти общественные (правовые) отношения предполагают законное, справедливое, эффективное осуществление государственной (муниципальной) службы. Ее представители должны действовать в соответствии с интересами личности, общества, государства. Именно существенное нарушение этих интересов*(63) определяет общественную опасность рассматриваемых преступлений.

Непосредственным объектом должностного преступления являются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Отличительная черта этих преступлений заключается в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление подрывает не только их авторитет в обществе, но и уверенность граждан в защищенности их прав и законных интересов.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений связана с использованием должностным лицом предоставленных ему полномочий вопреки интересам службы. Ряд статей рассматриваемой главы прямо предусматривают последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285-287, 293 УК РФ). Другие составы преступлений, предусмотренные рассматриваемой главой УК РФ в неявном виде, также исходят из наличия последствий в виде существенного вреда, например ст. 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности" указывает на последствия в виде предоставления незаконных льгот, преимуществ, покровительства и т.д.; ст. 292 "Служебный подлог" указывает на внесение в документ заведомо ложных сведений или иное искажение их действительного содержания. Таким образом, объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, но и с теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.


Глава 30 УК РФ характеризуется в целом материальным содержанием ее составов. В то же время в каждом конкретном случае предполагается установить, какие именно права и обязанности государственного (муниципального) служащего использованы вопреки интересам службы, каким актом и в каком порядке служащий ими наделен.

Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными, но объединяет их то, что они находятся в противоречии с интересами службы.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется наличием умысла (прямого или косвенного) либо наличием двух форм вины: умышленной применительно к деянию и неосторожной применительно к преступным последствиям.

Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, могут быть: а) должностные лица, а в предусмотренных законом случаях - иные государственные служащие; б) должностные лица, в предусмотренных законом случаях - иные служащие органов местного самоуправления; в) лица, не входящие в этот перечень, если соответствующий состав предусматривает их ответственность наряду с ответственностью государственных или муниципальных должностных лиц (речь идет, в частности, о ст. 290, 291 УК РФ).

Данная характеристика субъектов преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, требует некоторых пояснений, вытекающих из Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации"*(64), а также примечаний к ст. 201, 285, 318 УК РФ.

Основным специальным субъектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, является должностное лицо. Не случайно рассматриваемые деяния называют должностными преступлениями. Должностное лицо - это государственный или муниципальный служащий, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в войсках и иных воинских формированиях (независимо от ведомственной подчиненности) Российской Федерации.

Таким образом, понятие должностного лица - более узкое, нежели понятие государственного или муниципального служащего (служащего государственного или муниципального аппарата). Государственный служащий - это гражданин, исполняющий возложенные на него обязанности за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета Российской Федерации или ее субъекта. Соответственно муниципальный служащий - это лицо, выполняющее возложенные на него обязанности за вознаграждение из средств бюджета органа местного самоуправления.

Любое должностное лицо является государственным или муниципальным служащим, но не любой такой служащий может рассматриваться как должностное лицо. Служащие, не являющиеся должностными лицами, несут ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, только в случае прямого указания на это в соответствующих составах, например ст. 288, 292. Должностные же лица могут нести ответственность по любой статье рассматриваемой главы. Конечно, "просто" служащие могут являться соучастниками (пособниками), но исполнителями преступлений, предусмотренных ст. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ, могут быть только должностные лица.

Представитель власти - это лицо, наделенное распорядительными функциями в отношении физических и юридических лиц независимо от их служебной подчиненности. Например, работник милиции вправе предложить любому нарушителю прекратить противоправные действия, а в случае отказа применить предусмотренные законом меры. Представителями власти являются, в частности, депутаты Федерального Собрания, представительных органов субъектов Федерации, члены Правительства, судьи, прокуроры, следователи, судебные исполнители, оперативные работники правоохранительных органов, инспекторы контролирующих органов и т.д.

Управленческие функции как признак должностного лица связаны с руководством деятельностью государственного (муниципального) органа, учреждения, воинской части или учреждения подразделений и служб и т.д. Управленческими являются и функции по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом. Речь идет о руководителях хозяйственных и финансовых подразделений, служб, выделенных органов и учреждений, о которых только что говорилось.

Должностными лицами и иными служащими, несущими ответственность за преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, являются только служащие государственных (муниципальных) органов, учреждений, а также войск и воинских формирований. Лица же работающие в коммерческих и некоммерческих хозяйствующих организациях и предприятиях, в том числе государственной, муниципальной или смешанной форм собственности, несут в аналогичных случаях ответственность по статьям гл. 23 УК РФ.

В статьях 285-287 и 290 УК РФ применительно к должностным лицам выделяется в свою очередь более узкое понятие "лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, а также главы органов местного самоуправления". К лицам, занимающим государственные должности в смысле гл. 30 УК РФ, относятся президент страны, председатели палат Федерального Собрания РФ, председатель Правительства, его заместители и министры, должностные лица различных рангов на уровне субъектов Федерации и т.д. Их перечень включен в ст. 1 Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации" и выделен в категорию "А".

Действующее уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дачу взятки (ст. 291 УК), служебный подлог (ст. 292 УК), халатность (ст. 293 УК).

Названные девять составов преступлений в совокупности и образуют главу тридцатую «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Можно дать следующее определение понятия данной группы составов преступлений. Это совокупность уголовно-правовых норм, описывающих деяния лиц, совершенные с использованием прав и обязанностей, образующих служебный статус, и существенно нарушающие права и законные интересы граждан, организаций либо интересы общества или государства.

Видовым объектом рассматриваемой группы составов преступлений чаще всего называют «совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и исполнения» . На наш взгляд, употребление при описании объекта слов «нормальная» и «законная» деятельность едва ли удачно. Слово «нормальная» имеет главным образом субъективное содержание. И то, что для одного человека нормально, для другого может быть далеко не нормально. Объект же преступления, как известно, категория не субъективная, а объективная. Одно это обстоятельство ставит под сомнение признание объектом рассматриваемой группы преступлений нормальную деятельность соответствующих органов.

Неточно и употребление фразы «законная деятельность». Деятельность должностных лиц, государственных служащих не всегда основывается на законе. Она может строиться на постановлениях, решениях соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, приказах и распоряжениях, в том числе и устных, должностных лиц.

Объектом составов должностных преступлений, по нашему мнению (оно не противоречит законодательной и судебной практике), выступают общественные отношения, обеспечивающие решение задач, стоящих перед соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. В основе этих задач лежат два принципиальных положения. Это государственный авторитет, которым изначально обладает любая государственная структура, и неподкупность должностных лиц, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Выполнение лицом любой задачи, стоящей перед государственным или муниципальным органом, связано с укреплением государственного авторитета. В то же время деятельность по реализации задач государственного авторитета, осуществляемая на коррупционной основе, разрушает государственный авторитет.

Представленное понимание объекта объясняется следующим образом. Всякий государственный орган, орган местного самоуправления создается для решения строго определенных задач. Под эти задачи формируется соответствующая номенклатура должностей, определяются права и обязанности каждой должности, оплата и т.д. То есть задачи выступают своеобразным стержнем, вокруг которого формируется государственная власть, органы местного самоуправления. Задачи, стоящие перед соответствующими структурами, как правило, наполнены конкретным содержанием, объективны. Это позволяет в каждом конкретном случае при производстве дознания, расследования или судебного рассмотрения уголовного дела точно установить, в какой части то или иное должностное лицо, служащие использовали свой статус для обеспечения задач органа, организации, представителями которого они выступают.

Характеризуя объект должностных преступлений, следует подчеркнуть, что во всех случаях речь идет об органах государственных: законодательных, исполнительных, судебных, а также иных органах, которые непосредственно не являются законодательными, исполнительными или судебными, но формируются так или иначе вышеперечисленными ветвями власти. В частности, учредитель «Российской газеты» – Правительство Российской Федерации. Иная ситуация с газетой «Известия». Это не государственный орган. Она образована частной компанией, и, несмотря на свою значимость, непосредственно органами государственной власти не управляется.

Несколько сложнее ситуация на этот счет в случаях, когда соответствующая структура образована в определенной части органами государственной власти, а в другой части – какими-то, скажем, частными структурами. И, соответственно, управляется она и теми и другими органами. Возникает вопрос, является ли образованная струк-тура государственной или относится к структуре частной? Этот вопрос законом не регламентирован. Вместе с тем ориентир для его решения можно найти в постановлении Пленума Верховного Суда России «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» от 25 апреля 1995 г., где отмечается, что «имущество различных юридических лиц, в уставной капитал которых входят государственные средства, не может рассматриваться как государственное» .

Чем объясняется положение, что должностные преступления могут совершаться лицами, занимающими определенное служебное положение в государственных органах, а не в органах вообще? Ответ очевиден: только государство посредством своих органов и соответствующих должностных лиц, представляющих эти органы, берет на себя обязанность обеспечивать права, свободы личности, законные интересы всех государственных и негосударственных органов. Все иные структуры, не являющиеся государственными, не несут на себе обозначенные обязанности. Они руководствуются своими «собственными» интересами, которые могут совпадать с государственными.

Кроме государственных органов, обязанности по обеспечению интересов личности, общества и государства несут и органы местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления». Конституция России определяет в ст. 132, что «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану обществен-ного порядка, а также решают иные вопросы местного назначения».

Представленные нормы Конституции России показывают, что органы местного самоуправления отражают интересы органов государственной власти, и в этом смысле должностные лица органов местного самоуправления, так же как и должностные лица органов государственной власти, реализуя задачи структур, представителями которых они выступают, так или иначе обеспечивают интересы личности, общества, государства.

Непосредственным объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выступают общественные отношения, обеспечивающие решение задач, стоящих перед соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, основывающихся на государственном авторитете, неподкупности должностных лиц, реализующих соответствующие задачи, в той части, в какой им (общественным отношениям) причинен ущерб лицом, конкретно совершившим должностное преступление. Скажем, главный бухгалтер распорядился передать целевые денежные средства, предназначенные для выплаты зарплаты рабочим и служащим предприятия, своему родственнику под строительство объектов, не имеющих отношения к предприятию, где работает главный бухгалтер. В данном случае в качестве непосредственного объекта выступают обще-ственные отношения, обеспечивающие задачи, стоящие перед бух-галтерией предприятия в части, во-первых, целевого использования денежных средств, во-вторых, в части своевременной выдачи зара-ботной платы рабочим и служащим предприятия. Главный бухгалтер использовал свое правомочие вопреки интересам данного структурного подразделения (бухгалтерии), которые определяются задачами, стоящими перед названной структурой. Но не вообще, а в той части, в какой они были нарушены. В результате чего и наступил ущерб.

Иная ситуация в случаях получения должностным лицом взятки за действия, не связанные с нарушением задач, стоящих перед структурой, представителем которой является взяткополучатель. При таком стечении обстоятельств нет непосредственного причинения ущерба общественным отношениям, обеспечивающим соответствующие задачи, однако имеет место причинение ущерба общественным отношениям, обеспечивающим неподкупность должностного лица, что является наиболее общественно опасным, поскольку неподкупность – это основа, исходя из которой формируются задачи соответствующих органов.

В учебной литературе высказано мнение, что применительно к рассматриваемой группе составов преступлений в качестве дополнительного объекта могут выступать охраняемые законом права и интересы личности. Решение вопроса о названном дополнительном объекте имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Признавая в качестве дополнительного объекта права и интересы личности, нельзя будет усматривать в деянии лиц ни одного из должностных составов преступлений, не связанных с посяга-тельством на эти права и интересы. Это противоречит устоявшейся на этот счет судебной практике. Немало случаев, когда практически любые составы должностных преступлений суды усматривают в деяниях должностных лиц, не связанных с посягательством на права и интересы личности. При этом неважно, идет ли речь о злоупотреблении служебными полномочиями, их превышении, взяточничестве, должностном подлоге и т.д.

В соответствии с уголовно-правовой доктриной дополнительный объект, точно так же как и основной, всегда выступает частью состава. И его отсутствие свидетельствует либо об отсутствии состава преступления, либо о том, что лицо, совершающее преступление, не окончило его выполнение. Наличие дополнительного объекта в составе преступления исключает квалификацию деяния по совокупности с тем составом преступления, в котором основным объектом выступает дополнительный объект состава. Так, скажем, в составе преступления, предусматривающего ответственность за разбой, в качестве дополнительного объекта выступает право граждан на здо-ровье. Следовательно, вред, причиненный здоровью, охватывается составом разбоя и не требует самостоятельной уголовно-правовой оценки. Напротив, если предположить, что право на здоровье не выступает дополнительным объектом разбойного нападения, а при его совершении был причинен вред здоровью, тогда деяние следовало бы квалифицировать по совокупности преступлений: за разбойное нападение и за причиненный вред одновременно.

Сказанное о дополнительном объекте подчеркивает его важность. В связи с чем необходимо определить, характеризуются ли должностные составы преступлений дополнительным объектом, в частности правами и интересами личности, или нет. Позиция законодателя на этот счет определяется тем, что в четырех статьях УК РФ: 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных пол-номочий), 288 (присвоение полномочий должностного лица), 293 (ха-латность) – преступные последствия закон связывает с существенным нарушением прав и законных интересов граждан. Это наводит на мысль, что коль скоро такого рода отношениям причиняется ущерб, то названные интересы наряду с общественными отношениями, обеспечивающими решение задач, стоящих перед соответствующими органами, их госу-дарственный авторитет, неподкупность должностных лиц и служащих, реализующих соответствующие задачи, также выступают объектом должностных составов преступлений. Такое положение закона позволяет сформулировать вывод, что на уровне конкретного состава интересы личности, её права, свободы, законные интересы могут сопровождать основной объект посягательства. Однако в этой ситуации следует говорить не о дополнительном объекте, а об объекте факультативном. Это означает, что состав должностного преступления будет выполнен не только в случаях, когда помимо основного объекта ущерб будет причинен и интересам личности, но и тогда, когда ущерб ограничивается лишь основным объектом.

Характеристика непосредственного объекта предполагает и оценку предмета соответствующего состава преступления. Применительно к составам должностных преступлений вопрос о предмете чаще всего связывают со взяточничеством, где в качестве предмета рассматривают соответствующие материальные средства. В отношении других составов этот вопрос практически не поднимается. Что вряд ли правомерно. Предмет преступления – такой же атрибут состава, как и объект. Выделение предмета в качестве самостоятельного признака позволяет определиться с содержанием объекта, охраняемого уголовным законом от преступных посягательств.

Как известно, предмет преступления – это интерес, по поводу и в связи с которым возникают общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Так, например, при убийстве предметом выступает жизнь человека, при совершении хищения – имущество и т.д.

Несколько сложнее установление предмета должностных преступлений. В литературе отсутствует общее понятие предмета преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. И, как следствие, данный вопрос в учебной литературе либо не рассматривается вообще, либо ему выделяются буквально две-три строчки, представляя, таким образом, завершенность его решения. Например, в учебнике «Уголовное право России. Особенная часть» отмечается, что «в отдельных преступлениях обязательным признаком является их предмет: например информация (документы, материалы), представляемая Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ); взятка (ст. 290 и ст. 291 УК РФ); официальные документы (ст. 292 УК РФ)» . Есть основания полагать, что предметом названной группы составов преступлений выступают предметы материального или духовного мира, воздействуя или воздерживаясь от воздействия на которые соответствующие субъекты реализуют свой статус, обеспечивая таким образом решение задач, стоящих перед структурами, представителями которых выступают эти субъекты. Это могут быть люди, документы, материальные ценности и т.д. Например, применительно к составу, предусматривающему уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), предметом может выступать физическое лицо, права которого нарушены, имущество, которого лишилась соответствующая организация, и т.д. Главное при этом – речь должна идти о таких предметах, воздействие или воздержание от воздействия на которые составляет суть должностных полномочий лица, злоупот-ребляющего ими.

Законодатель не во всех составах рассматриваемой группы преступлений непосредственно выделяет предмет в качестве обязательного признака.

Нет его в составах, предусматривающих уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК). В ряде же составов предмет выступает в качестве четко очерченного и самостоятельно выделенного законодателем признака. Например, в ст. 287 УК (отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации) в качестве предмета выступает соответствующая информация, в ст. 290 (получение взятки) и ст. 291 (дача взятки) – материальные ценности, в ст. 292 (служебный подлог) – документы.

Можно предположить, что во всех случаях, когда законодатель, конструируя формальные составы анализируемой группы преступлений, конкретизирует предмет преступления, то тем самым определяется момент приобретения деянием всех элементов соответствующего состава. Таким моментом выступает непосредственное воздействие либо уклонение от воздействия на предмет преступления. Так, состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, будет оконченным с момента фактического непредставления соответствующего документа, иного материала, предоставления их в неполном объеме либо в случаях, когда они содержат ложную информацию. Следовательно, как только предмет данного состава (до-кумент, иной материал), соответствующий определенным требованиям, будет передан Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, то усматривать в деянии лица анализируемый состав не представляется возможным. И наоборот. Аналогичная ситуация при получении или даче взятки. Как только предмет взяточничества хотя бы в какой-то мере будет передан от взяткодателя взяткополучателю, то состав данного преступления считается выполненным.

Материальные составы рассматриваемой группы преступлений не имеют конкретизированного предмета посягательства. И они (составы) считаются выполненными (оконченными) не в момент воздействия или невоздействия на предмет, а в момент изменения соответствующих общественных отношений, обеспечивающих «свой» предмет. То есть в этих случаях для определения завершенности преступления главным выступает не предмет преступления, а его объект. Например, при злоупотреблении должностными полномочиями лицо может воздействовать на гражданина, документ, имущество и т.д., что может являться предметом состава злоупотребления, однако состав будет выполненным с момента существенного нарушения прав и законных интересов гражданина, организации, охраняемых интересов общества или государства.

Объективная сторона анализируемой группы составов преступлений характеризуется следующими признаками: использованием своего правового статуса, определяемого соответствующей должностью, которую лицо замещает; использованием правового статуса вопреки ин-тересам службы, то есть вопреки основывающихся на государственном авторитете задач, стоящих перед соответствующим структурным под-разделением, представителем которого выступает данное лицо либо создает видимость такого представителя, их неподкупности; существенным нарушением прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства либо созданием реальных условий для существенного нарушения названных прав и законных интересов.

Рассмотрим каждый из названных признаков. Использование своего правового статуса, определяемого соответствующей должностью, которую лицо замещает, заключается в том, что субъект, будучи должностным лицом, государственным служащим, служащим органов местного самоуправления, обладает определенным объемом прав и наделен исчерпывающим объемом обязанностей, в совокупности образующих его профессиональный статус. Реализация статуса и направлена на обеспечение задач, стоящих перед структурой, представителем которой лицо является. Когда мы говорим об использовании правового статуса, то имеем в виду как действия, так и бездействие субъекта. Посредством действия могут быть реализованы права соответствующего должностного лица. В то время как его обязанности могут быть реализованы как действием, так и бездействием. Так, скажем, главный бухгалтер учреждения может быть наделен обязанностью организовывать проведение инвентаризаций, однако время их проведения, их последовательность, назначение участников таких инвентаризаций – его право. И если инвентаризации проводятся, но при этом главный бухгалтер не реализует принадлежащее ему право на определение последовательности их проведения, конкретных участников инвентаризаций, то будет иметь место использование главным бухгалтером своих полномочий путем без-действия.

Рассматриваемый признак (использование своего правового статуса) приобретает уголовно-правовую значимость лишь в тех случаях, когда такого рода использование осуществляется вопреки интересам службы. В этой связи возникает потребность наполнения фразы «вопреки интересам службы» уголовно-правовым содержанием. Как известно, законодатель оперирует данной фразой единожды, используя ее в качестве одного из признаков состава, предусматривающего уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Ни в одном другом составе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления названный признак законодателем не используется. Исходя из этого может сложиться впечатление, что данный признак («вопреки интересам службы») характеризует только состав злоупотребления должностными полномочиями. В действительности это не так. Названный признак является неотъемлемой частью всех составов преступлений главы тридцатой, за исключением дачи взятки (ст. 291 УК). И тот факт, что он назван лишь в одном составе, не исключает, а напротив, предполагает его наличие в каждом из составов преступлений данной группы. Это объясняется тем, что состав злоупотребления должностными полномочиями, где используется признак «вопреки интересам службы», является общим по отношению ко всем другим составам, расположенным в названной главе, следовательно, все его сущностные признаки так или иначе должны быть присущи всем составам данной группы. Поскольку все они (за исключением дачи взятки) являются составами специальными по отношению к составу, предусматривающему уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. То есть все специальные составы являют собой злоупотребление должностными полномочиями, но это такие злоупотребления, которые имеют свою специфику, позволившую законодателю облачить их в специальную форму.

Признак «вопреки интересам службы» отражает случаи, когда лицо, обладающее соответствующими правами и обязанностями, характеризующими замещаемую им должность, реализует свои полномочия (права и обязанности) не для обеспечения государственного авторитета и основанных на нем задач, стоящих перед структурным подразделением, а для решения задач, являющихся не благом для структуры, а злом.

Таким образом, если лицо исполняет свои полномочия в рамках задач органа, представителем которого оно является, то тем самым оно созидает, если же оно действует вопреки этим задачам, то выступает в роли разрушителя.

Существенное нарушение прав и свобод граждан, законных интересов организаций, общества, государства либо создание условий реального причинения вреда личности, обществу, государству также выступает одним из признаков, характеризующих объективную сторону преступлений рассматриваемой группы.

Составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления имеют разную конструкцию. Одни из них сконструированы по материальному принципу. Сюда следует отнести ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 288 (присвоение полномочий должностного лица), ст. 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), ст. 293 (халатность) УК РФ. Другие – по формальному. В этом ряду находятся преступления, предусмотренные ст. 287 (отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации), кроме пунктов «а», «в» ч. 3 данной статьи, ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 292 (служебный подлог) УК РФ.

Материальные составы рассматриваемой группы преступлений непосредственно описывают преступный результат, который должен возникнуть вследствие использования лицом своих полномочий вопреки интересам службы. Это существенное нарушение прав и законных интересов общества или государства. Данный признак обозначен в статьях 285, 286, в большей мере – в ст. 288 и в полном объеме – в ст. 293 УК РФ. Весьма своеобразно этот вопрос решен в ст. 289 УК, где в качестве преступного результата предусмотрено предоставление льгот и преимуществ или иное покровительство организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Данный результат является преступным не сам по себе, а выступает таковым как следствие незаконного участия лица в предпринимательской деятельности. Преступным же результатом данного состава, так же как и при злоупотреблении должностными полномочиями, выступает существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Но этот преступный результат законодатель счел обоснованным выразить в форме «предоставления льгот и преимуществ, покровительства организации, осуществляющей с его помощью предпринимательскую деятельность».

Формальные составы данной группы преступлений не обладают признаками, содержащими описания соответствующих уголовно-правовых последствий. Это может породить видимость, что они не имеют последствий. В действительности это не так. Дело в том, что формальные составы данной группы являются специальными по отношению к составу злоупотребления должностными полномочиями, который в этом плане выступает нормой общей. Так, в частности, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, получение взятки, служебный подлог есть злоупотребление должностными полномочиями или полномочиями государственного служащего либо служащего органа местного самоуправления. Однако такого рода злоупотребление непосредственно не направлено на существенное нарушение прав и законных интересов гражданина или организации, законных интересов общества или государства. Злоупотребление в этих составах весьма специфично. В одном случае оно проявляется в том, что должностное лицо не предоставляет требуемую Федеральным Собранием РФ или Счетной палатой РФ информацию, в другом – получает взятку, в третьем – осуществляет служебный подлог. Таким злоупотреблением лицо создает условия существенного нарушения прав и законных интересов граждан, законных интересов общества и государства не непосредственно, а опосредованно, что выступает преступным результатом представленной группы составов преступлений.

Следующим признаком объективной стороны выступает «существенное нарушение прав и свобод граждан, законных интересов организаций, общества и государства либо создание реальных условий существенного нарушения прав и законных интересов личности, общества и государства».

Для составов материальных требуется существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Для формальных составов такого рода последствий не требуется. Однако содеянное в принципе должно выступать реальным условием для существенного нарушения прав и законных интересов гражданина или организации либо общества и государства.

Что же представляет собой признак «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства»? Законодатель на этот счет не дает каких-либо разъяснений. Следовательно, решение этого вопроса остается за уголовно-правовой теорией и судебно-следственной практикой. Последняя, правда, применительно к УК РСФСР 1960 г., оперировала и оперирует ныне постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге», в котором разъясняется признак «причинения существенного вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан». Названный признак являлся неотъемлемой частью ст. 170 (злоупотребление властью или служебным положением), ст. 171 (превышение власти или служебных полномочий), ст. 172 (халатность) УК РСФСР 1960 г. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации, как известно, преступные последствия выражает в иной форме. В частности, они именуются как «существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства». Представленные формы преступных последствий явно не совпадают. В одном случае говорится о существенном нарушении (ныне действующий УК), в другом – о существенном вреде (УК РСФСР 1960 г.).

Как представляется, смысловое содержание и той, и другой формулировок близко друг к другу. Однако более правомерна форма ныне действующего уголовного законодательства России. С позиции закона нельзя причинить вред правам и законным интересам граждан или организаций, обществу или государству. Вред может быть причинен гражданам, организациям, обществу или государству посредством нарушения их прав или законных интересов. В этой связи позиция действующего УК РФ, оперирующего фразой «существенное нарушение прав и законных интересов граждан», предпочтительней.

Таким образом, разъяснение, данное Пленумом Верховного Суда СССР относительно рассматриваемого признака объективной стороны группы составов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, вполне применимо к действующему уголовному законодательству и по форме, и по существу.

Пленум в своем постановлении непосредственно не определяет, какой вред следует признавать существенным. Он рекомендует лишь критерии, которыми следует руководствоваться при решении данного вопроса. Необходимо учитывать «степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими мате-риального ущерба, количество потерпевших граждан, тяжесть при-чиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.» .

Представленное разъяснение, будучи несомненно ценным, не решает других не менее важных сторон анализируемого признака. В этом ряду прежде всего необходимо определиться с правами и за-конными интересами граждан и организаций, а также охраняемыми законом интересами общества или государства.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных разд. X Особенной части УК РФ является государственная власть. Видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, признаются государственная власть, власть органов местного самоуправления, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также интересы службы в государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная служба РФ в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Служба в органах местного самоуправления (муниципальная служба) согласно Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Интересы службы - нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ по выполнению стоящих перед ними задач.

Интересы службы определяются принципами и целями службы, а также путем установления ограничений и запретов для служащих.

Преступления, включенные в гл. 30 УК РФ, в теории часто называют должностными. Связано это с тем, что субъектом большинства этих преступлений признаются должностные лица . Вместе с преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23

УК РФ) в доктрине уголовного права должностные преступления иногда называют служебными 1 , или управленческими . Более подробно понятие должностного лица будет рассмотрено ниже.

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (примечание 4 к ст. 285 УК РФ).

Тот факт, что субъект большинства преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, специальный, говорит о том, что, как правило, посягательство на выделенный объект уголовно-правовой охраны осуществляется, если можно так выразиться, «изнутри» - лицами, которые наделены определенными полномочиями. Только два преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления (дача взятки и посредничество во взяточничестве) связано с посягательством на объект «извне» общим субъектом.

К общим признакам должностных преступлений следует отнести то, что они: 1) совершаются лицами, наделенными полномочиями (должностными лицами, служащими); 2) совершаются благодаря занимаемому служебному положению; 3) совершаются вопреки интересам службы; 4) как правило, посягают на несколько объектов.

По конструкции составы преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, представлены как материальными (ст. 285, ч. 1, 2 ст. 285 , ст. 286, 286 1 , 288, ч. 2 ст. 292, ст. 292 1 , 293 УК РФ), так и формальными составами (ст. 285 1 , 285 , ч. 3 ст. 285 , ст. 287, 289, 290, 291, 291 1 , ч. 1 ст. 292 УК РФ). В качестве общественно опасных последствий в составах злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, квалифицированного служебного подлога законодатель предусмотрел существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Большинство преступлений может быть совершено только путем действия (ст. 285 1 , 285 , 285 , 286, 288, 289, 290, 291, 291 1 , 292 УК РФ), некоторые - путем действия или бездействия (ст. 285, 292 1 , 293 УК РФ), или только путем бездействия (ст. 286 1 , 287 УК РФ).

Преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 292*, ст. 293 УК РФ, являются неосторожными, все иные преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, могут быть совершены умышленно и некоторые с двумя формами вины. В составах злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и служебном подлоге (ст. 292 УК РФ) субъективная сторона представлена, помимо вины, еще и корыстной или иной личной заинтересованностью.

В последнее время государство уделяет все больше внимания противодействию посягательствам, направленным на подрыв авторитета государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления. В январе 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция проявляется в коррупционных преступлениях, к числу которых относятся и некоторые преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Согласно указанному Федеральному закону коррупция - это:

  • а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • б) совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.

К числу коррупционных следует отнести злоупотребление должностными полномочиями, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве.

Понятие должностного лица определено в примечании 1 к ст. 285

УК РФ. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Согласно данному определению должностные лица могут выполнять должностные полномочия постоянно, временно или по специальному полномочию.

Выполнение должностных полномочий постоянно имеет место в том случае, когда эти полномочия входят в круг основных и лицо наделяется ими на все время исполнения обязанностей по должности. Временно лицо исполняет обязанности, когда устанавливается срок, в течение которого лицо обладает соответствующими полномочиями и эти полномочия входят в круг основных.

Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» выполнение должностных функций по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов полиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или однократно либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.).

Должностные полномочия должны возлагаться на лицо в установленном порядке. Если возложение соответствующих обязанностей требует издания письменного приказа, то лицо, которое осуществляло эти полномочия но устному распоряжению руководителя, вряд ли может быть признано осуществляющим должностные полномочия.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.) совершило действия, образующие объективную сторону должностного преступления, то такие действия следует квалифицировать как должностное преступление (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19).

В соответствии с законодательной дефиницией следует выделить два вида должностных лиц:

  • 1) представители власти;
  • 2) лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Понятие представителя власти определяется в примечании к ст. 318 УК РФ. Это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Ключевым при установлении признаков представителя власти является наличие у соответствующего лица правовой возможности отдавать распоряжения лицам, не находящимся от него в служебной зависимости.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ России, состоящие па государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) 1 .

К административно-хозяйственным фу нкциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Утверждение адвоката О. в жалобе о том, что Ч. хотя и являлся начальником госпиталя, но не мог быть признан субъектом получения взятки, так как на него была возложена лишь обязанность представления списка кандидатов, а окончательное решение о направлении в командировку в Боснию зависело от вышестоящих должностных лиц и что Ч. каким-либо образом участвовать в окончательном разрешении этого вопроса не мог, не соответствует материалам дела и не может повлиять на принятое судом решение. Судом установлено, что Ч. (в соответствии с распоряжением командования о представлении списка кандидатов для направления в командировку) располагал полномочиями должностного лица и на стадии подбора кандидатов мог способствовать или отказать подчиненным в направлении их за границу. Суд обоснованно указал в приговоре, что подтверждением такого вывода является то, что некоторым из подчиненных, подавшим рапорты с просьбой о направлении в загранкомандировку, Ч. сразу же отказал, а по рапорту К. принял положительное решение и он им был представлен в качестве кандидата на поездку в такую командировку.

Решая вопрос о квалификации преступных действий Ч., суд всесторонне исследовал его должностное положение и полномочия и пришел к правильному выводу, что, будучи должностным лицом, он незаконно получил от своего подчиненного К. деньги в сумме 1000 долл. США за включение его в список кандидатов для направления в служебную командировку в Боснию. Включение К. в списки входило в его служебные полномочия, и наряду с этим он принимал меры к направлению К. в командировку. Совершенные Ч. действия обоснованно расценены судом как получение взятки .

В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции но обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию (ст. 34, 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ).

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Не являются должностными лицами работники, исполняющие профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 6 ноября 2001 г., рассмотрев уголовное дело по кассационным жалобам адвокатов, приговор в отношении II. изменила: его действия, квалифицированные по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ, переквалифицировала на ст. 233 УК РФ.

Как видно из должностной инструкции в отношении врача-педиатра городской больницы и приказов о полномочиях врача, Н. как рядовой врач-педиатр не обладал ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями и поэтому не являлся должностным лицом. Следовательно, он не может рассматриваться как субъект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Н. должен нести ответственность по ст. 233 УК РФ за незаконную выдачу и подделку рецептов, дающих право на получение сильнодействующих веществ, которые могут быть использованы для изготовления наркотических средств .

Должностными признаются лица, осуществляющие соответствующие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами.

Как было установлено, Г. являлась руководителем государственного унитарного предприятия «Дирекция по эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций».

Из устава этого предприятия видно, что одной из целей его создания является извлечение прибыли.

В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

В истории уголовного законодательства регламентация ответственности за служебные (должностные) преступления прошла несколько этапов. Первоначально эти преступления не выделялись в законодательстве в виде особой группы, а рассматривались как отдельные случаи общих преступлений, совершенных с использованием служебных полномочий. Затем законодательство разных стран стало выделять должностные преступления в отдельную группу, причем в качестве признака, обособляющего их от других преступлений, рассматривалось особое положение виновного лица, злоупотреблявшего предоставленными ему публичной властью полномочиями. Как писал известный российский криминалист В. Н. Ширяев, "должностные преступления - это злоупотребление служебными полномочиями, заключающееся в посягательстве ими на правовые блага , доступные для воздействия лишь со стороны должностных лиц , или и на иные правовые блага, но учиненные с помощью такого способа, который находится в руках только должностного лица".

В дореволюционном российском уголовном праве должностные (служебные) преступления стали рассматриваться как особый вид преступлений, начиная с Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., где были выделены в разделе "О преступлениях и преступниках по службе государственной и общественной". Уголовное уложение 1903 г. также содержало главу "О преступных деяниях по службе государственной и общественной". Субъектом этих деяний признавался служащий, т. е. "лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной, в качестве должностного лица, или полицейского или иного стража или служителя, или лица сельского или мещанского управления " (ч. 4 ст. 636).

В советских Уголовных кодексах (1922, 1926 и 1960 гг.) существовала самостоятельная глава о должностных (служебных) преступлениях, правда, перечень их менялся. По УК РСФСР 1960 г. к числу должностных преступлений были отнесены: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве (1962 г.), должностной подлог, нарушение антимонопольного законодательства (1992 г.).

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. принципиально изменил существовавшую в советском уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Фактически полное огосударствление всех сторон экономической и общественной жизни, сложившееся в условиях тоталитаризма и командно-административной системы управления, определяло понимание должностных преступлений как деяний, нарушающих нормальную деятельность государственного и общественного аппарата управления, субъектами которых могли быть управленческие работники практически всех существовавших в обществе структур, за исключением религиозных организаций и объединений. Поэтому субъектами должностных преступлений, помимо представителей власти, признавались лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в государственных и общественных организациях, учреждениях и на предприятиях (примечание к ст. 170 УК РСФСР 1960 г.). Коренная перестройка экономической и политической систем общества в Российской Федерации в 90-е годы, возникновение многоукладной экономики , появление многочисленных коммерческих организаций, основанных на различных формах собственности , процесс демократизации, связанный, в частности, с появлением политических партий и общественных объединений различной ориентации, снятие налета государственности с профсоюзов и других общественных организаций определили необходимость пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица, сложившихся в советском уголовном праве и отражавшихся в действовавшем законодательстве. Следствием этого явилось появление в УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23) и "Преступления против государственной власти , интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления " (гл. 30). К числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293).

В отличие от ранее действовавшего Кодекса в названии гл. 30 УК РФ 1996 г. более определенно отражен родовой объект преступлений, ответственность за совершение которых регламентируется в данной главе: государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Государственная власть в Российской Федерации (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляется Президентом , Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством , судами Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) осуществляют образуемые ими органы представительной, исполнительной и судебной (конституционный (уставной) суд , мировые судьи) власти. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г.). Служба в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.) - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению полномочий этих органов на решение вопросов местного значения (ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 1995 г.). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью , формируют, утверждают и исполняют местный бюджет , устанавливают местные налоги и сборы , осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения.

Интересы государственной и муниципальной службы

Интересы государственной и муниципальной службы заключаются прежде всего в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Однако, как отмечается в Указе Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы", становление российской государственности нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента РФ и решений судов.

Таким образом, родовым объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК, является нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти , органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках (внутренние, пограничные, железнодорожные и т. д.) и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Помимо этого основного объекта, указанные преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения способны причинить физический вред гражданам, имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям, серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить иной вред интересам общества и государства .

Второй отличительной чертой преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что они совершаются специальными субъектами, т. е. лицами, характеризующимися определенными особенностями по сравнению с общим субъектом. Эти преступления совершаются как бы изнутри, т. е. самими работниками государственных или муниципальных органов, государственных или муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными публичной властью определенными полномочиями и использующими эти полномочия в преступной деятельности. В большинстве составов преступлений, включенных в гл. 30 УК, таким субъектом является должностное лицо. В то же время в примечании 4 к ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292).

Согласно примечанию 1 к ст. 285, должностными лицами как субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Таким образом, закон очень четко выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.

Содержание понятия "представитель власти" применительно ко всем случаям его использования в статьях УК РФ раскрыто в примечании к ст. 318 УК: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. При сопоставлении этого определения с определением должностного лица обнаруживается его тавтологичность: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, т. е. функции должностного лица.

В связи с этим сохраняет свою значимость разъяснение понятия представителя власти, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге", где представитель власти характеризуется тем, что он наделен правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, в зависимости от него. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники милиции и т. д.).

Представители власти осуществляют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.

Законодательная власть

Лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, считаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.).

Глава органа местного самоуправления

Глава органа местного самоуправления - должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главы муниципального образования должны избираться населением, хотя в настоящее время многие из них еще продолжают работать по назначению. Наименование главы органа местного самоуправления (глава администрации, мэр, председатель, староста и др.) и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления необходимо отличать от служебных правонарушений (проступков), влекущих лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность. Нормативными актами, регулирующими дисциплинарную ответственность служащих, являются: Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции и др. Отличие между преступлениями и проступками по службе проводится по степени общественной опасности, критерием которой в первую очередь является тяжесть наступивших последствий от служебного правонарушения, а также некоторые иные обстоятельства, указанные в статьях УК.

В заключение общей характеристики преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления нужно сказать, что проблемы уголовной ответственности за служебные преступления обстоятельно исследованы в работах А. А. Жижиленко, Б. В. Здравомыслова, В. Ф. Кириченко, Н. С. Лейкиной, М. Д. Лысова, А. Б. Сахарова, А. Я. Светлова, А. Н. Трайнина, Б. С. Утевского, В. Н. Ширяева, А. Я. Эстрина и других криминалистов.